DOI 10.47576/2949-1878_2023_5_118 УДК 378.6
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Кодзоков Азнаур Хасанович,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия
Канукоев Астемир Мусович,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы профессионально-прикладной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России. Отмечается проблема необходимости за достаточно короткий промежуток времени преподавателям практически с нуля обучить слушателей различным приемам силового задержания, борьбы и бросковой технике, при этом оценка общей физической подготовки отходит на второй план и основной упор делается на контрольных нормативах, которые слушателям по окончании обучения необходимо сдать. Успешное решение указанных проблем лежит в плоскости переосмысления и модернизации всей системы профессионально-прикладной физической подготовки.
Ключевые слова: сотрудники полиции; физическая подготовка; профессионально-прикладная физическая подготовка; правонарушители; учебно-тренировочный процесс; противодействие преступности.
UDC 378.6
TO THE QUESTION OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Kodzokov Aznaur Khasanovich,
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Physical Training, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia
Kanukoev Astemir Musovich,
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Physical Training, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_ [email protected]
The article deals with the issues of professional-applied physical training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The problem of the need for a fairly short period of time for teachers to teach students various methods of forceful detention, wrestling and throwing techniques from scratch is noted, while the assessment of general physical fitness fades into the background and the main emphasis is on control standards that students must pass after graduation. The successful solution of
Педагогические исследования
these problems lies in the plane of rethinking and modernizing the entire system of professionally applied physical training.
Keywords: police officers; physical training; professional-applied physical training; offenders; educational and training process; countering crime.
На сегодняшний день мы можем отчетливо наблюдать постоянный рост требований, предъявляемых к сотрудникам полиции. Это, с одной стороны, растущие ожидания со стороны общества, которое трансформируется и предполагает таких же позитивных изменений в правоохранительной системе, которая главным образом призвана обеспечить безопасность общества [7]. С другой стороны, это запросы со стороны министерства внутренних дел и начальствующего состава, которые также постоянно повышают требования к качеству выполняемой сотрудниками полиции работы. В особенности данное положение касается новых кадров, которые должны быть более квалифицированными, чем их предшественники, и обладать большими знаниями и навыками для выполнения поставленных перед ними задач. Физическая подготовка в данной связи играет далеко не последнюю роль. Требования к физической подготовленности и общему физическому состоянию сотрудников полиции постоянно ужесточаются. Общество хочет видеть молодых, опытных, физически развитых сотрудников, которые внушают доверие и безопасность с первого взгляда.
В данной связи необходимо рассмотреть профессионально-прикладную физическую подготовку сотрудников полиции в условиях образовательных организаций МВД России.
Сама по себе профессионально-прикладная физическая подготовка подразумевает использование физической культуры и спорта для подготовки индивида к определенной профессиональной деятельности. Однако важно отметить, что профессионально-прикладная физическая подготовка подразумевает выборочное использование средств физической культуры и спорта. Это означает, что далеко не каждое упражнение, методика и т. д. подойдут для реализации поставленных задач. Например, средства, которые используют полицейские и спецназ или военные, достаточно сильно будут отличаться именно ввиду профессиональных особенностей, которые предстоит выполнять индивиду.
В этой связи для начала необходимо отме -тить, что перед полицейскими стоит задача по обеспечению порядка. Это деятельность, которая подразумевает, что в ходе несения службы они в большой степени будут производить задержания правонарушителей непосредственно на месте преступления. Реже это будут специальные операции по поимке особо опасных лиц. Однако в любом случае в арсенале у полицейского должны быть средства противодействия любому правонарушителю. Это позволяет нам понять, что уровень физической подготовленности сотрудников должен быть достаточно высоким, так как обеспечение общественной безопасности подразумевает не только задержание или силовое задержание правонарушителей, а также преследование, а в нередких случаях вступление в бой с правонарушителями. Все это означает, что сотрудник полиции должен быть выносливым, физически сильным, уметь применять приемы силового задержания, борьбы, быть ловким и гибким. Именно когда все эти аспекты физической подготовки доведены до достаточно высокого уровня, можно утверждать, что вероятность успешного выполнения служебных задач у этого сотрудника высока, а его подготовка соответствует всем необходимым требованиям. Однако, к нашему большому сожалению, сотрудников, которые соответствовали бы такому описанию в рядах полиции меньшинство. Во многом это напрямую связано с про -фессионально-прикладной подготовкой, которую проходят сотрудники полиции, будучи слушателями образовательных организаций МВД России.
Существующая на сегодняшний день профессионально-прикладная подготовка направлена на формирование первичных двигательных навыков и физической подготовленности, и только с течением времени будет отмечаться прогрес. Основная причина, порождающая данную ситуацию, заключается в самом подходе, который физическую и профессионально-прикладную физическую подготовку слушателей образовательных организаций МВД России сводит
в основном к формированию у них необходимых двигательных навыков и развитию важных психофизических способностей. Разработанные на основе такого подхода методики и технологии обучения, а также учебные программы по дисциплине «Физическая подготовка» ввиду ограниченной трудоемкости не в полной мере формируют у слушателей необходимые теоретические знания основ физической культуры и спорта, ценностных ориентиров и положительной мотивации к учебным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями [1; 5; 6]. Однако в современных реалиях у сотрудников полиции нет времени для того, чтобы постепенно и медленно развиваться, так как криминалитет также совершенствуется и в преступные сообщества вступают чаще всего физически подготовленные люди. В этой связи возникает большая проблема, которая заключается в том, что профессионально-прикладная подготовка должна быть в первую очередь направлена на формирование теоретических знаний у слушателей образовательных организаций, которые позволят им совершенствоваться и за пределами организаций, на самостоятельной основе. А вторая проблема состоит в том, что помимо теоретических знаний профессионально-прикладная подготовка должна быть на направлена на мотивацию слушателей к самостоятельной подготовке.
Как и было отмечено, существующая сегодня профессионально-прикладная физическая подготовка заключается в том, что за достаточно короткий промежуток времени преподавателям необходимо практически с нуля обучить слушателей различным приемам силового задержания, борьбы и броско-вой технике, при этом оценка общей физической подготовки отходит на второй план, а основной упор делается на контрольных нормативах, которые слушателям по окончании обучения необходимо сдать. Таким образом, тот факт, что одна часть физической подготовки отходит на второй план, не может сказаться положительно, так как от физической выносливости и силы также зависит успешность выполнения служебных задач [8]. Очевидно, что подобная ситуация сложилась во многом из-за того, что описанные ранее проблемы не решаются.
Со своей стороны считаем, что успешное
решение указанных проблем лежит в плоскости переосмысления и модернизации всей системы профессионально-прикладной физической подготовки. Если работа преподавателя будет сосредоточена на формировании не только навыков, но и знаний, мотивации, то в будущем у слушателей будут возможности для саморазвития за стенами образовательной организации и вместе с тем при прохождении последующего обучения преподаватель будет сосредоточен на формировании уже новых качеств, а также доведения до совершенства уже имеющихся. Ситуацию, которая сложилась на данный момент, можно описать как движение на месте без прогресса, так как слушатели проходят достаточно объемный курс обучения за короткий промежуток времени, большая часть знаний и навыков, которые были приобретены, забывается и не используется, соответственно, проходя обучение в будущем, ситуация повторяется. В этой связи методическое сопровождение дисциплины «Физическая подготовка» должно быть направлено на достижение постоянного прогресса, а для этого необходимо задуматься о переходе на более эффективные системы образования, которые позволят включать в обучение не только практические занятия, но и теоретические, в процессе которых у слушателей будет сформирована стойкая мотивация не только к успешному освоению дисциплины, но и саморазвитию и самосовершенствованию. А использование индивидуального подхода в процессе обучения стимулирует повышение эффективности учебной работы слушателя [2; 3].
Предлагаемый нами поход заключается в том, что для начала необходимо переосмыслить сформировавшееся десятилетиями видение на работу полицейских и уделять больше внимание базовой, общей физической подготовке, которая редко находится у слушателей на уровне, который мог бы им позволить не только проходить аттестацию, но и быть готовым к непредвиденным обстоятельствам во время несения службы, а также повысить их общий уровень здоровья и физического состояния. Также целесообразно уделять больше внимания теоретической составляющей дисциплины для формирования мотивации, понимания и осознания ее важности [4; 7]. Существует множество
Педагогические исследования
альтернативных подходов, которые также могут обеспечить более высокие результаты, и решением этого вопроса должны быть озадачены преподаватели, так как именно на их плечи возложена задача по подготов-
ке квалифицированных кадров, и во многом успешность их работы зависит от уровня, на котором организовывается учебно-тренировочный процесс.
Список литературы _
1. Алдошин А. В., Тащиян А. А., Ефремова Т. Г, Кулахсзян С. К. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников полиции на этапе профессионального обучения // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2023. № 1. С. 3-9.
2. Бабин А. В., Лукьянов А. Б. Актуальные проблемы физической подготовки и спорта сотрудников органов внутренних дел и пути их решения // Евразийский юридический журнал. 2021. № 9 (160). С. 473-475.
3. Канукоев А. М. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников ОВД: организационно-методический аспект // Культура физическая и здоровье. 2022. № 1 (81). С. 16-19.
3. Крымшокалов А. З. Пути совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 5. С. 82-86.
5. Мальченков Е. В., Мальченкова В. В. Теоретические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2023. № 23-2. С. 283-284.
6. Носов С. А., Баев В. Е., Журавлев А. А. Повышение качества профессионально-прикладной физической подготовки в образовательных организациях МВД России // Автономия личности. 2020. № 3 (23). С. 11-17.
7. Сидорова М. М. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников полиции, проходящих первоначальную профессиональную подготовку // Преступность в СНГ проблемы предупреждения и раскрытия преступлений. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2020. С. 311-313.
8. Тхагалегов А. А. Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел комплексным силовым действиям в оперативно-служебных ситуациях // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 4. С. 105-109.
References _
1. Aldoshin A.V., Tashiyan A. A., Efremova T. G., Kulakhszyan S. K. Professionally applied physical training of police officers at the stage of vocational training. Proceedings of Tula State University. Physical Culture. Sport. 2023. No. 1. Pp. 3-9.
2. Babin A.V., Lukyanov A. B. Actual problems of physical training and sports of employees of internal affairs bodies and ways to solve them. Eurasian Law Journal. 2021. No. 9 (160). Pp. 473-475.
3. Kanukoev A.M. Professionally applied physical training of police officers: organizational and methodological aspect. Physical culture and health. 2022. No. 1 (81). Pp. 16-19.
3. Krymshokalov A. Z. Ways of improving professionally applied physical training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Gaps in Russian legislation. 2021. Vol. 14. No. 5. Pp. 82-86.
5. Malchenkov E. V., Malchenkova V. V. Theoretical aspects of professionally applied physical training of employees of internal affairs bodies. Actual problems of combating crimes and other offenses. 2023. No. 23-2. Pp. 283-284.
6. Nosov S. A., Baev V. E., Zhuravlev A. A. Improving the quality of professionally applied physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Autonomy of personality. 2020. No. 3 (23). Pp. 11-17.
7. Sidorova M. M. Professionally applied physical training of police officers undergoing initial professional training. Crime in the CIS: problems of crime prevention and detection. Collection of materials of the international scientific and practical conference. 2020. Pp. 311-313.
8. Tkhagalegov A. A. Professional training of employees of internal affairs bodies for complex forceful actions in operational and service situations. Gaps in Russian legislation. 2022. Vol. 15. No. 4. Pp. 105-109.