ИССЛЕДОВАНИЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА И СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
А.А. Абрамова, студент
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Россия, г. Самара)
Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы формирования в юношеском возрасте представлений о себе и умении решать конфликтные ситуации. Рассмотрены основные теоретические подходы психологов к вопросу «Я-концепции». Раскрыты социально-психологические особенности юности в перестройке сферы общения, поиска своего места в мире и взаимодействие с окружающими. Описаны диагностические методики. Приводятся результаты и анализ исследования взаимовлияния «Я-концепция» и стилей поведения в конфликтной ситуации у старшеклассников.
Ключевые слова: «Я-концепция», самоотношение, самоуважение, конфликт, конфликтная ситуация, стратегия поведения.
Актуальность темы подтверждается рядом социологических исследований, которые свидетельствуют об увеличении количества конфликтов в школах и о неумении старшеклассников конструктивно разрешать спорные ситуации. По мнению психологов, именно в юношеском возрасте важной социально-психологической особенностью является перестройка сферы общения, предмет которой определяется внутриличностными проблемами, поиском своего места в мире и взаимодействием с окружающими.
Изучению особенностей «Я-концепции» посвящены работы ученых, таких как: К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев,
А.С. Арсентьева, Р. Бернс, А.А. Бодалев, А.В. Иващенко, И.С. Кон, К. Левин, А. Маслоу, К. Роджерс, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн и др.
Согласно анализу психолого-педагогической литературы выделим следующие теоретические подходы к вопросу о содержании «Я-концепции»:
1. Один из первых психологУ. Джеймс к сфере «Я» отнес все то, что человек считает своим: дети, друзья, работа, квартира, религия. Целостное «Я» он расчленил на: «Я» - осознающее, которые представляет собой чистый опыт, чистое сознание, и «Я» - как объект, т.е. содержание этого опыта. «Я» - как объект У. Джеймс в свою очередь разделил на духовное «Я», мате-
риальное «Я», социальное «Я» и физическое «Я». Автору пинадлежит знаменитая формула «Самооценка = успех / притязания».
2. Интересен подход в работах Ч. Кули и Дж. Мида к тому, что через оценки других у человека формируется представление о себе, умение смотреть на себя глазами других людей [1].
3. По К. Роджерсу, «Я-концепция» выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида и предопределяет восприятие значений, приписываемых этому окружению.
Изучив различные теоретические подходы по теме исследования, сделан вывод о том, что «Я-концепция» - система представлений индивида о себе, осознаваемая, часть личности, которую можно проанализировать самому.
Согласно Р. Бернсу «Я-концепция» -это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с его отношением к себе или к отдельным своим качествам, что еще называют самооценкой [2].
Исследования Л.С. Выготского,
Д.Б. Эльконина, показали, что в юношеском возрасте (15-18 лет) центральными личностными новообразованиями являются: формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышение требования к моральному облику человека, формирование самооценки, стремление к
самовоспитанию. Этот возраст благоприятен для образования ценностных ориента-ций как устойчивого свойства личности, а так же поиска смысла жизни. Психологически юношество характеризуется становлением самосознания, образа «Я», самоопределением, избранием профессии. Особое значение в формировании представлений о себе, установлении взаимоотношений, умение решать конфликты имеет выбор стратегии в конфликтной ситуации [3].
Согласно психологическому словарю, «конфликт (от лат. сопШйш - столкновение) - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями» [4].
С целью изучения как влияют друг на друга «Я-концепция» и стиль поведения в конфликтной ситуации старшеклассников было проведено эмпирическое исследование в МБУ «Школа № 90» города Тольятти в январе - феврале 2016 года. В исследовании принимали участие 106 учащихся 10-11-х классов в возрасте 16-18 лет (50 девочек и 46 мальчиков).
В практическом исследовании были использованы следующие методы:
1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
2. Методика « Шкалы самоуважения» М. Розенберга.
3. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса .
Тест Т. Лири (1954 г.) помог изучить отношение субъекта к своему образу и идеальному «Я», а также особенности взаимоотношения в малых группах. В ходе выбора ответов на 128 оценочных суждений, у каждого испытуемого выявляется один (или несколько) доминирующих октантов из следующих вариантов: власт-ный-лидирующий, независимый-
доминирующий, прямолинейный-
агрессивный, недоверчивый-
скептический, покорно-застенчивый, за-
висимый-послушный, сотрудничающий-конвенциальный, ответственно-
великодушный [5].
В процессе обработки полученных результатов методики Т. Лири было выявлено, что наибольший процент старшеклассников относятся к доминирующему октанту - сотрудничающий-конвенциальный (27%): ребята дружелюбны и любезны со всеми, ориентированы на принятие и социальное одобрение, стремятся удовлетворить требования группы, быть хорошим для всех без учета ситуации, стремятся к целям микрогруппы, имеют развитые механизмы вытеснения и подавления.
Старшеклассникам, в системе представлений которых доминирует ответственно-великодушный октант (22%). Такие ребята готовы помогать окружающим, проявляют ответственность, терпимы к недостаткам других.
Наименьший процент (5%) среди старшеклассников - недоверчивый -скептический которым свойственна замкнутость, критический настрой к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенность своей позицией в микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес.
У старшеклассников, относящихся к группе зависимый - послушный (6%), возможно может проявляться высокая тревожность, повышенная чувствительность к воздействиям окружения, выраженная зависимость мотивов и собственного мнения от окружающих.
Субъективный компонент изучался с помощью « Шкалы самоуважения» М. Розенберга, которая состоит из 10 утверждений и предполагает 4 градации ответов: «полностью согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен» [5].
Анализ результатов показал, что наибольшее число испытуемых (33%) обладают высоким самоуважением в пределах нормы, и определяется как достаточно высокое самоуважение, развитое чувство собственного достоинства, принятие себя
как ценность, но не стабильную, неизменную, а творчески развивающуюся.
28% испытуемых обладают средним уровне - существует некий баланс между самоуважением и самоуничижением, человек относится к себе в основном с уважением, принимает и одобряет большинство своих поступков, хотя в его поведении могут быть заметны элементы неуверенности, излишней самокритичности.
24% старшеклассников продемонстрировали очень высокий уровень самоуважения - очень высокое самоуважение, граничащее с зазнайством, кичливостью, эгоцентричностью.
У 15% школьников наблюдается тенденция к самоуничижению (низкий уровень) - очень низкое самоуважение, граничащее с неуверенностью в своих силах, отсутствием чувства собственного достоинства, самостоятельности, склонность к занижению своих достоинств, иногда неудовлетворенность собой, своими качествами и поведением.
Доминирующий стиль поведения в конфликтах изучался с помощью диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса, где выделены 5 стилей: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
Анализ полученных результатов показал, что наибольшее число респондентов (33%) склонны к компромиссу в конфликтных ситуациях, для которых характерен выход из конфликтных ситуаций путем взаимных уступок, участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. 22% (23 чел.) учеников выбрали соперничество, т.е. наименее эффективный способ поведения, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. 21% (22 чел.) старшеклассников склонны к сотрудничеству, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. 13% (14 чел.) учеников выбрали приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого. Наименьшее коли-
чество испытуемых 11% (12 чел.) склонны к избеганию, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
На основе сопоставления результатов методик Т. Лири и М. Розенберга определена связь уровня самоуважения и преобладающего типа отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Сделаны выводы:
1. Завышенный уровень самоуважения, граничащее с, эгоцентричностью, гипертрофированным чувством собственного достоинства наблюдается у властного-лидирующего и независимого-доминирующего типов.
2. Высокое самоуважение диагностировано у представителей ответственно-великодушного типа: выраженная готовность помогать окружающим, чувство ответственности, терпимость к недостаткам других; у сотрудничающего-конвенциального типа: стремление к сотрудничеству, способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность.
3. Средний уровень самоуважения выявлен у представителей типа - недоверчивый-скептический и характеризуется реалистичностью базы суждений и поступков, скептицизмом и некомфортностью, а так же представителей прямолинейного-агрессивного: искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели.
4. Тенденция к самоуничижению (низкий уровень самоуважения) наблюдается у представителей типов: зависимый- послушный: потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании; покорно-застенчивого типа: позволяют оценить критичность к себе, скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности,
Согласно проведенному анализу результатов, полученных в ходе применения методики диагностики межличностных отношений Т. Лири и диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса можно сделать вывод о том, что испытуемые выбирали
стили регулирования конфликтных ситуаций в зависимости от принадлежности к типу отношений к людям:
- стратегию соперничества выбрали представители типов: властный-лидирующий и независимый-доминирующий;
- сотрудничество и компромисс - со-трудничающий-конвенциальный и ответственно-великодушный;
- избегание - (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей - недоверчивый-скептический и прямолинейный-агрессивный;
- приспособление - означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого - зависимый-послушный и покорно-застенчивый.
Проанализировав полученные результаты диагностических методик, была выявлена взаимосвязь между уровнем самоуважения и выбором стратегий поведения в конфликтной ситуации:
- старшеклассники с завышенным уровнем самоуважения выбирают стратегию соперничества;
- старшеклассники с высоким уровнем самоуважения, в пределах нормы, чаще всего выбирают такие стратегии поведения в конфликтной ситуации, как «сотрудничество» и «компромисс»;
Библиографический список
1. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - Санкт-Петербург: Издательский дом «Питер», 2001. - 656 с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс.1986. - 420 с.
3. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное.- Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
4. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 632 с.
5. Райгородский, Д.А. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 2001. - 672 с.
- испытуемые со средним уровнем самоуважения, чаще всего выбирают «соперничество», как стратегию поведения в конфликтной ситуации. Примерно равный выбор получили «избегание» и «сотрудничество».
- старшеклассники с низким уровнем самоуважения, отдают предпочтение «приспособлению».
Таким образом, результаты исследования позволили сделать выводы:
1. В юношеском возрасте «Я-концеп-ция», с одной стороны, становится более устойчивой, а с другой - претерпевает определенные изменения и складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания.
2. Важной социально-психологической особенностью юности является перестройка сферы общения, предмет которой определяется внутриличностными проблемами, поиском своего места в мире и взаимодействием с окружающими.
3. Особое значение в формировании «Я - концепции», в установлении взаимоотношений с окружающими, в умении решать конфликты имеет выбор стратегии в конфликтной ситуации.
- ncuxoMoeua -
THE STUDY "SELF-CONCEPT" ADOLESCENCE AND STYLES OF BEHAVIOR IN CONFLICT SITUATIONS
A.A. Abramova, student
Samara national research university named after academician S. P. Korolev (Russia, Samara)
Abstract. The article substantiates the urgency of formation in adolescence ideas about themselves and the ability to solve conflicts; considers the main theoretical approaches of psychologists to the question of "self-concept"; revealed the socio-psychological characteristics of youth in the restructuring of the sphere of communication, find their place in the world and interaction with others; describes diagnostic methods; the results and analysis of the study of the interaction of "self-concept" and behavior styles in a conflict situation in high school.
Keywords: "self-concept", self, self-esteem, conflict, conflict situation, the strategy of behavior.