Научная статья на тему 'Особенности проведения вычислительной практики'

Особенности проведения вычислительной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения вычислительной практики»

трольные вопросы, примеры решения задач, задания и упражнения по изучаемым темам. По ряду тем представлены лабораторные работы. Для контроля знаний предлагаются задания для самостоятельного решения и прохождение тестов по изучаемым темам.

Разработанное электронное учебное пособие может использоваться студентами 1-го курса ИМФИ при изучении курса «Информатика и программирование» на занятиях и для самостоятельной работы.

Поступила в редакцию 25 декабря 2007 г.

УЧЕБНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ «ОБРАБОТКА ВИДЕО И ЗВУКА»

© Т.Ю. Забавникова, И.В. Гаврилов, В. Колода

Современные информационные технологии широко используются в учебном процессе, в том числе для визуализации учебного материала. Это позволяет, при необходимости, демонстрировать изучаемые процессы в динамике. Видео и звуковые включения делают материал учебного назначения более познавательным [1].

В педагогической и методической литературе нашли свое отражение следующие направления использования информационных технологий:

1) компьютер, как средство контроля знаний;

2) лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования;

3) мультимедиа-технологии, как иллюстративное средство при объяснении нового материала;

4) персональный компьютер, как средство самообразования и т.д. [2].

Использование современных информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность образования. К информационным технологиям относится достаточно широкий спектр вопросов операций с разного рода данными. Обработка звуковой и видеоинформации входит в это число. Например, с помощью видеомонтажа (видео с лат. Video

- смотрю, вижу, монтаж с франц. Montage - подъём, установка, сборка) мы можем сделать даже из самого незамысловатого, старого, скучного и не интересного видео шедевр! Современные цифровые технологии позволяют «резать и склеивать» видеоматериал, менять местами куски, добавлять музыку, фото и титры, накладывать спецэффекты, убирать шумы, улучшать звук, производить цветокоррекцию, внедрять в ролик фрагменты мультипликационных фильмов и кинокомедий для эмоциональной окраски. Видеомонтаж по-

зволяет устранять недостатки, появившиеся в связи с неумелым использованием видеоустройств [3].

Согласуясь с современными требованиями к созданию электронных продуктов учебного назначения в системе высшего и профессионального образования, авторами было разработано учебное электронное пособие «Обработка видео и звука», которое содержит 16 лекций и 23 лабораторные работы по обработке видео и звуковой информации. Каждая лекция содержит подробное описание материала с примерами, а лабораторные задания содержат комплекс шагов для выработки практических навыков.

Учебное электронное пособие «Обработка видео и звука» предоставляет следующие основные возможности:

- удобную систему выбора раздела практики и теории;

- иллюстрированный лекционный и практический материал;

- возможность проведения тестирования и просмотра правильного решения;

- работы с доступным интерфейсом;

- знакомства с минимальными системными требованиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы (Новый курс). М.: МЭСИ,

2002.

2. Горюнова М.А., Горюхова Т.В., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д.

Электронные образовательные издания: учеб.-метод. пособие.

СПб.: ЛОИРО, 2003. 40 с.

3. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников: моногр. Астрахань: Изд-во ЦНЭП, 1999. 364 с.

Поступила в редакцию 22 декабря 2007 г.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

© Е.В. Степаненко, И.Т. Степаненко

При изучении таких предметов, как программирование, полезно и эффективно использование так называемого метода погружения, когда студенты занимают-

ся только одним предметом и не переключаются на другие.

Одним из способов реализации подобного метода является проведение вычислительной практики.

Учебными планами разных специальностей предусматривается разное количество подобных практик. Так, например, для специальности «Прикладная информатика в гуманитарной области» предусмотрены две вычислительной практики - на первом и втором курсах, а для специальности «Организация и технология защиты информации» - одна - на втором курсе.

Вычислительная практика в обоих случаях организуется в рамках учебного процесса как его звено, цель которого состоит в практическом освоении студентами приемов и приобретение навыков самостоятельного решения разного рода задач в среде разработки приложений. Главное содержание вычислительной практики составляет практическая деятельность студентов по разработке алгоритмов и программ, проверке их работоспособности и получению результатов их работы. Вычислительная практика преследует, прежде всего, учебные цели и задачи профессиональной подготовки, формирует и развивает профессиональные качества специалиста по прикладной информатике.

Основными задачами вычислительной практики являются:

— формирование у студентов профессиональных умений и навыков;

— формирование опыта творческой деятельности, исследовательского подхода к решаемым задачам;

— совершенствование опыта самостоятельной деятельности.

Длительность практики - 1 неделя. Для всех специальностей вычислительная практика проходит с отрывом от учебных занятий, то есть студенты занимаются исключительно решением поставленных перед ними задач.

Ход проведения вычислительной практики следующий.

К началу вычислительной практики каждый студент получает индивидуальное задание, которое он должен выполнить в течение отведенного времени. Обязательным условием в данной ситуации является неповторяемость задач как минимум внутри одной группы.

Все время, отводимое на вычислительную практику, разбивается на две части - самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов и консультации преподавателя. Последние включают в себя:

— необходимые разъяснения и ответы на вопросы студентов по задачам и принципам их решения;

— предварительную проверку решения задач.

В заключении вычислительной практики каждый студент защищает решение своих задач и, в зависимости от успешности этой защиты, получает соответствующую оценку.

Поступила в редакцию 24 декабря 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.