С.71-74.
References
1. Belova N.A., Lebedevа E.V. Active instructional techniques of integrated Russian and English learning at school. Gumanitarnye nauki i obrazovanie, 2016. № 3 (27). P. 16-19. [in Russian].
2. Gorshenina S.N., Neyasova I.A., Serikova L.A. Polycultural educational space as pedagogical phenomenon. Istoricheskaia i sotsialno-obrazovatelnaia mysl, 2013. № 6 (22). Р. 64-69. [in Russian].
3. Karpushina L.P Ethno-cultural approach to education as a factor of successful co-socialization
representatives of multiethnic society. Gumanitarnye nauki i obrazovanie, 2015. № 2 (22). P. 29-33.
[in Russian].
4. Prokaeva E.P The functions of synonymic paradigms in Mordovian (Erzya) text formation. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2012. № 12. P. 255-262. [in Russian].
5. Prokaeva E.P. Text as a means of formation of speech skills and abilities of pupils of national school. Multidisciplinary network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University, 2013. № 02 (86). Access mode: http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/27.pdf. [in Russian].
6. Starkina E.N., Varakina E.V., Prokaeva E.P. The use of proverbs in teaching the Ukrainian language. Nauka segodnia: zdachi i puti ikh reshenia. Vologda: OOO «Marker», 2016. P. 141-142. [in Russian].
7. Tukaeva, O.E. Regional material as a component of the content of the teaching foreign raining languages in higher school. Gumanitarnye nauki i obrazovanie, 2014. № 3 (19). P. 71-74. [in Russian].
Сведения об авторе: Information about the authors:
Прокаева Елена Петровна, Prokaeva Elena Petrovna,
кандидат филологических наук, доцент, Candidate of Sciences (Philology), Academic
доцент кафедры родного языка и литературы,
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
УДК 796.1:796.3 ББК 74.200.544.5:75.566
М.М. Степанова, К.С. Степанов, М.В. Шафикова
подвижные игры как средство обучения элементам игры в баскетбол младших школьников
В данное время существует множество различных исследований эффективности применения разных методик, используемых на начальном этапе обучения баскетболу младших школьников. Однако вопрос применения подвижных игр для обучения баскетболу рассмотрен не достаточно, в чём и заключается актуальность нашей статьи.
Ключевые слова: подвижные игры, начальное обучение, школьники младшего возраста, баскетбол.
Title of Associate Professor,
Associate Professor, Department of Native Language and Literature,
Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev,
Saransk, Russia.
Е-mail: [email protected]
Подвижные игры как средство обучения элементам игры в баскетбол младших школьников
(О
о»
М.М. Степанова, К.С. Степанов, М.В. Шафикова
(О
M.M. Stepanova, K.S. Stepanov, M.V. Shafikova
OUTDOOR GAMES AS MEANS OF TRAINING JUNIOR
SCHOOLCHILDREN IN THE ELEMENTS OF BASKETBALL
Now there are many different studies on the effectiveness of different methods of application used in the initial stage of training of younger schoolboys in basketball. However, the question of using dynamic games for learning basketball is considered not enough and this is the relevance of this article.
Key words, outdoor games, elementary education, early childhood school children, basketball.
Игра в баскетбол строится на ecTecTBeHHbix движeниях (6er, прыжки, ходьбя) и индивидуяльных действиях без мяча (развороты, движения приставным шагом, остановки, обманные движения), а также с использованием мяча (бросок мяча в кольцо, ведение, передача, лсвля). Соперничество, во время которого игрокам нужно атаковать кольцо соперника и защитить свое, активизирует использование всех немаловажных для школьника физических качеств: скоростносиловых, скоростных и координационных способностей, гибкости, ловкости и выносливости. В работу включается большинство функциональных систем организма ребенка, начинают работать главные механизмы энергообеспечения. Чтобы добиться высокого спортивного результата, игрокам нужно быть целеустремленными, решительными, настойчивыми, смелыми, уверенными в себе.
Баскетбол - это спортивная игра, поэтому после подвижных игр к ней будет проще перейти, чем после общепринятых тренировочных заданий. При подборе подвижных игр во время обучения баскетболу младших школьников нужно помнить то, что правила должны максимально соответствовать этой игре и способствовать развитию необходимых качеств [1].
Цель исследования: теоретически
обосновать и экспериментально проверить эффективность обучения элементам игры в баскетбол младших школьников на основе использования подвижных игр.
Педагогические наблюдения за действиями школьников проводились в процессе учебных занятий. Цифровой материал записывался в протоколы.
Ребенок, пришедший в школу, вынужден ежедневно проводить за столом около четырех часов во время занятий и до двух часов во время выполнения домашнего задания. Тем не менее в свободное от уроков время школьники младшего возраста еще уделяют много времени игре. Они используют все виды естественных движений, хотя еще не совсем умеют владеть своим телом, поэтому их увлекают подвижные игры, которые связаны с бегом, подпрыгиванием, метанием.
Все естественные движения лучше всего совершенствуются во время игры. Во время срганизации урока с использованием подвижных игр среди учеников младших классов нужно учитывать подверженность организма младших школьников различным влияниям окружающей среды и высокую утомляемость, их анатомо-физиологические особенности. Скелет ребенка еще не сформировался. Значительная прослойка хрящевой ткани спределяет большую гибкость костей, огобенно позвонoчника. Мышцы спины и брюшного пресса относительно слабо развиты. Устойчивость опсрного аппарaта также еще невелик. Поэтому при выборе подвижных игр нужно отдавать предпочтение играм с различными движениями, без длительного мышечного напряжения [2].
Сердечно-сосудистая система детей младшего школьного возраста отличается бoльшой жизнеспосoбностью: сосуды довольно широкие, при этом стенки сосудов эластичные - это спогобствует хорoшей рабoте сердечнoй мышцы. Но функции нервнoй системы, рeгулирующие ря6оту сeрдца, еще недостаточно рязвиты (лег-кяя возбудимoсть сeрдца).
Преимущественное место во время занятий с младшими школьниками отводится играм с небольшими хаотичными перебежками, по кругу, по прямoй, змейкой с переменой направлeний, игры с бегом типа «убегай — догоняй»; игры с прыжками на одной или двух ногах, с преодолением условных препятствий (начерченный «ров») и через предметы (невысокую скамейку, обруч); игры с передачей, ловлей и броском на дальность и в мишень мячей (волейбольных, теннисных), шишек, камeшков, игры с различными движениями имитационного характера. Все игры состоят в оснoвном из одного или двух вышепeречислeнных видов движeний, причем иногда они примeняются отдельно, иногда попeремeнно и очень редко — в сочeтaниях. Приведем пример: игра «Охотники и зайцы» пoстроeна на прыжках, в игре «Волки во рву» используются перебежки, а также подключены прыжки в длину [4].
В ходе анализа литературы и обобщения практического опыта по изучаемой проблеме удалось установить, что на уроках по обучению баскетболу наиболее выделяются две модели проведения подвижных игр: в видe эстафeт и в виде соревнований среди команд. Отличительной чертой эстафет является то, что школьники вeдут бoрьбу за всю команду самостоятельно (поочередно), а в командных соревнованиях - группами при поддержке и взаимопомощи партнеров, но без непосредственного контакта с противниками. Основными составляющими эстафет-игр могут быть отдельные технические приемы баскетболистов или их разнообразные соединения, которые школьники выполняют в определенных условиях с различными уровнями сложности. Основной целью эстафет является максимально быстрое их выполнение, или более качественное и результативное.
Обучать игре нужно в несколько этапов, с применением различных упражнений. В начале обучения приоритетной задачей является формирование необходимых умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и в зависимости от них
выполнять свои движения. Затем нужно научить детей правильно держать мяч двумя руками на уровне груди, пальцы должны быть расставленными, мышцы рук расслаблены. Также нужно научить школьников принимать основную стойку баскетболиста [5].
Когда ученики смогут правильно принимать стойку баскетболиста, держать мяч, передвигаться по площадке, можно приступать к обучению ловле мяча обеими руками. Параллельно ловле мяча необходимо учить детей и передаче мяча двумя руками от груди с места. У школьников следует сформировать умение делать передачу мяча, держа его на уровне груди двумя руками.
Одним из главных действий с мячом считается ведение. Оно дает возможность школьнику, ведя мяч, двигаться по площадке в различных направлениях. Это помогает школьнику держать спину. После этого можно начинать учить школьника «садиться на ноги», т.е. учить его двигаться в защитной стойке на полусогнутых ногах.
Передачи мяча и броски его в кольцо считаются схожими движениями. Поэтому начинать обучение броску мяча в кольцо следует теми же способами, что и передаче мяча - сначала двумя руками, а затем одной рукой от груди. Во время обучения броску нужно обращать внимание на то, чтобы школьники делали бросок мяча по кольцу, прицеливаясь, стоя в правильной стойке и не разводя локти в стороны.
Играя, дети усваивают необходимые двигательные навыки и умения, у них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. У детей младшего школьного возраста главное место принадлежит игровому методу, который мы можем назвать универсальным методом физического воспитания.
Для определения эффективности разработанной методики перед началом эксперимента были зафиксированы исходные данные школьников.
Чтобы определить исходный уровень развития координации школьников младшего возраста мы проводили следующие тесты:
Подвижные игры как средство обучения элементам игры в баскетбол младших школьников
(О
сл
М.М. Степанова, К.С. Степанов, М.В. Шафикова
(О
о>
1. Челночный бег 3 х 10 м.
2. Обводка баскетбольных стоек с ведением поочередно правой и левой рукой.
3. Ловля теннисного мяча одной рукой и одновременное ведение баскетбольного мяча другой рукой на месте.
Оснoвные полoжeния разрабoтаннoй методики для начaльнoго обучeния элементам игры в баскетбол детей младшего школьного возраста следуют в данной последовательности:
• обязательное разделение технического элемента на составные части;
• обязательное обучение подводящим и имитационным упражнениям перед началом изучения конкретного техничeского приема;
• изучение приемoв, в оснoвном при помoщи целoстнoго мeтода со следующим повторением этих технических приемов в игровых ситуациях;
• применение дополнительного оборудования и специальной разметки;
• использование во время игры облегченных, уменьшенных мячей.
В ходе эксперимента на уроках физической культуры с учащимися были организованы различные виды деятельности: эстафеты с мячом, игры в командах с мячом, ведение мяча, броски в корзину, игры: «Поймай мяч», «Прогони мяч под игроком», «Борьба за мяч», «На погрузке арбузов», «Мяч в кольцо», «Ловля парами», «Перестрелка». Как мы видим из списка игр и упражнений, в данный период времени наши совместные занятия были направлены на то, чтобы обучить младших школьников элементам игры в баскетбол.
Суть методики - шесть занятий цикла каждый урок завершается подвижной игрой (одной или двумя из представленного в таблице списка) на закрепление того или иного элемента, разученного в ходе урока (броски мяча, передача мяча, ведение мяча и т.д.). Последнее 7-е занятие - полностью игровое, где в разных играх-эстафетах закрепляется все пройденное за цикл. В контрольной группе занятия проводятся в обычном режиме.
Табл. 1. Игры, проводимые во время эксперимента
Дни Направления развития определенных качеств Игры
1 Начальный этап. Урок «Обучение элементам игры в баскетбол» Подвижные игры на заключительном этапе урока «За мячом», «Поймай мяч», «Передачи по номерам», «Борьба за мяч», «Скакун и ведущий», «Подвижная цель», «Мяч в обруч», «Коршун и цыплята» «Кто точнее»
2 Урок: «Бег на скорость и быстроту реагирования» Подвижные игры на заключительном этапе урока «К своим флажкам», «Команда быстроногих», «Салки простые», «Четные и нечетные номера», «Собери флажки»
3 Урок: «Обучение прыжкам в высоту и длину в баскетболе» Подвижные игры на заключительном этапе урока «Удочка», «Челнок», «Прыжок-преследование», «Прыжок за прыжком»
4 Тема: «Метание и броски мяча» Подвижные игры на заключительном этапе урока «Мячом в цель», «Попади в цель», «Летящая мишень», «Мяч в обруч»
5 Тема: «Передача и ловля мяча» Подвижные игры на заключительном этапе урока «Десять передач», «За мячом», «Чья команда сделает больше передач», «Передачи по номерам», «Одиннадцать», «Пятнашки с ведением мяча»
6 Урок: «Техника ведения мяча с изменением скорости» Подвижные игры на заключительном этапе урока «Баскетбольная триада», «Отскок мяча», «Доведи мяч до кольца», «Светофор», «Охота на волка»
7 Праздничные игры-эстафеты «Гонка обручей», «Пингвин с мячом», «Бык в круге», «Самый меткий - конкурс капитанов», «Прилипала»
На рисунке 1 представлены резуль- (ЭГ) групп в ходе первоначального (ну-
таты оценки «челночного бега 3 х 10 м» левой срез) и итогового обследования
контрольной (КГ) и экспериментальной (контрольный срез).
■ КГ ПЭГ
18
нулевой срез контрольный срез нулевой срез контрольный срез
Рис. 1. Диаграмма результатов КГ и ЭГ по первому тесту (челночный бег) до и после экспериментальной работы
Далее на рисунке 2 представим результаты тестирования в упражнении «обводка стоек с ведением мяча» контрольной (КГ) и экспериментальной
(ЭГ) групп в ходе первоначального (нулевой срез) и итогового обследования (контрольный срез).
нулевой срез контрольный срез нулевой срез контрольный срез
Рис. 2. Диаграмма результатов КГ и эГ по второму тесту (обводка стоек) до и после экспериментальной работы
Далее на рисунке 3 представим результаты тестирования в упражнении «ловля теннисного мяча одной рукой и одновременное ведение баскетбольного мяча другой рукой на месте, кол-
во потерь мяча за 3 мин» контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп в ходе первоначального (нулевой срез) и итогового обследования (контрольный срез).
нулевой срез контрольный срез нулевой срез контрольный срез
Рис. 3. Диаграмма результатов КГ и эГ по третьему тесту (ведение баскетбольного мяча свободной рукой на месте) до и после экспериментальной работы, количество потерь мяча
Подвижные игры как средство обучения элементам игры в баскетбол младших школьников
(О
М.М. Степанова, К.С. Степанов, М.В. Шафикова
(О
00
В ходе проверки эффективности разработанной методики по применению подвижных игр для обучения младших школьников элементам игры в баскетбол и ряда других способностей результаты тестов показали, что проведенные занятия с ЭГ позволили ее участникам
значительно улучшить свои результаты.
Таким образом, представленная программа занятий с младшими школьниками по использованию подвижных игр при обучении игры в баскетбол дала положительный результат. Цель исследования достигнута.
Библиографический список
1. Баскетбол: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резервах [Текст] / сост.: Ю. Портнов, В. Башкирова, В. Луничкин, М. Духовный, А. Мацак, С. Чернов, А. Саблин. - М.: Советский спорт, 2009. - 100 с.
2. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / М.М. Безруких, В.Д. Сонышин, Д.А. Фарбер. - М.: Академия, 2013. -С.382-386.
3. Виленская, Т.Е. Новые подходы к проблеме физического воспитания младших школьников [Текст] / Т.Е. Виленская, Ю.К. Чернышенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 12 (46). - С. 11-15.
4. Коняхина, Г.П. Подвижные игры и игровые упражнения в учебном процессе школы [Текст]: учебное пособие / Г.П. Коняхина. - Челябинск: Издательский центр «Уральская академия», 2014. -276 с.
5. Кузин, B.B. Баскетбол. Начальный этап обучения [Текст] / В.В. Кузин, С.А. Полиевский. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - С. 54-65.
6. Лях, В.И. Физическая культура в основной школе: учеб. программа для учащихся 1-11 классов [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010. -171 с.
References
1. Basketball: Approximate program of sports training for children’s and youth sports schools, specialized youth school of Olympic reserve. Ed. Yuri Portnov, V. Bashkirov, V. Lunichkin, M. Duhovny, Matsak A., S. Chernov, A. Sablin.. M.: Sovietskii Sport, 2010. P 109 . [in Russian].
2. Bezrukikh M.M. Age physiology (physiology of the development of the child). M.: Akademia, 2013. P 382-386. [in Russian].
3. Vilensky T.E., Chernyshenko J.K. New approaches to the problem of physical education of younger students. Uchenyiezapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, L.: 2008. № 12 (46). P. 11-15. [in Russian].
4. Konyakhina G.P Outdoor games and game exercises in the educational process of the school. Chelyabinsk: Izdatelsii tsentr “Uralskaia akademia”, 2014. P 276. [in Russian].
5. Kuzin B.B. Basketball. The initial phase of training. M .: Fizkultura i sport, 2011. P 54-65. [in Russian].
6. Lyakh V.I., Zdanevich A.A. Physical education in primary school. M.: Prosveshchenie, 2010. P 171. [in Russian].
Сведения об авторах:
Степанова Марьям Маратовна,
старший преподаватель кафедры физического воспитания,
Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Kmail: [email protected]
Information about the authors:
Stepanova Mariyam Maratovna,
Senior Lecturer,
Department of Physical Education,
Higher School of Physical Culture and Sports, South-Ural State
Humanitarian-Pedagogical University Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Степанов Константин Сергеевич,
доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта,
Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация.
Е-mail: [email protected]
Шафикова Маргарита Валерьевна,
студентка Высшей школы физической культуры и спорта,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Е-mail: [email protected]
Stepanov Konstantin Sergeevich,
Associate Professor,
Department of Theory and Methods of Physical Education and Sport,
Higher School of Physical Culture and Sports, South-Ural State Humanitarian-Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Shafikova Margarita Valerievna,
Student, Higher School of Physical Culture and Sports,
South-Ural State Humanitarian-Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 378:681.14 ББК 74.480.26:32.973.2
Е.П. Татьянина
историография проблемы подготовки будущих учителей к автоматизированному
УПРАВЛЕНИЮ сетевыми ПРОЕКТНЬШИ КЛАСТЕРАМИ
В статье рассматривается становление проблемы подготовки будущих учителей к автоматизированному управлению сетевыми проектными кластерами, актуализирована степень ее разработанности и проведен анализ тех достижений, которые получены учеными и накоплены в системе соответствующего научного знания, определены временные рамки ее непосредственного становления.
Ключевые слова: проектная деятельность, автоматизация процессов, сетевое взаимодействие, кластерный поход, сетевые проектные кластеры.
E.P. Tatyanina
HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM OF TRAINING FUTURE TEACHERS FOR THE AUTOMATED MANAGEMENT
OF NETWORK PROJECT CLUSTERS
The article discusses the emergence of problems of preparation of future teachers to automated management of network design by cluster. The level of its development is actualized, the level of the achievements obtained by scientists and accumulated in the system of the relevant scientific knowledge analysis and the time frame of its immediate formation is determined.
Key words: project activity, automation of processes, network interaction, the cluster approach, network design clusters.
Сложные педагогические проекты, дернизации российского образования направленные на решение в рамках мо- проблем проектирования содержания об-
Историография проблемы подготовки будущих учителей к автоматизированному управлению сетевыми проектными кластерами
(О
(О