Физиология
PHYSIOLOGY
DOI: 10.12731/wsd-2016-7-5 УДК 612.821-057.875
особенности психофизиологического статуса студентов-второкурсников, обучающихся на биологических кафедрах университета и в медицинском вузе
Горькавая А.Ю., Сидорова О.Н., Кузнецова И.А.
Изучали психофизиологические особенности студентов второго курса вузов медицинского и биологического профиля. У 88 студентов медицинского вуза (52 юноши и 36 девушки) и 89 студентов биологических кафедр университета (36 юноши и 53 девушки) оценивали параметры физического развития и кардиогемодинамические показатели. У студенток и биологического, и медицинского вуза определяли особенности психоэмоционального статуса с помощью общепринятых методик. Пониженная масса тела регистрировалась у 1/3 студентов медицинского университета и 1/4 студентов биологического университета, 1/5 студенток обоих вузов. Уменьшение жизненной емкости легких и мышечной силы наблюдалось у более чем половины студентов двух вузов обоих полов. У всех испытуемых значения кардиогемодинамических показателей соответствовали нормативам. У большинства обследованных девушек установлено равновесное состояние интро-экстраверсных отношений, умеренный уровень нейротизма и личностной тревожности, гипер-тимический тип акцентуации характера. Вместе с тем, повышенный уровень реактивной тревожности и высокий риск коронарного поведения у студенток медицинского вуза определялся чаще, чем у студенток
биологического профиля. Обсуждаются возможные причины указанных различий и степень физиологической адекватности психоэмоциональной модели студенток медицинского вуза.
Ключевые слова: студенты; физическое развитие; кардиогемодина-мические показатели; интро-экстраверсия; нейротизм; тревожность; риск коронарного поведения.
peculiarities of psychophysiological status of biological and medical second-year students
Gorkavaya A.Yu., Sidorova O.N., Kuznetsova I.A.
The paper deals with psychophysiological features of biological and medical second-year students. Parameters of physical development and cardiovascular system were measured in 88 medical students (52 men and 36 women) and 89 biological students (36 men and 53 women). Peculiarities of psychoemotional status of the women, studying both in biological and medical universities, have been examined with the help of the standard methods. Underweight was detected in 1/3 men studying in medical university and in 1/4 men studying in biological university, in 1/5 women studying in both universities. In more than a half of cases, reduction of lung capacity and muscle strength ofthe hand was found in biological and medical students of both sexes. Cardiohemodinamic markers in all participants met the normative standards. Balanced state of intro-extroversive attitude, medium level of neuroticism and personal anxiety, hyperthymic type of character accentuation were revealed in most cases in women. At the same time, elevated levels of reactive anxiety and high risk of coronary-prone behavior was higher in women studying in medical university as compared to biological students. The paper discusses possible causes of mentioned specific differences and degree of physiological adequate-ness of the psychoemotional pattern in women studying in medical university.
Keywords: students; physical development; cardiohemodinamic indices; intro-exstraversion; neuroticism; anxiety; coronary-prone behavior.
Первые курсы любого вуза - это период острой адаптации к неблагоприятным изменениям, сопровождающим переход из условий семьи и школы к студенческому образу жизни [1-3]. Необходимость в усвоении постоянно возрастающего объема информации, накоплении знаний и навыков в условиях дефицита времени и психоэмоционального напряжения оказывает негативное влияние на ослабленное, чаще всего еще до вуза, состояние организма и психики. На первых курсах велик объем учебной нагрузки, значительную часть которого составляет самостоятельная работа во внеаудиторное время. Это наиболее актуально для учащихся медицинских вузов, суммарная учебная нагрузка которых в 1,5-2 раза больше, чем у студентов других специальностей [4-6]. Несмотря на это, адаптивные резервы лиц молодого возраста достаточно велики и в начальной фазе адаптации наблюдаются преимущественно трудности психоэмоционального характера, которые могут перейти в астенизацию, а затем в заболевание, только при неблагоприятном течении приспособительного процесса. Считается, что женщины легче адаптируются к изменяющимся условиям внешней среды, однако есть данные, указывающие на то, что приспособление к студенческому образу жизни требует более значительного психоэмоционального напряжения у девушек, чем у юношей, это делает их более уязвимыми в плане формирования функциональных и невротических расстройств под воздействием травмирующих факторов, ему сопутствующих [7-9].
Цель
Выявить особенности физического развития студентов 2-го курса, проходящих обучение в Тихоокеанском государственном медицинском университете (ТГМУ) и на биологических кафедрах Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Произвести сравнительный анализ психоэмоционального статуса студенток двух вузов.
Материал и методы
В исследовании участвовало 177 студентов второго курса, из них 88 студентов ТГМУ (52 юноши и 36 девушек) и 89 ДВФУ (36 юношей и 53
девушки). Возраст испытуемых составлял от 18 до 21 года. Все они относились к категории практически здоровых лиц и принимали участие в исследовании на основании добровольного информированного согласия. Для характеристики физического развития у обследуемых измеряли длину тела стоя (Р, см), длину тела сидя (Т, см) и массу тела (МТ, кг). На основании полученных данных рассчитывали индекс массы тела (ИМТ, кг/м2). С помощью спирометра сухого портативного ССП у всех испытуемых определяли фактическую жизненную емкость легких (ФЖЕЛ, мл). Процедуру повторяли 3 раза, из всех результатов выбирали максимальный. Для оценки этого показателя вычисляли должную жизненную емкость легких (ДЖЕЛ, мл), затем получали процентное отношение фактически полученной величины к должной. Из результатов 3-х кратной динамометрии правой и левой кисти (А, кг), измеренной с помощью кистевого динамометра ДК 140, выбрали наибольший и вычислили относительную величину силы кисти (%). При исследовании функционального состояния сердечно-сосудистой системы у испытуемых в положении лежа после десятиминутного отдыха определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин), систолическое и диастолическое артериальное давление по Ко-роткову (САД и ДАД, мм рт. ст.). Расчетным путем находили следующие кардиогемодинамические показатели: истинное пульсовое давление (ИПД, мм рт. ст.), среднее артериальное давление (АД^, мм рт. ст.), ударный объем (УО, мл), минутный объем кровообращения (МОК, л/мин), общее периферическое сосудистое сопротивление (ОПСС, дин*секхсм~5). Для характеристики психоэмоционального статуса испытуемых использовались методы тестирования Айзенка (определение уровня нейротизма и интро-экстраверсии) [10], Леонгарда (выявление акцентуаций характера) [11], Спилберга (исследование личностной и реактивной тревожности) и Дженкинса (выявление степени риска коронарного поведения) [12]. Для получения субъективной оценки качества жизни студентам была предложена анонимная анкета, составленная автором, содержащая вопросы, направленные на изучение социально-гигиенических аспектов жизни, быта и труда студентов. Статистическую достоверность различий
распределения величины признаков рассчитывали с помощью ^-критерия. Обработка результатов произведена с использованием программы Statistica for Windows, release 7.0.
Результаты
В большом числе случаев отмечалась пониженная масса тела: в ТГМУ индекс массы тела был ниже нормы у 1/3 юношей и 1/5 девушек, в ДВФУ - у 1/4 юношей и 1/5 девушек. Зарегистрировано уменьшение относительной величины силы правой кисти у 67% девушек-студенток обоих вузов, и левой кисти у 94% студенток ТГМУ и 92% студенток ДВФУ Для юношей эти показатели были еще более низкими: сила правой кисти в 81% случаев была ниже нормы и только в 19% соответствовала нормативу у юношей-студентов ТГМУ, и в 85% и 15% у юношей-студентов ДВФУ Сила левой кисти у студентов обоих вузов была ниже нормы в 100% случаев. Фактическая жизненная емкость легких студентов отличалась от расчетной должной величины ЖЕЛ с тенденцией к уменьшению у девушек в 67% (ТГМУ) и 55% (ДВФУ) случаев, у юношей в 87% и 82%, соответственно. При этом статистически достоверных различий между группами по вышеперечисленным показателям выявлено не было.
Показано, что юноши и девушки ТГМУ и ДВФУ не отличаются по величине основных кардиогемодинамических показателей - ЧСС, САД и ДАД, УО и МОК. Значения кардиогемодинамических показателей соответствовали принятым физиологическим нормативам (табл. 1).
Таблица 1.
Основные кардиогемодинамические показатели студентов тгМУ и ДВФУ
Показатель Пол ТГМУ ДВГУ
ЧСС, уд/мин юноши 71±2,1 72±2,8
девушки 74±1,6 75±2,3
САД, мм рт. ст. юноши 124±1,31 118±1,35
девушки 120±1,27 112±1,32
ДАД, мм рт. ст. юноши 74±1,2 72±1,2
девушки 73±1,1 70±1,4
Окончание табл. 1
УО, мл юноши 68±0,74 69±0,65
девушки 68±0,62 67±0,71
МОК л/мин юноши 5,3±0,16 5,2±0,14
девушки 5,4±0,11 4,8±0,18
ОПСС, динхсекхсм:5 юноши 1464±31 1428±28
девушки 1512±26 1496±43
Исследование показателей психоэмоционального статуса производилось у девушек-студенток обоих вузов. В ходе анализа интро-экстравертных отношений, выполненного по методике Айзенка, было установлено, что равновесное их состояние наблюдается у 73% студенток ТГМУ и 69% студенток ДВФУ Частота случаев выраженной интроверсии и экстраверсии среди девушек-студенток ТГМУ равнялась, соответственно, 16 и 11%, среди девушек-студенток ДВФУ - 8 и 23%. В большинстве случаев уровень нейротизма определялся как умеренный (ТГМУ -72, ДВФУ - 61%), число лиц с высокими и низкими значениями этого показателя у студенток ТГМУ составляло 22 и 6%, у студенток ДВФУ - 31 и 8%, соответственно. Изучение акцентуаций характера по тесту Леонгарда студенток обоих вузов показало, что доля девушек, у которых диагностируется высокий уровень гипертим-ности, составляет две трети от общего числа обследованных. Также характеризовалась сдвигом вправо частота распределения показателей возбудимости, эмотивности и демонстративности и у студенток ТГМУ, и у студенток ДВФУ Существенных различий в распределении показателей этих двух тестов у девушек-студенток обоих вузов не обнаружено.
По данным теста Спилбергера, основная часть студенток обоих вузов характеризовалась умеренным уровнем личностной тревожности (табл. 2). В отличие от этого наибольшие значения частоты ситуативной (реактивной) тревожности у студенток сравниваемых вузов различны: в ТГМУ они приходятся на высокий и умеренный, а в ДВФУ - на низкий уровень тревожности.
Таблица 2.
Сравнительная частота уровня личностной и ситуативной тревожности в тесте Спилбергера у студенток тгМУ и ДВФУ
Уровень тревожности студентки ТГМУ, % студентки ДВФУ, %
Личностная тревожность
Высокий 16,7±9,11 8,3±7,83
Умеренный 72,2±8,73 * 83,4±10,84 *
Низкий 11,1±7,88 8,3±7,83
Ситуативная тревожность
Высокий 44,4±10,79 * 0,0
Умеренный 38,9±11,82 * 15,4±9,90
Низкий 16,7±9,11 84,6±9,90 *
* - Р2 < 0,05
х _ '
Наряду с ситуативной тревожностью существуют различия и в степени риска коронарного поведения, диагностируемого по методу Дженкин-са: в ТГМУ группа АВ (умеренный риск коронарного поведения) составляет 1/3, а группа А (высокий риск коронарного поведения) 2/3 случаев, тогда как в ДВГУ частота обеих групп распределена поровну (табл. 3).
Таблица 3.
Сравнительная частота риска коронарного поведения в тесте Дженкинса у студенток тгМУ и ДВФУ
Уровень риска коронарного поведения студентки ТГМУ, % студентки ДВФУ, %
А 66,7±11,3 * 53,8±13,84 *
АВ 33,3±11,3 * 46,2±13,84 *
В 0,0 0,6
* - Р2 < 0,05
х
Возникает вопрос, насколько частота высокого уровня ситуативной тревожности и риска коронарного поведения может быть соотнесена с общей нагрузкой учебного процесса (в частности, с количеством учеб-
ных часов и объемом самостоятельной работы, выполняемой вне вуза). Установлено, что в ТГМУ 1/3 студенток проводит в университете от 4 до 5, а 2/3 - более 5 часов. В ДВФУ 1/3 студенток проводит в университете также от 4 до 5, но 2/3 - от 2 до 4 часов (табл. 4).
Таблица 4.
Сравнительная частота времени, затрачиваемого на обучение студентками
тгму и ДВФУ
Часы студентки ТГМУ, % студентки ДВФУ, %
Время, проводимое в университете
2-4 0,0 60±15,49 *
4-5 31,3±11,56 * 30±15,49 *
>5 68,7±11,56 * 10±9,48
Время, затрачиваемое на самоподготовку
1-2 12,5±8,12 44,4±16,5 *
2-4 50,0±12,5 * 55,6±16,5 *
>4 37,5±12,0 * 0,0
* - Р2 < 0,05
х _ '
Существенные различия выявлены и в отношении продолжительности самоподготовки. В том и другом случае половина студенток отводит на нее от 2 до 4 часов ежедневно, но из числа оставшихся в ТГМУ основная масса работает больше 4 часов, а в ДВФУ - только от 1 до 2 часов.
Обсуждение
Полученные результаты подтверждают литературные, в том числе и наши, данные о широком распространении явления грацилизации среди российской молодежи [13, 14], при этом студенты обоих вузов имеют сходные показатели физического развития. Параметры функционального состояния сердечно-сосудистой системы обучающихся находятся в пределах возрастных норм. Не выявлено существенных различий в темпераменте и характере студенток двух вузов. Девушки обладают достаточной эмоциональной устойчивостью, что подтверждает зарегистрированный у большинства из них умеренный уровень нейротизма.
Такие личности, как правило, умеют адекватно воспринимать действительность и благополучно выходить из сложных жизненных ситуаций [15]. Гипертимная акцентуация характера основного числа девушек, проявляющаяся высокой активностью, общительностью и повышенным фоном настроения, свидетельствует об успешном приспособлении к современному деловому образу жизни, однако такая модель поведения не всегда адекватна адаптационным возможностям организма [16, 17]. Высокий уровень тревожности является основой для возникновения психоэмоционального напряжения, может способствовать снижению умственной работоспособности и стрессоустойчивости в учебном процессе [18-20]. Девушки обладали умеренным уровнем личностной тревожности - чертой, которую определяет тип высшей нервной деятельности человека, его темперамент, характер и воспитание. Однако студенткам медицинского вуза, но не ДВФУ, была присуща высокая ситуативная тревожность как поведенческая реакция на текущие проблемы и переживания. Также у них чаще выявлялся высокий риск коронарного поведения, который связывают с опасностью развития ишемиче-ской болезни сердца [21]. Возможно, это объясняется большим объемом учебной нагрузки на студенток ТГМУ, характеризуемой как временем, проведенным на занятиях в вузе, так и временем, затрачиваемым на самостоятельную работу. Молодые люди нелегко привыкают к новым для них методам преподавания, необходимость самостоятельно планировать работу и регулировать равномерность нагрузки создает для них дополнительные трудности и может привести к умственному и психоэмоциональному перенапряжению.
Список литературы
1. Агаджанян Н.А., Дегтярев В.П., Русанов Е.И., Ермакова Н.В., Пономо-рева В.В., Радыш И.В., Виленский М.Я., Гринина О.В., Кислицын Ю.Л., Неверова Н.П. Здоровье студентов. М.: Изд-во РУДН, 1999. 200 с.
2. Гулин А.В., Засядько К.И., Зайцева С.Д., Красичков Д.В. Психофизиологические и физиологические аспекты динамики адаптации учащейся
молодежи к учебному процессу // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2008. Т. 7, № 4. С. 992-997.
3. Goiter R., Freeman R., Hammen S. Psychological stress and health in undergraduate dental students: fifth year outcomes compared with first year baseline results from five European dental schools // Eur. J. Dent. Educ., 2008, vol. 12, no. 2, pp. 61-68.
4. Агаджанян Н.А., Миннибаев Т.Ш., Северин А.Е., Ермакова Н.В., Кузнецова Л.Ю., Силаев А.А. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса // Гигиена и санитария. 2005. № 3. С. 48-52.
5. Дрегало А.А., Ульяновский В.И. Студенты-медики: социальный портрет // Экология человека. 2007. № 3. С. 53-58.
6. Hojat M., Zuckerman M. Personality and specialty interest in medical students // Med. Teach., 2008., vol. 30, no. 4, pp. 400-406.
7. Павленкович С.С., Токаева Л.К., Беспалова Т.А. Психофизиологические особенности учебной адаптации студентов-первокурсников физкультурного вуза в гендерном аспекте // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал, 2015. № 5. URL: http://science-education.ru/ ru/article/view?id=22738
8. Сидтиков Ф.Г., Шайхелисламова М.В., Валеев И.Р. Влияние учебной нагрузки и условий производства на функциональное состояние симпатоа-дреналовой системы и показатели регуляции сердечного ритма у девушек 17-18-летнего возраста // Физиология человека. 2001. Т. 27, № 5. С. 60-67.
9. Горькавая А.Ю., Кириллов О.И. Особенности психоэмоционального статуса студентов Дальневосточного федерального университета // Экология человека. 2011. № 12. С. 29-32.
10. Eysenck H. J. Assessment of personality // Br. Med. Bull., 1949, vol. 6, no. 1-2, pp. 16-20.
11. Леонгард К. Акцентуированные личности. [Пер. с нем.] Ростов н/Д: Феникс, 2000. 544 с.
12. Jenkins C. D. Clinical recognition of the coronary-prone behavior pattern // J. S. C. Med. Assoc., 1979, vol. 75, no. 11, pp. 548-554.
13. Ямпольская Ю.А. Формирование в школьные годы физического развития и репродуктивного здоровья женщины // Гигиена и санитария. 2006. № 1. С. 3-6.
14. Горькавая А.Ю., Тригорлый С.Н., Кириллов О.И. Показатели физического развития и адаптации сердечно-сосудистой системы студентов медицинского университета во Владивостоке // Гигиена и санитария. 2009. № 1. С. 58-60.
15. Маркина Л.Д., Маркин В.В. Прогнозирование развития дезадаптацион-ных состояний и алгоритм их эффективной коррекции // Тихоокеанский медицинский журнал. 2008. № 3. С. 30-36.
16. Ушаков И.Б., Соколова Н.В. Современные проблемы качества жизни студентов // Гигиена и санитария. 2007. № 2. С. 56-58.
17. Доника А.Д. Психоэмоциональное состояние студентов в условиях крупного промышленного города Нижнего Поволжья // Экология человека. 2006. № 12. С. 42-47.
18. Токаева Л.К., Павленкович С.С. Адаптивные реакции на учебный процесс студентов-спортсменов с разным уровнем тревожности // Фундаментальные исследования. 2011. № 9. С. 309-313.
19. Hazlett-Stevens H., Craske M.G., Mayer E.A. Prevalence of irritable bowel syndrome among university students: the roles of worry, neuroticism, anxiety sensitivity and visceral anxiety // J. Psychosom. Res., 2003, vol. 55, no. 6, pp. 501-505.
20. Gorkavaya A.Yu., Slutskaya T.N., Kirillov O.I. Effect of cucumaria japonica extract on cognitive performance in young adults // In the World of Scientific Discoveries, Series A, 2013, vol. 1, no. 1, pp. 35-45.
21. Lobel T. E. Personality correlates of type A coronary-prone behavior // J. Pers. Assess., 1988, vol. 52, no. 3, pp. 434-440.
References
1. Agadzhanyan N.A., Degtyarev V.P., Rusanov E.I., Ermakova N.V., Ponomoreva V. V., Radysh I.V., Vilenskiy M.Ya., Grinina O.V., Kislitsyn Yu.L., Neverova N.P. Zdorov'e studentov [Students' health]. Moscow, RUDN Publ., 1999. 200 p.
2. Gulin A.V., Zasyad'ko K.I., Zaytseva S.D., Krasichkov D.V. Psikhofiziolog-icheskie i fiziologicheskie aspekty dinamiki adaptatsii uchashcheysya molo-dezhi k uchebnomu protsessu [Psychophysiological and physiological aspects of study the students' adaptation to educational process' dynamics]. Sistemnyy analiz i upravlenie v biomeditsinskikh sistemakh [System analysis and management in biomedical systems], 2008, vol. 7, no. 4, pp. 992-997.
3. Gorter R., Freeman R., Hammen S. Psychological stress and health in undergraduate dental students: fifth year outcomes compared with first year baseline results from five European dental schools. Eur. J. Dent. Educ., 2008, vol. 12, no. 2, pp. 61-68.
4. Agadzhanyan N.A., Minnibaev T.Sh., Severin A.E., Ermakova N.V., Kuznetso-va L.Yu., Silaev A.A. Izuchenie obraza zhizni, sostoyaniya zdorov'ya i uspe-vaemosti studentov pri intensifikatsii obrazovatel'nogo protsessa [Study of way of life, health state and progress of students in intensified educational process]. Gigiena i sanitariya [Hygiene and sanitation], 2005, no. 3, pp. 48-52.
5. Dregalo A.A., Ul'yanovskiy V.I. Studenty-mediki: sotsial'nyy portret [Medical students: social portrait]. Ekologiya cheloveka [Human Ecology], 2007, no. 3, pp. 53-58.
6. Hojat M., Zuckerman M. Personality and specialty interest in medical students. Med. Teach., 2008., vol. 30, no. 4, pp. 400-406.
7. Pavlenkovich S.S., Tokaeva L.K., Bespalova T.A. Psikhofiziologicheskie oso-bennosti uchebnoy adaptatsii studentov-pervokursnikov fizkul'turnogo vuza v gendernom aspekte [Psychophysiological features of academic adaptation of first-year students of sports universities from a gender perspective]. Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya: elektronnyy zhurnal [Modern problems of science and education], 2015, no. 5. URL: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=22738
8. Sidtikov F.G., Shaykhelislamova M.V., Valeev I.R. Vliyanie uchebnoy na-gruzki i usloviy proizvodstva na funktsional'noe sostoyanie simpatoad-renalovoy sistemy i pokazateli regulyatsii serdechnogo ritma u devushek 17-18-letnego vozrasta [The effect of academic load and work conditions on the sympathoadrenal function and the indices of heart rhythm regulation in
17-to 18-year-old girls]. Fiziologiya cheloveka [Human physiology], 2001, vol. 27, no. 5, pp. 60-67.
9. Gorkavaya A.Yu., Kirillov O.I. Osobennosti psikhoemotsional'nogo statusa studentov Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta [Peculiarities of psy-choemotional status of Far Eastern Federal University students]. Ekologiya cheloveka [Human Ecology], 2011, no. 12, pp. 29-32.
10. Eysenck H. J. Assessment of personality. Br. Med. Bull., 1949, vol. 6, no. 1-2, pp. 16-20.
11. Leongard K. Aktsentuirovannye lichnosti [Accentuated personalities] per. s nem. Rostov n/D, Feniks Publ., 2000. 544 p.
12. Jenkins C. D. Clinical recognition of the coronary-prone behavior pattern. J. S. C. Med. Assoc., 1979, vol. 75, no. 11, pp. 548-554.
13. Yampolskaya Yu.A. Formirovanie v shkol'nye gody fizicheskogo razvitiya i reproduktivnogo zdorov'ya zhenshchiny [School-year formation of female physical development and reproductive health]. Gigiena i sanitariya [Hygiene and sanitation], 2006, no. 1, pp. 3-6.
14. Gorkavaya A.Yu., Trigorlyy S.N., Kirillov O.I. Pokazateli fizicheskogo razviti-ya i adaptatsii serdechno-sosudistoy sistemy studentov meditsinskogo univer-siteta vo Vladivostoke [The indices of physical development and cardiovascular system adaptation in Vladivostok medical university students]. Gigiena i sanitariya [Hygiene and sanitation], 2009, no. 1, pp. 58-60.
15. Markina L.D., Markin V.V. Prognozirovanie razvitiya dezadaptatsionnykh sostoy-aniy i algoritm ikh effektivnoy korrektsii [Forecasting of the development of dys-adaptable conditions and algorithm of their effective correction]. Tikhookeanskiy meditsinskiy zhurnal [Pacific medical journal], 2008, no. 3, pp. 30-36.
16. Ushakov I.B., Sokolova N.V. Sovremennye problemy kachestva zhizni studentov [Modern problems of quality of students' life]. Gigiena i sanitariya [Hygiene and sanitation], 2007, no. 2, pp. 56-58.
17. Donika A.D. Psikhoemotsional'noe sostoyanie studentov v usloviyakh krup-nogo promyshlennogo goroda Nizhnego Povolzh'ya [Psychoemotional state of students in conditions of industrial city in Lower Volga region]. Ekologiya cheloveka [Human Ecology], 2006, no. 12, pp. 42-47.
18. Tokaeva L.K., Pavlenkovich S.S. Adaptivnye reaktsii na uchebnyy protsess studentov-sportsmenov s raznym urovnem trevozhnosti [Adaptive response to the learning process of students-athletes with different levels of anxiety]. Fun-damental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2011, no. 9, pp. 309-313.
19. Hazlett-Stevens H., Craske M.G., Mayer E.A. Prevalence of irritable bowel syndrome among university students: the roles of worry, neuroticism, anxiety sensitivity and visceral anxiety. J. Psychosom. Res., 2003, vol. 55, no. 6, pp. 501-505.
20. Gorkavaya A.Yu., Slutskaya T.N., Kirillov O.I. Effect of cucumaria japonica extract on cognitive performance in young adults. In the World of Scientific Discoveries, Series A, 2013, vol. 1, no. 1, pp. 35-45.
21. Lobel T. E. Personality correlates of type A coronary-prone behavior. J. Pers. Assess., 1988, vol. 52, no. 3, pp. 434-440.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Горькавая Анна Юрьевна, доцент кафедры нормальной и патологической физиологии, к.м.н.
Тихоокеанский государственный медицинский университет пр. Острякова, 2, г. Владивосток, 690002, Российская Федерация
Сидорова Ольга Николаевна, доцент кафедры нормальной и патологической физиологии, к.м.н., доцент
Тихоокеанский государственный медицинский университет пр. Острякова, 2, г. Владивосток, 690002, Российская Федерация
Кузнецова Ирина Александровна, ассистент кафедры нормальной и патологической физиологии
Тихоокеанский государственный медицинский университет пр. Острякова, 2, г. Владивосток, 690002, Российская Федерация
DATA ABOuT THE AuTHORS Gorkavaya Anna Yurevna, Docent of the Department of Normal and Pathological Physiology, Ph.D. in Medical Science
Pacific State Medical University
2d, Ostryakova Avenue, Vladivostok, 690002, Russian Federation
SPIN-code: 4015-2430
Sidorova Olga Nikolaevna, Docent of the Department of Normal and Pathological Physiology, Ph.D. in Medical Science, Associate Professor
Pacific State Medical University
2d, Ostryakova Avenue, Vladivostok, 690002, Russian Federation
Kuznetsova Irina Aleksandrovna, Assistant of the Department of Normal and Pathological Physiology
Pacific State Medical University
2d, Ostryakova Avenue, Vladivostok, 690002, Russian Federation