5. Репина З.А. Роль артикуляции в процессе письма // Специальное образование. - 2008. - № 10. - С. 60-63.
6. Чиркина Г.В. О речедвигательных нарушениях // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. - М.: Просвещение, 1965. -С. 99-104.
С. В. Кудрявцева
Использование метода проектов в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ТНР
Построение взаимодействия на основе определенного содержания, обеспечивающего передачу культурных ценностей, накопление опыта, освоение компетенций, личностное становление ребенка являются важнейшими задачами реорганизации системы дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС [4].
Особую актуальность решение данных задач приобретает в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях компенсирующей группы дошкольного образовательного учреждения. В формировании личности большое значение имеют механизмы саморазвития. В условиях дизонтогенеза эти механизмы не работают в полную силу. Нормально развивающийся ребенок очень многое усваивает в процессе повседневного общения с взрослыми, в самостоятельной деятельности. Тяжелые нарушения речи препятствуют усвоению социального опыта, развитию культуры общения, культуры речи, а также развитию познавательной и творческой активности. Ребенку с ТНР необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый не только непосредственно решает коррекционные задачи, но и создает условия для развития речевых и коммуникативных способностей ребенка.
В этой связи большой интерес представляет «детское проектирование», или интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование [5]. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой, не менее важной, - на постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребёнка. По утверждению Песталоцци, каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать [1].
О значимости метода проектов свидетельствует то, что он позволяет: развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения; □ развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума; □формировать навыки сотрудничества в совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности и др. [2].
184
На наш взгляд, метод проекта может стать не только эффективным средством речевого развития, но и в достаточной мере способствовать преодолению имеющихся у ребенка нарушений. В группах компенсирующей направленности для детей с ТНР могут использоваться творческие проекты, содержание которых ограничивается определенной тематикой. В текущем 2014-2015 учебном году нами были разработаны и реализованы проекты: «Я учусь быть здоровым», «Баба Яга. Знакомая незнакомка», «Мамин день», «Родина мать - сумей за нее постоять!» и др.
Метод проектов предусматривает поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта - к совместному с взрослыми (воспитателями и родителями) планированию и реализации намеченного [3]. Специфика осуществления проектной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР заключается в тесном взаимодействии не только воспитателя и ребенка, но и непосредственном участии учителя-логопеда на всех этапах проектной деятельности.
На этапе погружения в проект учитель-логопед совместно с воспитателями определяет адекватные речевым и психофизическим возможностям детей цель и задачи проекта, формы, методы и сроки его реализации, предполагаемый результат.
Не менее важно обозначить проблему, наиболее актуальную, интересную, значимую, понятную для ребенка на данном отрезке времени. В основе проблемной ситуации должно лежать противоречие между старыми, уже усвоенными знаниями и вновь выявленными фактами; между стремлением и невозможностью обосновать свою позицию и объяснить свой результат и т. д. [4]. Такой подход «заряжает» детей стремлением решить задачу. В этом случае результатом разрешения проблемы становятся не только новые знания, но и личностные новообразования. Например, в проекте «Баба Яга. Знакомая незнакомка» детям была представлена ситуация, в которой Колобок повстречался с Бабой Ягой. Проблема - Колобок не знает, какую он встретил Бабу Ягу - добрую или злую. Цель детей - помочь Колобку. Учебная задача - выяснить, в каких сказках Баба Яга добрая, а в каких - злая; чем может закончиться для Колобка встреча с доброй и злой Бабой Ягой.
Цель этапа организации деятельности - создание условий для самостоятельной деятельности детей: определение возможных вариантов решения проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики; обсуждение детального плана работы (к кому обратиться за помощью, какие предметы использовать и т. д.). Именно дети предложили прочитать книги, героем которых является
185
Баба Яга, посмотреть мультфильмы с ее участием и даже узнать о ней с помощью родителей в Интернете.
Работа с родителями играет особую роль в проектной деятельности: повышает интерес к жизни детского сада и собственную самооценку, помогает не только лучше понять своего ребенка, узнать его потенциальные возможности, но и адекватно относится к его проблемам. Необходимо отметить и то, что совместная работа над проектом - это прекрасная возможность для общения, формирования партнерских отношений. Большое значение имеет знание педагогами личностных особенностей родителей воспитанников, умение предлагать задания, адекватные не только возможностям детей, но родителей. Такой подход способствует увеличению количества ро-дителей-участников от проекта к проекту. Показателем результативности работы послужила выставка кукол с образом Бабы Яги, изготовленных руками родителей и творческие рассказы детей о ней. Проект был реализован в декабре, и по сравнению с началом учебного года, когда родителей, участвующих в проектной деятельности, было всего 35 %, в декабре стало 85 %. Появление такого количества персонажей Бабы Яги внесло свои коррективы в дальнейшую реализацию проекта. Каждый день в «гости» приходила новая Баба Яга со своей сказкой и заданиями. Но самым интересным моментом было «появление» Яги вместо привычных персонажей сказок. Например: в сказке «Репка» Баба Яга пришла вместо маленькой мышки. Детям предлагалось придумать продолжение сказки в двух вариантах: злая и добрая Баба Яга. Варианты ответов были очень разнообразны: «Баба Яга утащила репку в свою избушку», «Баба Яга помогла вытянуть репку и потом все вместе пили чай из самовара с пирогами», «Баба Яга сначала утащила репку, а потом ей стало стыдно, она вернулась, помогла вытянуть репку. За это её угостили чаем и дали кусок репки». Дети постоянно подчеркивали, что даже злая Баба Яга обязательно станет добрее, если ей помочь.
Несомненно, презентация результатов играет огромную роль в стимулировании всех участников проектной деятельности. Роль учителя-логопеда сводится к тонкой и грамотной оценке результатов: необходимо увидеть даже незначительные успехи каждого ребенка, участие каждого родителя, поощрить всех участников, подобрав каждому свою номинацию. В процессе презентации продуктов деятельности у детей формируются навыки адекватной оценки собственных результатов, умения оценивать друг друга в деятельности. В процессе презентации дети демонстрируют понимание проблемы, умение осуществлять работу, доводить начатое дело до конца.
Организация и проведение проектной деятельности оказывает значительное влияние на стиль взаимодействия с детьми. Происхо-
186
дит переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой деятельности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной проблемы. Самое главное, работа над проектом позволяет сделать пребывание ребенка в детском саду намного интереснее.
Список литературы
1. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников: учеб.-метод. пособие. - М.: ЦПО, 2012. - 144 с.
2. Левшина Н.И Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольника // Дошк. педагогика. - 2015. URL:http://www.doshped.ru/files/
3. Морозова Л. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 5.
4. Тимофеева Л.Л. Реорганизация системы дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами // Дошк. педагогика. - 2014. URL:http://www.doshped.ru/files/
5. Черепанова Г. А. Формирование у детей интереса к семейным традициям // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 5.
Н. Э. Куликовская, С. В. Семенова
Разработка и использование интерактивных компьютерных игр в логопедической работе с детьми
В настоящее время инновации в специальном образовании основаны на применении возможностей информационных технологий, которые позволяют совершенствовать процесс обучения детей, сделать его мобильным, дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для коррекционной логопедической работы (О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Ю.Б. Зеленская, О.Е. Грибова, Л.Р. Лизунова и др.).
Одно из преимуществ компьютерных технологий заключается в интерактивности. Интерактивные компьютерные игры соединяют в себе эмоциональную привлекательность, аудиовизуальные, информационные, технические возможности и несут большой дидактический потенциал, позволяя осуществлять образовательную, коррекционную, развивающую, воспитательную, коммуникативную, релаксационную функции на логопедических занятиях.
Рассматривая вопрос разработки и использования интерактивных компьютерных игр в логопедической работе с детьми, отметим, что данный процесс является трудоемким и включает последовательно идущие друг за другом этапы: организационно-поисковый, содержательный, программно-технический (компьютерное программирование), контрольно-реализующий. Требуется изучение клинико-психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями
187