УДК 37
ЛУПЕНКОВА Наталья Владимировна
Владимирский государственный университет,
Технико-туристический институт «Сансовино»
Одерцо в Италии
г. Владимир, Россия
г. Одерцо, Италия
natamoris@gmail.com
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ ИТАЛИИ: ИСТОРИЯ И ОПЫТ
Статья представляет краткий анализ истории создания современной системы образования Италии, акцентируя внимание на истории государственных образовательных реформ Италии, на их опыте и последствиях их воздействия на современную итальянскую систему образования и на подготовку преподавательского состава учителей. Статья подробно описывает историю образовательных реформ Италии начиная с середины XIX в., в период объединения Итальянского королевства, до наших дней. Особое внимание в статье уделяется Болонскому процессу, повлиявшему на реформирование как итальянской, так и европейской образовательной системы, а также на реформирование и стандартизацию мировой образовательной системы в целом. В статье рассматриваются аспекты модернизации итальянской образовательной системы и системы подготовки преподавателей в Италии в результате реформ последних лет и проводится краткий сравнительный анализ итальянской и российской систем образования. Различия в подготовке преподавателей школ в Италии и в России обусловливают также различия в терминологии, поскольку итальянские термины «insegnante abilitato» и «abilitazione» являются несуществующими в русском языке, по данной причине статья предлагает также трактовку специализированных терминов итальянской образовательной системы. В статье проанализирован как положительный опыт реформ итальянской образовательной системы, так и проблемные аспекты реформ современной системы образования Италии.
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-155-162
Natalia V. LOUPENKOVA Vladimir State University, Technical and Touristic Institute "Sansovino" Oderzo in Italy Vladimir, Russia Oderzo, Italy natamoris@gmail.com
EDUCATION REFORMS IN ITALY: HISTORY AND
IMPACT
This article describes and analyzes the recent State reformation process of the Italian Education, with an accent to the history of the State reformation process and to their impact to Italian education and to the system of teacher preparing. The article touches upon the impact of the reforms on the modernization of the Italian Education. The article describes detailed the history of the Italian State reformation process begging from XIX century, the period of reunification of the Italian Kingdom, until the period of our days. The article dedicates the special attention to the process of Bologna and his grate impact to the Italian and European, and World educated system. The article also offers the brief analysis of the modernizing of the Italian education system and the comparative analysis between the Education systems in Italy and in Russia, focusing on the recent governmental transformations of the Italian Education system and introducing of the postgraduate teacher preparation. The special accent the article proposes to the preparing process of school teachers in Italy, the differences of the teachers' preparation in Italy and in Russia. The article is not limited in terms of analyzing the positive aspects of the Educational reforms in Italy, but also touches upon some problems and offers to appreciate the positive experience.
Ключевые слова: реформы системы образования Италии, модернизация системы образования Италии, изменения в результате реформ, цикл обучения в Италии, подготовка преподавателей в Италии, обязательная поствузовская подготовка учителей в Италии
Keywords: Italian Education System; reformation process of Italian Education; modernization of the Italian Education; input of the reforms; learning circles in Italy; postgraduate teacher preparation programs in Italy
Зарождение системы образования в Италии ведет свою традицию с античных древнегреческих и древнеримских философских школ. Именно Италия, родина гуманизма, явилась одной из первых европейских стран, создавших университетскую систему, таким образом, описание и анализ структуры итальянской системы образования имеет важное значение для понятия истоков создания европейской системы образования в целом, а также для изучения положительного опыта и инициатив. «Любая педагогическая традиция, по Г.Б. Корнетову, становится равноправным участником процесса развития педагогической реальности, диалога "нового" со "старым", обеспечивая не только преемственность, но и жизненную полноту, богатство процессов изменения и обновления педагогической действительности, становится основой педагогических инноваций»[1]. История создания современной системы образования Италии, основные этапы ее реформации и
модернизации являются важнейшей главой анализа итальянской системы образования в научном, историческом и социальном контексте.
Периодом установления современной системы образования Италии, действующей по сей день, можно считать реформу министра образования Сардинского королевства Га-брио Казати, представленную в законе 1859 г. Именно в этом году на Апеннинском полуострове впервые была создана государственная школьная система обязательного образования для детей всех сословий и обучение детей было доверено государству, а не католической церкви, как ранее. Благодаря реформе Казати, принятой впоследствии за основу системы образования объединенной Италии, было введено обязательное двухлетнее начальное обучение [2]. В 1877 г., уже после объединения Итальянского королевства, благодаря реформе, внедренной министром Микеле Коппино, государственное обучение в Италии полностью отделилось от церкви, а период обязательного обучения был увеличен до трех лет начальной школы [3]. Согласно закону Коппино, за непосещение школ детьми до девяти лет вводились штрафные санкции для их родителей. В историческом контексте объединения Итальянского королевства, начиная с 1861 г., образовательные реформы в Италии получили прежде всего социально-политическую ность - объединить жителей различных регионов Италии, являющихся до данного периода отдельными государствами, разработать и установить единый государственный язык, а именно итальянский, поскольку простые жители Апеннинского полуострова использовали в общении исключительно локальные диалекты[4].
Реформа Орландо в 1904 г. увеличила до пяти лет период обязательного обучения, были расформированы переполненные классы и снижено количеством учеников в классе для улучшения процесса обучения, а также был увеличен до 12 лет возраст детей, обязанных посещать школу, за непосещение же школы на семьи налагались штрафы [5]. Именно благодаря реформам Коппино и Орландо в Италии в конце XIX - начале ХХ в. заметно снизилось количество неграмотных.
Образовательные реформы Италии периода Муссолини отличались консерватизмом, направленным на усиление преподавания религии в школе как формы идеологического повиновения: «...Школьная система в фашистской Италии сложилась в результате ряда реформ, среди которых выделялась реформа под руководством Джованни Дженти-ле, занимавшего пост министра образования с 1922 по 1924 год. Направленная не на обновление, а на приведение школьного образования в соответствие с требованиями элиты, она носила консервативный характер. [...] ...уделялось огромное внимание преподаванию религии и искусства» [6].
По окончании Второй мировой войны в Италии была свергнута монархия, а сотрудничавшая с фашистским режимом королевская семья была выслана из страны. Итальянское королевство было объявлено республикой, в 1947 г. была принята первая Конституция, вступившая в действие 1 января 1948 г. Дети всех сословий получили право на бесплатное и обязательное начальное образование. Наряду с государственным обучением в Италии продолжали свою деятельность частные образовательные учреждения, принадлежащие в большинстве случаев Католической церкви, которая сохранила свое влияние на итальянскую систему образования на протяжении столетий. Статья 33 Конституции Итальянской Республики гласит: «Республика устанавливает общие правила, касающиеся просвещения, и учреждает государственные школы всех родов и ступеней. Частные организации и частные лица имеют право учреждать школы и общеобразовательные институты, содержащиеся не за счет государства. При определении прав и обязанностей негосударственных школ, требующих уравнения с государственными, закон должен обеспечить для них полную свободу, а их учащимся - школьный режим, эквивалентный режиму государственных школ» [7]. В статье 34 Конституции Итальянской Республики записано: ««Образование открыто для всех. Начальное образование в течение восьми лет является обязательным и бесплатным. Способные и достойные ученики, даже если они лишены средств, имеют право перехода на высшие ступени обучения. Республика обеспечивает это право путем стипендий, пособий семьям, других видов помощи, которые должны предоставляться по конкурсу» [7].
На образовательные реформы послевоенной Италии заметное влияние оказали педагогические научные направления и политика Соединенных Штатов Америки. «Это во многом было обусловлено тем "перевоспитанием", которому под руководством американских ученых подверглась Италия в качестве одного из союзников Германии» [6]. Таким образом, в Италии наибольшим образом по сравнению с Россией просматривается влияние американской педагогической мысли на структуру системы образования, обусловливая сильный кросс-культурный контекст итальянской системы [8]. Однако, несмотря на то, что образовательная система Италии была открыта для самых передовых научных направлений педагогики и культуры, школьное обучение продолжало сохранять консерватизм. Послевоенная образовательная реформа обозначила пирамидальную структуру итальянской образовательной системы, лишь обеспеченным или наиболее достойным учащимся предоставлялась возможность продолжить обучение в лицее, после которого разрешалось поступать в университет; остальные же, не имеющие средств или не выделяющиеся талантами, могли продолжить образование лишь в профессиональных учреждениях образования без права поступления в университет. Шестидесятые годы в Италии характеризуются высоким экономическим развитием страны, следовательно, постоянно растущей потребностью в квалифицированных специалистах, а также студенческими и рабочими революционными движениями за большие права гражданам всех социальных классов. В декабре 1969 г. в Италии был принят закон, разрешивший поступление в университет не только выпускникам лицеев, но и выпускникам профессиональных образовательных учреждений [9].
В настоящий момент система образования Италии регламентируется нормами, установленными реформой министра общественного образования Луиджи Берлингуэра в законе о реорганизации циклов образования, принятом в 1997 г. [10]. Современная система образования в Италии строится согласно данному закону и предполагает пятилетнее обучение учащихся в начальной школе, три года обучения в средней школе, по окончании которой школьники сдают выпускные экзамены по ряду предметов, заканчивая таким образом период школьного обучения. Начиная с 2007 г. в Италии были введены в обязательном порядке два дополнительных года обучения (biennio) в лицее, колледже или в профессиональном институте [11]; не посещать два дополнительных года обучения (biennio) имеют право лишь те, кому уже исполнилось 16 лет [11]. Однако для поступления в университет абитуриенту необходимо иметь диплом под названием diploma di maturita (аттестат о полном среднем образовании), выдаваемый после 12 лет общеобразовательного обучения, при условии успешного прохождения государственных экзаменов [11]. Для сравнения можно отметить, что в России поступление в вуз возможно после одиннадцати лет общеобразовательного обучения и успешной сдачи ЕГЭ.
Организация системы образования Италии отличается от российской. В Российской Федерации до 1986 г. курс школьного обучения был десятилетним, в настоящее время школьное обучение регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации № 224 от 23 марта 2001 г. [12], по которому период обучения увеличился до 11 лет: начальная школа предполагает четыре года обучения, а средняя школа второй ступени (основное школьное образование) предполагает пять лет обучения. Одним из кардинальных отличий итальянской системы обучения от российской является обязательное изучение иностранных языков. В итальянском школьном образовании в отношении раннего изучения иностранных языков инновационным можно назвать 2003 г., когда министр образования Италии Летиция Моратти ввела обязательное изучение английского языка, начиная с первого класса начальной школы [13]. Однако отличная итальянская инновация обучения иностранным языкам в начальной школе разбилась о недостаток фондов, поскольку через несколько лет правительство урезало дотации на образование [14], постановив, что английский с первого по пятый класс начальной школы должен преподавать не учитель иностранного языка, а единый учитель, который преподает ученикам начальной школы большинство предметов [15]. Таким образом, ученики изучают английский с первого по пятый класс с преподавателями, спешно окончившими за несколько месяцев языковые курсы, в основной массе совершенно не владеющими англий-
ским, что несомненно сказывается на качестве получаемых знаний. Поскольку после нескольких реформ системы образования итальянским школам была предоставлена, пусть в достаточно ограниченной форме, возможность самостоятельно и автономно распределять полученные от правительства фонды [16]; пользуясь данным законам, директора некоторых школ для улучшения уровня обучения иностранным языкам проводят в случае свободных фондов конкурс для лекторов-носителей языка, которые по контракту с образовательным учреждением занимаются с учениками произношением несколько месяцев.
Несомненно, введение в итальянских школах обязательного изучения английского языка с первого класса начальной школы является важным стимулом развития в рамках кросс-культурного контекста [8], однако необходимо отметить, что именно в данной образовательной инновации правительства Италии просматривается влияние Соединенных Штатов и американских педагогических учений на итальянскую образовательную и политическую системы; данная зависимость, начавшаяся по окончании Второй мировой войны, продолжается по сегодняшний день [6]. Таким образом, в современной образовательной системе Италии и в реформах страны проявляется тот важный социальный контекст, необходимый для научного изучения педагогических идей: «...В истории педагогических идей огромную роль играет антропологический контекст, задающий понимание роли и места образования в онтогенезе человека..» [17].
В Италии в целях улучшения образования был целенаправленно проведен ряд реформ, сосредоточенных на улучшении подготовки преподавательского состава. В 1999 г. в итальянском городе Болонья состоялся Болонский процесс, международная встреча на высшем уровне с целью создания и унификации Области Европейского Высшего Образования (EHEA, European Higher Education Area) с единой шкалой оценки образовательного процесса разных стран [18]. В соответствии с требованиями Болонского процесса система высшего образования в Италии была переведена с четырехлетнего обучения на двухфазовое пятилетнее: трехлетнее высшее образование для получения диплома со степенью бакалавра и следующее за ним двухлетнее высшее образование для получения магистерского диплома [18]. Позднее, в 2003 г., на Берлинской встрече министров образования европейских стран Россия присоединилась к нормам Болонского процесса, установив в российских вузах систему обучения, разделенную на бакалавриат и магистратуру.
В результате реформы 1999 г. [19] в Италии при университетах были созданы школы поствузовского профессионального образования, так называемая Высшая школа подготовки преподавателей средних и средних специальных образовательных учреждений (SSIS, Scuola Superiore dell'Insegnamento Secondario) для подготовки высококвалифицированных преподавателей для государственных средних школ, лицеев и в колледжей [19]. До создания Высших школ подготовки преподавателей в Италии существовала аналогичная российской система подготовки школьных учителей; до 1999 г. в Италии, как и в России, для школьных преподавателей было достаточно получить диплом о высшем университетском образовании. С введением в действие новой образовательной реформы для желающих быть зачисленными на постоянной основе преподавателями в штат государственных учебных учреждений объявили обязательным диплом Высшей школы подготовки преподавателей средних и средних специальных образовательных учреждений (SSIS) [19]. Зачисление проводилось на конкурсной основе, и по окончании двухлетнего обучения и стажировки будущих преподавателей ждал финальный экзамен и присвоение звания «высококвалифицированного преподавателя» (insegnante abilitato)1, что предо-
1 На данный момент в русском языке не существует термина обозначающего "insegnante аЪПйай", поскольку в Российской Федерации не предусмотрена конкурсная пост-ВУЗовская подготовка преподавателей. Итальянский термин "insegnante аЪШШо" создан, чтобы подчеркнуть отличие обычного "insegnante" (преподавателя) от "insegnante аЪПйай", то есть преподавателя прошедшего конкурсный отбор на пост-ВУЗовскую подготовку и получившего в результате профессиональное звание высококвалифицированного преподавателя (аЬП^юпе all'insegnamento). [Примечание автора].
ставляло возможность записи в регистр высококвалифицированных преподавателей при региональных управлениях образования (graduatorie di provveditorato)1. Регистр представлял собой списки по различным категориям высококвалифицированных преподавателей, разделенных как по дисциплинам, так и по уровню их квалификации, создавая рейтинг с учетом опыта работы, стажа работы, научных званий и дополнительной квалификации. В случае вакантной должности в школе региональное управление образования на базе имеющихся списков предоставляет школе высококвалифицированного преподавателя по необходимой учебной дисциплине в соответствии с позицией учителя в рейтинге регист [20].
Реформы образовательной системы Италии, начавшись в 1999 г., и не думали останавливаться. Итальянская система образования была затянута в круговорот парадоксов и постоянных бюрократических изменений [20]. Просуществовав около десяти лет, Высшие школы подготовки преподавателей средних и средних специальных образовательных учреждений (SSIS) прекратили свое существование [21] и были заменены на Стаж активной профессиональной формации (TFA, Tirocinio Formativo Attivo) [22], изменив название, но не поменяв сущность подготовки высококвалифицированных преподавателей для средних и средних специальных образовательных учреждений [22]. Поствузовский университетский стаж активной профессиональной формации TFA, также как и SSIS, предполагал зачисление на конкурсной основе; стажировка осталась обязательной, но срок обучения сокращался с двух лет до одного года, однако если в SSIS существовала возможность обучения на бюджетной основе, то TFA должен был быть полностью оплачен учащимися по ставке около трех тысяч евро за год обучения. Кроме того, преподаватели, окончившие TFA, не имели права записаться в регистр региональных управлений образования Италии в отличие от своих коллег, закончивших Высшую школу SSIS [23]. Дорогостоящий и непродуктивный стаж активной профессиональной формации TFA был сразу же поставлен под сомнение, прежде всего по причине высокой стоимости обучения и туманности перспектив трудоустройства.
Раз в три года выпускники TFA (Tirocinio Formativo Attivo), получившие профессиональное звание «высококвалифицированного преподавателя» (insegnante abilitato) записываются в списки образовательных учреждений, выбирая 20 школ (graduatorie d'istituto) [22], вместе с выпускниками университетов, имеющих право преподавать, но не имеющих звания «высококвалифицированного преподавателя». Они надеются, что какое -нибудь образовательное учреждение будет нуждаться в их услугах, хотя бы на непродолжительный период времени, например на время болезни или декретного отпуска постоянного преподавателя. В итальянской лексике даже был создан новый специализированный термин для обозначения данной категории преподавателей, не имеющих постоянной работы и приходящих в школы, лицеи и колледжи на непродолжительное время. Их называют «supplente» (возможно перевести как «временно замещающий учитель» или «временный учитель»).
В 2015 г. премьер-министр Италии Маттео Ренци, жена которого являлась «временным учителем» итальянского языка и выпускницей Высшей школы преподавателей SSIS (Scuola Superiore dell'Insegnamento Secondario), провел масштабную реформу по стабилизации «временных» преподавателей, получивших профессиональное звание «высококвалифицированного преподавателя» (insegnante abilitato) в Высших школах, но не имевших постоянной работы [24]. Был принят новый закон об изменении и модернизации школ и преподавателей и о стабилизации нескольких тысяч «временных преподавателей» без постоянного места работы [24]. К сожалению, бюрократическая реформа оказалась недоработанной и стабилизировать решили лишь учителей, получивших звание «высококвалифицированного преподавателя» (insegnante abilitato) до 2007 г. в Высшей школе подготовки преподавателей SSIS, оставив без внимания их «временных» коллег, окончивших такой же курс, но под другим названием - TFA. Кроме того, не особо раздумывая, итальянские бюрократы стабилизировали даже тех, кто был занесен в регио-
1 Idem.
нальные списки учителей как получивший звание «высококвалифицированного преподавателя» (insegnante abilitato) в Высшей школе подготовки преподавателей (SSIS), но при этом ни дня не проработал учителем в школе и, возможно, забыл уже предмет, который должен был бы преподавать; зачастую некоторые из «потенциальных» учителей занимались частной профессиональной деятельностью как архитекторы или инженеры, но воспользовались возможностью дополнить в кризисный период заработок частного предпринимателя зарплатой учителя из госбюджета. Данная система стабилизации при-вилегировала преподавателей, получивших профессиональное звание «высококвалифицированного преподавателя» (insegnante abilitato) до 2007 г., в период существования Высших школ подготовки, в то время как категория учителей, получивших точно такое же профессиональное звание после 2007 г., на пост-вузовских курсах TFA, осталась, как и раньше, в неопределенности относительно того, будет ли у них работа на следующий учебный год [24].
Компаративный анализ проблем реформации системы образования в Италии позволяет положительно оценить стабильность работы учителя в России. Однако современные условия непрерывного развития технологий, международной коммуникации, а вместе с ней кросс-культурного контекста требуют постоянного и непрерывного повышения квалификации преподавательского состава. Здесь необходимо подчеркнуть положительный аспект модернизации образования в Италии. В Италии от учителей требуется обязательная поствузовская подготовка, а в Российской Федерации на протяжении десятилетий считается достаточным иметь университетский диплом учителя. Необходимо учитывать положительный итальянский опыт подготовки «высококвалифицированных преподавателей» (insegnante abilitato). Однако в результате сравнительного анализа необходимо отметить невозможность полного копирования европейских систем образования, не проанализировав прежде их положительных и отрицательных аспектов. Бесспорно, современная школа требует для преподавателей поствузовской подготовки и непрерывного повышения квалификации, но подготовка не должна быть необоснованно дорогостоящей и обходиться, как итальянским коллегам, в несколько тысяч евро, не давая при этом гарантий постоянной работы в школе, поскольку многим итальянским учителям все еще приходится каждый учебный год проходить через процедуру зачисления и увольнения в качестве «временного преподавателя» (supplente). Из положительного опыта системы образования Италии возможно отметить обязательное изучение двух иностранных языков в средней школе и обязательную поствузовскую подготовку для учителей с предоставлением профессионального звания «высококвалифицированного преподавателя», дополненную непрерывным повышением квалификации в течение всей карьеры, чтобы соответствовать кросс-культурному контексту сегодняшнего глобализированного мира и постоянно растущим требованиям современного технически и информационно высокоразвитого сообщества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Романов А.А. Педагогическое прогнозирование в историко-педагогическом дискурсе. // «Психолого-педагогический поиск». - 2016. - Вып. 4 (40) - С. 5-11.
2. 2 Regio decreto legislativo n° 3725 del 13 novembre 1859 (Королевский законодательный декрет Сардинского королевства № 3725 от 13 ноября 1859) .
3. Legge n° 3961 del 15 luglio 1877 (Закон Итальянского королевства № 3961 от 15 июля 1877).
4. Лупенкова Н.В. Традиции диалектального творчества в контексте создания итальянской национальной идентичности в XIX веке //«Феномен творческой личности в культуре: Фатющенковские чтения»,Том I, Москва: МГУ, 2010, С.110-118.
5. Leggen° 407dell'8 luglio 1904 (Закон Итальянского королевства № 407 от 8 июля 1904).
6. Рогачева Е.Ю. Влияние педагогики Джона Дьюи на итальянскую образовательную реформу. //«Вестник Мордовского университета».- 2009. - Вып.2. С.41-46.
7. Costituzione della Repubblica italiana, Torino: UTET - 2012 (Конституция Итальянской Республики. Издательство UTET, Турин, - 2012).
8. Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в XX веке: кросс-культурный контекст [Текст] / Е.Ю.Рогачева. - Владимир, 2005. - 333 с. (монография).
9. Legge della Repubblica italiana n. 910 dell'11 dicembre 1969 (Закон Итальянской Республики № 910 от 11 декабря 1969 года ).
10. Legge Quadro in materia di Riordino dei Cicli dell'Istruzione del 3 giugno 1997 (Регулирующий закон Итальянской Республики о реорганизации циклов образования от 3 июня 1997).
11. Decreto Ministeriale della Repubblica italiana n.139/2007 (Министерский Декрет Итальянской Республики № 139 от 2007 года).
12. Постановление Правительства РФ № 224 от 23 марта 2001 г. (Russian Federation Government Decision № 224 of 23 March 2001).
13. Legge della Repubblica italiana n. 53 del 28 marzo2003 (Закон Итальянской Республики №53 от 28 марта 2003 года ).
14. Legge finanziaria della Repubblica italiana del 2005 (Финансовый Закон Итальянской Республики от 2005 года).
15. Legge della Repubblica italiana n. 311 del 30 dicembre 2004 (ЗаконИтальянскойРеспублики № 311 от 30 декабря 2004 года ).
16. Legge della Repubblica italiana 537/1993 (Закон Итальянской Республики № 537/1993); la riforma Bassanini del 1997 (реформа Бассанини 1997 года); Legge Repubblica italiana 59 del 15 marzo 1997 (Закон Итальянской Республики № 59 от 15 марта 1997 года); Decreto del Presidente della Repubblica italiana n. 275/1999 (Декрет Президента Итальянской Республики № 275/1999).
17. Корнетов Г. Б. Педагогические идеи и учения в истории педагогики.// «Историко-педагогический журнал». - 2015. - Вып. 2, С. 44-68.
18. Dichiarazione di Bologna del 19 giugno 1999 (Декларация Болонского процесса от 19 июня 1999).
19. Legge della Repubblica italiana n. 349/1999 (Закон Итальянской Республики № 349 от 1999 г.).
20. Лупенкова Н.В. Организация системы образования в Италии: опыт, инновации, проблемы и парадоксы. // «Современная система образования. Опыт прошлого - взгляд в будущее», Новосибирск: Издательство «СИБИРПРИНТ», 2015. С.169-174.
21. Министерский Декрет Итальянской Республики № 139 от 2007 года (Decreto Ministeriale della Repubblica italiana 139/2007).
22. Министерский ДекретИтальянской Республики № 249 от 2010 года (Decreto Ministeriale della Repubblica italiana 249/2010).
23. Министерский Декрет Итальянской Республики № 509 от 1999 года (Decreto Ministeriale della Repubblica italiana n.509/1999).
24. Закон Итальянской Республики № 107 от 13 июля 2015 года (Legge della Repubblica italiana n. 107 del 13 luglio 2015).
REFERENCES
1. Romanov A. A. Pedagogicheskoe prognozirovanie v istoriko-pedagogicheskom diskurse. [Pedagogical forecasting in historical and pedagogical discourse]. "Psychological-pedagogical search". 2016. Vol. 4 (40). Pp. 5-11. (in Russian)
2. Regio decreto legislativo n° 3725 del 13 novembre 1859. (in Italian)
3. Legge n° 3961 del 15 luglio 1877. (in Italian)
4. Loupenkova N.V. Tradicii dialektal'nogo tvorchestva v kontekste sozdanija ital'janskoj nacional'noj identichnosti v HIH veke. [The traditions of the dialectic of creativity in the context of creating an Italian national identity in the NINETEENTH century]. Fenomen tvorcheskoj lichnosti v kul'ture: Fatjushhenkovskie chtenija = The Phenomenon of creative individual in culture: Petushinskiy readings", Volume I, Moscow: MGU, 2010, Pp. 110-118. (in Russian)
5. Leggen° 407dell'8 luglio 1904 [Act of the Kingdom of Italy No. 407 dated July 8, 1904]. (in Italian)
6. Rogacheva E. Yu. Vlijanie pedagogiki Dzhona D'jui na ital'janskuju obrazovatel'nuju reformu. [The Influence of the pedagogy of John Dewey in the Italian educational reform]. Vestnik mordovskogo universiteta. 2009. Vol. 2. Pp. 41-46. (in Russian)
7. Costituzione della Repubblica italiana, Torino: UTET - 2012 (Constitution of the Italian Republic. Publisher UTET, Turin - 2012). (in Italian)
8. Rogacheva E. Y. Pedagogy of John Dewey in the twentieth century: a cross-cultural context [Text]. E. Y. Rogacheva. Vladimir, 2005. 333 p. (monograph). . (in Russian)
9. Legge della Repubblica italiana n. 910 dell'11 dicembre 1969. [Law of the Italian Republic No. 910 of 11 December 1969 ]. (in Italian)
10. Legge Quadro in materia di Riordino dei Cicli Dell Istruzione del 3 giugno 1997. [Governing law of the Italian Republic on the reorganization of the cycles of education on June 3, 1997]. (in Italian)
11. Decreto Ministeriale della Repubblica italiana n.139/2007 (Ministerial Decree of the Italian Republic No. 139 of 2007). (in Italian)
12. Postanovlenie Pravitel'stva RF № 224 ot 23 marta 2001 g. [ Russian Federation Government Decision No. 224 of 23 March 2001].
13. Legge della Repubblica italiana n. 53 del 28 marzo2003 [Law of the Italian Republic No. 53 of 28 March 2003] (in Italian)
14. Legge finanziaria della Repubblica italiana del 2005 [Financial Law of the Italian Republic from 2005]. (in Italian)
15. Legge della Repubblica italiana n. 311 del 30 dicembre 2004 [Secondaryattribute No. 311 of 30 December 2004 ]. (in Italian)
16. Legge della Repubblica italiana 537/1993 [Law of the Italian Republic No. 537/1993]; la riforma Bassanini del 1997 [reform Bassanini 1997]; Legge Repubblica italiana 59 del 15 marzo 1997 [Law of the Italian Republic No. 59 of 15 March 1997]; Decreto del Presidente della Repubblica italiana n. 275/1999 [Decree Of The President Of The Italian Republic No. 275/1999]. (in Italian)
17. Kornetov G. B. Pedagogicheskie idei i uchenija v istorii pedagogiki. [Pedagogical ideas and doctrines in the history of education]. Historical and pedagogical journal. 2015. Vol. 2, p. 44-68. (in Russian)
18. Dichiarazione di Bologna del 19 giugno 1999 [Declaration of the Bologna process on 19 June 1999]. (in Italian)
19. Legge della Repubblica italiana n. 349/1999 [Law of the Italian Republic No. 349 of 1999]. (in Italian)
20. Loupenkova N. V. Organizacija sistemy obrazovanija v Italii: opyt, innovacii, problemy i paradoksy. «Sovremennaja sistema obrazovanija. Opyt proshlogo - vzgljad v budushhee». [The organization of the education system in Italy: experience, innovations, problems and paradoxes. "Modern system of education. Past experience - look into the future"]. Novosibirsk: Publishing house "CYBERPRINT", 2015. P. 169-174. (in Russian)
21. Decreto Ministeriale della Repubblica italiana 139/2007. [Ministerial Decree of the Italian Republic No. 139 of 2007 ]. (in Italian)
22. Decreto Ministeriale della Repubblica italiana 249/2010. [Ministerial Decretales Republic No. 249 of 2010 ]. (in Italian)
23. Ministerial Decree of the Italian Republic No. 509 of 1999 (Decreto Ministeriale della Repubblica italiana n.509/1999). (in Italian)
24. Legge della Repubblica italiana n. 107 del 13 luglio 2015.[ The law of the Italian Republic No. 107 dated July 13, 2015 ]. (in Italian)
Информация об авторе:
Лупенкова Наталья Владимировна, аспирант, кафедра педагогики,
Владимирский государственный
университет, г. Владимир, Россия
Преподаватель русского языка как иностранного, Технико-туристический институт «Сансовино» Одерцо в Италии, г. Одерцо, Италия natamoris@gmail.com
Получена: 26.05.2017
Для цитирования: Лупенкова Н.В. Образовательные реформы Италии: история и опыт. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 3. Часть 2. с.155-162. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-155-162.
Information about the author:
Natalia V. Loupenkova, Postgraduate Student, Pedagogical Department, Vladimir State University, Vladimir, Russia
Teacher of Russian as a Foreign Language, Technical and Touristic Institute "Sansovino" Oderzo in Italy, Oderzo, Italy, natamoris@gmail.com
Received: : 26.05.2017
For citation: Loupenkova N.V. Education reforms in Italy: history and impact. Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.3. Part. 2. Pp. 155-162. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-155-162. (in Russian)