Научная статья на тему 'Целевые программы как инструмент повышения эффективности расходов территориальных бюджетов'

Целевые программы как инструмент повышения эффективности расходов территориальных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2090
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА РЕЗУЛЬТАТ / ПРОГРАММНЫЙ БЮДЖЕТ / ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Замятина Н. В.

В статье рассматриваются вопросы модернизации государственных и муниципальных финансов, в том числе формирование «программного бюджета». Анализируется действующая практика осуществления бюджетных расходов в рамках целевых программ на примере Саратовской области и г. Саратова. Высказывается мнение о необходимости системного обновления методических подходов к организации бюджетного планирования в рамках программно-целевого метода и расширения практики применения долгосрочных целевых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целевые программы как инструмент повышения эффективности расходов территориальных бюджетов»

Бюджетная политика

Удк 336.143

целевые программы как инструмент повышения эффективности расходов территориальных бюджетов

Н. В. ЗАМЯТИНА, кандидат экономических наук, консультант контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы модернизации государственных и муниципальных финансов, в том числе формирование «программного бюджета». Анализируется действующая практика осуществления бюджетных расходов в рамках целевых программ на примере Саратовской области и г. Саратова. Высказывается мнение о необходимости системного обновления методических подходов к организации бюджетного планирования в рамках программно-целевого метода и расширения практики применения долгосрочных целевых программ.

Ключевые слова: бюджет, ориентированный на результат, программный бюджет, оптимизация расходов, ведомственные целевые программы.

В настоящее время в Российской Федерации проводится одна из наиболее масштабных бюджетных реформ за последние десятилетия. Ключевым направлением реформы определен переход на систему организации бюджетного процесса и государственного управления, при которой планирование и исполнение расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.

Реформированию подвергнуты бюджетное законодательство, технология бюджетного процесса, организация деятельности учреждений бюджетной сферы. В результате реализации в 2000-х гг. ряда программных документов (Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г., Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 — 2006 гг., Концепция повышения эффективности

межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 — 2008 гг.) изменения претерпели многие вопросы государственного и муниципального управления, были заложены основы современной системы управления государственными и муниципальными финансами, было осуществлено поэтапное внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.

Формирование бюджета, ориентированного на результат, должно стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, а также сдерживающим фактором для их необоснованного роста. В рамках концепции «управления результатами» бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Расходы имеют четкую привязку к функциям, программам, услугам, видам деятельности, при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ с позиций экономической эффективности и социальной значимости. Таким образом, внедрение новых механизмов создает условия для повышения качества финансового управления и эффективности деятельности публично-правовых образований по предоставлению государственных (муниципальных) услуг.

К бесспорным достоинствам новаций можно отнести:

— предоставление государственными и муниципальными структурами населению именно тех общественных благ и услуг, в которых общество

действительно заинтересовано (обеспечивается финансирование тех услуг, количество, качество, стоимость, время и место предоставления которых в наибольшей степени отвечает потребностям общества и характеризуется наилучшими показателями социальной эффективности при заданных бюджетных ограничениях);

— качественный пересмотр структуры бюджетных расходов на всех уровнях власти (происходит отказ от многих видов расходов, осуществляемых «по инерции», без надлежащего социально-экономического обоснования их необходимости);

— повышение ответственности главных распорядителей и получателей бюджетных средств за конечный результат, под которым понимается не только предоставление заданного объема услуг или выполнение намеченного объема работ, но и направленность на достижение определенных качественных показателей.

В то же время при всех положительных тенденциях структура и динамика расходов бюджетов различных уровней слабо взаимосвязаны с целями государственной политики и разработанными в соответствии с ними региональными и муниципальными программами развития, остается много и других нерешенных вопросов. Начатые преобразования нуждаются в своем дальнейшем развитии, обеспечение устойчивости бюджетной системы требует повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.

Для решения указанных задач в июне 2010 г. была принята Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов (как составной части эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления) программой определен программно-целевой принцип. Предлагается в 2010—2012 гг. обеспечить: внедрение программно-целевых принципов организации деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг; переход к утверждению «программного» бюджета.

Программно-целевой метод планирования призван обеспечить прямую взаимосвязь между распределением ресурсов и планируемыми (фактическими) результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики. Внедрение программно-целевого принципа

ориентировано на консолидацию стратегических целей и всей совокупности мер для их достижения в рамках государственных программ. Государственными программами планируется охватить все сферы деятельности органов исполнительной власти и большую часть бюджетных ассигнований.

Формирование системы государственных программ на федеральном уровне будет осуществляться в соответствии с целями и ориентирами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и иных стратегических документов. Состав подпрограмм и планируемые результаты реализации подпрограмм будут определяться государственной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение — утверждаться федеральным законом о федеральном бюджете.

Формирование, утверждение и исполнение в программном формате федерального бюджета планируется начиная с 2012 г. В дальнейшем соответствующие новации предполагается распространить на региональный и местный уровни бюджета.

Переход к данной практике требует создания базовых условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам, в том числе изменения порядка составления и утверждения бюджетов, корректировки бюджетной классификации Российской Федерации, формирования статистических данных, являющихся базовыми для показателей результативности.

В настоящее время целевые программы уже широко используются как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях власти и являются важным инструментом осуществления структурной политики. Без целевых программ немыслимо решение таких вопросов, как развитие производственной и социальной инфраструктуры, преодоление кризисного состояния отдельных отраслей экономики, развитие социальной сферы и ЖКХ и т д. Практически во всех программах субъектов РФ, муниципальных образований приводится обширный перечень целей и задач регионального развития, охватывающих собой весь спектр вопросов социально-экономического развития.

Однако остается множество нерешенных вопросов в части эффективности программных расходов бюджета. В качестве основных причин можно выделить:

— расплывчатое, неконкретное формулирование целей большинства программ, что приводит к распылению средств, делает выполнение программы мало управляемым и почти бесконтрольным с позиций достижения этих целей процессом;

— недостаточную увязку между собой целей, задач и мероприятий программы, отсутствие комплексности намечаемых мер;

— отсутствие реальной координации между отдельными программами, задания которых часто взаимосвязаны, дублируют друг друга и т. п.;

— низкое качество планирования индикаторов оценки программных мероприятий;

— неэффективность механизмов ответственности заказчиков и исполнителей за реализацию программ.

Преодоление накопившихся трудностей и устранение принципиальных недостатков механизмов разработки и реализации целевых программ возможно лишь при системном обновлении методических подходов к организации этой деятельности.

Следует также отметить, что наметившаяся в последнее десятилетие тенденция увеличения доли различного рода программ в бюджетах всех уровней не привела в настоящее время к преобладанию данной формы расходов. Программно-целевой принцип формирования бюджета имеет и свои территориальные особенности. Отдельные регионы и муниципальные образования внедряют комплекс программных мероприятий, увязывая программы социально-экономического развития с долгосрочными и ведомственными целевыми программами, программами инвестиционного характера, другие регионы используют в работе только ведомственные целевые программы, третьи — ведомственные и долгосрочные.

В отдельных субъектах РФ работа по внедрению программных механизмов проводится в рамках программ реформирования региональных финансов. В Саратовской области областная целевая программа «Реформирование региональных финансов Саратовской области на 2008—2010 гг.» была принята в ноябре 2008 г Одной из целей программы является совершенствование процедуры формирования и реализации ведомственных и долгосрочных целевых программ. В рамках определенных в программе ориентиров проводится инвентаризация утвержденных в составе программныхдокументов социально-экономического развития территории целей и задач и отражение их в действующих ведомственных и долгосрочных целевых программах; внедряются элементы конкурсного распределения бюджета принимаемых обязательств на вновь принимаемые и действующие ведомственные и долгосрочные целевые программы.

В 2010 г. за счет средств областного бюджета Саратовской области реализуется 42 областные целевые программы (включая долгосрочные) с объемом

финансирования 7 988,5 млн руб. Их доля в совокупных расходах областного бюджета составляет 13,4 %. Долгосрочные программы формируются по стратегически значимым направлениям развития Саратовской области со сроком реализации не менее пяти лет: развитие транспортного комплекса, повышение безопасности дорожного движения, создание системы оказания государственных услуг в электронном виде с использованием единой электронной карты и некоторые другие. Однако на их долю в 2010 г. приходится только 15,6 % всего объема реализуемых в регионе программ или 2,3 % расходной части бюджета. Ведомственные программы обеспечивают результативное исполнение полномочий органов государственной власти области и принимаются на срок не более трех лет.

На каждое мероприятие долгосрочной и ведомственной программы устанавливается целевой индикатор с объемом финансового обеспечения. Определение показателей результативности по каждому мероприятию и планируемой динамики их значений позволяет придать всем мероприятиям целевой характер и количественную определенность, необходимую для контроля.

Эффективность реализации программы оценивается ежегодно по утвержденной методике, которая позволяет не только определить текущую эффективность, но и сравнить ее в динамике за ряд лет. Разработка и использование индикаторов оценки бюджетных расходов является наиболее сложным вопросом формирования и реализации программ. Сложность их применения заключается в определении связей между затратами, результатами и общественным эффектом, полученными от предоставленной бюджетной услуги. Следует также отметить, что во многих случаях органы власти не располагают статистическими данными, по которым можно было бы проследить подобные взаимосвязи. Вместе с тем использование количественных индикаторов составляет основу программного метода бюджетных расходов.

Еще одним серьезным вопросом, требующим решения при программно-целевом финансировании, является, на взгляд автора, увязка мероприятий программы социально-экономического развития региона (муниципального образования) с мероприятиями долгосрочных и ведомственных целевых программ. Взаимосвязь и преемственность приоритетных направлений программы социально-экономического развития и мероприятий целевых программ способны обеспечить повышение эффективности деятельности региональных органов власти (органов местного самоуправления),

сокращение нерациональных, «непродуманных» расходов, и, соответственно, не допустить «распыление» бюджетных средств.

Таким образом, переход к «программному» бюджету требует как повышения качества организации бюджетного планирования программных расходов, их обоснованности, направленности на достижение количественно измеряемых результатов, взаимосвязи различных программных инструментов, так и повышения доли охвата программными мероприятиями бюджетных средств.

Например, по итогам проведенного министерством финансов Саратовской области мониторинга в 2009 г. только 3 муниципальных образования области (Аткарского, Перелюбского и Ртищевского районов) более 30 % расходной части своих бюджетов (за исключением субвенций на исполнение делегируемых полномочий) формировали и исполняли в рамках целевых программ, в 2-х муниципальных образованиях удельный вес программных расходов составил от 20 до 30 %, в 15 муниципалитетах — менее 5 %.

Расходы областного бюджета, осуществляемые в рамках целевых программ в 2010 г., включая реализацию областной адресной инвестиционной программы, составляют 8 951,0 млн руб., или 15,0 % расходной части областного бюджета. С учетом 8 561,0 млн руб. (14,3 % расходов областного бюджета), поступающих в область за счет федеральных целевых средств в рамках реализации национальных проектов в различных отраслях, федеральных целевых программ, других межбюджетных трансфертов целевой направленности, доля программно-целевых расходов составляет 29,3 % расходной части бюджета.

В г. Саратове количество реализуемых в 2010 г. целевых программ возросло по сравнению с 2009 г. более чем в 2 раза (с 17 в 2009 г. до 38 в 2010 г.). На их реализацию в бюджете областного центра предусмотрено 1 658,4 млн руб., или 14,8 % совокупных расходов бюджета города. Все реализуемые в городе программы — ведомственные, и направлены на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем бюджетных средств. Большую их часть составляют ведомственные программы по благоустройству территорий районов города (30,4 % общего объема расходов в рамках ведомственных целевых программ). Расходы! на ведомственные программы по приобретению специализированной дорожно-строительной и коммунальной техники для нужд города составляют 15,2 %, на ведомственные программы по обеспечению безопасности и укреплению материально-

технической базы муниципальных учреждений здравоохранения и образования — 22,5 %. Общий объем расходов городского бюджета, осуществляемый в рамках программных механизмов, включая инвестиционные расходы и целевые межбюджетные трансферты на реализацию федеральных и региональных целевых программ, составляет 5 321,1 млн руб., или 47,4 % расходов бюджета города.

Таким образом, как на областном, так и на муниципальном уровне предстоит большая работа по увеличению охвата бюджетных расходов различными программами. Однако приоритетным направлением деятельности видится качественный пересмотр самих программных механизмов. Так, муниципальной практике разработки и реализации ведомственных целевых программ присущ ряд существенных недостатков:

— во-первых, проекты ведомственных целевых программ воспринимаются как способ получения дополнительных ресурсов из бюджета принимаемых обязательств, а не как инструмент для оптимизации бюджета действующих обязательств;

— во-вторых, эти программы слабо коррелируют с ведомственными программами других главных распорядителей, осуществляющих расходы в данной сфере;

— в-третьих, мероприятия ведомственных целевых программ не всегда предусмотрены полномочиями главного распорядителя, наконец, показатели их результативности часто носят номинальный характер (количественные показатели оценки программ предусматриваются в минимальных размерах, не соответствующих объему бюджетных вложений, прогнозный рост этих показателей не может быть подтвержден статистическими данными в силу их отсутствия и т. д.).

Помимо необходимости устранения данных недостатков, следует заметить, что в целях повышения результативности бюджетных расходов и их оптимизации оценочные индикаторы мероприятий ведомственных целевых программ могли бы включать не только финансовые показатели и показатели общего объема произведенных услуг (выполненных работ), но и показатели, позволяющие оценить качество предоставленных услуг.

В соответствии с Положением о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в г. Саратове, такие программы утверждаются на срок до одного года. Однако в такой краткосрочной перспективе возможно решение только исключительно точечных проблем, проведение небольших мероприятий, например, по

организации летнего отдыха детей, по благоустройству территории, проведению текущего ремонта. Задачи по обновлению основных средств, в том числе транспорта, реконструкции и капитальному ремонту зданий, теплотрасс, автомобильных дорог в условиях их высокой изношенности целесообразно решать в рамках долгосрочных программ. Такие программы позволяют обеспечить последовательное планирование и реализацию необходимых мероприятий с учетом возможностей бюджета, координировать цели, задачи и действия различных главных распорядителей, и тем самым обеспечивать максимально эффективное использование выделенных ассигнований и результативность проводимых мероприятий. Большое количество ежегодно принимаемых разрозненных ведомственных программ не создает четко выстроенной линии реализации ведомственных приоритетов и, соответственно, не гарантирует повышения эффективности бюджетных расходов.

Поэтому в целях поступательного движения к программно-целевому методу планирования бюджетных расходов целесообразным видится расширение практики планирования бюджетных расходов в рамках долгосрочных целевых программ, ставящих перед собой стратегические задачи и позволяющих реализовывать какие-либо проекты с учетом достигнутых ориентиров и динамики за ряд лет. Ведомственным программам приоритет должен отдаваться при решении узкопрофильных задач, проведении небольших мероприятий, реализация которых может быть обеспечена в краткосрочном периоде. Положительное влияние на практику планирования и реализации ведомственных целевых программ оказало бы, по мнению автора, увеличение срока их реализации, например на 3—5 лет. Целесообразным видится также отказ от практики планирования данных программ в рамках бюджета принимаемых обязательств. Планирование ведомственных программ в пределах бюджетов действующих обязательств позволит главным распорядителям сконцентрироваться на приоритетах, более качественно и рационально подойти к формированию необходимых финансовых ресурсов, что позволит избежать непроизводительных расходов.

Общими требованиями к бюджетным целевым программам должны стать:

— четкая формулировка целей программы, соответствующих приоритетам государственной (муниципальной) политики, полномочиям и сферам ответственности органов исполнительной власти;

— описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации про-

граммы (индикаторов экономической и социальной эффективности);

— обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы.

Реализация мероприятий, направленных на совершенствование процедур формирования и реализации ведомственных и долгосрочных целевых программ, позволит повысить эффективность бюджетных расходов и качество управления финансовыми ресурсами, а также действенность применяемых инструментов долгосрочного целевого планирования. С учетом необходимой модернизации расширение практики программно-целевого финансирования позволит оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета, повысить качество предоставляемых услуг.

В завершение необходимо отметить, что все составляющие реформы бюджетной системы являются взаимосвязанными, и достижение максимально положительного результата возможно только при одновременно успешном и последовательном осуществлении реформирования государственного сектора в целом. Повышение эффективности бюджетных расходов (именно это является основной причиной внедрения программно-целевых механизмов) невозможно без оптимизации функций органов власти, повышения доступности и качества государственных и муниципальных услуг, реорганизации действующей сети бюджетных учреждений, реформирования инструментов финансового контроля.

Постепенное внедрение комплекса взаимоувязанных элементов бюджетирования, ориентированного на результат, будет способствовать достижению поставленных задач бюджетной реформы, а значит и повышению качества государственных и муниципальных услуг и результативности бюджетных расходов, улучшению качества жизни населения.

Список литературы

1. Исаков А. Г. Критерии оценки целевых программ на уровне субъектов РФ // Финансы. 2010. № 1. С. 11-14.

2. Об областной целевой программе «Реформирование региональных финансов Саратовской области на 2008-2010 гг.»: закон Саратовской области от 27.11.2008 № 300-ЗСО.

3. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.: распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р.

4. Фомина Р. Ф. Реформирование финансовой системы Омской области // Бюджет. 2010. № 9. С. 11-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.