Научная статья на тему 'Непрерывное образование и Болонский процесс (университеты и колледжи Италии)'

Непрерывное образование и Болонский процесс (университеты и колледжи Италии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшин Е. Ю., Чечушкова Э. Е.

Для получения первого диплома iaurea (C.L.), соответствующего уровню «бакалавр» в англосаксонской системе, требуется учиться четыре-шесть лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For reception of the first diploma iaurea (C.L.), corresponding in Anglo-Saxon system, it is required to study in a level «bachelor» four-six years.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование и Болонский процесс (университеты и колледжи Италии)»

Образование за рубежом

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС (УНИВЕРСИТЕТЫ И КОЛЛЕДЖИ ИТАЛИИ)

Е.Ю.ЯШИН,

кандидат экономических наук, доцент, член-корреспондент МЛАО, директор Красноуфимского филиала Уральской ГСХЛ Э.Е. ЧЕЧУШКОВЛ, соискатель, Уральская ГСХЛ

(продолжение, начало в № 6 (30) 2005 г.)

Для получения первого диплома !аигеа (0±.), соответствующего уровню «бакалавр» в англосаксонской системе, требуется учиться четыре-шесть лет.

В частности, филологи могут получить эту степень через четыре года, химики и архитекторы - через пять лет, а медики - через шесть. Следующая степень, соответствующая магистерской, называется Diploma universitario (C.D.U.). Курс длится три года. Существует также двухлетний курс специализации Scuole dirette a fini speciali, по итогам которого можно получить степень, аналогичную C.D.U. За учебный период студенту необходимо изучить 19-20 дисциплин, включая факультативные. Посещение занятий обязательно, и студенты даже отмечают дни посещения лекций и семинаров в своих зачетках. По завершении курса любого уровня учащиеся защищают дипломную работу. «Основу» оценки за нее составляет среднее арифметическое результатов всех сданных студентом экзаменов. В зависимости от выступления испытуемого на защите, комиссия может понизить либо повысить конечную оценку. Если же вы не уложились с экзаменами и дипломом в срок, то можете учиться еще столько, сколько потребуется. (Девиз студента: «Не сдал - всегда пересдашь». Конечно же, это уменьшает нервотрепку, но и заметно расхолаживает студентов). В Римском университете La Sapienza учебный год начинается 5 ноября и заканчивается 31 мая. В течение года бывает три сессии, и каждый студент сам решает, когда и какие экзамены ему сдавать (за исключением некоторых обязательных на каждом факультете), так как студенты имеют право на свой

For reception of the first diploma iaurea (C.L.), corresponding in Anglo-Saxon system, it is required to study in a level «bachelor» four-six years.

индивидуальный учебный план. Очень важное отличие от нашей системы - это отсутствие экзаменационных билетов.

Экзамены бывают письменные и устные. Литература, история, лингвистика, филология обычно сдаются устно. Каждый экзамен требует 99,9 % самостоятельной подготовки, поскольку на лекциях дают лишь небольшую порцию того, что вы должны знать о предмете. Справляются с экзаменами далеко не все: до диплома доходят лишь три человека из десяти поступивших. У каждого профессора есть определенные часы приема, когда он может вас лично выслушать и посоветовать, какие книги вам будут наиболее полезны. При желании вы можете подать заявку, чтобы иметь «куратора» по одному из основных ваших предметов. С ним вы всегда сможете посоветоваться по поводу учебного плана, экзаменов, программ, книг и, конечно же, дипломной работы. Еще одна возможность - зайти в консультационный центр, существующий на каждом факультете, где разрешат многие ваши сомнения. В итальянских университетах сохранились многие средневековые традиции. В праздники студенты носят разноцветные кепи в стиле Робин Гуда, а «новички» проходят обряд посвящения в студенты (processo della matricola), в ходе которого над ними всячески издеваются студенты старших курсов.

Требования и порядок поступления

Иностранные студенты при поступлении на первый университетский цикл не сдают вступительных экзаменов, поэтому теоретически в итальянский университет можно поступить, просто имея аттестат о среднем образовании (равносильный итальянскому diploma di maturita). Интересно то, что почти все высшие заведения Италии не имеют ограничения по набору абитуриентов. Таким образом, в связи с тотальной перегруженностью в результате естественного отбора из десяти поступивших только трое получают диплом. При всём этом каждый итальянский университет имеет собственную систему тестирования по языку. Такие тесты обычно состоят из грамматических вопросов, перевода текста и собеседования с преподавателем.

Образование за рубежом

Заявки для поступления в итальянский университет подаются через посольство Италии в своей стране, куда до конца февраля нужно отослать свои документы и анкеты. Для поступления в аспирантуру нужно писать непосредственно в выбранное вами учебное заведение и согласовать приемлемость вашего отечественного диплома.

Оплата обучения

Стоимость года учебы в государственном итальянском университете - $300-400, частные вузы устанавливают цены сами и они почти всегда намного выше ($2000-8000). Стипендии для иностранных студентов распределяются Министерством иностранных дел, и их число очень ограничено.

Языковые курсы

В каждом итальянском городе, даже самом маленьком, есть курсы по изучению итальянского языка как иностранного с возможностью после их завершения получить сертификат об окончании. Чтобы быть зачисленным на курсы, лучше всего обратиться к профессионалам - либо непосредственно в учебные заведения либо в агентства, занимающиеся этой сферой. В среднем, продолжительность изучения итальянского языка 9-11 недель, так как за 2-4 недели можно получить лишь начальные навыки, а для их закрепления необходим более длительный период.

Система высшего образования третьего уровня главным образом подразделяется на университетское и неуниверситетское высшее образование плюс третий уровень, соответствующий dottorato di ricerca.

Неуниверситетское высшее образование определено таким образом из-за организации, похожей на университетскую. Такое образование предлагают высшие учебные заведения различного типа, каждое из которых имеет свою структуру и организацию.

В настоящее время университетское образование состоит из первого цикла, соответствующего diploma di laurea (3 года), второго цикла, соответствующего diploma di laurea specialistica (2 года) и третьего цикла, соответствующего dottorato di ricerca. Зачисление в это образование требует

laurea specialistica или квалификацию, полученную за границей и признанную действительной данным университетом, принимая во внимание международные соглашения.

Более того, университеты могут учреждать и управлять следующими курсами:

1. Магистерские курсы, после получения laurea (L) или laurea specialistica (LS). По окончании обучения дается титул master umversitario первого и второго уровня. Чтобы получить степень master universitario, необходимо сдать еще 60 зачетов, помимо laurea (L) или laurea specialistica (LS).

2. Курсы специалистов; для обучения необходимо иметь laurea. По окончании выдается diploma di specializzazione.

Итоговые курсы длятся не более года, соответствуют соглашениям с государством, местными властями, общественными органами и частными организациями, они отвечают культурным требованиям глубоких знаний, обновления или профессиональной переквалификации. Любой, кто имеет диплом университетской степени, может пойти на эти курсы. По окончанию этих курсов, ученики, которые, по мнению совета курса, выполнили необходимые обязательства, получают сертификат, подтверждающий посещение курса (который не годится для компаний и профессий или в области научного исследования).

Стоит упомянуть, как необходимо европейскому пространству сделать направленности европейских школ ближе друг к другу. Этот вопрос становится все более и более актуальным, начиная с этапа высшего образования. Европейские министерства образования, встречавшиеся в 1999 г. в Болонье, обязали себя образовать Европейское пространство для высшего образования к 2010 г. Это пространство определено следующим образом.

Квалификационная система, легко читаемая и схожая, основана на трех циклах: первый цикл длится, как минимум три года, и второй ведет к dottorato или мастеру:

- переводная система сдачи зачетов;

- продвижение мобильности, европейского взаимодействия ради качества. Европейские меры определения высшего образования;

- сделать высшее образование более привлекательным для студентов и преподавателей университетов всего мира.

Постепенный процесс, который должен привести к созданию европейского пространства для высшего образования к 2010 г., называется «Болонский процесс». Закон 148/2002, имеющий отношение к этому процессу, утвердил соглашение, подписанное 11 апреля в Лиссабоне «О признании образовательных наименований на университетском уровне в странах Евросоюза». Чтобы благоприятствовать мобильности и способствовать программам по академическому обмену студентами, статья 2 об университетах и AFAM утверждает

Образование за рубежом

обязанность признавать образовательные степени за границей и иностранные ученые звания для допуска к высшему образованию, к получению итальянских ученых званий.

Что касается высшего образования в университетах, то корни некоторых самых древних итальянских университетов уходят далеко к временам коммун, когда различные категории граждан образовывали сообщества или «университеты» на основе их экономической и профессиональной деятельности: первые университеты появились фактически как объединения ученых, «университетские доктора», таким образом был образован университет в Болонье. Другие университеты были образованы священниками или правителями в разных городах.

Университеты, даже когда они появлялись спонтанно, как независимые учреждения, постепенно попадали под контроль государства и практически все в итоге становились государственными учреждениями. Это произошло с появлением закона Касати в 1859 г., который включил университеты в управляемую государством систему, таким образом, они стали учреждениями государственной администрации.

Национализация университетов, установленная законом Касати, работала, по существу, до реформы Джентайл (1923), которая, будучи задуманной для реформирования всей школьной системы, повлияла и на университеты. Законы 1923 г. наделяют университеты определенной независимостью в административном управлении, преподавании и исследованиях и наделили их юридическим статусом.

В соответствии с определением Объединенного акта законов о высшем образовании (королевское постановление № 1592 от 1933 г.), университет - учреждение, дающее высшее образование. Его цель - «способствовать научному прогрессу и предусматривать научную культуру, необходимую для работы по профессии и пребывания на должности».

С конституцией 1948 г. начался процесс применения автономии к высшему образованию. В соответствии со статьей 33, культурные учреждения высшего уровня, университеты и академии имеют право к самоуправлению в рамках, установленных государственным законодательством.

Общая цель Неуниверситетское третичное образование Такие институты предлагают большое количество специализаций. Целью каждого такого учреждения является достижение профессиональной специализации в каждом секторе.

Университетское третичное образование Реформа предусматривает следующие цели:

1. Курс на степень 1аигеа (Ь) построен так, чтобы обеспечить студентам высокий уровень понимания методов, культурных и научных аспектов в их области, а также особое профессиональное понимание.

2. Целью курса laurea specialistica (LS) является обеспечение студентам продвинутого владения навыками для осуществления высококвалифицированной деятельности в особых секторах.

3. Степень мастера нацелена на обеспечение научной специализации и постоянной и переменной подготовки высокого уровня.

Аспирантура. Dottorato di ricerca должна обучать навыкам, требуемых для осуществления высококвалифицированной исследовательской деятельности в университетах, общественных и частных органах.

Типы учреждений Неуниверситетское третичное образование

Институты, которые дают художественное и музыкальное образование высшего уровня (Alta Formazione Artistica e Musicale - АРАМ):

1. Accademia di belle arti;

2. Istituto superiore per le industrie artistiche (ISIA);

3. «Silvio D’Amico» Accademia nazionale di arte drammatica ;

4. Музыкальные институты Conservatori di musica, Accademia nazionale di danza и «pareggiati» были переименованы в институты высшего образования по музыке, искусству и танцу (Istituti superior! di studi musicali e coreutici).

Другие учреждения неуниверситетского высшего образования:

1. Национальная академия святой Сессилии находится в Риме и предлагает специализированные курсы по музыке, длящиеся не более трех лет, и свободные курсы, семинары, мастер классы, которые проводятся в определенное время учебного года. Студенты, у которых есть Conservatorio di musica diploma или аналогичная квалификация, могут быть зачислены на курсы Национальной академии святой Сессилии;

2. Национальная школа кинематографии (в прошлом, Экспериментальный центр кинематографии) находится в Риме. Школа предлагает трехлетние курсы, дающие подготовку по одной из следующих отраслей: постановка, актерское мастерство, режиссура, сценарист, костюмы и декорации, фотография, монтаж, звуковая техника. Каждый курс может принять 6 студентов, за исключением курса актерского мастерства, где может быть 12 студентов (6 юношей и 6 девушек);

3. Istituto centrale del restauro находится в Риме; проводит четырехлетние курсы по следующим предметам: фрески, живопись на холсте, ткани, коже, бумаге, разнохромная резьба по дереву; металлы, керамика, стекло, лаки, ювелирное дело, слоновая кость, кость, янтарь, выдолбленные предметы; мозаика, материалы из искусственного и натурального камня, лепка из гипса; ископаемые предметы. Количество свободных мест устанавливается каждый год в объявлении о приеме. Посещение обязательно;

4. Школа реставрации мозаики управляется Службой по экологическим и архитектурным то-

Образование за рубежом

варам Равенны в содействии с Istituto centrale del restauro в Риме. Она предлагает четырехлетний курс по реставрации, обучающий следующему: настенная мозаика, напольная мозаика, натуральные и искусственные камни, штукатурка, гипс. Количество свободных мест - 9 в год, 6 из которых для итальянских граждан и три для иностранцев. Посещение обязательно;

5. Opificio delle pietre dure находится во Флоренции. Четырехлетний курс поделен на три и один год, три года - основное обучение, один год -специализированное обучение. Количество мест определяется каждый год в соответствии с возможностями института и заносится в объявление о проведении экзамена;

6. Scuola di archivistica, paleografia e diplomatica учреждается внутри государственных архивов. Количество таких школ не превышает 17 на всю Италию. Курсы длятся два года, количество имеющихся мест зависит от месторасположения; для зачисления необходимо сдать тест по латинскому языку;

7. Scuole Superiori per Mediatori Linguistici (SSML). Частные высшие школы для устных и письменных переводчиков (scuole superiori per interpret! e traduttori - SS1T); они предлагают трехлетние юридически действительные в соответствии с законом № 697 от 11 Октября 1986 г. SSIT, которые меняют принципы своего преподавания в соответствии с правилами, установленными Министерским постановлением (MIUR) № 38 от 10 Января 2002г., называются SSML. Эти школы дают квалификации, связанные с лингвистическим посредническим сектором. Эти специальности получают после трехлетнего обучения на курсах высшего образования, соответствующего 180 crediti formative universitari; такие курсы нацелены на обеспечение студентов культурной и лингвистической базой на высшем уровне, как минимум, по двум языкам, помимо итальянского, и в области культур этих языков. Более того, эти школы обеспечивают развитие особых лингво-техни-ческих навыков как письменных, так и устных, соответствующих типичным профессиям лингвистической посреднической деятельности.

Зачисление требует наличия diploma di istruzione secondaria superiore или другой квалификации, полученной за границей и признанной действительной школьными органами, ответственными за преподавание. Более того, необходима соответствующая начальная лингвистическая подготовка; фактически, она устанавливает границы необходимых знаний и определяет условия проверки. Должно быть протестировано знание родного языка кандидата; знание должно быть отличным.

Преподаватели - университетские профессора, исследователи, эксперты, имеющие соответствующие квалификации переводчика, а также профессиональный опыт, подтвержденный документами и полученный в результате осуществле-

ния деятельности, связанной с данным предметом. Академический и профессиональный учебные планы преподавателей должны соответствовать их квалификации.

Действующие правила о праве на обучение в университетском секторе под ответственностью регионов распространяются также и на студентов, зачисленных в эти школы.

Дипломы SSML эквивалентны сертификатам степени laurea (L), которые выдаются университетами по окончании курсов на эту степень, принадлежащих классу № 3 (Класс университетских степеней в посреднических лингвистических науках). Они дают возможность обучаться на курсах laurea specialistica (LS) классов 39/S (синхронный устный перевод) и 104/S (литературный письменный перевод и научно-технический письменный перевод).

Военная академия: Accademia Aeronautica di Pozzuoli, Accademia della Guardia di Finanza, Accademia militare navale di Livorno, Accademia militare dell’esercito di Modena: предназначены для тех, кто хочет сделать карьеру на военном поприще или продлить национальную службу как кадетский офицер или лейтенант. Зачисление осуществляется при сдаче конкурсного экзамена, объявляемого соответствующими Министерствами, и психофизических тестов на пригодность. Начиная с 2000 г., женщины тоже могут быть зачислены в военные академии. Длительность курсов 2 года (кадетские офицеры) или 5 лет (лейтенанты). Все военные академии позволяют получить степень в различных областях.

Высшие духовные институты (Istituti superiori di scienze religiose). Там обычно преподают католическую религию, преподавать могут и мирские преподаватели в школе любого типа на любом уровне. Зачисление бесплатно, длительность курса зависит от того, какую должность хочет получить студент (3 года для диплома по религиозным наукам и 4 года на факультете искусств для тех, кто хочет стать преподавателями религии).

«Alfonso Gallo» Центральный институт по сохранению книг - это орган культурных продуктов и деятельности; он находится в Риме, проводит исследования, нацеленные на сохранение и восстановление книг. Институт организует короткие курсы для профессионалов, предлагая также специализированный практический курс. Организация по сохранению и восстановлению книг находится в Сполете; при поддержке Европейского общественного фонда она организует трехлетний курс, нацеленный на получение профессиональной квалификации «восстановитель-хранитель библиотеки и документации».

Университетское третичное образование

Университетское высшее образование дается в 77 университетах. Они делятся на:

1. 51 государственный университет, находящийся на национальной территории;

2. 3 государственных политехнических универ-

Образование за рубежом

ситета;

3. 12 открытых университетов;

4. 6 университетов институтов, 4 из которых -государственные (Istituto universitario navale di Napoli - морской университет институт г. Неаполь; Istituto universitario orientale di Napoli - Восточный университет институт г. Неаполь; Istituto universitario di Scienze motorie di Roma — Университет институт автомобильных наук г. Рим; Istituto universitario di architectures di Venezia - Университет институт архитектуры г. Венеция) и два бесплатных университета института («С. Cattaneo» Castelianza и университет институт «Suor Orsola Benincasa» г. Неаполь);

5. 2 университета для иностранцев: в Перуд-жии и Пизе;

6. 3 высших школы (scuola Normale Superiore di Pisa), Scuola di studi superiori universitari e di perfezionamento «S. Anna» г. Пиза - школа высшего университетского образования и специализированного обучения «S. Anna» of Pisa; Scuola internazionale superiore di studi avanzati SISSA di Trieste - высшая международная школа для продвинутого обучения SISSA Trieste).

Преподавательская реформа университетских курсов, предусмотренных постановлением № 509 от 1999 г., была проведена в 2001/02 учебном году, на первом году новых университетских курсов. Таким образом, в итальянских университетах существуют курсы, основанные на старом урегулировании, которые должны скоро исчезнуть, и курсы, основанные на новых правилах.

Постановление № 509 от 3 ноября 1999 г. изложило общие критерии новой структуры систем университетского преподавания. На основе этих критериев и принципа автономии университеты могут планировать свои образовательные курсы.

Первая цель реформы - введение преподавательской автономии. Это значит, что дидактическое урегулирование курсов университетского обучения может быть изложено в правилах преподавания каждого факультета. Дидактическая организация определяет название и практические цели курса обучения, общую схему составляющей деятельности, которая должна быть включена в учебный план, зачеты, входящие в работу курса, и итоговый тест для получения квалификации.

На национальном уровне постановления излагают квалификационные, образовательные цели и соответствующие предметы для каждой сферы обучения. Они группируются следующим образом:

- по одной или нескольким областям обучения, относящимся к основному образованию;

- по одной или нескольким областям, типичным для сферы изучения;

- по одной или нескольким областям, тождественным или дополнительным к основным областям изучения данного предмета;

- выбранные студентами;

- нацеленные на итоговый экзамен для получения академической квалификации и оценки

знания иностранного языка;

- дальнейшее обучение, нацеленное на совершенствование лингвистических знаний, а также навыков в информатике и интегрированных средствах обработки и передачи информации и любые другие навыки, полезные для вращения на рынке труда, среди которых можно выделить способности к обучению и ориентацию. Министерские постановления определяют минимальное количество зачетов для каждой дисциплины и области изучения через правила обучения, утверждая, что общее количество запланированных зачетов не должно превышать 66%.

Вторая цель реформы - приблизить систему итальянского высшего образования к европейской модели, описанной в европейских соглашениях в Сорбонне и Болонье. Реформа предусматривает новое определение академических квалификаций:

- 1аигеа (Ь) (название первого цикла) дается после трех лет обучения;

- Ьаигеа 8рес1аП8йса (Ьв) (название второго цикла) дается после двух лет обучения, к которому могут быть допущены только те, у кого есть 1аигеа (Ь);

- университетская степень магистра, дается после одного года обучения. Есть два типа обучения на магистерских курсах: для тех, у кого есть 1аигеа (Ь) и для тех, у кого есть 1аигеа 8рес1аП8йса (Ьв);

- диплом по специальности. Существуют специализированные курсы для тех, у кого есть 1аигеа, и для тех, у кого есть 1аигеа 8рес1аП8йса (Ьв);

- ^йога1;о & йсегса (название третьего цикла), реорганизован постановлением № 224 от 30 апреля 1999г.

Однако сфера здравоохранения - исключение, по сравнению с вышеописанной системой 1аигеа (Ь) и 1аигеа 8рес1аП8йса (Ьв); фактически, курсы для медицинской степени, ветеринарии и стоматологии состоят только из одного цикла (6 или 5 лет), т.к. этот тип обучения следует европейским правилам.

Третья цель реформы - серьезный пересмотр университетской системы преподавания, которая теперь должна сосредотачиваться на требованиях студентов. Он будет основан на принципе «зачетов». Введение С.Б.и. (сге^1;о ^гша^уо ишуегейапо) восполнит пробел между юридической и реальной длительностью курсов и ограничит высокий уровень прогулов в университетах. Характеристики С.ЕИ.:

- сгеёШ йэгтайу! ишуегейап (СБИ) представляют количество учебной работы, включая индивидуальное обучение, необходимое для студентов с начальными знаниями для изучения предметов, предусмотренных правилами курса. Зачет соответствует 25 рабочим часам студента;

- среднее количество учебной работы, которая выполняется студентом, обучающимся на дневном отделении в университете, соответству-

Образование за рубежом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ет условно 60 зачетам;

- полное или частичное признание зачетов, полученных студентом, который хочет продолжить свое образование, - задача образовательного института, который принимает студента;

- правила преподавания каждого института могут предусматривать периодическое подтверждение зачетов и определять минимальное количество зачетов, которые нужно сдать в течение определенного срока.

На основе установленных ранее критериев университеты могут признать как сгеёШ бэгтайу! ишуегейай (СБИ) профессиональные возможности и навыки, подтвержденные сертификатами, соответствующим действующим постановлениям, которые касаются предмета, а также другие возможности и навыки, полученные в результате образовательной деятельности на уровне после среднего, планируемой и осуществляемой в содействии с университетом.

Принимаются во внимание растущая мобильность университетских студентов, главным образом, в европейских странах, и проблемы признания университетских квалификаций, критериев соответствия сге^й £огтайу1 ишуеге^ап (СБИ) европейской системой перевода зачетов (ЕСТв). В соответствии с ЕСТв 60 зачетов соответствуют одному году обучения (на основе объема работы); 30 зачетов соответствуют одному семестру, а 20 - одному триместру. Была разработана особая таблица перевода для того, чтобы было легче сопоставлять национальную зачетную систему и ЕСТв.

Четвертая цель реформы - повысить уровень гибкости системы; это, помимо всего, предполагает сильное упрощение процедур, необходимых для изменения университетской системы в значительной степени. Более того, она предполагает, что безо всяких бюрократических препятствий университеты смогут легко приспособить организацию своих курсов к общественному спросу на образование и инновациям производящего сектора; и в заключение, она предполагает систему самооценки качества осуществляемой университетом деятельности через определенные критерии и методы, изложенные в правилах преподавания. Постановление №509 от 3 ноября 1999 г. устанавливает с помощью особых введений переходный этап от старых правил к новым. В этих введениях говорится о том, что университеты обеспечивают проведение существующих учебных курсов, что студентам предоставлена возможность выбора новых курсов и что работа студентов вписывается в систему зачетов,

Аспирантура

Курсы для получения ^11ога1;о & псегса регулируются каждым отдельным университетом, который определяет количество, критерии поступления, составные цели, длительность и программу обучения.

Каждый университет определяет процедуру

награждения и количество студентов, которые смогут пройти необходимую подготовку.

Бойога1;о & йсегса даже после реформы регулируется предыдущими постановлениями. Оно нацелено на обучение необходимым навыкам для высококвалифицированной исследовательской деятельности в университете, общественных учреждениях и частном секторе.

Требования к зачислению Неуниверситетское третичное образование Зачисление в институты художественного и музыкального образования высшего уровня и другие институты неуниверситетского высшего образования может быть возможным после получения сертификата об окончании старшей средней школы, сдачи вступительного экзамена, так как количество мест ограничено и определяется каждый год. В некоторых случаях наличие определенных документов, свидетельствующих о предыдущем образовании и подготовке, могут освободить студента от сдачи экзамена.

Университетское третичное образование Новый закон №264, одобренный 2 августа 1999 г., предусматривает реорганизацию всей системы зачисления на университетское образование. Этот новый закон излагает общие критерии и определяет учебные курсы, зачисление на которые ограничено на национальном уровне или по требованию университета. Зачисление в университетах на медицинские факультеты, хирургические, ветеринарные, архитектурные, дипломные курсы, для которых существует предписанный элемент практического обучения, и к специализированным курсам ограничено.

Чтобы быть зачисленными на курсы для получения степени 1аигеа (Ь), студенты должны

Образование за рубежом

иметь диплом diploma di superamento dell’esame di Stato на старшем среднем уровне или другую квалификацию, полученную за границей и признанную действительной. До недавнего времени можно было быть зачисленным, имея лишь сертификат об окончании старшей средней школы, за исключением университетских курсов, где был установлено ограниченное зачисление; теперь постановление № 509 гласит, что каждый университет должен сам по своим правилам определять количество знаний, необходимых для зачисления, и проводить соответствующие тестирования. Тесты могут проводиться после завершения вводного обучения в содействии с учреждениями старшей средней школы.

Неудовлетворительный результат экзамена не препятствует зачислению, но правила преподавания должны будут обращать внимание на пункты, требующие доработки в течение первого года обучения. Кроме того, министерское постановление №245 от 1997 г. гласит, что студенты, посещающие последний год старшей средней школы, должны написать предварительное заявление в университет (в 2003-2004 гг. его нужно было сдать между 3 февраля и 4 марта 2003 г.). Это делается для того, чтобы университеты могли улучшить и спланировать свою организационную и преподавательскую деятельность и информировать студентов о выборе преподавательских услуг в соответствии с университетской реформой. Чтобы быть зачисленными на курсы laurea specialistica (LS), студенты должны иметь laurea (L) или другую квалификацию, полученную за границей и официально признанную итальянской образовательной системой.

Литература

Использованы материалы межрегионального семинара «Непрерывное образование и Болонский процесс» (Семинар проходил в Италии с 8 по 14 октября 2005 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.