DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-206-208 NIION: 2018-0076-3/22-539 MOSURED: 77/27-023-2022-3-738
МАШЕКУАШЕВА Маргарита Хасанбиевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры ГиГПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, е-таН: [email protected]
АНИМОКОВ Ислам Каншоубиевич,
преподаватель кафедры ГиГПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД, е-таИ: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Аннотация. Введение. Принимая во внимание современные реалии, государство нуждается в людях, обладающих достаточным уровнем подготовки, способных на выполнение особых задач, включая деятельность в правоохранительной структуре.
Теоретические основы. Проблематика, связанная с эффективностью профессионального обучения сотрудников полиции, сложности при реализации разнообразных способов улучшить качество подготовки - это остро стоящие проблемы, которые необходимо выносить на всестороннее обсуждение.
Методы. Авторы применили два теоретических метода: анализ научной и учебно-методической литературы, нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс подготовки сотрудников ОВД. В рамках исследования и оценки использовалась методика обобщения.
Результативность исследования. В работе представлен анализ государственных потребностей в реализации качественного и эффективного обучения (профессиональной подготовке) сотрудников полиции. Анализ проведен на базе системного подхода к оцениванию процесса обучения как педагогического процесса, который ориентирован на конечный результат, - сформировать сотрудника полиции, чтобы он позиционировал себя как личность, имеющая достаточный уровень подготовки для выполнения профессиональных задач, при обязательной реализации системы «тройственного союза».
Заключение. Процесс профессиональной подготовки сотрудников полиции - временной промежуток, в рамках которого они изучают все, что пригодится им на дальнейшей службе. Речь о навыках, умениях, знаниях и опыте, которые понадобятся для формирования достаточно компетентного профессионала.
Ключевые слова: профессиональное обучение (профессиональная подготовка), педагогический процесс, системный подход, качество и эффективность обучения, сотрудник полиции.
MASHEKUASHEVA Margarita Khasanbievna,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of GiGPD of the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
ANIMOKOV Islam Kanshoubievich,
Teacher of the Department of the GiGPD of the North Caucasus
Institute of Advanced Training (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs
FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE OFFICERS
Annotation. Introduction. In modern conditions, any state needs people who are trained, able and able to perform special functions, including in the field of law enforcement.
Theoretical basis. The problems of the effectiveness of vocational training (vocational training) for police officers, the problems of implementing various methods for improving the quality of training remain relevant and require a comprehensive discussion.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Methods. The authors applied two theoretical methods: analysis of scientific and educational literature, legal documents regulating the training of employees of internal affairs bodies. The generalization method was used for research and evaluation.
Results. This article analyses the public need for high-quality and effective professional training of police officers. The authors suggest the use of a systemic approach, which interprets training as a pedagogical processes aimed to contribute to the development of a police officer as a person and as a competent professional within the customer/client/student system.
Conclusion. Vocational education (vocational training) of a police officer is also a systemic process in which the future specialist acquires the knowledge, skills, abilities and experience necessary and sufficient in terms of the requirements for the profession, inherent or related to a particular profession to form a professionally competent personality of a specialist.
Key words: professional training, pedagogical process, systemic approach, quality and effectiveness of training, police officer.
Профессиональное обучение сотрудников полиции как механизм достижения высокого уровня профессионализма в выполнении задач деятельности оперативно-служебного характера выступает ключевым направлением кадровой политики МВД России.
«Процесс развития системы, которая состоит из множества уровней и практико-ориен-тирована на бесперебойное профессиональное образование и обеспечение использования инновационных новшеств в системе образования -ключевая задача в сфере профподготовки ведомственных кадров» [3].
С целью решения задач в области профессионального обучения ведомственных кадров в организациях образовательного направления МВД России, центрах профподготовки территориальных органов МВД России была проведена работа, главной целью которой была разработка образовательных программ профессионального обучения (профессиональной подготовки) для должности «полицейского».
Особенностью данных программ является структурирование их содержания по трем циклам: общеобразовательный, профессиональный, профессионально-специализированный.
По нашему мнению, множество проведенных исследований, объектом которых было непосредственно профессиональное обучение в системе ОВД, доказывают наличие тенденции, которая заключается в трактовке показателей эффективности и качества профподготовки сотрудника как параметра обучения, что обязательно отражается на итоговых результатах, на том, насколько новоиспеченный сотрудник соответствует списку требований и компетенций. Если упростить, то: обязательный ученик, который скрупулезно готовился и учился, успешно прошел итоговую аттестацию, будет полностью готов к началу службы в территориальном подразделении, что полностью отвечает всем требованиям, которые предъявляются комплектующими органами.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022
Есть устоявшийся стереотип о том, что если обучение действительно эффективно, то сотрудник получил качественную профессиональную подготовку, а значит, он уже подготовлен к началу службы и исполнения профессионально-служебных задач, возложенных на него государством.
Однако важно понимать, что это только стереотип, в действительности дела обстоят иначе. Профподготовка сотрудников, лишь начавших обучение - процесс особенно сложный, сугубо педагогический, реализуемый в начале профессионального обучения.
Это поэтапная подготовка, нацеленная на достижение результативности. Отсюда следует, что профессиональная подготовка представляет собой процесс, в рамках которого создается максимально подходящая и благоприятная среда для того, чтобы у обучаемого была возможность профессионально развиваться и овладевать навыками, умениями и знаниями, необходимыми ему в дальнейшей работе. Это поспособствует не только сохранению мобильности, но и даст возможность свободно выбрать интересующее учащегося направление для дальнейшей служебной деятельности.
В настоящее время ситуация следующая: с позиции государственных требований сотрудник полиции должен ознакомиться с огромным объемом информации, которая потребуется ему в дальнейшей работе, предполагается, что необходимыми знаниями он овладеет самостоятельно. С позиции социальных требований сотруднику нужны узкоспециализированные знания, которые помогут ему придерживаться нужного алгоритма действий на повседневной службе.
Полагает, что нужно принимать в расчет уровень общественного развития, точно определить уровень развития разнообразных слоев социума, смоделировать перспективы развития социальных взаимоотношений (составная часть полицейской профессиограммы), отталкиваюсь от статистических данных ОВД.
«Сотрудник полиции, успешно прошедший профессиональное обучение (профессиональную подготовку), должен быть компетентным в том, чтобы заниматься самообразованием, то есть, самостоятельно осваивать материал. Он должен обладать навыками самостоятельного приобретения умений и навыков, которые понадобятся в дальнейшей служебно-профессиональной деятельности. Сотрудник должен быть способен оперативно перестраиваться между сферами профессиональной деятельности: так сегодня он -участковый, а завтра обеспечивает безопасность дорожного движения» [2].
Процесс профессиональной подготовки должен отвечать всем требованиям и регламенту. Более того, нужно организовать обучение таким образом, чтобы была возможность проработки ситуаций, с которыми будущий сотрудник столкнется во время профессиональной деятельности. Важно добиться того, чтобы сотрудники овладели навыками решения учебных задач, применяя предложенные алгоритмы и образцы, важно отточить эти навыки до автоматизма, чтобы сотрудники в будущем могли обеспечивать общественный порядок на любом мероприятии: спортивном, общественном, политическом или культурном.
С позиции системного подхода к профподготовке сотрудников полиции, сам процесс развития и формирования кадрового потенциала ОВД можно представить следующим образом:
Начальный этап подготовки содержит в себе данные о том, кого конкретно предстоит обучать, т.е. информацию о будущих сотрудниках, их образовании, мотивации учиться, результатах входного контроля. Иными словами, речь о некоей фактической модели полицейского.
Условиями для обучения можно считать требования и потребности руководства инстанций в сотрудниках, способности обучаемого, его личные и деловые качества, уровень компетентности [4]. Совокупность условий и дает возможность определения модели обучения, чтобы сотрудник мог добиться поставленной цели - получить профессиональную подготовку.
«Определенное число сотрудников полиции имеет образование, полученное в высших учебных заведениях МВД России. Значительная часть сотрудников, вновь принятых в органы внутренних дел, имеют различный уровень образования, полученного в иных образовательных организациях, не входящих в систему МВД России. В связи с этим профессиональное обучение данной категории сотрудников, после успешного прохождения ими стажировки, производится по образовательным программам профессиональной подготовки по должности служащего "полицейский"»[1].
Сегодня наблюдается острая нехватка кадров, кадровый резерв очень скуден, нет сотрудников для того, чтобы произвести замещение должностей в ОВД, а это говорит о том, что ныне в системе куда больше сотрудников, которые не получили образование в образовательной организации, которая находится в ведении системы МВД России, но они хотят поступить на службу в ОВД, нежели сотрудников, которые закончили образовательные учреждения системы МВД России и уже овладели необходимыми знаниями, приобрели нужные для работы навыки и опыт, они готовы к самостоятельному несению службы.
Список литературы:
[1] Гончарова С.В. Особенности обучения сотрудников полиции в современных условиях // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 1. - С. 151 - 153.
[2] Касаткина Н.В., Коновалов Е.А., Селезнев
B.И. Особенности профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудника полиции в современных условиях // Вестник БФУ им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2017. - № 4. - С. 87 - 92.
[3] Троян Е.И. Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел к комплексным силовым действиям в оперативно-служебных ситуациях: монография. - Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2019. - 84 с.
[4] Машекуашева М.Х. Характерные составляющие личности и предпосылки, свойственные людям, совершающим теракты // Пробелы в российском законодательстве. - 2021. - Т. 14. - № 3. -
C. 125 - 128.
Spisok literatury:
[1] Goncharova S.V. Osobennosti obucheniya sotrudnikov policii v sovremennyh usloviyah // Obra-zovanie. Nauka. Nauchnye kadry. - 2021. - № 1. - S. 151 - 153.
[2] Kasatkina N.V., Konovalov E.A., Seleznev V.I. Osobennosti professional'nogo obucheniya (pro-fessional'noj podgotovki) sotrudnika policii v sovremennyh usloviyah // Vestnik BFU im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psihologiya. - 2017. - № 4. -S. 87 - 92.
[3] Troyan E.I. Professional'naya podgotovka sotrudnikov organov vnutrennih del k kompleksnym silovym dejstviyam v operativno-sluzhebnyh situaci-yah: monografiya. - Tyumen': Tyumenskij institut pov-ysheniya kvalifikacii sotrudnikov MVD Rossii, 2019. -84 s.
[4] Mashekuasheva M.H. Harakternye sostav-lyayushchie lichnosti i predposylki, svojstvennye lyudyam, sovershayushchim terakty // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. - 2021. - T. 14. - № 3. -S. 125 - 128.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022