Научная статья на тему 'Особенности развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи'

Особенности развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3648
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ДИАЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА / DIALOGIC SPEECH / DIALOGIC SKILLS / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / COHERENT SPEECH / SPEECH DISORDERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катаева Виктория Григорьевна

В данной статье рассматривается теоретический аспект особенностей развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с позиций различных учёных. В статье дано определение диалогической речи, выделены группы диалогических умений, представлены особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF DIALOGICAL SPEECH IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

This article discusses the theoretical aspect of the features of the development of Dialogic speech in children of preschool age with ONR from the standpoint of various scientists. In article definition of Dialogic speech, groups of dialogical skills, the peculiarities of the development of dialogical speech of the senior preschool children with the NRO.

Текст научной работы на тему «Особенности развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи»

целью осуществления агитационных и информационно-психологических мероприятий, которые позволят проводить отбор кандидатов на местах. При этом особое внимание стоит уделять разъяснению, изъявившим желание к поступлению, правил учебы и жизни курсантов, дальнейших перспектив после обучения и возможностей карьерного роста.

Опыт работы показывает, что наиболее важным является работа, проводимая со школьниками средних общеобразовательных учреждений. Проведение разъяснительной работы с ним положительно сказывается на их представлении о войсках национальной гвардии и дает возможность заблаговременно и осознанно выбрать профессию. При этом стоит отметить, что проводить такую разъяснительную работу стоит, начиная с 7 - 9 классов. Это позволит нарастить количество желающих к поступлению абитуриентов и отобрать при профессиональном отборе, наиболее определившихся в выборе профессии, учеников.

Выводы. Таким образом, рассмотренные нами вопросы профессиональной ориентации абитуриентов, поступающих в военные институты войск национальной гвардии, позволяют сделать следующие выводы:

- в интересах повышения престижа прохождения службы в рядах Росгвардии необходимо организовывать взаимодействие с общеобразовательными организациями среднего образования, военными комиссариатами, органами местного самоуправлениями, ветеранскими организациями, с родителями курсантов, с общественными организациями, связанными с молодежью, а так же вести активную агитационную и рекламную деятельность;

- в целях качественного и своевременного просвещения молодежи и их родителей, постоянно обновлять и издавать справочники и книги, касающиеся прохождения службы в Росгвардии, перспектив и престижности выбранной профессии, потребности в профессиональных кадрах, путях получения профессии;

- для качественного проведения профессиональной ориентации поступающих абитуриентов необходима работа командиров и начальник всех степеней, а так же учет социально-экономической ситуации и особенностей конкретного региона.

Литература:

1. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 236 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка Владимира Даля. Том третий. - Москва, 1882. - 584 с.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. -М.: Academia, 2004. - 301 с.

4. Колпаков В.Ю., Суворов В.А., Шарухин А.П. Организация процесса воспитания в частях внутренних войск МВД России [Текст] / В.Ю. Колпаков [и др.], [ред. В.Ю. Новожилов] / Монография. - М.: Редакция журнала «На боевом посту», 2012. - 648 с.

5. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 7 ноября 2017 г. № 467 "Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации" [Электронный ресурс]. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71723106/ (Дата обращения: 18.09.2018).

Педагогика

УДК 371

студент Катаева Виктория Григорьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

РЕЧИ

Аннотация. В данной статье рассматривается теоретический аспект особенностей развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с позиций различных учёных. В статье дано определение диалогической речи, выделены группы диалогических умений, представлены особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Ключевые слова: диалогическая речь, диалогические умения, общее недоразвитие речи, связная речь, речевые расстройства.

Annotation. This article discusses the theoretical aspect of the features of the development of Dialogic speech in children of preschool age with ONR from the standpoint of various scientists. In article definition of Dialogic speech, groups of dialogical skills, the peculiarities of the development of dialogical speech of the senior preschool children with the NRO.

Keywords: Dialogic speech, Dialogic skills, General underdevelopment of speech, coherent speech, speech disorders.

Введение. Развитие диалогической речи является одним из условий полноценного, правильного речевого общения, развития связной речи, и соответственно, результативной адаптации выпускников дошкольныхх учреждений к образовательным школам. В дошкольном периоде дети овладевают, в основном, диалогической речью, она имеет свои особенности, которые проявляются в применении языковых средств, допустимых в разговорной речи.

Изложение основного материала статьи. Диалогическая речь - это особый вид деятельности речевой, функции которой осуществляются в ходе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования реагирующих и стимулирующих реплик. Диалог - это процесс речевого взаимодействия двух или более участников коммуникации.

Развитие диалогической речи у ребёнка - это сложный многоуровневый процесс, который формируется в процессе коммуникативной деятельности и общения на основе социальных и биологических предпосылок. При нормальном развитии у детей совершенствуется диалогическая речь к пяти годам. Дети более деятельно

принимают участие в разговоре, беседе, дают достаточно полный и развернутый анализ явления либо предмета. Дети могут поддержать беседу, отвечать правильно на вопросы взрослого и ровесника, задавать сами вопросы. Учатся строить деловые и игровые диалоги, осваивая правила речевого этикета. Пользуются косвенной и прямой речью, используют в диалогической речи и развернутую и краткую форму высказывания [2, с. 2811.

Проблемой изучения диалогического общения детей дошкольного возраста занимались такие учёные как: А. Г. Арушанова, Л. Ф. Артеменкова, Е. Г. Федосеева, и развития диалогической речи А. А. Соколова, И. С. Назметдинова, А. В. Чулкова и др.

Частично вопросы развития диалогических умений дошкольников рассматривались в исследованиях, которые были посвященны формированию коммуникативной компетентности или коммуникативных умений детей, Е. М. Алифанова, Л. Л. Дубинина, С. Е. Привалова, С. В. Проняева и др.

Выделяют несколько групп диалогических умений у дошкольников:

1. Собственно речевые умения:

- умение вступать в общение (знать и уметь, когда и как можно начать разговор с незнакомым и знакомым лицом, разговаривающим с другим, занятым);

-умение поддерживать и завершать общение (учитывать ситуацию и условия общения; слушать и слышать своего собеседника; переспрашивать, проявлять инициативность в общении; высказываться связно, логично; собственную точку зрения доказывать; выражать отношение к предмету разговора - излагать мнение свое, сравнивать, оценивать, приводить примеры, возражать либо соглашаться, отвечать, спрашивать;

- уметь говорить в нормальном темпе, выразительно, использовать интонацию в диалоге.

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: знакомство, приветствие, обращение, приглашение, просьба, привлечение внимания,

извинение, жалоба, согласие и отказ, неодобрение, сочувствие, благодарность, поздравление, прощание и др.

3. Умение общаться в группе, паре из 3 - 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, принимать участие в обсуждении темы определенной.

5. Неречевые (невербальные) умения - уместное использование жестов, мимики.

Важно отметить, что проблема речевых расстройств в настоящий период времени привлекает большое внимание разных специалистов: физиологов, логопедов, врачей, психологов. Это, обусловлено большой ролью, которую правильная речь имеет для гармоничного и полноценного развития ребёнка.

У дошкольников из всех видов речевых расстройств чаще всего встречается общее недоразвитие речи (ОНР). Оно представляет собой специфическое проявление речевой патологии, при ней нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (фонетико-фонематические процессы, грамматический строй, лексика), в том числе связной речи.

Исследователи В. П. Глухов, Л. Ф. Спирова, В. К. Воробьева, полагают, что развитие диалогической речи это важная задача речевого развития детей с ОНР. Поскольку у дошкольников с данной нозологией недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Эти дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в упрощенном виде и ограниченном объеме, испытывают большие затруднения в программирование высказывания, в синтезирование отдельных элементов в структурное целое и отборе материала для той или иной цели. Всё это приводит к тому, что дети значительно отстают от возрастной нормы.

По данным Е. М. Мастюковой, Р. Е. Левиной, Г. В. Чиркиной, В. И. Селиверстова, и др. это связано не только нарушениями речи ребёнка, но и специфическими отклонениями в его психическом развитии. Нарушение диалогической речи в той или иной мере плохо влияет на все психическое развитие детей, отражается на их поведении, деятельности, выражается в несформированности средств коммуникации, оказывает отрицательное воздействие на установление и поддержку контактов с ровесниками, препятствует осуществлению полноценного общения.

Недостатки в формировании диалогической речи у дошкольников с ОНР в основном проявляются в нарушении средств общения (ограниченный словарный запас, простые предложения, грубые ошибки в понимании речи, полиморфное нарушение звуков, аграмматизмы в экспрессивной речи), что приводит к нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия дошкольников, и серьезные проблемы создаются на пути их обучения и развития.

Р. И. Лалаева и Н.В. Серебрякова отмечают, что в дошкольном периоде важно развивать диалогическую форму речи. На протяжении всего дошкольного периода необходимо развивать у дошкольников умение строить диалог (отвечать, спрашивать, возражать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого важно применять с детьми беседы на самые различные темы, которые связанны с жизнью детей в детском саду, семье, с их отношениями со старшими и друзьями, их впечатлениями и интересами.

Также необходимо у детей развивать умение слушать своего собеседника, уметь отвечать на вопросы и задавать вопросы в зависимости от контекста [4, с. 1601.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками с ОНР, относится формирование у них связной, устной (монологической, диалогической) речи. Формирование связной, устной речи важно для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки дошкольников к школе.

Важно отметить, что в настоящее время по современным научным данным, мощным коррекционно-развивающим потенциалом в отношении высших психических и моторных функций, в том числе речевой функции ребёнка, обладает игра. Игра это основная ступень, являющаяся важной для развития детей. Игры учат детей понимать речевое взаимодействие, формируют грамматический строй речи у дошкольников, развивают словарный запас, вовлекают детей в диалог со сверстниками и взрослыми.

Выводы. Таким образом, рассмотрев теоретический аспект особенностей развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, можно отметить, что диалогическая речь - это особый вид деятельности речевой функции, которая осуществляются в ходе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования реагирующих и стимулирующих реплик. К особенностям диалогической речи ребёнка с ОНР относится наличие лексико-грамматических нарушений, недостаточная информативность, нарушение логической организации и взаимосвязанности высказываний, их недостаточный объём.

Недостатки в формировании диалогической речи у дошкольников с ОНР в основном проявляются в нарушении средств общения (ограниченный словарный запас, простые предложения, грубые ошибки в понимании речи, полиморфное нарушение звуков, аграмматизмы в экспрессивной речи), что приводит к нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия дошкольников, и серьезные проблемы создаются на пути их обучения и развития.

Литература:

1. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О.А. Бизикова. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 136 с.

2. Вяткина, Н. И., Ачкасова Ю. В. Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня / Н. И. Вяткина, Ю. В. Ачкасова // Молодой ученый. - 2017. -№46. - С. 281-283.

3. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - М.: Владос, 2002. - 168 с.

4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева. - СПб.: Питер, 1999. — 160 с.

5. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. - М: Просвещение, 2012. - 16 с.

6. Салагина, Н. Н. Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.Н. Салагина // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 750-753.

7. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева. - М.: Изд. - во ГНОМ и Д, 2000. — 128 с.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат философских наук Ковалевская Елена Владимировна

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы «Центр педагогического мастерства» (г. Москва)

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КОРОТКИХ ПОПУЛЯРНЫХ ВИДЕО-РОЛИКОВ ПО ПРЕДМЕТАМ

ШКОЛЬНОГО ЦИКЛА

Аннотация. В рамках настоящей статьи представлена технология разработки коротких популярных видео-роликов знакомящих с сутью той или иной науки или предметной области. Представленная технология может быть полезна как разработчикам видео-роликов, так и разработчикам курсов и будет интересна преподавателям, разработчикам и продюсерам образовательных продуктов.

Ключевые слова: Образовательное видео, образовательные он-лайн ресурсы, популяризация науки, неформальное образование, внесистемное образование.

Annotation. This article is devoted to the technology of production short popular science video for education. This technology can be useful for teachers, producers of educational products.

Keywords: Educational video, educational on-line resources, popular science, unformal education.

Введение. Сегодня в области образования мы наблюдаем возникновение множества новых интересных проектов, инициатив, подходов. Создаются "школы будущего", в образовательный процесс активно внедряются новые технологические решения, появляются и завоёвывают популярность новые подходы -смешанное обучение, перевёрнутый класс, популярными становятся он-лайн курсы, в том числе, массовые он-лайн курсы (MOOC), проводятся совместные краудсорсинговые исследования [1-4].

О происходящих изменениях, трендах и тенденциях современного образования написано уже достаточно много.

В современном мире мы ежедневно сталкиваемся с огромными объёмами информации. Важно уметь самостоятельно анализировать информацию, делать выводы, познавать новое, быть к нему открытым, не просто получать доступ к информации, но уметь ей оперировать, отличать корректную информацию от некорректной. Вместе с тем, многочисленные опросы и тестирования показывают, что даже получающие в школе высшие оценки ученики часто не понимают сути изучаемого предмета, ориентируются на запоминание, формальное повторение или оперирование формулами без понимания сущности изучаемого предмета.

Если мы возьмём учебники, в том числе некоторые из тех, которые используются в школах и ВУЗах сегодня, мы столкнёмся с тем, что ученику или читателю придётся продираться через сложный, наукообразный, насыщенный сложными терминами и трудночитаемыми предложениями язык. Вместе с тем, многие книги ведущих учёных, нобелевских лауреатов написаны простым, понятным языком, читаются «на одном дыхании» [5, 6].

На наш взгляд, важно понимать, что образование сегодня конкурирует с той реальностью в которой оказывается современный человек. Вокруг современного школьника или студента много интересного -видео, игры, виртуальная реальность. Современные люди сталкиваются с огромным количеством источников информации: социальные сети, различные сайты, книги, фильмы, сериалы, компьютерные игры многие другие источники. Стандартная школа, стандартные учебники ожидаемо проигрывают в такой конкуренции. Поиск новых форм подачи информации становится как никогда ранее актуальным. «Наука должна быть весёлая, увлекательная и простая», - утверждал Пётр Капица [7].

Быть современным означает быть в курсе последних научных открытий. В России с новой силой развивается тренд на популяризацию науки. Выходит много научных книг, статей, видео, подкастов, возникают всё новые научные и научно популярные сайты. На популярные лекции, научные фестивали и шоу приходят сотни и тысячи зрителей. Ещё большее количество смотрит трансляции, видео-записи популярных мероприятий, читает и смотрит научные каналы. Например, такие как: телеканал «Наука 2.0»; «Постнаука», Сайт «Элементы большой науки», журнал «Кот Шредингера».

Стремительный рост рынка образования приводит на рынок всё больше новых игроков. Возникает вопрос: если человек может получать знания, учиться на разных площадках, но как обстоит дело с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.