Научная статья на тему 'Особенности родительского отношения к детям с расстройствами аутистического спектра'

Особенности родительского отношения к детям с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1096
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гринина Е. С., Бессонова А. А.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме особенностям детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. В работе проводится анализ родительских отношений, выявляются основные воспитательные позиции, на которых строятся отношения к ребенку, и отслеживаются психоэмоциональные состояния родителей. В исследовании принимали участия родители, воспитывающие детей с РАС, и родители, воспитывающие нормально развивающих детей. Авторы предполагают, что в детско-родительских отношениях в семьях, воспитывающих детей с РАС, характерны такие тенденции, как гиперопека и эмоциональное отвержение ребенка родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гринина Е. С., Бессонова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности родительского отношения к детям с расстройствами аутистического спектра»

УДК 159.09.07

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

© 2019 Е. С. Гринина1, А. А. Бессонова2

1канд. психол. наук, доцент доцент кафедры реабилитационных технологий на базе ГАУ СО «ЦАРИ»

e-mail:elena-grinina @ yandex. ru

2обучающаяся 4 курса, направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Специальная психология

e-mail: cool. bessonovaanna @ ya. ry

Россия, Саратов, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - особенностям детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. В работе проводится анализ родительских отношений, выявляются основные воспитательные позиции, на которых строятся отношения к ребенку, и отслеживаются психоэмоциональные состояния родителей. В исследовании принимали участия родители, воспитывающие детей с РАС, и родители, воспитывающие нормально развивающих детей. Авторы предполагают, что в детско-родительских отношениях в семьях, воспитывающих детей с РАС, характерны такие тенденции, как гиперопека и эмоциональное отвержение ребенка родителями.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, расстройства аутистического спектра, родительское отношение, родительская позиция, психоэмоциональное состояние родителей.

Понятие «родительское отношение» имеет широкий характер и отражает взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение содержит субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, устанавливая особенность родительского воспитания, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. В структуре родительского отношения можно выдвинуть когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты [Варга 1987: 202]. С понятием родительского отношения соотносятся такие определения, как родительская позиция и родительская установка, однако они отличаются степенью осознанности. Родительская позиция опирается на сознательно принятые и выработанные устои и взгляды, а установка менее однозначна [Сергеева 2011: 235].

Проблема детско-родительских отношений - одна из важнейших проблем в психологии. Семья вводит ребенка в социокультурный мир и помогает адаптироваться в нем. С раннего возраста она является главным источником развития ребенка, становления его как личности, изучения и познания мира. Поэтому эмоциональная поддержка, внимание родителей, особенно мамы, так нужны ребенку. В детском возрасте семья является главным источником в становлении и развитии высших психических функций.

Детско-родительские отношения для детей с ограниченными возможностями здоровья особо значимы, так как именно они выполняют одну из важнейших функций в гармоничном развитии самого ребенка, его личности и самооценки [Гринина,

Раздел 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Рудзинская 2016]. С самого рождения ребенок находится и развивается в этой среде. Именно семья является тем фактором, который позволяет раскрыть потенциальные возможности ребенка с различными нарушениями и поспособствовать их дальнейшему совершенствованию.

С момента узнавания диагноза ребенка в жизни семьи происходят коренные изменения. Родители в нашей стране относятся к инвалидности как к личной проблеме. Они оказываются в глубоком потрясении и в длительном времени находятся в «шоковом» состоянии, узнав об особенностях своего ребенка, которые могут быть не только физическим, но и психическим отклонением [Белякова, Гринина 2016].

Семья первоначально отвергает саму мысль о возможности серьезного заболевания у ребенка. Супруги склонны обвинять друг друга и родственников в плохой наследственности. Отрицание сменяется переживанием вины. Одновременно они испытывают любовь к своему ребенку и чувство рухнувшей гордости за него.

В период упадка жизненных сил родители стремятся обвинить себя и других. У них понимание того, что процесс развития и коррекции будет длительным, происходит не сразу. По мере осознания этого факта у законных представителей происходит сильнейший стресс, который длится на протяжении всей жизни, и в большинстве случаев происходит изоляция семьи от общества. Проблемы и заботы о ребенке, имеющем какое-либо заболевание, становятся преградой для полноценной жизни каждого из членов семьи. Родители, воспитывающие ребенка с расстройством аутистического спектра, переживают чувство вины, одиночества и беспомощности [Гулманова, Коновалова 2015]. Семья превращается в своеобразную микросреду со специфической деформированной системой отношений между родственниками.

Исследованием детско-родительских отношений занимались многие психологи, как отечественные, так и зарубежные. Значительный вклад в ее изучение сделали А.С. Спиваковсткая, Г. Крайг, А.Я. Варга, В. Сатир, З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фромм, Д.В. Винникота, Дж. Уотсон и др. Однако проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с расстройствами аутистического спектра, требует дальнейшего изучения [Вишневский 1984: 567].

Целью эмпирического исследования выступало изучение особенностей родительского отношений детям с расстройствами аутистического спектра.

Исследование проводилось на базе Государственного автономного учреждения Саратовской области «Энгельсский центр социальной помощи семье и детям Семья» г. Энгельса и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 32» г. Энгельса.

В исследовании принимали участие следующие группы испытуемых:

- родители, воспитывающие нормально развивающих детей в возрасте 6-7 лет, 10 испытуемых;

- родители, воспитывающие детей с расстройством аутистического спектра в возрасте 6-7 лет, 10 испытуемых

В ходе эмпирического исследования использовались следующие методики:

- тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);

- анкета «Лики родительской любви»;

- тест-опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников)

Изучение детско-родительских отношений с применением методики «Опросник детско-родительских отношений» (А.Я. Варга, В.В. Столин) позволило выявить ряд основных тенденций в отношении родителей детей с расстройствами аутистического

Гринина Е. С. Бессонова А. А. Особенности родительского отношения

к детям с расстройствами аутического спектра

спектра. Так, по шкале «принятие/отвержение» в семьях, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра, средний результат равен 12,7 баллов, а в семьях с нормально развивающимися детьми - 23,9 баллов.

Показатели родителей детей с РАС почти приближены к отрицательному отношению к ребенку, но при этом они стремятся принимать ребенка таким, какой он есть, уважать и учитывать его интересы, хотя это им не всегда удается. А родители нормально развивающих детей наоборот испытывают преимущественно положительные эмоции по отношению к своему ребенку.

Результаты опроса по шкале «кооперация» показывают, что как в норме (4,9 балла), так и в случае нарушений развития у ребенка (4,3 балла) родители не заинтересованы в делах и планах ребенка, дистанцируются от него в процессе деятельности.

Данные шкалы «симбиоз» показывают, что в семьях, воспитывающих детей, не имеющих расстройств аутистического спектра, средний показатель равен 6,2 балла, что отражает наличие оптимальной межличностной дистанции в отношениях ребенка и родителей. В отличие от них, в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, дистанция между родителем и ребенком более выражена -3,8 балла в среднем.

По шкале «авторитарная гиперсоциализация» у обоих типов семей также прослеживаются значительные различия между показателями. Родители, воспитывающие детей, не имеющих отклонений, занимают среднюю позицию (5,3 балла), что и является нормой. В отличие от них, у родителей, имеющих детей с РАС, наблюдается низкий показатель по этой шкале - 1,8 балла, что свидетельствует, о том, что возможности контроля за поведением ребенка практически отсутствуют.

Результат по шкале «маленький неудачник» показывает, что в двух семьях родители верят в своего ребенка, не считая его неудачником. В семьях, воспитывающих ребенка с РАС, показатель равен 1,9 балла, а в семьях воспитывающих нормально развивающих детей, равен 1,7 балла.

Результаты изучения детско-родительских отношений с применением методики «Лики родительской любви» показывают, что в семьях, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра, преобладает промежуточный стиль, лишенный крайностей (75%). В других случаях (20%) преобладает женский подход к воспитанию, то есть наполненный любовью, лаской и заботой. Реже всего (5%) отмечается мужской подход к воспитанию, где превалирует высокие требования к ребенку. А в семьях с нормально развивающим ребенком респонденты единогласно предпочли материнский подход к воспитанию, в котором присутствует лишь любовь и понимание.

Результаты изучения родительского состояния с применением методики «САН (самочувствия, активности и настроения)» (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников) показали, что показатели по шкале «Самочувствие» в семьях, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра, составляют 45 балла, а в семьях с нормально развивающимися детьми - 46,2 балла, что соответствует средней выраженности рассматриваемого фактора. Показатели по шкале «Активности» свидетельствуют, что родители, воспитывающие нормально развивающихся детей, более активны (43 балла), чем родители детей с РАС (35,8 балла). Данные шкалы «Настроение» показывают, что родители, воспитывающие детей с РАС, имеют средние показатели, равные 48,8 баллам, а в семьях с нормально развивающимися детьми эти показатели составляют 48,5 балла, что отражает нормальное, адекватное настроение.

Итак, по результатам эмпирического исследования можно сделать вывод, что в семьях с нормально развивающим ребенком присутствует материнский стиль воспитания, наполненный любовью и лаской. А у родителей, воспитывающих детей с

Раздел 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

РАС, наблюдается трудность в принятии индивидуальности ребенка, наряду с этим родители стремятся быть ближе к нему, одобряя и принимая интересы ребенка. Однако родители низко оценивают способности ребенка, но при этом верят в его силы. Большинство родителей, воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра, склонны к промежуточному стилю воспитания, то есть лишенный крайностей, имеющий эмоциональную отстраненность.

Библиографический список

Белякова А.С., Гринина Е.С. К вопросу об эмоциональном состоянии родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. М., 2016. С. 218-226.

Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.,1987. 22 с.

Вишневский В.А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1984. № 4. С. 567.

Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 2. С. 163-168.

Гулманова С.В., Коновалова М.Д. Анализ психологического состояния родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра [Электронное издание]. Социокультурная интеграция и специальное образование: сб. науч. ст. / Саратов. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. М., 2015. С. 290-297.

Сергеева В. П. Основы семейного воспитания. М., 2011. 235 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.