Научная статья на тему 'Особенности программноинформационного обеспечения разработки управленческих решений в образовательном процессе'

Особенности программноинформационного обеспечения разработки управленческих решений в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УЯСНЕНИЕ ЗАДАЧИ / ОЦЕНКА УСЛОВИЙ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / DECISION MAKING / MANAGEMENT SOLUTION / INFORMATION / CLARIFICATION OF OBJECTIVES / ASSESSMENT OF CONDITIONS / TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасов Н. Г., Федулов Б. А.

В статье раскрыты особенности программно-информационного обеспечения разработки управленческих решений в образовательном процессе, дан анализ программного и информационного обеспечения в системе профессионального образования, определены условия и обоснована модель программно-информационного обеспечения разработки управленческих решений на примере юридического института, а также представлен анализ опытно-экспериментальной работы и содержание основных полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасов Н. Г., Федулов Б. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SOFTWARE AND INFORMATION SUPPORT OF THE DEVELOPMENT OF PUBLIC-POLITICAL DECISIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article reveals the peculiarities of software and information support of elaboration of the development of the managerial decisions in the educational process, the analysis of the software and the Institute of information support in the system of vocational education, defined conditions-conditions and justification of the model of software and information support of the development of management practical solutions on the example of the Institute of law, as well as the analysis of experimental work and the content of the main results obtained.

Текст научной работы на тему «Особенности программноинформационного обеспечения разработки управленческих решений в образовательном процессе»

development of management practical solutions on the example of the Institute of law, as well as the analysis of experimental work and the content of the main results obtained.

Key words: decision making, management solution, information, clarification of objectives, assessment of conditions, teaching and educational process.

Н.Г. Тарасов, зам. начальника Барнаульского юридического института МВД России, г. Барнаул;

Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф. АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: invaz@altcaki. org

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье раскрыты особенности программно-информационного обеспечения разработки управленческих решений в образовательном процессе, дан анализ программного и информационного обеспечения в системе профессионального образования, определены условия и обоснована модель программно-информационного обеспечения разработки управленческих решений на примере юридического института, а также представлен анализ опытно-экспериментальной работы и содержание основных полученных результатов.

Ключевые слова: принятие решения, управленческое решение, информационное обеспечение, уяснение задачи, оценка условий, учебно-воспитательный процесс.

Продуктом любого управленческого труда, в конечном счете, является принятое управленческое решение, а его качество определяет эффективность самой деятельности, в том числе и образовательном процессе. В современных условиях для разработки управленческих решений постоянно требуется увеличение объёма информации, причём не только количественно, -идёт постоянное обновление содержания как ценностно-смыслового, так и социально-правового характера. Рост сложности управленческих проблем, усиление их связанности и динамичности, с одной стороны, и ограниченность информационных и интеллектуальных возможностей человека, с другой стороны, вызывает необходимость поиска новых подходов и средств к разработке управленческих решений в образовательном процессе различных учебных заведений с учетом существующих социально-культурных условий.

Одним из основных требований современного компетентного подхода - является способность специалистов принимать эффективные решения, как характеристики успешной деятельности, в том числе, в образовательной сфере. В процессе деятельности современных образовательных учреждений постоянно возникают ситуации, когда имеет место необходимость выбора одного из нескольких альтернативных возможных вариантов действий. В настоящее время в системе профессионального образования в связи с проводимыми реформами, изменением законодательства и внедрение новых государственных образовательных стандартов, происходит изменение содержания учебных программ и в целом качества образования. Все это предъявляет новые, повышенные требования к качеству управления образовательным процессом. В статье направлением решения данной задачи определяется реализация теоретических основ менеджмента по разработке эффективных управленческих решений и применение информационных технологи на основных этапах данного процесса. Это обусловлено тем, что обновление вычислительной техники и внедрение современных информационных технологий в процесс профессиональной подготовки открывает новые возможности для повышения качества разработки управленческих решений по совершенствованию образовательного процесса, что определяет актуальность данной статьи.

Анализ научной литературы показал, что задача программно-информационного обеспечения разработки управленческих решений в образовательном процессе, в представленной постановке вопроса специальному изучению не подвергалась. Выявление условий и факторов разработки управленческих решений в образовательном процессе и путей их реализации в управленческой деятельности вузов России определяет проблемное поде данной задачи. Цель работы состоит в конструировании модели разработки управленческих решений в образовательном процессе и ее реализации в практической управленческой деятельности.

Основная идея работы состоит в том, что обеспечение повышения эффективности управления профессиональной подготовки в вузах, существенно повысится за счет реализации в образовательном процессе теоретических основ менеджмента по разработке управленческих решений и информатизации этого процесса. В исследовании программно-информационное обес-

печение разработки управленческих решений раскрывается на примере юридического института МВД России.

В данной работе новыми являются положения, которые конкретизируют сущность процесса разработки управленческого решения в образовательной деятельности, которая влючает: этапы принятия решения (получение задачи, уяснение, оценка, определение альтернатив, выбор оптимального), последовательность выбора (выявление противоречия, определение проблемы, постановка цели, разработка гипотезы, проверка гипотезы, анализ и обоснование выбора), реализация принятого решения (планирование, постановка задач, организация, непосредственная подготовка, контроль выполнеения, оказание помощи, оценка результата). Разработка управленческих решений осуществляется по предписаниям алгоритмического типа, на основе информатизации, через создание компьютерных оболочек для решения педагогических задач и программ для автоматизированных рабочих мест.

Содержание процесса разработки управленческого решения в предлагаемое в статье включает в себя следующие элементы: выработку и постановку целей, которые определяют направления развития образовательных учреждений; выявление и изучение педагогических проблем на основе анализа информации о качестве и состоянии профессиональной подготовки; выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых управленческих решений; применение методики разработки управленческих решений в деятельности юридических институтов; выбор и формулирование оптимального управленческого решения; конкретизацию и доведение решения до исполнителей; выполнение и оценку полученного результата по реализации образовательной задачи.

Теоретическое значение работы состоит в том, что разработаны предписания алгоритмического типа для принятия и реализации управленческих решений в образовательном процессе, а также предписания, реализующие адаптированную общенаучную методологию к разрешению образовательных проблем (определение противоречия, выявление проблемы, постановка цели, выдвижение и проверка гипотезы, формулирование решения противоречия.

Существенным является то, что предложена классификация управленческих решений в образовательном процессе, которая выделяет различные уровни для основных категорий субъектов управленческой деятельности (командование вуза, руководители подразделений, отделов, служб, профессорско-преподавательский состав); видам деятельности (учебная, воспитательная, методическая, научная, повышение квалификации, кадровая, организационная), по функциям управления (целепо-лагания, планирования, организации, мотивации, контроля) и по видим обеспечения, которые позволяют конкрентизировать содержание решений с учетом различных задач, уровней и видов деятельности.

Особенности образовательного процесса юридического института МВД России, влияющие на разработку управленческих решений заключаются в следующем: командно-административная система управления; основной метод принятия решений -авторитарный; изолированность вуза из-за ведомственной принадлежности; наличие специфических требований и управлен-

ческих актов МВД; повышенная социальная ответственность за результаты принимаемых управленческих решений; наличие ведомственной информационной структуры обмена информацией и постановки задач; профессиональное образование является государственным заказом; управление в вузе МВД осуществляется в системе сочетающей войсковую и вузовскую организацию; управление воспитательным процессом строится на основе требований присяги, уставов, кодексов и приказов.

В процессе разработки управленческих решений в образовательном процессе следует учитывать то, что программно-информационное обеспечение способствует реализации следующих специфических форм представления решений: приказ, распоряжение, указание, предписание, устав, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, программа, план, отчет, расписание, контракт, положение, рекомендации, правила. Формы реализации: разъяснение, убеждение, принуждение, наставление, сообщение, деловая беседа, личный пример, обучение, совет, деловые игры, тренинги, оперативные совещания, заседания.

Анализ различных источников [1; 2] выявил условия, влияющие на программно-информационное обеспечение разработки управленческих решений в юридическом институте, далее раскроем их содержание. Концептуальные (теоретические основы педагогического менеджмента, общей теории принятия решений, теории информатизации). Социальные условия: наличие заказа на юридическое образование (со стороны государства, ведомств, родителей и абитуриентов); наличие определенной законодательной базы для организации управления образованием. Организационные условия: наличие нормативной базы организации образовательного процесса (Устав вуза МВД, учебные планы, программы, расписание, положение о приеме, организация контроля за ходом образовательного процесса); организация управления (разграничение компетенции между субъектами управления, создание эффективной системы внутри вузовского управления, участие в управлении родителей, договоры с вузами); организация материально-финансового обеспечения образовательной деятельности, организация представления дополнительных образовательных услуг, участие в материальном обеспечении образовательного процесса родителей, спонсоров». Кадровые условия: комплектование вуза высококвалифицированными педагогами (привлечение к работе ученых, методистов); подбор и расстановка руководящих кадров; создание системы внутрикафедральной аттестации педагогических кадров; создание системы повышения квалификации и переподготовки и самообразования педагогов. Содержательные условия включают: создание и отработка учебных планов; анализ и использование передового педагогического; разработка и апробация авторских учебных программ, методических пособий, собственных педагогических технологий; создание модели содержания воспитания и образа жизни юридического института. Психолого-педагогические условия: методическое обеспечение образовательного процесса (методические семинары, конференции), работа над совершенствованием методов и форм обучения и воспитания; совершенствование работы психологической службы в вузе МВД по различным направлениям: индивидуализация работы с различными категориями, формирование психологического климата в педагогических коллективах, организация взаимоотношения между разными группами субъектов образовательного процесса. Материальные условия: обеспечение бюджетного финансирования в соответствии со статусом вуза МВД; наличие материальной базы, соответствующей современным требованиям; наличие фонда развития вуза МВД, в том числе для финансирования научного обеспечения экспериментальных работ.

В работе для процесса принятия решений учитывается то, что управление образованием принципиально отличается от других видов управления своей гуманностью и личностно-ориентированным характером. Это проявляется: в сбалансированной ориентации системы управления и на работу, и на людей, при которой интересы развития личности являются приоритетными; в ориентации на удовлетворение базовых потребностей обучаемого, включая потребности в безопасности, компетентности, успешности, самовыражении, самоактуализации, позитивных отношениях с другими людьми; в проявлении заботы о создании комфортной и развивающей образовательной среды [3].

На основании выше изложенного обосновывается потребность и возможность реализации программно-информационного обеспечения для разработки управленческих решений в образовательном процессе.

В работе под программным обеспечением понимается совокупность моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач принятия решений, а также нормального функци-

онирования комплекса средств обеспечивающих процесс управления. К средствам программного обеспечения относятся: средства моделирования процессов управления; типовые задачи управления; алгоритмические предписания принятия решений; методы программирования, оценки, и выбора управленческих решений.

Под информационным обеспечением - совокупность системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в образовательном процессе, а также методика построения баз данных. Оно обеспечивает: классификацию и рациональное представление информации, исключение дублирующей информации, раскрытие взаимосвязи движения информации по уровням управления, формирование и выдачу достоверной информации и выявление какие показатели необходимы для принятия управленческих решений.

Перечисленные характеристики управленческих решений и особенности управления образовательным процессом имеют принципиальное значение для программно-информационного обеспечения разработки управленческих решений в деятельности юридического института МВД России, и вызвали необходимость конструирования соответствующей модели.

Разработанная модель реализует основы теории разработки управленческих решений в представленные в современном менеджменте, методы современных информационных технологий и включает: цель, задачи, принципы, типы управленческих решений, условия, формы, стили, методы, алгоритмические предписания принятия управленческих решений, а также его содержание и критерии оценки и результат.

В модели учитывается, что управленческая деятельность в образовательном процессе имеют общую теоретическую основу, как и в других видах деятельности, но в тоже время обладают определенной спецификой. Так, педагогическая деятельность является системой включающей ряд видов деятельности: деятельность преподавателя, воспитателя, методиста, руководителей подразделений и вуза и специалистов служб обеспечения и т.д. Основные ее виды в образовательном процессе осуществляются по направлениям: учебной, воспитательной, методической, научной работе и системе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, эти направления в модели определяют основные виды управленческих решений.

Содержание модели направлено на то, что при реализации стилей принятии управленческих решений в образовательном процессе, главное реализовать цель педагогической деятельности, при этом необходимо исключать корыстную, индивидуалистическую или групповую. Цель в образовательном процессе в любом варианте решения должна быть гуманистическая, т.е. способствующая обучению, воспитанию и развитию личности; вносить новое в решение образовательных задач; совершенствовать педагогический процесс; создавать коллектив единомышленников; реализовать потребности поиска, творчества, инициативы, брать ответственность на себя, идти на оправданный риск, прогнозировать будущее.

Основными методами при разработке управленческих решений в модели определены: методы постановки проблем, сбора, хранения, обработки и анализа информации; факторного анализа; моделирования; методы разработки вариантов решений (дерева целей, морфологический анализ, номинальной групповой техники, Дельфи, мозговой атаки, «Кингисе» [4]); методы выбора решений (экономико-математические; системы взвешенных критериев); методы организации выполнения решения (составление плана реализации, прямого воздействия, материального и морального стимулирования, контроля выполнения работ). Модель определяет также выбор стилей, так более предпочтительными являются - и партерналистический, а также комбинированных стиль с учетом характера решаемых задач.

Предлагается следующее алгоритмическое предписание принятия и реализации управленческих решений: получения образовательных задач; уяснения образовательных задач; оценки условий выполнения задач в образовательном процессе; принятия управленческих решений; планирования в образовательном процессе; организации обеспечения, взаимодействия и руководства в образовательном процессе; непосредственная подготовка в выполнению решения; контроля и оценки результатов решения задач в образовательном процессе.

Порядок выявления альтернатив и выбора управленческого решения в образовательном процессе состоит из следующих пунктов: определение противоречия; выявление проблемы; выдвижение гипотезы; разработка и оценка вариантов; выбор оптимального и формулирование решения.

Содержание управленческого решения в образовательном процессе в общем виде включает такие элементы как: замысел, задачи исполнителям, порядок выполнения задачи, организация согласования, обеспечения и руководства в процессе выполнения педагогических задач.

Данная модель, реализована в созданных программных оболочках для совершенствования методик обучения и воспитания, выбора рациональных методов обучения и воспитания, совершенствования содержания тематических планов по дисциплинам, для планов и отчетов работы кафедры на год, месяц и по разделам: учебная, научная, методическая, воспитательная работа, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава; решений по подведению итогов работы кафедр, предметно - методических секций, преподавателей, кураторов, научных кружков, методических кабинетов и методики рейтинговой оценки преподавателей и курсантов. Разработанная на этой основе методика, позволила обеспечить взаимосвязь автоматизированных рабочих мест участников образовательного процесса, при принятии обоснованных решений по управлению на кафедрах, службах и отделах юридического института.

Сконструированная модель проверена в опытно-экспериментальной работе и внедрена в образовательный процесс Барнаульского юридического института МВД России. Оценка эффективности проводилась по предложенной диагностики и показала существенный прирост основных показателей образовательного процесса, что подтверждено методами математической статистики. Основные показатели проявлялись в учебной, методической, воспитательной и научной работе, критериями определены: временные (время разработки программ, время оценки качества обучения, время составления отчетов, время планирования разного уровня), количественные (количество методических разработок, пособий, программных средств обучения, внедрения научно-исследовательских работ в практику, качественные (качество обучения и воспитания, наличие конкурсных учебно-методических разработок, наличие остепененных преподавателей и их научных трудов.

Результаты исследования, представленного в статье, позволили сформулировать ряд выводов. Программно-информационное обеспечение разработки управленческих решений в образовательном процессе реализовало теорию, связанную с достижениями, как управленческих наук, так и педагогических. Оно Библиографический список

1. Литвак, Б.Г. Управленческие решения. - М., 1998.

2. Литвинов, В.А. Инструментарий создания электронных учебников // Материалы Всероссийской н/п конф. - Барнаул, 2002.

3. Новиков, Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. - М., 2009.

4. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-Хау в образовании. - М., 2007.

Вibliography

1. Litvak, B.G. Upravlencheskie resheniya. - M., 1998.

2. Litvinov, V.A. Instrumentariyj sozdaniya ehlektronnihkh uchebnikov // Materialih Vserossiyjskoyj n/p konf. - Barnaul, 2002.

3. Novikov, D.A. Vvedenie v teoriyu upravleniya obrazovateljnihmi sistemami. - M., 2009.

4. Simonov, V.P. Pedagogicheskiyj menedzhment: Nou-Khau v obrazovanii. - M., 2007.

Статья поступила в редакцию 30.01.13

УДК 371:008

Matis VI METHODOLOGICAL PROBLEMS OF SCIENCE AND THE SCIENTIFIC DESIGN. The concept of culture of the scientific design, scientific competence, their structure and technology of formation or education are being actively developed by Russian and foreign researchers. That is primarily due to the integration processes in all spheres of scientific activity, the necessity in connection with the formation of the culture of the scientific design. The article gives a brief description of the components of the culture of the scientific design, factors of formation of culture of the scientific design, as well as the role of scientific knowledge in shaping the culture of the scientific design and development of scientific knowledge on the culture of the scientific design. In article features of the common elements of assimilation of which will depend on the level of scientific design.

Key words: the culture of the scientific design, components of the culture of the scientific design, knowledge block of culture of the scientific design, groups of factors of formation of the culture of the scientific design and structure of the scientific design, ways of formation of the culture of the scientific design of the elements of the level of scientific design.

В.И. Матис, д-р пед. наук, проф., проректор по научной работе и международным связям АГАКИ,

г. Барнаул, E-mail: vmatis@rambler. ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И НАУЧНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Понятия культуры научного проектирования, научная компетенция, их структура и технологии формирования или воспитания активно разрабатываются российскими и зарубежными исследователями. Что в первую очередь объясняется интеграционными

направлено, с одной стороны, на научно обоснованное построение процесса управления образовательным процессом, а с другой - на совершенствование системы профессиональной подготовки в юридическом институте МВД России.

Выполнение представленной задачи способствует развитию теории разработки управленческих решений в образовательном процессе в сторону создания области научного знания о повышении результативности интеллектуальной деятельности по управлению профессиональной подготовкой, т.е. области науки, задачей которой станет обеспечение на практике достижения поставленных образовательных целей наиболее эффективным путем за счет более широкого применения методов педагогического менеджмента.

Внедрение методики программно-информационного обеспечения разработки управленческих решений повышается качество управления образовательным процессом, за счет: 1) внедрения методов разработки управленческих решений в образовательный процесс, что предоставляет более эффективное использование интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов образовательных учреждений; 2) информатизации разработки оптимальных управленческих решений, что обеспечивает установление оптимальной интенсивности педагогического труда и улучшения его результатов. 3) введения структурированного алгоритмического предписания принятия управленческих решений в образовательном процессе, через определенные этапы и процедуры, направленные на ее решение актуальных педагогических проблем профессиональной подготовки в юридических институтах. 5) повышение качества принимаемых решений, что позволит поднять спрос на образовательные услуги, конкурентоспособность отечественного образования и повысить качество профессиональной подготовки в юридических институтах МВД России.

Таким образом, реализация модели программно-информационного обеспечения разработки управленческих решений позволяет: оперативно получать интегрированные сведения об участниках образовательного процесса в юридическом институте; исключить дублирование ввода и хранения однотипных данных в различных базах; ускорить и автоматизировать процесс обмена данными между различными подразделениями, службами и отделами вуза МВД; принимать обоснованные решения на выполнение образовательных задач в юридическом институте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.