Работа над диаграммой является основой для групповой дискуссии и способствует пониманию групповой взаимосвязи проблем.
На следующем этапе студенты оформляют результаты общей работы над проблемой в виде компьютерной презентации и представляют возможные пути решения проблемы. Это позволяет обобщить результаты, выделить основное, представить информацию в определенном виде.
В конце занятия проводится рефлексия, где подводятся итоги содержательного и эмоционального характера. Необходимо отметить, что рефлексия осуществляется после каждого этапа совместно с саморефлексией, что позволяет объективно оценить педагогический процесс.
Таким образом, репродуктивные, эвристические, исследовательские, рефлексивные методы представляют собой комплекс методов, основанный на систематичности и взаимодополнении. Представленное занятие предусматривает развитие коллективных навыков, коммуникативных, исследовательских компетенций, качественной оценки собственной деятельности и группы в целом, также таких качеств личности, как мотивация к достижению успеха, склонность к риску, любознательность, инициативность, эмпатийность и другие. Вследствие чего происходит целостное формирование креативной компетентности личности студента. Ссылки на источники
1. Волков, А. Е. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики [Электронный ресурс] / А. Е. Волков, Я. И. Кузьминов, И. М. Реморенко, Б. Л. Рудник, И. Д. Фрумин, Л. И. Якобсон -- http://www.hse.ru/data/2011/02/21/1208561970/model2020.pdf
2. Брякова, И. Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / И. Е. Брякова. - Санкт-Петербург, 2010. - 463 с.
3. Давтян, А. М. Формирование креативной компетентности учащихся в условиях школьного дополнительного образования: методические рекомендации для учителей [Текст] / А. М. Давтян. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006. - 51 с.
4. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе [Электронный ресурс] / М. М. Зиновкина // Концепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
5. Грецов, А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов [Текст] / А. Г. Грецов. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.
6. Утёмов, В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы [Электронный ресурс] / В. В. Утёмов // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 4 квартал 2011, ART 11-4-02. -Киров, 2011 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
7. Бос Э. Как развивать креативность [Текст] / Э. Бос / пер. с нем. Петросян К. А. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 189 с.
Shumovskaya Alfiya,
senior teacher of the pedagogy subdepartment, the federal state-financed educational institutions of the higher vocational education, Irkutsk state linguistic university, Irkutsk, Russia alenkiy27@mail.ru
The use of the heuristic methods for the formation the creative competence of the personality of the student (on the example the study of discipline «Research methods in pedagogy») Abstract. The article deals with the methodological description of creative lesson in the system of continuous formation of creative thinking and the development of creative abilities with the purpose of the formation of creative competence of the personality of students.
Keywords: The terms: innovations, competence-based approach, creative competence of the personality of the student, heuristic methods.
Томилова Светлана Васильевна,
учитель начальных классов МОАУ «Лицей №21» города Кирова, svetik-t43@mail.ru
Атаманчук Наталья Викторовна,
учитель начальных классов МОАУ «Лицей №21» города Кирова, n atamanchuk@mail.ru
Методы развития творческого мышления и творческих способностей учащихся начальной школы на примере урока окружающего мира Аннотация. В статье рассматривается вариант подхода к развитию креативного мышления в обучении окружающего мира учащихся начальной школы, описываются методы научного подхода с учетом требований нового образовательного стандарта, приводятся примеры творческих заданий, даётся блочное описание одного из уроков окружающего мира в начальной школе.
Ключевые слова: развитие креативных способностей учащихся; творческие задания; творческий потенциал; закон Всемирного тяготения; развитие творческого мышление учащихся; реализация дидактических принципов обучения; блоки урока, реализующие его цели.
Развитие личности с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности как основы инновационной деятельности, отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утверждённым приказом №373 от 6 октября 2009 года [1]. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформиро-ванность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформи-рованность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира [1].
Обществознание и естествознание (Окружающий мир):
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Достичь поставленных целей можно интегративно. Одним из путей реализации интегративного
подхода в школьном образовании является использование методов научного творчества в процессе обучения школьников различным предметам, что позволяет не учить предмету, т.е. управлять самостоятельной познавательной деятельностью.
В статье описан пример использования системы творческих заданий в инновационной структуре креативного урока окружающего мира по теме «Притяжение Земли» 2 класс. [2-4] Эта структура отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели занятия, адекватные целям креативного образования в целом [5-6].
Блок мотивации.
«Удивление есть начало всякой мудрости» (Сократ).
Для компенсации информационных перегрузок и с целью пробуждения поисковой активности наилучшим способом включения учеников в интеллектуальную работу является акт удивления или как его называют «эффект чуда». Система встреч с удивительными предметами, разгадывание способов их создания все это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности младших школьников.
На другой стороне Земли тоже живут люди?
Да, живут. Значит, они там ходят вверх ногами? Как же они не падают вниз?
Блок творческого разогрева.
Ситуация 1: На карусели катались дети. Их сидения были надёжно прикреплены к крепкой оси. Планеты Солнечной системы вращаются_. Что же их удерживает?
Ситуация 2: Миша быстро бежал, нога его задела за корень дерева и он_. Коробочка
стояла на краю стола. Кот Васька задел её лапой, предмет покачнулся и_. Почему? Что их
заставляет так двигаться?
Ситуация 3: Ваза имеет узкое горлышко, изящную форму, а внизу ровное основание. Дом имеет
острую крышу, крепкие стены, а внизу плоское _. Гора имеет острую вершину и
_основание. Почему?
Учащиеся выдвигают гипотезы и формулируют возникшие вопросы.
Какие вопросы у вас возникли? Чему будет посвящён урок?
1. Почему планеты не улетают от Солнца, хотя ничем не закреплены?
2. Почему разные предметы, если теряют равновесие, падают на землю?
3. Почему многие предметы имеют широкую нижнюю часть и острую верхнюю?
4. Какое правило или какой закон природы здесь действует?
Блок - содержательная часть.
Содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей. Содержательная часть программы курса на основе системного объединения с другими блоками направлена в целом на развитие творческого воображения и фантазии учащихся. Здесь следует учитывать, что для отличных достижений при решении сложных задач важны три фактора: способности, возможности и индивидуальность. Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой, математической или технической легкости. Важно, чтобы эти способности были положительно оценены другими людьми.
Возможности должны включать ранние опыты, располагающие ребенка быть интеллектуально активным и заинтересованным в самостоятельном решении собственных проблем, в восприятии всего лучшего в окружающих, в восприятии себя как человека компетентного и уверенного. Именно на развитие данных качеств направлены содержание и методы организации обучения.
На столе лежат некоторые предметы. Назовите их. (Это скрепка, игла, ножницы и магнит). Понаблюдайте за этими предметами, как они действуют друг на друга. (Заметили, что все предметы притягиваются к магниту). Может быть какая-то сила притягивает и планеты к Солнцу и предметы к Земле. Наверное Солнце и Земля - большие магниты? На все тела действует закон всемирного тяготения. Все тела являются магнитами, только разной силы. Тяжёлые предметы притягивают к себе с большей силой. Но это трудно заметить. Единственный достаточно большой предмет, притяжение которого мы можем заметить, - это наша планета. Первым описал этот закон учёный Исаак Ньютон. В Англии жил великий учёный Ньютон. Рассказывают, что однажды осенью он гулял по саду и увидел, как с ветки упало яблоко. Такое видел, конечно каждый. Но Ньютон был великим учёным и первым понял, почему яблоко упало: его притягивает Земля. «Наверное, Земля притягивает и Луну, - подумал Ньютон, - поэтому она не улетает от Земли». Так был открыт закон всемирного тяготения [2-4].
Блок - головоломка.
Одним из важнейших элементов структуры современного креативного урока в системе НФТМш является творческая деятельность учащихся с системой натуральных объектов - головоломок, в конструкции которых реализована остроумная изобретательская идея.
Головоломки представляют для школьника проблему, решение которой требует от него нетрадиционного поворота мысли. Головоломки выполнены из безопасных для здоровья детей материалов (дерево, бумага, металл, пластмасса). Предлагаемые головоломки специально отобраны из огромного количества подобных объектов в соответствии с дидактическими принципами системы НФТМш. Использовались следующие критерии:
- красота изобретательской идеи, заложенной в головоломках;
- психологическая сила воздействия на любознательность учащихся;
- связь со школьными учебными предметами (физика, химия, биология);
- эстетичность взаимодействия ребенка с объектом;
- возрастные творческие возможности и интересы ребенка;
- постепенное увеличение трудности нахождения решения.
Проведите опыт. Постройте гору из песка и глины. Зарисуйте её. Затем устройте дождь: полейте гору из лейки. Нарисуй, что стало с горой. Сделай вывод.
Вода падает вниз, на гору. Она стекает с горы благодаря_.
Песчинки подхватывает вода и уносит вниз. В результате гора становится_. В природе происходит похожее явление. Вода льётся на землю в виде_и размывает горные
породы. Так вода разрушает_.
Блок - интеллектуальная разминка.
Представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся. Интеллектуальная разминка, как и головоломки, позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность на уроке.
Система творческих заданий составлена в соответствии с дидактическими принципами непрерывного креативного образования. Она содержит творческие задания, не требующие специальных знаний, а лишь размышлений, смекалки и принятия самостоятельных решений. Эта система усложняющихся заданий, адаптированных к возрасту учащихся, целенаправленно воздействуя на любознательность, развивает творческие способности, воображение, нестандартный взгляд на вещи.
СТЗ ИР включает в основном задания:
- на выдвижение гипотез (они заставляют учащегося задумываться о причинах и последствиях событий);
- на необычное использование объектов (такие задания развивают в ребенке способность уходить от тривиальных ответов, т. е. преодолевать ригидность);
- на нахождение закономерностей (эти задания развивают логику мышления, способность к обобщению);
- на поиск выхода из невероятных (фантастических) ситуаций (эти задания развивают в ребенке способность к эмпатии и смелость мысли);
- на создание схемы на основе существующего образа (такие задания развивают абстрактное мышление, а также выделение основных качеств и свойств объекта);
- на усовершенствование объекта, например, игрушки (такие задания развивают способность наблюдать, находить самостоятельные решения и отстаивать свою точку зрения);
- на преодоление навязываемого заданием устойчивого образа, т. е. развитие способности выходить за пределы задачи, преодолевая инерцию мышления;
- на способность задавать целенаправленные вопросы и по ответам на них выявлять предмет (такие задания развивают любознательность, чувствительность к проблемам, способность к прогнозированию);
- на поэтапное развитие пространственного воображения.
Психологическая ценность данного компонента урока для учащихся заключается в том, что закрепляются способы и правила умственной работы; выявляются приемы, обеспечивающие повышенную продуктивность мышления; формируются навыки управления отдельными этапами творческого процесса принятия решений.
Главная функция интеллектуальной разминки состоит в подготовке к выполнению сложных заданий через осознание значимости правильно проведенного анализа информации.
Куда падают капли дождя?
Что будет, если залезть на дерево и отпустить руки?
Почему собака стоит на земле?
Почему кузнечик не может прыгнуть выше?
Куда растёт дерево, а куда - его корни?
Могла бы собака бегать, если бы её не притягивала Земля?
Первая группа объясняет ситуации, связанные с неживой природой, вторая - с живой природой, третья - с деятельностью человека. Как эти ситуации можно объяснить с помощью закона всемирного тяготения?
Первая группа - Капли дождя падают на землю, так как их притягивает Земля.
Вторая группа - собака тоже подчиняется притяжению Земли. А без притяжения она не смогла бы бегать по земле. Птица не падает на землю. Благодаря крепким крыльям она сопротивляется притяжению. Ствол растёт вверх, а корни растут вниз, куда их притягивает Земля. Притяжение Земли мешает кузнечику прыгнуть выше.
Третья группа - Если залезть на дерево и отпустить руки, ты сразу почувствуешь притяжение Земли.
Везде на Земле мы сталкиваемся с земным притяжением. Оно помогает ходить, сидеть, есть, купаться и т.д., мешает высоко прыгать, из-за опасности упасть и больно удариться. Значит люди не падают на другой стороне Земли, т.к. Земля их притягивает. Им не заметно, что они вверх ногами ходят. Вниз - это направление к земле, а вверх - от земли.
Блок психологической разгрузки.
Представляет собой систему психологической разгрузки. В качестве психологической разгрузки используются:
- физические упражнения на гармонизацию развития полушарий головного мозга (следует помнить, что очень важно развивать равные возможности левой и правой руки. Психологи утверждают, что способность работать правой и левой рукой наравне удивительно благотворно для развития памяти, мышления и речи);
- психорегулирующие упражнения и аутогенная тренировка, обеспечивающие релаксацию, эмоциональную разгрузку;
- игры: спортивно-эмоциональные, танцы-импровизации, театрализация.
Психологические и физиологические исследования показывают тесную связь между напряженной умственной и эмоциональной нагрузкой и напряжением скелетной мускулатуры, вегетативными сдвигами.
Общеизвестно, что систематические физические упражнения имеют огромное значение для поддержания работоспособности и здоровья.
Внимательно слушайте предложения. Если в их содержании есть проявление земного притяжения, опустите руки вниз, а если нет, поднимите руки вверх.
Река стекает с гор.
Раздался звонок в дверь, и собака громко залаяла.
Капелька дождя упала из тучи на землю.
Лыжник скатился с горы.
Петя читал интересную книжку.
Орёл парил высоко в небе.
Мальчик Миша любовался вечерним закатом.
Земля вращается вокруг Солнца.
Блок компьютерной интеллектуальной поддержки обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план. Компьютерная интеллектуальная поддержка (КИП) продолжает и углубляет идеи, заложенные в мотивацион-ных заданиях, заданиях типа головоломок, заданиях интеллектуальной разминки и др. При реализации КИП используются дополнительные возможности, предоставляемые компьютерной средой, в частности, мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие и др. Необходимо подчеркнуть тесную связь заданий, которые предлагаются в блоках ИР, Г, ПР с заданиями, предлагаемыми в блоке КИП. Переход на выполнение заданий с реальными объектами на виртуальные объекты позволяет реализовать переход от внешнего плана действий во внутренний план, то есть в мыслительный. В виртуальной среде чрезвычайно активизируется работа зрительного канала учащегося, через интерес и потребность решения проблемы мыслительного плана происходит приобщение к работе с компьютерной техникой. Выполнение заданий в рамках КИП способствует развитию воображения, мышления, внимания, памяти, приобретению навыков по выявлению закономерностей и др.
Психологическое обоснование компьютерной интеллектуальной поддержки (КИП) мышления состоит в том, что введение в процесс урока заданий и упражнений с виртуальными объектами обусловлено необходимостью всестороннего развития разных форм и видов мыслительных операций анализа и синтеза.
Предлагаемые игры системно дифференцированы, позволяют более успешно осваивать программный материал общеобразовательной школы и способствуют продуктивной социализации учащихся. Вставь нужные слова и ответь на вопросы.
Почему планеты не улетают от звёзд? Их удерживает_.
Почему планеты не падают на звёзды? Потому что они с большой скоростью _по своим орбитам.
Почему люди и вещи не сходят с мест, если они притягивают друг друга? Потому что они недостаточно_и надёжно_на своих местах.
Исключите предметы, у которых верх и низ не различаются. Мяч, автомобиль, дом, палка, дерево, воздушный шар, колесо, троллейбус, башня, колбаса, гора, пальто. Блок - резюме обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока.
Последним блоком в структуре креативного урока является резюме. На этом этапе учитель подводит краткие итоги урока и устно осуществляет обратную связь с учащимися, выявляет их мнение об уроке.
Развитие способностей к самоуправлению в творческой деятельности осуществляется через рефлексию. Рефлексия в школьном возрасте проявляется с двух сторон: как оценка задачи, которую надо решать, и как оценка своих ресурсов: могу ли я данную задачу решить. В данном компоненте урока предусмотрено развитие навыков качественной оценки и самооценки личной и коллективной деятельности; рецензирование; дискутирование; индивидуальное и коллективное планирование знаний; исключение «неработающих» средств, задач; проверку достижения целей; использование тестов контроля за качеством усвоения и уровнями развития [5-6].
Дома понаблюдайте за предметами и найдите такие, в которых можно увидеть что-то связанное с законом всемирного тяготения. Свои наблюдения и открытия отражайте на стенде. Мы будем обсуждать все вместе наши находки.
Что нового узнали? Как узнали, что помогло? Где пригодятся знания? Как работал ты? Кому было интересно на уроке?
На этом уроке встречаемся с проблемной ситуацией, связанной с выявлением причины возникновения многочисленных явлений на нашей планете и за её пределами. С одной стороны - привычная ситуация для ребят, но с другой - закон, который объясняет данные явления. Идея всемирного тяготения даёт естественное объяснение природы сил, удерживающих планеты на околосолнечных орбитах. Однако наглядность феномена тяготения достигается благодаря разнообразным примерам его проявления на Земле, в обыденной жизни. Подкрепляется этот материал предложением представить себе, каких привычных явлений мы не наблюдали бы и на какие необычные явления мы постоянно натыкались бы, не будь тяготения. Такой подход к иллюстрации закона всемирного тяготения имеет и самостоятельный интерес для учащихся [4]. Ссылки на источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Федеральный закон Российской Федерации от 06.10. 2009года № 373-ф3
2. Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир (Наша планета Земля), 2 класс - М: Баласс, 2012г.- с.144
3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.. Окружающий мир (Наша планета Земля). Рабочая тетрадь, 2 класс -М: Баласс, 2012г. - с.80
4. Вахрушев А.А., Самойлова Е.А., Чиханова О.В. Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. Наша планета Земля, 2 класс - М: Баласс, 2011г.
5. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
6. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 4 квартал 2011, ART 11-4-02. - Киров, 2011 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
Tomilova Svetlana,
primary school teacher MOAU «Lyceum № 21» of the city of Kirov,
svetik-t43@mail.ru
Atamanchuk Natalia,
primary school teacher MOAU «Lyceum № 21» of the city of Kirov, n atamanchuk@mail.ru
Methods of creative thinking and creative abilities of students in primary schools in the sample lesson of the world.
Abstract. The article discusses alternative approaches to the development of creative thinking in learning the world of primary school students, describes the methods of the scientific approach to the requirements of the new educational standards, examples of creative assignments, given a block description of one of the world lessons in elementary school.
Key words: the development of creative abilities of students, creative assignments; creativity, the law of gravity, the development of creative thinking of students, implementation of didactic principles, lesson units, realizing his goal.
Дранова Лариса Юрьевна,
учитель начальных классов МОАУ «Лицей №21» города Кирова lara-yd@yandex.ru
Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка Аннотация: В данной статье предлагаются некоторые приемы работы на уроках русского языка по теме «Род имен существительных» (3 класс), способствующие не просто усвоению определенного объема знаний, но и требующие их применения в нестандартной ситуации. Ключевые слова: имя существительное, мужской, женский, средний род имен существительных.
Современному обществу требуются активные, творчески работающие люди, способные самостоятельно добывать необходимые знания, ставить проблемы, выдвигать новые идеи, находить нестандартные решения. Формирование таких качеств начинается уже в раннем возрасте. Именно младший школьный возраст является важным периодом для развития воображения, для формирования творческого отношения к жизни.
В настоящее время разработано немало программ внеурочной деятельности, целенаправленно обучающих младших школьников решать проблемы творческого и поискового характера. Но развитие творческого воображения и мышления - процесс длительный и поэтому, чтобы добиться удовлетворительных результатов, надо начинать с детских лет. По этой причине в Международном научном центре непрерывного креативного образования NFTM-TRIZ Centre при Межвузовском научно-образовательном центре инженерного творчества (МНОЦИТ) Московского государственного индустриального университета (МГИУ) М. М. Зиновкиной была разработана педагогическая система Многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ (непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей учащихся и студентов), имеющая одной из своих подсистем NFTM-TRIZ в школе [1], в частности, можно рассматривать и задачи открытого типа В. В. Утёмова [2]. Большие возможности для развития творческого мышления детей дает и изучение родного языка. Русский язык богат и очень красив. Но, к сожалению, школьники редко называют урок русского языка в числе любимых предметов. Конечно, «сухое» изучение грамматики или орфографии может вызвать только скуку и, в результате, дети теряют интерес к изучению родного языка. Поэтому так важно сделать уроки русского языка интересными, развивающими творческие и интеллектуальные способности младших школьников. Блок 1. Мотивация