педагогические науки
Александрова Екатерина Валентиновна, Александров Евгений Владимирович ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПОСОБИЙ ...
УДК 378.016
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПОСОБИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ЦИКЛОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
© 2018
Александрова Екатерина Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Лингвистика» Александров Евгений Владимирович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Вагоны» Самарский государственный университет путей сообщения (443066, Россия, Самара, улица Свободы, 2В, e-mail: [email protected])
Аннотация. Информатизация всех сфер деятельности занимает уникальное положение в современном обществе. Исследования в области компьютеризации учебного процесса, а также опыт, накопленный в ходе разработки и внедрения электронных учебников по циклу фундаментальных дисциплин высшего образования, показали, что такая форма подачи материала имеет большие перспективы и заслуживает особого внимания. Учебный продукт может быть результатом работы, как группы специалистов, так и конкретного преподавателя, выступающего в роли автора-редактора. Разработка электронных учебных продуктов требует согласования разных функциональных возможностей программных средств, сконцентрированных в одной программе, пакете или комплексе. Преподаватели российских вузов чаще всего вынуждены производить учебные продукты самостоятельно. В контексте вышесказанного целью статьи является анализ возможностей разработки мультимедийных пособий и определение особенностей их разработки в рамках дисциплин гуманитарного и технического циклов для студентов железнодорожных специальностей. Авторами были разработаны и внедрены новые учебные продукты по иностранному языку и по специальной дисциплине «Вагоны». Задачей исследования являлось показать специфику разработки подобных учебных пособий, организации учебного материала, организации деятельности учащихся на примере отдельных предметов гуманитарного и технического цикла. В процессе исследования велась разработка предметной учебной коллекции, включая разработку рабочих тетрадей по учебникам, учебным пособиям, методическим указаниям, включенным в рабочую программу дисциплины, а также осуществлялась разработка и внедрение мультимедийных пособий, учитывая элемент адресности в аспекте инфокоммуникационных технологий обучения для студентов железнодорожных специальностей.
Ключевые слова: образовательный процесс, компьютеризация учебного процесса, интенсификация обучения, альтернативные образовательные концепции, мультимедийные пособия, комплект средств обучения, предметная учебная коллекция, дисциплины гуманитарного и технического цикла.
SPECIFIC FEATURES OF DEVELOPMENT OF MULTIMEDIA TEXTBOOKS WITHIN THE HUMANITIES AND TECHNICAL CYCLES FOR THE STUDENTS OF RAILWAY SPECIALITIES
© 2018
Aleksandrova Ekaterina Valentinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Linguistics» Aleksandrov Evgeny Vladimirovitch, candidate of technical sciences, associate professor
of the department of «Cars» Samara State Transport University (443066, Russia, Samara, Svobody st., 2B, e-mail: [email protected])
Abstract. Informatization of all fields of activity occupies a unique position in modern society. Research in the field of educational process' computerization, as well as the experience in the development and integration of electronic textbooks in the higher educational field, showed the great opportunities and special attention to this form of the material's presentation. The educational product can be the result of a group of specialists or only one teacher acting as an author-editor. Teachers of Russian universities are often forced to produce educational products on their own. The development of electronic educational products requires coordination of different software tools, concentrated in a single program, package or complex. In this context, the aim of the article is to analyze the possibilities of developing multimedia educational books within the disciplines of humanities and technical cycles for students of railway specialties. The authors have developed and introduced new educational products in foreign language and in a special discipline "Cars". The task of the study was to show the specifics of the development of such textbooks, the organization of educational material and the organization of students' activities in the field of humanitarian and technical subjects. In the course of the study, the authors developed an educational collection of workbooks, textbooks, assistive means included in the working program of the discipline, as well as the development and integration of multimedia educational books in the aspect of information and communication technologies of training the students of railway specialties.
Keywords: educational process, computerization of educational process, intensification of training, alternative educational concepts, multimedia textbooks, a set of training tools, subject educational collection, the disciplines of humanities and technical cycles.
В последние годы происходит постепенное изменение традиционной системы образования. Современный педагог вынужден сталкиваться с принципиально иной реализацией классических принципов дидактики (наглядность, сознательность и активность, доступность, научность, индивидуальный подход, постепенность и последовательность, прочность в овладении знаниями, умениями, навыками, связь теории с практикой, закономерность) [1]. Книга как источник информации и средство коммуникации уступает место компьютерным технологиям, которые становятся мощным средством интенсификации обучения и повышения познавательной мотивации студентов.
На сегодняшний день в теории и практике отечественного образования существует ряд альтернативных образовательных концепций. К ним можно отнести: 1) проблемное обучение, целью которого является обеспечить самостоятельную поисковую деятельность обучающихся, опираясь на логику научного исследования; 2) программированное обучение, при котором улучшение управления учебным процессом достигается путем устранения субъективного фактора между преподавателем и обучающимся в процессе обучения путем использования новых компьютерных технологий; 3) дифференцированное обучение, имеющее своей сущностью развитие максимально комфортных условий для развития
Aleksandrova Ekaterina Valentinovna, Aleksandrov Evgeny Vladimirovitch SPECIFIC FEATURES OF DEVELOPMENT OF MULTIMEDIA TEXTBOOKS ..
pedagogical sciences
каждой отдельной личности; 4) модульное обучение, в основе которого лежит информационный модуль, представляющий собой отдельный блок материала для усвоения информации в рамках деятельностного подхода к обучающемуся.
Большой вклад в развитие проблемного обучения внесли Д. Дьюи [2], М.Н. Скаткин [3], М.И. Махмутов [4], И.Я. Лернер [5], М.М. Левина [6] и др. [7, 8]. Теорией программированного обучения занимались П.Я. Гальперин [9], В.П. Беспалько [10], Л.В. Занков [11]. Н.Ф. Талызина [12]. Дифференцированный подход в обучении освещен в работах М.В. Кларина [13], В.В Фирсова [14] и др. [15, 16]. Система модульного обучения описана в трудах П.И. Третьякова [17], Г.В. Лаврентьева [18] и др. [19-22].
Данные образовательные концепции находят свое применение во всех формах инновационного обучения. В нашем исследовании термин «Инновационное обучение» рассматривается как процесс обучения, основанный, прежде всего, на современных инфокомму-никационных технологиях, направленный на развитие личности, ее самоактуализацию и саморазвитие при параллельном изменении функций педагога.
Проведенный анализ показал, что на преподавателя в современной системе образования, возлагаются такие функции, как руководство учебным процессом; консультирование обучающихся; разработка, внедрение и корректировка преподаваемого курса дисциплины, включая самостоятельную разработку и внедрение новых учебных материалов.
В связи с этим представляется актуальной разработка и анализ процесса внедрения наиболее оптимальных и универсальных методов и приёмов обучения в современной системе образования с последующей разработкой новых мультимедийных пособий, необходимых для ее успешного функционирования.
Информатизация всех сфер человеческой деятельности занимает ведущее положение в современном обществе. Средства вычислительной техники и информатики находят свое применение в различных сферах человеческой деятельности, способствуя, в том числе, и прогрессу в сфере образования. Исследования в области компьютеризации учебного процесса, а также опыт, накопленный в ходе разработки и внедрения электронных учебников по циклу фундаментальных дисциплин высшего образования, показали, что такая форма подачи материала имеет большие перспективы и заслуживает особого внимания [23].
Содержание дидактики образования, основанного на инфокоммуникационных технологиях, несет в себе возможность представления однотипного учебного материала разными средствами обучения, обладающими соответствующими дидактическими возможностями. Преподаватель должен знать эти возможности и уметь распределять учебный материал, формировать из него комплект средств обучения - систему носителей информации, предназначенную для решения совокупности дидактических задач. Кроме того, гибкость и мобильность такого образования позволяют преподавателям в рамках данной системы применять собственные новаторские разработки, не выходя, конечно, за рамки учебного плана и не нарушая основных дидактических принципов.
В электронном формате сейчас используются учебники, хрестоматии, энциклопедии и словари, сборники задач и упражнений, пособия, методические указания, конспекты лекционных и практических занятий, вопросы и тесты для самопроверки, практикумы, гипертексты, юниты. Мультимедийные средства электронных учебных продуктов позволяют успешно сочетать приемы, методы, способы и средства сбора, накопления, обработки, хранения, передачи, продуцирования аудиовизуальной, текстовой и графической информации.
В этом контексте можно утверждать, что преимущество использования мультимедийных пособий оче-
видно, а область их применения довольно обширна. Мультимедийная презентация в качестве отдельной дидактической единицы, становится основой разработки учебных продуктов разного стиля и направления.
Остановимся подробнее на понятии предметной учебной коллекции, введенной О.В. Зиминой и А.И. Кирилловым [24]. Предметная учебная коллекция - это согласованное объединение печатных и электронных учебных и методических пособий по данной учебной дисциплине или ее большому разделу. Одна или несколько предметных учебных коллекций образуют содержательное наполнение локального сегмента формирующейся в настоящее время Единой образовательно-научной информационной среды. Состав учебной коллекции делится на модули. В качестве модулей могут выступать учебный комплекс (электронный учебник или учебное пособие с решебником), ресурс в Интернете, методические рекомендации по использованию данной учебной коллекции.
Характеристика модулей определяется спецификой конкретного предмета и применяемыми дидактическими принципами. Модули могут быть заменяемыми, адаптированными, расширенными, и вся коллекция также открыта для изменений. Учебная коллекция максимально полно охватывает один или несколько разделов науки, соответствующих данной учебной дисциплине.
Отметим, что учебный продукт может быть результатом работы, как группы специалистов, так и конкретного преподавателя, выступающего в роли автора-редактора. Создание электронного учебника требует значительных финансовых вложений, поэтому участвуют в этом, как правило, крупные компании-производители, издательства, учебные заведения. Цена на конечный продукт в таком случае велика, что увеличивает сроки его окупаемости и уменьшает потребительский спрос. Себестоимость электронных учебных продуктов может быть сведена к минимуму, если составителям удастся в ходе разработки целесообразно совместить разнообразные формы подачи материала с учетом выполнения дидактических и методических целей, поставленных конкретной образовательной моделью.
В связи с этим, преподаватели российских вузов часто производят учебные продукты самостоятельно. Однако, недостаточная компетентность в сфере компьютерных технологий приводит к тому, что предлагаемые продукты не отвечают современным требованиям. Несомненно, разработка электронных учебных продуктов требует согласования разных функциональных возможностей программных средств, сконцентрированных в одной программе, пакете или комплексе.
В контексте вышесказанного целью статьи является анализ возможностей разработки мультимедийных пособий и определение особенностей их разработки в рамках дисциплин гуманитарного и технического циклов для студентов железнодорожных специальностей.
Обратимся к опыту Самарского государственного университета путей сообщения.
Самарский государственный университет путей сообщения является крупным университетским комплексом Поволжья, готовя специалистов высшего и среднего звена не только для транспорта, но и других отраслей экономики. Университет решает вопросы подготовки и переподготовки специалистов, повышения квалификации специалистов железных дорог в новых экономических условиях. В настоящее время в вузе обучается около 25 тысяч человек. По программе Высшего Профессионального образования - более 11 тысяч, по программе Среднего Профессионального образования -около 14 тысяч. Университетский комплекс Самарского государственного университета путей сообщения представлен в 10 городах 8 субъектов Российской Федерации. В составе университетского комплекса 10 филиалов.
Подготовка обучающихся в университете происходит при помощи современного лабораторного и произ-
14
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Александрова Екатерина Валентиновна, Александров Евгений Владимирович ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПОСОБИЙ ...
водственного оборудования с использованием новых методологических подходов и технологий обучения. В процесс обучения внедряются современные образовательные технологии, в том числе элементы обучения, основанного на инфокоммуникационных технологиях.
Активно развивается международное сотрудничество. В университете оборудовано около 50 компьютерных классов с доступом в интернет, работает свой Web-сайт. Кафедрами университета разработано или приобретено достаточное количество электронных учебных программ, которые используются обучающимися в процессе подготовки к лабораторным работам и обработки их результатов, выполнении расчетно-графических работ, в курсовом и дипломном проектировании.
Авторами на первом этапе исследования были разработаны и внедрены новые учебные продукты - гипертекст по иностранному языку (английскому) и гипертекст для студентов специализации «Вагоны». Задачей исследования являлось показать специфику разработки подобных учебных пособий, организации учебного материала, организации деятельности обучающихся заочной формы обучения на примере отдельных предметов гуманитарного (иностранный язык) и технического цикла («Конструирование и расчет вагонов») в техническом вузе. Данный вопрос подробно рассмотрен в ряде предыдущих публикаций и ранее уже освещался [25].
На втором этапе велась разработка предметной учебной коллекции, включая разработку рабочих тетрадей по учебникам, учебным пособиям, методическим указаниям, включенным в рабочую программу дисциплины.
Целью дисциплины «Конструирование и расчет вагонов» является обучение студентов умениям проведения необходимых прочностных расчетов, приобретение студентами навыков использования компьютера в расчетах вагонов и их узлов на прочность.
В результате усвоения дисциплины обучающиеся должны:
знать основы проектирования и расчета грузовых и пассажирских вагонов; основные положения конструкторской и технологической подготовки производства вагонов; задачи и методы предпроектных исследований;
уметь различать типы вагонов, ориентироваться в их технических характеристиках; определять показатели качества и безопасности конструкций кузовов и узлов вагонов при действии основных нагрузок, определяемых нормативными документами; проектировать вагоны и определять их параметры; владеть методами экспертизы прочностных и динамических характеристик конструкций кузовов и узлов вагонов при действии основных нагрузок;
владеть инженерными методами расчета конструкций кузовов и узлов грузовых и пассажирских вагонов; методами анализа конструкций, прочности и надежности вагонов и их узлов; основными положениями конструкторской и технологической подготовки производства вагонов.
Характер дисциплины «Иностранный язык» определяет ее цели: повышение исходного уровня владения иностранным языком на предыдущей ступени образования; достижение коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами; совершенствование лингвистической подготовки для дальнейшего самообразования.
В результате усвоения дисциплины обучающиеся должны:
знать профессиональную лексику на иностранном языке;
уметь переводить общие и профессиональные тексты на иностранном языке;
владеть одним из иностранных языков на уровне разговорного или читать и переводить со словарем.
Поясним, что разработанные рабочие тетради по-
могают достичь запланированного уровня обучения. Так, перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Конструирование и расчет вагонов» содержит 8 наименований, по дисциплине иностранный язык 16 наименований [26]. Обучающимся трудно ориентироваться в таком потоке информации.
Для теоретического и практического усвоения дисциплины предусмотрена самостоятельная работа обучающихся, как индивидуальная, так и под руководством преподавателя. Данная работа предполагает самостоятельное выполнение курсовой работы, подготовку к каждому лекционному, лабораторному и практическому занятию.
Самостоятельная работа обучающихся является важной формой образовательного процесса. Она осуществляется и в вузе, и вне его рамок (библиотеке, дома). Цель самостоятельной работы - научить обучающегося осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной документацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы повысить уровень освоения компетенций, а также привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Разработанные рабочие тетради призваны помочь организовать самостоятельную работу обучающихся. Они должны явиться логическим завершением каждой проработанной обучающимися публикации из рекомендуемого перечня литературы и стать основой предметной учебной коллекции по данным дисциплинам. В них, опираясь на пройденный материал, представлены логически выверенные упражнения для контроля усвоенного объема информации.
К настоящему времени изданы 8 рабочих тетрадей по дисциплине «Иностранный язык» (английский и немецкий), находятся в процессе завершения 3 рабочие тетради по дисциплине «Конструирование и расчет вагонов». Рабочую тетрадь в электронном виде можно получить на кафедре или в медийном центре библиотеки Самарского государственного университета путей сообщения. Образец распечатанной версии можно посмотреть в системе MOODLE в образовательной среде обучающихся Самарского государственного университета путей сообщения на сайте университета [26].
Обратим внимание на то обстоятельство, что авторы успешно осуществляют третий этап разработки и внедрения мультимедийных пособий, учитывая элемент адресности в аспекте инфокоммуникационных технологий обучения для конкретных профессий (железнодорожные специальности). На этом этапе происходит внедрение всех разработанных пособий в электронную систему MOODLE и разрабатывается система тестирования с учетом особенностей разработанных пособий.
Тесты по дисциплинам составлены в виде вопроса и четырех вариантов ответа, один из которых является правильным. Тесты оцениваются положительно при 70 и более процентов правильных ответов (оценка «зачет»), в противном случае оцениваются отрицательно (оценка «незачет»). Отчет обучающегося по практическим занятиям заключается в контроле выполнения заданий и ответов на контрольные вопросы. Отчет обучающегося по лабораторным работам (только дисциплина «Конструирование и расчет вагонов») заключается в проверке отчетов по лабораторным работам и ответов на контрольные вопросы. В случаях неправильных ответов обучающемуся предлагается повторно обратиться к предлагаемым научным пособиям и вновь ответить на эти же вопросы.
К зачету допускаются обучающиеся, сдавшие письменные отчеты и отчитавшиеся по лабораторным работам, прошедшие тестирование с правильным количеством ответов на тестовые вопросы - не менее 70% от общего объёма заданных тестовых вопросов. К экзамену допускаются обучающиеся, сдавшие письменные отче-
Aleksandrova Ekaterina Valentinovna, Aleksandrov Evgeny Vladimirovitch pedagogical
SPECIFIC FEATURES OF DEVELOPMENT OF MULTIMEDIA TEXTBOOKS ... sciences
ты и отчитавшиеся по практическим занятиям, прошедшие итоговое тестирование с правильным количеством ответов на тестовые вопросы - не менее 70% от общего объёма заданных тестовых вопросов и защитившие курсовую работу на 3-5 баллов («Конструирование и расчет вагонов»).
Подводя итог вышесказанному, резюмируем, что на современном этапе модернизации российского образования содержание образования должно обеспечивать формирование личности, способной к саморазвитию, к изменению своего профессионального вектора и к выполнению гражданских обязанностей. Человек, хорошо владеющий современными технологиями, способный эффективно получать, обрабатывать и использовать имеющуюся информацию при помощи инфокомму-никационных средств - таковы требования к будущим специалистам. В связи с этим, разработка и применение мультимедийных пособий в рамках обучения будущих специалистов имеет под собой несомненные основания и несет в себе неоспоримые перспективы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александрова Е.В. Информативно-осознанный подход в системе высшего образования: истоки, сущность, перспективы: монография. М-во транспорта РФ, Самарский государственный университет путей сообщения. - Самара: СамГУПС, 2016. - 135с.: ил.
2. Дьюи Д. Школа и общество. - М.: Просвещение, 1987. - 112с.
3. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. - М.:1965. - 48с.
4. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. - Казань: Изд-во казанского государственного университета, 1972. - 213с.
5. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.:1974. -64с.
6. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
7. Коростелева Е.Ю. Технология проблемного обучения на уроках географии // Карельский научный журнал. 2015. № 4 (13). С. 9-11.
8. Иванова Т.А., Шишкина Е.А. Технология проблемного обучения на уроке истории (на примере урока «Россия в революционном вихре») // Поволжский педагогический вестник. 2017. Т. 5. № 3 (16). С. 59-65.
9. Гальперин П. Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения // К теории программированного обучения. — М., 1967.
10. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. — М.: Высшая школа, 1970. — 300с.
11. 3анков Л.В. Избранные педагогические труды. -М.: Дом педагогики, 1999. - 606с.
12. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология : учеб. для студ. сред. учеб. заведений / Н.Ф.Талызина. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 288 с.
13. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. - М.: Высшая школа, 1997. - 178с.
14. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. - М., 1994. -321с.
15. Колобов А.Н. Организация учебно-воспитательного процесса курсантов и слушателей военных образовательных учреждений высшего образования мо рф с использованием дифференцированного подхода // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 59-62.
16. Сундеева Л.А., Зеленкова Ю.В. Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка в начальных классах // Балтийский 16
2015. № 4 (13). С. 106-108.
17. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практикоориентированная монография/ Под ред. П.И. Третьякова. - М., 2001. -352с.
18. Лаврентьев Г.В. Инновационно-обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Учебное пособие. — М., 2009. — 203с.
19. Лопухова Ю.В., Юрина М.В. Содержание учебного материала как важный аспект изучения иностранного языка при использовании модульного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 326-329.
20. Драницына Е.Г. Условия формирования умений самостоятельной деятельности студентов системы спо средствами модульной технологии обучения // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 219222.
21. Гусев А.Н., Евтин А.Б. Использование модульного подхода в реализации прикладной физической подготовки студентов в инженерно-экономическом вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 158-161.
22. Насырова Э.Ф. Механизмы и условия функционирования методической системы интегративно-мо-дульного обучения будущих учителей // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 128-131.
23. Александрова Е.В., Александров Е.В. Применение инфокоммуникационных технологий в процессе повышения качества обучения. - Научный информационно-аналитический журнал ВАК «Образование и общество» №6 (83) ноябрь-декабрь 2013.
24. Зимина О.В., Кириллов А.И. Инженерное образование в компьютеризированном обществе: новые ориентиры // Проблемы теории и методики обучения. №7, 2003.
25. Александрова Е.В. Повышение качества подготовки студентов заочной формы обучения на основе ин-фокоммуникационных технологий в техническом вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Самарская государственная академия путей сообщения, Самара, 2005.
26. Образовательная среда обучающихся СамГУПС. URL: http://do.samgups.ru/moodle/ (дата обращения 14.05.2018).
Статья поступила в редакцию 21.05.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)