Научная статья на тему 'Вариабельность ритма сердца у студентов Тувинского государственного университета с разным уровнем тревожности'

Вариабельность ритма сердца у студентов Тувинского государственного университета с разным уровнем тревожности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
213
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ РИТМА СЕРДЦА / VARIABILITY OF HEART RHYTHM / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / PERSONALITY ANXIETY / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / РЕАКТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / REACTIVE ANXIETY / ЮНОШИ / YOUNG MEN / ДЕВУШКИ / GIRLS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Будукоол Лариса Кара-саловна, Ховалыг Аяна Монгушовна, Харрасов Айдар Фангилович

Определяли уровень реактивной (РТ) и личностной тревожности (ЛТ) у студентов 1 курса Тувинского государственного университета. Выявили умеренный уровень ЛТ и низкий уровень РТ, причем уровень тревожности у девушек выше, чем у юношей. Спектральный анализ вариабельности ритма сердца (ВРС) показал, что общая мощность спектра не имеет различий у студентов с разным уровнем ЛТ. В общей мощности спектра наибольшая доля приходится на низкочастотные колебания 1-2 порядка, при этом у девушек она ниже, чем у юношей независимо от уровня тревожности. Доля HF в общем спектре мощности ритма меньше у низко тревожных юношей и девушек, чем у высоко тревожных. LF у юношей с умеренной ЛТ достоверно выше, чем у юношей с низкой ЛТ. У девушек значения величины HF больше, чем у юношей, при этом HF-компонент выше нормативных показателей во всех группах девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Будукоол Лариса Кара-саловна, Ховалыг Аяна Монгушовна, Харрасов Айдар Фангилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIABILITY OF HEART RHYTHM OF STUDENTS OF TUVА STATE UNIVERSITY WITH DIFFERENT LEVEL OF ALERT

Determined the level of reactive and personal anxiety among the students of the first year of the Tuva State University. They found a moderate level of personal anxiety and low level of RT, and the level of anxiety among girls is higher than that of young men.Spectral analysis of HRV showed that the total power of the spectrum does not differ for students with different levels of radiation. In the total power of the spectrum, the largest proportion falls on low-frequency oscillations of 1-2 orders of magnitude, while in girls it is lower than in young men, regardless of the level of anxiety. The proportion of HF in the total spectrum of the power of rhythm is lower for low-anxiety boys and girls than for high-anxiety. LF in young men with moderate radiation significantly higher than in young men with low radiation. In girls, the value of HF is greater than that of young men, while the HF component is higher than the normative indices in all groups of girls

Текст научной работы на тему «Вариабельность ритма сердца у студентов Тувинского государственного университета с разным уровнем тревожности»

УДК 61.612+159.9.07

ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ РИТМА СЕРДЦА У СТУДЕНТОВ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

Будук-оолЛ.К., Ховалыг А.М., Харрасов А.Ф.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

VARIABILITY OF HEART RHYTHM OF STUDENTS OF ^А STATE UNIVERSITY WITH DIFFERENT LEVEL OF ALERT

Buduk-ool L.K., Khovalyg A.M., Kharrasov A.F.

Tuvan State University, Kyzyl

Определяли уровень реактивной (РТ) и личностной тревожности (ЛТ) у студентов 1 курса Тувинского государственного университета. Выявили умеренный уровень ЛТ и низкий уровень РТ, причем уровень тревожности у девушек выше, чем у юношей.

Спектральный анализ вариабельности ритма сердца (ВРС) показал, что общая мощность спектра не имеет различий у студентов с разным уровнем ЛТ. В общей мощности спектра наибольшая доля приходится на низкочастотные колебания 1-2 порядка, при этом у девушек она ниже, чем у юношей независимо от уровня тревожности. Доля HF в общем спектре мощности ритма меньше у низко тревожных юношей и девушек, чем у высоко тревожных. LF у юношей с умеренной ЛТ достоверно выше, чем у юношей с низкой ЛТ. У девушек значения величины HF больше, чем у юношей, при этом HF-компонент выше нормативных показателей во всех группах девушек.

Ключевые слова: вариабельность ритма сердца, личностная тревожность, адаптация, реактивная тревожность, юноши, девушки.

Determined the level of reactive and personal anxiety among the students of the first year of the Tuva State University. They found a moderate level of personal anxiety and low level of RT, and the level of anxiety among girls is higher than that of young men.

Spectral analysis of HRV showed that the total power of the spectrum does not differ for students with different levels of radiation. In the total power of the spectrum, the largest proportion falls on low-frequency oscillations of 1-2 orders of magnitude, while in girls it is lower than in young men, regardless of the level of anxiety. The proportion of HF in the total spectrum of the power of rhythm is lower for low-anxiety boys and girls than for high-anxiety. LF in young men with moderate radiation significantly higher than in young men with low radiation. In girls, the value of HF is greater than that of young men, while the HF component is higher than the normative indices in all groups of girls.

Key words: variability of heart rhythm, personality anxiety, adaptation, reactive anxiety, young men, girls.

Организм студентов, особенно первокурсников, в студенческие годы испытывает повышенное напряжение функциональных систем [1] в связи с интенсивностью умственных и физических нагрузок, а также социально-

психологической адаптацией к новым условиям обучения, отличающихся от школьных. Современные представления о сердечно-сосудистой системе как индикаторе адаптационных реакций всего организма позволяют выявить негативные сдвиги в состоянии здоровья студентов на донозологическом уровне в виде перестройки системы регуляции функции сердца и сосудов [2]. Одним из наиболее адекватных показателей в оценке функционального состояния организма является сердечный ритм [3,4], отражающий фундаментальные соотношения в функционировании не только сердечно-сосудистой системы, но и всего организма в целом [5], чутко реагирующий на любые стрессорные воздействия [6]. Сердечный ритм обладает высокой чувствительностью и является индикатором функционального состояния, связан с изменением психологического состояния человека, позволяющий рассматривать ВРС как метод "электропсихокардиографии" [7].

Проведенные исследования показали, что параметры регуляции сердечного ритма и адаптационные возможности у студентов сопряжены с уровнем личностной тревожности. Повышенный уровень тревожности коррелировал с показателями активности симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС). Преобладание активности симпатического отдела ВНС свойственно высокотревожным лицам, тогда как низкотревожные характеризуются преобладанием парасимпатического отдела ВНС. Повышенная тревожность по принципу положительной обратной связи сопровождается активацией симпатоадреналовой системы, что приводит к развитию «порочного круга» с риском развития психофизиологических расстройств [8-11].

Цель: исследовать вариабельность ритма сердца у студентов с разным уровнем тревожности.

Материалы и методы исследования

В исследовании участвовали тувинские студенты 1 курса. Уровень личностной (ЛТ) и реактивной тревожности (РТ) определяли по шкале самооценки Ч. Д. Спилбергера, адаптированной Ю. Л. Ханиным [12].

ВРС регистрировали в покое в положении лежа за 5 мин на аппаратно-программном комплексе «ВНС-Ритм» фирмы «НейроСофт» (г. Иваново).

При анализе статистических характеристик динамического ряда кардиоинтервалов использовали следующие показатели спектрального анализа: оценивались общая мощность спектра (ТР, мс2), мощность высокочастотного мс2); низкочастотного мс2), очень низкочастотного (У1_Р, мс2) компонентов и отношение мощностей спектров в низко - и высокочастотных диапазонах 1_Р/ИР.

Статистическая обработка полученных данных выполнена в программе Statistica 6.0. и представлена в виде среднего арифметического (М) и стандартной ошибки среднего (1Т1). Достоверность различий оценивалась при нормальном распределении по ^критерию Стьюдента. Различия считали достоверными при р<0,05.

Полученные результаты и их обсуждение

Оценка уровня тревожности студентов показала, что в индивидуальном распределении отмечается преобладание лиц с низкой РТ и умеренной ЛТ. Причем нужно отметить, что студенток с высоким уровнем тревожности в нашем исследовании оказалось больше, чем студентов мужского пола. Так, высокий уровень РТ выявлен у 1,3% девушек (у юношей таковых не оказалось), а ЛТ - у 45% девушек и всего 19,5 % юношей, т.е., у девушек на 25,5% больше лиц, имеющих высокий уровень ЛТ, что подтверждается другими исследованиями, в которых также показан более высокий уровень тревожности у девушек [13].

Девушки-тувинки также характеризуются более высокой ЛТ в сравнении с девушками из комфортного региона проживания [14]. Это согласуется с результатами исследований В.И. Хаснулина (2012) [15], в которых повышение психоэмоционального напряжения связывается с увеличением дискомфортности климата региона проживания и экологического неблагополучия, что отражает нарушение процессов психической адаптации [16].

На взаимосвязь тревожности и стрессов с изменениями функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) указывают многие авторы [17]. Тревожность вызывает учащение ритма сердечных сокращений, повышение артериального давления.

В оценке спектрального анализа ВРС особое место занимает общая мощность спектра колебаний кардиоритма (ТР, мс2). Увеличение величины общей мощности спектра возникает при активации вагусного влияния, симпатическое влияние приводит к уменьшению ТР. По данным литературы [18,19], высокий уровень нейрогуморальной регуляции ВРС с преобладанием вагусного контроля, возможен при чрезмерно высоких психических и физических нагрузках, которые испытывает организм на стадии завершения процессов физического развития. Во всех группах студентов ТР была в пределах возрастных нормативных данных, различий по группам тревожности на статистически достоверном уровне не обнаружено. В общей мощности спектра наибольшая доля приходится на коротковолновые компоненты (1_Р, У1_Р), при этом у девушек эта доля ниже, чем у юношей. Доля HF в общем спектре мощности ритма меньше у низко тревожных юношей и девушек, чем у высоко тревожных (табл.1).

Таблица 1

П

оказатели ВРС у студентов с различным уровнем ЛТ

Уровень ЛТ ТР, мсА2 LF, мсА2 VLF, мсА2 HF, мсА2 1.Р/ ИР

3 о высокий 4755,7±976,9 1365,1 ±260,4 1586,9±332,2+ 1803,7±411,4 0,75±0,1

умеренный 4786,7±455,6 1432,3±144,6@ 1500,6±86,9@ 1853,9±226,6@ 0,77±0,3

Я низкий 3312,3±534,8 1095,0±133,9 907,3±257,9 1310,0±149,0 0,84±0,2

высокий 4160,1 ±535,5 1058,0±77,1 + 1165,3±136,8 1936,9±202,2 0,55±0,1

3 > умеренный 4646,6±1185,1 1223,2±164,4@ 1132,8±163,7 2290,6±322,3 0,53±0,2

® низкий 3969,2±1129,7 892,1±73,6 1022,2±115,6 1854,9±175,6 0,48±0,3

Примечание: достоверные различия: + - различия между высоким и низким ЛТ в одной группе; @- различия между умеренной и низкой ЛТ в одной группе.

Активность вазомоторного центра оценивают по значению суммарной мощности спектра низкочастотного компонента ВРС - LF [3,20]. LF компонент сердечного ритма можно охарактеризовать как стресс-регулирующий [21, 22]. Анализ мощности спектра LF свидетельствует о более низких значениях у студентов с низкой ЛТ (у юношей на достоверном уровне, у девушек на уровне тенденции), что свидетельствует о том, что высокий уровень ЛТ опосредован активацией симпатического отдела нервной системы, приводящий к напряжению механизмов регуляции сократительной способности миокарда.

Показатели мощности низкочастотных значений LF у всех групп независимо от пола находятся в норме.

В интерпретации мощности спектра сердечного ритма в низкочастотном диапазоне, несмотря на различные мнения, многие авторы приходят к выводу, что низкочастотные волны обусловлены активностью центров ствола головного мозга, которые определяют интенсивность потока импульсов как симпатических, так и парасимпатических кардиомоторных нейронов [2,23,24]. Однако на значение LF преимущественное влияние оказывает симпатический тонус ВНС [25].

Анализ значений компонента VLF, который отражает влияние надсегментарных вегетативных центров на сердечно-сосудистые центры продолговатого мозга [23] и влияние эндокринных или гуморальных факторов на ритм сердца [2], показал, что в волновой структуре ритма сердца студентов выявился дисбаланс: у высокотревожных лиц отмечено повышение величин VLF-компонента по сравнению с низкотревожными.

У всех групп студентов показатели VLF оказались в норме, кроме юношей с низкой тревожностью у которых показатели ниже нормативных данных.

Это согласуется с исследованиями, в которых показано, что высокое психоэмоциональное напряжение связано с увеличением мощности низкочастотных колебаний второго порядка (VLF), отражающих активизацию надсегментарных церебральных систем регуляции [26].

А.Н. Флейшманом также показано, что мощность VLF-колебаний ВРС является чувствительным индикатором управления метаболическими процессами и при снижении мощности спектра указывает на энергодефицитные состояния [27].

Выявлены достоверные различия в значении HF-компонента у юношей с умеренной и низкой ЛТ. Средние значения высокочастотных колебаний 0^, мс2) у юношей и у девушек превышают нормальные значения.

У девушек значения величины HF больше, чем значения юношей и это может указывать на снижение адаптивных резервов у юношей [28], что подтверждается исследованиями М.И. Бочарова и соавт. (2015), которые получили данные о значимых гендерных отличиях вегетативной регуляции молодых людей, проживающих на северных территориях России: значения высокочастотных колебаний выше у девушек, низкочастотных колебаний - у юношей, то есть у девушек отмечено преобладание парасимпатической активности ВНС [29].

Относительное преобладание высокочастотных волн (по соотношению LF/HF) в спектре у студентов независимо от уровня тревожности согласуется с положением

об адаптационно-трофическом защитном действии блуждающих нервов на сердце. Умеренное преобладание парасимпатических влияний, по мнению К.В. Судакова (2005) [30], является одним из факторов индивидуальной устойчивости здорового организма к возникновению поражений сердечно-сосудистой системы в условиях психоэмоционального перенапряжения. Преобладание активности парасимпатического отдела ВНС над симпатическим в регуляции сердечнососудистой системы студентов, вероятно, характеризует защитно-компенсаторный механизм, обеспечивающий относительную сохранность гомеостатического состояния сложившейся функциональной системы. При этом необходимо отметить, что у юношей соотношение LF/HF выше, чем у девушек независимо от уровня тревожности.

Соотношение LF/HF у юношей выше, чем у девушек, что указывает на большее симпатическое влияние на ВРС юношей.

Выводы

Таким образом, психоэмоциональное состояние тувинских студентов, оцениваемое по уровню тревожности личности, свидетельствует о низком уровне РТ и умеренном уровне ЛТ, что указывает на достаточную активность, эмоциональную устойчивость студентов. При этом девушки имеют более высокий уровень тревожности в сравнении с юношами.

Суммарная мощность спектра ТР, характеризующая парасимпатическое влияние, не имеет различий по уровню ЛТ. В группе студентов с низкой ЛТ показатели VLF, LF и ТР свидетельствуют о преобладании парасимпатического отдела на регуляцию сердца.

Библиографический список

1. Димитриев, Д.А. Особенности изменения функционального состояния организмов студентов за время обучения в вузе / Д.А. Димитриев, Ю.Д. Карпенко, А.Д. Димитриев // Медицина и образование в Сибири. 2012. № 6. С. 11.

2. Баевский, Р.М. Методические рекомендации по анализу ВСР при использовании различных электрокардиографических систем / Р.М. Баевский // Вестн. аритмологии. 2002. № 24. С. 65-86.

3. Баевский, Р.М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / Р.М. Баевский, О.И. Кирилов, С.З. Клецкин. М., 1984. 242 с.

4. Баевский, Р.М. Оценка адаптивных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. М.: Медицина, 1997. 205 с.

5. Фролов, Б.С. Система оценки и прогнозирования психического здоровья при массовых психопрофилактических обследованиях. / Б.С.Фролов -Ленинград, 1982. 61с.

6. Севрюкова, Г.А. Функциональное состояние и регуляторно-адаптивные возможности организма человека: монография / Г.А. Севрюкова, Г.М. Коновалова// ВолгГТУ. Волгоград. 2015. 104 с. ISBN 978-5-9948-1973-9

7. Сабелли, Г.К. Психокардиологический портрет: клиническое приложение теории процессов / Г.К. Сабелли, Л. Карлсон-Сабелли, М.К. Пател, Д.П. Збилут,Д.В.Мессер// В кн.: Синергетика и психология. Т. 1. М.: ИП РАН, 1998. С. 184-209.

8. Дорохов, Е. В. Возможности спелеоклиматотерапии в коррекции показателей вариабельности сердечного ритма у здоровых лиц с разным уровнем личностной тревожности

/Е.В. Дорохов, Н.П. Горбатенко, Е.А. Павлова, О.А. Япрынцева// Экология человека. 2013. № 10. С. 60-64.

9. Щербатых, Ю.В. Экзаменационный стресс: диагностика, течение и коррекция /Ю.В.Щербатых. Воронеж: Студия «ИАН», 2000. 168с.

10. Ревина, Н.Е. Вариабельность сердечного ритма как вегетативный показатель конфликт-индуцированного поведения человека при эмоциональных нагрузках /Н.Е. Ревина// Физиология человека. 2006. Т 32. № 2. С.67.

11. Макаренко, М.В. Реакции вегетативной нервной системы студентов с различными свойствами высшей нервной деятельности в ситуации экзаменационного стресса / М.В. Макаренко, В.С.Лизогуб, Л.И. Юхименко // Физиология человека. 2006. Т. 32. № 3. С. 136.

12. Ханин, Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера / Ю. Л. Ханин. Л. : ЛНИИТЕК, 1976. 40 с.

13. Тищенко, Ю.В. Когнитивные стили в контексте социально-психологической адаптации обучающихся в вузе / Ю.В. Тищенко II Высшее образование сегодня. 2014. № 4. С. 46-49.

14. Гаврилова, И.Н. Сравнительная оценка психофизиологических показателей студенток, начинающих обучение в университете / И.Н. Гаврилова, Н.П. Горбунов // Вестник ЮУрГУ, № 3. 2006. С. 189-191.

15. Хаснулин, В.И. Психоэмоциональный стресс и метеореакция как системные проявления дизадаптации человека в условиях изменения климата на севере России / В.И.Хаснулин, А.В. Хаснулина// Экология человека. 2012. № 8. С. 3-7.

16. Кондрашкова, Е.Н. Показатели сенсомоторной реакции и психоэмоциональной сферы у студентов в условиях различных техногенных нагрузок / Е.Н. Кондрашкова, Г.П. Золотникова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 12. С. 154-156.

17. Ткачева, В.И. Вегетативный ответ сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс /В.И Ткачева, Е.Ю Надежкина, О.С. Филимонова // Международный студенческий научный вестник № 2, 2015. С.121-122.

18. Михайлов, В.М. «Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения метода» /В.М. Михайлов. Иваново. 2000. 200 с.

19. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. / Н.И. Шлык.Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. 259 с.

20. Баевский, Р.М. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов // Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2001. № 3. С. 108-127.

21. Гаврилова, Е.А. Вегетативная регуляция ритма сердца как критерий назначения фармакологической коррекции в спорте / Ритм сердца и тип вегетативной регуляции в оценке уровня здоровья населения и функциональной подготовленности спортсменов: материалы VI всерос.симп./ Отв. ред. Н.И. Шлык, Р.М. Баевский. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет». 2016. С. 96-102.

22. Шлык, Н.И. Ритм сердца и тип регуляции при оценке функциональной готовности организма юных и взрослых спортсменов (по данным экспресс-анализа вариабельности сердечного ритма) / Ритм сердца и тип вегетативной регуляции в оценке уровня здоровья населения и функциональной подготовленности спортсменов: материалы VI всерос.симп./ Отв. ред. Н.И. Шлык, Р.М.Баевский. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет». 2016. С. 20-41.

23. Машин, В.А. Анализ вариабельности ритма сердца при негативных функциональных состояниях в ходе сеансов психологической релаксации / В. А. Машин, М. Н. Машина // Физиология человека. 2000. № 4 (Т. 26). С. 48-54.

24. Ноздрачев, А.Д. Современные способы оценки функционального состояниия автономной (вегетативной) нервной системы / А.Д. Ноздрачев, Ю.В. Щербатых // Физиология человека. 2001. № 6 (Т. 27). С. 95-101.

25. Furlan, R. Oscillatory Patterns in Sympathetic Neural Discharge and Cardiovascular Variables During Orthostatic Stimulus / R. Furlan // Circulation. 2000. Vol. 101. P. 886-892.

26. Байгужин, П.А.Особенности нейровегетативной регуляции сердечного ритма у студенток с разным уровнем вербальной креативности / П.А.Байгужин, В.П. Мальцев // Фундаментальные исследования. 2012. №1.

27. Флейшман, А.Н. Медленные колебания гемодинамики / А.Н. Флейшман // Новосибирск. 1999. С.264.

28. Бабунц, И. В. Азбука анализа вариабельности сердечного ритма /И.В.Бабунц, Э. М, Ю. А. Мириджанян Машаех Ставрополь: Изд-во «Принт-Мастер», 2001. 112 с.

29. Бочаров, М.И. Гендерные особенности нейротизма и вегетативной регуляции у молодых людей Севера России / М.И. Бочаров, С.Г. Кривощеков, Г.Н.Ануфриев // Экология человека. 2015. № 4. С. 3-13.

30. Судаков, К.В. Индивидуальность эмоционального стресса / К.В. Судаков // Журнал неврологии и психиатрии. 2005. Т.105, № 2. С. 4-12.

Bibliograficheskiy spisok

1. Dimitriev, D.A. Osobennosti izmeneniya funkcional'nogo sostoyaniya organizmov studentov za vremya obucheniya v vuze / D.A. Dimitriev, YU.D. Karpenko, A.D. Dimitriev // Medicina i obrazovanie v Sibiri. 2012. № 6. S. 11.

2. Baevskij, R.M. Metodicheskie rekomendacii po analizu VSR pri ispol'zovanii razlichnyh ehlektrokardiograficheskih sistem / R.M. Baevskij // Vestn. aritmologii. 2002. № 24. S. 65-86.

3. Baevskij, R.M. Matematicheskij analiz izmenenij serdechnogo ritma pri stresse / R.M. Baevskij,

0.1. Kirilov, S.Z. Kleckin. - M., 1984. 242 s.

4. Baevskij, R.M. Ocenka adaptivnyh vozmozhnostej organizma i risk razvitiya zabolevanij / R.M. Baevskij, A.P. Berseneva. - M.: Medicina, 1997. 205 s.

5. Frolov, B.S. Sistema ocenki i prognozirovaniya psihicheskogo zdorov'ya pri massovyh psihoprofilakticheskih obsledovaniyah. / B.S. Frolov - Leningrad, 1982. 61 s.

6. Sevryukova, G.A. Funkcional'noesostoyanie i regulyatorno-adaptivnye vozmozhnosti organizma cheloveka: monografiya / G.A. Sevryukova, G.M. Konovalova/ / VolgGTU Volgograd. 2015. 104 s. ISBN 978-5-9948-1973-9

7. Sabelli, G.K. Psihokardiologicheskij portret: klinicheskoe prilozhenie teorii processov / G.K. Sabelli, L. Karlson-Sabelli, M.K. Patel, D.P. Zbilut, D.V. Messer // V kn.: Sinergetika i psihologiya. T.

1. - M.: IP RAN, 1998. S. 184-209.

8. Dorohov, E. V. Vozmozhnosti speleoklimatoterapii v korrekcii pokazatelej variabel'nosti serdechnogo ritma u zdorovyhlic s raznym urovnem lichnostno jtrevozhnosti / E.V. Dorohov, N.P. Gorbatenko, E.A. Pavlova, O.A. YAprynceva // EHkologiyacheloveka. 2013. № 10. S. 60-64.

9. Shcherbatyh, YU.V. Ehkzamenacionnyj stress: diagnostika, techenie i korrekciya / YU.V. SHCHerbatyh. - Voronezh: Studiya «IAN», 2000. 168s.

10. Revina, N.E. Variabel'nost' serdechnogo ritma kak vegetativnyj pokazatel' konflikt-inducirovannogo povedeniya cheloveka pri ehmocional'nyh nagruzkah / N.E. Revina // Fiziologiya cheloveka. 2006. T 32. № 2. S. 67.

11. Makarenko, M.V. Reakcii vegetativnoj nervnoj sistemy studentov s razlichnymi svojstvami vysshej nervnoj deyatel'nosti v situacii ehkzamenacionnogo stressa / M.V. Makarenko, V.S. Lizogub, L.I. Yuhimenko // Fiziologiya cheloveka. 2006. T. 32. № 3. S. 136.

12. Hanin,YU. L. Kratkoe rukovodstvo k primeneniyu shkaly reaktivnoj i lichnostnoj trevozhnosti CH. D. Spilbergera / YU. L. Hanin. - L. :LNIITEK, 1976. 40 s.

13. Tishchenko,YU.V. Kognitivnye stili v kontekste social'no-psihologicheskoj adaptacii obuchayushchihsya v vuze / YU.V.Tishchenko // Vysshee obrazovanie segodnya. 2014. № 4. S. 4649.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Gavriloval.N. Sravnitel'naya ocenka psihofiziologicheskih pokazatelej studentok, nachinayuchih obuchenie v universitete / I.N. Gavrilova, N.P. Gorbunov // VestnikYUUrGU, № 3. 2006. S. 189-191.

15. Hasnulin,V.I. Psihoehmocional'nyj stress i meteoreakciya kak sistemnye proyavleniya dizadaptacii cheloveka v usloviyah izmeneniya klimata na severe Rossii / V.I. Hasnulin, A.V. Hasnulina // Ehkologiya cheloveka. 2012. № 8. S. 3-7.

16. Kondrashkova, E.N. Pokazateli sensomotornoj reakciii psihoehmocional'noj sfery u studentov v usloviyah razlichnyh tekhnogennyh nagruzok / E.N. Kondrashkova, G.P. Zolotnikova // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2007. № 12. S. 154-156.

17. Tkacheva,V.I. Vegetativnyj otvet serdechno-sosudistoj sistemy naehmocional'nyj stress / V.Itkacheva, E.Yunadezhkina, O.S. Filimonova // Mezhdunarodnyj studencheskij nauchny. Vestnik № 2, 2015. S. 121-122.

18. Mihajlov, V.M. «Variabel'nost' ritma serdca. Opyt prakticheskogo primeneniya metoda» / V.M. Mihajlov. Ivanovo. 2000. 200 s.

19. Shlyk, N.I. Serdechnyj ritm i tip regulyacii u detej, podrostkov i sportsmenov. / N.I. Shlyk. Izhevsk: Izd-vo «Udmurtskij universitet», 2009. 259 s.

20. Baevskij, R.M. Variabel'nost' serdechnogo ritma: teoreticheskie aspekty i vozmozhnosti klinicheskogo primeneniya / R.M. Baevskij, G.G. Ivanov // Ul'trazvukovaya i funkcional'naya diagnostika. 2001. № 3. S. 108-127.

21. Gavrilova, E.A. Vegetativnaya regulyaciy aritmaserdca kak kriterij naznacheniya farmakologicheskoj korrekcii v sporte / Ritmserdca i tip vegetativnojregulyacii v ocenke urovnya zdorov'ya naseleniya i funkcional'noj podgotovlennosti sportsmenov: materialy VI vseros.simp. / Otv. red. N.I. Shlyk, R.M. Baevskij - Izhevsk: Izdatel'skijcentr «Udmurtskij universitet». 2016. S. 96-102.

22. Shlyk, N.I. Ritm serdca i tip regulyacii pri ocenke funkcional'noj gotovnosti organizma yunyh i vzroslyh sportsmenov (po dannym ehkspress-analiza variabel'nosti serdechnogo ritma) / Ritmserdca i tip vegetativnoj regulyacii v ocenke urovnya zdorov'ya naseleniya i funkcional'noj podgotovlennosti sportsmenov: materialy VI vseros.simp. / Otv. red. N.I. Shlyk, R.M. Baevskij - Izhevsk: Izdatel'skij centr «Udmurtskijuniversitet». 2016. S. 20-41.

23. Mashin, V.A. Analiz variabel'nosti ritma serdca pri negativnyh funkcional'nyh sostoyaniyah v hode seansov psihologicheskoj relaksacii / V. A. Mashin, M. N. Mashina // Fiziologiya cheloveka. 2000. № 4 (T. 26). S. 48-54.

24. Nozdrachev, A.D. Sovremennye sposoby ocenki funkcional'nogo sostoyaniiya avtonomnoj (vegetativnoj) nervnoj sistemy / A.D. Nozdrachev, YU.V. Shcherbatyh // Fiziologiya cheloveka. 2001. № 6 (T. 27). S. 95-101.

25. Furlan, R. Oscillatory Patterns in Sympathetic Neural Discharge and Cardiovascular Variables During Orthostatic Stimulus / R. Furlan // Circulation. 2000. Vol. 101. P. 886-892.

26. Bajguzhin, P.A. Osobennosti nejrovegetativnoj regulyacii serdechnogo ritma u studentok s raznym urovnem verbal'noj kreativnosti / P.A. Bajguzhin, V.P. Mal'cev // Fundamental'nye issledovaniya. 2012. №1.

27. Flejshman, A.N. Medlennye kolebaniya gemodinamiki / A.N. Flejshman // Novosibirsk. 1999.S. 264.

28. Babunc, I. V. Azbuka analiza variabel'nosti serdechnogo ritma / I.V. Babunc, EH. M, YU. A. Miridzhanyan Mashaekh Stavropol': Izd-vo «Print-Master», 2001. 112 s.

29. Bocharov, M.I. Gendernye osobennosti nejrotizma i vegetativnoj regulyacii u molodyh lyudej Severa Rossii / M.I. Bocharov, S.G. Krivoshchekov, G.N. Anufriev // Ehkologiya cheloveka. 2015. № 4. S. 3-13.

30. Sudakov, K.V. Individual'nost' ehmocional'nogo stressa / K.V. Sudakov // Zhurnal nevrologii i psihiatrii. 2005. T.105, № 2. S. 4-12.

Будук-оол Лариса Кара-Саловна - доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: buduk-ool@mail.ru

Buduk-ool Larisa - Ph.D. of Biology, Professor of the Anatomy, Physiology and Health Safety Department, the Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: buduk-ool@mail.ru

Ховалыг Аяна Монгушовна - ассистент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: choixam@mail.ru

Khovalyg Ayana - assistant lecturer of the Anatomy, Physiology and Health Safety of the Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: choixam@mail.ru

Харрасов Айдар Фангилович - кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, Кызыл, E-mail: haridanna@mail.ru

Harrasov Aidar - candidate of medical Sciences, senior lecturer of the Department of anatomy, physiology and life safety, Tuvan state University, Kyzyl, E-mail:haridanna@mail.ruп

УДК 613.6.01

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ ТУВГУ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА

Красильникова В.А., Бурхинова И.В.

Тувинский государственный университет, Кызыл

MORPHOLOGICAL AND FUNCTIONAL FEATURES AND PHYSICAL HEALTH

OF FIRST-YEAR STUDENTS OF TUVAN STATE UNIVERSITY DURING THE LAST FOUR YEARS

Krasilnikova V. At., Burhinova I.V. Tuvan State University, Kyzyl

В статье приводятся результаты исследований динамики морфофункциональных особенностей и состояния здоровья студентов Тувинского государственного университета за четырехлетний период. Отмечено, что среди обследованных студентов наблюдается явление грациализации, снижение функциональных возможностей организма и, как следствие, снижение уровня здоровья студентов.

Ключевые слова: физическое развитие, тип конституции, жизненный индекс, индекс Кетле, функциональные показатели, экономичность сердечно-сосудистой системы, эффективность кровообращения, физическое здоровье.

In this article the results of dynamic studying of morphological and functional features and physical health of students of Tuvan State University during the four-year period are shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.