Обсуждаем ФГОС второго поколения
питывают вдумчивое и бережное отношение к родному слову. Представленные выше задания вносят эмоциональный характер в процесс обучения, познание происходит в практической форме, ведь дети не просто запоминают этикетные слова и выражения, но еще и разыгрывают различные ситуации.
Организация систематической работы позволяет младшим школьникам оценить важность и необходимость употребления речевых формул в ежедневном общении, что, несомненно, способствует повышению речевой культуры учащихся. Для каждого школьника хорошо развитая речь не только средство общения, но и двигатель интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания. От уровня речевого навыка зависят школьные успехи детей.
Литература
1. Беляева Е. Б. Развитие психических процессов младших
школьников в процессе игры как ведущей формы обучения / Е. Б. Беляева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 6. - С. 69-72.
2. Ладыженская Т. А. и др. Детская риторика в рассказах
и рисунках. Учебник в 2-х ч. 3 класс / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Л. В. Салькова. - М.: Баласс, 2010. -192 с.
3. Лазарев В. С. Концепция новой модели развивающего
школьного образования / В. С. Лазарев//Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2. - С. 2-7.
Т. И. Мурушкина
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
ПО УЧЕБНИКУ Л.Г. ПЕТЕРСОН В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Как формировать мыслительные операции в начальной школе на уроках математики?
Аннотация. В статье представлены способы работы с учебником Л. Г. Петерсон в начальной школе. Автор показывает как с помощью заданий из учебника развиваются психические процессы внимания, памяти, речи, мыслительных операций, пространственного представления, пространственного и образного мышления у младших школьников на уроках математики.
Ключевые слова: учебник Л. Г. Петерсон, урок математики, начальная школа, развитие мыслительных операций, ФГОС второго поколения.
Новые ФГОС предъявляют высокие требования к выпускнику начальной школы. Для достижения хороших результатов, я выбрала УМК «Перспектива». Особое внимание хочу обратить на математику, где автором является Л. Г. Петерсон. Данный учебник позволяет мне в полной мере реализовывать на практике все современные принципы обучения.
Одна из важных особенностей курса математики является использование деятельностного метода обучения, который позволяет активизировать детей.
Учебник Л. Г. Петерсон предусматривает возможность работы по нему детей разного уровня подготовки сильных, средних и слабых. Это позволяет организовать на уроке дифференцированную работу с учениками.
Объём материала, который могут «переработать» разные дети, разный. Обязательными для всех учащихся являются 3-4 ключевых задания по новой теме. Остальной материал - задачи на повторение, задачи на смекалку, нестандартные и логические
задачи. Поэтому выполнение всех заданий из учебника не является обязательным для каждого ребёнка. Например, урок на тему «Сложение и вычитание трехзначных чисел», предыдущие темы были «Название и запись трехзначных чисел».
Задание 1.
Дорисуй и допиши. Сделай вывод.
22
Эксперимент и инновации в школе 2011/4
Обсуждаем ФГОС второго поколения
Задание 2.
Выполни действия. вывод.
Что ты замечаешь? Сделай
Задание 3.
Выполни действия. Что интересного в этих примерах?
530 + 327857-530416 + 102518-416
Задание 4.
Реши уравнения и сделай проверку:
351 + х = 479 х - 521 = 213 875 - х = 105
Задачи.
В нашей школе 248 мальчиков и 211 девочек. Сколько всего учеников в нашей школе? На сколько мальчиков больше, чем девочек?
В палатку привезли яблоки и апельсины. Яблок было 395 кг, а апельсинов на 145 кг меньше. Сколько фруктов привезли в палатку?
В гараже было 305 «Жигулей» и 142 «Москвича». Утром уехало 237 машин. Сколько машин осталось в гараже?
Признак разбиения не задается, поэтому решение предполагает возможность различных вариантов ответов: двузначные и трехзначные, круглые и некрутые, сумма цифр 8 и 9 и т. д. таким образом, у учащихся в процессе выполнения таких заданий развивается вариативное мышление.
Задания выполняются, как правило, с широким использованием предметной наглядности, игровых приёмов, включением двигательной активности детей («Геометрическое лото», «Ритмический счёт», «Четвёртый лишний» и др.), что обеспечивает смену видов деятельности, формирование у младших школьников коммуникативных умений и личностных качеств.
Данный учебник математики также развивает пространственное и образное мышление, учит работать самостоятельно, искать и находить новые пути решения. Специально подобранная система задач, в ходе решения которых ученики анализируют ситуацию, высказывают свои предположения, выслушивают других и находят верный ответ. Например:
Задание.
а) Заполни таблицу.
а 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а + а + а
а х 3
Учебник сделан в форме тетрадей на печатной основе. Дополнительно к учебникам-тетрадям, дети имеют простые тетради в клетку, работу в которых ведём обычным образом, но в меньшем объёме, поскольку часть заданий ученики выполняют на печатной основе.
Учебник снабжен иллюстративным материалом. К каждой задаче предлагается иллюстрация.
В учебниках по математике Л. Г. Петерсон предусмотрена специальная работа по развитию психических процессов: внимания, памяти, речи, мыслительных операций, пространственного представления, пространственного и образного мышления. Например:
Задание.
Реши пример, записанный в столбик. Используя полученный результат остальные примеры реши устно.
534 535 + 289 =
+ 289 534 + 288 =
535 + 288 = и т. п.
Выполнение данного задания развивает наблюдательность, внимание, логическое мышление. Одновременно идет формирование вычислительных навыков, отработка взаимосвязи между компонентами и результатами действий сложения.
Предлагаются задания, допускающие различные варианты решения, что способствует развитию у них вариативного мышления. Например:
Задание.
Найди признак, по которому можно разбить на части числа: 35, 44, 45, 531,333, 540, 242.
б) По таблице реши примеры:
7 х 3 = 0 х 3 = 8 х 3 = 1 х 3 =
в) Что интересного в примерах каждого столбика? Какие действия надо выполнить в начале, а какие - потом? Почему? Вычисли, пользуясь таблицей:
(9 + 9 + 9) - 20 = (7 + 7 + 7) - (5 + 5 + 5) =
9 х 3-20 = 7 х 3-5 х 3 =
Предлагаются задания, в ходе которых ученики вырезают, измеряют, раскрашивают, обводят. Это позволяет не механически запоминать учебный материал, а изучать осознанно, «пропуская через руки». Выводы дети делают самостоятельно. Например:
Задание.
Разрежь прямоугольник со сторонами 3 см и 6 см на 4 равных прямоугольника и составь из них квадрат.
Система упражнений составлена таким образом, что в ней есть и достаточный набор упражнений, требующих действий по заданному образцу. В таких упражнениях отрабатываются не только умения и навыки, но и развивается алгоритмическое мышление.
Задание.
Продолжи узор и раскрась:
Учебник для начальной школы обеспечивает эффективную подготовку к изучению курсов алгебры
Эксперимент и инновации в школе 2011/4
23
Обсуждаем ФГОС второго поколения
и геометрии в старших классах. Учащиеся с самого начала изучения курса математики приучаются к работе с алгебраическими выражениями. Причем работа эта ведется в двух направлениях: составление и чтение выражений.
Задача.
Пионы связали в букеты по 3 цветка, а гвоздики по 5 цветков. Всего х букетов пиона и y букетов гвоздик. Что означает выражение:
х + у у - х 3х 5у 3х + 5у 5у - 3х
Умение составлять буквенные выражения оттачивается в нетрадиционном виде заданий - блицтурнирах.
Блиц-турнир
Задание.
Расшифруй название книги и имя её автора.
О
И 4 + 9
в 16-8
р 40-5
н 53 + 8
Е 61-41
А 22+14
Т 37+33
У 89-50
Л 66-23
д 25+70
с 75-8
Ч 80-76
о
о
о
о
о
о
Ю 84+8
Ь 42+39
К 26+16
о 78-14
э 36-27
Б 92-24
о
о
о
о
о
о
Составь выражения:
1) На одной полке а книг, а на другой b книг. Сколько книг на двух полках?
2) На одной полке а книг, а на другой b книг. Насколько книг на первой полке больше, чем на второй полке?
3) На одной полке с книг. Это на d книг меньше, чем на другой. Сколько книг на второй полке?
4) На одной полке с книг, а на другой - на m книг меньше. Сколько книг на двух полках?
5) На одной полке а книг, а на другой b книг. Со второй полки взяли с книг. Сколько книг осталось на двух полках вместе?
Раннее использование элементов алгебры позволяет заложить прочную основу для изучения математических моделей и для раскрытия перед учащимися на старших ступенях обучения роли и значения метода математического моделирования.
Данный учебник дает возможность через деятельность заложить базу для дальнейшего изучения геометрии. Дети «открывают» различные геометрические закономерности: выводят формулу площади прямоугольного треугольника, выдвигают гипотезу о сумме углов треугольника
Благодаря таким разнообразным заданиям, дети делают самостоятельно выводы, затем читают и запоминают правило. Полученные знания закрепляем путём тренировочных упражнений.
Невозможно добиться хороших результатов в обучении, если у школьников низкий интерес к математике. Учебники Л. Г. Петерсон снабжены огромнейшим разнообразием занимательного материала. Большое количество числовых кроссвордов, ребусов, задач на смекалку, расшифровок. В ходе выполнения таких заданий дети расшифровывают или новое понятие, или загадку. Среди расшифрованных слов - имена литературных героев, названия произведений, имена исторических личностей, которые не всегда знакомы детям.
Работоспособность на уроках у младших школьников повышается, им нравится выполнять задания, а особенно, когда они работают самостоятельно. А когда ученик делает всё сам, это говорит о том, что ему нравится учиться, трудиться, выполнять сложные и интересные задания быстро и обдуманно.
Печатная основа учебника позволяет экономить время и сосредотачивает учеников на решении задач, что делает урок более объемным и информативным.
В заключение хочу сказать, что учебник математики Л. Г. Петерсон отвечает задачам образования XXI века и требованиям к современному уроку. Он нацелен на личностное развитие ребёнка, где математические знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей.
Литература
1. Александрова Э. И., Воронцов А. Б., Восторгова Е. В., Горбов С. Ф., Новлянская З. Н., Ломакович С. В., Матвеева Е. И., Чудинова Е. В. Основные положения образовательной системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова в свете требований Федерального государственного стандарта начального общего образования // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 3.
2. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - № 2.
3. Сиденко Е. А., Хачатрян Н. Л. Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к практике // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 1.
4. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 3.
5. Слинкина А. К. Работа над «крылатыми» словами в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 3.
6. Соколова И. А. Применение технологии поэтапного формирования умственных действий в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2008. - № 2.
7. Тормахова Н. В. Лего-конструктор - источник обновления содержания образования в начальной школе // Эксперимент и инновации в школе.- 2009. - № 4.
24
Эксперимент и инновации в школе 2011/4