пы. В подгруппе сотрудников, не задействованных в учебном процессе, особенно важно изучить отдельные, ведущие симптомы фаз напряжения и резис-тенции, выявленные на этапе диагностики (например, симптомы «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и «редукция профессиональных обязанностей»).
В подгруппе преподавателей с синдромом «эмоционального выгорания» большее значение имеет фаза истощения, хотя и другим фазам необходимо уделить внимание. Рассматривая симптомы истощения как своеобразную эмоциональную защиту, психолог выстраивает работу так, чтобы активировать личностные ресурсы участников группы и научить справляться с профессиональным стрессом.
Социально-психологический тренинг рассчитан на 8-10 занятий, с периодичностью один раз в неделю. Уместно сочетать участие сотрудников в тренинговой группе и их индивидуальное консультирование.
При всей важности и эффективности психокоррекционных мероприятий, проводимых с «выгорающими» сотрудниками, следует помнить, что существенный вклад в психопрофилактику этого синдрома вносят организационная культура и психологический климат в рабочем коллективе. Моральное и материальное поощрение, возможность карьерного роста и повышения квалификации, ряд других мероприятий уменьшают организационный стресс и тем самым служат профилактикой синдрома «эмоционального выгорания».
Таким образом, анализ результатов проведенного исследования показал, что преподавательская деятельность характеризуется повышенным риском развития синдрома «эмоционального выгорания». Было установлено, что у профессорско-преподавательского состава вуза МВД России по сравнению с сотрудниками, не задействованными в учебном процессе, чаще фиксируются такие сформированные фазы синдрома, как истощение, напряжение, резистенция, при этом имеются различия в проявлении отдельных симптомов. Это обусловливает различные подходы к первичной и вторичной психопрофилактике и психокоррекционной работе с «выгорающими» сотрудниками с учетом специфики ведомственного вуза и их занятости в учебном процессе.
1. Мучински П. Психология, профессия, карьера. СПб., 2004. 539 с.
2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром «выгорания»: диагностика и профилактика. СПб., 2005. 286 с.
3. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3. С. 1-19.
4. Психология профессионального здоровья : учебное пособие / под ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб., 2006. 480 с.
5. СеменоваЕ. А. Профилактика профессионального выгорания педагогов. иКЬ: М1р://%г%г%гЛго. yar.ru/conferences/ те1»11_то11ет/те1:Ьо112002.Ь1т1 (дата обращения: 20.04.2010).
6. Мучински П. Указ. соч.
7. Там же.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ
Н. А. Соболева, В. Р. Гилль, Л. Т. Майорова,
В. Б. Антипин
Целью исследования является изучение особенностей агрессии и проявления агрессивности у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом, в возрасте 1822 лет. Для исследования форм агрессии использованы опросник Басса-Дарки и методика Ассингера. В эксперименте приняли участие студенты ОмЮИ, ОмА МВД России, СибГУФК. Полученные данные представляют интерес для тренеров-преподавателей по физической культуре и спорту.
Ключевые слова: агрессия, поведение, студенты, спортсмены, не спортсмены, возраст, враждебность, общество.
Рост агрессивных тенденций в молодежной среде отражает одну из острейших социальных проблем. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающей молодежи. Среди них особенно видны не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и цинизм, жестокость, агрессивность молодых людей. Эти проблемы затрагивают общество в целом, вызывают как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. В этой связи актуализируются задачи изучения агрессивности молодых людей студенческого возраста.
Исследований, посвященных этой проблеме в целом в отечественной психологии, проведено недостаточно, отдельные аспекты агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ [1-8].
В данном исследовании мы рассматриваем агрессивность как особое личностное, психическое свойство, черту характера. Под агрессией следует понимать какое-либо конкретное физическое, вербальное, поведенческое действие, обычно определенное агрессивностью (личностным свойством) соответствующего субъекта, или ситуационными факторами. Агрессия обычно трактуется как неадекватное, деструктивное поведение по отношению к другим людям, что входит в противоречие с ожидаемыми общепринятыми нормами в обществе. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, до деструктивных форм поведения [9].
Решение воспитательных задач в процессе профессиональной подготовки студентов является обязательным требованием. Это относится к студентам различных специальностей любого возраста и разных социальных групп. Невыполнение данного требования порождает отстранение от норм общечеловеческой этики, а иногда влечет криминал.
Одним из путей предотвращения этого, по нашему мнению, являются занятия физической культурой и спортом. Потенциальные возможности для формиро-
вания и развития положительных свойств и качеств человека средствами физической культуры и спорта бесспорны и очевидны.
Агрессия весьма определенно проявляется в различных видах спорта. Но представляет ли агрессивность свойство, характерное именно для спортсменов? Тем более, очень важно различать агрессивность в быту, на службе, в семье и, например, агрессивность боксеров на спортивном ринге. Действительно ли спортсмены агрессивнее не спортсменов? И каковы виды агрессии, рассматриваемые нами?
Целью нашего исследования было изучить особенности агрессии и проявления агрессивности у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.
Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень и особенности проявления агрессии, ее виды и особенности у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.
2. Выявить особенности агрессивности юношей и девушек.
3. Изучить агрессивность студентов в зависимости от социального статуса семьи.
Исследование проводилось на базе Омского юридического института и Омской академии МВД России и Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (г. Омск). В эксперименте приняли участие студенты с 1 по 4 курсы в возрасте 18-22 лет. Испытуемые были разделены на две группы. В первую группу вошли студенты Омского юридического института и Омской академии Министерства внутренних дел РФ. Вторую группу составили студенты СибГУФК, занимающиеся единоборствами (бокс, фехтование, борьба).
Для изучения агрессивности студентов была применена методика Басса-Дарки. Данный опросник позволяет выявлять различные формы агрессивных и враждебных реакций, от физической (прямое нападение) до косвенной - вербальной агрессии. В этот ряд вошли также
склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, угрызения совести, чувство вины.
Физическая, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности.
Результаты исследования агрессии у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом, позволили определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения и средние показатели агрессивности и враждебности (табл. 1).
Из полученных данных видно, что все показатели, характеризующие студентов, не занимающихся спортом, выше показателей признаков в группе спортсменов. Различия достигают достоверно значимых величин (р < 0,05), за исключением признака подозрительности.
Анализ показателей индексов агрессивных реакций и враждебности у испытуемых выявил, что показатели этих индексов у студентов, не занимающихся и занимающихся спортом, находятся в пределах нормы. У не спортсменов он равен 19,05, а у спортсменов - 15,96.
В то же время было выявлено, что индекс враждебности у не спортсменов выше нормы и равен 10,86. У спортсменов этот показатель равен 9,00, что считается нормой. Различия в показателях индекса враждебности достигают достоверно значимых величин (р < 0,05) (табл. 2).
Это говорит о том, что люди, занимающиеся спортом, эмоционально более устойчивы (так как в период тренировок и особенно соревнований им приходится испытывать сильное психоэмоциональное напряжение, которое в большинстве своем они преодолевают при помощи различного рода методик). Они сдержанны, так как любой вид спорта ограничен рамками правил, переступить которые нельзя, а все это сопровождается соблюдением принципов спортивной этики. Спортсмены не эгоистичны по отношению к другим, их деятельность проходит в коллективе и зачастую зависит от
Таблица 1
Сравнительные данные форм агрессин у спортсменов и не спортсменов (х ± т), балл
Вид агрессии Не спортсмены Спортсмены р
Физическая 5,03 + 0,14 4,50 + 0,38 < 0,05
Косвенная 4,92 + 0,11 3,57 + 0,33 < 0,05
Вербальная 8,46 + 0,16 7,38 + 0,33 < 0,05
Негативизм 3,18 + 0,28 2,42 + 0,25 < 0,05
Чувство вины 6,39 + 0,16 5,80 + 0,40 < 0,05
Раздражение 6,07 + 0,45 3,92 + 0,39 < 0,05
Обида 4,29 + 0,13 3,34 + 0,37 < 0,05
Подозрительность 6,47 + 0,15 7,80 + 0,39 > 0,05
Среднее значение 5,38 + 0,20 4,47 + 0,36 < 0,05
Таблица 2
Показатели суммарных индексов агрессивных реакций и враждебности у студентов, занимающихся
и не занимающихся спортом (х ± т), балл
Индекс Не спортсмены Спортсмены р
Агрессивность 19,05 + 0,32 15,96 + 0,82 < 0,05
Враждебность 10,86 + 0,22 9,00 + 0,60 < 0,05
него, каждый спортсмен - часть коллектива. Все это накладывает свой отпечаток на поведение в обществе в целом и свидетельствует о том, что спортсмены в большей степени благосклонны к окружающему миру.
В этой связи мы полагаем, что занятия спортом позволяют студентам переключить свою агрессию на тренировки и соревнования, а также получить позитивные переживания в связи с достижением результатов, в некоторой степени получить также позитивные педагогические воздействия от своих тренеров. Студенты, не занимающиеся спортом, этой возможности не имеют и в большинстве своем с агрессией, иногда прямо просматривающейся как отклонение, пытаются справиться самостоятельно либо сдерживая негативные чувства в себе, либо «выплескивая» их на окружающих.
Для получения достоверных данных об агрессии и агрессивности мы в ходе исследования применили также методику Ассингера. Целью обследования по данной методике студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, стала оценка их общей агрессивности, без дифференцирования по видам агрессии. Результаты повторили сведения об общей агрессивности, полученные в предшествующем исследовании.
Агрессивность студентов, занимающихся спортом, выразилась, по Ассингеру, 37,3 ± 0,58 очками, что соответствует критерию умеренной агрессивности. Результаты опроса студентов, не занимающихся спортом, были равны 40,6 ± 0,93 очка, что также соответствует умеренной агрессивности, но выше, чем у студентов-спортсме-нов на статистически значимом уровне (р < 0,05). Это укрепило нас во мнении, что занятия спортом, даже такими видами спорта, как единоборства (в нашем слу-
чае: бокс, фехтование, борьба), могут способствовать снижению общей агрессивности.
Сравнительный анализ полученных в ходе исследования данных, определяющих уровень агрессии (по ее видам) у студентов Омского юридического института и Омской академии МВД России показал, что такой вид агрессии, как подозрительность, на достоверно значимом уровне (р < 0,05) в большей степени выражен у студентов академии (7,36) (табл. 3). Мы полагаем, что данная характеристика связана с выбором предстоящей деятельности либо может проявляться в процессе обучения в качестве необходимой для дальнейшей профессиональной деятельности. Между остальными показателями агрессии достоверных различий не обнаружено.
В результате исследования было выявлено, что проявление физической агрессии у юношей выше, чем у девушек (р < 0,05). Видимо, это определяется физическим превосходством юношей, их большей уверенностью в собственных силах. В группе девушек выявлены более высокие показатели по проявлению таких форм агрессии, как чувство вины (6,84) и обида (4,62), чем у юношей (р < 0,05). Важно отметить, что индекс враждебности у девушек Омского юридического института превышает норму (11,04), в то время как у юношей данный показатель находится в ее пределах (9,52) (табл. 4).
Анализ полученных данных позволяет отметить влияние социального статуса семьи на характер и уровень агрессивности студентов (табл. 5). Так, установлено, что уровень вербальной формы агрессивного поведения наиболее выражен у студентов из рабочей среды и среды коммерсантов (8,18; 8,57 баллов соответственно) по отношению к студентам из среды интеллигенции (5,4 балла).
Таблица 3
Показатели агрессии у обучающихся в Омском юридическом институте и Омской академии МВД России (х ± т), балл
Вид агрессии Академия МВД Юридический институт р
Физическая 4,95 + 0,30 5,05 + 0,16 > 0,05
Косвенная 5,09 + 0,24 4,89 + 0,12 > 0,05
Вербальная 9,53 + 0,24 8,17 + 0,20 > 0,05
Негативизм 3,36 + 0,20 3,13 + 0,12 > 0,05
Чувства вины 6,24 + 0,33 6,42 + 0,19 > 0,05
Раздражение 5,70 + 0,31 5,38 + 0,18 > 0,05
Обида 4,00 + 0,50 4,36 + 0,15 > 0,05
Подозрительность 7,36 + 0,28 6,21 + 0,17 < 0,05
Индекс агрессивности 19,53 + 0,64 19,03 + 0,37 > 0,05
Индекс враждебности 11,59 + 0,50 10,65 + 0,24 > 0,05
Таблица 4
Сравнительные данные форм агрессии у девушек и юношей Омского юридического института (х ± т), балл
Вид агрессии Девушки Юноши р
Физическая 4,62 + 0,18 6,30 + 0,23 < 0,05
Косвенная 4,93 + 0,14 4,70 + 0,28 > 0,05
Вербальная 8,12 + 0,23 8,30 + 0,27 > 0,05
Негативизм 3,13 + 0,14 3,13 + 0,25 > 0,05
Чувство вины 6,84 + 0,18 5,22 + 0,46 < 0,05
Раздражение 5,53 + 0,21 4,94 + 0,36 > 0,05
Обида 4,62 + 0,18 3,63 + 0,21 < 0,05
Подозрительность 6,38 + 0,19 5,72 + 0,35 > 0,05
Индекс агрессивности 18,95 + 0,44 19,27 + 0,67 > 0,05
Индекс враждебности 11,04 + 0,29 9,52 + 0,41 < 0,05
Аналогичная картина наблюдается и в отношении такой формы проявления агрессивного поведения, как чувство вины. Вместе с тем студенты этих слоев населения менее раздражительны (5,41; 5,0 баллов соответственно), в то время как у студентов - выходцев из интеллигенции - показатель раздражения равен 6,4.
Следует отметить также, что индекс враждебности менее выражен у студентов, чьи родители занимаются коммерческой деятельностью. Видимо, это связано не только с материальным благосостоянием, но и с выработанным в этой среде стремлением избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.
В ходе анализа результатов исследования выявлено следующее.
Общий уровень агрессивности студентов, не занимающихся спортом, несколько выше по отношению к студентам, занимающимся спортом, это подтверждается и показателем, определяющим индекс враждебности, который у студентов - не спортсменов выше нормы.
Многочисленные примеры влияния воспитания как на рост агрессивного поведения молодежи, так и на его коррекцию посредством занятий спортом дает современная практика.
Характерным признаком для юношей служит проявление физической формы агрессии, в то время как у девушек более выражены такие формы агрессии, как чувство вины и обида. Следует также сказать, что показатель индекса враждебности у девушек носит выраженный характер по отношению к юношам.
Имеются особенности в проявлении различных форм агрессии в зависимости от социального статуса семьи: студенты из семей рабочих и коммерсантов чаще прибегают к вербальной агрессии, у них также более выражено чувство вины, в то время как у студентов из среды интеллигенции данные показатели имеют более низкие значения. Менее выраженные показатели враждебности отмечены у студентов из среды коммерсантов.
Таблица 5
Зависимость проявления агрессии студентов от социального статуса семьи и среды воспитания (х ± т), балл
Вид агрессии Рабочие Интеллигенция Коммерсанты
Физическая 4,76 + 0,10 5,59 + 1,03 5,26 + 1,99
Косвенная 4,80 + 0,15 4,62 + 0,85 5,00 + 1,91
Вербальная 8,18 + 0,18 5,40 + 1,00 8,57 + 3,24
Негативизм 3,10 + 0,12 3,37 + 0,62 3,23 + 0,38
Чувство вины 6,47 + 0,18 4,29 + 0,79 5,92 + 2,24
Раздражение 5,41 + 0,16 6,40 + 1,18 5,00 + 1,89
Обида 4,36 + 0,17 4,29 + 0,79 3,71 + 1,40
Подозрительность 6,66 + 0,17 6,62 + 1,23 5,76 + 2,18
Индекс агрессивности 18,76 + 3,36 19,55 + 3,63 19,21 + 7,27
Индекс враждебности 10,83 + 0,25 10,59 + 1,96 9,94 + 3,76
1. Алемаскин М. А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Тюмень, 1985. С. 5-11.
2. Андреева Г М. Социальная психология. М., 1988. 429 с.
3. Знаков В. В. Понимание асоциальными подростками ситуации насилия и унижения человеческого достоинства // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 20-27.
4. Колчина Л. П. Связь поведенческого и вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации // Темперамент / под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1976. С. 45-64.
5. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. № 1. С. 131-137.
6. Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии // Там же. 1972. № 6. С. 168-171.
7. Румянцева Т. Г. Критический анализ концепции «человеческой агрессивности». Минск, 1982. 79 с.
8. Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 82-86.
9. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции : учебное пособие. М., 1998. 96 с.