Научная статья на тему 'Особенности психоэмоционального статуса студентов Дальневосточного федерального университета'

Особенности психоэмоционального статуса студентов Дальневосточного федерального университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
217
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ИНТРО-ЭКСТРАВЕРСИЯ / НЕЙРОТИЗМ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / РИСК КОРОНАРНОГО ПОВЕДЕНИЯ / STUDENTS / INTRA-EXSTRAVERSION / NEUROTICISM / PERSONALITY CHARACTERISTICS / ANXIETY / CORONARY-PRONE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горькавая А. Ю., Кириллов О. И.

У студентов второго курса Дальневосточного федерального университета г. Владивостока определяли особенности психоэмоционального статуса с помощью общепринятых методов. У большинства обследованных, как юношей, так и девушек, установлены равновесное состояние интро-экстраверсных отношений и гипертимический тип акцентуации характера. Вместе с тем частота повышенного уровня нейротизма, возбудимости, эмотивности и тревожности у девушек определялась чаще, чем у юношей. У половины юношей и двух третей девушек обнаружен высокий риск коронарного поведения. Обсуждается степень адекватности указанной психоэмоциональной модели реалиям сегодняшнего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PSYCHOEMOTIONAL STATUS OF FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY STUDENTS

Peculiarities of psychoemotional status of the second-year students of the Far Eastern Federal University, Vladivostok, have been examined with the help of the standard methods. An equilibrium state of intro-extroversive attitude and the hyperthymic type of character accentuation have been detected in most cases both in the men and the women. At the same time, elevated levels of neuroticism, excitability, emotional breadth and anxiety occurred more frequently in the women as compared to the men. A high risk of coronaryprone behavior was found in the half of the men and in two thirds of the women. A degree of adequacy of the mentioned psychoemotional pattern to the present-day life has been discussed in the paper.

Текст научной работы на тему «Особенности психоэмоционального статуса студентов Дальневосточного федерального университета»

УДК 612.821:378-057.875

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

© 2011 г. А. Ю. Горькавая, О. И. Кириллов

Институт биологии моря им. А. В. Жирмунского Дальневосточного отделения РАН, г. Владивосток

Известно, что обучение в вузе представляет для студентов серьезную психофизиологическую нагрузку. К числу воздействий, вызывающих хроническую активацию стрессорных механизмов, относятся постоянное умственное напряжение, особенно выраженное в период экзаменационных сессий, гиподинамия, дефицит времени, неупорядоченное питание, финансовые и бытовые трудности [1, 6, 8, 13]. В настоящее время в высшей школе наблюдается интенсивная модернизация учебного процесса, однако приходится учитывать, что студенческий коллектив неоднороден по качеству довузовской подготовки, степени одаренности, отношению к учебе, а следовательно, по способности адаптации к проводимым реформам [9, 12, 15]. В нашей стране молодые люди, обучающиеся в вузах, выросли в условиях сложных социальноэкономических преобразований в обществе, их отношение к жизни, ценностные установки и взгляд на будущее существенно отличаются от сверстников предыдущего поколения, причем последствия этой трансформации для здоровья пока не известны [5].

Цель настоящей работы состояла в оценке уровня психоэмоционального напряжения студентов, обучающихся в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Решались следующие задачи: 1) описание распределения студентов по типам интро-экстраверсии и уровню нейротизма; 2) анализ личностных качеств современных студентов; 3) определение доли юношей и девушек с высоким риском коронарного поведения и уровнем тревожности.

Методы

В исследовании участвовали 138 студентов (56 юношей и 82 девушки) второго и третьего курсов биологического факультета ДВФУ. Возраст испытуемых от 18 лет до 21 года. Все они относились к категории практически здоровых лиц и принимали участие в тестировании на основании добровольного информированного согласия. Из общего числа обследованных у 80 студентов (29 юношей и 51 девушка) определяли тип интро-экстраверсии и уровень нейротизма по Айзенку [11], а также показатели акцентуации характера по Леонгарду [7]. У 74 человек (30 юношей и 44 девушки) изучали уровень тревожности по Тейлору [20] и степень риска коронарного поведения по Дженкинсу [16].

Числовые значения измеренных показателей градуировали на классы, соответствующие категориям, принятым в использованных тестах. Определяли абсолютную _частоту вариант, относящихся к каждому классу (т) и ее долю (Р) в о_бщем объеме выборок (п) юношей и девушек. Поскольку значения Р в большинстве случаев не удовлетворяли требованию 25 % < Р < 75 %, расчет статистической значимости половых различий (р) между долями сопоставляемых

У студентов второго курса Дальневосточного федерального университета г. Владивостока определяли особенности психоэмоционального статуса с помощью общепринятых методов.

У большинства обследованных, как юношей, так и девушек, установлены равновесное состояние интро-экстраверсных отношений и гипертимический тип акцентуации характера. Вместе с тем частота повышенного уровня нейротизма, возбудимости, эмотивности и тревожности у девушек определялась чаще, чем у юношей.

У половины юношей и двух третей девушек обнаружен высокий риск коронарного поведения. Обсуждается степень адекватности указанной психоэмоциональной модели реалиям сегодняшнего дня.

Ключевые слова: студенты, интро-экстраверсия, нейротизм, личностные характеристики, тревожность, риск коронарного поведения.

классов признаков осуществляли по методу углового преобразования Фишера, основанному на замене процентов на вспомогательную величину т, измеряемую в радианах, распределение которой близко к нормальному. Нормированное отклонение от средней (аргумент нормального распределения др) находили по формуле:

где д; — большее, а д2 — меньшее из двух значений. Определение вспомогательной величины д, как и значений р для одностороннего критерия по известного аргументу нормального распределения д производили с помощью таблиц [3].

Легитимность испытаний была подтверждена решением Независимого междисциплинарного этического комитета Владивостокского государственного медицинского университета (протокол № 8/12 от 19 июня 2005 г.).

Результаты

В ходе анализа интро-экстраверсных отношений, выполненного по Айзенку, было установлено, что равновесное их состояние наблюдается у 72 % юношей и 73 % девушек (р = 0,450). Количество случаев выраженной интроверсии среди юношей составляло 10 %, среди девушек 6 % (р = 0,270), выраженной экстраверсии соответственно 17 и 22 % (р = 0,300). Распределение испытуемых по степени нейротизма имело статистически значимые половые различия: количество лиц с высокими значениями этого показателя у юношей равнялось 44 %, у девушек 68 % (р = 0,018).

Изучение личностных характеристик по Леонгарду показало, что доля юношей и девушек, у которых диагностируется высокий уровень гипертимности, составляет две трети от всех обследованных, тогда как случаи преобладания противоположной дистимной акцентуации были немногочисленны (таблица). Приходится, однако, отметить, что в такой же пропорции, как гипертимность, было представлено количество лиц с выраженной циклотимностью, т. е. периодической сменой гипертимности и дистимности. Доля студентов с акцентированием характера по педантичному и застревающему, а также демонстративному и экзальтированному типам была небольшой. Половые различия в распределении испытуемых по перечисленным выше личностным характеристикам отсутствовали. В отдельную группу входили показатели возбудимости, эмотивности и тревожности. Распределение значений их частот характеризовалось сдвигом влево у юношей и вправо у девушек со статистической значимостью наблюдаемых различий.

При измерении уровня тревожности по Тейлору низкие цифры этого показателя не были выявлены ни в одном случае. Частота среднего с тенденцией к снижению уровня тревожности у юношей и девушек равнялась соответственно 74 и 15 % (р < 0,001),

Частоты распределения испытуемых по значениям показателей акцентуации характера

Показатель Пол Баллы гр Р

1-12 2 - 3

п % п %

Гипертимность М 9 31,0 20 69,0 0,039 0,485

Ж 16 31,4 35 68,6

Дистимность М 24 82,8 5 17,2 0,047 0,480

Ж 42 82,4 9 17,6

Циклотимность М 11 38,0 18 62,0 0,782 0,220

Ж 15 29,4 36 70,6

Застреваемость М 19 65,5 10 34,5 0,473 0,320

Ж 36 70,6 15 29,4

Педантичность М 17 58,6 12 41,4 0,034 0,490

Ж 30 58,8 21 41,2

Возбудимость М 18 62,0 11 38,0 2,680 0,003

Ж 16 31,4 35 68,6

Эмотивность М 19 65,5 10 34,5 3,187 <0,001

Ж 15 29,4 36 70,6

Тревожность М 23 79,3 6 20,7 2,090 0,018

Ж 29 56,9 22 43,1

Демонстратив- ность М 24 82,8 5 17,2 0,267 0,395

Ж 41 80,4 10 19,6

Экзальтирован- ность М 20 69,0 9 31,0 0,568 0,285

Ж 32 62,7 19 37,3

Примечание. Акцентуированным считался признак, величина которого превышала 12 баллов.

среднего с тенденцией к повышению — 17 и 59 % (р < 0,001), высокого и очень высокого (суммарно) - 9 и 26 % (р = 0,026).

В тесте Дженкинса низкий уровень коронарного поведения (тип В) ни у юношей, ни у девушек не встречался. Высокий риск коронарного поведения (тип А) регистрировался у 53 % юношей и 73 % девушек (р = 0,039).

Обсуждение результатов

Гипертимический тип акцентуации характера свидетельствует о том, что современная студенческая молодежь занимает активную жизненную позицию, коммуникабельна и ориентирована на достижение успеха. По данным социологических опросов, содержание целевых установок большинства студентов связано с получением хорошего образования, которое рассматривается ими как капитал, способный обеспечить конкурентоспособность на рынке труда [1]. Они практичны, концентрируют усилия на изучении узкопрофильных предметов, не отвлекаясь на теоретические, рассчитывают только на себя, надеются на удачу и приобретение нужных знакомств [5]. Равновесное состояние интро-экстраверсных отношений, как и низкую частоту деструктивных типов акцентуации личности - дистимного, педантичного, демонстративного и экзальтированного, принято рассматривать как свидетельство успешности приспособления к

деловому образу жизни [4, 8]. То обстоятельство, что акцентуация гипертимности и сопряженные с ней социально детерминированные личностные качества у юношей и девушек не имеют различий, может считаться результатом сближения полоролевых функций в современном обществе [10].

Формируемая у студенческой молодежи модель поведения вполне соответствует реалиям сегодняшнего дня, однако многие авторы высказывают сомнения, что она адекватна адаптационным возможностям организма [6, 8, 9].

Прежде всего, согласно результатам тестирования по Дженкинсу, для половины юношей и двух третей девушек следование ритму, задаваемому стилем жизни современного студента, связано с высоким риском коронарного поведения. Это совпадает с литературными данными о том, что развитие типа А сопряжено с акцентуированным уровнем гипертим-ности и другими поведенческими характеристиками, свойственными нацеленности на успех [18]. При поступлении в вуз доля студентов, имеющих признаки сердечно-сосудистой патологии, колеблется от 11 до 16 % [1], за время обучения исходная цифра может существенно увеличиваться [9]. Общепризнанна взаимосвязь между высоким риском коронарного поведения и последующим развитием ишемической болезни сердца.

Другое обстоятельство, которое заслуживает того, чтобы быть отмеченным, касается отсутствия у испытуемых половой ассиметрии по акцентуации социально значимых личностных характеристик. Наблюдаемая в настоящее время ломка традиционных схем распределения полоролевых функций приводит к нарушению мужского и женского стереотипов поведения, в результате формируется промежуточная модель, которая содержит в себе скрытые проблемы психической адаптации к социальным условиям для тех и других [10]. В частности, пробелы в воспитании у мальчиков таких личностных качеств, как самостоятельность, стремление к лидерству и соперничество, могут явиться серьезным препятствием для достижения успеха в последующей карьере [2]. Что касается девушек, то, как следует из представленного нами материала, а также из работ других авторов [6, 15], уравнивание с юношами степени акцентуации их социально значимых личностных характеристик не сопровождается пропорциональным снижением исходно повышенного уровня нейротизма, возбудимости, эмотивности и тревожности. Как известно, эмоциональная неустойчивость является фактором, способствующим формированию тревожности и депрессии. Имеются многочисленные доказательства, что высокий уровень тревожности оказывает отрицательное влияние на психическое благополучие, умственную и физическую работоспособность, а также деятельность висцеральных систем студенческой молодежи [8, 14, 17, 19]. Поэтому приходится признать, что в отношении возможностей адаптации к учебной нагрузке девушки занимают менее выгодное положение, чем юноши.

Заключение

Более чем у 70 % студентов вне зависимости от пола диагностировалось равновесное состояние интро-экстраверсных отношений. Доля лиц с выраженной интроверсией колебалась в пределах 6—10 %, экстраверсией — 17—22 %.

Доминирующим типом акцентуации характера как у юношей, так и у девушек являлся гипертимический, основными чертами которого принято считать повышенную активность, постоянную жажду деятельности и предприимчивость. Формирование перечисленных качеств свидетельствует об адекватной адаптации к студенческой жизни. В то же время у половины юношей и двух третей девушек определялся высокий риск коронарного поведения, представляющий потенциальную опасность для здоровья.

Уравнивание с юношами по степени акцентуации гипертимности, наблюдаемое у девушек, не сопровождалось пропорциональным снижением исходно высокого уровня нейротизма, возбудимости, эмотив-ности и тревожности. Подобный дисбаланс может оказывать отрицательное влияние на психоэмоциональное благополучие девушек.

Список литературы [References]

1. Agadzhanyan N. A., Mannibaev T. Sh., Severin A. E. i dr. Izuchenie obraza zhizni, sostoyaniya zdorov'ya i uspevaemosti studentov pri intensifikatsii obrazovatel'nogo protsessa [Study of way of life, health state and progress of students in intensified educational process] // Gigiena i sanitariya. 2005. N 3. S. 48—52. [in Russian]

2. Aleshina Yu. E., Volovich A. S. Problemy usvoeniya rolei muzhchiny i zhenshchiny [Problems in assimilation of roles of man and woman] // Voprosy psikhologii. 1991. N 4. S. 74—82. [in Russian]

3. Gubler E. V. Vychislitel'nye metody analiza i raspoznavaniya katalogicheskikh protsessov [Computerized methods of analysis and recognition of catalogued processes]. M.: Meditsina, 1978. S. 266—269. [in Russian]

4. Donika A. D. Psikhoemotsional'noe sostoyanie studentov v usloviyakh krupnogo promyshlennogo goroda Nizhnego Povolzh'ya [Psychoemotional state of students in conditions of big industrial town in Lower Volga region] // Ekologiya cheloveka. 2006. N 12. S. 42—47. [in Russian]

5. Dregalo A. A., Ul'yanovskii V. I. Studenty-mediki: sotsial'nyi portret [Medical students: social portrait] // Ekologiya cheloveka. 2007. N 3. S. 53—58. [in Russian]

6. Kutepov E. N., Charyeva Zh. K., Varfolomeeva I. V. Faktory, vliyayushchie na psikhologicheskii status naseleniya [Factors affecting population psychological status] // Gigiena i sanitariya. 1999. N 5. S. 70—73. [in Russian]

7. Leongard K. Aktsentuirovannye lichnosti [Accentuated personalities] per. s nem. Rostov n/D: Feniks, 2000. 544 s. [in Russian]

8. Novikova I. A., Sidorov P. I., Solov'ev A. G. Poznavatel'nye psikhicheskie protsessy i lichnostnye kharakteristiki sotsial'no-dezadaptirovannykh studentov [Cognitive psychic processes and personality characteristics of socially unadapted students] // Gigiena i sanitariya. 2002. N 4. S. 24—27. [in Russian]

9. Ushakov I. B., Sokolova N. V. Sovremennye problemy kachestva zhizni studentov [Modern problems of quality of students’ life] // Gigiena i sanitariya. 2007. N 2. S. 56-58. [in Russian]

10. Flotskaya N. Yu. Razvitie polovoi identichnosti detei i podrostkov v usloviyakh sovremennogo rossiiskogo obshchestva [Development of gender identity of children and adolescents in conditions of modern Russian society] // Ekologiya cheloveka. 2004. N 5. S. 37—40. [in Russian]

11. Eysenck H. J. Assessment of personality // Br. Med. Bull. 1949. Vol. 6, N 1-2. P. 16-20.

12. Fenderson B. A., Hojat M., Damjanov I., Rubin E. Characterstics of medical students completing an honors program in pathology // Hum. Pathol. 1999. Vol. 30, N 11. P. 1296-1301.

13. GorterR., Freeman R., Hammen S., et al. Psychological stress and health in undergraduate dental students: fifth year outcomes compared with first year baseline results from five European dental schools // Eur. J. Dent. Educ. 2008. Vol. 12, N 2. P. 61-68.

14. Hazlett-Stevens H., Craske M. G., Mayer E. A., et al. Prevalence of irritable bowel syndrome among university students: the roles of worry, neuroticism, anxiety sensitivity and visceral anxiety // J. Psychosom. Res. 2003. Vol. 55, N 6. P. 501-505.

15. Hojat M., Zuckerman M. Personality and specialty interest in medical students // Med. Teach. 2008. Vol. 30, N 4. P. 400-406.

16. Jenkins C. D. Clinical recognition of the coronary-prone behavior pattern // J. S. C. Med. Assoc. 1979. Vol. 75, N 11. P. 548-554.

17. Kentle R. L. Elements of neuroticism in relation to items of mental and somatic content // Psychol. Rep. 2003. Vol. 92, N 3. P. 1271-1276.

18. Lobel T. E. Personality correlates of type A coronary-prone behavior // J. Pers. Assess. 1988. Vol. 52, N 3. P. 434-440.

19. Miller J. L., Schmidt L. A., Vaillancourt T., et al. Neuroticism and introversion: a risky combination for disordered eating among a non-clinical sample of undergraduate women // Eat. Behav. 2006. Vol. 7, N 1. P. 69-78.

20. Taylor J. A. A personality scale of manifest anxiety // J. Abnorm. Psychol. 1953. Vol. 48, N 2. P. 285-290.

PECULIARITIES OF PSYCHOEMOTIONAL STATUS OF FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY STUDENTS

A. Yu. Gorkavaya, O. I. Kirillov

A. V. Zhirmunsky Institute of Marine Biology of Far East Branch of Russian Academy of Sciences (FEB RAS), Vladivostok

Peculiarities of psychoemotional status of the second-year students of the Far Eastern Federal University, Vladivostok, have been examined with the help of the standard methods. An equilibrium state of intro-extroversive attitude and the hyperthymic type of character accentuation have been detected in most cases both in the men and the women. At the same time, elevated levels of neuroticism, excitability, emotional breadth and anxiety occurred more frequently in the women as compared to the men. A high risk of coronary-prone behavior was found in the half of the men and in two thirds of the women. A degree of adequacy of the mentioned psychoemotional pattern to the present-day life has been discussed in the paper.

Keywords: students, intra-exstraversion, neuroticism, personality characteristics, anxiety, coronary-prone behavior

Контактная информация:

Горькавая Анна Юрьевна — кандидат медицинских наук, научный сотрудник лаборатории фармакологии Института биологии моря им. А. В. Жирмунского Дальневосточного отделения РАН

Адрес: 690059, г. Владивосток, ул. Пальчевского, д. 17

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.