В программе подведения итогов педагогической олимпиады предусмотрено вручение адъюнктам дипломов: первой степени - 1, второй степени - 2, третьей степени - 3. При анализе ответов участников межвузовской педагогической олимпиады на вопрос об их главных ожиданиях было отмечено: «значимость олимпиады для индивидуальной научной деятельности» - 75%,
Библиографический список
«для образовательной деятельности» - 58%, «для самопознания и саморазвития» - 50%. Среди главных ожиданий адъюнктов было отмечено также, что проведение педагогической олимпиады - это, в первую очередь, возможность общения в научной и профессиональной среде и возможность реализации идей собственной педагогической деятельности.
1. Воронина, С.А. Предметная олимпиада как средство развития у студентов ценностного отношения к педагогическому знанию // Аксиологические аспекты становления профессионального мышления педагога. - Тула, 2005. - Вып. 3.
2. Герценовская педагогическая олимпиада: пространство для научно-педагогического поиска: методические рекомендации / сост. И.В. Гладкая. - СПб., 2011.
3. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 1995.
4. Новожилов, В.Ю. Компетентностный подход в военном образовании: интеграция учебной и внеучебной исследовательской работы курсантов: программа / В.Ю. Новожилов, Л.Н. Бережнова. - СПб., 2011.
5. Новожилов, В.Ю. Методология исследования интеграции в образовании. - М., 2011.
Bibliography
1. Voronina, S.A. Predmetnaya olimpiada kak sredstvo razvitiya u studentov cennostnogo otnosheniya k pedagogicheskomu znaniyu // Aksiologicheskie aspektih stanovleniya professionaljnogo mihshleniya pedagoga. - Tula, 2005. - Vihp. 3.
2. Gercenovskaya pedagogicheskaya olimpiada: prostranstvo dlya nauchno-pedagogicheskogo poiska: metodicheskie rekomendacii / sost. I.V. Gladkaya. - SPb., 2011.
3. Zair-Bek, E.S. Osnovih pedagogicheskogo proektirovaniya. - SPb., 1995.
4. Novozhilov, V.Yu. Kompetentnostnihyj podkhod v voennom obrazovanii: integraciya uchebnoyj i vneuchebnoyj issledovateljskoyj rabotih kursantov: programma / V.Yu. Novozhilov, L.N. Berezhnova. - SPb., 2011.
5. Novozhilov, V.Yu. Metodologiya issledovaniya integracii v obrazovanii. - M., 2011.
Статья поступила в редакцию 24.06.14
УДК 372
Dudkovskaja E.E. DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS IN IMPLEMENTING THE FSES. In the paper the ability for communication is understood as a means that allows satisfying the main needs without the contexts of a certain culture, to which a person belongs. The article gives a theoretical analysis of the development of communicative competence of students of schools in conditions of implementation of Federal State Educational Standards. The research reveals the contents and requirements for the intermediary results.
Key words: communicative competence, FSES, school education.
Е.Е. Дудковская, зав. методическим отделом ДДЮТ, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В статье умение общаться рассматривается в качестве средства, позволяющего удовлетворить основные потребности, вне зависимости от культуры, к которой принадлежит человек. Дается теоретический анализ развития коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательных школ в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Называется содержание, требования к промежуточным результатам.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, ФГОС школьного образования.
Слово «коммуникация» происходит от латинского слова «соттитса^о», что переводится как «сообщение, передача», и «соттипюаге», что означает «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать» [1]. Именно на обучение коммуникации как взаимодействию человека с другими людьми, с окружающим его социальным миром по своей сути была и остается нацеленной любая школа с древности до современности. Умение общаться - это залог безопасности и успеха как самого обучающегося, так и окружающего его общества, государства. Именно умение общаться вне зависимости от культуры, к которой принадлежит человек, позволяет ему удовлетворить основные потребности.
Очевидно, что умение общаться с окружающими людьми является сегодня необходимым для удовлетворения потребностей всех семи уровней. В частности, коммуникативные умения дают человеку возможность зарабатывать средства для удовлетворения физиологических потребностей в жилье, пище, лечении, позволяют построить отношения с людьми, удовлетворяющие потребность в уважении и признании, создать семью и удовлетворить, таким образом, потребность быть принятым, любить и быть любимым и т.д. Все вышесказанное подтверждает важность формирования коммуникативных умений у школьников в учебном процессе.
Исходя из культурно-исторической теории Л.С. Выготского, коммуникативная деятельность определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [2]. Соответственно коммуникативная компетенция - это умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения [3]. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентцию входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).
Компетентностный подход определяет формирование и развитие коммуникативной компетенции в качестве и цели, и промежуточного результата обучения. В содержание понятия коммуникативной компетенции входят:
• языковая компетенция: владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;
• социолингвистическая компетенция: способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения;
• дискуссионная компетенция: способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований;
• речевая компетенция: способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо);
• информационная компетенция: способность ориентироваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;
• социокультурная компетенция: степень знакомства с социокультурным контекстом функционирования языка;
• социальная компетенция: способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения).
Требования к результатам обучающихся (личностным, ме-тапредметным, предметным), многие из которых связаны с коммуникацией, устанавливает Федеральный государственный образовательный стандарт соответствующей ступени обучения. -На сегодняшний день для нас актуален ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО), уже внедряемый сегодня в образовательных учреждениях. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать, в частности:
• формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
К метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относятся:
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха (конфликт);
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии (самооценка);
• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
• активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
• использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества (по: ФГОС НОО [4]).
Что касается 5-9 классов, то во ФГОС ООО требования к результатам освоения основной образовательной программы, в том числе в области овладения коммуникативными умениями, детализируются, конкретизируются, их общий уровень повышается.
Так, личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
• воспитание российской гражданской идентичности: знание языка своего народа, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции сво-
ей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (по: ФГОС ООО [5]).
Развитие личности обучающихся в соответствии с новыми стандартами основывается на усвоении ими универсальных учебных действий.
К коммуникативным универсальным учебным действиям, формируемым в основной школе, относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, а именно, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Библиографический список
• постановка вопросов, т.е. инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов: выявление конфликтов, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнера - контроль, оценка, коррекция его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [6, с. 31].
1. Бориснёв, С.В. Социология коммуникации: учеб. пособ. для вузов. - М., 2003.
2. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
3. Петровская, Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М., 1982.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г № 373 [Э/р]. - Р/д: http://standart.edu.ru
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г № 1897 [Э/р]. - Р/д: http://standart.edu.ru
6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособ. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010.
Bibliography
1. Borisnyov, S.V. Sociologiya kommunikacii: ucheb. posob. dlya vuzov. - M., 2003.
2. Lisina, M.I. Problemih ontogeneza obtheniya. - M., 1986.
3. Petrovskaya, L.A. Teoreticheskie i metodicheskie problemih socialjno-psikhologicheskogo treninga. - M., 1982.
4. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart nachaljnogo obthego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyjskoyj Federacii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373 [Eh/r]. - R/d: http://standart.edu.ru
5. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart osnovnogo obthego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyjskoyj Federacii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897 [Eh/r]. - R/d: http://standart.edu.ru
6. Kak proektirovatj universaljnihe uchebnihe deyjstviya v nachaljnoyj shkole. Ot deyjstviya k mihsli: posob. dlya uchitelya / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya i dr.; pod red. A.G. Asmolova. - M., 2010.
Статья поступила в редакцию 24.06.14
УДК 37.07
Mishurinskaya N.A. FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF A SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT IN AN INTERSCHOOL TRAINING COMPLEX. The article describes and analyzes legal acts of the Russian Federation, aimed at the development of the quality of education. The possibility of using the quality management system ISO 9001:2008 in the construction of education quality assessment system in interschool training center is considerd.
Key words: quality of education, system of assessment of education quality, quality management system, degree of achievement of educational outcomes.
Н.А. Мишуринская, соискатель АОУ Тюменской области ДПО (ПК) специалистов
«Тюменский областной гос. институт развития регионального образования»,
г. Ханты-Мансийск, Е-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В МЕЖШКОЛЬНОМ УЧЕБНОМ КОМБИНАТЕ
В статье рассмотрены и проанализированы нормативно-правовые акты Российской Федерации, направленные на развитие системы качества образования. Показана возможность использования системы менеджмента качества ИСО 9001:2008 при построении системы оценки качества образования в межшкольном учебном комбинате.
Ключевые слова: качество образования, система оценки качества образования, система менеджмента качества, степень достижения образовательных результатов.
В современной системе образования большое внимание уделяется качеству, обеспечивающему конкурентоспособность образовательной организации на рынке образовательных услуг, удовлетворяющих требованиям международных стандартов.
В последние годы проблеме качества образования во всем мире уделяется все большее внимание. В России на протяжении последних двух десятилетий накоплен опыт внедрения и развертывания систем менеджмента качества образования в отдельных образовательных организациях с использованием требований стандартов качества ISO 9o0l :2008, утвержденных
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г № 471-ст [1; 2].
В настоящее время на федеральном уровне закреплены требования к наличию и функционированию в образовательных организациях системы оценки качества образования. Пунктом 13 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» зафиксирована обязанность образовательной организации обеспечить «функционирование внутренней системы оценки качества образования», а статьей 95 настоящего закона определены требования к проведению независимой оцен-