UDC 378.147
FACTORS OF THE CONVERSION OF THE REMOTE TECHNOLOGIES OF THE SPECIALISTS’ TRAINING TO THE NEW LEVEL OF DEVELOPMENT
Marina Sergeevna Chvanova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Doctor of Education, Professor, Vice-principal of Educational Policy and Innovations, e-mail: [email protected]
Marina Victorovna Khramova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Candidate of Education, Doctoral Candidate; Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky, Associate Professor, e-mail: [email protected]
The article discusses the main factors of the conversion of the educational remote technologies to the new level of development: technical modernization of the community, transfer to the new innovative way of economical development, evolution of communication technologies in the Internet.
Key words: remote education; communication in the Internet.
УДК 378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
© Вячеслав Михайлович Передков
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий, начальник инновационно-образовательного центра, e-mail: [email protected] © Татьяна Юрьевна Забавникова Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается теория и практика использования мультимедиа в учебно-воспитательном процессе вуза.
Ключевые слова: новые информационные технологии; мультимедиа технологии, информационно-образовательная среда.
Одним из перспективных направлений в области использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе является мультимедиа.
Термин «мультимедиа» образован из слов «мульти» - много и «медиа» - среда, носитель, средства общения. Мультимедиа -это компьютерные технологии, при которых совместно используются несколько информационных сред, таких как графика, видео, фотография, движущиеся образы (анимация), высококачественное звуковое сопровождение [1]. При этом человек воспринимает информацию сразу несколькими органами чувств параллельно, следовательно, при этом возрастает эффективность обучения. Обучающая эффективность этой формы достигается за счет синхронизации информационных потоков - статичной и движущейся графики, звука, текстов. Мультимедиа разрабатываются для стимуляции наибольшего ко-
личества ощущений у обучаемого. Эффективности обучения способствует и мотивация, а также усиленная различными способами коммуникация. Мультимедиа позволяют формировать навыки, которые с помощью других учебных компьютерных сред сформировать невозможно. Например, произношение при изучении иностранного языка.
Базой для мультимедиа являются: 1) новые цифровые технологии хранения, передачи и управления различными видами информации; 2) новые методы сжатия информации для передачи и хранения; 3) мощные персональные компьютеры и быстродействующие накопители большой емкости.
Первый опыт применения мультимедиа в образовании относится к 1986 г., когда в американские школы поступила мультимедийная энциклопедия. И уже самые первые опыты применения мультимедиа в образовании выявили преимущества этой технологии [2]:
- наличие точек разветвления в программе;
- аудиосопровождение в сочетании с видеоинформацией повышает эффективность восприятия комментариев;
- возможность выбора дальнейшего шага;
- занимательность мультимедийного образования;
- изменение роли учителя, он становится «дирижером».
К недостаткам использования мультимедиа в обучении можно отнести то, что большинство программных продуктов были созданы специалистами в области информатики, а не образования. Методическое сопровождение таких курсов оставляет желать лучшего, и без помощи опытного учителя они остаются предметом пассивного обучения и справочными пособиями с прекрасными возможностями предъявления информации.
Рассматривая представление мультимедиа-данных в компьютере, мы сталкиваемся с проблемой, которая заключатся в том, как представить в компьютере совместно обрабатываемые разнородные типы данных: цифровые и аналоговые, «живого» видео, неподвижных изображений и т. п. В компьютере все данные хранятся в цифровой форме, в то время как теле-, видео- и большинство аудиоаппаратуры имеет дело с аналоговым сигналом. К тому же выходные устройства компьютера - мониторы и звуковые колонки, имеют аналоговый выход. Поэтому простейший путь построения первых систем мультимедиа состоял в стыковке разнородной аппаратуры с компьютером, предоставлении компьютеру возможностей управления этими устройствами, совмещении выходных сигналов компьютера и видео- и аудиоустройств и обеспечении их нормальной совместной работы. Дальнейшее развитие мультимедиа происходит в направлении объединения разнородных типов данных в цифровой форме на одной среде-носителе, в рамках одной системы.
Сегодня мультимедиа - это мир совершенно новых возможностей. В образовании эти технологии могут стать хорошим помощником преподавателю.
Вопрос о роли информационных технологий, в т. ч. мультимедиа технологий, в процессе обучения в высших учебных заве-
дениях, а также в целом проблему профессиональной подготовки специалистов различных областей можно отметить в качестве важных аспектов, рассматриваемых в контексте совершенствования образовательного процесса. В современных образовательных условиях речь уже идет не просто о передаче знаний, умений и навыков, а о необходимости нахождения способа модернизации процесса обучения, который позволит обрабатывать большие объемы информации. Мы считаем, что достигнуть подобного уровня можно благодаря созданию лабораторий различной направленности как механизма повышения профессиональной компетентности будущих специалистов и дополнительного фактора воспитательного значения.
Одной из самых распространенных составляющих информационных технологий является мультимедиа технология. Говоря в рассматриваемом контексте о личностной составляющей профессиональной компетентности будущих специалистов, можно отметить, что использование мультимедиа технологий непосредственно связано с повышением уровня эстетической культуры личности. Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношения к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы», т. е. культуры [3].
Для повышения уровня профессиональной компетентности, а также для выполнения ряда научных и учебных задач, в 2008 г. в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина на базе Института математики, физики и информатики был создан Центр мультимедиа технологий, в состав которого вошла лаборатория видеотехнологий. Деятельность Центра и Лаборатории направлены на: разработку и внедрение в учебный процесс современных электронных средств обучения, мультимедийных технологий; представление интересов Института математики, физики и информатики на уровне студенческого сообщества, профессорско-пре-
подавательского состава, сотрудников университета, жителей города Тамбова и области; получение сведений различного характера об информационных ресурсах ИМФИ; развитие связей с другими организациями; установление персональных контактов, а также обеспечение эффективной коммуникации между структурными подразделениями университета.
В контексте развития мультимедийных технологий в ТГУ имени Г.Р. Державина интересной представляется деятельность Лаборатории видеотехнологий. Целью Лаборатории является повышение уровня профессиональной компетентности будущих специалистов; развитие общей направленности деятельности на вывод высокоинформативных видеоизображений; разработка методов формирования видеоизображений при помощи аппаратных и программных средств и технологий на основе этих средств; развитие методов информационных технологий, использующих средства видеотехнологий; развитие творческого потенциала и эстетическое воспитание студентов; формирование комплекса умений и навыков осуществления учебной деятельности по изучению закономерностей в области видеотехнологий; создание банка дидактических видеоматериалов, технологической документации, сценариев видеосюжетов.
Лаборатория видеотехнологий призвана решать следующие задачи: проводить определенные работы для создания целостного позитивного образа Института математики физики и информатики; повышать уровень образования студентов и аспирантов через внедрение в учебный процесс мультимедиа технологий; проводить мероприятия воспитательного характера и эстетической направленности; проводить оперативное и объективное информирование студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава Института математики, физики и информатики о наиболее значимых событиях, происходящих в университете; повышать конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность Института математики, физики и информатики; развивать научные и учебные связи со структурными подразделениями ТГУ имени Г. Р. Державина, а также вузами Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.
Основу деятельности Лаборатории составляет работа над технологиями обработки видеоизображений. Эти технологии относятся к мультимедиа технологиям и сегодня они продолжают динамично развиваться, в т. ч. в системе образования, происходит конвергенция видеотехнологий, обработки графических изображений, цифровой обработки звука, анимации. В связи с этим постоянно меняются акценты при создании и использовании видеосюжетов в учебно-воспитательном процессе. На протяжении последних четырех лет вектор деятельности Лаборатории направлен на обучение студентов специальности «Прикладная информатика» создавать такие технологии. При работе по созданию видеосюжетов осуществляется как процесс становления специалиста как профессионала, так и процесс воспитания, в т. ч. эстетическое воспитание студентов средствами видеотехнологий.
Преподавание курса, включающего изучение технологий видеообработки, требует более сложных и дорогостоящих ресурсов: необходимо воспроизводить видеофайлы различных форматов, видеопоследовательности, анимационные материалы и т. п. Сотрудники Лаборатории занимаются научной и образовательной деятельностью в области видеотехнологий, звука и других мультимедийных приложений. В Лаборатории создан банк дидактических видеоматериалов, который обеспечивает технологическую основу для получения устойчивых навыков в области видеообработки, что и означает повышение уровня профессиональной компетентности студентов. В банк вошли материалы по следующим направлениям: современные увлечения молодежи; общественная и спортивная жизнь студентов нашего университета; видеосюжеты о городе Тамбове, экологии Тамбовской области, храмах Тамбова, объектах Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, интересные личности Института математики, физики и информатики и др.
Многие проекты были выполнены в сотрудничестве с другими центрами нашего университета на основе междисциплинарных исследований. Так, при поддержке заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора физико-математических наук, профессора Ю.И. Головина создавался видео-
сюжет о Наноцентре ТГУ имени Г.Р. Державина; сотрудники зооботанического сада оказали помощь в работе над сюжетом об этом уникальном объекте нашего университета. К 80-летнему юбилею физико-математического факультета студентами были подготовлены работы о выпускниках физмата, продолжающих свою профессиональную деятельность в стенах нашего университета. В работе над этим проектом участвовали такие сотрудники университета, как М.С. Чванова, Ю.И. Головин, Е.С. Жуковский, А.А. Арзамасцев, А.И. Тюрин и др. Портфель с дидактическими материалами Лаборатории насчитывает около 70-ти видеосюжетов. Лучшие из этих работ принимают участие в ежегодной студенческой научно-практической конференции. Немаловажным является и тот факт, что результаты деятельности студентов имеют положительную оценку со стороны руководства университета. Студентами, принимающими участие в работе Лаборатории видеотехнологий, был выполнен заказ на создание ряда видеоматериалов для отдела городского хозяйства администрации города Тамбова.
Студентами, совместно с сотрудниками Лаборатории, удалось разработать и внедрить в учебный процесс электронное учебное пособие, аккумулирующее в себе необходимые теоретические и практические части в области технологий обработки видео и оснащенное видеоуроками. Электронное учебное пособие «Видеомонтаж в программе Pinnacle Studio» создано для использования в ТГУ имени Г.Р. Державина и в образовательных учреждениях высшего профессионального образования для обучения студентов и аспирантов.
С уверенностью можно отметить, что работа с видеоэффектами и видеопереходами, добавление стандартного звука на звукозапись, обработка кадра, встраивание графических изображений анимации, видеомонтаж способствуют закреплению знаний, полученных студентами на теоретических занятиях, и приобретению умений и опыта в работе с новыми информационными технологиями. Особая роль отводится освоению студентами принципов составления сценария видеосюжета и описания технологии работы над ним.
Изучение раздела «Технологии видеообработки» позволяет студентам расширить
диапазон навыков работы с видео и графическими изображениями на профессиональном уровне: от редактирования динамических
изображений до разработки Web-материалов. Накопленный опыт позволяет применять новейшие приемы обработки видео, использовать перспективные информационные компьютерные технологии для решения прикладных задач в кратчайшие сроки на уровне самых современных требований.
Как в любой структуре, занимающейся научно-исследовательской деятельностью, в Лаборатории видеотехнологий разрабатываются актуальные проекты, имеющие практическое применение. Учитывая, что обучение в классическом университете основано на работе с литературой, программными и аппаратными средствами, необходимыми для дальнейшей профессиональной деятельности будущих специалистов, то оптимальным выходом является разработка и подготовка программных обучающих средств, программных оболочек, электронных учебных пособий, использующих гипертекстовые и мультимедийные технологии с учетом целей обучения и специальности студентов.
Таким образом, использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе вуза позволяет повысить качество подготовки студентов, уровень профессиональной компетентности на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий, в т. ч. видеотехнологий; обеспечить повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; осуществить интеграцию различных видов образовательной деятельности (учебной, воспитательной, исследовательской и т. д.), повысить уровень эстетического воспитания студентов, а также адаптировать информационные технологии обучения к индивидуальным особенностям обучаемого.
1. Попов Б.В. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Мультимедиа. М., 2007.
2. Чванова М.С., Липский И.А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теории, практика: монография. Москва; Тамбов, 2000.
3. Матвеева Т.А. Формирование профессиональной компетентности студентов техниче-
ского вуза в условиях информатизации образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2008 // Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций. иКЬ:
http://www.lib .ua-ru. net/diss/cont/22l666.html. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию ^^^QlQ г.
UDC 378
THE USE OF THE MULTIMEDIA IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Vyacheslav Mikhailovich Peredkov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Candidate of Education, Associate Professor of Informatics and Information Technologies Department, Chief of Innovation and Education Center, e-mail: [email protected]
Tatyana Yuryevna Zabavnikova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Candidate of Education, Associate Professor of Informatics and Information Technologies Department, e-mail: [email protected]
The article analyzes the theory and practice of the use of the multimedia in the educational process of higher education institution.
Key words: new information technologies; multimedia technologies; information and education environment.
УДК 378
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
© Ирина Федоровна Бережная
Воронежский государственный университет, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии, e-mail: [email protected] © Александр Владимирович Белошицкий Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, кандидат педагогических наук, доцент кафедры морально-психологического обеспечения, e-mail: [email protected]
В статье раскрываются сущностные характеристики профессионального развития студента в вузе и рассматриваются его различные аспекты. Устанавливается взаимосвязь процессов воспитания, обучения, профессионального развития.
Ключевые слова: профессиональное развитие специалиста; социально-профессиональный, индивидуально-ценностный, операционально-деятельностный аспекты профессионального развития.
Подготовка в вузах квалифицированных, компетентных специалистов и одновременно развитие индивидуальности студента, способного к самореализации и самоактуализации, гармонично сочетающей индивидуальные и социальные ценности - такова подлинная суть современного высшего профессионального образования. Проведенный контекст-анализ работ по проблеме совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов в вузах позволяет констатировать факт значительного роста внимания к личностно-индивидуальной составляющей образовательного процесса наряду с содержательной и организационно-деятельностной.
В связи с этим, разработка новых концептуальных подходов в совершенствовании системы высшего профессионального образования, ориентированных на обеспечение не только успешного овладения студентами специальностью, но и на максимальное раскрытие, реализацию ими своих личностных потенциалов, приобретает характер актуальной педагогической проблемы. Одним из приоритетных направлений психолого-педа-гогических исследований в системе высшего образования является изучение профессионального развития студентов в вузе. В психологии и педагогике высшей школы проблема профессионального развития студентов выступает как важнейшая. Поэтому сего-