Ш. Хошимова
ИЗ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ТАДЖИКСКОЙ ССР
Ключевые слова: сельское хозяйство, механизация села, профтехобразование, профтехучилище, тракторист-машинист
В 60-е - 70-е гг. прошлого столетия сельское хозяйство Таджикской ССР переживало период бурного развития. Освоению новых земель, улучшению системы ирригации и механизация села, способствовали достижению тружениками села значительных результатов по производству сельхозпродукции.
Механизация села требовала не только увеличения технопарка колхозов и совхозов, но и подготовки высококвалифицированных кадров.
Уровень развития сельскохозяйственного производства требует людей, владеющих самими разносторонними знаниями и трудовыми навыками, всё более высокой профессиональной квалификации, умеющих с максимальной производительностью использовать энергонасыщеную сельскохозяйственную технику, применять последнее достижения науки, передовые методы труда и прогрессивную технологию.
Важность и трудность этой задачи были обусловлено тем, что в 60-е - 70-е годы общеобразовательный и профессионально-технический уровень подавляющего большинства работников колхозного и совхозного производства республики отставал от уровня развития науки и техники.
Различные формы подготовки кадров массовых профессий оказывали существенное воздействие на повышение сельскохозяйственного производства. Однако, уровень развития сельского хозяйства требует устойчивой и более эффективной формы
подготовки этих кадров. Такой формой и являлись училища механизации сельского хозяйства, профессионально-технические и технические училища, которые выпускали в основном кадры широкого профиля с механизаторским уклоном: трактористов-машинистов, механизаторов животноводческих ферм, электромонтеров, слесарей по ремонту различных машин сельскохозяйственной техники.
Можно с полным правом утверждать, что через системы сельских профессионально-технических училищ лежал магистральный путь подготовки кадров для сельского хозяйства. Эта форма подготовки кадров наиболее удачно сочетала в себе преимущество стационарной государственной системы профессиональной учёбы с возможностью учитывать местные потребности в определённых кадрах, а также заинтересованность сельских тружеников и в приобретении специальности.
Всевозрастающие масштабы технического прогресса требовали сосредоточить всю подготовку квалифицированных кадров для села в профессионально-технических училищах и их филиалах, создаваемых непосредственно в колхозах и совхозах.
Филиалы сельских профессионально-технических училищ в колхозах и совхозах были более экономичными, стояли ближе к производству, к его материально-технической базе, что создало более благоприятные условия для соединения обучения с производственным трудом. Кроме того, обучение в филиалах не требовало отрыва обучающихся от семьи и расширяло возможности профессиональной подготовки для работников обоего пола.
В 60-е - 70-е годы XX в. повышение профессионально-технического уровня сельского населения имело важное значение для ликвидации существенных различий между городом и деревням, умственным и физическим трудом, дальнейшего развития сельскохозяйственного производства, роста производительности труда рабочего и колхозника, сближения материального и культурного уровня жизни городского и сельского населения, всестороннего развития тружеников села.
От уровня профессиональной подготовки сельской интеллигенции, овладения ею достижениями современной сельскохозяйственной науки и техники, трудового опыта, ее организаторских способностей в огромной степени зависел дальнейший рост
профессионально-технического уровня сельских тружеников, успешное развитие сельскохозяйственного производства.
Необходимость этого обусловливалась целым рядом важных факторов: во-первых, требованиями научно-технической революции, так как в условиях развития общества были нужны люди технически грамотные, обладающие высоким уровнем духовной культуры; во-вторых, подъемом общего культурного уровня тружеников села: в третьих, быстрым ростом массовых коммуникаций духовной культуры на селе.
В 60-е - 70-е годы улучшилась работа по подготовке кадров механизаторов. Если в 50-х годах эта работа была организована на базе существующих машинно-тракторных станций, постепенно дело подготовки кадров механизаторов практически перешло в сферу деятельности и с концентрировалось в системе профессионально технического образования. Изменились как формы, как и содержание подготовки кадров. В начале, готовились специалисты более узкой специализации, например, трактористы, комбайнеры, и др. Затем училища перешли на подготовку кадров широкого профиля-трактористов-машинистов, а также специалистов по обслуживанию различных электроагрегатов, оборудованию животноводческих ферм, доильных машин и т.д.
10 января 1962г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «Об улучшении дела подготовки механизаторских кадров для сельского хозяйства».
ЦК Компартии Таджикистана и Совет Министров Таджикистана СССР наметили в соответствии с этим постановлением неотложные меры по улучшению подготовки механизаторских кадров. Комитету по профтехобразованию было поручено, начиная с 1962г., организовать в сельских профессионально-технических училищах подготовку трактористов-машинистов, механизаторов животноводческих ферм, электромонтеров, слесарей по ремонту тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин.
Госплану республики и республиканскому объединению «Таджиксельхозтехника было предложено обеспечить сельские профтехучилища трактором, соответствующим набором новых машин, орудий и других технических средств, которыми пользовались передовые механизаторы страны (11, ЛП-376-380).
В 1962-1963гг. училища системы трудовых резервов и курсы
Министерства по производству и заготовке сельскохозяйственных продуктов подготовили 6.5 тысяч механизаторов.
На 1 апреля 1963 численность трактористов-машинистов и шофёров в колхозах республики составили 21.2 тысяч человек (8. 132).
Подготовки механизаторских кадров республики проводились через сельские профессионально-технические училища, на курсах, создаваемых в колхозах, совхозах и при районных отделениях «Таджик сельхозтехнике», а также путем бригадного и индивидуального учительства.
Постановление обязывало ЦК ЛКСМ Таджикистане и местные комсомольские органы добиваться активного участия комсомольских сельских профессионально-технических училищ, широко привлекать, к обучению в них девушек, осуществлять комсомольское шефство над сельскими профтехучилищами.
С целью широкого привлечения женской молодежи к профессии механика-водителя хлопкоуборочных машин ЦК Компартии Таджикистана 6-7, марта 1963г. провел республиканский слет девушек-передовиков сельскохозяйственного производства.
Только за три года (1961-1963) курсы механиков-водителей окончили 203 женщины (5,236). Девушки, успешно освоив профессию, сели за штурвалы «голубых кораблей» и с честью выполняли планы машинного сбора хлопка.
Широкий размах в Таджикистане в 60-х годах получил механизаторский всеобучающий лозунг «Живешь на селе - знай технику», который стал девизом каждого сельского труженика.
Заслуживает большого внимания опыт организации механизаторского всеобуча в Матчинском районе. Партийные и советские органы района, проанализировав положение дел с механизацией сельскохозяйственных работ, выяснили, что коэффициент использования техники очень низок, в ряде колхозов значительная часть тракторов, хлопкоуборочных комбайнов и автомашин бездействует, и в результате на одного механизатора проходилось несколько сельхозмашин.
Они высказались за организацию механизаторского всеобуча в самых широких масштабах.
В 1967г. работники сельского хозяйства целинного Матчинского района взяли на себя обязательство своевременно и на высоком
качественном уровне подготовить к посевным и уборочным работам всю технику, для повышения механизации сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продукции, решили ещё шире внедрять передовые формы организации труда. Они обязались создать 25 бригад и звеньев комплексной механизации, подготовить и переподготовить на курсах при районном отделении « Таджик-сельхозтехника» 100 механизаторов широкого профиля с тем, чтобы каждый из них овладел двумя-тремя профессиями - тракториста, комбайнера и механика-водителя хлопкоуборочной машины. Матчинцы призвали всех механизаторов и специалистов сельского хозяйства республики последовать их примеру (3).
Массовое распространение получило движение механизаторов за овладением двумя-тремя смежными профессиями за повышение дневных и сезонных норм выработки на каждую хлопкоуборочную машину. Администрация и партийные организации колхозов и совхозов проявляли большую заботу о создании хлопкоробам, особенно механизаторам, всех необходимых культурно-бытовых условий, в обеспечении нормальной работы полевых станов и сельских культурно-просветительных учреждений. Для поощрения механизаторов широко использовали материальные и моральные стимулы.
Так, в колхозе имени К.Маркса Матчинского района правление и профсоюзная организация открыли курсы повышения квалификации механизаторских кадров, после окончания которых проводилась аттестация и переаттестация.
Ежегодно отмечались дни механизаторов, на которых проводились итоги работы. Механизаторы, добившиеся при выполнения сменных заданий высокого качества работы и содержавшие в хорошем техническом состоянии закрепленную за ними сельскохозяйственную технику, награждались переходящими Красными Знаменами с вручением ценных подарков.
В восьмой пятилетке (1966 - 1970 гг.) за год проходили подготовку и переподготовку в среднем более четырех тысяч механизаторов. Если в 1965 г. (по состоянию на 1 апреля) численность механизаторских кадров в колхозах и совхозах республики составляла 24.7 тысяч, то в 1970г. - 31.2тысяч (9, 310).
Существенно продвинулось дело с подготовкой кадров механизаторов в Таджикистане, где в 1970 году уже имелось 21 сельское
профессионально-техническое училище. Они за годы восьмой пятилетки подготовили и отправили в сельское хозяйство республики более 13,5 тысяч молодых квалифицированных рабочих (13).
Важным звеном подготовки кадров в республике стали школы передового опыта. Они функционировали при передовых колхозах и совхозах, в районах и областях, объединениях сельхозтехники и управлениях сельского хозяйства, где широко внедрялись достижения науки и практики для получения высоких производственных показателей. Настоящими университетами трудового опыта в Таджикистане считались колхозы им. Ленина Пролетарского, Восейского иРегарского районов, совхоз им. Куйбышева Курган-Тюбинского района и др. Только за 1965году в них и других школах передового опыта республики прошли обучение 25 тысяч работников сельского хозяйства.
Подготовка кадров через школы передового опыта способствовала росту культуры земледелия, продукции земледелия и животноводства, а также повышению механизации сельскохозяйственного производства. Активное участие в организации работы таких школ принимали комсомольские организации, которые помогали комплектовать их молодыми колхозниками и рабочими совхозов. Учёба в школе под руководством опытных механизаторов помогала молодежи глубже овладеть техникой, поверить в свои силы и на практике следовать примеру своих учителей.
В марте 1969 г. ЦК Коммунистической партии Таджикистана и Совет Министров республики приняли Постановление о широком привлечении женщин к квалифицированному труду в сельском хозяйстве. Начиная с 1969/70 учебного года начали открываться трёхгодичные профтехучилища для девушек, окончивших 8 классов. Первые экспериментальные училища возникли в Восейском (№16), Ленинском (№49) и Канибадамском (№18) районах (2, 22).
Правительство предусмотрело дополнительный отпуск для женщин-трактористок и механизаторов, занятых в сельскохозяйственном производстве, установило для них нормы выработки на 10 процентов ниже норм, действовавших в данном хозяйстве (12).
ЦК Компартии Таджикистана и Совет Министров республики поручили Государственному политеху при Совете Министров Таджикский ССР по профессиональному-техническому образо-
—168- номаи донишгох ;
ванию, начиная с 1969/70 учебного года, организовать трехгодичные сельские профессионально-технические училища по подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием для сельского хозяйства из числа женской молодёжи, по окончании восьмилетней общеобразовательной школы.
Постановлением предусматривалась подготовка в указанных училищах трактористов-машинистов, механизаторов животноводческих ферм, шоферов легковых автомобилей, электромонтеров, строителей и. т.д.
ЦК Компартии Таджикистана и Советом Министров республики было принято Постановление «О широком привлечении женщин к квалифицированному труду в сельском хозяйстве и учебе». Особое внимание в постановлении было обращено на формирование высококвалифицированных кадров механизаторов широкого профиля в каждом хозяйстве. В связи с этим значительно увеличился приток молодежи в профессионально-технические учебные заведения страны в целом, и особенно девушки местной национальности. Только в 1975 году более 360 девушек поступили на учёбу в сельские профессионально-технические училища, где овладели профессиями трактористов-машинистов широкого профиля и водителей хлопкоуборочных машин.
Согласно справке о подготовке механизаторских кадров за 1975 г., среди 14918 учащихся сельских профтехучилищ республики было 1915 девушек (1, 4).
Исключительное значение в формировании работников нового типа в сельском хозяйстве имела инициатива тружеников колхоза имени Ленина Пролетарского района и колхоза им. К. Маркса Матчинского района.
Они предложили организовать во всех хозяйствах с участием сельскохозяйственных специалистов обучение механизаторским специальностям, причем особое внимание уделяли подготовке женских механизаторских кадров. В этих хозяйствах механизаторами работали 48 женщин.
Ряды женщин-механизаторов особенно выросли в годы восьмой и девятой пятилеток. Если в 1965 г. в республике насчитывалось 400 женщин-водителей хлопкоуборочных машин, то к началу девятой пятилетки их было 685, а к июню 1973 года их число возросло до 800 (6, 326).
Широко известны в республике имена славных механиков-водителей хлопкоуборочных машин. Героя Социалистического Труда Хурсанд Розыковой; Мехринисо Турсунходжаевой, Рано Абдуллоевой из колхоза им. Ленина Пролетарского района; Дилбарнисо Нурматовой, Хайриннисо Бабаевой, из колхоза им. Фрунзе Ходжентского района; Оятулло Маниёзовой из колхоза «Правда» Московского района.
Для более полного представления о масштабах подготовки специалистов для колхозно-совхозного производства сельскими общеобразовательными школами и профтехучилищами мы решили привести ниже следующую таблицу (7, 222).
Таблица №1
1966 1970 1975 1980
Выпускники общеобразовательных школ, тыс.чел 51.4 71.0 123.9 147.3
Выпускники профтехучилищ 1320 2350 2630 3110
Из этой таблицы явствует, что средняя школа и профессионально-технические училища играли особую роль в повышении культурно-технического уровня колхозников и рабочих в совхозах. Более 85% юношей и девушек оставались работать в своих колхозах и совхозах.
Если в 1966 г. профтехучилищами республики было подготовлено 1320 специалистов для колхозно-совхозного производства, в 1990 г. их количество увеличилось до 3110 специалистов.
Таким образом, в исследуемый период средняя общеобразовательная школа и профессионально-техническое образование открыли широкую дорогу пополнению рядов колхозного крестьянства образованной рабочей силой. Это дало возможность повышаться общеобразовательному и культурно-техническому уровню колхозного крестьянства.
В силу смещений в социальной ориентации населения, профессионально-технические училища по-прежнему комплектовались в основном за счет наиболее «трудных» в воспитательном отношении молодых людей, имеющих низкую успеваемость в школе, профессионально не сориентированных на избранную специальность. Во многих из них отсутствовала современная учебно-материальная база.
В большинстве учебных заведений давало о себе знать формально-бюрократические стереотипы, насаждавшиеся аппаратом управления, отсутствовали творческие процессы. Партийные организации некоторых ПТУ не оказывали должного внимания им в результате имел место низкий стиль работы инженерно-педагогических кадров, слабо занимались их воспитанием.
Но следует отметить, что в этой области помимо достижений наблюдались также недостатки и упущения. Многие постановления партии и правительства носили кампанейский характер. Они не доводились до конца. Колхозы заботились о развитии профтехшколы, помогали средствами, но это было характерно только для экономически мощных колхозов.
Колхозы горных районов республики не интересовались и не помогали сельским профтехшколам в укреплении материально-технической базы. Недостатки и упущения имелись и в процессе подготовке грамотной рабочей силы для колхозов, в работе сельских профессионально-технических училищ.
Порою выпускники этой системы не овладевали знаниями и не могли самостоятельно работать, так как в училищах они не получили как следует навыков вождения сельскохозяйственных машин на должном уровне.
Причина этого кроется в том, что 3-4 месяца учащихся старших классов привлекали к сельскохозяйственным работам, особенно к сбору хлопка-сырца и табака. Это отрицательно влияло на знания выпускников.
Все эти негативные явления тормозили развитие колхозного производства. Из-за нехватки профессиональных работников сельское хозяйство не могло справляться с государственными заданиями по выпуску сельхозпродуктов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архив Министерства сельского хозяйства Таджикской ССР Ф. 1, - Оп-1. - Д. 2311-Л.15
2. Коммунист Таджикистана - 1966, 14 декабря
3. Коммунист Таджикистана - 1977, -№10- 22стр.
4. Мирбобоев В.Д. Подготовка педагогических кадров для системы профтехобразования Таджикистана (1940-1975гг.) (автореф. канд. дисс.) -Душанбе 1993-22стр.
5. Набиева Р. Женщины Таджикистана в борьбе за социализм -Душанбе, 1977
6. Народное хозяйство Таджикской ССР в 1965г. Стат. Ежегодник. Д. 1966-132стр.
7. Народное хозяйство Таджикской ССР в 1975г. и 1980г -222-224стр. Архив. Автореферат.
8. Обидов Н.О. История развития народного образования в Таджикской ССР (1917-1970гг). -Душанбе: Ирфон, 1968-295стр.
9. Очерки истории Коммунистической партии Таджикистана - Т.2 -Душанбе 1984- 310стр.
10. Правда, 1969-6 февраля
И. ПА ТФ ИМЯ, Ф.З, - ОП 173, Д-41 Л-376-380
12. Текущий архив управления кадров Министерства сельского хозяйства Таджикской ССР. Справка о состоянии кадров за 1966 -1970гг.
13. Текущий архив Госкомитета Таджикской ССР по профтехобразованию: отчет за 1978г.
Из истории подготовки технических кадров для сельского хозяйства Таджикской ССР в 60-е - 70-е гг. 111. Хошимова
Ключевые слова: сельское хозяйство, механизация села, профтехобразование, профтехучилище, тракторист-машинист
Статья посвящена процессу становления и развития одной из отраслей профессионально-технического образования Таджикской ССР, подготовке технических кадров для сельского хозяйства республики.
Автор, основываясь на данных архивных материалов и научных исследований, раскрывает предпосылки, причины, достижения и упущения в подготовке специалистов сельского хозяйства в профессионально-технических училищах и других учебных заведениях республики, показывает гендерную политику правительства в этом направлении.
Front the History of the Preparation of Technical Human Resources for Agriculture of Tajikistan in the 60-ies — 70-ies
Sh. Khoshimova
Key words: agriculture, mechanization of village, vocational-technical training, vocational-technical schools, tractor-driver
The article dwells on the process of formation and development of vocational-technical education in the Tajik SSR, training of technical human resource for agriculture of the republic.
Proceeding form the data archives and scientific researches the author reveals prerequosits, achievements, reasons of derilections concerned with the training of agriculture specialists in vocational-technical schools and other educational establishments of the republic; she demonstrates the gender policy of the government related to this trend.