Научная статья на тему 'Формирование эмпатии у студентов-психологов посредством групповой работы'

Формирование эмпатии у студентов-психологов посредством групповой работы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
469
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / EMPATHY / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ГРУППОВАЯ РАБОТА / GROUP WORK / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / STUDENTS-PSYCHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конева Ксения Эдуардовна

В статье раскрывается значение формирования эмпатии у студентов-психологов и описаны результаты эмпирического исследования на базе факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». В исследовании были задействованы 53 испытуемых в возрасте 18 22 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of empathy in psychology students through group work

The article reveals the importance of building empathy in students-psychologists and describes the results of empirical research at the faculty of correctional pedagogics and psychology of FSBEI "Shadrinsk state pedagogical University. The study involved 53 subjects aged 18 22 years.

Текст научной работы на тему «Формирование эмпатии у студентов-психологов посредством групповой работы»

2. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. - СПб. : Речь ; М. : Сфера, 2008. - 118 с.

3. Ульянова, Т.П. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся первых классов / Т.П. Ульянова // Начальная школа. - 1996. - № 7. - С. 53-57.

УДК 159.9.07

К.Э. Конева, г. Шадринск

Формирование эмпатии у студентов-психологов посредством групповой

работы

В статье раскрывается значение формирования эмпатии у студентов-психологов и описаны результаты эмпирического исследования на базе факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». В исследовании были задействованы 53 испытуемых в возрасте 18 - 22 лет.

Эмпатия, формирование, групповая работа, студенты-психологи.

K. E. Koneva, Shadrinsk

The formation of empathy in psychology students through group work

The article reveals the importance of building empathy in students-psychologists and describes the results of empirical research at the faculty of correctional pedagogics and psychology of FSBEI "Shadrinsk state pedagogical University. The study involved 53 subjects aged 18 - 22 years.

Keywords: Empathy, formation, group work, the students-psychologists.

Профессиональная психологическая деятельность предъявляет к личности особые требования: умение в отношениях с клиентом быть искренним, понимать эмоциональное состояние клиента, правильно отражать и передавать чувства, переживаемые в настоящий момент. Без практического овладения такой психической реальностью как эмпатия, невозможно достижение эффективности в профессиональной деятельности.

В нашей стране практически в каждом педагогическом ВУЗе существуют факультеты психологии, куда каждый год поступают студенты. Для того чтобы будущий психолог был квалифицирован, недостаточно одних знаний по психологии. Настоящий профессионал должен обладать профессионально-важными качествами. Поэтому изучение и формирование эмпатии, как профессионально-важного качества, а так же способности постигать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, сочувствовать ему, быть готовым к помощи является сегодня особо актуальной.

В словаре по психологии эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) понимается как внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование); отзывчивость на переживания и эмоции другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Исходные теоретические положения феномена эмпатии представлены в трудах представителей субъективно-идеалистической психологии

— А. Бена, Т. Липпса, заложивших основу и перспективу в исследовании эмпатии как личностного феномена.

Как показал теоретический анализ литературы, различные аспекты эмпатии и эмпатических способностей отражены в исследованиях отечественных и зарубежных авторов: Р.О. Агавеляна, В.В. Бойко, С.Б. Борисенко, Т.П. Гавриловой, Е.П. Ильина, Ю.А. Менджерицкой, Т.П. Пашуковой, А.П. Сопикова, Н.А. Седых, Л.П. Стрелковой, Э. Титченер, К. Роджерса и др.

Под эмпатией в узком смысле слова, понимается - сочувствие, сопереживание, понимание эмоциональных и психологических состояний других людей [Алтухова, 2007]. Однако понятие эмпатия имеет так же более широкое значение и глубинное понимание. Во-первых, эмпатия понимается как нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование). Во-вторых, она представляется как эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, т. е разновидность социальных эмоций [Фрейд, 2007].

Эмпатия как личностная особенность является профессионально необходимым качеством будущего психолога. Успешная деятельность специалиста невозможна при низком уровне развития эмпатии. Важно умение приблизиться к внутреннему миру другого человека в соответствии с его эмоциональным состоянием [Полякова, 2008].

Среди профессионально важных качеств личности психолога так же принято особо выделять способность к эмпатии, рефлексии, и профессиональному психологическому мышлению, особенностью которого является необходимость обобщенного и опосредованного познания психологического механизма поступков человека, ведущих к нахождению способов эффективного взаимодействия с ним в условиях профессиональной деятельности [Юхновец, 2011]. Таким образом, эмпатия как профессионально важное качество студента-психолога начинает формироваться с самого начала обучения в ВУЗе и совершенствуется на протяжении всем его протяжении.

С целью изучения эмпатии мы провели экспериментальное исследование на базе факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». В нашем исследовании были задействованы 53 испытуемых в возрасте 18 - 22 лет.

На первом этапе нашего исследования мы проведи диагностику эмпатии по следующим методикам:

1. Методика изучения уровня развития эмпатии (автор В.В. Бойко);

2. Опросник оценки эмпатии (авторы А. Меграбян, Н. Эпштейн);

3. Методика изучения способности к эмпатии (автор И.М. Юсупов).

■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Заниженный уровень ■ Очень низкий уровень

41%

Рис. 1 Распределение испытуемых по результатам методики изучения уровня развития

эмпатии (автор В.В. Бойко)

Рис. 2 Распределение испытуемых по результатам опросника оценки эмпатии (авторы А.

Меграбян, Н. Эпштейн)

Рис. 3 Распределение испытуемых по результатам изучения способности к эмпатии (автор

И.М. Юсупов)

По итогам обработки результатов трех методик нами была выявлена группа студентов в количестве 12 с низкими показателями эмпатии. С данной группой испытуемых мы сочли целесообразным внедрить программу формирования эмпатии как профессионально важного качества педагога-психолога.

Целью формирующего эксперимента выступило формирование эмпатии у студентов-психологов посредством групповой работы. Для достижения цели мы выдвинули следующие задачи:

1. Активизировать и заинтересовать студентов-психологов в необходимости формирования эмпатии в процессе профессионального обучения;

2. Актуализировать эмпатические тенденции личности в плане подготовки психолога к профессиональной деятельности;

3. Определить пути профессионального развития и совершенствования эмпатического отклика у студентов-психологов.

Для проверки эффективности данной коррекционной программы, нами была проведена повторная диагностика. Результаты методики изучения уровня развития эмпатии (автор В.В. Бойко) экспериментальной группы (12 человек) представлены на рис.

4.

■ Высокий уровень ■ Средний уровень I Заниженный уровень ■ Очень низкий уровень

50%

Зис. 4 Результаты изучения уровня развития эмпатии (по В.В. Бойко) экспериментальной группы

Распределение испытуемых экспериментальной группы (12 человек) по данным опросника оценки эмпатии (авторы А. Меграбяи, Н. Эиштейи) представлено на рисунке 5.

■ Очень высокий уровень ■ Высокий уровень ■ Нормальный уровень

■ Низкий уровень ■ Очень низкий уровень

9% 0%0% 0%

91%

Рис. 5 Распределение испытуемых экспериментальной группы по данным опросника оценки эмпатии (авторы А. Меграбян, Н. Эпштейн)

Результаты полученных данных экспериментальной группы (12 человек) по методике изучения способности к эмпатии (автор И.М. Юсупов) представлены на рис. 6.

■ Очень высокий уровень ■ Высокий уровень ■ Средний уровень

■ Низкий уровень ■ очень низкий уровень

17% 0% 0% 8%

75%

Рис. 6 Распределение испытуемых экспериментальной группы по данным методики изучения способности к эмпатии (автор И.М. Юсупов)

Как мы видим, внедренная нами коррекционная программа привела к повышению уровня эмпатии в экспериментальной группе. Разница в уровнях эмпатии экспериментальной группы до и после проведения формирующего эксперимента доказывается с помощью критерия знаков О.

Наличие достоверного сдвига в показателях экспериментальной группы подтверждает эмпирическое значение критерия:

- по методике изучения уровня развития эмпатии (Оэмп 1 при р<0,01).

- по данным опросника оценки эмпатии (Оэмп =0 при р<0,01),

- по методике изучения способности к эмпатии_(Оэмп =0 при р<0,01).

Таким образом, мы пришли к выводу, что существуют различия в уровне эмпатии у студентов-психологов до и после проведения формирующего эксперимента, а именно, уровень эмпатии в экспериментальной группе после проведения повысился.

УДК 159.99

М.Н. Кропачева, Н.И. Годовых, г. Шадринск

Изучение наркозависимости у младших школьников с задержкой

психического развития

В статье раскрываются особенности аддиктивного поведения у младших школьников с задержкой психического развития, представлены основные направления, роль психологических факторов формирования риска развития наркозависимости у детей данной категории

Наркозависимость, аддиктивное поведение, психоактивные вещества, факторы риска

M. N. Kropachevu, N. I. Godovjch, Shadrinsk

The study of drug addiction among younger students with mental retardation

The article describes the features of addictive behavior in primary school children with mental retardation, discusses the main trends of the role of psychological factors in the formation of the risk of addiction in children of this category

Keywords: Addiction, addictive behavior, substance abuse, risk factors.

В настоящее время проблема распространения наркомании и алкоголизма в среде несовершеннолетних приобрела масштабы социального бедствия, угрожающего национальной безопасности страны. За последние годы данная проблема является остроактуальной среди несовершеннолетних, поскольку приобрела новые качественные и количественные характеристики. Одним из наиболее частых проявлений девиантного поведения у детей и подростков является аддиктивное поведение, и, в частности, злоупотребление наркотическими веществами. Многими авторами установлено, что среди основных тенденций, характеризующих наркотическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Впервые знакомство с ПАВ происходит в 11-17 лет, однако, есть случаи приобщения к наркотическим и другими психоактивным веществам детей 8-10 лет.

Установлено, что чем раньше произошло приобщение к наркотическим веществам, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивных веществ, и тем меньше эффективность реабилитационных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.