ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
УДК 37.013.42:159.9.07
В. Б. АНТИПИН Е. В. ГЕРМАН
Омский государственный университет путей сообщения
АГРЕССИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА_____________________________
В настоящей работе освещается проблема социальной агрессивности молодежи (на примере студентов высших учебных заведений), раскрываются основные причины ее возникновения и возможные пути предотвращения. Дается краткая характеристика данному феномену. Приводятся аргументы, свидетельствующие о влиянии занятий физической культурой и спортом на проявление агрессивности у молодежи в социальной среде.
Ключевые слова: личность, общество, молодежь, агрессия, агрессивность, физическая культура и спорт.
Решение воспитательных задач в процессе профессиональной подготовки студентов является обязательным требованием. Это относится к студентам различных специальностей любого возраста и разных социальных групп. Невыполнение данного требования порождает отстранение от норм общечеловеческой этики, а иногда переходит в криминал.
Известны случаи трансформации избыточной внутренней энергии молодежи, в том числе агрессивности в общественно полезное русло. В таком аспекте возможно, например, рассмотрение механизмов сублимации [1, 2 и др.]. Одним из путей к тому, по нашему мнению, могут являться занятия физической культурой и спортом.
Потенциальные возможности для формирования и развития положительных свойств и качеств человека средствами физической культуры и спорта бесспорны и очевидны. Но, кроме того, большую возможность имеет решение вопросов контроля и самоконтроля за негативными явлениями в развитии личностных свойств, поведенческих реакциях у лиц, осваивающих различные специальности в высших учебных заведениях.
Специалистами в области педагогики и психологии выражается мнение, что путем передачи информации о негативной сущности агрессии, разъяснения необходимости ее избежания, усвоения правил сдержанности, понимания основ культурного поведения — возможно, снизить у людей агрессивность (термин — «социальное научение»). Передача таких знаний, насыщенных воспитательной информацией, может быть рассмотрена в аспектах воспитывающего обучения в вузах. В том числе на занятиях физической культурой и спортом, где особо остро проявляются эмоции студентов.
Широкая проблема контроля и самоконтроля в педагогике и психологии не нова. Рассматривался данный вопрос и применительно к спорту. Однако нерешенных вопросов остается немало, в том числе по контролю негативных проявлений в свойствах личности при подготовке в различных сферах человеческой деятельности, оценкам и самооценкам агрессивности в быту. Вопросы педагогического
контроля за агрессивностью являются особо актуальными также в связи с перспективой целенаправленного переключения этого свойства из проблемы быта в сферу физической культуры и спорта и управлением агрессивности в русле самих спортивных состязаний. Таким образом, определяется возможность включиться в одну из актуальных социальных проблем противостояния агрессивности как проявления жестокости молодежи по отношению друг к другу.
Психологических исследований, посвященных этой проблеме, в отечественной психологии, крайне мало, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ [3-8 и др.].
Антропологические исследования наглядно свидетельствуют о том, что те или иные проявления агрессивности тесно связаны не с биологией, а с типами человеческой культуры. Они показывают, что переживания и эмоции, порождаемые как внешними, так и внутренними причинами, выражаются у человека обычно в форме, принятой в той культуре, к которой он принадлежит. То есть возникновение и развитие агрессивности зависит в первую очередь от общественных условий, к которым относится как общественное устройство, так и ближайшая общественная среда, малая группа [9].
Проявлениям агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемого разными институтами социализации, в т.ч. не только семьей, школой, но и средствами массовой информации и др.
В данном исследовании мы рассматриваем агрессивность как особое личностное, психическое свойство, черту характера. Под агрессией следует понимать какое-либо конкретное физическое, вербальное, поведенческое действие, обычно определенное агрессивностью (личностным свойством) соответствующего субъекта, или ситуационными факторами. Агрессия обычно трактуется как неадекватное, деструктивное поведение по отношению к другим людям, что входит в противоречие с ожидаемыми общепринятыми нормами в обществе. Один из круп-
Таблица 1
Сравнительные данные форм агрессии у спортсменов и не спортсменов ( X ±т баллы
Виды агрессии Не спортсмены Спортсмены р
Физическая 5,03±0,14 4,5±0,38 <0,05
Косвенная 4,9210,11 3,57±0,33 <0,05
Вербальная 8,46±0,16 7,38±0,33 <0,05
Негативизм 3,18±0,28 2,42±0,25 <0,05
Чувство вины 6,39±0,16 5,80±0,4 <0,05
Раздражение 6,07±0,45 3,92±0,39 <0,05
Обида 4,29±0,13 3,34±0,37 <0,05
Подозрительность 6,47±0,15 7,80±0,39 >0,05
Среднее значение 5,38±0,20 4,47±,36 <0,05
Таблица 2
Показатели суммарных индексов агрессивных реакций и враждебности у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом ( X ±т ), баллы
Индексы Не спортсмены Спортсмены р
Агрессивность 19,05±0,32 15,96±0,82 <0,05
Враждебность 10,86±0,22 9,00±0,60 <0,05
нейших специалистов в области изучения агрессии Л. Берковиц [10] рассматривает ее в основном как негативное стремление причинить ущерб.
Тематика исследований ряда авторов [11-14 и др.] показывает, что занятия спортом влияют на агрессивность. Но является ли агрессивность свойством, характерным именно для спортсменов? Тем более очень важно различать агрессивность в быту, на службе, в семье, например, и агрессивность боксеров на спортивном ринге. Действительно ли спортсмены агрессивнее не спортсменов? Решению этих вопросов и посвящено настоящее исследование.
Исследование проводилось на базе Омского государственного университета путей сообщения и Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (г. Омск). В эксперименте приняли участие студенты 1 -4-х курсов, в возрасте 17-22 лет. Испытуемые были разделены на две группы. Первую группу составили студенты ОмГУПСа. Во вторую группу вошли студенты СибГУФКа, занимающиеся единоборствами (бокс, кикбоксинг, рукопашный бой, борьба, фехтование).
Для изучения агрессивности студентов использовалась методика Басса-Дарки. Данный опросник позволяет выявлять такие формы агрессивных и враждебных реакций, как: физическую (прямое нападение); косвенную вербальную агрессию; склонность к раздражению; негативизм; обиду; подозрительность; угрызение совести, чувство вины.
Физическая, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности.
Результаты исследования агрессии у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом, позволили определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения и средние показатели агрессивности и враждебности (табл. 1).
Из полученных данных видно, что все показатели, характеризующие студентов не занимающихся
спортом, выше показателей признаков в группе спортсменов. Различия достигают достоверно значимых величин (р <0,05), за исключением показателя подозрительности.
Анализ показателей индексов агрессивных реакций и враждебности у испытуемых выявил, что показатели этих индексов у студентов, не занимающихся и занимающихся спортом, находятся в пределах нормы. У не спортсменов он равен 19,05, а у спортсменов — 15,96.
В то же время было выявлено, что индекс враждебности у не спортсменов выше нормы и равен 10,86. У спортсменов этот показатель равен 9,00, что считается нормой. Различия в показателях индекса враждебности достигают достоверно значимых величин (р <0,05) (табл. 2).
Это говорит о том, что люди, занимающиеся спортом, эмоционально более устойчивы (так как в период тренировок и особенно соревнований им приходится испытывать сильное психоэмоциональное напряжение, которое в большинстве своем они преодолевают при помощи различного рода методик). Они сдержанны, так как любой вид спорта ограничен рамками правил, переступить которые нельзя, а все это сопровождается соблюдением принципов спортивной этики. Спортсмены не эгоистичны по отношению к другим, их деятельность проходит в коллективе и зачастую зависит от него, каждый спортсмен — часть коллектива. Все это накладывает свой отпечаток на поведение в обществе в целом и свидетельствует о том, что спортсмены в большей степени благосклонны к окружающему миру.
В этой связи мы полагаем, что занятия спортом позволяют студентам переключить свою агрессию на тренировки и соревнования, а также получить позитивные переживания в связи с достижением результатов, в некоторой степени получить также позитивные педагогические воздействия от своих тренеров (наставников). В то время как студенты, не занимающиеся спортом, этой возможности не
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
имеют и в большинстве своем с этим недугом (агрессией) пытаются справиться самостоятельно, либо сдерживая негативные чувства в себе, либо «выплескивая» их в среду общества, на окружающих.
Для получения достоверных данных об агрессии и агрессивности мы в ходе исследования применили также методику Ассингера. Целью обследования по данной методике студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, являлась оценка их общей агрессивности, без дифференцирования по видам агрессии. Результаты повторили сведения об общей агрессивности, полученные в предшествующем исследовании.
Агрессивность студентов, занимающихся спортом, выразилась 37,3±0,58 очками по Ассингеру, что соответствует критерию умеренной агрессивности. Результаты опроса студентов, не занимающихся спортом, были равны 40,6±0,93 очка, что также соответствует умеренной агрессивности, но выше, чем у студентов-спортсменов на статистически значимом уровне (р<0,05). Это свидетельствует о том, что занятия спортом, даже такими видами как единоборства (в нашем случае: бокс, кикбоксинг, рукопашный бой, борьба, фехтование), могут способствовать снижению общей агрессивности. Кроме того, многочисленные примеры влияния воспитания как на рост агрессивного поведения молодежи, так и на его коррекцию посредством занятий спортом дает современная практика.
Библиографический список
1. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. — М. : Республика, 1994. — 447 с.
2. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / Х. Хекхаузен ; пер. с англ. — 2-е изд. — М. ; СПб. : Питер, 2003. — 859 с.
3. Алемаскин, М. А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних / М. А. Алемаскин // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. — Тюмень, 1985. - С. 5-11.
4. Закаморный, С. О. Понятие и оценка агрессивного поведения в спорте / С. О. Закаморный, В. Н. Смоленцева // Научные труды : ежегодник. — Омск : Изд-во СибГУФК, 2010. - С. 226-230.
5. Колчина, Л. П. Связь поведенческого и вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации / Л. П. Колчина // Темперамент / Под ред. В. С. Мерлина. — Пермь, 1976. — С. 45-64.
6. Левитов, Н. Д. Психическое состояние агрессии / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. — 1972. — № 6. — С. 168—171.
7. Реан, А. А. Изучение агрессивности личности / А. А. Ре-ан // Психология изучения личности. — СПб., 1999. — С. 216 — 251.
8. Румянцева, Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. — 1991. — № 1. — С. 82 — 86.
9. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции : учебное пособие / Л. М. Семенюк. — М. : Московский психологосоциальный институт : Флинта, 1998. — 96 с.
10. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2001. — 510 с.
11. Краев, Ю. В. Влияние особенностей вида спорта на проявления агрессии и агрессивности у спортсменов : дис. ... канд. психол. наук / Ю. В. Краев. — СПб., 1999. — 141 с.
12. Кретти, Б. Д. Психология в современном спорте / Б. Д. Кретти. — М. : Физкультура и спорт, 1978. — 109 с.
13. Martens, R. Coaches guide to sport psychology / R. Martens. — Human Kinetics Publishers, INC, 1987. — 195 p.
14. Weinberg, R. S. Foundations of sport and Exercise Psychology / R. S. Weinberg, D. Gould. — New York, 1995. — P. 60 — 95.
АНТИПИН Виталий Борисович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт».
Адрес для переписки: [email protected] ГЕРМАН Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт».
Адрес для переписки: elenaqerman79@yandex. ги
Статья поступила в редакцию 07.10.2013 г.
© В. Б. Антипин, Е. В. Герман
Книжная полка
Петрова, Н. Н. Психология для медицинских специальностей : учеб для СПО / Н. Н. Петрова. -6-е изд., стер. - М. : Academia, 2013. -320 с. - Гриф МО РФ. - ISBN 978-5-7695-9521-9.
В соответствии с образовательным стандартом в учебнике освещены основные направления психологии, психология личности и малых групп, психология общения, задачи и методы психологии, основы психосоматической медицины, особенности психических процессов в норме и патологии. Учебник направлен на подготовку выпускников к оказанию населению квалифицированной сестринской помощи для сохранения и поддержания здоровья человека в разные возрастные периоды жизни, участию в профилактических, лечебно-реабилитационных и диагностических доврачебных мероприятиях в системе первичной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи. Учебник может быть использован при изучении общепрофессиональной дисциплины ОП.02 «Психология» в соответствии с ФГОС СПО для всех специальностей укрупненной группы 060000 «Здравоохранение». Для студентов средних медицинских учебных заведений.
Ефремов, Е. Г. Общепсихологический практикум : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие / Е. Г. Ефремов ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013.
В учебном электронном издании детально и развернуто представлено содержание основных методов современной психологии. Призвано обеспечить самостоятельную подготовку студента в ознакомлении с основными методами, применяемыми в социально-психологических исследованиях. Предназначено студентам дистанционной, а также очной и заочной форм обучения.