Научная статья на тему 'Электронные учебники в образовательном процессе - новая реальность'

Электронные учебники в образовательном процессе - новая реальность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1408
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / EDUCATIONAL ACTIVITY / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / DIGITAL TEXTBOOK / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / INDIVIDUAL APPROACH TO LEARNING / ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА / DIGITAL TEXTBOOK'S KEY FEATURES / СВЯЗЬ С ОТКРЫТЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ / CONNECTION TO OPEN EDUCATIONAL SOURCES / STUDYING PROCESS ACTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лучинина Екатерина Николаевна, Рачковская Лариса Алексеевна, Нечаева Светлана Николаевна

В настоящее время идет активный процесс создания электронных учебников в гипертекстовой форме и их внедрение в учебный процесс. Зарубежные и российские образовательные учреждения занимаются разработкой стандартов и требований к электронным учебникам, электронным учебным курсам, программным средствам. Несмотря на многочисленные работы, технология обучения с применением электронных учебников еще недостаточно изучена. Поскольку полноценный электронный учебник это не просто оцифрованная версия печатного издания, а целый комплекс технических средств продукт, позволяющий объединить в себе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию, переход на обучение по электронным учебникам имеет свои плюсы. Иностранный язык занимает особое место среди прочих дисциплин, так как в рамках занятия необходимо моделировать искусственную языковую среду. Использование технических средств обучения является в данном случае большим подспорьем, поскольку дает возможность сделать среду обучения более аутентичной за счет включения в процесс обучения не только речи преподавателя, но и речи носителей языка. Авторы статьи делятся опытом применения электронных учебников, созданных с помощью программы SunRav BookOffice, на занятиях по иностранному языку. В статье рассматриваются отличительные характеристики электронного учебника, позволяющие повысить качество обучения иностранному языку: наглядность, мультимедийность, интерактивность, наличие системы поиска информации в учебнике, возможность самоконтроля знаний и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TEXTBOOKS IN CLASSROOM - NEW REALITY

Recently the processes of creating digital textbooks in the hyper-text format and their introduction into studying have intensified. Both Russian and foreign educational institutions are engaged in developing guidelines and requirements to digital textbooks, e-learning courses and software. Despite a considerable number of papers, the technology of using a digital textbook in classroom has not been studied sufficiently yet. Since a comprehensive digital textbook is more than an electronic version of a printed book, but rather a set of technical means, i.e. a product that comprises text, sound, video, graphic design and animation, the transition to learning with digital textbooks has its own advantages. Foreign languages stand out from other courses as they require simulating artificial language environment in class. Using classroom technology thus becomes an asset as it allows to make the learning environment more authentic due to the introduction of talks by native speakers. The authors of the article share their experience of applying digital textbooks designed on the basis of the SunRav BookOffice software in foreign language classes at the Military (Combined Arms) Institute. The article considers key features of the digital textbook that allow raising the quality of teaching and learning a foreign language, including the visual, multimedia, information search and self-control aspects.

Текст научной работы на тему «Электронные учебники в образовательном процессе - новая реальность»

УДК 372.881.1

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

© 2017

Лучинина Екатерина Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Рачковская Лариса Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков Нечаева Светлана Николаевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил

Российской Федерации» (109380, Россия, Москва, ул. Головачева, д. 2, е-mail: [email protected])

Аннотация. В настоящее время идет активный процесс создания электронных учебников в гипертекстовой форме и их внедрение в учебный процесс. Зарубежные и российские образовательные учреждения занимаются разработкой стандартов и требований к электронным учебникам, электронным учебным курсам, программным средствам. Несмотря на многочисленные работы, технология обучения с применением электронных учебников еще недостаточно изучена. Поскольку полноценный электронный учебник - это не просто оцифрованная версия печатного издания, а целый комплекс технических средств - продукт, позволяющий объединить в себе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию, переход на обучение по электронным учебникам имеет свои плюсы. Иностранный язык занимает особое место среди прочих дисциплин, так как в рамках занятия необходимо моделировать искусственную языковую среду. Использование технических средств обучения является в данном случае большим подспорьем, поскольку дает возможность сделать среду обучения более аутентичной за счет включения в процесс обучения не только речи преподавателя, но и речи носителей языка. Авторы статьи делятся опытом применения электронных учебников, созданных с помощью программы SunRav BookOffice, на занятиях по иностранному языку. В статье рассматриваются отличительные характеристики электронного учебника, позволяющие повысить качество обучения иностранному языку: наглядность, мультимедийность, интерактивность, наличие системы поиска информации в учебнике, возможность самоконтроля знаний и навыков.

Ключевые слова: образовательная деятельность, электронный учебник, активизация учебного процесса, повышение качества обучения, индивидуализация обучения, отличительные характеристики электронного учебника, связь с открытыми образовательными ресурсами.

DIGITAL TEXTBOOKS IN CLASSROOM - NEW REALITY

© 2017

Luchinina Ekaterina Nikolaevna, candidate of philological sciences, associate professor,

Head of Foreign languages Department Rachkovskaya Larisa Alekseevna, candidate of philological sciences, associate professor, professor of Foreign languages Department Nechaeva Svetlana Nikolaevna, senior teacher of Foreign languages Department Army Military Training and Research Center of the Combined Arms Academy of the Armed Forces

of the Russian Federation (109380, Russia, Moscow, Golovachev st., 2, е-mail: [email protected])

Abstract. Recently the processes of creating digital textbooks in the hyper-text format and their introduction into studying have intensified. Both Russian and foreign educational institutions are engaged in developing guidelines and requirements to digital textbooks, e-learning courses and software. Despite a considerable number of papers, the technology of using a digital textbook in classroom has not been studied sufficiently yet. Since a comprehensive digital textbook is more than an electronic version of a printed book, but rather a set of technical means, i.e. a product that comprises text, sound, video, graphic design and animation, the transition to learning with digital textbooks has its own advantages. Foreign languages stand out from other courses as they require simulating artificial language environment in class. Using classroom technology thus becomes an asset as it allows to make the learning environment more authentic due to the introduction of talks by native speakers. The authors of the article share their experience of applying digital textbooks designed on the basis of the SunRav BookOffice software in foreign language classes at the Military (Combined Arms) Institute. The article considers key features of the digital textbook that allow raising the quality of teaching and learning a foreign language, including the visual, multimedia, information search and self-control aspects.

Keywords: educational activity, digital textbook, studying process activation, individual approach to learning, digital textbook's key features, connection to open educational sources.

С 1 января 2015 года в Российской Федерации каждый учебник, на котором стоит гриф Министерства образования и науки, должен иметь электронную версию, т.к. этого требует вступивший в силу новый закон об образовании [1]. Необходимость трансформации образовательного процесса за счет внедрения электронного компонента становится актуальнее с каждым годом, поскольку обучающиеся сейчас уже являются представителями «digital natives» [2] - поколения, выросшего в эпоху стремительного развития компьютерных технологий.

В этой связи многие вузы серьезно задумались о необходимости внедрения в учебный процесс электронных учебников, т.к. школьникам, привыкшим работать с электронными носителями, будет сложно адаптироваться к бумажным изданиям. Поскольку полноценный электронный учебник - это не просто оцифрованная версия печатного издания, а целый комплекс технических средств - продукт, позволяющий объединить в себе

текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию, переход на обучение по электронным учебникам имеет свои плюсы. Их использование на занятиях позволяет «активизировать учебный процесс, индивидуализировать обучение, повысить наглядность учебного материала, сочетать теоретические знания с закреплением практических навыков, повысить и поддерживать интерес учащихся к обучению» [3, с. 294].

В настоящее время многие зарубежные и российские образовательные учреждения занимаются разработкой стандартов и требований к электронным учебникам, электронным учебным курсам, программным средствам. Большое количество работ посвящено ди-дактико-педагогическим аспектам новейших образовательных технологий, способам их интеграции в процесс традиционного обучения (О.В. Колесникова [4], Е.О. Никитина [5], В.А. Ситаров [6], Н.А. Каменева, Л.В. Зенина [7]). Известно несколько попыток разработки классификации обучающих веб-изданий, представлен-

ных в работах Б.Х.Кривицкого[8], А.И. Башмакова и И.А. Башмакова[9] и др. В работах Медведевой С.Н. [10] описаны основные этапы процесса проектирования электронного учебника в среде SunRav BookEditor. Проектирование электронного учебника разделяется на дидактическое и программное проектирование. Наряду с традиционными дидактическими свойствами (педагогическая целесообразность использования, доступность, научность и достоверность материала) электронный учебник обладает рядом «специфических дидактических характеристик: нелинейность, открытость, муль-тимедийность, интерактивность, возможности для самоконтроля, выработка своей индивидуальной траектории обучения» [11].

Программная реализация электронного учебника осуществляется с помощью встроенных автоматизированных средств разработки, к которым относится возможность создавать электронный курс в виде EXE файлов, в CHM, HTML, PDF форматах, а так же в любых других (используя шаблоны). Предусмотрена возможность распространения на CD и DVD дисках вместе с бесплатной программой для просмотра, которая может озвучивать книги, автоматически пролистывать страницы, читать текстовые, HTML, RTF и MS Office документы. Также предусмотрена возможность читать и записывать ZIP архивы[10] .

Несмотря на многочисленные работы, технология обучения с применением электронных учебников еще недостаточно изучена. В данной статье мы хотели бы поделиться опытом применения электронных учебников на практических занятиях по иностранному языку, созданных с помощью программы SunRav BookOffice.

Иностранный язык занимает особое место среди прочих дисциплин, так как в рамках занятия необходимо моделировать искусственную языковую среду. Использование технических средств обучения является в данном случае большим подспорьем, поскольку дает возможность сделать среду обучения более аутентичной за счет включения в процесс обучения не только речи преподавателя, но и речи носителей языка.

В основу наших электронных учебников, легли учебные пособия, разработанные авторским коллективом нашей кафедры. При их трансформации в электронные учебники мы исходили из определения электронного учебника как «нового уровня подачи учебного материала за счет использования гипертекста, обеспечивающего многообразие систем связей между фрагментами учебного материала; применения мультимедийных элементов, повышающих эффективность представления учебного материала; интерактивности, позволяющей осуществить ознакомление и тренинг по выполнению действий и формированию предусмотренных компетенций; наличия самоконтроля знаний и навыков, а также наличия системы поиска информации, обеспечивающей удобство работы с курсом» [12, с. 42]. Остановимся подробнее на данных отличительных характеристиках электронного учебника и проиллюстрируем их конкретными примерами:

- связь между элементами учебника обеспечивается наличием гиперссылок;

В учебном тексте ключевые слова или так называемый активный словарь обучающегося могут быть представлены в виде гиперссылок (рисунок 1), которые отправляют обучающегося в глоссарий или словарь.

Сокращения или термины могут разъясняться с помощью всплывающей подсказки (рисунок 1).

Упражнения на грамматику могут предваряться всплывающим окном-подсказкой на грамматическое правило, а после упражнения может быть предложена ссылка на раздел с ключами к данному упражнению (рисунок 2).

Учебник может содержать различные приложения, которые мгновенно открываются нажатием на гиперссылку в задании.

- применение мультимедийных элементов повышает эффективность представления учебного материала, а также делает среду обучения более аутентичной;

- электронный учебник дает возможность обучающимся проводить самоконтроль в процессе подготовки к занятию;

Например, вопросы к тексту могут содержать ссылку на фрагмент текста, содержащий правильный ответ (рисунок 1), упражнения на перевод - всплывающую подсказку с ответом. Тестирование дает возможность не только получить оценку своих знаний, но и увидеть свои ошибки и исправить их.

Рисунок 1- Внутренние гиперссылки и всплывающие подсказки

Рисунок 2 - Всплывающее окно-подсказка с грамматическим правилом

Передовой отечественный и международный опыт показывает, что электронные учебники обеспечивают не только образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне учебного учреждения, но и создают условия для индивидуализации учебного процесса. Упражнения с возможностью самоконтроля могут выполнять обучающимися в разном темпе. Это особенно важно для слабых учащихся. При работе с электронным учебником можно допускать ошибки, можно многократно возвращаться к одним и тем же вопросам, прослушивать аудиозапись (просматривать фильм) несколько раз, останавливать в любом месте, пользоваться грамматическим справочником и словарем. Работа с электронным учебником удобна и для сильных учащихся. Они могут быстрее других освоить учебный материал, не задерживаясь из-за отставания слабых, что часто случается при традиционной форме обучения. Как отмечают практики, создавшие и апробировавшие свои электронные учебники, «при таком подходе ... у преподавателя появляется возможность реализовать дифференцированное, а также многоуровневое обучение в условиях традиционного преподавания» [13, с. 36].

Кроме того, поскольку электронный учебник является продуктом интерактивным, в нем возможно обеспечить наличие системы ссылок (гиперссылок) на различные электронные текстовые и графические обра-

зовательные материалы не только внутри учебника, но и прямых ссылок на размещенные во всемирной сети ресурсы, расширяя тем самым доступ учащихся к информации и формируя основания поисковой учебной деятельности. Одним из несомненных преимуществ электронного учебника является интеграция в него открытых образовательных ресурсов, таких как цифровая доска padlet.com, quizlet.com - сайт для заучивания терминологии и самоконтроля ее усвоения, всевозможных учебных подкастов с разработанной системой упражнений для самоконтроля понимания иноязычной речи, zunal.com - сайт для разработки и использования в обучении проблемных заданий c элементами ролевой игры.

Очень важной характеристикой электронного учебника, является его гибкость, а именно, возможность дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации (и не ждать месяцами нового тиража из типографии).

Таким образом, электронный учебник является технологическим решением, удовлетворяющим ряду требований современного образования, а именно - индивидуальному подходу, широкому внедрению ТСО, а также повышению мотивации обучающихся.

Что касается собственно методики проведения занятий с использованием электронного учебника, то нельзя сказать, что переход на электронный продукт требует кардинальной переквалификации преподавателя. Наоборот, данная среда представляется в некотором роде более экономичной, поскольку преподаватель может концентрироваться на одном средстве обучения, а не «разрываться» между доской, магнитофоном и учебником.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс]. -Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/96a55e6276d23fa2609de2846df744c4f eecd927/ - (Дата обращения: 19.04.2017).

2. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // http://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20 Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20 Part1.pdf - Дата обращения: 05.11.2016.

3. Камалеева А.Р. Из опыта создания электронного учебного пособия по курсу «Современные средства оценивания результатов обучения» // Образовательные технологии и общество. 2010. Том 13. № 1. С.293-302.

4. Колесникова О.В. .Электронный учебник как средство информатизации общества //Вестник псковского государственного университета. Серия: естественные и физико-математические науки. 2010. № 2. С. 62-67.

5. Никитина Е.О. Электронные учебники как средство обучения в эпоху информатизации образования // Наука и школа. 2013. № 2. С. 21-23.

6. Ситаров В.А. Электронные формы учебников в образовательном пространстве // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. С. 30-37

7. Каменева Н.А., Зенина Л.В. Специфика использования информационных технологий в смешанной модели обучения иностранным языкам // Статистика и экономика. 2014 №1. С. 11-14

8. Кривицкий Б.Х. Учебные электронные средства в вузе. М.: МГУ, 2013. 208 с.

9. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М: Филинъ, 2003. 616 с.

10. Медведева С.Н. Проектирование электронных курсов в инструментальной среде SunRav BookEditor [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ifets.ieee. org/russian/depository/v12_i2/html/1.htm - (Дата обращения: 19.04.2017).

11. Кабанов А.М. Электронный учебник как средство повышения качества обучения иностранному языку в техническом университете: Автореферат дис. ...канд.

педагог. наук. - Екатеринбург, 2009. 24 с.

12. Овсянникова С.А., Хаустова В.Н., Лукьянченко А.А., Мальцева Н.Н. Электронные ресурсы в современном образовательном процессе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). Уфа: Лето, 2013. С. 42-44.

13. Минко А.А. Войска предъявляют требования: электронный учебник как средство формирования профессиональной компетентности // Вестник военного образования. 2016. № 1(1). С. 29-36.

Статья поступила в редакцию 02.05.2017.

Статья принята к публикации 22.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.