В этой научно-исследовательской работе применяются разные методы: объяснение (доказательное изложение проблемы, а так же анализ исторического события, даты и т. д.); рассказ (не только получение какой-то информации, но и рассуждение по этому поводу); лекция (более доказательный материал через текст, видео, через документальный материал (фото, другие вещественные доказательства (комсомольский значек, грамоты и др.); поисковые беседы (самостоятельное изучение темы студентами и обсуждение с руководителем проекта); метод работы с литературой и др. источниками; наглядные методы (носят творческий характер, в основном это технические и наглядные средства, а так же мультимедийные); упражнение (в нашем случае - творческое, когда студенты ищут пути выполнения задачи, тем самым самостоятельно применяют полученные знания) и т.д.
Собранный документальный и художественный материал оформляется в сценарий будущего действа, само действие рассредоточено в общей мозаике построения:
• замысел, сценарный (рабочий) план - это конструкция, мысль автора;
• литературный сценарий (общее описание мероприятия, всех элементов, эпизодов, авторских ремарок и т. д.);
• монтажный лист (запись по порядку наименований эпизодов и номеров внутри эпизодов, краткая характеристика пролога и эпилога).
В сценарии документальный и художественный материал соединяются с помощью монтажа, главное свойство которого - столкновение. Слово, видео, пластина (и т. д.) соединяются с информацией в одну коммуникацию, где документальные и художественные элементы, органично соединяясь, целенаправленно и наиболее продуктивно воздействуют наумы и чувства зрителей.
И так, третий этап - воплощение задуманного в реальной практике, то есть постановка творческого проекта. Торжественная встреча студентов вузов г. Казани с ветеранами комсомола состоялась в Казанском государственном институте культуры 25 октября 2017 г. в канун 99-летия ВЛКСМ. На встречу «Диалог поколений» пришли ветераны комсомола Вахитовского и Приволжского районов г. Казани. Спустя 99 лет мы возвращаемся к этому событию, встречаемся с реальными комсомольцами и ведем с ними диалог.
Естественно, мы на это смотрим не только с позиции истории, философии, но и режиссуры, где приближающийся юбилей ВЛКСМ рассматриваем как интерактивное праздничное пространство в контексте научно-исследовательской работы студентов. Это повод активизироваться. И для нас важно, что аудитория получает планируемую идею не в качестве готового вывода, а приходит к нему (выводу) самостоятельно.
Тогда это самый плодотворный процесс и для зрителей, и для исследователей.
Литература
1.Родионова Д. Д. Основы научно-исследовательской работы (студентов): учеб. пособие / Д. Д.Родионова. -Кемерово: КемГУКИ, 2010. -181 с.
2.Ростопшин П. Психология и педагогика: конспект лекций / П.Ростопшин. - М.: Изд-во ПРИОР», 2001. - 80 с.
3.Рябова Т.В., Эртман Е.В. Методология и методика выполнения курсовых работ / Т.В.Рябова, Е.В.Эртман. - Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. - СПб.: СПбГУКИ, 2007. - 76 с.
References
1. Rodionova D.D. Osnovy nauchno-issledovatel'skoy raboty (studen-tov): uchebnoye posobiye / D.D.Rodionova. -Kemerovo: KemGUKI, 2010. -181 s.
2. Rostopshin P. Psikhologiyai pedagogika: konspektlektsiy / P. Ros-topshin. - M.: «izdatel'stvo PRIOR», 2001. - 80 s.
3. Ryabova T.V., Ertman Ye.V. Metodologiya i metodika vypolneniya kursovykh rabot / T.V.Ryabova, Ye.V. Ertman. - Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet kul'tury i iskusstv. - SPb.: SPbGUKI, 2007. - 76 s.
УДК 37.036.5
АЛСавина
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются возрастные и тендерные особенности проявления и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Предлагается список заданий, которые можно осуществлять с учащимися начальных классов для развития мышления и творческого воображения. Предлагаются для рассмотрения результаты диагностики особенностей проявления творческих способностей учащихся.
Ключевые слова: творчество, творческие способности, дети младшего школьного возраста
Alexandra A. Savina PECULIARITIES OF MANIFESTATION AND DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL-AGE CHILDREN CREATIVE ABILITIES
This article discusses the age and gender peculiarities of manifestation and development of primary school-age children creative abilities. We offer a task list that can be carried out with primary school pupils for the development of thinking and creative imagination. Diagnostic analyses of peculiarities of pupils creative abilities manifestation propose further consideration.
Key words: creativity, creative abilities, children of primary school age.
Развитие творчески активной и успешной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, - это важная задача, которую призваны решить образовательные учреждения. В процессе формирования и успешного становления креативной личности ребенка необходимо принять во внимание целый ряд как возрастных, так и тендерных особенностей проявления и развития творческих способностей.
Позволим себе напомнить, что способности являются психолого-педагогической категорией и понимаются как индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого; как свойства функциональных систем, которые содействуют осуществлению отдельных психических функций, имеющих собственную меру проявления и относящиеся к успешному и качественному овладению деятельностью [1].
Среди разнообразных видов способностей психологи особо выделяют творческие как возможность создавать в деятельности нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее [51.
Общей универсальной способностью к творчеству называют креативность, которая связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез, идей. При изучении феномена креативности следует иметь в виду особенности его проявления и развития на различных возрастных этапах, т.е. необходимо обратить внимание на онтогенетический аспект этой проблемы. Так, известный психолог Л.С.Выготский подчеркивал важную роль творческой деятельности в жизни ребенка, утверждая, что творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития [2].
Уже из приведенного выше определения следует, что творческие способности формируются и развиваются в деятельности. Вследствие этого для их развития необходимо с ранних лет включать ребенка в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети начинают рисовать простые изображения, занимаются лепкой, слушают музыку и двигаются под нее, различая ритм мелодии [5]. По мере взросления, на этапе перехода к младшему школьному возрасту, спектр возможностей включения в творческую деятельность расширяется. Для более успешного и эффективного воздействия деятельности на детей названного выше возраста необходимо, чтобы она порождала только положительные эмоции и вызывала чувство удовольствия, счастья, преследовала цели, превосходящие возможности ребенка.
Многочисленные исследования в области детской психологии убедительно доказали, что младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - это плод фантазии, они с большим увлечением занимаются креативной деятельностью. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что значение функции воображения в младшем школьном возрасте трудно переоценить, она играет определяющую роль в развитии творческих способностей подрастающей личности.
Сделанное нами заключение получило и практическое воплощение. Так, организованный нами эксперимент по выявлению особенностей проявления творческих способностей младших школьников проводился на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани. В исследовании приняли участие 55 первоклассников, из них 24 мальчика и 31 девочка.
Методологической основой исследования послужила теория Дж. Гилфорда, считающего креативность универсальной творческой способностью, в основе которой лежит дивергентное мышление [6]. Творческие способности, по его мнению, складываются из таких компонентов, как гибкость идей, беглость мышления, оригинальность и законченность мысли. Для определения уровня творческих способностей девочек и мальчиков использовался метод диагностики вербальной и невербальной креативности (Дж.Гилфорд и П.Торренс в модификации Е.Туник), в котором учитываются все вышеперечисленные компоненты.
В предварительной инструкции детям предлагалось давать как можно больше разнообразных ответов на задания, проявлять свои творческие способности и воображение, постараться придумать как можно больше оригинальных и нестандартных ответов. Данная диагностика учитывает как вербальную (словесную), так и невербальную (образную, художественную) креативность. Это позволяет получить полное представление об уровне творческих способностей детей, выделить особенности их проявления с точки зрения тендерных различий и общей возрастной специфики.
В таблице 1 приведены средние значения результатов мальчиков и девочек по всем проведен-
ным субтестам диагностики вербальной и невербальной креативности (Дж.Гилфорд и П.Торренс в модификации Е.Туник).
Табл. 1.
Средние значения результатов диагностики креативности
Показатель Девочки Мальчики
Беглость 7,4 6,9
Гибкость 5,5 4,7
Оригинальность 3,0 3,0
На основании полученных результатов диагностики креативности можно выделить некоторые особенности проявления творческих способностей детей младшего школьного возраста. Первоклассники увлеченно выполняли задания, старались превзойти друг друга в количестве ответов, но не все они отличались оригинальностью, дети во многом повторяли друг друга и в некоторых заданиях выходили за рамки инструкций.
Опираясь на средние значения показателей творческих способностей, можно сделать вывод, что девочкам младшего школьного возраста свойственна высокая вариативность и продуктивность, они способны выдавать больше идей за единицу времени, чем мальчики. Уровень оригинальности у мальчиков и девочек находится на одинаковом уровне, некоторые их рисунки были нестандартны и ассиметричны, выделялось несколько сложных изображений.
Для оценки достоверности результатов исследования был применен метод математической статистики ^критерий Стьюдента, выявивший, что между девочками и мальчиками существуют достоверные различия только в проявлении вербальной креативности, а невербальная креативность находится на одинаковом уровне.
На основании полученных результатов можно рекомендовать усиление работы с мальчиками над словесно-логическим мышлением, речевым выражением чувств и эмоций, развитием культуры речи и письма.
Для развития креативного мышления и творческого воображения учащимся начальных классов необходимо предлагать следующие задания: упражнения на развитие воображения; генерирование собственных оригинальных идей; установление причинно - следственных связей; составление предположений прогнозного характера; выделение противоположных признаков объекта; представление пространственных объектов и т.д. [3].
Для успешного развития творческих способностей детей можно сформулировать некоторые правила ведения занятий:
1. Педагог должен служить примером для подражания. Творческие способности успешно развиваются тогда, когда дети, наблюдая за деятельностью педагога, могут по образцу воплотить свою собственную идею.
2. Поощрять рассудительный поиск. Стимулирование рискованных и нестандартных решений способствует раскрытию креативной составляющей детской психологии.
3. Позволять делать ошибки. Когда детей ругают за допущенные недочеты, они в дальнейшем опасаются их совершать, и, следовательно, боятся идти на риск, не стараются думать независимо, не создают ничего нового.
4. Создавать атмосферу, которая будет располагать ребенка к творчеству. Не следует критиковать творческую работу ученика, стоит избегать резких выражений в оценке результата его деятельности, которые способны подавить креативную динамичность ребенка.
5. Стоит вносить в план обучения такие разделы, которые позволили бы учащимся пополнять и систематизировать тот запас информации, на основе которого они могли бы создавать что-то новое. Также важным условием является возможность демонстрировать на занятиях свои творческие способности.
6. Необходимо вовлекать детей в командную творческую работу, для формирования у них навыка управления креативным процессом.
7. Значительная часть вопросов и заданий программы обучения должна содержать такие формулировки:
- сочините;
- изобретите;
- придумайте;
- порассуждайте;
- предложите догадку;
- представьте себе, что...
8. Стимулировать и поощрять способность находить, формулировать и первыми предлагать идеи в решении нестандартных задач.
9. Поощрять креативные идеи и результаты творческой деятельности. Необходимо учить детей переживать радость творческого открытия, воспитывать потребность к творчеству.
Таким образом, учитывая в обучении особенности проявления и развития творческих способностей младших школьников, мы получаем всесторонне гармонично развитую личность, способную легко адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного общества.
Литература
1. Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности / Д.Б.Богоявленская. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. - СПб.:С0ЮЗ, 1997. - 96 с.
3. Кислов А.В. Диагностика творческих способностей ребенка: практическое пособие / А.В.Кислов. - М.: Речь, 2011.-101 с.
4. Сиротюк А.С. Диагностика одаренности: учебное пособие, 4.1 / А.С.Сиротюк. - Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 735 с.
5. Утемов В.В., Зиновкина М.М., Горев П.М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: учебное пособие / В.В.Утемов, М.М.Зиновкина, П.М.Горев. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с.
6. Guilford J.P. Traits of creativity in Creativity and its Cultivation. Harper and Row, 1959. - pp. 142-161.
References
1.Bogoyavlenskaya D.B. Osnovnyye sovremennyye kontseptsii tvorchestva i odarennosti / D.B.Bogoyavlenskaya. -M.: Molodaya gvardiya, 1997. - 416 s.
2. Vygotskiy L.S. Voobrazheniye i tvorchestvo v detskom vozraste / LS.Vygotskiy. - SPb.:SOYUZ, 1997. -96 s.
3. Kislov A.V. Diagnostika tvorcheskikh sposobnostey rebenka: prakticheskoye posobiye / AV.Kislov. - M.: Rech', 2011.-101s.
4. Sirotyuk AS. Diagnostika odarennosti: uchebnoye posobiye, CH. 1 / A.S. Sirotyuk - Moskva, Berlin: DirektMedia, 2014.-735 s.
5. Utemov V.V., Zinovkina M.M., Gorev P.M. Pedagogika kreativnosti: prikladnoy kurs nauchnogo tvorchestva: uchebnoye posobiye / V.V.Utemov, M.M.Zinovkina, P.M.Gorev. - Kirov: ANOO «Mezhregional'nyy TSITO», 2013. - 212 s.
6. Guilford J.P. Traits of creativity in Creativity and its Cultivation. Harper and Row, 1959. - pp. 142-161.
УДК 378
Е.Е.Новгородова, Р.З.Валеева
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА
Исследуется роль и значение творческого потенциала в формировании социокультурной компетентности студентов в условиях досуга. Социокультурная компетентность рассматривается как базовая составляющая профессиональной компетентности будущего специалиста социокультурной сферы. В статье представлен практический опыт формирования социокультурной компетентности средствами иностранного языка.
Ключевые слова: социокультурная компетентность, компетентностный подход, профессиональное образование, творчество, досуг.
Elena Е. Novgorodova, Roza Z. Valeeva THE PROCESS OF FORMING STUDENTS' SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE DURING LEISURE ACTIVITIES
The article is devoted to the role and significance of creativeness and creative activity in the process of forming students' social and cultural competence. Social and cultural competence is considered as a basic part of professional competence of a future specialist in the socio-cultural sphere. The authors present practical experience of forming students' social and cultural competence by means of a foreign language.
Key words: social and cultural competence, competence based approach, professional education, creativeness,
leisure.
Современное экономическое и политическое развитие российского государства вносит серьёзные изменения в систему высшего образования, предъявляя все более высокие требования к образовательной и профессиональной подготовке будущих бакалавров и магистров. Наиболее востребованными на рынке труда становятся кадры, способные мыслить и трудиться по-новому, нестандартно, творчески. В связи с этим, большое значение приобретает компетентностная модель образования, при которой главное внимание сосредоточено на личности будущего специалиста, на формировании общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в процессе обучения. Основные положения компетентностного подхода сформулированы в Концепции разви-