УДК 159.9
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА
(анализ опыта Тувинского государственного университета)
Ооржак Л.Н., Фрокол А.С.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL SERVICE ACTIVITY AT THE UNIVERSITY (analysis of the experience of the Tuva state University)
OorzhakL.N., FrokolA.S.
Tuvan state University, Kyzyl
В статье описываются цели и задачи психологической службы Тувинского государственного университета, направления ее деятельности, подводятся итоги работы психологической службы за 2 года. Результаты работы психологической службы расписаны по основным направлениям деятельности: психологическое просвещение, психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактическая и психокоррекционная деятельность, профориентационное направление, научно-исследовательская деятельность.
Ключевые слова: психологическая служба, психологическое здоровье, психологическое просвещение, психодиагностика, психопрофилактика, психологическое консультирование, профориентация.
The article describes the objectives and tasks of the psychological service of the Tuva state University, about its work; it summarizes the work of the psychological service for 2 years. The results of the work of the psychological service are described in main areas of activity: psychological education, psychological diagnostics, psychological consulting, psycho-prophylactic and psycho-corrective activities, career guidance, and research activities.
Key words: psychological service, psychological health, psychological education, psychological testing, psychological prevention, psychological counselling, vocational guidance.
В настоящее время психологические службы активно развиваются в высших учебных заведениях России. Цели службы психологической помощи постепенно расширяются, они направлены на создание благоприятных психолого-педагогических условий обучения в вузе; укрепление психического здоровья студентов; помощь в развитии личностного потенциала студентов, оказание психологической поддержки в затруднительных личных ситуациях [1].
Психологическая служба ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» (далее ТувГУ) была организована в 2010 году и является структурным подразделением научно-образовательного и консультативно-оздоровительного «Центра здоровья» ТувГУ.
Согласно разработанному в ТувГУ положению о психологической службе, деятельность службы направлена на улучшение и поддержание
психологического здоровья преподавателей, студентов и сотрудников вуза путем осуществления диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, научно-исследовательской, просветительской и профилактической деятельности.
Целями службы являются:
1. Оказание психологической и социально-психологической помощи участникам образовательного процесса по улучшению психологического здоровья, повышению психологических знаний и психологической культуры.
2. Содействие гуманизации и психологизации учебно-воспитательного процесса, а также оказания помощи и социально-психологической поддержки в трудных жизненных обстоятельствах.
Задачами службы являются:
- содействие решению выявленных студенческих проблем, в том числе трудностей адаптации путем разработки и реализации, различных социально-психологических программ методами групповой психокоррекционной работы;
- оперативный анализ актуальных проблем в студенческой среде путём проведения социологических, психологических и этнопсихологических исследований;
- создание базы практической психологии с целью прохождения психологической практики студентам, обучающимся по специальности «психология» в ТувГУ;
- повышение уровня мотивации приобретения профессиональных
знаний;
- исследование проблемы наркотизации студенчества и других форм девиантного поведения с выдачей рекомендаций администрации вуза;
- оказание психологической помощи в организации супружеских отношений студентов;
- внедрение развивающих занятий по авторским программам в научно-педагогическом коллективе ТувГУ и студенческом сообществе;
- осуществление коммерческой деятельности (реализация социально-психологических услуг, заключение договоров на выполнение исследовательских работ и т.п.);
Как было указано выше, основное внимание сотрудников психологической службы направлено на сохранение психологического здоровья студентов.
Проблемы, с которыми сталкиваются студенты (личностные, коммуникативные и поведенческие, проблемы адаптации), оказывают существенное влияние на психоэмоциональное состояние студента, соответственно и на эффективность обучения. В связи с этим выделяются следующие общие задачи психологического сопровождения:
• Помощь студентам в определении своих возможностей (способностей, склонностей, интересов);
• Психологическое просвещение студентов через обучение необходимым знаниям в области психологии, которые могут быть полезны в любой деятельности;
• Формирование у студентов жизнестойкости, навыков целеполагания и ответственности за принятие собственных решений;
• Содействие руководству и преподавательскому составу университета в создании благоприятного социально-психологического климата, необходимого для успешной работы и формирования гармоничной личности студентов;
• Помощь администрации университета в формировании и укреплении корпоративной культуры [2].
Для осуществления указанных задач психологическая служба работает по нескольким направлениям. Основными являются психологическое просвещение, психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактическая и психокоррекционная деятельность, профориентационное направление, научно-исследовательская деятельность.
1. Информационно-просветительское направление работы. Просветительская деятельность способствует информированности о психологической службе (ее деятельности), повышению психологической культуры сотрудников, студентов университета и населения республики. Сведения об услугах психологической службы размещаются на стенде психологической службы, на стендах факультетов, на сайте ТувГУ, в буклетах. Кроме того, информирование осуществляется через сотрудничество со средствами массовой информации. Так, в течение 2015-2016 гг., с целью пропаганды психологических знаний и профилактики кризисных состояний среди населения республики, руководитель службы Ооржак Л.Н. выступала на телевидении (СТС - Кызыл-телесеть), отвечая на вопросы телезрителей: Почему современная молодежь стала инфантильной? Как преодолевать страхи? Как стать успешным? Как правильно разрешать конфликты? Каковы психологические причины усталости? Почему мы обижаемся? Всего было записано 17 выступлений. Кроме этого имеется опыт сотрудничества с Государственной телерадиокомпаний Тыва (ГТРК) (тележурналист Ондур Саяна), участие в передаче «Ажык чугаа» (открытый разговор) по теме: «Адаптация пожилых людей в современном обществе» и «Суициды среди подростков в Республике Тыва» (совместно с уполномоченным по правам ребенка в Республике Тыва С.Н. Аракчаа). Дополнительно сотрудники службы участвовали в работе «Круглого стола», организованного общественной палатой Республики Тыва второго созыва на тему «Распространенность суицидального поведения среди детского населения Республики Тыва. Причины возникновения и пути профилактики» 14 мая 2015 г. 23 июня 2015 г. принимали участие в видеоконференции на базе Министерства чрезвычайных
ситуаций (МЧС) по Республике Тыва по теме «Актуальные проблемы состояния и перспективы развития психологической службы МЧС России».
2. Психодиагностика - это приоритетное направление деятельности психологической службы. В психологической службе применяется большое количество профессиональных психологических методов. По запросу клиентов могут быть диагностированы способности, склонности и интересы, мотивы, темперамент, тип характера, качества личности. Основной упор в рамках данного направления делается на выявление студентов «группы риска» (по разным основаниям). Тестирование проводится и по запросу преподавателей и студентов. По результатам диагностики студент (преподаватель) получает подробную консультацию психолога с индивидуальными рекомендациями. Так, в 2014 - 2015 годах (по запросу администрации университета) был проведен мониторинг психологического состояния всех студентов университета. В качестве диагностического инструментария был использован и используется в настоящее время следующий набор методик: стандартизированные «Исследование невротических расстройств» (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич), «Личностный опросник агрессивности» (А. Басс, А. Дарки) и проективная методика «Суицидальные склонности» (Л.Б. Шнейдер). В обследовании приняли участие 2154 студентов сельскохозяйственного (СХФ), филологического (ФФ), факультета физической культуры и спорта (ФФКиС), естественно-географического (ЕГФ), физико-математического (ФМФ), юридического (ЮФ), экономического (ЭФ), инженерно-технического (ИТФ) факультетов, Кызылского педагогического института (КПИ), Кызылского педагогического колледжа (КПК) ТувГУ. Более детальная информация представлена в таблице 1.
Таблица 1
Количество опрошенных студентов (по факультетам)_
№ Факультет Общее кол-во студентов (по данным, предоставленным факультетами) Принявшие участие в диагностике В процентах
1 СХФ 284 218 76,7%
2 ФФ 265 140 52,9%
3 ФФКиС 119 85 71,4%
4 ЕГФ 362 310 85,7%
5 ФМФ 208 121 58,2%
6 ИФ 147 49 33,3%-
7 ЮФ 116 69 59,4-
8 КПИ 503 434 86,3%
9 ИТФ 412 282 68,4%
10 ЭФ 198 104 52,5%
11 КПК 469 278 59,2%
Итого: 3047 2154 40,7%
В таблице 2 представлена информация о количестве студентов «группы риска» по факультетам, в т.ч. и в процентном соотношении к
количеству опрошенных.
Таблица 2
_Количество студентов «группы риска» (по факультетам)_
№ Факультет Кол-во студентов, принявших участие в мониторинге Из них «группа риска» «Группа риска» в %
1 СХФ 218 52 21,5%
2 ФФ 140 60 44,3%
3 ФФКиС 85 20 23,5%
4 ЕГФ 302 126 41,7%
5 ФМФ 121 44 27,2%
6 ИФ 113 49 43,3%
7 ЮФ 69 17 24,6%
8 КПИ 434 109 37,3%
9 ИТФ 304 111 36,5%
10 ЭФ 104 31 29,8%
11 КПК 278 94 33,8 %
Итого: 2154 759 35,2%
По результатам проведенного психологического мониторинга были получены следующие данные: на первом месте (по количеству) находится высокий уровень чувства вины (332 студента), что говорит о проявлении сильного самобичевания, угрызения совести. На втором месте высокий уровень физической агрессии (307 студентов). Третье место - высокий уровень астении (248 студентов), что говорит о заострении тревожно-мнительных, ананкастных и сензитивных черт личности. Кроме этого, выявлены высокий уровень тревоги (113 студентов); высокий уровень невротической депрессии (42 человека); высокий уровень вегетативных нарушений - 21 студент, т.е. выражена предрасположенность испытуемого к нарушениям деятельности разных органов и систем: сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной, мочеполовой и двигательной; высокий уровень обсессивно-фобических нарушений у 24 студентов, т.е. имеют место навязчивые мысли, воспоминания, представления, овладевающие сознанием человека и от которых он не может волевым усилием избавиться.
3. Психологическое консультирование - одно из основных направлений психологической службы, которое представляет собой индивидуальную работу по запросу студента и кураторов, деканов, родителей. Данное направление охватывает не только студентов, но и профессорско-преподавательский состав, родителей (ближайших родственников). При проведении консультирования строго соблюдается принцип конфиденциальности информации. Обращения, в основном, касаются проблем индивидуальных и семейных отношений, проблемных жизненных ситуаций, которые сказываются
на учебной деятельности, проводится работа и по результатам мониторинга психологического состояния студентов. Основной целью консультирования является обеспечение личностного развития студентов в соответствии с индивидуальными потенциалами и особенностями. В процессе консультирования должны быть решены следующие задачи:
1. Психологическая помощь студентам в трудных жизненных ситуациях.
2. Консультативно-диагностическая помощь с целью выявления внутриличностных проблем.
3. Психологическое сопровождение профессионального становления личности студента в вузе, формировании профессионально важных качеств.
4. Психологическая помощь в адаптации первокурсников, развитии профессиональной направленности студентов в процессе обучения, помощь в вырабатывании ответственности и психологической готовности к осуществлению личностного и социального выбора
5. Содействие в поддержании благоприятного социально-психологического климата в группе, решении проблем межличностного общения.
За 2 года работы центра индивидуальное психологическое консультирование получили 32 студента, 6 преподавателей, 5 родственников студентов. Продолжительность консультативной работы зависело от степени сложности проблемы и наличия психологических ресурсов для ее разрешения.
Групповая консультативная работа проводится по запросам преподавателей (кураторов): разбор конфликтных ситуаций; консультации по адаптации первокурсников; рекомендации по работе со студентами по итогам проведённой диагностики; работа со студентами, совершившими правонарушения, правила проживания в общежитии и т.д.
Проводится работа с родителями (родственниками) в форме индивидуальных консультаций по разнообразным психологическим проблемам.
4. Психопрофилактическое и психокоррекционное направление осуществляется в основном групповыми формами работы, например тренинговыми. Проводятся тренинги знакомства (социально-психологической адаптации) для первокурсников, командообразования, креативности, арт-терапия, тайм-менеджмент, по формированию лидерских качеств. Тренинги помогают устанавливать позитивные внутригрупповые отношения, происходит более близкое знакомство с одногруппниками, устанавливаются благоприятные межличностные контакты, получают опыт командной работы и принятие совместных решений. К проведению тренингов под руководством психологов службы привлекаются подготовленные студенты-психологи старших курсов.
5. Профориентационное направление деятельности психологической службы включает несколько форм работ. Во-первых, это участие в ежегодных «Ярмарках профессий», на которых представители учебных заведений города, в т.ч. ТувГУ, информируют будущих абитуриентов о возможностях получения
образования, направлениях обучения, условиях поступления и т. д. Сотрудники психологической службы проводят для абитуриентов краткие профконсультации, информируют о возможности получения соответствующей профессии в ТувГУ.
В соответствии с губернаторским проектом «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием» проводились тренинги. Цель этой работы — активизация процесса профессионального самоопределения. На занятии психологи информируют школьников о процессе самоопределения, профессиональной направленности школьников, информируют о мире профессий с использованием профессиограмм (в которых описывается психологическое содержание профессий) специальностей и направлений обучения в ТувГУ. Одной из попутных задач тренинга-семинара является информирование о возможности получения высшего образования в ТувГУ. За период с ноября 2014 по март 2015 г. в профориентационных тренингах приняли участие 33 старшеклассников различных общеобразовательных учреждений города и районов.
Таблица 3
Групповая, тренинговая коррекционно-развивающая работа
№ Название программы Группа Кол-во учащихся Кол-во занятий
1. Тренинг общения ЕГФ , 2 курс 12 1
2. Тренинг сплоченности ЕГФ, 1 курс 32 2
3. Тренинг на сплочение коллектива и профилактику девиантного поведения «Дружная группа» КПИ, 1 курс 27 2
Тренинги для кураторов
1 Мотивационный тренинг КПИ, кафедра педагогики 6 2
2 Тренинг на формирование коммуникативных навыков. ЕГФ 11 2
3 Тренинг сензитивности ИТФ 16 1
4 Мотивационный тренинг для кураторов общий 27 2
В соответствии с губернаторским проектом «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием» проведены следующие тренинги: (с 4 по 8 ноября и с 4 по 8 января)
1 Тренинг «Свобода общения» биохим, физмат 33 2
2 Тренинг «Продолжаем знакомиться биохим, физмат 33 2
3 Тренинг «Зачем учиться в ВУЗе?» биохим, физмат 33 2
4 Тренинг «Построение жизненной перспективы» биохим, физмат 33 2
5 Тренинг «Мы еще встретимся!» биохим, физмат 33 2
6 Мотивационный тренинг биохим, физмат 33 2
7 Тренинг общения биохим, физмат 33 2
8 Тренинг сензитивности биохим, физмат 33 2
9 Тренинг самосознания биохим, физмат 33 2
Кроме обозначенных направлений, психологическая служба занимается научно-исследовательской деятельностью. Опубликована статья в журнале из перечня ВАК, «European social science» «Студенты «группы риска» на примере Тувинского государственного университета»; разработано учебно-методическое пособие «Профилактика суицидального поведения молодежи».
В рамках курсовых и выпускных квалификационных работ студенты, обучающиеся по специальности «Психология» и «Психолого-педагогической образование», проводят научные исследования по актуальным для психологической службы направлениям: формирование здорового образа жизни в молодежной среде, психологические причины суицидального риска среди молодежи, формирование жизнестойкости и др. Осуществляется процесс прохождения различных видов практик студентов психологов, обучающихся по направлениям «Психология» и «Психолого-педагогическое образование» на базе психологической службы.
Перспективные задачи службы психологической помощи следующие:
- координация деятельности службы с запросами преподавателей факультетов;
- разработка программы помощи студенту в подготовке к собеседованию с потенциальным работодателем;
- создание специальных адаптационных программ психологического сопровождения для студентов 1 курса;
- проведение один раз в квартал тренингов для старост студенческих групп, направленных на развитие лидерских качеств, способствующих повышению уверенности в себе, формированию навыков публичной презентации, развитие коммуникабельности, умения планировать.
- развитие дистанционного консультирования, обеспечивающего привлечение студентов к консультированию.
- организация студенческой психологической службы.
Таким образом, в университете определены направления, найдены формы работы психологической службы в соответствии с целями создания благоприятных социально-психологических условий для обучения в вузе; укрепления психического здоровья студентов; раскрытия личностного потенциала и самореализации студентов; оказания психологической помощи в условиях жизненных затруднений.
Библиографический список
1. Амосова, Н.О. Рефлексивные механизмы сохранения психологического здоровья в студенческом возрасте / Н.О. Амосова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск № 77, 2008. - С. 241 - 245.
2. Жарова, А.В. Роль центра социально-психологической помощи в сохранении здоровья участников образовательного процесса в вузе / А.В. Жарова, Т.П. Колоскова // Концепт. Выпуск № 11 (27). - 2013. - С. 46 - 50. Bibliograficheskij spisok
1. Amosova, N.O. Refleksivnye mekhanizmy sohraneniya psihologicheskogo zdorov'ya v studencheskom vozraste / N.O. Amosova // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universitetaim. A.I. Gercena. Vypusk № 77, 2O08. - S. 241 - 245.
2. ZHarova, A.V. Rol' centrasocial'no-psihologicheskoj pomoshchi v sohranenii zdorov' yauchastnikov obrazovatel'nogo processa v vuze / A.V. ZHarova, T.P. Koloskova // Koncept. Vypusk№ 11 (27). -2013. - S. 46 - 50.
Фрокол Анна Семеновна - старший преподаватель, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Frokol Anna - Senior Lecturer, State University of Tuva, Kyzyl, E-mail: [email protected]
Ооржак Лариса Николаевна - к. псих.н., старший преподаватель, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected].
Oorzhak Larisa - Candidate of Psychological sciences (PhD), senior lecturer, State University of Tuva, Kyzyl, E-mail: [email protected].
УДК 37.378.14
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Султанбаева К.И.
Хакасский государственный университет, Абакан
MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION
Sultanbaeva K.I.
Khakassia State University, Abakan
В данной статье автор рассматривает вопросы, связанные с образовательными технологиями, которые используются в практике подготовки педагогических кадров в вузе на основе собственного опыта в рамках профессионально-педагогической деятельности в Хакасском госуниверситете им. Н.Ф. Катанова.
Ключевые слова: образовательные технологии, педагогическое образование, традиционные, современные, лекции-дискуссии, бакалавриат, мыслительная деятельность.
In this article the author examines the issues related to educational technologies, which are used in the practice of teacher training at university on the basis of their own experience within the professional and educational activities in the Khakassia State University named after N. Katanov.