Научная статья на тему 'Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида'

Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1901
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ADAPTATION / THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / SERIOUS SPEECH DISTURBANCE / PRESCHOOL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бучилова Ирина Анатольевна, Лесиканич Арина Александровна

В данной статье рассматриваются особенности адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида. Предлагаются направления, методы, формы психолого-педагогической работы по ее оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бучилова Ирина Анатольевна, Лесиканич Арина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида»

УДК 376.1 - 058.264

И А. Бучилова, А.А. Лесиканич

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ К УСЛОВИЯМ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

В данной статье рассматриваются особенности адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида. Предлагаются направления, методы, формы психолого-педагогической работы по ее оптимизации.

Адаптация, дети старшего дошкольного возраста, тяжелые нарушения речи, дошкольное учреждение.

This article considers the features of adaptation of senior preschool children with serious speech disturbance to the conditions of a compensating group of a preschool institution of a combined type. Directions, methods, forms of psychological and pedagogical work on its optimization are suggested in the paper.

Adaptation, the senior preschool children, serious speech disturbance, preschool institution.

На современном этапе важнейшей задачей специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является обеспечение их благоприятного социально-личностного развития и адаптации в обществе. Большинство исследователей (О.А. Денисова, И.А. Коробейников, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.) рассматривают адаптацию как процесс вхождения индивида в новые социальные условия и принятия новой социальной роли. Адаптация к изменившимся социальным условиям может протекать довольно сложно. Вхождение в коллектив часто сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, иногда нарушениями здоровья. Нередко человек не может адаптироваться к новым социальным условиям, что ведет к асоциальному поведению, невротическим реакциям и другим проявлениям состояния дезадаптации [1], [6], [7], [8], [9].

Решение этой задачи для детей с тяжелыми речевыми нарушениями (ТНР) сопряжено с определенными трудностями. Неблагоприятный опыт ранних этапов онтогенеза, тяжелая речевая патология, незрелость первоначальных форм социального поведения провоцирует появление у таких детей дезадап-тивных поведенческих реакций [3], [6], [10], [11], [13], [14]. Результаты исследований Е.Ю. Фирсановой показали, что трудности адаптации к детскому саду испытывают все дошкольники с ТНР, а у 86 % детей наблюдается дезадаптация, что свидетельствует об актуальности проблемы адаптации детей с тяжелыми речевыми нарушениями к новым социальным условиям для специальной педагогики и психологии [12].

Несмотря на многочисленность работ по изучению адаптации детей с ОВЗ, исследований, раскрывающих особенности адаптации у детей с ТНР, значительно меньше. В основном они посвящены деза-даптивным проявлениям у детей с наиболее тяжелыми речевыми патологиями (моторная алалия, рино-лалия, заикание). Проблемами адаптации ребенка к условиям детского сада занимались Н.М. Аксарина,

Л.Г. Голубева, Л.Н. Галигузова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др. Особенности развития эмоциональной и коммуникативной сфер, формирования самооценки у дошкольников с ТНР отмечены такими исследователями, как: Л.С. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Коржавина, Р.Е. Левина, В.И. Терентьева, Е.Г. Федосеева, Г.В. Чиркина, Л.М. Шипицина, Г.Х. Юсупова и др.; в работах Е.И. Морозовой, Е.Ю. Фирсановой рассматриваются особенности адаптации детей данной категории к новым социальным условиям [2], [3], [4], [5], [9], [10], [11], [12].

Вместе с тем в современной педагогической науке, теории и практике специального дошкольного образования существует необходимость дальнейшего изучения особенностей адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР к новым социальным условиям, с целью выявления факторов и проблем, обуславливающих трудности процесса адаптации, негативно сказывающихся на социально-личностном развитии старшего дошкольника и его психологической готовности к школе. Данные положения и определили актуальность нашей работы.

В основе определения проблемы исследования было положено противоречие между необходимостью теоретико-практического решения проблем адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям и реальным уровнем их разработанности. Проблема исследования - поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с ТНР к новым социальным условиям.

В связи с этим целью нашего исследования является выявление особенностей адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида и разработка методических рекомендаций по профилактике дезадаптации.

Объект нашего исследования - особенности адаптации старших дошкольников с ТНР к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения. Предмет - система мероприятий, направленная на создание оптимальных условий для успешной адап-

тации к условиям компенсирующей группы ДОУ у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

В основу исследования были положены следующие гипотезы:

1) у детей с ТНР могут наблюдаться следующие особенности адаптации: нарушения психофизиологических процессов, длительные негативные изменения в аффективной сфере, трудности в коммуникативной сфере;

2) для успешной адаптации старших дошкольников с ТНР в компенсирующей группе дошкольного учреждения необходимо:

- создание предметно-развивающей воспитательной среды, включающей предметное окружение и систему социальных отношений между участниками образовательного процесса, положительно влияющих на адаптивные возможности детей;

- развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, повышение самооценки, развитие уверенности в себе, обучение детей приемам снятия психоэмоционального напряжения.

Методы исследования констатирующего эксперимента были направлены на изучение разных компонентов адаптации:

1) речевое развитие детей - анализ результатов диагностического обследования логопеда;

2) особенности поведения, психофизических процессов, здоровья - сбор анамнестических данных, беседа с родителями, наблюдение за поведением детей;

3) эмоциональная сфера - беседа с родителями, методика «Раскрась свои чувства», методика «Нарисуй себя», наблюдение за поведением детей;

4) коммуникативная сфера - беседа с родителями, наблюдение за поведением детей, социометрия «Два домика».

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23» г. Череповца. В эксперименте приняли участие дошкольники в возрасте 5 - 6 лет с заключением ПМПК «Общее недоразвитие речи», первый год обучения.

По итогам констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. Изучение особенностей адаптации и соотнесение их с данными анамнеза показало, что у детей, имеющих трудности в процессе адаптации, до поступления в компенсирующую группу детского сада имелись нарушения со стороны неврологии, аффективной и коммуникативной сфер, что привело к неадекватному использованию механизмов адаптации.

2. В ходе проведенного исследования была выявлена зависимость между уровнем речевого развития и характером адаптации. Сопоставление речевого уровня и успешности адаптации показало, что тяжелые дезадаптивные проявления отмечались у старших дошкольников с наиболее грубыми речевыми нарушениями: преобладание отрицательных эмоций, агрессивное неадекватное поведение, отказ от общения, чрезмерная двигательная активность, нарушение аппетита, сна. Частая смена настроения, капризность, нарушения двигательной активности, сна -все это наблюдалось у остальных детей.

3. Результаты исследования показали, что трудности адаптации к новым социальным условиям испытывает достаточно большое количество детей (63,6 %) старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями. Таким образом, возрастает важность психолого-педагогической работы по предупреждению проблем адаптации. Необходимо большое внимание уделять детям группы риска по возникновению трудностей вхождения в новые социальные условия. Это дети с отягощенным анамнезом, различными отклонениями и имеющие предыдущий отрицательный опыт адаптации.

На основе данных констатирующего эксперимента нами была разработана методика формирующего эксперимента. Целью психолого-педагогической работы на данном этапе являлось обеспечение успешности процесса адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи к компенсирующей группе дошкольного учреждения.

В соответствие с целью были сформулированы задачи психолого-педагогической работы:

1. Психологическое просвещение родителей и педагогов об особенностях адаптации старших дошкольников с ТНР к условиям компенсирующей группы детского сада и способах взаимодействия с детьми.

2. Создание предметно-развивающей воспитательной среды, включающей предметное окружение и систему социальных отношений между участниками воспитательно-образовательного процесса, положительно влияющих на адаптивные возможности детей.

3. Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на снижение уровня тревожности, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, обучение детей приемам снятия психоэмоционального напряжения.

Психолого-педагогическая работа, направленная на преодоление проявлений дезадаптации, предполагает последовательную реализацию двух взаимосвязанных направлений:

- работа с педагогами по взаимодействию с детьми со средней и тяжелой степенью тяжести адаптации (организация консультационной работы и семинаров-практикумов), а также с родителями, испытывающих затруднения в воспитании детей (проведение совместных занятий с детьми);

- работа с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР, направленная на создание условий для успешной адаптации детей и на коррекцию проявлений дезадаптации.

Психолого-педагогическая работа по преодолению проявлений дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста с ТНР строилась при опоре на следующие принципы:

- системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- единства диагностики и коррекции;

- учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

ленные на снижение уровня тревожности, повышение самооценки; проигрывание проблемных ситуаций; телесноориентированные игры и упражнения; упражнения на сплочение группы и развитие коммуникативных навыков, на релаксацию, методы психогимнастики, техники игротерапии, сказкотерапии, релаксации, использование функциональной музыки и др.

Оценка уровней адаптированности старших дошкольников ТНР к условиям компенсирующей группы ДУ по результатам исследования всех компонентов: речевое развитие детей, особенности поведения, эмоциональная сфера, коммуникативная сфера на этапе контрольного эксперимента показала положительную динамику. Результаты исследования представлены в табл. 2.

Таблица 1

Мероприятия психолого-педагогической работы по обеспечению успешности адаптации у старших дошкольников с ТНР к новым социальным условиям

Направления психолого-педагогической работы Перечень мероприятий Задачи

Работа с детьми. Проводит психолог Групповые коррекционно-разви-вающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР 1) снижение уровня тревожности, 2) повышение самооценки, 3) развитие коммуникативных навыков, 4) обучение детей приемам снятия психоэмоционального напряжения

Работа с детьми. Проводят логопед, воспитатель и др. специалисты Создание предметно-развивающей воспитательной среды: а) предметное окружение; б) формирование социальных отношений между участниками воспитательно-образовательного процесса: - «Праздник знакомства» - совместное развлечение для детей и родителей; - цикл развивающих игр; - совместные мероприятия для детей старшей и подготовительной групп 1) пополнение в группе ПРС в соответствии с требованиями для успешной адаптации дошкольников; 2) формирование чувства уверенности в окружающем: - знакомство детей, их сближение друг с другом; - знакомство с воспитателями, установление отношений между воспитателями и детьми, основанных на доверии; - знакомство с группой и детским садом, «освоение» их; - знакомство со всем персоналом ДУ; - знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы

Работа с педагогами и родителями - семинар-практикум (2 занятия) для педагогов ДУ; - рекомендации для родителей, проведение для родителей одного организационного занятия и трех совместных занятий с детьми Информировать об индивидуально-психологических особенностях дошкольников со средней и тяжелой степенью адаптации и поиск эффективных способов взаимодействия с такими детьми

Таблица 2

Сравнение уровней адаптированности старших дошкольников ТНР к условиям компенсирующей группы ДУ

Уровни адаптированности Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Статистические различия

Высокий уровень 17 - 21 баллов 3 8 Ф = 2,21 различия значимы при р < 0,05

Средний уровень 13 - 16 баллов 2 3 Ф = 0,514 различия не значимы

Низкий уровень 7 - 12 баллов 6 0 Ф = 3,895 различия значимы при р < 0,01

- привлечения ближайшего социального окружения испытуемых к участию в коррекционной программе;

- учета объема и степени разнообразия материала;

- усложнения (построение занятий от простого к сложному).

Продолжительность коррекционно-развивающей работы по времени 2 - 2,5 мес., что охватывает острый период адаптации у дошкольников к детскому саду. Мероприятия и задачи психолого-педагогической работы по обеспечению успешности адаптации отражены в табл. 1.

При подборе конкретных методов и средств организации коррекционной работы мы исходили из задач по данным блокам: игры и упражнения, направ-

По итогам изучения особенностей адаптации старших дошкольников с ТНР к новым социальным условия можно сделать следующие выводы:

1. В ходе проведенного исследования нами была выявлена положительная зависимость между уровнем речевого развития и характером адаптации. Сопоставление речевого уровня и успешности адаптации показало, что тяжелые дезадаптивные проявления отмечались у старших дошкольников с наиболее грубыми речевыми нарушениями: преобладание отрицательных эмоций, агрессивное неадекватное поведение, отказ от общения.

2. На основании результатов, полученных в ходе контрольного эксперимента, мы можем подтвердить эффективность психолого-педагогической работы по созданию условий для успешной адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями к логопедической группе дошкольного учреждения. Все направления психолого-педагогической работы способствовали успешному процессу адаптации старших дошкольников с ТНР, т.е. позволили снизить у дошкольников уровень психоэмоционального напряжения, тревожность, повысить их самооценку и уверенность в себе, сформировать коммуникативные навыки, повысить социометрический статус ребенка в группе.

Литература

1. Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения: Методические материалы для специалистов службы сопровождения ДОУ / под ред. Н.В. Афанасьевой, Г.А. Ястребовой. - Вологда, 2007.

2. Аксарина, Н.М. Организация жизни детей при поступлении в детское учреждение / Н.М. Аксарина. - М., 1970.

3. Волкова, Г.А. Речевые особенности детей, страдающих психической депривацией / Г.А. Волкова // Инновации в российском образовании. - М., 2001.

4. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М., 2004.

5. Галигузова, Л.Н. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 6. - С. 45 - 51.

6. Денисова, О.А. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство как условие социально-культурной адаптации и социально-культурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О.А. Денисова. - М., 2007.

7. Детская логопсихология / под ред. В.И. Селиверстова. - М., 2008.

8. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина. - М.,2005.

9. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. - М., 2002.

10. Социальная адаптация у детей в дошкольных учреждениях / под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А.М. Атанасовой-Вуковой. - М, 1980.

11. Федосеева, Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Г. Федосеева. - М., 1995.

12. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М., 1989.

13. Фирсанова Е.Ю. Особенности адаптации к новым социальным условиям у детей с нарушением речи: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.Ю. Фирсанова. - М., 2006.

14. Юртайкин, В.В. Адаптация детей с отклонениями в развитии к дошкольным образовательным учреждениям / В.В. Юртайкин, П.Л. Жиянова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 1, 3.

УДК 744.4:378.091.3

ТА. Верещагина

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Т.С. Серова

РОЛЬ ИНЖЕНЕРНЫХ ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ МОДЕЛИРОВАНИЮ ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье раскрывается понятие «инженерная задача» и обосновывается роль инженерных задач в профессионально ориентированном обучении геометро-графическому моделированию будущих специалистов горно-геологического профиля в процессе изучения дисциплины «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика». Приведены примеры геометро-графических моделей, применяемых в горной практике.

Инженерные задачи, моделирование, геометро-графическая подготовка, профессионально ориентированное обучение.

The paper describes the notion of "engineering problem" and substantiates the role of engineering tasks in a professionally oriented teaching geometric and graphic modeling of future specialists of a mining and geologic profile in the process of studying the discipline "Descriptive geometry, engineering and computer graphics". The examples of the geometric and graphic models used in the mining practice are given in the paper.

Engineering tasks, modeling, geometric and graphic preparation, professionally-oriented education.

Общеизвестно, что моделирование играет важ- ности. Любая модель реального объекта помогает ную роль в различных сферах инженерной деятель- выявить некоторые свойства объекта-оригинала. По-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.