Научная статья на тему 'Особенности проявления эмпатии у психологов и студентов-психологов'

Особенности проявления эмпатии у психологов и студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4285
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмпатия / каналы эмпатии / общие эмпатические тенденции / уровень эмоционального отклика / empathy / channels of empathy / general empathic tendencies / the level of emotional response

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хлебодарова Ольга Борисовна

Профессия «Психолог» предъявляет к личности особые требования: понимать эмоциональное состояние клиента, уметь в отношениях с клиентом быть искренним, отражать и передавать переживаемые в настоящий момент чувства. Без практического овладения такой психической реальностью, как эмпатия, невозможно достижение эффективности в профессиональной деятельности. В под-ходах к проблемам эмпатии изобилуют десятками определений, предполагаются модели эмпатического процесса, стадии, этапы, уровни, механизмы. Многозначность термина «эмпатия» порой заставляет исследователей использовать более однозначные, по их мнению, понятия, такие как «идентификация», «сопереживание». Эмпа-тия (от. греч. empatheia – сопереживание) – категория современной психологии, означающая понимание эмоционального состояния другого человека, непроизвольное испытание сходного с ним чувства, переживание за него. Проблема изучения эмпатии всегда актуальна для психологии. Особенно важна проблема исследования и развития эмпатии в профессиональном становлении студента-психолога. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику – значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, испытать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, что дает возможность достижения эффективности в профессиональной психологической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хлебодарова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC FEATURES OF THE MANIFESTATION OF EMPATHY OF PSYCHOLOGISTS AND PSYCHOLOGY STUDENTS

Profession of psychologist requires from the individual special abilities: to understand the emotional state of the client, to be sincere in the relationship with the cli-ent, to reflect and convey the feelings experienced at the moment. It is impossible to achieve efficiency in the professional activities without practical mastering of such psychic reality as empathy. The approaches to the problems of empathy abound with dozens of defini-tions, models of empathic process, stages, levels, and mechanisms. The polysemantic character of the term «empathy» often causes researchers to use rather monosemantic, in their opinion, concepts such as «identification», «sympathy». Empathy (from GK. empatheia – empathy) is a category of modern psychology, which means un-derstanding of the emotional state of another person, involuntary experiencing similar feelings, sympathizing with him. The problem of studying empathy is always topical in psychology. The problem of research and development of empathy is especially important for the professional development of students-psychologists. To show empathy towards the person means to look at the situation from his point of view, to experience simi-lar feelings, to understand and accept his current emo-tional state. To be in the state of empathy means to perceive the inner world of another person accurately, maintaining the emotional connotations, what enhanc-es efficiency in professional psychological activity.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления эмпатии у психологов и студентов-психологов»

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

УДК: 159.9.075

ХЛЕБОДАРОВА Ольга Борисовна,

аспирантка психолого-педагогической кафедры

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПСИХОЛОГОВ И СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Профессия «Психолог» предъявляет к личности особые требования: понимать эмоциональное состояние клиента, уметь в отношениях с клиентом быть искренним, отражать и передавать переживаемые в настоящий момент чувства. Без практического овладения такой психической реальностью, как эмпатия, невозможно достижение эффективности в профессиональной деятельности. В подходах к проблемам эмпатии изобилуют десятками определений, предполагаются модели эмпатического процесса, стадии, этапы, уровни, механизмы. Многозначность термина «эмпатия» порой заставляет исследователей использовать более однозначные, по их мнению, понятия, такие как «идентификация», «сопереживание». Эмпатия (от. греч. empatheia - сопереживание) - категория современной психологии, означающая понимание эмоционального состояния другого человека, непроизвольное испытание сходного с ним чувства, переживание за него. Проблема изучения эмпатии всегда актуальна для психологии. Особенно важна проблема исследования и развития эмпатии в профессиональном становлении студента-психолога. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику - значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, испытать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, что дает возможность достижения эффективности в профессиональной психологической деятельности.

Ключевые слова: эмпатия, каналы эмпатии, общие эмпа-тические тенденции, уровень эмоционального отклика.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -436-438

KHLEBODAROVA Olga Borisovna,

Postgraduate student, Chair for Psychology

and Pedagogy

CHARACTERISTIC FEATURES OF THE MANIFESTATION OF EMPATHY OF PSYCHOLOGISTS AND PSYCHOLOGY

STUDENTS

Profession of psychologist requires from the individual special abilities: to understand the emotional state of the client, to be sincere in the relationship with the client, to reflect and convey the feelings experienced at the moment. It is impossible to achieve efficiency in the professional activities without practical mastering of such psychic reality as empathy. The approaches to the problems of empathy abound with dozens of definitions, models of empathic process, stages, levels, and mechanisms.

The polysemantic character of the term «empathy» often causes researchers to use rather monosemantic, in their opinion, concepts such as «identification», «sympathy». Empathy (from GK. empatheia - empathy) is a category of modern psychology, which means understanding of the emotional state of another person, involuntary experiencing similar feelings, sympathizing with him. The problem of studying empathy is always topical in psychology. The problem of research and development of empathy is especially important for the professional development of students-psychologists. To show empathy towards the person means to look at the situation from his point of view, to experience similar feelings, to understand and accept his current emotional state. To be in the state of empathy means to perceive the inner world of another person accurately, maintaining the emotional connotations, what enhances efficiency in professional psychological activity.

Key words: empathy, channels of empathy, general empathic tendencies, the level of emotional response.

С целью изучения уровня эмпатии студентов психологических факультетов и педагогов-психологов было проведено диссертационное исследование, в котором приняли участие 174 человека: педагоги-психологи РФ и ближнего зарубежья - 74 чел., студенты социальнопсихологических факультетов вузов РФ очной и заочной формы обучения - 100 чел. Их возраст варьировался от 17 до 46 лет. Из них 17% мужчин, 83% женщин. В исследовании были использованы методики: «Диагностика уровня эмпатии» (В.В. Бойко) [1], Опросник «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна [2].

Под словосочетанием «педагоги-психологи РФ» понимаются практические психологи, имеющие высшее психологическое образование, опыт работы (не менее одного года), проживающие на территории Российской Федерации и ближнего зарубежья (в частности - Астрахань, Апатиты, Волгоград, Воркута, Владикавказ, Владимир, Воронеж, Екатеринбург, Железнодорожный, Жуковский, Иваново, Йошкар-Ола, Казань, Кемерово, Киров, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курск, Люберцы, Махачкала, Минск, Москва, Мурманск, Нижневартовск, Нижний Новгород, Раменское, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саратов, Сочи, Ставрополь, Ставропольский край, Сургут, Таганрог, Тюмень, Ульяновск, Хабаровск, Череповец.

Под словосочетанием «студенты-психологи» понимаются юноши и девушки из разных городов РФ, получающие высшее психологическое образование в Московском городском областном социально-гуманитарном институте (МГОСГИ, г. Коломна), Современной гуманитарной академии (СГА, Раменский филиал), Московском социально-психологическом университете (МПСУ, Люберецкий филиал), Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ, Москва), Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском

- 436 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

университете (СПбГПМУ, Санкт-Петербург), Новгородском государственном университете (НовГУ, г. Великий Новгород).

Из группы испытуемых были сформированы две подгруппы, по следующему признаку:

Первая подгруппа - педагоги-психологи: 74 человека в возрасте от 21 до 46 лет, в дальнейшем «группа № 1». Из них 7% мужчин, 93% женщин.

Вторая подгруппа - студенты социально-психологических факультетов: 100 человек в возрасте от 17 до 25 лет, в дальнейшем «группа № 2». Из них 10% мужчин, 90% женщин.

Диагностика общей степени эмпатических способностей и проявлений эмпатии, то есть постижение эмоционального положения другого человека в форме сострадания и сочувствия в результатах нашего исследования, приведены ниже. При суммарном уровне, в результатах «Диагностика уровня эмпатии» (В.В. Бойко), по всем шкалам: 30 баллов и выше у 4 чел. в подгруппе 1 (педагоги-психологи) - очень высокий уровень эмпатии; 29-22 балла - средний уровень у 38 чел.; 21-15 - заниженный уровень эмпатии имеют 29 чел.; менее 14 баллов - очень низкий - был выявлен у 3 чел.

Рациональный и эмоциональный канал эмпатии находится по показателям на среднем уровне - 3 балла из 6 возможных, остальные 4 шкалы, такие как интуитивный канал эмпатии, установка, способствующая эмпатии, проникающая способность эмпатии, идентификация в эмпатии, показали уровень выше среднего - 4 из 6. Суммируя все показатели, получили общий результат уровня эмпатии на подгруппу 1 - 22 балла, что говорит о среднем показателе. Показатель высокого уровня эмпатии получился у 1 человека подгруппы 2 (студенты-психологи); средний балл - 29-22 - у 14 участников; 38 человек имеют заниженный уровень эмпатии; 8 человек - менее 14 баллов - очень низкий уровень; 39 участников не до конца ответили на вопросы теста, не захотели отвечать, испортили бланки.

В Группа №2. Студенты В Группа MSI. Педэготч-психодртч

Рисунок 1. Сравнительный результат диагностики уровня эмпатии (В.В. Бойко) среди двух групп

Figure 1. Comparative results of diagnosing the level of empathy (VV Boyko) among the two groups

Пять каналов - рациональная и эмоциональная, интуитивная эмпатия, установка, способствующая эмпатии, идентификация в эмпатии - находятся по показателям на уровне ниже среднего, 5-я шкала, проникающая способность в эмпатии, - на среднем уровне, 3 балла.

Общий результат уровня эмпатии в группе - 14 баллов, что говорит о низком уровне показателя. При наложении результатов двух групп получается, что у подгруппы № 1 (педагоги-психологи) уровни каналов эмпатии выше результатов подгруппы № 2 (студенты-психологи).

Приведенные ниже результаты двух подгрупп по опроснику «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна дают возможность отследить отношения ситуации общения и позволяют проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемых, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии.

- 437 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

Рисунок 2. Шкала эмоционального отклика, сравнительный анализ (по ответам в опроснике, в баллах)

Figure 2. Scale of emotional response, comparative analysis (the responses in the survey-nick in points)

Уровни выраженности способности личности к эмоциональному отклику на переживания других людей (эмпатии) составили:

Подгруппа 1 (педагоги-психологи): 82-90 баллов - очень высокий уровень - 16 чел.; 6381 балл - высокий уровень - 56 чел.; 37-62 балла - средний уровень - 2 чел.; 36-12 баллов -низкий уровень - 0 чел.; 11 баллов и менее - очень низкий уровень - 0 чел.

Подгруппа 2 (студенты-психологи): 82-90 баллов - очень высокий уровень - 7 чел.; 63-81 балл - высокий уровень - 31 чел.; 37-62 балла - средний уровень - 8 чел.; 36-12 баллов - низкий уровень - 0 чел.; 11 баллов и менее - очень низкий уровень - 0 чел.; 54 чел., заполняя бланки ответов, осознанно или нет, были необъективны, и эти протоколы не были засчитаны.

Суммируя ответы каждого и получив средний результат - 75, 405577 = 75 баллов, мы увидели высокий уровень эмоционального отклика в группе № 1. Произведя аналогичные подсчеты в группе № 2, обобщив ответы студентов, получили средний результат - 72,847826 = 73 балла, что также показывает высокий уровень эмоционального отклика. При сравнительном анализе мы видим, что у студентов-психологов результат ниже на 2 единицы.

Таким образом, исходя из полученных данных, мы сделали вывод, что у педагогов-психологов уровень эмпатии выше, чем у студентов психологических факультетов, что может быть связано с жизненным и профессиональным опытом. Чем старше человек становится, тем выше проявляет вчувствование.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинъ, 1996. - 472 с.

2. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Бахрах, 1998. - 672 с.

REFERENCES

1. Boiko V.V. the Energy of emotions in communication: a look at ourselves and others. [Energiya emotsiy v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugikh]. Moscow: «Filin», 1996. 472 p.

2. Raigorodskii D.J. Practical psychodiagnostics. Methods and tests. Training manual. [Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy. Uchebnoe posobie.]. Samara: «Barakh», 1998. 672 p.

Информация об авторе Information about the author

Хлебодарова Ольга Борисовна, аспирантка, Психолого-педагогическая кафедра, Московский областной социально гуманитарный уни-верситет,Москва, Россия i0116892@yandex.ru

Получена: 07.08.2015

Khlebodarova Olga Borisovna, Postgraduate student, Chair for Psychology and Pedagogy, Moscow Region Social and Humanitarian University, Moscow city, Russia i0116892@yandex.ru

Received: 07.08.2015

438 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.