Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/28PVN614.pdf DOI: 10.15862/28PVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/28PVN614)
УДК 159.9
Кухтерина Галина Владимировна
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
Россия, Тюмень1
Заведующая кафедрой возрастной и педагогической психологии
Кандидат психологических наук, доцент E-Mail: kuchterina-g@yandex.ru
Семеновских Татьяна Викторовна
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
Россия, Тюмень
Доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Кандидат психологических наук, доцент E-Mail: stvpsiheya@gmail.com РИНЦ: http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=432832
К вопросу о развитии эмпатийных способностей бакалавров психологии образования
1 Россия, Тюмень, 625007, Проезд 9 Мая, 5
1
Аннотация. В статье освещается проблема развития эмпатийных способностей в процессе профессионального становления бакалавров психологии образования. Актуальность выбранной тематики объясняется необходимостью понимания бакалаврами гуманитарных направлений подготовки эмоциональных состояний окружающих их людей, с целью оказания помощи, поддержки и сочувствия.
Представлены два этапа исследования: теоретический и экспериментальный. На теоретическом этапе исследования раскрывается суть понятия «эмпатийные способности», анализируются различные авторские подходы к его трактовке.
На экспериментальном этапе исследования, в результате диагностического обследования, были выявлены студенты с низким уровнем развития эмпатии - первокурсники, составившие экспериментальную группу. В ходе развивающего эксперимента с ними были проведены тренинговые занятия на эмоциональное отреагирование, изменение неэффективных моделей поведения и мышления, повышение спонтанности и конгруэнтности. Апробация разработанной психолого-педагогической технологии, основанной на методе драматерапии и механизме катализации, показала существенные изменения у студентов в трех каналах эмпатии - рациональном, эмоциональном и идентификационном.
Авторы отмечают, важность развития эмпатийных способностей, поскольку, это стержень, вокруг которого строится профессиональная подготовка бакалавров, взаимодействующих в сфере «человек-человек».
Ключевые слова: эмпатия; эпатийные способности; каналы эмпатии; драматерапия; катализация; развивающая программа; тренинг; констатирующий, развивающий, контрольный эксперимент; конгруэнтность; студенты гуманитарного направления подготовки.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Кухтерина Г.В., Семеновских Т.В. К вопросу о развитии эмпатийных способностей бакалавров психологии образования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/28PVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/28PVN614
Проблема развития эмпатийных способностей в процессе профессионального становления бакалавров психологии образования, заслуживает пристального внимания, поскольку, именно в ходе профессиональной подготовки в вузе, осуществляется процесс самоопределения юношей и девушек в жизни, формируется их мировоззренческая позиция, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения в социуме. Поэтому важно разработать такую систему учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности личностного развития студента и его профессионального становления.
Студенты, получающие образование в высших учебных заведениях, выпускаются с различным уровнем развития эмпатийности. Многие испытывают затруднения в установлении контактов с окружающими, как правило, они отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми.
Получение степени бакалавра по психологии образования подразумевает воздействие по принципу «человек-человек», следовательно, эмпатийные способности — стержень, вокруг которого строится профессиональная подготовка будущих педагогов-психологов [7].
Именно эмпатия, как способность личности постигать эмоциональные состояния другого человека, сопереживание ему, временное сознательное отождествление себя с объектом для лучшего его понимания, является для бакалавра средством сохранения собственной целостности, доброжелательности, но для этого она должна выступать высокоразвитым и устойчивым личностным качеством человека гуманитарного направления подготовки [5]. Поэтому развитие и совершенствование проявления эмпатии во взаимоотношениях с другими людьми является важной задачей становления личности в условиях высшего образования, которую мы попробуем решить с помощью драматерапии. Именно в ней объективируются личностные и профессионально значимые качества участников, следовательно, использование драматерапии в группе студентов психолого-педагогического направления подготовки способствует катализации развития у них эмпатийных способностей [8].
Цель исследования: апробирование тренинговой программы, основанной на применении драматерапии, способствующей развитию эмпатийных способностей у студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
При разработке проекта программы мы ориентировались на:
• субъект-субъектный подход, ориентированный на установление диалогических отношений; содействие проявлению личностных качеств, стремлению к социальной активности, творчеству;
• интерактивный подход, основанный на эффективной обратной связи, на непрерывном открытом и свободном общении;
• фасилитарный подход, предполагающий создание среды, оптимальной для решения намеченной цели, на основе сотрудничества педагога со студентами, принятия и постоянной поддержки участников, веры в их способности, взаимоуважения и доверия.
Исследовательская работа проводилась в два этапа. Первый этап — теоретический. Центральным звеном исследования является понятие «эмпатийные способности». Как показывает анализ междисциплинарной литературы, зарубежные и отечественные исследователи в своих работах выделяют разнообразные аспекты понятий «эмпатия» и «эмпатийные способности», охватывающие следующие пересекающиеся области психолого-педагогической реальности.
Таблица 1
Авторские подходы к трактовке терминов «эмпатия» и «эмпатийные способности»
Автор Трактовка терминов «эмпатия» (Э) и «эмпатийные способности» (ЭС)
К. Роджерс Э. или ЭС. — восприятие внутреннего мира другого «точно», но без потери ощущения «как будто» [6].
М. Шелер ЭС — как механизм познания, т.е. акт, направленный на познание личности другого как высшей ценности [4].
Т. Рибо Э. — на низшем психофизиологическом уровне развития выступает как синергия (подражание двигательным стремлениям), а на более высоком — как синестезия, т.е. согласованность чувствований, переживаний, вызывающих сходные поступки, хотя в ряде случаев люди стремятся избавить себя от сопереживания страданиям другого человека [4].
В.В. Бойко Э. — как рационально-эмоционально-интуитивная форма отражения, которая является особенно утонченным средством «вхождения» в психоэнергетическое пространство другого человека [2].
ИМ. Юсупов Э. - умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей [10].
В.В. Старовойтов Э. или ЭС — постижение с помощью чувств эмоционального состояния другого человека, сопереживание его психологического состояния, временное сознательное отождествление себя с объектом для лучшего его понимания [9].
Т.П. Гаврилова Э. — это внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей, вчувствование [3].
Итак, проанализировав различные трактовки понятия «эмпатия», мы в своей работе будем придерживаться определения, предложенного В.В. Старовойтовым, поскольку, он считает, что эмпатия и эмпатийные способности - синонимичные понятия и рассматривает их, как способность личности сознательно временно отождествлять эмоциональные состояния другого с собственными; только в этом случае человек может распознать и понять переживания другого.
Для того чтобы, способствовать катализации развития эмпатийных способностей в группе студентов, применялась драматерапия. Драматерапия — это набирающее темп направление арт-терапии, использует такой распространенный технический прием, как драматизация, т.е. разыгрывание какого-либо сюжета [1].
Цели драматерапии: эмоциональное отреагирование и самоосознавание; изменение неэффективных моделей поведения и мышления; высвобождение творческого потенциала и личностное развитие; повышение спонтанности и аутентичности.
Данное направление арт-терапии можно применять с людьми в возрастном диапазоне от шести до восьмидесяти лет. Здесь объективируются личностные и профессионально значимые качества участников. Следовательно, использование драматерапии в группе студентов психолого-педагогического направления подготовки способствует:
• актуализации процесса саморазвития;
• формированию комплекса новых знаний и умений, необходимых для профессионального становления бакалавра;
• созданию базовых условий для развития необходимых профессиональных и личностных качеств, так называемой «триады К. Роджерса: 1) конгруэнтность как искренность, естественность, открытость, доверие к себе, своему опыту и возможностям; 2) принятие (безусловное и безоценочное) другого человека как личности, уважение к нему, его индивидуальным особенностям, вера в его позитивный потенциал и успех; 3) понимание как адекватное видение другого, его состояния, динамики внутренней жизни.
Второй этап — экспериментальный. Экспериментальная часть исследования предполагала проведение трех видов психолого-педагогического эксперимента.
Фактологическая база исследования: ТюмГУ, Институт Психологии и Педагогики. Исследование проводилось среди студентов I-IV курсов, направления подготовки «Психолого-педагогическое образование». Возраст испытуемых от 17 до 24 лет.
Развивающая работа проводилась с экспериментальной группой, в которую вошли 9 студентов первого курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» ИПиП, ТюмГУ. У них были выявлены самые низкие показатели развития эмпатийных способностей среди I-IV курсов.
Констатирующий эксперимент: осуществлялся подбор необходимых диагностических методик, с целью выявление актуального уровня развития эмпатийных способностей у студентов. Использовались следующие методики: «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, «Исследование уровня эмпатийных тенденций» И.М. Юсупова и «Шкала эмоционального отклика» А.А. Меграбяна и Н. Эпштейна.
Результаты констатирующей части исследования позволили определить актуальный уровень развития эмпатийных способностей у I-IV курсов. Было выявлено, что 16,0% первокурсников обладают низким уровнем развития эмпатии (II курс - 10,0%; III - 7,0%; IV -7,0%), что может свидетельствовать о затруднении данной категории испытуемых действовать в условиях дефицита исходной информации о человеке, то есть в основном они ищут рациональное объяснение поведения окружающих, не полагаясь на интуицию. Применение критерия Манна-Уитни показало существенные различия у первого и третьего, первого и четвертого курсов в рациональном канале и в суммарном показателе эмпатийных способностей. Это объясняется тем, что старшие курсы по сравнению с первым наиболее внимательны к своим собеседникам, они способны сочувствовать и сопереживать другим. Возможно, полученные результаты обусловлены накопленным эмоциональным опытом у третьего и четвертого курсов за годы обучения, а именно — участием в тренингах личностного роста, конфликтологической компетентности и др. В показателях эмпатийных тенденций также были обнаружены существенные различия у первого и четвертого курсов. Студенты четвертого курса наиболее чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, они эмоционально отзывчивы, более общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими.
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что студенты первого курса имеют самые низкие показатели развития эмпатийных способностей. Проверка статистической значимости различий подтвердила наиболее значимые различия между первым и четвертым курсом в суммарном показателе эмпатии по В.В. Бойко и в эмпатийных тенденциях по И.М. Юсупову и А.А. Меграбяну и Н. Эпштейну, что дает нам основание для разработки и проведения тренинговой программы по катализации развития эмпатийных способностей у студентов первого курса, в количестве 9 человек, с низким и средним уровнями развития эмпатии (экспериментальная группа).
Развивающий эксперимент: предполагал реализацию тренинговой программы, направленной на создание условий для развития эмпатийных способностей студентов-первокурсников направления «Психолого-педагогическое образование».
Развивающая работа проводилась с экспериментальной группой, в которую вошли девять студентов первого курса с низкими и средними показателями развития эмпатийных способностей. Тренинговая программа, основанная на драматерапии, включала в себя три блока: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
В когнитивном блоке программы студенты знакомились с наиболее важными аспектами поведения человека, на которые стоит обращать внимание, для того чтобы можно было эмоционально «присоединиться» к нему.
На этапе эмоционального блока программы студенты вырабатывали умение рефлексировать, прогнозировать поведение, различать эмоциональные состояния окружающих, обращая внимание на их позу, движения, мимику, жесты, интонацию голоса. В этом блоке участникам предлагались такие упражнения, как «разговор» по телефону», «дискуссия со скрытыми ролями», инсценирование, направленные развитие эмпатии, способности считывать эмоции человека с невербальных проявлений.
Поведенческий блок программы был направлен на ознакомление студентов с различными стереотипными представлениями о людях различных профессий, они «примеряли» на себя повадки животных, входили в роли своих одногруппников, также участникам, предоставлялась возможность почувствовать себя во многих других амплуа. На этом же этапе происходило закрепление навыков рефлексии.
Далее представлена спроектированная психолого-педагогическая технология, которая призвана обеспечить развитие эмпатийных способностей студентов-первокурсников (таблица 2).
Таблица 2
Психолого-педагогическая технология развития эмпатийных способностей у студентов-первокурсников
Цель:
повышение уровня развития эмпатийных способностей у студентов первого курса. Компоненты технологии
Предварительная диагностика уровня развития эмпатийных способностей.
Мотивация студентов на работу (упражнения для «разогрева»).
Организация совместной деятельности студентов. Создание определенных условий, способствующих формированию эмпатийных способностей личности.
Выявление соответствия полученных результатов запланированным
Ключевые положения технологии
использова-ние
техники драматиза-ции,
то есть проигрывание сюжетов, которые помогут
участникам вжиться в чужие роли и испытать
различные эмоциональные состояния;
1
эффективность формирования эмпатийных способностей студентов зависит от уровня мотивации участников на групповое взаимодействие;
1
развитие эмпатии студентов осуществляется через накопление практического опыта и механизм катализации развития;
1
развитие эмпатийных способностей студентов-первокурсников является составной частью профессионально й подготовки будущих педагогов-психологов;
формирова ние навыков рефлексии является составным компоненто м
эмпатийны х
способност ей.
Условия развития ЭС 1 * 1
Субъект-субъектное взаимодействие участников тренинговой программы.
Добровольно е участие в тренинговой работе.
Активное социально-психологическо е обучение.
Развитие мотивации студентов на групповое взаимодействие.
Создание доверительной атмосферы в группе.
Форма работы:
тренинг
Подходы:
субъект-субъектный, интерактивный, фасилитарный, деятельностный.
Методы:
драматерапия, деловая игра.
Механизмы:
катализация [1].
Определение результата согласно показателям методик В.В. Бойко, И.М. Юсупова, А.А. Меграбяна и Н. Эпштейна
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Студент испытывает
затруднения в установлении контактов с людьми. Эмоциональные проявления в поступках окружающих
кажутся ему непонятными и лишенными смысла. Рациональный канал эмпатии слабо развит, студент не проявляет интереса к другому человеку, его состоянию, проблемам. Он не умеет сочувствовать, не может энергетически подстроиться к человеку. Интуиция не развита или развита слабо, студент не может действовать в условиях дефицита исходной
информации о человеке. Эмоционально не отзывчив, избегает личных контактов. Склонен, создавать атмосферу напряженности, подозрительности в общении с другими. Не может поставить себя на место своего партнера.
При личном общении студент более склонен судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным
впечатлениям. Контролирует эмоциональные проявления. В общении внимателен, старается понять больше, чем сказано словами. В меру интересуется проблемами, эмоциональным состоянием другого человека. Способен действовать в условиях дефицита информации о партнере по общению, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. В общении нередко создает атмосферу
доверительности. Может идентифицировать себя со своим партнером, однако, не всегда способен распознать его чувства и эмоции.
Студент чувствителен к нуждам и проблемам окружающих, склонен многое им прощать. С неподдельным интересом относится к людям. Ему нравится «читать» их лица. Эмоционально отзывчив, общителен, быстро устанавливает контакты с окружающими. Адекватно переносит критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяет своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитает работать с людьми, нежели в одиночку. Способен на глубокое сопереживание и сочувствие другим. В компании с другим человеком создает доброжелательную обстановку, способствующую открытому общению. Умеет понять другого на основе постановки себя на место партнера._
Контрольный эксперимент: осуществлялась проверка эффективности тренинговой программы. Через месяц после окончания тренинга мы провели повторное обследование студентов первого курса по методикам, использованным до эксперимента.
Для начала рассмотрим показатели экспериментальной и контрольной групп после апробации тренинговой программы. Из таблицы следует, что в рациональном канале эмпатии наблюдается существенный подъем у экспериментальной группы в высоком уровне (56,0%). Это может свидетельствовать о том, что тренинг, основанный на драмaтерапии, помог студентам из экспериментальной группы сосредоточить свое внимание на проблемах другого человека, выработать и укрепить навыки эмпатийного слушания и наблюдательности.
В эмоциональном канале эмпатии показатели экспериментальной группы чаще представлены средними значениями (78,0%). Высокий уровень доминирует в контрольной группе (50,0%).
В канале «Установки, способствующие или препятствующие эмпатии» обе группы чаще представлены высокими уровнями значений - 67,0 % у экспериментальной группы и 90% у контрольной, причем в отличие от контрольной группы, ни один студент экспериментальной не имеет показателей низкого уровня данного канала. Таким образом, представители обеих групп в достаточной степени открыты для новых контактов, они проявляют неподдельный интерес к другим, эмоционально отзывчивы, что положительно влияет на все остальные каналы эмпатии.
В канале «Идентификация в эмпатии» высокие значения чаще встречаются у представителей экспериментальной группы (56,0%), что может говорить о наиболее развитой способности постановки себя на место другого человека, которая, возможно, была сформирована в процессе тренинга.
Далее мы рассмотрели показатели экспериментальной группы до и после проведения тренинговой программы.
После проведение тренинговой программы, результаты повторного обследования заметно улучшились. Процент встречаемости высокого уровня рационального канала эмпатии увеличился до 56,0%, что означает - на первом курсе увеличилось количество студентов, у которых усилилась направленность внимания, восприятия и мышления на сущность другого человека - на его состояние, проблемы, поведение. Студенты стали более отзывчивыми, способными на глубокое сопереживание другим, заметно возрос и процент установок, способствующих эмпатии - 67,0%. Студенты стали более открытыми, готовыми выслушать другого, создать для него доверительную обстановку. Они легко входят в раппорт с собеседником, что побуждает последнего без труда открыться слушателю. Идентификация в эмпатии также увеличилась - 56,0%.
Возможно, благодаря именно тренингу, студенты стали чаще ставить себя на место другого, не побоявшись ошибиться в своих предположениях о его эмоциональном состоянии. Мы считаем, что именно тренировка различных эмоций помогла студентам встать на место другого и понять, что он ощущает в данный момент.
Затем мы перешли к анализу средних значений каналов эмпатии по методике В.В. Бойко. Сравнительный анализ средних значений каналов эмпатии между экспериментальной и контрольной группами до и после эксперимента представлен на графике.
При просмотре графика наблюдаются заметные различия между экспериментальной и контрольной группами после эксперимента в интуитивном канале, установках, способствующих или препятствующих эмпатии и проникающей способности в эмпатии.
После апробации тренинга повторное обследование студентов первого курса показало существенные изменения в трех каналах эмпатии - рациональном, эмоциональном и идентификации в эмпатии, следовательно, наша цель была достигнута, то есть применив, психолого-педагогическую технологию, основанную на драматерапии, мы смогли фасилитировать развитие некоторых каналов эмпатии у студентов-первокурсников.
каналы эмпатии
Рис. Сравнительный анализ средних значений каналов эмпатии между экспериментальной и контрольной группами до и после эксперимента
Условные обозначения:
ЭГ - Экспериментальная группа, КГ - Контрольная группа, 1 - Рациональный канал эмпатии, 2 - Эмоциональный канал эмпатии, 3 - Интуитивный канал эмпатии, 4 - Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, 5 - Проникающая способность в эмпатии, 6 -Идентификация.
Для оценки эффективности развивающей работы и сравнения уровня развития эмпатийных способностей первого курса до и после эксперимента применялся метод математической обработки данных Т-критерий Уилкоксона, который подтвердил значимые различия в трех каналах эмпатии — рациональном (Тэмп=2,5 при Ткр=3, Р<0,01), эмоциональном (Тэмп=2,5 при Ткр=3, Р<0,01) и идентификационном (Тэмп=2,0 при Ткр=3, Р<0,01), следовательно, благодаря проведенному тренингу студенты первого курса стали более внимательны по отношению к сверстникам, к их проблемам, поведению; у них появился спонтанный интерес к другому человеку; они сформировали в себе такие профессионально-личностные качества как сопереживание и сочувствие.
Таким образом, эмпатия не дается от рождения, а приобретается с опытом познания объекта восприятия и выступает, как развитая способность личности постигать эмоциональное состояние другого и предугадывать его действия, поэтому развитие и совершенствование эмпатийных способностей во взаимоотношениях с окружающими — первостепенная задача становления личности в условиях вузовского образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драматерапия. Практикум по психотерапии. - СПб: Питер, 2002. С. 34-58.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., 2005. С. 79.
3. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. - М., 1981. С. 122-138.
4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013. С. 390.
5. Плотников Л.Д., Чикова О.М. Психологическая структура профессиональной компетентности учителей. // Теория и практика общественного развития: Научный журнал РАН. 2014. №15. С. 120-126.
6. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 2-10.
7. Семеновских Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособ. - Тюмень: ТюмГУ, 2013. С. 219.
8. Семеновских Т.В., Маслякова В.А. Влияние эмоционального интеллекта на выбор тактики самопрезентации студентами направления подготовки «Психология» // Современные научные исследования. Выпуск 2. / Под ред. П.М. Горева и В.В. Утёмова. - Концепт. - 2014. - Приложение № 20. - ART 54961. -URL: http://e-koncept.ru/2014/54961.htm - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
9. Старовойтов В.В. Альтернативные толкования термина эмпатия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/46/5726/ (дата обращения 05.09.2014).
10. Юсупов И.М. Психология эмпатии: Теоретические и прикладные аспекты. -СПб., 2006. С. 5-27.
Рецензия: Мельникова Нина Васильевна, профессор кафедры психологии развития и педагогической психологии, доктор психологических наук, ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт».
Kukhterina Galina Vladimirovna
Tyumen State University Russia, Tyumen E-Mail: kuchterina-g@yandex.ru
Semenovskikh Tat'yana Viktorovna
Tyumen State University Russia, Tyumen E-Mail: stvpsiheya@gmail.com
The question about the development of the empathic abilities of undergraduate psychology education
Abstract. In article the development problem the empathic abilities in the course of professional formation of bachelors of psychology of education is covered. Relevance of the chosen subject is explained by need of understanding bachelors of the humanitarian directions of preparation of emotional conditions of the people surrounding them, for the purpose of assistance, support and sympathy.
Two investigation phases are presented: theoretical and experimental. At a theoretical investigation phase the essence of the concept "empathic abilities" reveals, various author's approaches to its treatment are analyzed.
At an experimental investigation phase, as a result of diagnostic inspection, students with a low level of development of empathy - the first-year students who made experimental group were revealed. During the developing experiment with them training classes on the change of inefficient behavior models and thinking, increase of spontaneity and congruence were given. Approbation of the developed psychology and pedagogical technology based on a method of a drama therapy and the mechanism of a catalyzing showed essential changes at students in three channels of empathy -rational, emotional and identification.
Authors note, importance of development the empathic abilities as, it is a core round which vocational training of the bachelors interacting in the sphere of "people-person" is based.
Keywords: empathy; empathic abilities; channels of empathy; drama therapy; catalyzing; the developing program; training; identifying, developing, check experiment; congruence; students of the humanitarian direction of preparation.
REFERENCES
1. Andersen-Uorren M., Greyndzher R. Dramaterapiya. Praktikum po psikhoterapii. -SPb: Piter, 2002. S. 34-58.
2. Boyko V.V. Energiya emotsiy v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugikh. - M., 2005. S. 79.
3. Gavrilova T.P. Analiz empatiynykh perezhivaniy mladshikh shkol'nikov i mladshikh podrostkov // Psikhologiya mezhlichnostnogo poznaniya / Pod red. A.A. Bodaleva. -M., 1981. S. 122-138.
4. Il'in E.P. Emotsii i chuvstva. 2-e izd. - SPb.: Piter, 2013. S. 390.
5. Plotnikov L.D., Chikova O.M. Psikhologicheskaya struktura professional'noy kompetentnosti uchiteley. // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya: Nauchnyy zhurnal RAN. 2014. №15. S. 120-126.
6. Rodzhers K. Empatiya // Psikhologiya emotsiy. Teksty. / Pod red. V.K. Vilyunasa, Yu.B. Gippenreyter. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1984. S. 2-10.
7. Semenovskikh T.V. Pedagogicheskaya psikhologiya: ucheb. posob. - Tyumen': TyumGU, 2013. S. 219.
8. Semenovskikh T.V., Maslyakova V.A. Vliyanie emotsional'nogo intellekta na vybor taktiki samoprezentatsii studentami napravleniya podgotovki «Psikhologiya» // Sovremennye nauchnye issledovaniya. Vypusk 2. / Pod red. P.M. Goreva i V.V. Utemova. - Kontsept. - 2014. - Prilozhenie № 20. - ART 54961. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54961.htm - Gos. reg. El № FS 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
9. Starovoytov V.V. Al'ternativnye tolkovaniya termina empatiya [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://www.moluch.ru/archive/46/5726/ (data obrashcheniya 05.09.2014).
10. Yusupov I.M. Psikhologiya empatii: Teoreticheskie i prikladnye aspekty. - SPb., 2006. S. 5-27.