ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ»
© Н.Е. Копитова, Е.В. Никишина
В период становления информационной цивилизации изменяются требования к подготовке специалистов. В современном мире невозможно представить процесс организации учебного процесса без использования персональных компьютеров и сетевых технологий.
В условиях активного использования информационных технологий в сфере образования расширяется понимание учебно-методического обеспечения учебного процесса, появляются новые средства обучения, разрабатываются автоматизированные информационные системы организации учебного процесса.
Учебно-методический комплекс (УМК) - это совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (блока дисциплин) плана подготовки студентов по одной из специальностей (направлению).
УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей чтение дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям).
«Мировые информационные ресурсы» - это курс, читаемый студентам, обучающимся на специальности «Прикладная информатика в гуманитарной области». Поэтому актуальной является разработка электронного УМК по этой дисциплине.
В процессе работы рассмотрены теоретические и практические аспекты разработки учебно-мето-
дического комплекса, разработана структура комплекса по курсу «Мировые информационные ресурсы», инструкции по установке и применению электронного учебно-методического комплекса, рекомендации для работы с курсом, определены программные и аппаратные средства реализации учебно-методического комплекса.
Нами создан электронный учебно-методический комплекс «Мировые информационные ресурсы», который включает стандарт по дисциплине, рабочую программу, программу курса, теоретический материал, лабораторные работы, презентацию по лекциям, контроль знаний (вопросы к зачету, темы рефератов), рекомендуемую литературу. Раздел «Ресурсы Интернет» содержит скрин-шоты сайтов по различным тематикам: библиотечные ресурсы, образовательные ресурсы и др.
Разработанный электронный учебно-методический комплекс может использоваться в учебном процессе для обучения на специальности «Прикладная информатика в гуманитарной области». Прежде всего, он предназначен для студентов, которые не имеют возможности прослушать весь курс в полном объеме (для заочной формы обучения).
Поступила в редакцию 23 декабря 2007 г.
ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ»
© Е.В. Клыгина, Е.М. Петрова, А.О. Хохонь
Создание электронных учебных материалов и средств поддержки образовательного процесса является одним из направлений информатизации образования. В процессе обучения целесообразно использовать электронные издания, которые частично или полностью могут заменить или дополнить учебник. К таким изданиям относятся электронные учебные пособия (ЭУП).
Учебный материал для представления в электронном учебном пособии отбирается в соответствии с учебной программой и структурируется на фрагменты. ЭУП может содержать следующие компоненты: курс лекций; практические задания и упражнения; лабораторные работы; тестовые материалы; словари и т.д. Содержание курса должно позволять преподавателю оказывать консультацию студенту за минимально короткое время.
В электронном учебном пособии «Основы программирования на языке Паскаль» учебный материал разбит на две части. В первой части рассматриваются темы: понятие алгоритма, исполнителя алгоритма, свойств алгоритма; алгоритмические конструкции; вспомогательные алгоритмы; данные, типы данных; этапы решения задач. Далее даются основные сведения языка Паскаль; запись алгоритмических конструкций, процедур и функций на языке программирования. Во второй части рассматривается работа с различными типами данных на языке Паскаль. Представлен материал по перечисленным и ограниченным типам данных; по регулярным, строковым, множественным, комбинированным типами данных; по обработке числовых и текстовых файлов.
Каждая тема представлена лекционным материалом. В блок практических заданий включены кон-
трольные вопросы, примеры решения задач, задания и упражнения по изучаемым темам. По ряду тем представлены лабораторные работы. Для контроля знаний предлагаются задания для самостоятельного решения и прохождение тестов по изучаемым темам.
Разработанное электронное учебное пособие может использоваться студентами 1-го курса ИМФИ при изучении курса «Информатика и программирование» на занятиях и для самостоятельной работы.
Поступила в редакцию 25 декабря 2007 г.
УЧЕБНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ «ОБРАБОТКА ВИДЕО И ЗВУКА»
© Т.Ю. Забавникова, И.В. Гаврилов, В. Колода
Современные информационные технологии широко используются в учебном процессе, в том числе для визуализации учебного материала. Это позволяет, при необходимости, демонстрировать изучаемые процессы в динамике. Видео и звуковые включения делают материал учебного назначения более познавательным [1].
В педагогической и методической литературе нашли свое отражение следующие направления использования информационных технологий:
1) компьютер, как средство контроля знаний;
2) лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования;
3) мультимедиа-технологии, как иллюстративное средство при объяснении нового материала;
4) персональный компьютер, как средство самообразования и т.д. [2].
Использование современных информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность образования. К информационным технологиям относится достаточно широкий спектр вопросов операций с разного рода данными. Обработка звуковой и видеоинформации входит в это число. Например, с помощью видеомонтажа (видео с лат. Video
- смотрю, вижу, монтаж с франц. Montage - подъём, установка, сборка) мы можем сделать даже из самого незамысловатого, старого, скучного и не интересного видео шедевр! Современные цифровые технологии позволяют «резать и склеивать» видеоматериал, менять местами куски, добавлять музыку, фото и титры, накладывать спецэффекты, убирать шумы, улучшать звук, производить цветокоррекцию, внедрять в ролик фрагменты мультипликационных фильмов и кинокомедий для эмоциональной окраски. Видеомонтаж по-
зволяет устранять недостатки, появившиеся в связи с неумелым использованием видеоустройств [3].
Согласуясь с современными требованиями к созданию электронных продуктов учебного назначения в системе высшего и профессионального образования, авторами было разработано учебное электронное пособие «Обработка видео и звука», которое содержит 16 лекций и 23 лабораторные работы по обработке видео и звуковой информации. Каждая лекция содержит подробное описание материала с примерами, а лабораторные задания содержат комплекс шагов для выработки практических навыков.
Учебное электронное пособие «Обработка видео и звука» предоставляет следующие основные возможности:
- удобную систему выбора раздела практики и теории;
- иллюстрированный лекционный и практический материал;
- возможность проведения тестирования и просмотра правильного решения;
- работы с доступным интерфейсом;
- знакомства с минимальными системными требованиями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы (Новый курс). М.: МЭСИ,
2002.
2. Горюнова М.А., Горюхова Т.В., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д.
Электронные образовательные издания: учеб.-метод. пособие.
СПб.: ЛОИРО, 2003. 40 с.
3. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников: моногр. Астрахань: Изд-во ЦНЭП, 1999. 364 с.
Поступила в редакцию 22 декабря 2007 г.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
© Е.В. Степаненко, И.Т. Степаненко
При изучении таких предметов, как программирование, полезно и эффективно использование так называемого метода погружения, когда студенты занимают-
ся только одним предметом и не переключаются на другие.
Одним из способов реализации подобного метода является проведение вычислительной практики.