УДК: 377.3(477.7)(09)
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 1988 ГОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ УКРАИНЫ
Е. И. Данилова, Коммунальное высшее учебное заведение «Херсонская академия непрерывного образования» Херсонского областного совета, (Херсон, Украина), е-mail: [email protected]
Резюме. В статье на основе анализа нормативно-правовой базы и периодической прессы рассмотрены особенности проведения образовательной реформы 1988 года, ее влияние на изменения в профессионально-техническом образовании Украины.
Ключевые слова: профессионально-техническое образование, профессионально-техническое училище, квалифицированный рабочий.
Социально-экономические изменения в Украине обуславливают необходимость модернизации системы профессионально-технического образования в соответствии с мировыми трансформациями. Проведение реформ требует глубокого изучения историко-педагогического опыта подготовки рабочих. В этом контексте приобретают значение исследования периода второй половины ХХ века как наиболее результативного в развитии профессионально-технического образования.
Развитие системы профессионально-технического образования в 80-е годы ХХ века имело определенные особенности: происходило интенсивное развитие экономики страны, внедрение новой техники и технологий, с одной стороны, и недостатки в обучении и трудовом воспитании молодых квалифицированных рабочих, с другой стороны, повлекли падение престижа рабочей профессии в профтехучилищах. В этих условиях стала очевидной необходимость перестройки системы народного образования, а также, изменения модели профтехшколы.
Исследованию вопросов развития профессионально-технического образования посвящены работы С.Батышева, М.Пузанова, Г.Терещенка,
О.Хромовой, Р.Гуревича, Н.Ничкало, С.Николаенко, И.Ликарчука, О.Коханка, Н.Слюсаренко и др.
Целью статьи является анализ нормативно-правовых документов, которые регламентировали проведение образовательной реформы 1988 года, а также исследование изменений в профессионально-техническом образовании Украины на основе материалов периодических изданий.
В 1988 году систему профессионально-технического образования ожидали очередные изменения: «в комплексе мероприятий для реализации радикальной экономической реформы, демократизации всей общественной жизни, воспитания подрастающего поколения особенное место предоставляется перестройке общеобразовательной и профессиональной школы, высшего и среднего специального образования» [4, с. 482]. Постановлением Совета Министров СССР от 29 апреля 1988 года «Об организации и структуре управления народным образованием в стране» определялось, что система народного образования, в которую входило и профессионально-техническое образование, должна была предоставлять возможность каждому человеку реализовывать право на образование и постоянное пополнение знаний на основе использования разнообразных форм учебы, подготовки и переподготовки кадров. Выполнение этих заданий должно осуществляться путем развития системы учебных заведений, осуществления их взаимосвязей с наукой и техникой, обеспечение высокого уровня образования и улучшения условий труда и быта работников этой сферы. Одновременно было решено «упростить действующую структуру управления, упразднить лишние звенья в управлении народным образованием» [там же].
В связи с ростом роли предприятий, объединений и организаций в обеспечении производителями необходимой квалификации, повышении качества подготовки кадров, документом устанавливалось, что:
- профессионально-технические училища, которые осуществляют подготовку рабочих кадров в основном для базовых предприятий, подчиняются этим предприятиям;
- специализированные профессионально-технические училища межотраслевого профиля, которые осуществляют подготовку рабочих за сложными и интегрированными профессиями или готовят кадры для потребностей региона, подчиняются органам народного образования;
- профессионально-технические училища агропромышленного профиля подчиняются агропромышленным комитетам союзных республик [4].
Передачу профтехучилищ планировалось осуществить в 3-х месячный срок по согласованию с Советами Министров союзных республик, министерствами и ведомствами СССР. При этом за органами народного образования сохранялось общее и учебно-методическое руководство подготовкой кадров профессионально-технических училищ, которые переданы министерствам (ведомствам) и базовым предприятиям.
Таким образом, указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 6 июля 1988 года было создано союзно-республиканское Министерство народного образования Украинской ССР, ликвидировав Министерство образования Украинской ССР и Государственный комитет Украинской ССР по профессионально-техническому образованию, при этом значительно сократив аппарат [4, с. 483].
В «Информации Министерства народного образования УССР о проведенной работе относительно реализации Генеральной схемы управления народным образованием республики» от 5 декабря 1988 года отмечается, что структура нового Министерства разработана по отраслевому принципу, усовершенствована система методической работы, ликвидированы областные (городские) отделы народного образования и управления профессионально-технического образования и на их базе создано управление народного образования, которому непосредственно подчинялись институты усовершенствования учителей, педагогические училища, индустриально-педагогические техникумы, областные внешкольные заведения, профессионально-технические училища, областные учебно-методические кабинеты по профтехобразованию, специализированные интернатные заведения и магазины учебно-наглядных пособий [4, с. 484]. В соответствии с вышеупомянутым постановлением Совета Министров УССР в подчинение Госагропрому УССР передано 313 училищ агропромышленного профиля, Союзным Министерствам и ведомствам - 34 училища [там же].
Изменения, которые происходили в образовании вообще и, в частности, в профессионально-техническом образовании, широко обсуждались в печати. Так, на страницах журнала «Профессионально-техническое образование» в статье «Я - решительно против! Я - категорически за!» работники системы освещали разные взгляды по поводу перестроек, которые происходили в то время [2]. Директор училища, которая выступает
против реорганизации в системе профтехобразования, сравнивает передачу училищ предприятиям и ведомствам с возвращением к «фабрично-заводскому ученичеству». Она отмечает ухудшение комплектации училищ, в связи с чем теряется контингент учеников; выражает свои тревоги по поводу объединения двух ведомств, ведь при выборе руководителей всегда отдают преимущество работникам школы и вузов, следовательно, к власти придут некомпетентные для профессионально-технического образования работники.
В то же самое время противоположное мнение представляет другой директор училища. Он считает, что существующая паника по поводу краха системы профтехобразования не имеет никаких оснований, кроме эмоциональных. Автор не видит ничего плохого в «сосуществовании училищ под одной крышей со школой, ведь образованию нужен один хозяин». Он считает, что качество набора улучшится, и преобразования, происходящие в профессионально-техническом образовании, являются мощным импульсом дальнейшего развития [2].
Таким образом, существовали различные мнения относительно модернизации системы профессионально-технического образования. Потеряв систему профтехобразования образца 1987 года, возникла необходимость замены ее новым образцом. В этом же номере журнала есть статья В. Довина, которая посвящена обсуждению концепции новой профтехшколы. На обсуждение были представлены две концепции, которые предложены академиком АПН СССР С. Батышевим и директором ВНИИ профтехобразования В. Шапкиным [1].
С. Батышев при разработке своей концепции предусматривал, что профессиональное образование должно строиться на базе трудовой подготовки учеников общеобразовательной школы, а профессиональная подготовка будет эффективной, если:
1) будет обеспечено единство профессиональной подготовки учеников во всех формах профессионального образования;
2) целостность, непрерывность и политехнический характер профессионального образования осуществляется путём взаимосвязи трудового, общественно полезного, производственного труда и профессиональной учебы с общеобразовательными предметами во всех формах профессионального образования.
По мнению автора статьи, эта концепция носит теоретический характер, поэтому нужны практические шаги для выведения профтехшколы на качественно новый уровень.
В то же самое время, важным моментом концепции, предложенной В. Шапкиным, является идея принадлежности профессиональной учебы к функциям профтехшколы, а не производства. По его мнению, базовым для всех выпускников школ станет восьмой (девятый) класс, потом 9-10 (10-11) классы будут профильными, что поможет ученикам до получения профессии выбрать дело по душе или по способностям; с другой стороны профтехшкола должна быть теснее связанная с техникумами и вузами. Также нужно учитывать и требования производства, которое нуждается не только в рабочих разных профессий, но и разной квалификации.
По мнению автора, ошибкой профессионально-технического образования является то, что «имея единственный тип профессионально-технического училища, мы надеемся получить разные рабочие кадры: разным уровням развития производства должен отвечать свой определенный уровень подготовки рабочих» [1]. Так, В. Шапкин выделяет три уровня профессионально-технического образования: начальный, средний и более высокий, каждому из которых отвечает определенный тип учебного заведения.
К начальному уровню он относит профессионально-трудовую школу (срок учебы - к 16-летию выпускников; база - семи-восьмилетнее образование) и профессионально-технические курсы (сроком учебы - 3-6 месяцев). Этот вид учебных заведений должен предоставлять простые профессии. Выпускники этих школ получают удостоверение о квалифицированном разряде по профессии и право поступления на 2-3 курс среднего профтехучилища.
До среднего уровня образования исследователь относит среднее профтехучилище и техническое училище (сроки учебы соответственно 2,53 и 1-1,5 года; база - восьмилетнее и полное среднее образование). В этих училищах должны были проходить подготовку рабочие по профессиям основного типа производства с выдачей аттестата квалифицированного рабочего, который соответствует среднему профтехобразованию и предоставляет право поступления в высшие учебные заведения.
Высший уровень образования должна обеспечивать высшая техническая школа (профессионально-технический колледж): срок учебы - 2-4 года; база - общее среднее образование. Этот тип учебного заведения проводит подготовку рабочих для обслуживания сложного технологического оборудования и присваивает квалификацию дипломированного квалифицированного рабочего. По мнению автора концепции, такой тип учебно-
го заведения может создаваться не только отдельно, но и как профтехот-дел на базе средних специальных учебных заведений и вузов [1].
Для раскрытия событий того времени интересной является статья, в которой предоставляется интервью с заместителем председателя Государственного комитета СССР по народному образованию В. Конкиным [5]. Он отмечает, что разговоры о свертывании, демонтаже системы профтехобразования не отвечают действительности. Процессы, которые происходят в стране, сложны, и времена у профтеха, также. По мнению В.Конкина, вчерашняя профтехшкола, которая носила массовый характер и была ориентирована на экстенсивный характер развития экономики, в настоящее время никого удовлетворить не может. Главным в концепции развития профтехобразования он считает ориентацию на максимальный профессионализм выпускников, отказ от жесткой регламентации деятельности учебных заведений, создания многовариантных типов профессионально-технических училищ, которые быстро реагируют на потребность конкретных производств и, главнее всего, отказ от административно-командного стиля управления профтехшколой на всех уровнях.
В порядке эксперимента с 1 сентября 1989 года начали свою работу учебные заведения нового типа - высшие профессионально-технические училища, которые созданы на базе лучших техникумов и профтехучилищ. В этих учебных заведениях планировалось готовить рабочих высокой квалификации современных сложных профессий по договорам с предприятиями.
В. Конкин соглашается, что внимание к проблемам профессионально-технического образования снизилось. Это подтверждает следующий факт: за прошлый год больше чем 40 тысяч работников ушли из системы профтехобразования. Проблемы начались после постановления о передаче училищ предприятиям. Планировалось передать 3000 училищ, но передано всего 166 училищ [5].
На Всесоюзном съезде рабочих народного образования делегаты выражали решительные высказывания о несогласии с передачей профтехучилищ. В итоге Совет Министров приостановил процесс распада системы, запретил использовать базу профтехучилищ не по назначению.
Рассматриваемый период развития подготовки квалифицированных рабочих совпал с началом перестройки в социально-экономической и культурной жизни общества. К сожалению, задуманные реформы в профессионально-техническом образовании не принесли желаемых результатов, поскольку оно глубоко интегрировано с производством, которое остро
ощущало все неудачи в экономике. Проведенная в 1988 году технически-экономическая паспортизация и инвентаризация засвидетельствовали острую нехватку мастерских, лабораторий, полигонов, перенасыщенность старым и сломанным оборудованием [4, с. 111].
Таким образом, можно сделать вывод, что профессионально-техническое образование периода 80-х годов ХХ века в определенной степени отставало от жизни, его реформирование тормозилось. Изменения, которые происходили в то время, вызывали бурные споры среди сотрудников системы профтехобразования. Тем не менее в профессионально-техническом образовании Украины наметились положительные изменения.
Литература:
1. Довин В. Что есть что? или Как будет выглядеть ПТО в будущем? (Концепция, разрабатываемая Гособразованием) / В.Довин // Профессионально-техническое образование . - 1988. - №9. - С. 10-14.
2. Жильцова Л. Я - решительно против! Я - категорически за! / Л.Жильцова , Ю.Бояров // Профессионально-техническое образование. -1988. - №9. - С. 2-5.
3. Коханко О.М. Становлення i розвиток пщготовки квалiфiкованих робтичих кадрiв з середньою освтою в УкраУ (1969-1994 рр.): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Коханко Ою^ан Михайлович. - К., 1995. - 299 с.
4. Профтехосвта Украши: ХХ стол^тя: Енциклопедичне видання / за ред. Н.Г.Ничкало. - К.: Вид-во «АртЕк», 2004. - 876 с.: т.
5. ПТО: погода на завтра. Беседа с заместителем председателя Госкомитета СССР по народному образованию В.И.Конкиным // Профессионально-техническое образование. - 1989. - №8. - С. 1-4.
6. Слюсаренко Н.В. Трудова пщготовка молодi на Херсонщинк юто-рико-педагопчний аспект: монографiя / Н.В.Слюсаренко. - Херсон: Айлант, 2003. - 476 с.
Danylova O.I. Peculiarities of conducting the educational reform of 1988 in technical and vocational education in Ukraine / O.I. Danylova // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - 2014. - №3. - S. 13-19.
© Е. И. Данилова, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014.