Научная статья на тему 'Электронное учебное пособие «Основы программирования на языке Паскаль»'

Электронное учебное пособие «Основы программирования на языке Паскаль» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронное учебное пособие «Основы программирования на языке Паскаль»»

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ»

© Н.Е. Копитова, Е.В. Никишина

В период становления информационной цивилизации изменяются требования к подготовке специалистов. В современном мире невозможно представить процесс организации учебного процесса без использования персональных компьютеров и сетевых технологий.

В условиях активного использования информационных технологий в сфере образования расширяется понимание учебно-методического обеспечения учебного процесса, появляются новые средства обучения, разрабатываются автоматизированные информационные системы организации учебного процесса.

Учебно-методический комплекс (УМК) - это совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (блока дисциплин) плана подготовки студентов по одной из специальностей (направлению).

УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей чтение дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям).

«Мировые информационные ресурсы» - это курс, читаемый студентам, обучающимся на специальности «Прикладная информатика в гуманитарной области». Поэтому актуальной является разработка электронного УМК по этой дисциплине.

В процессе работы рассмотрены теоретические и практические аспекты разработки учебно-мето-

дического комплекса, разработана структура комплекса по курсу «Мировые информационные ресурсы», инструкции по установке и применению электронного учебно-методического комплекса, рекомендации для работы с курсом, определены программные и аппаратные средства реализации учебно-методического комплекса.

Нами создан электронный учебно-методический комплекс «Мировые информационные ресурсы», который включает стандарт по дисциплине, рабочую программу, программу курса, теоретический материал, лабораторные работы, презентацию по лекциям, контроль знаний (вопросы к зачету, темы рефератов), рекомендуемую литературу. Раздел «Ресурсы Интернет» содержит скрин-шоты сайтов по различным тематикам: библиотечные ресурсы, образовательные ресурсы и др.

Разработанный электронный учебно-методический комплекс может использоваться в учебном процессе для обучения на специальности «Прикладная информатика в гуманитарной области». Прежде всего, он предназначен для студентов, которые не имеют возможности прослушать весь курс в полном объеме (для заочной формы обучения).

Поступила в редакцию 23 декабря 2007 г.

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ»

© Е.В. Клыгина, Е.М. Петрова, А.О. Хохонь

Создание электронных учебных материалов и средств поддержки образовательного процесса является одним из направлений информатизации образования. В процессе обучения целесообразно использовать электронные издания, которые частично или полностью могут заменить или дополнить учебник. К таким изданиям относятся электронные учебные пособия (ЭУП).

Учебный материал для представления в электронном учебном пособии отбирается в соответствии с учебной программой и структурируется на фрагменты. ЭУП может содержать следующие компоненты: курс лекций; практические задания и упражнения; лабораторные работы; тестовые материалы; словари и т.д. Содержание курса должно позволять преподавателю оказывать консультацию студенту за минимально короткое время.

В электронном учебном пособии «Основы программирования на языке Паскаль» учебный материал разбит на две части. В первой части рассматриваются темы: понятие алгоритма, исполнителя алгоритма, свойств алгоритма; алгоритмические конструкции; вспомогательные алгоритмы; данные, типы данных; этапы решения задач. Далее даются основные сведения языка Паскаль; запись алгоритмических конструкций, процедур и функций на языке программирования. Во второй части рассматривается работа с различными типами данных на языке Паскаль. Представлен материал по перечисленным и ограниченным типам данных; по регулярным, строковым, множественным, комбинированным типами данных; по обработке числовых и текстовых файлов.

Каждая тема представлена лекционным материалом. В блок практических заданий включены кон-

трольные вопросы, примеры решения задач, задания и упражнения по изучаемым темам. По ряду тем представлены лабораторные работы. Для контроля знаний предлагаются задания для самостоятельного решения и прохождение тестов по изучаемым темам.

Разработанное электронное учебное пособие может использоваться студентами 1-го курса ИМФИ при изучении курса «Информатика и программирование» на занятиях и для самостоятельной работы.

Поступила в редакцию 25 декабря 2007 г.

УЧЕБНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ «ОБРАБОТКА ВИДЕО И ЗВУКА»

© Т.Ю. Забавникова, И.В. Гаврилов, В. Колода

Современные информационные технологии широко используются в учебном процессе, в том числе для визуализации учебного материала. Это позволяет, при необходимости, демонстрировать изучаемые процессы в динамике. Видео и звуковые включения делают материал учебного назначения более познавательным [1].

В педагогической и методической литературе нашли свое отражение следующие направления использования информационных технологий:

1) компьютер, как средство контроля знаний;

2) лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования;

3) мультимедиа-технологии, как иллюстративное средство при объяснении нового материала;

4) персональный компьютер, как средство самообразования и т.д. [2].

Использование современных информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность образования. К информационным технологиям относится достаточно широкий спектр вопросов операций с разного рода данными. Обработка звуковой и видеоинформации входит в это число. Например, с помощью видеомонтажа (видео с лат. Video

- смотрю, вижу, монтаж с франц. Montage - подъём, установка, сборка) мы можем сделать даже из самого незамысловатого, старого, скучного и не интересного видео шедевр! Современные цифровые технологии позволяют «резать и склеивать» видеоматериал, менять местами куски, добавлять музыку, фото и титры, накладывать спецэффекты, убирать шумы, улучшать звук, производить цветокоррекцию, внедрять в ролик фрагменты мультипликационных фильмов и кинокомедий для эмоциональной окраски. Видеомонтаж по-

зволяет устранять недостатки, появившиеся в связи с неумелым использованием видеоустройств [3].

Согласуясь с современными требованиями к созданию электронных продуктов учебного назначения в системе высшего и профессионального образования, авторами было разработано учебное электронное пособие «Обработка видео и звука», которое содержит 16 лекций и 23 лабораторные работы по обработке видео и звуковой информации. Каждая лекция содержит подробное описание материала с примерами, а лабораторные задания содержат комплекс шагов для выработки практических навыков.

Учебное электронное пособие «Обработка видео и звука» предоставляет следующие основные возможности:

- удобную систему выбора раздела практики и теории;

- иллюстрированный лекционный и практический материал;

- возможность проведения тестирования и просмотра правильного решения;

- работы с доступным интерфейсом;

- знакомства с минимальными системными требованиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы (Новый курс). М.: МЭСИ,

2002.

2. Горюнова М.А., Горюхова Т.В., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д.

Электронные образовательные издания: учеб.-метод. пособие.

СПб.: ЛОИРО, 2003. 40 с.

3. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников: моногр. Астрахань: Изд-во ЦНЭП, 1999. 364 с.

Поступила в редакцию 22 декабря 2007 г.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

© Е.В. Степаненко, И.Т. Степаненко

При изучении таких предметов, как программирование, полезно и эффективно использование так называемого метода погружения, когда студенты занимают-

ся только одним предметом и не переключаются на другие.

Одним из способов реализации подобного метода является проведение вычислительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.