трольные вопросы, примеры решения задач, задания и упражнения по изучаемым темам. По ряду тем представлены лабораторные работы. Для контроля знаний предлагаются задания для самостоятельного решения и прохождение тестов по изучаемым темам.
Разработанное электронное учебное пособие может использоваться студентами 1-го курса ИМФИ при изучении курса «Информатика и программирование» на занятиях и для самостоятельной работы.
Поступила в редакцию 25 декабря 2007 г.
УЧЕБНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ «ОБРАБОТКА ВИДЕО И ЗВУКА»
© Т.Ю. Забавникова, И.В. Гаврилов, В. Колода
Современные информационные технологии широко используются в учебном процессе, в том числе для визуализации учебного материала. Это позволяет, при необходимости, демонстрировать изучаемые процессы в динамике. Видео и звуковые включения делают материал учебного назначения более познавательным [1].
В педагогической и методической литературе нашли свое отражение следующие направления использования информационных технологий:
1) компьютер, как средство контроля знаний;
2) лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования;
3) мультимедиа-технологии, как иллюстративное средство при объяснении нового материала;
4) персональный компьютер, как средство самообразования и т.д. [2].
Использование современных информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность образования. К информационным технологиям относится достаточно широкий спектр вопросов операций с разного рода данными. Обработка звуковой и видеоинформации входит в это число. Например, с помощью видеомонтажа (видео с лат. Video
- смотрю, вижу, монтаж с франц. Montage - подъём, установка, сборка) мы можем сделать даже из самого незамысловатого, старого, скучного и не интересного видео шедевр! Современные цифровые технологии позволяют «резать и склеивать» видеоматериал, менять местами куски, добавлять музыку, фото и титры, накладывать спецэффекты, убирать шумы, улучшать звук, производить цветокоррекцию, внедрять в ролик фрагменты мультипликационных фильмов и кинокомедий для эмоциональной окраски. Видеомонтаж по-
зволяет устранять недостатки, появившиеся в связи с неумелым использованием видеоустройств [3].
Согласуясь с современными требованиями к созданию электронных продуктов учебного назначения в системе высшего и профессионального образования, авторами было разработано учебное электронное пособие «Обработка видео и звука», которое содержит 16 лекций и 23 лабораторные работы по обработке видео и звуковой информации. Каждая лекция содержит подробное описание материала с примерами, а лабораторные задания содержат комплекс шагов для выработки практических навыков.
Учебное электронное пособие «Обработка видео и звука» предоставляет следующие основные возможности:
- удобную систему выбора раздела практики и теории;
- иллюстрированный лекционный и практический материал;
- возможность проведения тестирования и просмотра правильного решения;
- работы с доступным интерфейсом;
- знакомства с минимальными системными требованиями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы (Новый курс). М.: МЭСИ,
2002.
2. Горюнова М.А., Горюхова Т.В., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д.
Электронные образовательные издания: учеб.-метод. пособие.
СПб.: ЛОИРО, 2003. 40 с.
3. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников: моногр. Астрахань: Изд-во ЦНЭП, 1999. 364 с.
Поступила в редакцию 22 декабря 2007 г.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
© Е.В. Степаненко, И.Т. Степаненко
При изучении таких предметов, как программирование, полезно и эффективно использование так называемого метода погружения, когда студенты занимают-
ся только одним предметом и не переключаются на другие.
Одним из способов реализации подобного метода является проведение вычислительной практики.
Учебными планами разных специальностей предусматривается разное количество подобных практик. Так, например, для специальности «Прикладная информатика в гуманитарной области» предусмотрены две вычислительной практики - на первом и втором курсах, а для специальности «Организация и технология защиты информации» - одна - на втором курсе.
Вычислительная практика в обоих случаях организуется в рамках учебного процесса как его звено, цель которого состоит в практическом освоении студентами приемов и приобретение навыков самостоятельного решения разного рода задач в среде разработки приложений. Главное содержание вычислительной практики составляет практическая деятельность студентов по разработке алгоритмов и программ, проверке их работоспособности и получению результатов их работы. Вычислительная практика преследует, прежде всего, учебные цели и задачи профессиональной подготовки, формирует и развивает профессиональные качества специалиста по прикладной информатике.
Основными задачами вычислительной практики являются:
— формирование у студентов профессиональных умений и навыков;
— формирование опыта творческой деятельности, исследовательского подхода к решаемым задачам;
— совершенствование опыта самостоятельной деятельности.
Длительность практики - 1 неделя. Для всех специальностей вычислительная практика проходит с отрывом от учебных занятий, то есть студенты занимаются исключительно решением поставленных перед ними задач.
Ход проведения вычислительной практики следующий.
К началу вычислительной практики каждый студент получает индивидуальное задание, которое он должен выполнить в течение отведенного времени. Обязательным условием в данной ситуации является неповторяемость задач как минимум внутри одной группы.
Все время, отводимое на вычислительную практику, разбивается на две части - самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов и консультации преподавателя. Последние включают в себя:
— необходимые разъяснения и ответы на вопросы студентов по задачам и принципам их решения;
— предварительную проверку решения задач.
В заключении вычислительной практики каждый студент защищает решение своих задач и, в зависимости от успешности этой защиты, получает соответствующую оценку.
Поступила в редакцию 24 декабря 2007 г.