Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №3 2013 Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
Жолудева Светлана Васильевна
Zholudeva Svetlana Vasilevna доцент кафедры организационной и прикладной психологии Senior lecturer in organizational and applied psychology Южный Федеральный Университет Southern Federal University Кандидат психологических наук Сandidate of psychology E-Mail: [email protected]
Пионтек Александр Владимирович
Piontek Alexander Vladimirovich магистрант кафедры организационной и прикладной психологии master student of the Department of organizational and applied psychology
Южный Федеральный Университет Southern Federal University E-Mail: [email protected]
Особенности профессиональной направленности студентов с разными стратегиями поведения в конфликте
Peculiarities of professional orientation of the students with different strategies of
behavior in conflict
Аннотация: В статье описываются результаты эмпирического исследования особенностей профессиональной направленности студентов с разными стратегиями поведения в конфликте: компромисс, избегание, сотрудничество, соперничество, приспособление. Проанализированы корреляционные зависимости с профессиональными склонностями и типами личности. Обоснована актуальность исследования.
The Abstract: The article describes the results of empirical studies on the relationship of professional orientation of students with different strategies of behavior in conflict: the compromise, avoidance, cooperation, rivalry, a device. Analyzed the correlation with the professional inclinations and types of personality. Proved the relevance of the research.
Ключевые слова: конфликт, профессиональная направленность, компромисс, избегание, сотрудничество, соперничество, приспособление, профессиональные склонности, профессиональный выбор.
Keywords: conflict, professional orientation, compromise, avoidance, cooperation,
competition, adaptation, professional inclinations, professional choice.
***
Создание благоприятных условий для развития профессиональных компетенций в период студенчества является одной из важнейших целей модернизации образования. Для достижения этой цели необходимо уточнить реальное положение дел в образовании, исследовать влияние конкретных условий развития на состояние психического и психологического здоровья студента, а также выяснить, какие факторы влияют на обучение, усложняя этот процесс или делая его успешным. При этом достаточно большое количество неразрешенных задач доставляют конфликты в коллективе. Чтобы успешно не допускать
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №3 2013
разрушительных последствий конфликтов, имеется прямая необходимость уметь обходить их. При этом данная проблема будет решаться сложнее, если не учитывать индивидуальные социально-психологические характеристики человека, а также его направленность, как личностную, так и профессиональную. Это важно в подростковом возрасте, и не менее важным остается в юношестве. Ведь именно в этот возрастной период у молодых людей меняется картина мира, они взрослеют, идет пересмотр ценностей и взглядов, активно строится профессиональное будущее, расширяются контакты и появляются новые социальные роли. Формируется стиль деятельности, поведения в различных ситуациях, в том числе и конфликтных.
По проблемам поведения личности в конфликте и профессиональной направленности в современной научной литературе уже существуют исследования, но, по нашему мнению, существует необходимость обратить внимание на взаимосвязь поведения личности в конфликте и профессиональной направленности в юношеском возрасте. Таким образом, исследование поведения личности в конфликте и профессиональной направленности необходимо проводить в совокупности, а не по отдельности.
Изучением проблемы конфликтов занимались такие ученые, как Л.С.Выготский, Л.А.Петровская, В.В.Дружинин [5], О.Н.Лукашенок, Н.Е.Щуркова [8], А.Я.Анцупов [2,3], А.И.Шипилов [12], К.Томас и Р.Киллмен [10], Р.Блейк и Дж.Моутон [4], К.Левин [7] и многие другие.
Особое внимание исследователей уделяется проблеме личности в конфликте, поведения личности в разных сферах деятельности, в том числе и учебной. Одной из главных задач в современной науки о конфликте, по замечанию Г.М. Андреевой стоит в углублении представлений о формах поведения в конфликте, о личностных детерминантах конфликтного поведения, мотивационного компонента личности [1]. На наш взгляд, проблема особенностей профессиональной направленности у студентов с разными стратегиями поведения в конфликте, как в отечественной, так и в зарубежной науке, раскрыта не достаточно полно, что вызывает наш интерес к исследованию данной проблемы.
Исследование проводилось на базе факультета педагогики и практической психологии ПИ ЮФУ, в нем принимали участие студенты с первого по четвертый курс, в количестве 68 человек, возрастная группа: 17-23 лет. В качестве методического инструментария нами были использованы следующие методики: методика диагностики стратегии поведения в конфликте К.Томаса [6]; тест Д.Голланда на определение типов личности [11]; опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной [9]. При помощи методики диагностики стратегии поведения в конфликте К.Томаса все, принявшие участие в исследовании студенты, были разделены условно на пять групп:
1. Студенты с доминирующей стратегией поведения в конфликте - соперничество.
2. Студенты с доминирующей стратегией поведения в конфликте - сотрудничество.
3. Студенты с доминирующей стратегией поведения в конфликте - компромисс.
4. Студенты с доминирующей стратегией поведения в конфликте - приспособление.
5. Студенты с доминирующей стратегией поведения в конфликте - избегание.
Последующее описание результатов приводилось по группам.
Для выявления профессиональных склонностей среди студентов с разными стратегиями поведения в конфликте нами использовался тест на определение профессиональных склонностей Л.Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной, позволяющий выявить одну, из пяти склонностей респондентов на конкретную сферу профессиональной
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №3 2013
деятельности человека: склонность к работе с людьми; склонность к исследовательской деятельности; склонность к практической деятельности; склонность к экстремальным видам деятельности; склонность к планово-экономическим видам деятельности.
В целом полученные данные в большинстве своём указывают на преобладание склонности работы с людьми, к данному типу профессий относятся все профессии связанные с обслуживанием людей и с общением. Направленность именно на этот тип профессиональных предпочтений может объясняться спецификой выборки испытуемых, так как респонденты, участвовавшие в исследовании, являются студентами психологического факультета, их профессиональная деятельность впоследствии будет связана с непосредственным взаимодействием с людьми. Однако, были выявлены и некоторые особенности профессиональных склонностей у выделенных групп студентов. Статистический анализ данных согласно критерию Крускала-Уоллиса показал, что существуют значимые различия по двум шкалам из пяти.
Таким образом, анализ выраженности профессиональных склонностей к разным видам деятельности у студентов с разными стратегиями поведения в конфликте показал, что существуют как общие тенденции выраженности, которые мы объясняем особенностью выборки сферы человек-человек, так и особенности выраженности у студентов с разными стратегиями.
Так значительные отличия профессиональных склонностей были обнаружены у студентов со стратегиями поведения соперничество и компромисс, главной их отличительной чертой является разность отношения представителей данных групп к профессиям, связанным с экстремальными видами деятельности, такими, например, как пожарный, полицейский, спортсмен, спасатель, характеризующих людей хорошей физической подготовкой и сильными волевыми процессами. Среди студентов, прибегающих к стратегии поведения в конфликте сотрудничество ведущими склонностями к профессиональной деятельности являются склонности к экстремальным видам деятельности, а также к работе с людьми. Среди студентов, предпочитающих компромиссное поведение в конфликте, в большей мере развита склонность к работе с людьми, а также к эстетическим видам деятельности. Анализируя общую картину распределения склонностей в группах, также удалось установить, что наименьшее значение склонностей к планово-экономической деятельности относится к стратегии избегание, что выделяется как особенность на фоне других стратегий.
Для выявления особенностей профессионального выбора студентов с разными стратегиями поведения в конфликте, объединяющего личностные черты с предпочтением рода занятий была использована методика Дж.Голланда «Типы личности». Не смотря, на общие черты между типами личности у студентов с различными стратегиями поведения в конфликте (которые мы объясняем особенностью выборки) можно выделить и различия. Так студенты со стратегией поведения в конфликте соперничество чаще относятся к предприимчивому типу, что может их характеризовать как людей, избирающих цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм. Являющиеся импульсивными, любящими приключения. Им не нравится практический труд и также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решают задачи связанные с руководством, агрессивны и предприимчивы, обладают хорошими вербальными способностями. Чаще для представителей этого типа предпочтительными являются такие профессии, как артист, журналист, телеоператор, директор, дипломат и т.п. И в меньшей степени для студентов со стратегией поведения компромисс.
Студенты, прибегающие к стратегии поведения в конфликте компромисс, чаще относятся к интеллектуальному типу. Следовательно, их можно охарактеризовать как личностей аналитичных, рациональных, независимых, оригинальных, ориентированных на
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №3 2013
умственный труд. Преобладающими имеют теоретические и в некоторой степени эстетические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Им нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления.
Для установления взаимосвязи между показателями стратегий поведения в конфликте и профессиональной направленностью студентов был использован корреляционный анализ. Корреляционный анализ проводился между пятью стратегиями поведения в конфликте и профессиональными склонностями студентов, а также типами личности, характеризующими особенности профессиональной направленности студентов.
На схеме 1 представлены взаимосвязи между показателями стратегий поведения в конфликте и профессиональными склонностями студентов. Следует отметить, что имеются сильные корреляционные связи, как положительные, так и отрицательные, между стратегиями поведения в конфликте и профессиональными склонностями студентов. Так мы наблюдаем тесную положительную корреляционную связь между стратегией поведения соперничество и профессиональной склонностью к экстремальным видам деятельности (г=0,402, при р=0,001). В тоже время обратная корреляционная связь наблюдается между стратегией соперничество и склонностью работы с людьми (г=-0,467, при р=0,000), из чего следует, что студенты со стратегией поведения в конфликте соперничество в рамках данной выборки имеют склонность к экстремальным видам деятельности, т.е. студенты чаще прибегающие к стратегии поведения соперничество склонны к профессиям, связанным с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охраной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Отрицательная корреляция, в свою очередь, указывает на убывание силы признака в противоположность возрастания связанного с ней фактора. В нашем случае при усилении значений фактора конфликтного поведения соперничества, уменьшается вероятность возникновения склонности работы с людьми у студентов. Таким же образом относятся друг к другу стратегия поведения приспособление и склонность к экстремальным видам деятельности.
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №3 2013 Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
Схема 1. Взаимосвязь профессиональных склонностей со стратегиями
поведения в конфликте
Таким образом, студенты с усилением доминанты поведения в конфликте, соответствующей стратегии приспособления, теряют черты, характерные для людей склонных к экстремальным видам деятельности. Возможно, это связанно с присутствием у людей, склонных к работе в экстремальных условиях, повышенного уровня настойчивости в действиях, которые явно идут наперекор возможности уступить, чтобы не быть побеждёнными.
Стратегия поведения компромисс коррелирует со склонностью к работе с людьми (г=0,410 при р=0,001). Что говорит о доминирующей склонности студентов, оказавшись в конфликтной ситуации готовых пойти на компромисс, реализовать себя в профессиях связанных с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Возможно, это говорит о природном даре таких людей располагать к себе окружающих, быть окружёнными разными людьми и находить с ними общий язык, ориентироваться на решение проблем, не ущемляющих ни одну из конфликтных сторон.
Данные взаимосвязи между показателями стратегий поведения в конфликте и типов личности, обуславливающих профессиональный выбор, представлены на схеме 2. На схеме видно, что тесные корреляционные связи наблюдаются между стратегией поведения
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №3 2013 Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
соперничество и предприимчивым типом по Дж. Голланду с показателем г=0,359 при р=0,003, это говорит о том, что студенты, чаще прибегающие к стратегии поведения в конфликте «соперничество» могут характеризоваться теми чертами, которые предписаны предприимчивому типу, согласно теории Дж.Голланда.
А это в свою очередь указывает на наличие у студентов склонностей к работе директором, журналистом, администратором, предпринимателем, маркетологом, политиком и др. Согласно методики Дж. Голланда данный тип личности характеризуется как активный, агрессивный, готовый к риску, стремлением к лидерству, признанию, избеганию занятий, требующих усидчивости, большого труда. Люди такого типа ориентированы на решение неясных задач, общение с представителями разных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей.
Схема 2. Взаимосвязь типов личности, обуславливающих профессиональный выбор
со стратегиями поведения в конфликте
Согласно результатам корреляционного анализа также имеется тесная положительная связь между стратегией поведения компромисс и интеллектуальным типом (г=0,340, при р=0,005).Что в свою очередь говорит о присутствии у студентов, склонных к компромиссному поведению в конфликте, психологических черт, согласно теории Дж.Голланда, присущих интеллектуальному типу. А именно, студенты с компромиссным поведением в конфликте характеризуются аналитическим умом, независимостью и оригинальностью суждений, гармоничным развитием языковых и математических способностей, критичностью, любознательностью, склонностью к фантазии, интенсивной внутренней жизнью, низкой физической активностью. Личной ориентацией студенты имеют идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих
Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №3 2013
абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения.
Согласно результатам корреляционного анализа среди студентов, прибегающих к таким стратегиям поведения в конфликте, как избегание и сотрудничество корреляционных связей обнаружено не было. Причиной тому может быть недостаточный объём выборки, что может служить поводом для проведения более широкого масштаба исследований.
Проведенный корреляционный анализ позволяет нам выделить особенности профессиональной направленности у студентов с разными стратегиями поведения в конфликте. Так студенты со стратегией поведения в конфликте компромисс более склонны к работе с людьми. Изначально это может указывать на природную способность таких людей находить общий язык с другим человеком. Работа в социальной сфере изначально подразумевает под собой взаимодействие с большим количеством людей, среди которых могут быть личности разных типов, не всегда доброжелательных и уступчивых, а порой и конфликтных, что требует от специалиста, умения выходить из конфликтных ситуаций, пусть даже с определёнными потерями, но с возможностью продолжать дальнейшее взаимодействие. Среди студентов, предпочитающих стратегию соперничества, обнаруживается склонность к экстремальным видам деятельности, что говорит о желании достигать поставленного результата любой ценой, что приветствуется в таких сферах труда, как спорт, военной службе, в органах полиции, охране, где возможность пойти на уступки в конфликтной ситуации может препятствовать эффективной работе.
При определении типа личности, характеризующего профессиональный выбор, было установлено, что студенты, предпочитающие стратегию поведения соперничество в большинстве своём относятся к предприимчивому типу. Это в свою очередь может охарактеризовать их как людей активных, готовых идти на риск, стремящихся к лидерству и признанию, агрессивных и властных, испытывающих интерес к политике и экономике, умеющих разбираться в мотивах поведения других людей, стремящихся к общению с представителями разных типов в разнообразных ситуациях. Такие черты личности явно присущи бизнесменам, менеджерам, журналистам, политикам. Студенты с доминирующей стратегией компромисс зачастую относятся к интеллектуальному типу, таких людей отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них стоит не на первом месте.
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №3 2013
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999. 416с.
2. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для высших учебных заведений / А.Я. Анцупов, А.И.Шипилов. - СПб.: Питер, 2008. 496 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2000. 551с.
4. Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. Киев, 1990. 247с.
5. Дружинин В.В. Введение в теорию конфликта / В.В. Дружинин, Д.С. Канторов, М.Д. Канторов. - М., 2009.
6. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности Серия: Мастера психологии Издательство: Питер, 2008 г. ISBN 978-5-91180-837-2
7. Левин К. Типы конфликтов // Конфликтология: Хрестоматия / Составитель: Н И. Леонов. - М, 2002
8. Лукашенок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя // http://www.psychological.ru
9. Опросник профессиональных склонностей / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.
10. Практикум по конфликтологии. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. — 400 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии») ISBN 5-318-00394-Х
11. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. М.: Генезис, 2003. - 80с.
12. Шипилов А.И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1993. 213 с.
Рецензент: Мозговая Н.Н., к.п.н., доцент кафедры психологии образования ЮФУ.