Региональное развитие • № 2 • 2014
УДК 332.14
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
© 2014 Тэйслина Оксана Геннадьевна
кандидат экономических наук, доцент
© 2014 Фомичёва Оксана Юрьевна
студент
Саратовский государственный социально-экономический университет Email:[email protected]; [email protected]
Ключевые слова: целевая программа, финансовое обеспечение, федеральный бюджет, региональный бюджет, устойчивое развитие, проблемы развития региона, нормативноправовые акты.
Рассмотрены особенности разработки и реализации целевых программ развития региона на примере Саратовской области. Представлен перечень наиболее значимых социальных программ, реализуемых в области в последние годы. Отмечены целевые программы, имеющие высокие показатели эффективности реализации и положительные результаты. Представлен перечень основных нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми в Саратовской области осуществляются разработка и реализация целевых программ. Выявлены важнейшие проблемы в указанной сфере.
FEATURES OF THE PURPOSE-ORIENTED PROGRAM’S ELABORATION AND REALIZATION IN THE REGION (BY THE EXAMPLE OF SARATOV REGION)
© 2014 Oksana Gennadievna Teislina
candidate of Economics, associate professor
© 2014 Oksana Yurievna Fomicheva
student
Saratov State Socio-Economics University Email:[email protected]; [email protected]
Keywords: purpose-oriented program, financial provision, federal budget, regional budget, sustainable development, problems of the region’s development, regulations.
In this article the author regards the most important features of purpose-oriented program’s elaboration and realization. There is the list of the most effective programs in the article which have the highest indexes. The basic regulations for purpose-oriented program’s elaboration and realization are submitted in the article. Also author pay attention to the problems in this practice.
Применение программно-целевого метода получает все большее распространение на всех уровнях управления - федеральном, региональном и муниципальном. За последние годы круг вопросов, для решения которых применяется программно-целевой метод, существенно расширился.
Анализ разработки и реализации целевых программ в Саратовской области позволил выявить следующие особенности. Сара-48
товская область активно принимает участие в федеральных целевых программах, осуществляет разработку и реализацию долгосрочных областных целевых программ (ДЦП) и ведомственных целевых программ (ВЦП) (в 2013 г. это 41 и 2 областные программы, соответственно). Вопросами координации федеральных и областных программ в области занимается Управление координации федеральных и областных программ Министерства экономического развития и торговли Са-
Региональная экономика
ратовской области, в функции которого входит и оценка эффективности их реализации. Оценка эффективности реализации областных программ показала, что в 2011 г. на территории области из реализуемых 46 программ успешно стартовали такие социально значимые программы, как:
- "Доступная среда на 2011-2013 г.";
- "Развитие жилищного строительства на 2011-2015 г.";
- "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации";
- "Информатизация Саратовской области (Электронный регион) на 2011-2013 гг."1.
Необходимо отметить, что основные средства федерального бюджета привлекались на реализацию наиболее актуальных программ, таких как "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции" и "Развитие жилищного строительства в Саратовской области на 2011-2015 гг.".
Особое внимание хотелось бы обратить на положительные результаты реализации областной целевой программы "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2009 - 2011 гг. Однако имеющиеся проблемы в этой сфере свидетельствуют о необходимости продолжения разработки и реализации мероприятий в сфере занятости населения с применением программно-целевого метода, что позволит:
- обеспечить адресность, последовательность и контроль инвестирования бюджетных средств, направленных на создание условий для успешного функционирования рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, улучшения сбалансированности профессиональной структуры рабочих мест и безработных;
- обозначить круг приоритетных задач для целевого инвестирования с указанием системы количественных показателей, отражающих конкретные результаты и эффект;
- осуществить мониторинг реализации мероприятий с целью оперативного реагирования, регулирования и достижения позитивного итогового результата.
На данный момент в области с целью разрешения проблем в указанной сфере осуществляется реализация ДОЦП "Содействие занятости населения Саратовской области" на 2012-2014 гг., принята и реализуется ДОЦП "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2013-2015 гг. в целях сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Как показал проведенный анализ, применение программно-целевого метода в решении задач социально-экономического развития Саратовской области позволило за последние годы:
- структурировать приоритеты капитальных расходов в рамках целевых программ;
- повысить адресность и прозрачность областных целевых программ;
- улучшить процесс отбора и реализации инвестиционных проектов в рамках программ;
- усовершенствовать процедуры оценки достижения поставленных целей.
Следует отметить, что правительство Саратовской области из года в год увеличивает средства на финансирование областных программ. Задачей всех исполнителей является обеспечение направления бюджетных средств на первоочередные и жизненно важные для населения региона мероприятия.
Каждый субъект Российской Федерации осуществляет указанную деятельность в соответствии с разработанными на данном уровне нормативно-правовыми актами, к которым в Саратовской области относятся:
- закон Саратовской области от
28.11.2012 г. "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (с изменениями от 29.01.2013 г. № 1-ЗСО, от
26.02.2013 г. № 8-ЗСО);
- положение правительства области от 03.06.2003 г. № 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ";
- положение правительства Саратовской области от 19.02.2008 г. № 48-П "Об утверждении положения о порядке проведения оценки эффективности долгосрочных областных целевых программ";
- положение правительства области от 03.10.2012 г. № 590-П "О порядке разработ-
49
Региональное развитие • № 2 • 2014
ки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ";
- постановление правительства области от 09.10.2008 г. № 383-П "О формировании и реализации областной адресной инвестиционной программы";
- постановление правительства Саратовской области от 24.08.2012 г. № 512-П "Об областной межведомственной комиссии по вопросам разработки и реализации целевых программ" и др.
Следует отметить, что в Саратовской области разработано существенное количество нормативно-правовых актов в данной сфере.
Долгосрочные областные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и результатам комплекс мероприятий, ориентированных на эффективное решение приоритетных для социально-экономического развития области задач посредством консолидации ресурсов и их целенаправленного использования для достижения ожидаемых конечных результатов программ.
Министерство экономического развития и торговли Саратовской области осуществляет общую координацию выполнения программ, мониторинг их экономической эффективности, ведет единый реестр всех программ, реализуемых на территории области, фиксирует их завершение и снятие с контроля, ежегодно проводит оценку их эффективности. Оценка эффективности программ проводится в целях достижения оптимального соотношения связанных с их реализацией затрат и получаемых в ходе реализации результатов и обеспечения соблюдения принципов бюджетной системы Российской Федерации: результативности и эффективности использования бюджетных средств; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.
Ведомственной целевой программой является утверждаемый комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение поставленной цели и решение конкретных тактических задач, стоящих перед главным распорядителем средств, описываемых измеряемыми показателями результативности. Финансовое обеспечение програм-
50
мы за счет средств областного бюджета осуществляется соответствующим главным распорядителем средств за счет предусмотренных законом области об областном бюджете средств на те же цели в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на соответствующий финансовый год. Оценка эффективности реализации программы в течение всего срока ее реализации базируется на системе целевых индикаторов программы, которая составляется по соответствующей форме.
Паспорта ДОЦП и ВЦП имеют некоторые общие позиции: наименование программы, наименование и номер правового акта об утверждении программы, сроки реализации, цели, задачи и важнейшие оценочные показатели программы и др. Однако, исходя из специфики данных программ, можно выделить следующие отличия. В паспорте ВЦП указываются: наименование главного распорядителя средств областного бюджета (органа исполнительной власти области), а также численность целевой группы населения области, на которую ориентирована программа. Что касается паспорта ДОЦП, здесь указываются: государственный заказчик программы, основные исполнители, а также система организации контроля за исполнением программы, чего нет в паспорте ВЦП.
Следует также отметить, что в Саратовской области разрабатывается и реализуется адресная инвестиционная программа. Данная программа, являющаяся составной частью областного бюджета на очередной финансовый год, определяет объемы бюджетных ассигнований по следующим основным направлениям:
- реализация областных целевых программ, предусматривающих бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства;
- строительство и реконструкция объектов капитального строительства, не вошедших в состав областных целевых программ;
- обеспечение проектно-сметной документацией объектов капитального строительства;
- строительство объектов капитального строительства, софинансирование которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий из федерального бюджета;
Региональная экономика
- развитие дорожного хозяйства.
Как было отмечено выше, в настоящее время применение программно-целевого метода получает все большее распространение как на федеральном, так и на региональном уровне, в том числе и в Саратовской области. Однако в сфере разработки и реализации целевых программ имеется ряд проблем:
- разработка качественного документа, на основе которого будет осуществляться реализация целевой программы;
- качественный отбор приоритетных направлений для разработки целевой программы;
- разработка эффективных мероприятий программы;
- эффективное использование средств областного бюджета на наиболее значимые мероприятия.
На создание правовой основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования в области социальноэкономического развития РФ и ее субъектов и обеспечения национальной безопасности страны в целях решения задачи повышения качества жизни населения и роста российской экономики была направлена разработка Федерального закона № 143912-6 "О государственном стратегическом планировании"1 2, которым определен переход в целом РФ и ее субъектов на государственные программы и другие управленческие инструменты, которые позволяют:
- выйти за рамки бюджетного цикла, т.е. расширить срок государственного планирования и прогнозирования (на срок более трех лет), что предусматривает реализацию долгосрочных целей посредством взаимосвязи средне- и краткосрочных задач, которые подчинены общей цели;
- обозначить последовательность разработки долгосрочных и среднесрочных документов государственного стратегического планирования;
- увязать долгосрочные и среднесрочные документы государственного стратегического планирования по приоритетам и целям, что предполагает необходимость также обозначить периодичность их разработки и корректировки;
- установить соответствие между планируемыми мероприятиями, которые требуют, как правило, существенных затрат, с ресурсными и организационными возможностями (например, проекты в демографии, энергетике, национальной безопасности);
- увязать сроки подготовки документов государственного стратегического управления и меры бюджетной политики;
- направить субъекты Российской Федерации на осуществление деятельности, которая соответствует интересам страны в целом на основе обозначенных целей социальноэкономического развития государства;
- определить долгосрочные ориентиры для бизнеса, которые могут снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений.
Важно отметить, что эффективное применение программно-целевого метода в Саратовской области позволяет достигать положительных результатов и высоких показателей в различных сферах, однако необходимо принимать соответствующие меры по устранению проблем в сфере разработки и реализации целевых программ.
Необходимость повышения эффективности бюджетных расходов, эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти области в целом требует реализации новых подходов к использованию программно-целевых методов управления, применения новых требований к качеству подготовки, реализации и контроля за осуществлением областных целевых программ, проведения специальных образовательных мероприятий для государственных и муниципальных служащих.
1 Официальный сайт министерства экономического развития и торговли Саратовской области. - URL: www.saratov.gov.ru/govemment/structure/ mineconom.
2 О государственном стратегическом планировании: проект федер. закона № 143912-6; [внесен Правительством РФ; принят в первом чтении Постановлением ГД ФС РФ от 21.11.2012 г. № 1229-6 ГД].
51