Научная статья на тему 'Организация инновационной деятельности предприятий, обслуживающих промышленность химии и технологии полимерных и композиционных материалов'

Организация инновационной деятельности предприятий, обслуживающих промышленность химии и технологии полимерных и композиционных материалов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ИННОВАЦИОННЫЙ АУТСОРСИНГ / МОДЕЛЬ АУТСОРСИНГА / ХИМИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИМЕРНЫХ И КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ / THE POLYMER AND COMPOSITE MATERIALS' CHEMISTRY AND TECHNOLOGY / OUTSOURCING / AN INNOVATIVE OUTSOURCING / OUTSOURCING MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фаррахова А. А.

В статье рассматривается содержание категории «аутсорсинга», проанализированы формы и модели аутсорсинга. Исследованы особенности инновационного аутсорсинга для отрасли полимерных и композиционных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the content category of "Outsourcing", analyzed the shape and outsourcing model. The features of an innovative outsourcing industry polymer and composite materials chemistry and technology.

Текст научной работы на тему «Организация инновационной деятельности предприятий, обслуживающих промышленность химии и технологии полимерных и композиционных материалов»

А. А. Фаррахова

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ,

ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ

ПОЛИМЕРНЫХ И КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Ключевые слова: аутсорсинг, инновационный аутсорсинг, модель аутсорсинга, химия и технология полимерных и композиционных материалов.

В статье рассматривается содержание категории «аутсорсинга», проанализированы формы и модели аутсорсинга. Исследованы особенности инновационного аутсорсинга для отрасли полимерных и композиционных материалов.

Keywords: outsourcing, an innovative outsourcing, outsourcing model, the polymer and composite materials’ chemistry and technology.

The article deals with the content category of "Outsourcing", analyzed the shape and outsourcing model. The features of an innovative outsourcing industry polymer and composite materials’ chemistry and technology.

Современные экономические условия диктуют новые требования к функционированию хозяйствующих субъектов. Кроме этого, новые задачи формирования инновационной экономики диктуют новые требования к развитию некоторых отраслей, в частности отрасли комплексного освоения углеводородного сырья, в силу перспективности данного производственного направления. Новые экономические условия связаны с высоким уровнем интеграции и специализации всех производственных процессов, активным практическим применением концепции управления цепями поставок, что обусловливает активизацию интеграционных процессов как внутри предприятия, так и с контрагентами внешней среды. Указанные процессы затрагивают все сферы деятельности предприятий, накладывая отпечаток на качество работы предприятия как в операционной, так и в инновационной деятельности. При этом взаимодействие между экономическими агентами может реализовываться в различных формах: от полного слияния контрагентов в рамках единого хозяйствующего субъекта до сотрудничества в рамках договорных отношений. Одной из перспективных форм такого взаимодействия является аутсорсинг. Реализация модели аутсорсинга в рамках взаимодействия с внешней средой обеспечивает получение дополнительных конкурентных преимуществ для предприятия за счет использования экономических ресурсов других хозяйствующих субъектов для достижения собственных стратегических целей. Что касается инновационной деятельности, то данная форма взаимодействия обеспечивает снижение рисков, являющиеся неотъемлемой частью инновационного процесса.

Актуальность аутсорсинга в сфере комплексного освоения ресурсов углеводородного сырья обусловлена следующими обстоятельствами. В течение периода с 2005 по 2008 гг. доля затрат на оплату услуг сторонних организаций на 1 руб. выручки росла практически во всех отраслях обрабатывающей промышленности (табл. 1).

Таблица 1 - Доля затрат на оплату услуг сторонних организаций по отраслям на 1 руб. выручки (составлено автором по данным Росстата)

Отрасль 2GG5 2GG6 2GGl 2GGS

Химическая промышленность Производство резиновых и пластмассовых G,G8 G,G8 G,1G G,13

изделий G,G3 G,G4 G,G4 G,G4

При этом в химической отрасли данный показатель увеличивается нарастающими темпами (темпы роста в 2006г. - 107,87%, 2007 - 123,35%, 2008 - 130,13%) (рисунок 1).

0,14 п 0,12 0,10 0,08 0,06

0,04

0,02

0,00

2005 2006 2007 2008

Рис. 1 - Динамика изменения доли затрат на услуги сторонних организаций на 1 руб. выручки в химической промышленности

В научный обиход и бизнес-практику термин «аутсорсинг» пришел в конце 80-х гг. и завоевал с тех пор значительную популярность, как в рамках теоретических исследований, так и в контексте практического менеджмента. Происходит он от английского выражения «outside resource using» - использование внешних ресурсов. В практической управленческой деятельности суть аутсорсинга сводится к ряду последовательных управленческих решений, обеспечивающих передачу определенных функций или видов деятельности, как правило, непрофильных, другой организации, являющейся внешней по отношению к рассматриваемой.

Для того, чтобы рассмотреть возможность применения модели аутсорсинга необходимо исследовать сущность и содержание указанного феномена. Определение Дж.Хейвуда является наиболее распространенным: «аутсорсинг - это перевод внутреннего подразделения предприятия и всех связанных с ним активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене» [1]. Определенно данная формулировка соответствует характеристике аутсорсинга, однако она отражает лишь одну из возможных форм реализации аутсорсинга, когда предприятие, изначально выполнявшее определенную функцию самостоятельно, позже выделяет ее в отдельное подразделение, которое в последствии преобразуется в независимое профильное предприятие.

Встречаются и более узкие определения категории «аутсорсинг», в зависимости от характера передаваемых функций и видов деятельности: использование внешней

организации для обработки банковских и других финансовых данных; использование временного работника без заключения с ним трудового договора при посредничестве

специализированного агентства; перенос 1Т-компаниями части операций за рубеж с целью дистанционного использования труда программистов [4].

Существует и более полные определения, отражающие экономический и управленческий смысл рассматриваемого понятия, так согласно Аалдерсу Р. аутсорсинг -это «передача компанией какого-либо процесса (функции, работы) или его части сторонней организации» [3]. Уточняя указанное определение в работах [14] под аутсорсингом понимается передача внешним специализированным компаниям деятельности по осуществлению непрофильных функций, с целью оптимизации функционирования за счет сосредоточения усилий на основном профильном направлении.

По мнению Каледжяна О.С. аутсорсинг - это «современная модель деловых отношений, связанная с развитием совместного предпринимательства и кооперации и базирующейся на долгосрочных стратегических решениях. Его экономическая сущность заключается в формировании системы отношений, при которой происходит передача компанией-заказчиком некоторых видов деятельности специализированным фирмам на основе долгосрочных договоров» [2].

Аутсорсинг предполагает такое взаимодействие, при котором «внешнее» предприятие, продавая заказчику свои товары или услуги, включается в структуру управления заказчика как функциональное подразделение, оставаясь при этом юридически и организационно независимым [12]. В отличие от обычной кооперации, при которой предприятие приобретает у контрагентов готовые изделия (детали, узлы, агрегаты), аутсорсинг предполагает приобретение у контрагента услуги по выполнению (технологических) операций [11]. С точки зрения оказания услуг понятие «аутсорсинг», представляет собой форму передачи полномочий по выполнению работ и ответственности за качество их исполнения [7]. Аутсорсинг (оШ^оига^) - бизнес-технология,

предусматривающая передачу сторонним специализированным компаниям (аутсорсерам) процессов или функций внутри своего бизнеса вместе с ответственностью за результат выполнения этих процессов [13].

Учитывая последнее определение необходимо раскрыть сущностное содержание категории. Так, торгово-закупочные операции, проведение вспомогательных работ (строительных, ремонтных, изготовление приспособлений, оснастки, расходных деталей) собственно к аутсорсингу относится не могут. Указанные виды деятельности и формы взаимодействия имеют ряда особенностей: во-первых, в части ответственности за качество конечной продукции, во-вторых, с точки зрения гибкости и изменчивости на основе требований производственного процесса. Цепочка купли продажи может включать множество контрагентов, что не делает их аутсорсерами, поэтому к аутсорсингу следует относить те виды деятельности, которые непосредственно относятся к производственнотехнологическому процессу изготовления конечной продукции [7].

Вместе с тем следует разграничивать понятия аутсорсинга и субконтрактации. В случае аутсорсинга фирма-заказчик полностью поручает исполнителю ведение проекта и получает от него только конечный результат (т.е. все риски проекта, как правило, несет исполнитель). При субконтрактинге заказчик получает результат и управляет всеми работами субподрядчика по проекту (т.е. риски проекта разделены между заказчиком и исполнителем) [14].

С внедрением западных принципов управления в отечественную бизнес-практику все больше предприятий реализуют концепцию аутсорсинга за счет дробления производственного цикла, выделения отдельных структур и последующее их преобразование в самостоятельные хозяйствующие объекты, взаимодействующие с

материнской компанией только на основе договорных отношений. Однако данные мероприятия не всегда приносят желаемый результат. Так, одни вновь сформированные аутсорсинговые компании не выдержали рыночной конкуренции, вторые так и функционируют в режиме удовлетворения потребностей единственного клиента -материнской компании и лишь третья группа выжила и превратилась в эффективные рыночные субъекты.

Резюмируя, можно предложить следующее определение аутсорсинга - это форма взаимодействия хозяйствующих субъектов, основанная на долгосрочных договорных отношениях, которая заключается в передаче полномочий и ответственности за реализацию отдельных функций или бизнес-процессов, непосредственно связанных с производственным процессом, внешней компании, обладающей необходимыми специфическими ресурсами. Говоря об аутсорсинге в инновационной деятельности, то данная форма взаимодействия представляет собой передачу разработки инновационной продукции на исполнение внешним предприятиям с целью минимизации рисков и оптимизации затрат.

Использование аутсорсинга обеспечивает активизацию взаимодействия и взаимосвязей между хозяйствующими субъектами, с целью более эффективного использования отличительных компетенций каждого из них. Иными словами, применение аутсорсинга порождает синергетический эффект от функционирования экономической системы, что проявляется в важнейших свойствах системности [6]:

- установление связей между разрозненными предприятиями - элементами экономической системы;

- углубление, усиление, придание систематического характера существующим связям между предприятиями;

- увеличение новых интегрированных (целостных) свойств в системе, изменение ее структуры.

Указанные свойства порождают значительный синергетический эффект, имеющий большое значение в рамках инновационной деятельности.

Можно выделить две основные группы причин выбора модели аутсорсинга- это организационно-политические и экономические причины. Первые обусловлены спецификой управления, т.е. увеличение размера компании за счет формирования новых внутренних структурных подразделений имеет смысл до определенного момента, после которого величина внутренних трансакционных издержек превысить аналогичную величину рыночных трансакций. Учитывая высокую долю трансакционных издержек в инновационной деятельности, указанные причины могут иметь решающее значение при выборе стратегической модели управления [23]. Вторая группа причин обусловлена экономическими выгодами от аутсорсинга (снижение издержек функционирования, повышение качества продукции и т.п.) [20].

Для исследования специфических особенностей аутсорсинга выделяют следующие его виды [5]: аутсорсинг бизнес-процессов; производственный аутсорсинг;

географический аутсорсинг. Первый вид подразумевает передачу непрофильных видов деятельности или бизнес-процессов стороннему предприятию. Так к непрофильным видам деятельности можно отнести: маркетинг, логистику, бухгалтерский учет, управление персоналом, рекламу и др. Данный вид аутсорсинга является динамично развивающимся. Вместе с этим инновационные процессы могут быть отнесены менеджментом компании к непрофильным, в связи с чем данный вид аутсорсинга применим непосредственно к инновационной сфере. В рамках производственного аутсорсинга предприятие передает

полностью производственный цикл или его часть внешней компании. Возможна и продажа собственных производственных подразделений с последующим взаимодействием с ними на основе договорных отношений. Наибольшее распространение данный вид аутсорсинга получил в управлении транснациональными корпорациями различных отраслей. Географический аутсорсинг заключается в переносе части производства в более другие регионы мира, где обеспечиваются более выгодные экономические условия. Это связано, прежде всего, со спецификой налогообложения производства в различных регионах, а также особенностями трудовых ресурсов. Так активная экспансия крупнейших корпорации в Юго-Восточную Азии обусловлена именно этими причинами. Крайней формой такого аутсорсинга может стать полное отсутствие материальных активов предприятия, при наличии лишь нематериальных активов [5]. Что касается инновационной деятельности, то географический аутсорсинг может иметь место в контексте получения доступа к высококвалифицированному человеческому потенциалу и знаниям.

В контексте линейно-функциональной структуры управления выделяют формы аутсорсинга в разрезе реализуемых функций:

- промышленный аутсорсинг - внешние организации выполняют функции и бизнес-процессы непосредственно связанные с производственным процессом [9], заключается как в реализации услуг производства вспомогательного оборудования и деталей, ремонтного обслуживания основного производства, так и в оказании бухгалтерских услуг, 1Т, рекламы и маркетинга, уборки и т.п.;

- аутстаффинг представляет собой использование внешних трудовых ресурсов [10], т. е. аутсорсером является организация, специализирующаяся на предоставлении своих штатных сотрудников для реализации задач и проектов своего заказчика. Имеет различные формы: аутстаффинг, использование гибкого персонала, лизинг (аренда) персонала. В первом случае сотрудники выводятся из штата услугополучателя, и заключив трудовой договор с аутсорсером продолжает фактически работать на том же предприятии. В рамках использования гибкого персонала компания устанавливает с работниками срочные трудовые договоры независимо от характера деятельности. Лизинг подразумевает предоставление аутсорсером заказчику работников, принятых им на работу и отвечающих необходимым квалификационным требованиям. Суть данного вида аутсорсинга заключается в подборе и предоставлении человеческих ресурсов, при этом за качество работы сотрудников аутсорсер, как правило, ответственности не несет [21].

- аутсорсинг в сфере финансовых услуг - факторинг - это финансовая операция, при которой клиент переуступает дебиторскую задолженность внешней организации (как правило, банку) с целью немедленного получения части платежей. Различают открытый и закрытый факторинг: в рамках первого все участники купли-продажи знают о наличии третьей стороны (банка), во втором - потребителю об участии банка не известно. Кроме этого выделяют экспортный и импортный факторинг (в зависимости от типа обеспечиваемых сделок). Факторинг с регрессом подразумевает лишь обеспечение финансовых операций дебиторской задолженность, т. е. в случае невыполнения покупателями обязательств по оплате банк предъявляет требования к поставщику, не участвуя в процессе требования оплаты, в схеме факторинга без регресса банк полностью берет на себя обязательства по истребованию дебиторской задолженности [8];

- инновационный аутсорсинг — передача внешнему исполнителю реализацию перспективных исследований и инновационных разработок [18]. Наиболее активно развиваются в рамках крупных транснациональных корпораций в последние годы, когда полный цикл производства от момента разработки инновации до промышленного

производства и реализации передаются внешним организациям, компания-заказчик оставляет при этом за собой права на разработки и производимую продукцию.

Что касается организации взаимодействия с контрагентами, то такая форма деятельности может быть основана на [15]:

- полном аутсорсинге, который предполагает заключение договора с единственным внешним поставщиком услуг (внешние исполнители инновационных проектов);

- мультисорсинге заключающемся в передаче на аутсорсинг некоторых отдельных функций и/или бизнес-процессов (распределение инновационных проектов между несколькими исполнителями);

- инсорсинге, который сводится к выделению специализированной структуры, реализующей непрофильную функцию/бизнес-процесс, в отдельную бизнес-единицу с финансированием и управлением (инновационные спин-офф компании).

В работе [16] выделяют аутсорсинг по функциональному признаку (производственно-операционный, управленческий и ресурсный), по предметному (производственных / промышленных процессов, аутсорсинг бизнес-процессов и аутсорсинг познавательных процессов и знаний), в зависимости от объема передаваемых функций и/или бизнес-процессов (полный, частичный, промежуточный и совместный) и по критерию географического расположения контрагентов (внутренний и международный аутсорсинг) [16].

В работе [22] автор выделяет модели маржинального (предельного), пакетного и элементного аутсорсинга. Признаком маржинального аутсорсинга является максимальное проникновение аутсорсера в деятельность предприятия-заказчика с полным охватом услугами функций предприятия и минимальной автономностью управления заказчика от деятельности аутсорсера. В случае пакетного аутсорсинга наблюдается более высокая автономность заказчика, при ограниченном числе выполняемых аутсорсером функций. Элементный аутсорсинг характеризуются максимальной автономностью заказчика от исполнителя, выполнение аутсорсером отдельных функций и бизнес-процессов, что обсуловливает минимальное организационное участие аутсорсера в деятельность промышленного предприятия. По другому аналогичные модели называет С. О. Календжян [2]: полный, частичный (передача части непрофильных функций/бизнес-процессов на аутсорсинг), усовершенствованный (передача нескольких важных для основного вида деятельности функций). В работе С. Клементса и М. Доннеллана [19] выделены модели аутсорсинга на основе характера отношений предприятия-заказчика и аутсорсера: обычный аутсорсинг (использование клиентом ограниченного набора услуг, при этом возможен перевод части сотрудников и активов в аутсорсинговую компанию), совместный аутсорсинг (возможно предоставление достаточно большого объема услуг, при необходимости сотрудники и активы заказчика также могут быть переведены в компанию провайдера), аутсорсинг с элементами реорганизации (реорганизация компании-заказчика с передачей широкого спектра процессов исполнителю.) [17]. Все указанные виды аутсорсинга могут быть применены и в рамках инновационной деятельности.

Учитывая стратегическую важность инноваций в деятельности промышленных предприятий, выгода от аутсорсинга должна быть очевидной, иначе его использование в данной сфере неоправданно. Исследование показало, что выделяют следующие основные преимущества применения аутсорсинга в инновационной деятельности [2, 19]:

1. возможность сосредоточить экономические и управленческие ресурсы непосредственно в рамках основного вида деятельности, снижение операционных издержек;

2. оптимизация числа и состава сотрудников, что обусловливает оптимизацию постоянных и переменных затрат;

3. распределение рисков, которые в наибольшей степени влияют на возможности и целесообразности реализации инновационных проектов;

4. реализация аутсорсинга способствует повышению инвестиционной

привлекательности с точки зрения иностранных инвесторов;

5. возможность использования новейшие знания и персонал высокой квалификации в рамках инновационной деятельности;

6. аутсорсинг высвобождает дополнительные инвестиционные ресурсы для финансирования основного вида деятельности; а также позволяет использовать новейшие управленческие методы и модели;

7. ответственность за качество реализации инновационного проекта лежит на аутсорсере.

К недостаткам данной управленческой модели можно назвать:

1. сложность процедуры перехода от одного исполнителя к другому;

2. дополнительные затраты трудовых ресурсов в процессе подготовки перехода и организации процесса взаимодействия в рамках аутсорсинга;

3. передача всей инновационной деятельности единому исполнителю обусловливает риск возникновения проблем в случае неспособности аутсорсера реализовать свои задачи;

4. повышение квалификации и уровня знаний обеспечивается только в рамках компании-исполнителя, что может предопределить кадровую зависимость компании;

5. непостоянство кадрового состава в рамках инновационной деятельности компании [19].

Подводя итого, отметим, что развитие сферы комплексного освоения углеводородного сырья является приоритетной задачей экономического роста в России. Необходимым условием реализации данной задачи является оптимизация и стимулирование инновационной деятельности. В свою очередь, управленческая модель аутсорсинга является перспективным направлением реализации инновационной деятельности, обеспечивающей снижение рисковой нагрузки на производственное предприятие и оптимизации затрат в сфере НИОКР.

Литература

1. Хейвуд, Дж. Брайан. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ / пер. с англ. / Дж. Хэйвуд. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 176 с.

2. Каледжян, С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний / С.О. Каледжян - М.: Дело, 2003. - 272 с.

3. Аалдерс, Р. ИТ аутсорсинг. Практическое руководство / пер. с англ. / Р.Аалдерс. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 300 с.

4. Белова, С. Аутсорсинг. За границей компании / С.Белова. [Электронный ресурс] / - режим доступа: http//www.iteam. ru//publications/it/section_55article_2026

5. Аникин, Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента / Б.А. Аникин, И.Л. Рудая - М.:ИНФРА-М, 2006. - 258 с.

6. Валишевская, Т.И. Аутсорсинг как стратегическая модель обеспечения конкурентоспособности российских предприятий./ Т.И. Валишевская, Н.Г. Сорокина // Вестник ОГУ. - 2007. - №6 - С.83-89.

7. Хорев, М. А. Аутсорсинг - новый системно-организационный подход возрождения производственной кооперации / М.А. Хорев // Фундаментальные исследования. - №12. - 2008. -C.37-40.

8. Чараева, М.В. Использование факторинга на российских предприятиях / М.В. Чараева // Финансовые исследования. - 2008. - №3. - С.39-46.

9. Kehal, H. Outsourcing and Offshorring in the 21st century: A Socio-Economic Perspective / H.Kehal, V.P. Singh. - Melbourne: Idea Group Publishing, 2006.

10.Дятел, Е.П. Сущность производственных услуг, их роль в формировании среды жизнеобеспечения предприятия / Е.П. Дятел, Н.В. Голомолзина // Известия УрГЭУ. - 2009.-№2(24). - С. 151-156.

11. Суркова, Т.В. Исследование основных форм корпоративного партнерства в рамках взаимоотношений субъектов экономического кластера / Т.В. Суркова, М.Н. Переверзева. // В мире научных открытий. - 2009. - №5. - С. 100-102.

12.Мельман, И.В. Кластерная форма организации лесопромышленных предприятий: дис. ... канд. экон. наук - Красноярск, 2006 - 158 с.

13. Аутсорсинг / Ярославский центр производственной кооперации и субконтрактации: [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yarcs.yartpp.ru/outsourcing.htm.

14.Кизым, А.А. Особенности перехода российских промышленных предприятий на аутсорсинг. Специфика правовой среды / А.А. Кизым, О.В. Гуров, А.А. Андрианова-Ушакова // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 18 (123). - С. 8 - 12.

15.Мильнер, Б.З. Теория организации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 797 с.

16.Мезинова, И.А. Функциональная роль аутсорсинга в международном бизнесе / И.А. Мезинова // Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» - 2009. - №1. - С. 292-297.

17.Алешникова, В.И. Аутсорсинговая модель управления организацией / В.И. Алешникова // Вестник ВГУ Серия «Экономика и управление». - 2008. - №1. - С.66-71.

18.Васильев, Д.Е. Аутсорсинг в совместном предпринимательстве на мировых рынках наукоемких технологий / Д.Е.Васильев. // Российский внешнеэкономический вестник. - 2008. - №9. - С.61-69.

19.Клементс, Ст. Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директора / Стюарт Клементс, Майкл Доннеллан при участии Седрика Рида; под общ. ред. В.В. Голда; пер. англ. Н.И. Кобзаревой. М.: Вершина, 2006. 416 с.

20.Анохин, А.М. Аутсорсинг в бизнесе и политике. / А.М. Анохин. // Среднерусский вестник общественных наук. - 2009. - №1. - С. 114-118.

21.Тордия, И.В. Аутсорсинг - миф или реальность? / И.В. Тордия. // Вестник ТГУ. - 2008. - №2. -С.143-149.

22.Хаджаев, И.Д. Управление в режиме корпоративного аутсорсинга: модели и технологии реализации / И. Д. Хаджаев. - http://www.rhr.ru/index/sovet/tech.

23.Шинкевич, А.И. Инновационное развитие промышленного комплекса: системообразующие элементы межсекторальных инноваций / А.И. Шинкевич, Е.В. Липлянина // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - №5. - С.44-54.

© А. А. Фаррахова - асп. каф. логистики и управления КГТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.