ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ИТАЛИИ
ДАРУЗЕ Е.Е.
В статье автором рассмотрены особенности профессионального образования в Италии, а также направления и тенденции развития профессионального образования в России.
In article the author considers features of vocational training in Italy, and also directions and tendencies of development of vocational training in Russia.
Италия, наверное, не самая показательная страна с точки зрения обучения или воспитания детей. С другой стороны, опыт этой страны по-своему уникален. Сильная сторона Италии -обучение творческим дисциплинам.
В шесть лет дети поступают в начальную школу. Первые ее две ступени - scuola elementare 1 и scuola elementare 2 - бесплатны для всех. Все общеобразовательные предметы на этом этапе являются обязательными, по желанию изучается лишь религия. В конце каждой ступени проводится тестирование. По окончании первого пятилетнего цикла (двух первых ступеней) сдаются письменный и устный экзамены. По их результатам выдается аттестат начальной школы (diploma di licenza elementare), и ученики переходят в среднюю школу (scuola media), где учатся до 14 лет. После каждого года обучения проводятся экзамены по системе «сдано - не сдано». Если ученик не выдерживает этого испытания, его оставляют на второй год. Экзамен на аттестат зрелости в 18 лет открывает дорогу к поступлению в университет и получению диплома бакалавра.
Вузы. Особняком стоят учебные заведения, в которых можно получить творческие специальности. Сеть таковых в Италии очень велика. Прежде всего, это художественные институты (istituto d'arte), готовящие художников по керамике и стеклу, резчиков по дереву и металлу. Художественные лицеи (liceo artistico) обеспечивают подготовку по изобразительному искусству и архитектуре. В Риме, Флоренции и Урбино открыты институты ремесел (Istituti Superiore per l'Industria Artistica, ISIA): первые два имеют специализации по дизайну, а последний - по издательскому и рекламному делу. Живопись, скульптуру и сценографию можно изучать также в академиях изящных искусств. Курс занятий по каждой из этих дисциплин рассчитан на четыре года и состоит из теоретической и практической частей. В отличие от университетов, в академиях и школах искусств есть вступительные экзамены. Музыку изучают в консерваториях, которые существуют во всех крупных городах. Учатся в них от пяти до десяти лет. Танцовщиков, как и преподавателей хореографии, балетмейстеров, готовит Национальная академия хореографии в Риме. А в римской Национальной академии драматического искусства за три года можно освоить специальность актера или сценариста или поучиться на краткосрочных курсах театральной постановки и режиссерского мастерства. Университет считается бесплатным, но все обязаны внести налог на обучение. Его размер устанавливается в соответствии с доходами семьи студента. Если же вы будете хорошо учиться, то в государственном университете вас могут освободить от уплаты налога. В Римском университете La Sapienza учебный год начинается 5 ноября и заканчивается 31 мая. В течение года бывает три сессии, и каждый студент сам решает, когда и какие экзамены ему сдавать (за исключением некоторых обязательных на каждом факультете), так как студенты имеют право на свой индивидуальный учебный план. Очень важное отличие от нашей системы - это отсутствие экзаменационных билетов. Экзамены бывают письменные и устные. Литература, история, лингвистика, филология
обычно сдаются устно. Каждый экзамен требует 99,9 % самостоятельной подготовки, поскольку на лекциях дают лишь небольшую порцию того, что вы должны знать о предмете. Справляются с экзаменами далеко не все: до диплома доходят лишь три человека из десяти поступивших. У каждого профессора есть определенные часы приема, когда он может вас лично выслушать и посоветовать, какие книги вам будут наиболее полезны. При желании вы можете подать заявку, чтобы иметь «куратора» по одному из основных ваших предметов. С ним вы всегда сможете посоветоваться по поводу учебного плана, экзаменов, программ, книг и, конечно же, дипломной работы. Еще одна возможность - зайти в консультационный центр, существующий на каждом факультете.
Профессиональное образование. Выпускники средних школ могут поступить в учебные заведения различных профилей, причисляемые в Италии к системе высшей средней школы (scuola secondaria superiore). Это аналоги профессиональных учебных заведений (технические институты, профтехучилища, школы искусств) и лицеи. В них учатся с 14 до 19 лет. Отсев велик: пятилетний курс обучения заканчивает только половина поступивших. Подготовка к поступлению в университеты производится в лицеях. Существует три их разновидности: классический (liceo classico), технический (liceo técnico) и естественных наук (liceo scientifico). Программа всех лицеев включает итальянскую литературу, латынь, математику, физику, естественные науки, философию, историю. Выпускники сдают экзамен (esame di maturita) и получают аттестаты зрелости (diploma di maturita), с которыми можно поступать в университет. В классическом лицее осуществляется общая подготовка к поступлению в университет, и его выпускники имеют право поступать на любой факультет. Соответственно, в лицеях двух других типов делается упор на изучение тех или иных наук. Остальные учебные заведения этой ступени осуществляют профессиональную подготовку. К ним относятся технические институты (istituto tecnico) и профессиональные институты (istituto professional), в которых обучают ремеслам, коммерции и гостиничному делу. Профессиональная подготовка осуществляется в течение 5 лет и состоит из двух ступеней: 3 года обучения и 2 года обучения. Первые три года приблизительно соответствуют НПО в России, последующие 2 года - СПО в России. Однако имеются некоторые отличия. На первой ступени в течение двух лет обучающиеся изучают предметы, преимущественно, общеобразовательного цикла. К ним относятся: итальянский язык, математика, право, два иностранных языка, как правило, английский и французский (в некоторых случаях - немецкий и испанский), право, естественные науки, религия, психология, а также предметы профессионального цикла (практические занятия по приготовлению пищи, по обслуживанию в ресторане, по приему в гостинице). В конце второго года обучения молодые люди определяются с выбором своей будущей профессиональной деятельности, и на третьем курсе начинается специализация. Обучающиеся изучают только тот профиль, который они для себя выбрали. В конце 3 курса обучающиеся проходят в течение трех недель стажировку на предприятиях, где являются не столько участниками процесса, сколько созерцателями. Стажировка никак не оценивается. По окончании третьего курса учащиеся получают свидетельство о профессиональном образовании в выбранном направлении. После трехлетнего профессионального обучения у обучающегося есть два пути: пойти работать или поступать на следующую ступень профессиональной подготовки (4 и 5 курс). По статистике, в среднем, 10 % обучающихся поступают на работу, 90 % - продолжают обучение в учреждениях профессионального образования. В результате такого обучения они получают аттестат о среднем образовании в области туристических и гостиничных услуг. Обучение проводят в соответствии с учебным планом, в котором недельная учебная нагрузка колеблется (в зависимости от учреждения) от 32 до 36 часов. Если обучение проводится из расчета 32 часов в неделю, то
учебное время распределяется следующим образом: 18 часов - теоретическая подготовка, 14 - практические занятия. Обучающиеся сдают экзамены. Однако в случае неудачной сдачи им предоставляется возможность (из средств бюджета) пройти дополнительное обучение в период каникул из расчета 15-20 часов и повторно сдать экзамен. При неудачной второй попытке обучающихся оставляют на второй год обучения. При непосещении обучающимися занятий более 1/3 учебного времени их отчисляют из образовательного учреждения. Следует отметить, что большое внимание в учреждениях профессионального образования Италии уделяется овладению обучающимися компетенциями: профессиональными и языковыми. Немалое внимание уделяется изучению культуры. На старших курсах наряду со штатными преподавателями (в Италии их называют профессорами) преподают представители предприятий, т.е практико-ориентированные специалисты. В течение всего периода обучения обучающиеся проходят углубленное обучение (фаза параллельного обучения), что позволяет им получить квалификацию, котирующуюся в Италии. После успешной сдачи квалификационного экзамена на компетенции (профессиональные и языковые) Экспертному совету выпускники имеют возможность получить дополнительную квалификацию, признанную в европейском стандарте. Обучающиеся, которые показывают успехи в профессиональной деятельности, принимают участие в национальных и международных конкурсах профессионального мастерства. Современная система профессионального образования Италии предусматривает бесплатное обучение. Обучающиеся оплачивают €250 в год, которые приравниваются к налоговому взносу. Поскольку Италия - это страна, живущая туристическим бизнесом, то проблем с набором и трудоустройством обучающихся в сфере гостиничного, ресторанного и туристического сервиса у них нет. На базах учреждений профессионального образования организуются вечерние курсы для обучения взрослого населения.
В настоящее время в городе Москве много делается для совершенствования системы профессионального образования. В 2004 г. произошло укрупнение образовательных структур путем создания комплексов непрерывного профессионального образования для опережающего удовлетворения потребностей рынка труда московского региона квалифицированными кадрами. Новый образ реформированной сети образовательных учреждений требует пересмотра структурно-содержательного компонента.
К моменту вступления в ВТО российская система профессионального образования должна соответствовать принятым в Европе стандартам. Поэтому опыт стран ЕС особенно полезен России для решения проблем начального и среднего профессионального образования.
В 1999 г. в итальянском городе Болонья министры образования европейских стран подписали специальную декларацию, согласно которой к 2010 г. вся Европа должна перейти на единую систему высшей школы и взаимного признания дипломов. В вузах стран, входящих в Болонский процесс, в течение семестра студенты должны набирать некоторое количество кредитов (баллов). Тому, кто не наберет положенное число кредитов, попросту не выдадут диплом. «Болонский» студент может менять вузы и страны хоть каждый семестр, система зачетов везде одинаковая. Дипломы таких учебных заведений взаимно признаются в Европе. Выпускник может легко получить работу в любой европейской стране. Одной из оставшихся за бортом стран в 1999 г. оказалась Россия. По мнению европейских чиновников, качество образования у нас очень разнится. Огромная пропасть лежит между столичными вузами и провинциальными. На Западе известны лишь крупнейшие вузы, такие как МГУ, МИФИ, МГТУ им. Баумана, некоторые университеты Санкт-Петербурга. Про учебные заведения других городов им не известно ничего. В 2003 г. мы взяли на себя обязательство, что к 2010 г. Россия завершит мероприятия, которые позволили бы ей присоединиться к Болонскому процессу. В ча-
стности, присоединившаяся страна обязана выполнить следующие условия: ввести двухступенчатую систему образования (бакалавриат и магистратуру), обеспечить организацию и аккредитацию учебных заведений, а также ввести систему зачетных единиц и учета часов изучаемых дисциплин, принятую в Европе. Кроме того, не стыкуются с нашей системой образования и так называемые кредитные часы, когда студента, например, из Италии принимают в университет во Франции, учитывая часы, уже прослушанные им в аудиториях вуза на родине. Российские учебные часы не имеют ничего общего с западными, а чтобы привести их в соответствие, нужно полностью менять методику образования в России. Если в Европе засчитывают в это количество и время самостоятельной работы «дома», то у нас, как известно, учитываются только академические часы, отбытые в аудитории. Есть и еще одна проблема - большой разрыв между школой и вузами в нашей стране. Например, в Италии, между школами и вузом есть еще одна промежуточная ступень - колледжи, не окончив которые невозможно поступить в институты. Учитывая опыт системы образования Италии и реализации задач городской целевой программы «Рабочие кадры» в колледжах Москвы, на современном этапе развития начального и среднего профессионального образования одновременно с внедрением Болонской системы нужно осуществить следующие мероприятия:
1. Переход на монопрофильное обучение.
2. Внедрение в практику учреждений профессионального образования сертификацию студентов, обучающихся по дополнительным образовательным программам (модулям) с присвоением квалификации, соответствующей международному стандарту.
3. В Государственную аттестационную комиссию включать не только представителей социальных партнеров, но и Департамента соответствующего профилю образования (например, для нашего колледжа включать представителей Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы).
4. Выпускник монопрофильного ОУ должен получать два диплома: государственного образца, действующий на территории России, и в случае успешного обучения по дополнительным модулям (углубленные профессиональные компетенции, языковые компетенции и общекультурные) с последующей их сертификацией (присваивает Экспертный совет) получение диплома международного образца в соответствии с европейскими стандартами.
Ключевые слова: профессиональное образование, зарубежный опыт, Италия