7. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения) / Я. Стреляу, О. Митина, Б. Завадский и др. - М.: Смысл, 2005. - C. 45-46.
8. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. - 2-е изд. / Ин-т психологии РАН; Психол. ин-т РАО. - М.: Наука, 2012. - 519 с.
9. Осин Е.Н. Чувство связности как показатель психологического здоровья и его диагностика // Психологическая диагностика. - 2007. - № 3. -С. 22-41.
10. Попов А.Ю., Волочков А.А. Структура и психологическая диагностика активности студента / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2015. - 152 с.
11. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. - М.: Смысл: ИП РАН, 1997. - 140 с.
УДК 159.923:796.01
Харламова Татьяна Михайловна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 212-85-90 e-mail: psychair@yandex. ru
Сидорова Вероника Алексеевна
магистр
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский
университет» 614990, Пермь, ул. Букирева, 15, +7 (922)375-01-02 e-mail: okpsychology@mail. ru
СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЗИМНИМИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ
СПОРТА
Тatiana М. Kharlamova
Ph.D., Assistant Professor of Psychology
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: psychair@yandex. ru
© Харламова Т.М., Сидорова В.А., 2017
Veronika А. Sidorova
Master
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State University PSU» 15, Bukireva, 614990, Perm, Russia e-mail: okpsychology@mail. ru
PERSONALITY TRAITS OF ADOLESCENT BOYS AND YOUNG MEN ENGAGEN IN EXTREME WINTER SPORTS
Аннотация. Проведен сравнительный анализ свойств личности подростков и юношей, занимающихся зимними экстремальными видами спорта. Выявлены стабильные характеристики, не зависящие от возраста и стажа катания, а также специфичные, обусловленные данными параметрами. Например, установлено, что чем выше уровень агрессивности респондентов, тем более они склонны к физическому и словесному выражению эмоций и тем деструктивнее реагируют на не соответствующие их ожиданиям ситуации. В то же время чем более испытуемые обеих групп склонны к риску, тем менее обидчивы подростки и тем менее осторожны и осмотрительны юноши, чему способствует их больший опыт катания.
Ключевые слова: подростки; юноши; личность; экстремальный спорт.
Abstract. The study presents the results of a comparative analysis of the personality traits of adolescent boys and young men engaged in extreme winter sports. Both (i) stable, age and experience-independent and (ii) specific, age and experience-dependent traits were observed. For example, all respondents with higher levels of aggressiveness were prone to physical and verbal expression of their emotions and had destructive reactions to the situations that did not meet their expectations. At the same time, the prone-to-risk participants were less easily offended (adolescent boys) or less cautious and less careful (young men), which is related to the greater extent of their sporting experience.
Key words: adolescent boys; young men; personality; extreme sports.
Изучением проблемы поиска предельно острых ощущений лицами разных возрастов посредством занятий экстремальными видами спорта (паркур, скейтбординг, сноукайтинг, сноубординг, маунтинбайк, хели-ски, горные лыжи и т.п.) активно занимаются А.С. Ганоль, Е.С. Зайкова, О.П. Карпова [3], Я.К. Малик, Р.А. Молодчий [9], А.В. Шаболтас [11] и многие другие специалисты [10]. Повышение интереса к данному вопросу объясняется, в частности, тем, что в современной России привлечение молодежи к участию в подобных видах спорта рассматривается как потенциальная возможность для
реализации экстремальных наклонностей социально приемлемым способом [1; 2; 4; 5; 6; 8].
Государство идет на встречу и поддерживает увлечение молодых людей зимними видами спорта, позволяет максимально проявлять себя в них. Подтверждением востребованности данных действий служит разработка инициативной программы «Лыжи мечты» (2014). Ее цель - содействие эффективной реабилитации посредством занятий горными лыжами людей с детским церебральным параличом, аутизмом, синдромом Дауна, проблемами зрения, слуха и другими ограниченными возможностями здоровья. Исследовательская работа по результативности программы подтверждает ее высокий терапевтический эффект (Т.Т. Батышева, Н.А. Гросс и др.). Согласно федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020гг.», распространение стандартов здорового образа жизни содействует развитию человеческого потенциала страны.
Целью нашей работы стало изучение свойств личности подростков и юношей, занимающихся горными лыжами и сноубордингом, которые имеют официальный статус экстремальных и, следовательно, помогают поддерживать обостренное чувство жизни. Исследование проводилось на базе горнолыжных центров «Губаха», «Такман», «Иван-гора». В качестве испытуемых выступили спортсмены обозначенных возрастных групп со стажем катания менее трех лет и более трех лет, распределенные на четыре выборки. В сформированный нами диагностический комплекс вошли методики изучения уровня агрессивности (А. Басс, А. Дарки), уровня тревожности (Дж. Тейлор) и степени готовности к риску (А.М. Шуберт), которые в своей совокупности дают представление о психическом состоянии респондентов, влияющем на их спортивную деятельность. Обследование проводилось в индивидуальном порядке, на добровольной основе. Все испытуемые имели возможность получить обратную связь. Первичные данные были проверены на нормальность распределения с помощью описательной статистики и критерия Колмогорова -Смирнова, что позволило выбрать параметрические методы их статистической обработки - Т-критерий Стьюдента и корреляционный анализ Пирсона.
Сравнительный анализ исследуемых показателей позволил установить, что в выборке подростков со стажем катания более трех лет, по сравнению с группой их менее опытных сверстников, в большей степени выражены физическая и вербальная агрессия, раздражительность, подозрительность, негативизм и склонность к риску (табл. 1).
Очевидно, занятия экстремальными видами спорта усиливают у подростков обозначенные свойства личности. Данный факт можно объяснить социально приемлемой ситуацией для подобного эмоционального реагирования и перспективой близкого перехода в старшую группу спортсменов, где требования к уровню катания и личностным характеристикам, соответствующим экстремальным ситуациям, возрастают.
Таблица 1
Сравнительный анализ средних значений показателей агрессивности, тревожности и склонности к риску по Т-критерию Стьюдента в группах _подростков с разным стажем катания_
Показатели методик Среднее арифметическое Т-критерий Стьюдента Уровень значим, р
Стаж катания
менее 3 лет более 3 лет
Физическая агрессия 5,13 7,61 -4,61 0,000 ***
Раздражение 2,87 3,78 -2,23 0,031 *
Негативизм 2,17 4,00 -4,40 0,000 ***
Подозрительность 2,30 3,13 -2,17 0,036 *
Вербальная агрессия 5,74 8,91 -5,38 0,000 ***
Агрессивность 13,87 20,30 -6,24 0,000 ***
Склонность к риску 15,74 19,78 -3,00 0,004 **
Интересно, что и в выборке более опытных юношей, по сравнению с выборкой спортсменов со стажем катания менее 3 лет, выше значения показателей склонности к риску и раздражительности, а также косвенной агрессии, проявляющейся в неупорядоченных взрывах безадресной ярости (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ средних значений показателей агрессивности, тревожности и склонности к риску по Т-критерию Стьюдента в группах
юношей с разным стажем катания
Показатели методик Среднее арифметическое Т-критерий Стьюдента Уровень значим. р
Стаж катания
менее 3 лет более 3 лет
Косвенная агрессия 3,42 4,30 -2,26 0,027 *
Раздражение 3,50 4,58 -2,92 0,005 **
Подозрительность 4,00 3,00 2,82 0,007 **
Враждебность 8,00 6,33 2,60 0,012 **
Тревожность 17,58 15,33 2,05 0,045 *
Склонность к риску 10,62 20,85 -7,55 0,000 ***
Соответственно, в выборке спортсменов-новичков данной возрастной группы более выражены подозрительность, враждебность и тревожность. Полученные данные позволяют предположить, что из-за высокого уровня притязаний и наличия ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям юноши с меньшим стажем катания подвержены фрустрации, которая трансформируется в недоверчивость, осторожность и недоброжелательное отношение к окружающим. В свою очередь эмоциональный дискомфорт, связанный у новичков со страхом
потерпеть неудачу, ощущением угрозы для жизни и здоровья, может быть детерминирован отсутствием опыта в зимнем экстремальном спорте.
Далее нами был проведен сравнительный анализ степени выраженности исследуемых показателей в объединенных выборках испытуемых (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ средних значений показателей агрессивности, тревожности и склонности к риску по Т-критерию Стьюдента в двух возрастных группах (без учета стажа катания)
Показатели методик Среднее арифметическое Т-критерий Стьюдента Уровень значим. p
Подростки Юноши
Раздражение 3,33 4,10 -2,68 0,009 **
Подозрительность 2,72 3,44 -2,64 0,010 **
Установлено, что юношам в большей степени, чем подросткам, свойственны раздражительность, вспыльчивость, склонность бурно реагировать на типичные жизненные ситуации, подозрительность и недоверчивость. Можно предположить, что спортсмены-экстремалы юношеского возраста (независимо от стажа катания) чаще спортсменов-подростков проявляют негативные эмоции, особенно в случае неудачи или возникновения препятствия на пути достижения цели. Также они более избирательно относятся к своему окружению, стремятся подвести его к личному идеалу и в целом найти свое место в экстремальном спорте.
Проведенный нами далее корреляционный анализ позволил в каждой исследуемой выборке выявить наличие достоверно значимых взаимосвязей показателей агрессивности, тревожности и степени готовности к риску.
Было установлено, что в выборках подростков (рис. 1) общими являются корреляции интегративного показателя уровня агрессивности с показателями вербальной и физической агрессии, а также интегративного показателя враждебности с показателями обиды и подозрительности. Положительный характер данных корреляций позволяет предположить, что независимо от стажа катания склонность подростков к деструктивному словесному выражению эмоций и применению физической силы для нанесения ущерба не только людям, но и собственному спортивному снаряжению повышает их общий уровень агрессивности. Соответственно, чем сильнее данные испытуемые реагируют на несправедливо причиненное огорчение, что может свидетельствовать о нарушении социального взаимодействия, и чем более они недоверчивы и готовы защищать свои интересы в любой момент времени, тем более враждебно настроены в отношении конкретных людей, неживых объектов или событий окружающей действительности. Наличие общих корреляций исследуемых показателей позволяет утверждать, что независимо
от стажа занятий экстремальным спортом в личности подростков существует стабильный конструкт, во многом определяющий их жизнедеятельность.
Рис. 1. Схема взаимосвязей показателей агрессивности, тревожности и склонности к риску
в группах подростков с разным стажем катания Условные обозначения: 1 - агрессивность; 2 - склонность к риску; 3 - физическая агрессия; 4 - раздражение; 5 - негативизм; 6 - косвенная агрессия; 7 - обида; 8 - подозрительность;
9 - вербальная агрессия; 10 - чувство вины; 11 - враждебность; 12 - тревожность
В качестве системообразующих показателей в выборке подростков, занимающихся зимними экстремальными видами спорта менее 3 лет, выступают агрессивность и подозрительность. Анализ взаимосвязей обозначенных показателей (все имеют положительный характер) позволяет предположить, что чем выше уровень агрессивности у данных испытуемых, тем выше уровень их вербальной и физической агрессии, тем выше раздражительность, негативизм, подозрительность и враждебность. Соответственно, чем более склонны данные подростки к проявлению подозрительности, тем более им свойственны негативизм, вербальная и физическая агрессия, чувство обиды. Для сравнения, отрицательная корреляция показателя «подозрительность» с показателем «обида» в выборке подростков с большим стажем занятий экстремальным спортом позволяет утверждать, что чем более они мнительны и более склонны к проекции собственной личности на окружающих, тем менее способны обижаться и носить это чувство в себе.
Все остальные взаимосвязи специфичные. Например, в выборке подростков со стажем катания менее 3 лет показатель «склонность к риску» отрицательно коррелирует с показателем «обида», а во второй выборке (также отрицательно) - с показателем «раздражение». Очевидно, чем активнее первые испытуемые проверяют границы своих возможностей, тем менее эмоционально реагируют на неприятные лично для них события и несправедливое мнение окружающих. Объяснить это можно тем, что «экстремальный» спортсмен
может опробовать новые трюки, новые трассы, соответственно, он реализует себя активнее, чем спортсмены, не склонные к риску. В свою очередь подростки со стажем катания более 3 лет становятся более сдержанными в отношении повседневных впечатлений, адресованных их самолюбию.
Сравнительный анализ взаимосвязей показателей агрессивности, тревожности и склонности к риску в юношеских выборках позволил установить следующее (рис. 2).
а) стаж катания менее 3 лет
б) стаж катания более 3 лет
Рис. 2. Схема взаимосвязей показателей агрессивности, тревожности и склонности к риску
в группах юношей с разным стажем катания Условные обозначения: 1 - агрессивность; 2 - склонность к риску; 3 - физическая агрессия; 4 - раздражение; 5 - негативизм; 6 - косвенная агрессия; 7 - обида; 8 - подозрительность; 9 -вербальная агрессия; 10 - чувство вины; 11 - враждебность; 12 - тревожность
Общими для обеих выборок являются положительные корреляции показателя вербальной агрессии с показателями косвенной агрессии, уровня агрессивности и раздражительности, в том числе взаимосвязь двух последних показателей. Также общими являются положительные корреляции показателя враждебности с показателями обиды и подозрительности. Полученные данные представляют несомненный интерес, так как обозначенные выше взаимосвязи сохраняются во времени и поэтому (в логике нашей работы) будут рассмотрены далее.
В качестве системообразующего показателя в выборке юношей, занимающихся зимними экстремальными видами спорта более 3 лет, выступает показатель «раздражение». Анализ взаимосвязей данного показателя, за исключением рассмотренных выше (все также имеют положительный характер), позволяет предположить, что чем более респонденты исследуемой группы склонны к кратковременным вспышкам недовольства, проявлению неприязни в отношении кого-либо или чего-либо, тем выше уровень их косвенной агрессии, подозрительности и враждебности. Очевидно, определенные факторы внешней среды, в том числе ситуация экстремальной спортивной деятельности, усиливают сомнения юношей в собственном
совершенстве и повышают потребность в выплеске негативных эмоций на актуально воспринимаемые объекты, но опосредованным образом.
Все остальные взаимосвязи специфичные. Например, в выборке юношей со стажем катания менее 3 лет показатель физической агрессии положительно коррелирует с интегративным показателем уровня агрессивности, что вполне логично, и отрицательно - с показателем подозрительности. Последний факт позволяет предположить следующее: чем более данные испытуемые склонны к использованию физической силы против другого лица, физического объекта или социальной группы, тем менее они осторожны и недоверчивы. Возможна и обратная тенденция: чем менее свойственны этим респондентам агрессивные психомоторные акты, тем более они мнительны и осторожны. Мы можем объяснить это тем, что физическую силу юноши используют для того, чтобы обозначить свою лидерскую позицию и представить окружающих спортсменов более слабыми. И наоборот, чем реже данные испытуемые применяют физическую агрессию, тем менее уверенно себя чувствуют в экстремальных ситуациях и тем больше не доверяют окружающим людям.
Определенный интерес представляет и положительная корреляция показателя тревожности с показателем «обида». Ее наличие можно интерпретировать следующим образом: чем сильнее юноши со стажем занятий экстремальным спортом более 3 лет переживают эмоциональный дискомфорт, связанный с предчувствием грозящей опасности, неблагополучия или неудовлетворением их социогенных потребностей, тем сильнее их ответная реакция на личностно неприятные события, особенно если они не готовы к ним.
Сравнительный анализ взаимосвязей показателей агрессивности, тревожности и склонности к риску в обобщенных выборках подростков и юношей (без учета стажа катания) позволил установить следующее (рис. 3). Общими для всех групп испытуемых являются положительные корреляции интегративного показателя уровня агрессивности с показателями физической, вербальной агрессии и раздражительности, а также показателя враждебности с показателями обиды и подозрительности. Выявленный стабильный личностный конструкт позволяет утверждать, что независимо от возраста и стажа катания чем выше уровень агрессивности спортсменов-экстремалов, тем более они склонны к деструктивному физическому и словесному выражению эмоций, тем острее реагируют на не соответствующие их ожиданиям и представлениям ситуации. Соответственно, чем более враждебно относятся респонденты к актуально воспринимаемым объектам, что может быть продуктом микро- и макросоциальных процессов, тем более обиженными себя ощущают (их самооценка не соответствует точке зрения других) и тем более они мнительны. Полученные данные согласуются с мнением С.О. Кузнецовой, А.А. Абрамовой [7] и других исследователей о росте и закреплении враждебного отношения и агрессивного поведения среди взрослой популяции и детей.
а) подростки б) юноши
Рис. 3. Схема взаимосвязей показателей агрессивности, тревожности и склонности к риску
в двух возрастных группах (без учета стажа катания) Условные обозначения: 1 - агрессивность; 2 - склонность к риску; 3 - физическая агрессия; 4 - раздражение; 5 - негативизм; 6 - косвенная агрессия; 7 - обида; 8 - подозрительность; 9 -вербальная агрессия; 10 - чувство вины; 11 - враждебность; 12 - тревожность
В качестве системообразующего показателя в выборке подростков, занимающихся зимними экстремальными видами спорта, выступает «агрессивность», а в выборке юношей - показатели «вербальная агрессия» и «раздражение». Характер корреляций данных показателей (за исключением рассмотренных выше) позволяет утверждать, что чем более подросткам свойственно деструктивное, приносящее людям и неживым объектам вред, поведение (его возможная цель - получение более высокого экстремального спортивного статуса), тем более они склонны к негативизму, оппозиционной манере поведения и подозрительности, обусловленными потребностью в самоутверждении. Последний факт может быть связан с ощущением подростками собственного спортивного несовершенства. В свою очередь, чем более юношам свойственна словесная агрессия, тем более они вспыльчивы и тем чаще их деструктивный посыл не имеет конкретного адресата (положительные корреляции), а также тем менее они склонны к физической агрессии и менее негативно реагируют на внешние воздействия (отрицательные корреляции). В свою очередь, чем более юношам свойственны раздражительность и вспыльчивость, тем более недоверчиво они относятся к актуальному социальному окружению, тем чаще маскируют собственные агрессивные действия и тем активнее стремятся к поставленной цели, достижение которой связано с опасностью для жизни и здоровья, угрозой поражения, неудачи.
Интересны и другие специфичные взаимосвязи исследуемых показателей, в том числе «отрицательные» показателя склонности к риску. В выборке подростков он коррелирует с показателем обиды, а в выборке юношей -с показателем подозрительности. Можно предположить, что чем более
испытуемые обеих групп склонны к рискованному поведению, тем реже подростки демонстрируют детскую эгореакцию, добиваясь внимания или желая отомстить обидчикам, и тем менее юноши осторожны и осмотрительны, что вполне логично при занятиях экстремальными видами спорта. В свою очередь, наличие в юношеской выборке положительных взаимосвязей показателя тревожности с показателями вины и враждебности можно интерпретировать следующим образом: чем сильнее данные испытуемые ощущают эмоциональный дискомфорт, связанный с ожиданием неблагополучия (в спорте или другой сфере жизнедеятельности), тем более недружелюбно они относятся к окружающим объектам и тем устойчивее это чувство, а также тем более юноши убеждены в своем несовершенстве и тем сильнее их угрызения совести.
Проведенное нами исследование свойств личности подростков и юношей, занимающихся зимними экстремальными видами спорта, позволяет сделать следующие выводы:
1. Различия в степени выраженности показателей свойств личности позволяют характеризовать более опытных подростков как более склонных к физической и вербальной агрессии, подозрительности, раздражительности и рисковому поведению в целом. Последние два факта, наряду с более выраженной косвенной агрессией, характерны и для выборки более опытных юношей, в то время как для юношей со стажем катания до 3 лет в большей степени свойственны подозрительность, враждебность и тревожность. Устойчивость во времени острых эмоциональных проявлений можно объяснить спецификой экстремального спорта, допускающего подобное реагирование на актуальные события. Обнаружено также, что юношеская выборка отличается от подростковой большей раздражительностью и подозрительностью, что может быть связано с ориентацией на максимальные спортивные достижения.
2. Общими для выборок подростков являются корреляции показателя уровня агрессивности с показателями вербальной и физической агрессии, а также показателя враждебности с показателями обиды и подозрительности. Данный факт позволяет утверждать, что независимо от стажа занятий зимним экстремальным спортом в личности подростков сохраняется стабильный конструкт, во многом определяющий их жизнедеятельность. Специфичные корреляции в данных выборках позволяют предположить, что чем выше склонность подростков к рискованному поведению, тем менее эмоционально переносят обиду респонденты со стажем катания до 3 лет и тем менее остро реагируют подростки второй выборки на негативные события, затрагивающие их самолюбие. Последние факты можно объяснить спецификой экстремального спорта, требующего во время спуска с горы максимальной концентрации, полного абстрагирования от эмоционально травмирующих событий.
3. В качестве системообразующих показателей в выборке подростков со стажем катания менее 3 лет выступают агрессивность и подозрительность, а в выборке юношей со стажем катания более 3 лет - раздражение. Первый факт можно объяснить возрастными особенностями и статусом «новичков» в экстремальном спорте, а второй - пока недостижимыми высшими
ОБЩАЯ психология, психология личности р
стандартами катания, что вносит диссонанс в актуальное самовосприятие юношей.
4. Общими для юношеских выборок являются положительные корреляции показателя вербальной агрессии с показателями косвенной агрессии, уровня агрессивности и раздражительности (в том числе взаимосвязь двух последних показателей), а также показателя враждебности с показателями обиды и подозрительности. Полученные данные подтверждают наличие у обозначенных респондентов стабильного личностного конструкта, не связанного с их возрастом и опытом занятий экстремальным спортом. Специфичные корреляции в данных выборках позволяют утверждать, что чем более юноши со стажем катания менее 3 лет склонны к деструктивному применению физической силы, тем менее они осторожны и недоверчивы. В свою очередь, чем острее опытные юноши-спортсмены переживают эмоциональный дискомфорт, связанный с предчувствием грозящей физической опасности, тем сильнее реагируют на те личностно неприятные события, к которым не готовы.
5. Общими для всех групп испытуемых (подростков и юношей) являются положительные корреляции показателя уровня агрессивности с показателями физической, вербальной агрессии и раздражительности, а также показателя враждебности с показателями обиды и подозрительности. Установленный факт позволяет утверждать, что независимо от возраста и стажа катания чем выше уровень агрессивности спортсменов-экстремалов, тем более они склонны к деструктивному физическому и словесному выражению эмоций, тем острее реагируют на не соответствующие их ожиданиям ситуации. Соответственно, чем более враждебно относятся респонденты к актуально воспринимаемым объектам, тем более обиженными себя ощущают и тем более они мнительны. Специфичные корреляции в данных выборках позволяют утверждать, что чем более испытуемые склонны к риску, тем менее подростки обижаются на недостаток внимания со стороны значимого для них социального окружения и тем менее осторожны в процессе экстремального катания юноши.
6. В качестве системообразующего показателя в объединенной выборке подростков выступает агрессивность, а в соответствующей выборке юношей -показатели «вербальная агрессия» и «раздражение». При этом чем более свойственно младшим спортсменам деструктивное поведение, тем более они склонны к негативизму, оппозиции и подозрительности, что можно объяснить ощущением собственного спортивного несовершенства. В свою очередь, чем более юношам свойственна словесная агрессия, тем более они вспыльчивы, тем чаще их деструктивный посыл не имеет конкретного адресата и тем менее они склонны к физической агрессии и негативизму. Важен и тот факт, что чем более юношам свойственны раздражительность, вспыльчивость, тем более недоверчиво они относятся к социальному окружению, тем чаще маскируют собственные агрессивные действия и тем активнее стремятся к поставленной цели.
В ходе исследования выявлены и другие интересные факты, в том числе по свойствам личности спортсменов-экстремалов со стажем катания более 10 лет. Пилотное исследование этих данных показало статистически значимое
снижение степени выраженности показателей агрессивности, тревожности и склонности к риску, что может стать предпосылкой для продолжения нашего исследования.
Список литературы
1. Авдулова Т.П., Мотылева Л.А. Социальные представления подростков, склонных к риску // Социальная психология и общество. - 2015. - Т. 6, № 2 -С. 105-116.
2. Башкина Ю.Д. Личностный смысл чувства риска: на примере подростков с разным рискованным поведением: дис. ... канд. психол. наук. -СПб., 2007. - 208 с.
3. Карпова О.П. Экстремальные виды спорта как модель адаптации в условиях психоэмоционального стресса [Электронный ресурс]. - URL: http://www.psychiatry.ua/articles/paper033.htm (дата обращения: 16.08.2016).
4. Киселева А.В. Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивного поведения в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук. -М., 2005. - 220 с.
5. Козырева Е.В. Дифференциально-психологические аспекты ауто-и гетероагрессивности в подростково-юношеском возрасте и в период ранней взрослости: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2006. - 154 с.
6. Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии выбора и риска // Психологические исследования. - 2015. - № 40, Т. 8. - С. 3. - URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 25.06.2016).
7. Кузнецова С.О., Абрамова А.А. Враждебность и психическое здоровье [Электронный ресурс] // Психология и право. - 2011. - № 2. - 8 с. - URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n2/40886_full.shtml (дата обращения: 24.06.2016).
8. Мельничук А.С., Кремков И.В. Ценности и смысл риск-поведения // Мир психологии. - 2012. - № 3. - С. 248-260.
9. Молодчий Р.А. Причины, по которым люди занимаются экстремальными видами спорта [Электронный ресурс]. - URL:
http: //psykrug.narod.ru/ sbornik/ simple29.html (дата обращения: 11.02.2017).
10. Харламова Т.М., Сидорова В.А. Специфика свойств личности подростков и юношей, занимающихся экстремальными видами спорта (результаты t-критерия Стьюдента) // Kharlamova T.M., Sidorova V.A. Specificity of the personality traits of adolescents engaged in extreme sports (results of Student's t-test) // Международная научная конференция «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники» («Research on the priority of higher education on-directions of science and technology», 15-22 октября 2016г., ОАЭ, Дубай). - Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 8. - С. 104-105.
11. Шаболтас А.В., Жуков Д.А. Рискованное поведение как реакция на неконтролируемый стресс // Вестник СПбГУ: Сер. Педагогика, психология, социология. - 2011. - Вып. 1. - С. 255-267.