Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / СИЛА / СКОРОСТЬ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ГИБКОСТЬ / КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хажироков В. А.

В статье анализируются особенности профессионально-прикладной физической подготовки в образовательных организациях МВД России. Дисциплина «физическая подготовка», реализуемая в образовательных организациях МВД России, состоит из двух элементов: общей и профессионально-прикладной физической подготовки. Профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой комплекс упражнений и тренировок, направленных на развитие специфических физических качеств, необходимых для успешного выполнения конкретного вида спорта. Это может включать в себя работу над силой, скоростью, выносливостью, гибкостью, координацией движений и другими аспектами. Она помогает обучающимся образовательных организаций мВд России повысить свою технику, улучшить физические показатели, приобрести уверенность в своих силах и достичь наивысших результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хажироков В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article analyzes the features of professionally applied physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The discipline of physical training, implemented in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, consists of two elements: general and professionally applied physical training. Professionally applied physical training is a set of exercises and trainings aimed at developing specific physical qualities necessary for the successful performance of a particular sport. This may include working on strength, speed, endurance, flexibility, coordination of movements and other aspects. It helps students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to improve their equipment, improve physical performance, gain confidence in their abilities and achieve the highest results.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_7_168 УДК 378.046.4

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Хажироков Валерий Ахиедович,

кандидат юридических наук, начальник кафедры физической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_ [email protected]

В статье анализируются особенности профессионально-прикладной физической подготовки в образовательных организациях МВД России. Дисциплина «физическая подготовка», реализуемая в образовательных организациях МВД России, состоит из двух элементов: общей и профессионально-прикладной физической подготовки. Профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой комплекс упражнений и тренировок, направленных на развитие специфических физических качеств, необходимых для успешного выполнения конкретного вида спорта. Это может включать в себя работу над силой, скоростью, выносливостью, гибкостью, координацией движений и другими аспектами. Она помогает обучающимся образовательных организаций мВд России повысить свою технику, улучшить физические показатели, приобрести уверенность в своих силах и достичь наивысших результатов.

Ключевые слова: физическая подготовка; профессионально-прикладная физическая подготовка; психологическая подготовка; боевые приемы борьбы; сила; скорость; выносливость; гибкость; координация движений.

UDC 378.046.4

FEATURES OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY

OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Khazhirokov Valery Ahiedovich,

PhD in Law, Head of the Department of Physical Training of the North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]

The article analyzes the features of professionally applied physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The discipline of physical training, implemented in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, consists of two elements: general and professionally applied physical training. Professionally applied physical training is a set of exercises and trainings aimed at developing specific physical qualities necessary for the successful performance of a particular sport. This may include working on strength, speed, endurance, flexibility, coordination of movements and other aspects. It helps students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to improve their equipment, improve physical performance, gain confidence in their abilities and achieve the highest results.

Keywords: physical training; professionally applied physical training; psychological training; fighting techniques of wrestling; strength; speed; endurance; flexibility; coordination of movements.

Дисциплина «физическая подготовка», реализуемая в образовательных организациях МВД России, состоит из двух элементов: общей и профессионально-прикладной физической подготовки.

Современный этап реформирования системы МВД России предъявляет новые требования к офицерским кадрам, организации, содержанию и методике их профессиональной подготовки. Повседневная деятельность сотрудников правоохранительных органов должна отличаться целеустремленностью, организованностью, высоким мастерством, способностью творчески решать поставленные задачи.

Проблема подготовки гармонично развитых сотрудников полиции является объектом постоянного внимания. Особую значимость она приобрела в последние годы в связи с изменениями характера преступной деятельности в стране и участившимся применением правонарушителями современных технических средств, холодного и огнестрельного оружия.

Поэтому важным направлением физической подготовки обучающихся образовательных организаций МВД России является овладение необходимыми физическими качествами и умениями, чтобы в практической деятельности при выполнении оперативно служебных задач противостоять, обезвреживать и предотвращать преступные посягательства одного или нескольких преступников. Для этого необходимо иметь достаточно разностороннюю подготовку, включающую в себя профессионально-прикладную физическую подготовку.

Профессионально-прикладная физическая подготовка - это комплекс упражнений и тренировок, направленный на развитие специфических физических качеств, необходимых для успешного выполнения конкретного вида спорта. Это может включать в себя работу над силой, скоростью, выносливостью, гибкостью, координацией движений и другими аспектами. Она помогает обучающимся образовательных организаций МВД России повысить свою технику, улучшить физические показатели, приобрести уверенность в своих силах и достичь наивысших ре -зультатов [2; 3].

Кроме того, профессионально-прикладная физическая подготовка представляет

собой совокупность различных составляющих самой дисциплины, в которую помимо освоения специальных приемов борьбы и силового задержания входят также и развитие физических показателей сотрудников полиции. Как известно, в таких случаях сотрудники правоохранительных органов используют различные броски, удары, блокировки и удушье. По этой причине мы будем рассматривать профессионально-прикладную физическую подготовку именно в двух аспектах, из которых она и состоит.

Федеральный закон «О полиции» наделяет сотрудников полиции правом на применение физической силы в адрес правонарушителей, оказывающих сопротивление при осуществлении задержания. Однако ст. 19 указанного закона гласит, что сотрудник полиции при применении физической силы или специальных средств должен учитывать существующую ситуацию, характер и тяжесть действий лиц, подвергшихся физической силе и специальным средствам, природы и силы его сопротивления. Сотрудник полиции обязан стремиться минимизировать любые убытки [1].

Следует понимать, что правонарушители, которые не оказывают активного сопротивления, мерам физического принуждения не подлежат. Более того, это неприемлемо и незаконно. Поэтому сотрудник полиции должен преследовать только одну цель - задержание преступника с меньшим ущербом.

Говоря о профессионально-прикладной физической подготовке в контексте освоения боевых приемов борьбы, стоит отметить, что в общем весь раздел дисциплины «физическая подготовка», который включает их в себя с самого начала, стоит относить к специальной физической подготовке. Можно без труда утверждать, что по всем своим аспектам она подходит под классическое описание специальной физической подготовки. Во-первых, для их освоения требуется наличие достаточно высокого уровня общей физической подготовки и здоровья. Во-вторых, обучение данным приемам обусловлено спецификой службы, которую несут обучающиеся образовательных организаций МВД России образовательных организаций.

Обучение специальным приемам борьбы в образовательных организациях МВД России, как правило, проходят на практических за-

нятиях, на которых обучающиеся образовательных организаций МВД России обучаются технике выполнения приемов, отрабатывают их применение в различных ситуациях. Так, например на начальном этапе изучения приемов, особое внимание уделяется формированию правильной техники выполнения всех приемов ввиду того, что правильная техника является фундаментом дальнейшего обучения. Далее особое внимание уделяется наработке и запоминанию приемов. Это означает, что на втором этапе задача преподавателя заключается в фокусировании на постоянном использовании всех приемов, чтобы их правильная техника выполнения запомнилась обучающимся образовательных организаций МВД России и сформировалась мышечная память, которая позволяет обучающимся образовательных организаций МВД России в будущем применять все необходимые приемы на автоматической основе, без подготовки и долгих размышлений [7; 10].

И наконец, на финальном этапе обучения начинается самое интересное - отработка приемов при различных обстоятельствах. Для этого используется работа в группах и парах, инициируются различные ситуации, в которых обучающимся образовательных организаций МВД России приходится использовать приемы борьбы для самозащиты или задержания нарушителя. После этого более полного описания данной составляющей физической подготовки, мы можем видеть, что она действительно по всем параметрам подходит под описание специальной физической подготовки. Причина в том, что даже несмотря на то, что освоение приемов борьбы начинается с самого начала процесса обучения, эффективность их освоения будет во многом зависеть от определенных показателей обучающегося, а именно силы, ловкости и гибкости. Подразумевается, что обучающиеся образовательных организаций МВД России так или иначе обязаны обладать определенной физической подготовленностью перед началом прохождения обучения, и этому должно уделяться много внимания.

Далее рассмотрим более привычный аспект профессионально-прикладной физической подготовки, а именно развитие специальных двигательных навыков и специальных физических показателей. Служба в органах внутренних дел напрямую связана с

большим риском и требует от служителей закона особой физической и психологической подготовки. По этой причине требования к физической подготовке сотрудников полиции высоки, а значит, чтобы и в дальнейшем нести службу, им придется постоянно трансформироваться и совершенствоваться [2; 4; 7; 8].

Профессионально-прикладная физическая подготовка направлена на формирование специальных двигательных навыков. Обучающиеся образовательных организаций МВД России должны быть сильными, бы -стрыми, гибкими, выносливыми и ловкими. Однако очень важен баланс между всеми этими показателями. Безусловно, не будет сильной пользы от обучающегося с очень высокими силовыми показателями, однако с низкой гибкостью и ловкостью и наоборот. В процессе несения службы обучающимся образовательных организаций МВД России нередко придется бегать за нарушителями закона, вступать с ними в драки, проникать в различные места с ограниченным пространством и т. д. По этой причине в образователь -ных организациях МВД России «создают» так называемого универсального полицейского, который может сочетать в себе различные качества и выполнять все поставленные перед ним служебные задачи.

Особая сложность профессионально-прикладной физической подготовки заключается в том, что классические методики, используемые для поднятия общей физической подготовки, не подходят, и в результате преподаватели сталкиваются с рядом сложностей. Во-первых, если речь идет о подготовке обучающегося в рамках профессионально-прикладной физической подготовки, то нельзя игнорировать индивидуальность каждого человека, а значит, преподавателям необходимо применить в арсенале разнообразнейшие методики, системы и упражнения. Только индивидуальный подход позволит им добиться требуемых результатов.

Для индивидуального подхода на занятиях по физической подготовке необходимо провести предварительную беседу с обучающимся контингентом. На этом этапе целесообразно обсудить поставленные цели и особенности здоровья, а также определить возможности обучающегося и ограничения по здоровью. Далее преподаватель разра-

батывает индивидуальную программу подготовки, учитывающую все потребности и особенности обучающегося. Это может включать в себя выбор оптимальных упражнений, настройку интенсивности тренировок, регулярный контроль прогресса и корректировку программы. Важным аспектом индивидуального подхода является также именно индивидуальное проведение занятий. Преподаватель во время практических занятий будет отслеживать и корректировать технику выполнения упражнений, проверять нагрузки и оценивать эффективность программы. Благодаря этому обучающийся сможет получить максимальную пользу от занятий и достичь своих целей в кратчайшие сроки [5; 10].

Ввиду того что профессионально-прикладная физическая подготовка подразумевает и развитие имеющихся показателей силы, скорости и других показателей, то считаем необходимым уделить внимание и данным аспектам. Для повышения показателей силы, выносливости и ловкости следует следующие рекомендации:

1. Тренировка с отягощениями: для увеличения силы необходимо тренировать мышцы с весами, гантелями или тренажерами. Для улучшения выносливости следует использовать беговые тренажеры или бег на открытом воздухе. Чтобы улучшить ловкость, можно использовать упражнения с резиновыми лентами или прыжки на боковые шаги.

2. Кардиотренировки: помогают улучшить выносливость и ловкость. Регулярные кардиотренировки, такие как бег, езда на велосипеде, плавание или занятия аэробикой, могут увеличить кислородопотребление организма.

3. Регулярный отдых: необходимо давать организму достаточно времени для восстановления между тренировками. Регулярный отдых поможет улучшить выносливость и предотвратить истощение.

4. Правильное питание: для повышения силы, выносливости и ловкости необходимо правильное питание. В рационе должны присутствовать белки, углеводы и жиры в оптимальных пропорциях. Также необходимо употреблять достаточное количество воды.

5. Сон: необходимо ложиться спать и вставать в одно и то же время каждый день, чтобы организм имел возможность восста-

новления. Необходимо спать не менее 7 часов в сутки.

Для повышения уровня выносливости следует следовать нескольким простым советам:

1. Регулярно заниматься физической активностью, включая кардио-тренировки, такие как бег, плавание или езда на велосипеде.

2. Увеличивать активность постепенно и не забывать о правильной технике выполнения упражнений.

3. Регулярно тренировать свою дыхательную систему, например, делая упражнения дыхания.

4. Следить за своим рационом, питаться правильно и умеренно, чтобы получить достаточно энергии для физических нагрузок.

5. Не забывать про регулярный отдых и полноценный сон, чтобы организм мог восстановиться после тренировок.

6. Помимо физических тренировок, также полезно заниматься медитацией и другими видами релаксации, чтобы укреплять свой психологический тонус и стрессоустойчи-вость.

Также не стоит забывать и психологическую подготовку, которая также так или иначе входит в состав общей и профессионально-прикладной физической подготовки. Психологическая подготовка сотрудников полиции является важным компонентом их обучения. Она направлена на развитие навыков, необходимых для работы в полиции, таких как управление эмоциями, принятие решений в условиях стресса, умение общаться с людьми и эффективно работать в команде.

Психологическая подготовка включает различные методы, такие как тренинги, ситуационные игры, психологические тесты и консультации. Первоначально она включает оценку способности претендента к работе в органах внутренних дел и определение уровня стрессоустойчивости. Затем проводятся тренинги по коммуникационным навыкам, эмоциональной регуляции и принятию решений в сложных ситуациях. Психологическая подготовка также направлена на развитие этических и профессиональных стандартов, соблюдение правил и порядка на рабочем месте, обязательство защиты прав и свобод граждан. Обучение позволяет обучающимся образовательных организаций МВД России

развить необходимую способность осторожного и стратегического мышления, а также умение выполнять задачи в условиях риска. Особое внимание уделяется тренингам по управлению негативными эмоциями и стрессом. Обучение также включает установление связи между эмоциональным состоянием и качеством работы полицейского [5; 6; 9].

В заключение отметим, что в образовательных организациях МВД России освоение профессионально-прикладной физической подготовки основано на обязательном формировании навыков боевых приемов борьбы,

специальных двигательных навыков и развитии физических качеств, которыми должен овладеть каждый обучающийся, что поможет в дальнейшем при выполнении оперативно служебных задач и активному противодействию и сопротивления правонарушителей, с целью предотвращения преступных действий. Кроме того, от психологической подготовки зависит успешность деятельности сотрудников ОВД, поэтому она должна быть постоянной и систематической, чтобы помочь им развиваться профессионально и оперативно реагировать на любые ситуации.

Список литературы _

1. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_110165/ (дата обращения: 12.06.2023).

2. Абзбаева Д. С. Профессионально-прикладная физическая подготовка обучающихся образовательных организаций МВД России // Молодежь, наука и цивилизация. Материалы международной студенческой научной конференции / отв. редактор Н. Н. Цуканов. Красноярск, 2022. С. 596-599.

3. Афов А. Х. Роль физической подготовки и спорта в профессиональной подготовке сотрудников ОВД // Об -разование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1. С. 126-128.

4. Бауаев Ш. Х. Роль профессионально-прикладной физической подготовки в служебной деятельности сотрудников ОВД // Евразийский юридический журнал. 2022. № 9 (172). С. 456-457.

5. Завгородний А. Г, Матвейчук Н. С. Важность прикладной физической подготовки в профессиональной деятельности сотрудника ОВД // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2022. № 2 (43). С. 137-138.

6. Канукоев А. М. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников ОВД: организационно-методический аспект // Культура физическая и здоровье. 2022. № 1 (81). С. 16-19.

7. Третьяков А. А., Горелов А. А. К проблеме организации профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 10-2. С. 302-307.

8. Тхагалегов А. А. Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел комплексным силовым действиям в оперативно-служебных ситуациях // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 4. С. 105-109.

9. Фадеева А. Е. Специфика служебно-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД // Актуальные вопросы развития рукопашного боя: проблемы, пути решения, перспективы : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. М., 2022. С. 227-229.

10. Ярославский М. А. Актуальные вопросы профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД // Социально-экономические, историко-правовые, философские концепции современности : материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь, 2022. С. 200-203.

References _

1. Federal Law "On Police" dated 07.02.2011 No. 3-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_110165 / (date of address: 12.06.2023).

2. Abzbayeva D. S. Professionally applied physical training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Youth, science and civilization. Materials of the International student scientific conference / editor N. N. Tsukanov. Krasnoyarsk, 2022. Рp. 596-599.

3. Afov A. H. The role of physical training and sports in the professional training of police officers. Education. The science. Scientific personnel. 2020. No. 1. Рp. 126-128.

4. Bauaev Sh. Kh. The role of professionally applied physical training in the official activities of police officers. Eurasian Law Journal. 2022. No. 9 (172). Рp. 456-457.

5. Zavgorodny A. G., Matveychuk N. S. The importance of applied physical training in the professional activities of an officer of the Department of Internal Affairs. Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 2 (43). Рp. 137-138.

6. Kanukoev A.M. Professionally applied physical training of police officers: organizational and methodological aspect. Physical culture and health. 2022. No. 1 (81). Рp. 16-19.

7. Tretyakov A. A., Gorelov A. A. To the problem of the organization of professionally applied physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Modern high-tech technologies. 2022. No. 10-2. Pp. 302-307.

8. Tkhagalegov A. A. Professional training of employees of internal affairs bodies for complex forceful actions in operational and service situations. Gaps in Russian legislation. 2022. Vol. 15. No. 4. Pp. 105-109.

9. Fadeeva A. E. Specifics of service-applied physical training of police officers. Actual issues of the development of hand-to-hand combat: problems, solutions, prospects : collection of scientific papers of the International scientific and practical conference. Moscow, 2022. Pp. 227-229.

10. Yaroslavsky M. A. Actual issues of professional-applied physical training of police officers. Socio-economic, historical, legal, philosophical concepts of modernity: materials of the XIX All-Russian Scientific and Practical Conference. Stavropol, 2022. Pp. 200-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.