дует постоянно заботиться о точности прогнозов и снижении степени неопределенности спроса, налаживании деловых отношений между партнерами, повышении качества рекламы. Все большее значение при-
обретает работа по повышению уровня профессиональной подготовке работников, привлекаемых для решения задач коммерциализации новшеств.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО АУТСОРСИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА, СОЗДАНИИ И ОСВОЕНИИ ИННОВАЦИЙ Б.Ю. Сербиновский, д-р экон. наук, профессор, Б.Б. Сербиновский, ведущий инженер, Т.Г. Гусенко, зам. декана Южный федеральный университет
За пятьдесят лет «официального» существования концепции аутсорсинга этот вид деятельности приобрел значительные масштабы и видовое разнообразие. Например, аутсорсинг в производстве автомобилей является основой организации производственного процесса [1]. По данным Американской ассоциации менеджмента еще в 1997 г. более половины промышленных компаний передали на аутсорсинг хотя бы один компонент своего производственного процесса [2]. Американские автомобилестроители, вступив в альянсы с японскими производителями автомобилей, приняли практику передачи на аутсорсинг основных и вспомогательных процессов [3]. Перспективность аутсорсинга подтверждается тем, что за период 19962000 гг. его мировой рынок вырос более чем в 1,6 раз (с 150 до 400 млн. долл. США)1.
Причины появления и распространения аутсорсинга кроются в стремлении компаний повышать эффективность и конкурентоспособность.
Научно-исследовательский аутсорсинг еще не получил должного развития, хотя его использование в организации подготовки производства и освоении инноваций весьма перспективно. Этот вид аутсорсинга занимает особое место в решении проблем инновационного развития предприятий, которые освобождаются от необходимости создавать специальные основные фонды и оборотные средства для научных исследований, опытно-конструкторских и технологических разработок, подбирать соответствующий высококвалифицированный и опытный персонал. Предприятиям выгодно заказывать научные исследования и инновационные разработки специализированным организациям, используя научно-исследовательский аутсорсинг.
Анализ определений аутсорсинга, его сущности и содержания позволяет предложить дефиниции терминов «аутсорсинговые отношения или отношения аутсорсинга», «аутсорсинг» и «научно-исследовательский аутсорсинг», предварительно рассмотрев отдельные и необходимые элементы этих дефиниций.
Термин «аутсорсинговые отношения» в словарях и экономической литературе не описывается, хотя
1 http:// www.outsoursing.com
необходимость в этом связана с многообразием и сложностью таких отношений, отсутствием теоретического их описания, теоретическим и прикладным значением термина, позволяющего упорядочить ту часть экономической терминологии, которая связана с аутсорсингом.
Аутсорсинговые отношения - это форма производственных отношений, которые объективно складываются между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ при передаче предприятием-заказчиком определенных работ и функций специализированной фирме-исполнителю, позволяющая заказчику эффективно использовать собственные ресурсы и средства производства исполнителя на основе разделения, специализации и кооперации труда и высокой компетенции рабочей силы, используемой исполнителем для специализированного производства работ и оказания услуг. Заказчик передает часть производственных процессов исполнителю, называемому аутсорсером, отказывается от активов и рабочей силы, которые позволяют выполнять переданную часть процессов, а аутсорсер приобретает такие активы, привлекает рабочую силу и организует специализированное производство работ и оказание услуг, используя соответствующие технологии и управление производством и трудом людей, обладающих высокой, специальной и соответствующей переданным функциям и работам компетенцией. Производственно-экономические аутсорсинговые отношения предполагают юридическую независимость аутсорсера от заказчика, но допускают участие заказчика в собственности аутсорсера. Аутсорсинговые отношения предусматривают товарный обмен продукцией и информацией при осуществлении заказчиком совместно с аутсорсером некоторого общего процесса производства, выполнение части которого поручено аутсорсеру. Заказчик в результате обмена сначала передает исполнителю продукцию в форме незавершенного производства или исходную информацию и после выполнения заказных работ, поручных функций получает от исполнителя продукцию или обработанную особым образом информацию, которую далее использует в своем производственном процессе и оплачивает ее по оговоренной цене, отражающей распределение ресурсов и дохода между заказчи-
ком и аутсорсером с учетом затрат и прибыли аутсорсе-ра и условий эффективного производственного потребления ресурсов (продукции, благ, товаров и услуг) заказчиком и аутсорсером, включая потребление ресурсов труда, предполагающее предоставление благ работникам предприятия-заказчика и аутсорсера для удовлетворения их жизненных потребностей.
Целью построения аутсорсинговых отношений является лучшее использование заказчиком и исполнителем своих производственных потенциалов и производственных ресурсов, позволяющее удовлетворять потребности потребителей производимых продукции, работ и услуг, возмещать затраты ресурсов и получать наибольшую прибыль.
Аутсорсинг - это процесс и результат аутсорсинговых отношений. Необходимыми элементами дефиниции, отражающими сущность этого термина, следует считать:
• передачу независимому, юридически самостоятельному аутсорсеру управленческих функций или работ как части процессов производства продукции, работ и услуг, которые реализует предприятие-заказчик;
• передача заказчиком аутсорсеру управленческих функций или работ осуществляется на возмездной основе и на определенное время, за выполнение делегированных функций и порученных работ аут-сорсеру выплачивается вознаграждение по оговоренной цене. Таким путем заказчик на основе товарного обмена передает часть своих производственных ресурсов (активов для выполнения функций и работ) аутсорсеру. При эффективном производстве работ, оказании услуг, выполнении функций аутсорсер возмещает свои затраты и получает прибыль, а заказчик экономит производственные ресурсы, уменьшает себестоимость продукции (работ и услуг) и увеличивает свою прибыль. Это возможно, если аутсорсер выполняет порученные функции и работы более эффективно, чем заказчик;
• передача функций и работ осуществляется на основе стратегического выбора заказчика по поводу ведения бизнеса и стратегического выбора бизнеса исполнителем, поэтому аутсорсинговые отношения могут иметь длительный характер как отражение компромисса при распределении между заказчиком и аутсорсером производственных ресурсов и доходов и обоюдного стремления к выгоде отношений.
Аутсорсинг - это основанная на стратегических решениях заказчика и исполнителя передача на договорных условиях, на определенный срок и по оговоренной цене управленческих функций или части производственного процесса, реализуемого заказчиком, позволяющая заказчику повысить эффективность деятельности, а исполнителю при эффективном производстве продукции, работ и оказании услуг возместить затраты производственных ресурсов и получить прибыль.
Приведенное выше определение аутсорсинговых отношений позволило в дефиниции термина «аутсор-
синг» использовать только необходимые элементы, определяющие сущность аутсорсинга. Одновременно обоснована целесообразность и необходимость использования термина «аутсорсинговые отношения», позволяющего более обобщенно и точно определить термин «аутсорсинг».
Видовое разнообразие аутсорсинга и специфика отдельных его видов заставляет уделить внимание научно-исследовательскому аутсорсингу, исследовать его особенности, отразив их в дефиниции терминов «научно-исследовательский аутсорсинг» и «научно-исследовательский аутсорсинг высоких технологий».
Научно-исследовательский аутсорсинг обеспечивает использование клиентом последних достижений науки, позволяет ему вовлекать в инновационные процессы редкие ресурсы (прежде всего, уникальное оборудование, технологии и высококвалифицированный персонал аутсорсера) и снижать риск инноваций и их инвестиционного обеспечения (за счет использования аутсорсером накопленной базы знаний, высокого профессионализма сотрудников).
Следует отметить, что научно-исследовательская организация (аутсорсер) может выполнять функции научно-исследовательской, опытно-конструкторской, опытно-технологической или организационно-экономической подготовки производства клиента. При этом аутсорсер будет готов выполнять эти функции, если оплата работ позволит ему воспроизводить свой бизнес и наращивать научно-производственный потенциал, в том числе накапливать новые знания как залог для будущих инновационных разработок.
Анализ основных особенностей научно-исследовательского аутсорсинга позволяет дать следующее его определение.
Аутсорсинг научно-исследовательский - это основанная на стратегических решениях заказчика и исполнителя передача на договорных условиях, на определенный срок и по оговоренной цене функций научно-исследовательской, опытно-конструкторской, опытно-технологической или организационно-экономической подготовки производства клиента, реализуемой заказчиком, позволяющая заказчику повысить эффективность деятельности и обеспечить свое инновационное развитие, а исполнителю - воспроизводить свою деятельность и повышать научно-производственный потенциал.
Большой потенциал развития имеет научно-исследовательский аутсорсинг высоких технологий, которые должны сыграть особую роль в современном развитии национальной экономики.
Под высокими, наукоемкими технологиями понимают наукоемкие универсальные, многофункциональные, многоцелевые технологии. Они имеют широкую сферу применения, способны вызвать цепную реакцию нововведений в народном хозяйстве, обеспечивают более оптимальное (по сравнению с предшествующими технологиями) соотношение затрат и результатов, оказывают позитивное воздействие на со-
циальную сферу. Считается, что высокая технология обладает высокой хозяйственной релевантностью. В мировой практике к высоким технологиям, как правило, относят микроэлектронику, коммуникационную технику, биотехнологии, создание новых материалов, микромеханику и те производства, технологии, в которых непосредственно использованы новейшие достижения физики, химии, механики и информатики.
Высокие технологии вызывают структурные изменения производства:
а) продукты преобразуются в системы; на рынке предлагаются, например, не станки, а системы машин, обеспечивающие все операции по перемещению и обработке деталей, вплоть до складирования и учета. Полное использование таких возможностей коммуникационной техники является решающим условием конкурентоспособности продукции;
б) высокая технология стирает границы между ранее автономными отраслями. Благодаря комбинированию высоких технологий достигается значительный синергический эффект;
в) высокая технология ведет к интернационализации рынков и производств. Автаркия национальных экономик и отдельных предприятий становится все более редким явлением [4, с. 833].
Научно-исследовательский аутсорсинг высоких технологий может быть определен следующим образом. Это основанная на стратегических решениях заказчика и исполнителя передача заказчиком функций научно-исследовательской, опытно-конструкторской, опытно-технологической или организационно-экономической подготовки производства исполнителю. Передача осуществляется на договорных условиях, на определенный срок и по оговоренной цене. В производстве используется наукоемкая универсальная, многофункциональная, многоцелевая технология, имеющая широкую сферу применения, способная вызвать цепную реакцию нововведений, обеспечивающая более оптимальное по сравнению с предшествующими технологиями соотношение затрат и результатов, оказывающая позитивное воздействие на социальную сферу и позволяющая заказчику повысить эффективность деятельности и обеспечить свое инновационное развитие, а исполнителю - воспроизводить свою деятельность и повышать научно-производственный потенциал.
Организация подготовки высокотехнологичных производств и освоения в производстве наукоемкой продукции, высоких технологий и высокотехнологичного оборудования обладает рядом особенностей:
• наукоемкость подразумевает более высокую долю затрат умственного творческого труда в процессах подготовки производства, а также в наукоемкой продукции, технологии и оборудовании. Такая закономерность вызывает тенденцию развития аутсорсинго-вых отношений при проведении НИР, ОКР и организации подготовки производства инноваций и использования инноваций в производстве. Предприятия-производители готовы в большей мере осваивать инно-
вации, но им не хватает компетенций для реализации всего инновационного цикла. Поэтому они готовы передавать указанные процессы и функции аутсорсеру;
• наукоемкие изделия, технологии и высокотехнологичные производственные машины и оборудование требуют не просто большого объема затрат интеллектуального и высококвалифицированного труда, но этот труд имеет творческий характер и связан с созданием нового научного знания и его прикладным использованием в процесс создания инноваций. При аутсорсинге функции и отдельных процессов организации подготовки высокотехнологичных производств научно-прикладная новизна решений актуализирует проблему распределения прав на интеллектуальную собственность и задачу выбора формы ее защиты;
• при создании наукоемких продуктов решаются сложные научно-технические и иные проблемы, требующие междисциплинарных исследований, комплексного и системного подходов к исследованиям и проектированию, поэтому творческий труд имеет коллективный характер и уже не может опираться только на творческий гений одиночек. Более того, крупные научно-технические инновации и проекты являются результатом труда многих партнеров по научной и проектной кооперации, работы и задачи которым выделяются с применением субконтрактации. Результаты такого труда принадлежат коллективам, которые могут рассчитывать на участие в интеллектуальной собственности и получение доходов от ее коммерческого использования. Поэтому аутсорсинговые отношения, регулируемые договорами, должны предусматривать взаимовыгодного коммерческое использование интеллектуальной собственности аутсорсером и заказчиком работ. Сложившаяся традиция оценки стоимости работ по организации подготовки производства, НИР и ОКР на основе затратного подхода несостоятельна, поскольку ценность научных и проектных разработок с учетом созданной интеллектуальной собственности оказывается неизмеримо больше затрат на исследование и проектирование;
• предприятие зачастую обращается в научные организации за помощью в выборе и обоснования направления инновационного развития или выборе и обосновании конкретного инновационного решения. Сложность современного рынка и высокий уровень научно-технического прогресса ставят предприятия в такое положение, когда они не могут на должном уровне обеспечить необходимые компетенции персонала для решения всего набора задач производства, коммерции и развития. Научно-исследовательский аутсорсинг становиться тем инструментом, который позволяет эффективно разделить компетенции, функции и процессы между аутсорсером и предприятием-заказчиком. Процесс передачи на аутсорсинг задачи выбора инновационного пути развития порождает новую функцию и проблему. Традиционно инновационные выбор - это функция предпринимателя, который вкладывает свои предпринимательские способ-
ности (как особый производственный ресурс) в производство и реализацию продукции, в товар и услуги. Однако в описываемой ситуации заказчик ждет от аутсорсера участия в подготовке и обоснованном выборе предпринимательского решения. Безусловно, окончательное решение и риск его реализации берет на себя предприниматель, но участие в подготовке и принятии этого решения принимает аутсорсер, вкладывая в это решение свои предпринимательские способности. Поэтому возникает проблема распределения предпринимательской прибыли от коммерческого использования предпринимательских способностей аутсорсера. Эта проблема может быть решена при урегулировании конфликта интересов заказчика и исполнителя и находит свое отражение в цене заказа или в цене и дополнительных условиях распределения прибыли предпринимателя при использовании предложенных ему решений. И опять мы сталкиваемся с необходимостью ухода от расчета цены на научную продукции затратным методом в пользу широкого использования оценок ценности и исследования полезности разработанных аутсорсером и передаваемых заказчику для практического использования наукоемких продуктов. Эта проблема поднимается практически впервые и связана с развитием форм интеграции науки и производства;
• разрабатывать высокие технологии и наукоемкие продукты способно небольшое число известных организаций, обладающих специальным оборудованием, высококвалифицированным персоналом, способ-
ным выполнять междисциплинарные исследования и решать сложные научно-прикладные проблемы. Такие организации имеют высокий имидж, а их официальное название воспринимается как бренд. При этом предприятие-заказчик НИР, ОКР или комплекса работ по организации подготовки производства и освоения инноваций часто использует этот бренд в обосновании конкурентных преимуществ коммерчески используемых инноваций. Таким образом, бренд, торговая марка, принадлежащие аутсорсеру, при использовании заказчиком результатов организации подготовки производства поддерживают торговую марку коммерчески используемой инновации. Проявляется еще одна особенность научно-исследовательского аутсорсинга и использования результатов аутсорсинговой организации подготовки производства, которая порождает проблему учета стоимости бренда в стоимости созданной аутсор-сером научной продукции.
Особенности научно-исследовательского аутсорсинга проявляются в разнообразии его видов и организационных форм.
Видовое разнообразие аутсорсинга может быть представлено в форме классификационной матрицы, в которой использованы два признака: 1) организационное разнообразие (этот признак использован Дж.Б. Хейвудом [5, с. 40 - 41]); 2) функциональное разнообразие. Такая матрица может быть достаточно большой, поэтому целесообразно представить ее в несколько сокращенном варианте (таблица).
Матрица видового разнообразия аутсорсинга
Вид аутсорсинга Вид аутсорсинга (по организационному признаку)
(по выделяемой Полный Частичный Совмест- Промежу- Трансфор- Совместных
функции) (выборочный) ный точный мационный предприятий
Бизнес-процессов 27 / 0,1534 8 / 0,0454 - - - 1 / 0,0057
Бюджетирования 1 / 0,0057 3 / 0,0170 - - - 1 / 0,0057
Управления ка- - 1 / 0,0057 - - - 1 / 0,0057
питалом
Рекламаций - 1 / 0,0057 - - - -
Бухгалтерского 32 / 0,1818 4 / 0,0227 - - - -
учета
Персонала - 5 / 0,0284 - - - -
Управления за- 4 / 0,0227 3 / 0,0170 - - - 1 / 0,0057
купками
Управления запа- 7 / 0,0398 4 / 0,0227 - - - -
сами
Прогнозирования 2 / 0,0114 - 5 / 0,0284 - - -
Безопасности 1 / 0,0057 4 / 0,0227 - - - -
изделий
Управления ком- - 5 / 0,0284 - - - -
мерческими рас-
четами
Анализа рынка 15 / 0,0852 7 / 0,0398 2 / 0,0114 - - -
Информацион- - 9 / 0,0511 2 / 0,0114 3 / 0,0170 17 / 0,0966 1 / 0,0057
ных технологий
2
2 Внутри матрицы помешены данные исследования по количеству фактов использования компаниями определенного вида аутсорсинга и частоте в выборке (N=176)
Из таблицы видно, что набольшее организационное разнообразие наблюдается в ИТ-аутсорсинге (ГТ-аутсорсинге). Часто встречается полный аутсорсинг бухгалтерского учета (18,18 % выборки), полный аутсорсинг бизнес-процессов (15,34 % выборки), трансформационный ИТ-аутсорсинг (9,66 % выборки) и полный аутсорсинг анализа рынка (8,52 % выборки).
Научно-исследовательский аутсорсинг встречается достаточно редко, поэтому в таблице он не нашел отражения.
Матрицу можно преобразовать в трехмерную, если добавить признак «участие заказчика в собственности аутсорсера».
Специфика научно-исследовательского аутсорсинга связана с рынком научной продукции, с природой научного продукта, ролью научно-технического прогресса в экономике и обществе, процессом создания и коммерциализации инноваций.
Покупателями на рынке научной продукции выступают государство как основной субъект общественного сектора экономики, отдельные предприятия, организации и учреждения различных форм собственности, а продавцами - научные организации и образовательные учреждения, обладающие научно-исследовательским потенциалом. Покупателей интересуют инновации, которые могут быть созданы научными организациями и образовательными учреждениями или при их содействии. Основная специфика здесь проявляется в следующем: 1) спрос на такие услуги распределен во времени циклически и связан с инновационными циклами предприятия-заказчика; 2) велик риск неопределенности при поиске инновационных решений; 3) природа инноваций такова, что невозможно в полной мере и достаточно точно спланировать затраты на все этапы (полный цикл) организации подготовки производства и освоения инновации3 и предугадать коммерческий результат разрабатываемого научного продукта; 4) обычно научный поиск связан с длительными сроками производства научного продукта и большой долей вложенного в него творческого труда, а в современных условиях в большинстве случаев требует крупных капитальных вложений в основные фонды и оборотные средства научных организаций, поэтому невсегда инновации, доведенные до коммерческого использования, могут быстро окупить в короткое время вложенные инвестиции; 5) научно-технический прогресс выступает одним из определяющих факторов развития экономики и общества, но направления научно-технического развития невозможно в полной мере и с высокой точностью прогнозировать на длительную перспективу (достаточно часто кажущиеся научно обоснованными прогнозы ока-
3
Известно, что по предварительным оценкам, затраты на исследование и разработки при создании сверхзвукового самолета «Конкорд» должны были составить не более 160 млн. ф.ст., реально же эти затраты составили более 1 млрд. ф. ст., т.е. при планировании затрат проектанты ошиблись на порядок.
зываются несостоятельными); 6) хотя научно-технический прогресс базируется на достижениях фундаментальной науки, но хозяйствующие субъекты в рыночной экономике готовы финансировать прикладные научные проекты и программы, которые сулят им коммерческие выгоды, поэтому фундаментальная наука может развиваться при финансовой поддержке государства и благотворительных фондов; 7) хотя необходимость коммерциализации научных продуктов признается всеми, но отраслевая специфика научных организаций практически, технологически отделяет их от предпринимательства, поэтому научной организации необходима особая инфраструктура способствующая интеграции науки и производства, коммерциализации научных продуктов путем превращения их в инновационные предметы труда, орудия труда, способы производства и товары; 8) новизна может служить барьером для спроса на научные продукты, т.к. потребитель не знаком новым продуктом и не представляет, какие потребности могут быть удовлетворены (например, новые медицинские приборы часто не воспринимаются врачами, т.к. неизвестны инновационные методики их практического применения), поэтому необходимы специальные маркетинговые и информационно-аналитические исследования и программы, продвигающие на рынок научные продукты, инновационные товары; 9) в процессе создания и коммерциализации научного продукта (как отмечалось выше) особенно важно найти эффективное решение о защите интеллектуальной собственности, вложенной в научный продукт, которое зависит от уровня новизны продукта и выбора формы защиты интеллектуальной собственности.
Научно-исследовательский аутсорсинг обеспечивает использование клиентом последних достижений науки, позволяет ему вовлекать в инновационные процессы редкие ресурсы (прежде всего, уникальное оборудование, технологии и высококвалифицированный персонал аутсорсера) и снижать риск инноваций и их инвестиционного обеспечения (за счет использования аутсорсером накопленной базы знаний, высокого профессионализма сотрудников).
Следует отметить, что научно-исследовательская организация (аутсорсер) может выполнять функции научно -исследовательской, опытно-конструкторской, опытно-технологической или организационно-экономической подготовки производства клиента. При этом аутсорсер будет готов выполнять эти функции, если оплата работ позволит ему воспроизводить свой бизнес и наращивать научно-производственный потенциал, в том числе накапливать новые знания как залог для будущих инновационных разработок.
Литература
1. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: учеб. пособие / Под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 8-10.
2. Bryce D.J., Useem M. The impact of corporate outsourcing in company value // European Management Journal. 1998. - vol. 16 (6). - p. 635 - 643.
3. Baden-Fuller C., Targett D., Hunt B. Outsourcing to outman oeuvre: outsourcing re-defines competitive strategy and structure // European Management Journal. 2000. - vol. 18 (3). - p. 285 - 295.
4. Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экон. РАН; Гл.ред. Л.И.
Абалкин. - М.: ОАО «Издательство „Экономика"», 1999. - 1055 с.
5. Хейвуд Дж.Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. - 176 с.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА ПРИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ КОНЦЕПЦИЮ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ Е.В. Шкарупета, аспирант
Воронежский государственный технический университет
Сегодня в консалтинговой литературе появился термин «Learning Organization», причем встречаются четыре различных перевода этого термина: «обучающаяся организация», «научающаяся» организация, «самообучающаяся» организация, «саморазвивающаяся» организация. Обучение - это создание нового знания, таким образом, управление знанием (УЗ) -одна из самых быстро развивающихся концепций теории организации. Еще в начале 90-х гг. этот термин был практически неизвестен. Сегодня это одно из самых перспективных понятий.
Существуют некоторые различия между двумя терминами - «Learning Organization» и «Learning Company». Термин «Company» привносит в определение «обучающаяся организация» особый смысл. Поскольку он означает не просто группу людей, работающих вместе, но сформировавшееся практическое сообщество компаньонов, поддерживающих друг друга и совместно достигающих общих результатов [5].
В настоящее время известны три существующие в мире концепции «Learning Organization» и «Learning Company»:
• первую из них ее автор - Питер Сенге - изложил в книге «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации», вышедшей в 1990 г. и переведенной на русский язык в 1999 г. [6];
• другую (европейскую) концепцию представил в конце 2000 г. Том Бойдел, один из ее авторов, а также автор одноименной книги «Learning Company»;
• с третьей концепцией «Learning Organization», автор которой Нэнси Диксон, можно познакомиться лишь на языке оригинала.
Но автор обращает особое внимание на вышедшую в 1995 г. и переведенную на русский язык в 2003 г. книгу Икуджиро Нонака и Хиротака Такеучи «Компания, создающая знания» [4]. В данной работе ее авторы высказали исключительно плодотворные идеи в области УЗ. Они заложили начала последовательной теории УЗ для инноваций, включив в нее хорошо разработанные идеи в области организационного обучения, то есть консалтинга, «поскольку процесс разработки новой продукции - это процесс создания организационного знания, более того, создание организационного знания можно рассматривать в качестве
производного от разработки нового продукта. Таким образом, качество управления процессом разработки новой продукции становится определяющей чертой успешности создания организационного знания» [4].
Идея работы со знанием принадлежит Питеру Дракеру [2, 3]. С присущей ему дальновидностью он заговорил о работающих со знанием еще в 60-х годах. Дракер настаивает, что вся работа со знанием выполняется людьми и что УЗ - это преимущественно управление человеческими отношениями. Работающие со знанием, согласно весьма пространному определению Дракера, это работники, которые вносят вклад в трудовую деятельность своим знанием, а не ручным трудом. Дракер полагает, что работающие со знанием держат у себя в головах главное средство для продуктивной работы организации, то есть, собственно знание. Их «знаю как» и «знаю что» составляют их личный пакет акций. Знание дает им силу, их становится трудно контролировать, и они высоко ценятся на рынке. Возможно, по этой причине работающие со знаниями и начинают считать себя профессионалами, а не наемными работниками. Они склонны, скорее всего, к самомотивации, а не к лояльности работодателю. Они чувствуют себя неуютно в традиционной управленческой культуре, требующей отдачи общему делу, и предпочитают более свободную культуру профессиональных связей [1]. Это люди, благодаря которым происходит внедрение инноваций.
Известнейшие эксперты в области УЗ Томас Да-венпорт и Лоуренс Прусак предлагают следующее определение знаний: "Знания - это изменчивая смесь практического опыта, индивидуальных ценностей, контекстной информации, интуиции экспертов, обеспечивающая базовую структуру для оценки и объединения нового опыта и новой информации. Знания появляются и обретают практический смысл в сознании экспертов. В организации знания запечатлены не только в базах данных и репозиториях, но и в укладе организации, ее процессах, правилах и нормах".
С точки зрения УЗ инновацию можно определить как распространение знаний для создания новых товаров или услуг. Инновация для Нонака и Такеучи - это высшая точка работы со знанием: «Создание знания представляет собой топливо для инновационного процесса, а