Научная статья на тему 'Особенности психологического сопровождения и психологической помощи молодежи в рамках работы центра психологической безопасности личности'

Особенности психологического сопровождения и психологической помощи молодежи в рамках работы центра психологической безопасности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
473
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Эксакусто Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психологического сопровождения и психологической помощи молодежи в рамках работы центра психологической безопасности личности»

РАЗДЕЛ II РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Т.В. Эксакусто

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ РАБОТЫ ЦЕНТРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Создание Центра психологической безопасности личности было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, Центр был создан в целях обеспечения информационно-психологической безопасности молодежи (студентов Таганрогского радиотехнического университета и молодых людей - потенциальных абитуриентов вуза), их психологического просвещения и психологической поддержки. Во-вторых, в связи с решением задач развития и воспитания личности специалиста-выпускника ТРТУ, способного успешно адаптироваться в современных социальных условиях. В третьих, создание Центра связано с необходимостью разработки и реализации программы по борьбе с негативными явлениями среди молодежи в соответствие с Федеральной целевой программой «Молодежь России (2001-2005)» и Доктриной информационной безопасности утвержденной Президентом РФ В.В. Путиным.

Г лавными целями центра психологической безопасности личности являются:

1. Проведение диагностической, коррекционно-развивающей консультативной и просветительской работы с абитуриентами и студентами вуза с целью повышения психологического здоровья и оказания профессиональной (психологической) помощи в разрешении проблемных и кризисных ситуаций;

2. Содействие администрации города, профессорско-преподавательскому составу вуза в организации психологических исследований, анализе и практическом применении полученных результатов.

В связи с поставленными целями, основными задачами деятельности центра являются:

1. Изучение индивидуально-психологических особенностей студентов: эмоциональной сферы, сферы межличностных отношений, особенностей познавательных процессов.

2. Проведение психологических исследований по проблеме развития и становления личности. Выявление и коррекция причин и механизмов нарушений в процессе социализации и социальной адаптации;

3. Разработка и реализация программ по профилактике и преодолению отклонений в социальном и психологическом здоровье молодежи;

4. Содействие в приобретении обучающейся молодежью психологических знаний, умений, навыков, необходимых для общего развития, получения профессии, достижения успеха в жизни в целом;

5. Просвещение детей подросткового и юношеского возраста по вопросам психологической теории и практики, развитие навыков психологической культуры (в рамках занятий Школы Юного Психолога).

6. Содействие в обеспечении студентов и педагогических работников ТРТУ научно-методическими материалами и разработками в области психологии;

Указанные задачи Центра психологической безопасности личности реали-

зуются в следующих формах научно-исследовательской и практической работы.

Диагностическая работа

Проведение диагностической работы предполагает изучение показателей психической, социально-психологической реальности, выделение связей и закономерностей между ними. Диагностическая работа проводится по нескольким направлениям.

1. Оценка индивидуально-личностного профиля студентов:

• изучение особенностей познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления;

• изучение мотивационной, эмоциональной, межличностной сфер личности (особенности ценностных ориентаций и мотивации достижения, уровень субъективного контроля, особенности направленности личности, уровень коммуникативной компетентности, способность работать в группе, стратегии поведения в конфликтных ситуациях и т.д.);

2. Оценка статических и динамических характеристик малых (студенческих) групп:

• выявление уровня развития группы, сплоченности, психологического климата;

• изучение особенностей межличностных отношений, способности принимать групповые решения и выполнять совместную деятельность.

Коррекционно-развивающая и консультативная работа

Коррекционно-развивающая работа представляет собой обоснованное воздействие психолога на внутренний мир человека или группы людей исходя из представлений о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний и норме протекания познавательных процессов в определенный возрастной период. Коррекционная работа в Центре психологической безопасности осуществляется в двух формах: индивидуальной и групповой. Индивидуальная работа проводится с согласия и по запросу студентов.

На современном этапе развития общества групповая психокоррекционная работа позволяет использовать возможности воздействия групп на их участников для оказания различной помощи при работе с жизненными трудностями и проблемами субъектов. Это связано, прежде всего, с тем, что большинство основных проблем человека связано с его социальными, межличностными контактами, психологическая помощь в условиях работы группы приносит больший эффект. Общение с участниками группы позволяет воспользоваться жизненным опытом других людей.

Групповые формы работы проводятся с целью профилактики отклонений в социальном и психологическом здоровье личности, помощи в стабилизации их эмоционального состояния, а также направлены на содействие в приобретении субъектами психологических знаний, умений, навыков, необходимых для общего и профессионального развития. Для этого создана открытая психотерапевтическая группа, работающая в рамках гештальт-подхода.

Групповые формы работы проводятся также с целью повышения коммуникативной компетентности, развития навыков эффективного общения и взаимодействия, развития способностей уверенного поведения и преодоления конфликтов. Для реализации поставленных целей организовываются специальные тренинги, в основе которых лежит использование различных тренинговых и психотерапевтических методов и приемов.

Консультативная работа предполагает процесс взаимодействия психолога с клиентом с целью оказания помощи в поисках новых способов действия и поведения, новых целей для дальнейшей жизни (проводится только по запросу клиента). Психологическое консультирование проводится со студентами и учащимися лицея

при ТРТУ, их родителями и педагогами.

Просветительская работа

Просветительская работа предполагает оказание содействия в приобретении психологических знаний, умений, навыков, необходимых для общего развития, профессионального роста, достижения успеха в жизни в целом.

Просветительская работа проводиться в различных формах.

1. Факультативные занятия по различным направлениям и темам. Так, например, в рамках Центра было организовано два факультативных курса «Психология общения» и «Индивидуально-психологические особенности личности». В качестве примера приведем некоторые темы, рассматриваемые в рамках курса «Психология общения».

Факультативные курсы состоят из лекционно-практических занятий, когда в течение первого часа студентам читается тематическая лекция, в течение второго часа предлагаются различные практические упражнения для демонстрации лекционного материала и закрепления полученной информации.

2. Школа Юного психолога. В рамках просветительской работы проводятся занятия со старшеклассниками школ и лицеев города в Школе Юного психолога. Занятия проходят в форме лекций, семинаров и тренингов, в ходе которых, реализуются следующие задачи Школы:

• формирование у учащихся системы знаний о психологической науке;

• расширение кругозора школьников старших классов в области психологической теории и практики;

• знакомство школьников (как потенциальных абитуриентов) с профессией психолога и сферах применения психологических знаний;

• предоставление возможности приобретения школьниками новых знаний, умений и навыков в области самопознания и межличностных отношений.

Слушателями Школы Юного Психолога являются школьники, определившие психологию как свою будущую специальность, и школьники, интересующиеся психологией вообще - стремящиеся получить знания о внутреннем мире человека, развить свои коммуникативные способности и т.д.

3. Группы практической психологии. Данная форма просветительской работы, обусловлена спецификой технического вуза. Студенты, обучающиеся на технических специальностях и проявляющие заинтересованность в получении психологических знаний и психологической помощи с осторожностью обращаются к психологу (в силу достаточно распространенного мифа о том, что к психологу обращаются только психически нездоровые люди). Для того чтобы снять напряженность студентов и познакомить их с психологией и была создана группа практической психологии. Основными задачами этой группы являются:

• снятие нервно-психической напряженности и «барьеров» в общении с психологом;

• знакомство студентов с различными направлениями современной практической психологии,

• осуществление более глубокого и интенсивного опыта самопознания,

• повышение коммуникативных способностей и культуры общения.

Как отмечалось выше, одним из направлений работы центра психологической безопасности является диагностическая работа. Эта форма работы является «сквозной», поскольку сопровождает и просветительскую, и коррекционную, и консультативную работу. Как правило, диагностика проводиться во время факультативных занятий и занятий группы практической психологии. Основные сведения, получаемые благодаря диагностической работе, связаны с информацией о функциональном состоянии участников и их эмоциональной сфере. Поскольку именно эти

показатели являются индикаторами самочувствия, настроения, комфортности, наличия нервно-психической напряженности и т.п., что свидетельствует о степени эффективности проводимой работы.

Так, например, измерение уровня ситуативной тревожности показало, что в начале занятий в среднем по группе зафиксирован показатель средней интенсивности с тенденцией к высокой. После проведения занятия уровень ситуативной тревожности снизился при статистически значимых изменениях.

Еще одним показателем эффективности проводимой работы является формирование умения выражать свои чувства, настроение, желания. Зачастую, студенты, посещающие занятия в центре имеют затруднения, связанные с выражением и осознанием своего эмоционального состояния.

Анализ результатов работы Центра психологической безопасности показывает необходимость ведения подобной формы работы в техническом вузе. Во-первых, такая работа с учащимися позволяет последним поднять свой общеобразовательный и интеллектуальный уровень. Во-вторых, это дает возможность студентам познать себя, свои индивидуально-личностные особенности. В третьих, это дает возможность научиться рефлексировать свой опыт, свои чувства, мысли, желания. В-четвертых, такая работа позволяет студентам расширить круг социальных контактов, сделать свое взаимодействие с другими более успешным и эффективным.

Н.А. Лызь, Н.А. Познина

ОБ ОДНОМ ИЗ ПОДХОДОВ К КОМПЕНСАЦИИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ТЕХНИЗИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ

Нет необходимости доказывать, что в современном обществе от человека требуются не только исполнительность, ответственность, компетентность в узко специальных вопросах, но и широта мышления, способность к организации своей деятельности в различных условиях и масштабах времени, умения согласовывать свои возможности, способности, ожидания со встречными условиями и требованиями профессиональной деятельности. А это предполагает развитие личности студента как полноправного субъекта будущей профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.

По мнению отечественных психологов (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Н.И. Непомнящая, Н.С. Пряжников, Е.В. Субботский, А.У. Хараш, В.Э. Чудновский и др.), развитие личности связано со становлением у человека связной иерархичной системы личностных смыслов. Ценностно-смысловая сфера личности обеспечивает структурирование отношений человека с миром и подчинение своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам [1]. Именно сформированная система ценностей и смыслов образует то ядро, которое позволяет человеку быть личностью, субъектом своей жизнедеятельности.

Известно, что формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности происходит в процессе ее собственной внутренней активности, опосредованной взаимодействием с миром, другими людьми. В частности, личностно развивающие возможности образования связаны, в первую очередь, с трансляцией педагогом своей субъектности, с приобщением учащихся к опыту собственного личностного самоопределения и самореализации. Поэтому непосредственное общение признается важнейшим условием и средством развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.