2.3. Личная безопасность сотрудников ОВД: формирование в рамках профессиональной подготовки
©Кочесокова Залина Хазраталиевна ©Машекуашева Маргарита Хасанбиевна
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия [email protected]
Аннотация
Постоянное совершенствование личных знаний и умений, изучение практического положительного опыта, анализ ошибок и просчетов и своевременное их исправление, являются основным залогом личной и профессиональной безопасности сотрудников ОВД. Сегодня, сотрудники ОВД до самостоятельного несения службы, проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский». В статье представлена модель формирования профессионально важных качеств у слушателей, обучающихся в образовательных организациях системы МВД России. Рост преступности, в том числе увеличение количества совершенных преступлений террористического характера, резко повышает профессиональный риск для морального, физического и психического здоровья сотрудников ОВД. Необходимым условием проведения оперативных и специальных мероприятий, является отличная выучка личного состава, организация четкого взаимодействия, продуманный план операции. Поэтому правильное понимание, изучение и использование всех компонентов личной безопасности сотрудниками ОВД поможет значительно уменьшить риски и повысить качество профессиональной работы. Непосредственно, процесс обучения должен в себе содержать знания и навыки, накопленные работниками органов внутренних дел, педагогику, психологию и другие дисциплины, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности. Тем самым создается основа для выхода за пределы существующего лишь аналитического осмысления отдельных частных проблем и вопросов профессионально-прикладной подготовки будущих специалистов, не всегда включающих особенности содержания и структуры их целостной служебной деятельности. Указанные обстоятельства позволяют, по нашему мнению, разработать модель формирования профессионально важных качеств у слушателей, демонстрирующую взаимную связь факторов безопасности сотрудников ОВД и способствующую формированию мотивации, с целью дальнейшего профессионального совершенствования, в рассматриваемом нами аспекте. Учебный процесс по данной дисциплине непосредственно будет направлен на обеспечение таких результатов обучения и воспитания, как развитие профессионально важных качеств и двигательных навыков на основе использования совокупности средств и методов, соответствующих конкретной профессиональной деятельности. По этой причине в образовательном процессе необходимо более значительно использовать технологии обучения, сущностью которых будет являться повышение уровня эффективности подготовки слушателей путем максимальной ориентации процесса обучения к практическим реалиям, а также использовании умственных способностей слушателей.
Ключевые слова: личная безопасность, профессиональное образование, органы внутренних дел, слушатели, образование, профессионально важные качества.
Для цитирования: Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х. Личная безопасность сотрудников ОВД: формирование в рамках профессиональной подготовки // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 130-133.
Personal safety of police officers: formation within the framework of professional training
©Kochesokova Zalina Khazratalievna
©Mashekuasheva Margarita Hasanbiyevna
North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)
of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia [email protected]
Abstract
Continuous improvement of personal knowledge and skills, study of practical positive experience, analysis of mistakes and miscalculations and their timely correction, are the key to personal and professional security officers. Today, the staff of ATS to self-service are trained on-job-training programs for office employee "Policeman". The article presents the model of formation of professionally important qualities of students in educational institutions of Ministry of internal Affairs of Russia. The growth of crime, including increasing the number of committed crimes of a terrorist nature, dramatically increases risk for emotional, physical and mental health of police officers. A necessary condition for operational and special events is a great training of personnel, organization of interaction clear, thoughtful plan of operation. Therefore, the correct understanding, the study and use of all components of personal security officers will help greatly reduce the risks and improve the quality of professional work. Directly, the learning process needs to have knowledge and skills accumulated by employees of bodies of internal Affairs, pedagogy, psychology and other disciplines necessary for further professional activities. Thereby it creates the basis for going beyond existing only analytical understanding of several individual problems and issues applied professional training of future specialists, not always including the features of the
130
Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
Личная безопасность сотрудников ОВД: формирование в рамках профессиональной подготовки
Кочесокова З.Х. Машекуашева М.Х.
content and structure of their holistic performance. These circumstances allow, in our opinion, to develop a model of formation of professionally important qualities in students, demonstrating the reciprocal relationship of the factors of safety of police officers and contributing to the formation of motivation for further professional improvement in this aspect. The educational process in the discipline will be directly aimed at providing such results of training and education as the development of professionally important qualities and motor skills through the use of a set of tools and techniques appropriate to specific professional activities. For this reason, the educational process needed to do a better use of learning technologies, the essence of which will be to improve the efficiency of training by maximizing the orientation of the learning process to the practical realities and leveraging the intelligence of the audience.
Keywords: personal security, professional education, internal Affairs agencies, students, education, professionally important qualities.
For citation: Kochesokova Z.K., Mashekuasheva M.H. Personal safety of police officers: formation within the framework of professional training // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 130-133. (in Russ.).
Введение
Под личной безопасностью следует понимать совокупность тактических, правовых, психологических мер, способствующих обеспечению сохранности жизни и здоровья в повседневной деятельности, связанной, в том числе с несением службы в экстремальных ситуациях.
Зачастую угроза жизни и здоровья сотрудников ОВД возникает в результате их не достаточной квалификации при использовании приемов боевого самбо или владении табельным огнестрельным оружием. Основными целями ее прохождения является приобретение теоретических знаний и практических навыков, необходимых для дальнейшего прохождения службы, в том числе основам личной и коллективной безопасности [1, 2].
Основные положения
На факт наличия прямой взаимосвязи между качеством образования и эффективностью несения службы, и уровнем безопасности обращают внимание такие авторы: Ю.Ф. Подлипняк, С.В. Непомнящий, В.П. Вдовиченко, А.И. Щипин, Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х., Маздогова З.З., Карданов Р.Р говоря, что в некоторых образовательных организациях МВД России частично страдает практическая составляющая обучения. Поэтому наряду с традиционными методами все активнее необходимо внедрять в учебный процесс нетрадиционные, экспериментальные подходы решения учебных задач. На практических и иных занятиях необходимо обеспечивать условия, приближенные к современным реалиям повседневной деятельности, погружая каждого слушателя и группу в целом в смоделированную обстановку, требующую от них высокой концентрации внимания, требующую от них максимально допустимых волевых и физических усилий.
К некоторым условиям и причинам получения травм и ранений, либо гибели сотрудников ОВД при несении службы можно отнести недостаточную общую физическую подготовленность; слабые навыки владения табельным оружием; неграмотную тактическую организацию осуществления операций по блокированию и задержанию преступников. Главной целью процесса формирования данных качеств будет являться фиксированное совершенствование физических и морально-
психологических качеств человека, а также формирование стабильности организма к условиям требований профессиональной деятельности [3, с. 13-15]. Прежде всего, следует подчеркнуть, что, формирование основ личной безопасности как целостного явления правомерно, поскольку данная профессионально-прикладная подготовка в системе профессионального образования выполняет специфические функции, не присущие другим видам. По мнению Б.И. Загорского, квалифицированное обучение человека высокопрофессиональному труду в нынешних реалиях повседневной жизни может быть достигнуто не только общими социальными задачами, но и специфичными, непосредственно по конкретной специальности в образовательной организации [4, с. 132].
Выводы
Результативность указанных технологий формируется знаниями содержательной стороны, системы будущей профессиональной деятельности, осмыслением ее сути и задач, подготовленности к ней на уровне сознательно приобретенных качеств и навыков, при этом не следует забывать о возможном вмешательстве человеческого фактора. Считаем, что без влияния человеческого фактора и интеграции функций профессиональной подготовки специалиста невозможно добиться должных результатов [5, с. 3-11; 6, с. 48-52].
Заключение
В заключении считаем необходимым обозначить, что специфическая деятельность в профессиональной подготовке, - «педагогика личной безопасности» - прямая возможность формирования основных качеств профессиональнализма в области личной защищенности сотрудника органов внутренних дел, что соответственно обеспечивает его личную защищенность. Только владение в совершенстве стратегией, тактикой, а также приемами обеспечения безопасности, сотрудник сможет не только сам успешно выйти из экстремальных ситуаций, но и минимизирует степень риска для коллег и подчиненных. Иными словами, профессионально подготовленный в области личной безопасности и владеющий техниками экстремально -психологической готовности способен обеспечить высокий профессиональный уровень выполнения поставленных задач [8].
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 131
ISSN 2310-7049 (oniine)
Список литературы:
1. Официальный сайт МВД РФ. Пресс-центр. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https:// https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/19007735/ Состояние преступности в России за январь-декабрь 2019 года. (дата обращения: 23.02.2020г.). Состояние преступности в России за январь-декабрь 2019 года.
2. Приказ МВД России от 5 мая 2018г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».
3. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. - М.: Высшая школа. - 1978. - 144с.; Ильинич В.И. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной физической подготовки (вопросы теории) // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 3.
4. Горчаков А.М. О методике выявления профессионально-важных физических качеств человека // ППФП сборник трудов (под ред. Кабачкова В.А., Козлова И.М.). - М., 1974.
5. Макаров Р.Н. Проблемы формирования личности и профессиональной готовности специалистов высшей и средней квалификации средствами физической культуры и спорта // Тез. докл. 5 Всес. Науч.- практич. конф. - Кировоград, 1991.
6. Карданов, Р.Р. Особенности технико-криминалистического обеспечения осмотра места взрыва в горно-лесистой местности в СевероКавказском федеральном округе /Карданов Р.Р.// Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2019. № 2 (50).
7. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Актуальные вопросы психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел. Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 4. С. 364-365.
8. Машекуашева М.Х., Маздогова З.З. Некоторые особенности индивидуально-воспитательной работы в органах внутренних дел: беседа как основная форма воздействия. Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 6. С. 277-279.
References:
1. The official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Press Center [Electronic resource] .- Access mode: https: // https: //xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/19007735/ The state of crime in Russia for January-December 2019. (Date of treatment: 02/23/2020). The state of crime in Russia for January-December 2019.
2. The order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of May 5, 2018. No. 275 "On approval of the organization of training for filling positions in the internal affairs bodies of the Russian Federation".
3. Ilyinich V.I. Professionally-applied physical training of university students. - M .: Higher school. - 1978. - 144p .; Ilyinich V.I. About some problematic issues of professionally applied physical training (theory questions) // Theory and practice of physical culture. - 1990. - No. 3.
4. Gorchakov A.M. On the methodology for identifying occupationally important physical qualities of a person // PPFP collection of works (under the editorship of V.A. Kabachkov, I.M. Kozlov). - M., 1974.
5. Makarov R.N. Problems of personality formation and professional readiness of specialists of higher and secondary qualifications by means of physical culture and sports // Thesis. doc. 5 All Scientific and practical conf. -Kirovograd, 1991.
6. Kardanov, R.R. Features of technical and forensic support for examining the site of an explosion in a mountainous and wooded area in the North Caucasus Federal District / Kardanov R.R. // Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Studies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2019.No 2 (50).
7. Mashekusheva M.Kh., Kochesokova Z.Kh. Actual issues of psychological training of employees of internal affairs bodies. Gaps in Russian law. 2018. No. 4. P. 364365.
8. Mashekusheva M.Kh., Mazdogova Z.Z. Some features of individual educational work in internal affairs bodies: conversation as the main form of influence. Gaps in Russian law. 2019.No 6.P. 277-279.
Рецензия
На научную статью «Личная безопасность сотрудников ОВД: формирование в рамках профессиональной подготовки», подготовленную доцентом кафедры СД Северо-Кавказского института (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидатом экономических наук, доцентом Кочесоковой Залиной Хазраталиевной и доцентом кафедры ГиГПД Северо - Кавказского института (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидатом психологических наук Машекуашевой Маргаритой Хасанбиевной
В представленной на рецензирование статье отмечено, что постоянное совершенствование личных знаний и умений, изучение практического положительного опыта, анализ ошибок и просчетов и своевременное их исправление, являются основным залогом личной и профессиональной безопасности сотрудников ОВД. Сегодня, сотрудники ОВД до самостоятельного несения службы, проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский». В статье представлена модель формирования профессионально важных качеств у слушателей, обучающихся в образовательных организациях системы МВД России.
Рост преступности, в том числе увеличение количества совершенных преступлений террористического характера, резко повышает профессиональный риск для морального, физического и психического здоровья сотрудников ОВД.
Необходимым условием проведения оперативных и специальных мероприятий, является отличная выучка личного состава, организация четкого взаимодействия, продуманный план операции. Поэтому правильное понимание, изучение и использование всех компонентов личной безопасности сотрудниками ОВД поможет значительно уменьшить риски и повысить качество профессиональной работы.
Указанные обстоятельства позволяют, по мнению авторов, разработать модель формирования профессионально важных качеств у слушателей, демонстрирующую взаимную связь факторов безопасности сотрудников ОВД и способствующую формированию мотивации, с целью дальнейшего профессионального совершенствова-
132
Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
Личная безопасность сотрудников ОВД: формирование в рамках профессиональной подготовки
Кочесокова З.Х. Машекуашева М.Х.
ния, в рассматриваемом нами аспекте. Учебный процесс по данной дисциплине непосредственно будет направлен на обеспечение таких результатов обучения и воспитания, как развитие профессионально важных качеств и двигательных навыков на основе использования совокупности средств и методов, соответствующих конкретной профессиональной деятельности.
В заключении авторы отмечают, что по этой причине в образовательном процессе необходимо более значительно использовать технологии обучения, сущностью которых будет являться повышение уровня эффективности подготовки слушателей путем максимальной ориентации процесса обучения к практическим реалиям, а также использовании умственных способностей слушателей. Считают необходимым обозначить, специфическую деятельность в профессиональной подготовке, - «педагогика личной безопасности», что дает прямую возможность формирования основных качеств профессиональнализма в области личной защищенности сотрудника органов внутренних дел, что соответственно обеспечивает его личную защищенность.
Статья соответствует всем требованиям и может быть опубликована в открытой печати.
Рецензент: Начальник кафедры СД, кандидат юридических наук, полковник полиции М.М.Ардавов
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 88,07%
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Кочесокова Залина Хазраталиевна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры СД Северо - Кавказского института (филиал) Краснодарского университета МВД России.
Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, канд. пси-хол. наук, доцент кафедры ГиГПД Северо - Кавказского института (филиал) Краснодарского университета МВД России. E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Kochesokova Zalina Khazratalievna, PhD (Econ.), Associate Professor, associate professor of the Special Disciplines department of the North Caucasus Institute for advances studies (branch) Krasnodar University of MIA Russia.
Mashekuasheva Margarita Hasanbiyevna, PhD (Psych.), Associate Professor of the State and Civil law disciplines Department of the North Caucasus Institute for advances studies (branch) Krasnodar University of MIA Russia. E-mail: [email protected]
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 133
ISSN 2310-7049 (oniine)