УДК 796
Повышение показателей двигательных и координационных способностей у учащихся старших классов средствами фитбол-аэробики
© Горбунова Ольга Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации Школы искусства культуры и спорта, Дальневосточный федеральный университет Россия, 690014, г. Владивосток, ул. Суханова, 8 Е-mail: [email protected]
© Стеблий Татьяна Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации Школы искусства культуры и спорта, Дальневосточный федеральный университет Россия, 690014, г. Владивосток, ул. Суханова, 8 Е-mail: [email protected]
В статье рассматриваются аспекты воздействия фитбол-аэробики на организм занимающихся и разработанная программа совершенствования у девочек 15-17 лет двигательных и координационных способностей средствами фитбол-аэробики, программа которой будет состоять из тестирующей и обучающей частей. Отличительной особенностью является положенный в ее основу дифференцированный подход, позволяющий оказывать дополнительное воздействие на отстающие виды двигательных и координационных способностей подростка.
Ключевые слова: фитбол-аэробика, оздоровительная аэробика, двигательные способности, координационные способности, дифференцированный подход.
Raising the rates of motor and coordinating abilities in high school students by means of fitball aerobics
Olga V. Gorbunova
PhD in Education, A/Professor of the Department of Theory, Methodology of Physical Culture and Sports and Health Recreation, Art School of Culture and Sports, Far Eastern Federal State University 8 Sukhanova St., Vladivostok, 690014 Russia
Tatyana V. Stebliy
PhD in Education, A/Professor of the Department of Theory, Methodology of Physical Culture and Sports and Health Recreation, Art School of Culture and Sports, Far Eastern Federal State University 8 Sukhanova St., Vladivostok, 690014 Russia
This article deals with the aspects of fitball aerobics affect on the body of the persons who take exercises, and the developed program of improvement of motor and coordinating abilities in 15-17 years old girls by means of fitball aerobics, which program will consist of testing and teaching parts. The distinctive feature is a differentiated approach that is laid in its basis, enabling to make additional influence on teenager's retarding types of motor and coordinating abilities.
Keywords: fitball aerobics, health improvement aerobics, motor abilities, coordinating abilities, differentiated approach.
Как показали исследования последних лет, современные дети ведут малоподвижный образ жизни, в отличие от предыдущих поколений. Очень много времени они тратят на просмотр телепередач и видеофильмов, слишком рано начинают увлекаться компьютерными играми [4]. При переходе из класса в класс уровень их двигательной активности падает в связи с сокращением свободного от учебы времени. У детей подросткового возраста в результате взросления меняются интересы и потребности, в результате чего естественная (спонтанная) активность снижается, дети меньше времени по-
свящают подвижным играм, больше — интеллектуальным занятиям, причем у девочек этот процесс выражен ярче и наступает раньше, чем у мальчиков.
Программа школьного физического воспитания не в состоянии обеспечить полноценное физическое развитие ребенка. Многие средства физического воспитания в школе не отражают современных модных тенденций, кажутся детям архаичными, неинтересными, отсюда и низкая мотивация к занятиям.
Бурный рост фитнеса с его разнообразными средствами и методами, рассматривающими здоровье человека в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности, генетическими предпосылками и образом жизни, требует нового подхода к анализу своей сущности в школе с позиций современного подхода к оздоровительно-развивающей тренировке.
Таким образом, необходимость проведения дополнительных внешкольных занятий физической культурой очевидна. Но, по данным различных авторов, интерес девочек подросткового возраста к физической культуре снижен. С одной стороны, как было сказано ранее, это объясняется неинтересной для девочек программой физической культуры в школе. С другой стороны, в организме девочек этого возраста происходят определенные изменения: у них меняются пропорции тела, его вес и компонентный состав, снижается работоспособность и выносливость [5; 9]. Девочки стесняются происходящих изменений и избегают занятий физической культурой. Однако занятия оздоровительными видами гимнастики, в частности аэробикой, пользуются большой популярностью среди девочек-подростков [4]. На наш взгляд, это связано с тем, что, во-первых, чаще всего такие занятия проводятся только для девочек (отдельно от мальчиков), во-вторых, они направлены на коррекцию фигуры, интерес к которой у девочек подросткового возраста очень высок, в-третьих, занятия современной оздоровительной аэробикой позволяют научиться красиво двигаться под современную музыку.
В общей сложности специалисты насчитывают около 200 различных направлений по оздоровительной аэробике. Одним из направлений является фитбол-аэробика, она относится к аэробике с предметами. В разных странах программы с использованием гимнастических мячей большого размера применяют более 50 лет, в нашей стране — около 10 лет. Мяч является неотъемлемым атрибутом занятий по лечебной физической культуре, а в дальнейшем стал широко использоваться и в оздоровительной тренировке [4]. Такие мячи имеют в разных странах различные названия Resisrt-a-boll, Bodyboll, Swissball. В нашей стране их чаще называют фитболами (Fitball). Фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры». Это специальные легкие пластиковые мячи бобовидной и шаровидной форм, диаметр и форма которого подбирается в зависимости от роста занимающихся и типа занятий. Также на занятиях применяются массажные мячи различного диаметра, которые за счет своей рельефной поверхности дополнительно оказывают массирующее действие.
Программы по фитбол-аэробике уникальны по своему воздействию на организм занимающихся и вызывают большой интерес у детей и взрослых.
Рассматривать влияние занятий фитбол-аэробикой на организм занимающихся необходимо с учетом двух составляющих, сочетание которых усиливает положительный эффект от занятий. Это непосредственно свойства самого фитбола, а также специфические особенности аэробики как одного из видов двигательной деятельности.
По данным исследований авторов, изучавших влияние занятий на фитболах на организм занимающихся, выявлено, что они воздействуют не только на опорно-двигательный аппарат, внутренние органы, но и способствуют развитию двигательных и координационных способностей, а также влияют на психоэмоциональное состояние занимающихся [3].
По утверждению авторов, оздоровительный эффект обусловлен целым рядом биомеханических факторов. Это и санкционирование мышц и систем организма, обеспечивающих поддержание позы и сохранения равновесия при выполнении упражнений в седе на мяче, и низкочастотные колебательные движения, вызывающие формирование положительных адаптационных сдвигов [4].
Одной из важных оздоровительных задач, которую решают упражнения на фитболах, является влияние их на опорно-двигательный аппарат, как с профилактической, так и с лечебной целью. Выполнение упражнений на мяче имеет одну особенность: необходимость постоянно удерживать равновесие, которая способствует длительному поддержанию мышечного тонуса, особенно мышц спины. Это имеет большое значение для формирования правильной осанки и закрепления навыка правильной позы сидения (особенно для школьников) [6].
Следует подчеркнуть, что одной из главных особенностей мяча является его вибрационное воздействие на организм занимающихся, возникающее при выполнении пружинных покачиваний, кото-
рое он оказывает практически на все органы и системы жизнедеятельности человека.
В силу многофункциональности своих свойств мяч может использоваться в разных вариантах: как опора (применяется в положении сидя на мяче, в различных исходных положениях лежа — мяч под спину, под живот, под бок и др.), предмет (выполнение различных упражнений с фитболом в руках из различных исходных положений и др.), отягощение (в руках, ногах, применяется в различных исходных положениях: стоя, лежа, сидя и др., для укрепления различных мышечных групп), амортизатор (зажимы мяча, мяч предназначен для развития силовых способностей различных мышечных групп и функции равновесия) и массажер (как при выполнении упражнений индивидуально, так и в парах из различных исходных положений. Например, один занимающийся лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине, ногам и рукам партнера — прокатывания, постукивания, вибрационные и круговые движения и др.) [6].
Фитбол дает возможность сочетать на занятиях фитбол-аэробикой упражнения аэробного характера (с мячом и на мяче) с упражнениями, направленными на развитие двигательных и координационных способностей, которые могут выполняться в различном танцевальном стиле под музыкальное сопровождение. В то же время для того, чтобы комплексы упражнений имели узкую направленность, необходимо при их составлении грамотно формулировать конкретные задачи и соответственно им подбирать необходимые средства.
Комплексы упражнений фитбол-аэробики будут способствовать:
- совершенствованию и развитию двигательных способностей различных мышечных групп — силы, выносливости, гибкости, скоростных качеств, ловкости;
- повышению работоспособности и аэробной выносливости и др.
- совершенствованию и развитию координационных способностей (координации движений, функции равновесия и вестибулярного аппарата и др.);
- профилактике плоскостопия за счет укрепления и развития силы мышц свода стопы;
- увеличению подвижности суставов;
- формированию осанки;
- развитию танцевальности и музыкальности, чувства ритма, памяти, внимания, умению согласовывать движения со словом и музыкой;
- эффективному развитию общей моторики, выразительности движений, двигательному воображению;
- повышению эмоциональности, творческого развития занимающегося;
- расслаблению и релаксации;
- профилактике различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, дыхательной функции);
- улучшению психического состояния занимающихся;
- освоению правильного произношения и др.
Большое количество разнообразных упражнений, выполняемых на фитболах, требует определенной классификации, что, в свою очередь, позволит специалисту разработать наиболее целесообразную последовательность их освоения, обеспечит оперативность выбора для применения в занятиях с детьми разного возраста.
Все средства на фитболах можно условно классифицировать по целевой направленности занятий на группы согласно определенным признакам, которые охватывают практически все виды упражнений:
- развитие и совершенствование двигательных и координационных способностей (силы, выносливости, гибкости, скоростных качеств, ловкости; мелкомоторной координации и тактильно-кинестетической способности, координации и согласования движений, функции равновесия и вестибулярного аппарата;
- развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей (различные виды шагов в согласовании с музыкой; общеразвивающие упражнения под музыку; упражнения основной, художественной гимнастики и акробатики, выполняемые в музыкальном сопровождении; элементы различных танцев: классического, современного, народного и средства хореографии);
- развитие и совершенствование психомоторных способностей (изучение воспроизведения двигательного задания по показу — «зрительная память», и по рассказу — «слуховая память», двигательной памяти и внимания);
- коррекция и профилактика различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, дыхательной функции и внутренних органов).
Все упражнения и движения могут классифицироваться по различным признакам:
- по анатомическому признаку (на развитие двигательных и координационных способностей в зависимости от работы тех или иных мышечных групп);
- по признаку преимущественного воздействия (формирование правильной осанки; содействие развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем и др.);
- по признаку организации группы: групповые, индивидуальные; вдвоем; втроем; упражнения, выполняемые в кругу, в сцеплении, в колоннах и шеренгах; упражнения на месте и в движении;
- по признаку использования предметов и оборудования (упражнения с гантелями, гимнастическими палками, эспандерами, массажными и гимнастическими мячами и др.);
- по признаку основных исходных положений: упражнения, выполняемые из положений сидя и лежа (на животе, спине, боку) на мяче; из упоров о мяч различными частями тела; из положений стоя, сидя и лежа с применением мяча.
Вместе с тем необходимо отметить, что упражнения, выполняемые на фитболах, способствуют формированию и коррекции фигуры, поэтому его часто используют в качестве опоры для силовой части комбинированных занятий по разным направлениям фитнеса.
Занятия фитбол-аэробикой обладают специфическими особенностями по сравнению с другими видами аэробики, что делает их более доступными для любого контингента занимающихся:
- во время выполнения упражнений мышцы (не только крупные, но и более глубокие, мелкие) находятся в постоянном тонусе, что обеспечивает удержание равновесия на мяче и фиксирование правильной осанки;
- осевая нагрузка на позвоночник при выполнении упражнений сидя на фитболах меньше, чем при ходьбе, беге и др.;
- ударная нагрузка на суставы ног минимальна, по сравнению с другими видами аэробных тренировок;
- тренируется сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма, но в более щадящем режиме;
- занятия фитбол-аэробикой доступны всем возрастным группам занимающихся и людям, страдающим различными нарушениями в состоянии здоровья;
- противопоказания для занятий на фитболах отсутствуют, так как даже простое сидение на мяче уже способствует определенному оздоровительному эффекту.
Все эти особенности снимают ограничения с людей, которые в силу избыточного веса, варикозного расширения вен, болезней суставов или других отклонений в состоянии здоровья не могут заниматься танцевальными и классическими видами аэробики [6].
Фитбол-аэробика, как и другие оздоровительные направления аэробики, имеет в своем арсенале такие важные средства воздействия на организм и психику занимающихся, как музыка и танец.
Сочетание грамотного музыкального сопровождения, танцевальных движений и эффект механической вибрации — вот тот оздоровительный конгломерат, который вместе дают занятия фитбол-аэробикой.
Анализ существующих программ по оздоровительной аэробике и собственный педагогический опыт свидетельствуют о том, что программ, ориентированных на девочек подросткового возраста, недостаточно. Чаще всего девочки-подростки занимаются либо в группах детской аэробики, либо в оздоровительных группах для взрослых, что не всегда соответствует их морфофункциональным особенностям, а также потребностям и интересам, в результате чего они прекращают занятия. В связи с вышесказанным растет необходимость разработки программ по оздоровительной аэробике для девочек-подростков. При выборе направленности программ по оздоровительной физической культуре для девочек-подростков необходимо учитывать особенности развития различных физических качеств и способностей в онтогенезе. По мнению многих специалистов физической культуры и спорта, наибольший прирост скоростных качеств у девочек наблюдается в возрасте 11-12 лет, силовых качеств, по данным разных авторов, — в возрасте от 10 до 12 лет. Общую выносливость рекомендуется развивать в 10-12 и в 16-17 лет [7; 8]. Таким образом, возрастной период 14-15 лет не является сенситивным для развития скоростных и силовых способностей, а также выносливости.
Физиологи также не рекомендуют усиленное развитие перечисленных физических качеств в подростковом периоде в связи с морфофункциональными и гормональными изменениями в организме. Так, большие мышечные нагрузки как факторы ускорения процесса окостенения при развитии силовых способностей могут замедлить рост трубчатых костей в длину. При действии сверхсильных краткосрочных или монотонных длительных нагрузок у подростков развивается резко выраженное
запредельное торможение, что следует учитывать при развитии скоростных способностей и выносливости. Изменения в функциях вегетативной нервной системы, а также несинхронное развитие сердца и кровеносных сосудов в этом возрасте также требуют большой осторожности при совершенствовании силовых, скоростных качеств и выносливости [8; 9].
Несмотря на то что, по мнению многих авторов [1; 7; 8], наиболее благоприятным для развития двигательных и координационных способностей является младший и средний школьный возраст, имеются также данные о возможности и необходимости совершенствования двигательных способностей и координационной сферы девочек 15-17 лет.
Совершенствование координационных способностей в старшем школьном возрасте позволяет не допустить дискоординации движений, а так как координационные способности лежат в основе бытовых, двигательных навыков и умений школьников, их совершенствование приобретает особое значение для детей подросткового возраста.
Для повышения эффективности воздействия специальных физических упражнений, направленных на совершенствование двигательных и координационных способностей, необходим выбор методики индивидуального дифференцированного воздействия с учетом различия степени их развития у девочек-подростков.
Учитывая вышесказанное, на базе кафедры теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации Школы искусства, культуры и спорта ДВФУ и общеобразовательных школ № 7, 13, 18, гимназии № 2 и гуманитарного колледжа № 1 в течение 2013-2015 гг. проводились исследования, результатом которых будет разработка программы совершенствования двигательных и координационных способностей у девочек 15-17 лет средствами фитбол-аэробики. Эффективность программы будет подтверждена экспериментально. Программа состоит из двух частей: тестирующей и обучающей. Тестирующая часть состоит из 18 тестов и предусматривает оценку уровня развития двигательных и координационных способностей у девочек 15-17 лет.
Характеристика двигательных способностей детей складывалась из оценок, характеризующих уровень сформированности основных физических качеств (силы, скоростно-силовых проявлений, гибкости, быстроты, выносливости).
Для выявления особенностей развития координационных способностей подростков оценивались уровни развития способности сохранения равновесия, способности к ориентации в пространстве и согласованию движений рук и ног, ритмической, реагирующей, кинестетической и дифференциро-вочной способностей. Результаты тестирования находятся в стадии обработки.
Обучающая часть предусматривает проведение специальных двигательных заданий, направленных на развитие наиболее отстающих видов и совершенствование двигательных и координационных способностей школьниц. Помимо этого обучающая часть программы включает в себя комплексы танцевальных шагов аэробики для разминки и аэробной части занятий, комплексы упражнений для партерной части занятий, а также упражнения на расслабление.
Отличительной особенностью программы является положенный в ее основу дифференцированный подход, позволяющий оказывать дополнительное воздействие на отстающие виды КС и ДС ребенка, что оптимизирует процесс совершенствования КС [2].
Учитывая вышеизложенное, а также то, что подростковый возраст девочек (15-17 лет) является периодом снижения уровня развития двигательных и координационных способностей, что требует более длительного педагогического воздействия, была разработана и апробирована программа, рассчитанная на 6 месяцев (48 занятий). Занятия будут проводиться 3 раза в неделю, длительность одного занятия — 60 минут.
Упражнения, направленные на совершенствование координационных и двигательных способностей занимающихся, сгруппированы в программе по направленности воздействия и объединены в блоки. Каждый блок включает в себя 4-5 упражнений, в том числе игры и танцевальные связки. В каждое занятие будут включаться упражнения одного блока. Все блоки приблизительно идентичны по объему нагрузки, одинаковы по времени выполнения.
Соотношение блоков, направленных на совершенствование координационных и двигательных способностей, в программе для девочек неодинаково и определяется особенностями развития различных видов координационных и двигательных способностей у девочек 15-17 лет, которые будут выявлены в результате проведенных нами предварительных исследований.
Литература
1. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. — М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. — 274.
2. Возрастные закономерности и сенситивные периоды развития базовых видов координационных способностей у детей с нарушением речи в сравнении со здоровыми школьниками 8-15 лет / Н. Ю. Горская и др. // ТиПФК. — 2000. — №10. — С. 15-18.
3. Левченкова Т. В., Сверчкова О. Ю. Малыши на мячах: практическое руководство по использованию гимнастических мячей в общей программе детских оздоровительных тренировок. — М., 2005. — 128 с.
4. Лисицкая Т. С., Сиднева Л. В. Аэробика: в 2 т. Т. II. Частные методики. — М.: Федерация аэробики России, 2002. — 216 с.
5. Похоленчук К. Т., Свечникова Н. В. Современный женский спорт. — Киев: Здоровья, 1987. — 192 с.
6. Сайкина Е. Г., Кузьмина С. В. Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах»: учеб.-метод. пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 40 с.
7. Фомин Н. А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.
8. Хозяинова Д. А., Горская Ш. О. Методика оценки и совершенствования координационных способностей у девочек 14-15 лет средствами оздоровительной аэробики с учетом типа телосложения: учеб. пособие. — Омск: Изд-во СибГУФК, 2004. — 116 с.
9. Шестопалов С. В. Физические упражнения. — Ростов н/Д.: Проф-Пресс, 2001. — 192 с.
References
1. Bal'sevich V. K. Ontokineziologiya cheloveka [Developmental kinesiology of a human]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, 2000. 274 p.
2. Gorskaya N. Yu. et al. Vozrastnye zakonomernosti i sensitivnye periody razvitiya bazovykh vidov koordinatsionnykh sposob-nostei u detei s narusheniem rechi v sravnenii so zdorovymi shkol'nikami 8-15 let [Age peculiarities and sensitive periods of the basic coordination abilities development of children with speech disorders in comparison with healthy school children of 8-15 years]. Teoriya ipraktika fizicheskoi kul'tury — Theory and Practice of Physical Culture. 2000. No. 10. Pp. 15-18.
3. Levchenkova T. V., Sverchkova O. Yu. Malyshi na myachakh: prakticheskoe rukovodstvo po ispol'zovaniyu gimnasticheskikh myachei v obshcheiprogramme detskikh ozdorovitel'nykh trenirovok [Kids on balls: a practical guide for use gymnastic balls in general program of children's health training]. Moscow, 2005. 128 p.
4. Lisitskaya T. S., Sidneva L. V. Aerobika. T. II. Chastnye metodiki [Aerobics. V. 2. Private techniques]. Moscow: Russian Aerobics Federation, 2002. 216 p.
5. Pokholenchuk K. T., Svechnikova N. V. Sovremennyizhenskii sport [Modern women's sports]. Kiev: Zdorov'ya, 1987. 192 p.
6. Saikina E. G., Kuz'mina S. V. Fitbol-aerobika dlya detei «Tantsy na myachakh» [Fitball aerobics for children "Dancing on balls"]. St Petersburg: A. I. Herzen Russian State Pedagogical University publ., 2008. 40 p.
7. Fomin N. A., Vavilov Yu. N. Fiziologicheskie osnovy dvigatel'noi aktivnosti [Physiological basis of motor activity]. Moscow: Fizkul'tura i sport, 1991. 224 p.
8. Khozyainova D. A., Gorskaya Sh. O. Metodika otsenki i sovershenstvovaniya koordinatsionnykh sposobnostei u devochek 14— 15 let sredstvami ozdorovitel'noi aerobiki s uchetom tipa teloslozheniya [Methods of assessing and improving the coordination abilities of 14-15 year old girls by means of health-improving aerobics taking into account their types of body]. Omsk: Siberian University of Physical Culture and Sports publ., 2004. 116 p.
9. Shestopalov S. V. Fizicheskie uprazhneniya [Physical exercises]. Rostov-on-Don: Prof-Press, 2001. 192 p.