УДК 378
И. И. Кочетков Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
МЕТОД ПЕРЕНОСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Общая физическая подготовка входит в перечень государственных программ для высших учебных заведений. В задачу наших исследований входило определение роли в подготовке бакалавров и магистров дисциплин, которые формируют психологическую и физическую устойчивость в процессе формирования будущего профессионала. Теория переноса предполагает, что общая тренированность в одном виде деятельности переносится в неизменном виде как общая тренированность и на другой вид деятельности, с дальнейшей адаптацией к специфике. Уровень достижения определенных физических показателей проверяется контрольными заданиями. Набор средств для повышения уровня физической подготовки достаточно велик, поэтому из них необходимо отобрать те, которые способны дать лучший эффект, согласно теории переноса. В какой мере этот перенос стереотипов и психофизических свойств личности происходит в жизни на трудовую деятельность, определяется настоящая эффективность и успешность психологической и физической подготовки. Профессионально-прикладная физическая подготовка вырастает из ОФП и является частью ее, которая носит более совершенный вид. Для понимания успешности занятий, согласно теории переноса, необходима система контроля достигнутого уровня подготовленности студентов. Для этого вначале устанавливают исходный уровень развития профессиональных качеств у студентов. Этот уровень проверяют несложными тестовыми заданиями по выполнению базовых упражнений с контролем времени. Профессионально-прикладная физическая подготовка оставляет широкий простор тренеру для выбора методов и средств спортивной нагрузки, с целью оптимизации тренировочного процесса. В этом случае правильно подобранные упражнения и нагрузки дадут такой эффект, который недостижим при обычной трудовой деятельности. Навыки и умения, приобретенные на занятиях по программе ППФП, позволят учащимся выдержать тот двигательный режим, который присущ работникам данной профессии по энергозатратам и психофизическим характеристикам.
Ключевые слова: общая физическая подготовка, методика, теория переноса, общая тренированность, адаптация, здоровье, учебные занятия, бакалавр, педагогический контроль, физическая тренированность.
Будущая профессиональная деятельность студента потребует от него способности справляться с умственными и физическими нагрузками, неизбежными в трудовой деятельности. Подготовить студента к эффективному исполнению функциональных обязанностей помогает физическая тренированность, которая достигается на занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» и разработанной по ней рабочей программой в соответствии с государственной [13].
Актуальность исследований заключается в том, что студенты современного вуза много времени проводят за компьютером для освоения значительного объема информации на практических занятиях. На лекциях также не допускается активных моторных действий, поэтому наблюдается дефицит двигательной активности. Такой спокойный двигательный режим удобен для работы с информацией, но отрицательно сказывается
на состоянии здоровья. Установлено, что двигательная активность способствует лучшему кровоснабжению и питанию органов и тканей, в том числе и мозга, поэтому профессиональная прикладная физическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности является важной практической и научной задачей [4, с. 44].
Целью исследования явилось изучение эффективности метода переноса при проведении занятий по профессионально-прикладной физической подготовке, направленных на повышение физической подготовленности студентов к будущей профессиональной трудовой деятельности.
Были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ применяемых методов переноса при проведении занятий по физической подготовке в вузе.
2. Выявить преимущества и негативные свойства применения метода переноса на формирование
© Кочетков И. И., 2017
физической, профессиональной подготовленности студента.
Психологическая и физическая тренированность не даются просто так, для них необходима такая же длительная подготовка, как и при изучении других дисциплин цикла профессиональной подготовки [8, с. 66].
В задачу наших исследований входило определение роли в подготовке бакалавров и магистров дисциплин, которые формируют психологическую и физическую устойчивость в процессе формирования будущего профессионала.
Материалом для исследований послужили наблюдения, проведенные в учебных группах студентов, при проведении занятий по общей и прикладной физической подготовке. Наблюдения фиксировались в журнале учета физических параметров учащихся в период всего срока обучения.
Необходимо выделить показатели, которые давали бы информацию и имели значение с точки зрения общей физической культуры (по В. П. Полянскому, 1999) [12, с. 188], для конструирования методик и технологии построения прикладных дисциплин:
• типичные физические действия для данного вида труда;
• ошибки в этих действиях;
• динамические характеристики данного вида труда;
• целенаправленность психофизической двигательной активности;
• особенности нагрузки на психофизическое состояние;
• условия производства, характерные для данной климатической зоны;
• типичные заболевания для данной профессии;
• необходимый набор двигательных стереотипов, характерных для профессии;
• психологические и физические характеристики личности, необходимые для профессии;
• профессиональные характеристики данного типа труда.
Трудности при подготовке программы заключаются в том, что произвести точный расчет часов, необходимых для подготовки бакалавра или магистра, способного выдерживать профессиональные перегрузки, очень непросто, поскольку в университете существует большое число направлений подготовки и профилей. У каждого из них есть своя специфика [3, с. 244].
Особенности профессии требуют достижения конкретных прикладных результатов, на что и на-
правлена физическая подготовка в процессе обучения и воспитания.
Методика подготовки в профессионально-физическом отношении базируется на достижении конкретных прикладных результатов, что и обуславливает ее содержание [2, с. 111].
Теория переноса предполагает, что общая тренированность в одном виде деятельности переносится в неизменном виде, как общая тренированность, и на другой вид деятельности, с дальнейшей адаптацией к специфике [5, с. 38].
Физическая работа оказывает на человека такое влияние, при котором наблюдают изменения, направленные на приспособляемость и эти изменения специализированного характера [6, с. 225]. В этом случае необходимо так подобрать методы воздействия на физическую структуру личности, чтобы она двигалась в направлении приспособления человека к тому конкретному виду деятельности, в котором он специализируется.
Набор средств для повышения уровня физической подготовки достаточно велик, поэтому из них необходимо отобрать те, которые способны дать лучший эффект согласно теории переноса. В какой мере этот перенос стереотипов и психофизических свойств личности происходит в жизни на трудовую деятельность и определяется настоящая эффективность и успешность психологической и физической подготовки [8, с. 116]. То есть если тренировать человека в подъеме тяжестей, а его работа состоит тонкой регулировке механизмов, то такая тренировка для профессии пользы не принесет.
Иными словами, если физическая подготовка идет вразрез со спецификой трудовых операций, то она никак не даст нужного эффекта. Происходит в таком случае отрицательный перенос. Такой фактор нужно учитывать, когда составляется программа специальной физической подготовки, для того чтобы требования профессии совпадали с теми двигательными стереотипами, которые нарабатываются этой программой [11, с. 120].
У адаптации выделяют специфическую и неспецифическую части. Устойчивость функциональных характеристик, определяемая как работоспособность, особенно при экстремальных обстоятельствах, зависит от того, насколько его физиологические системы способны выдерживать нагрузки, есть ли резервы для преодоления таких перегрузок [1, с. 60]. Установлено, что аэробные упражнения, при подключении большой группы мышц, построенные по циклическому принципу, создают большие резервные возможности для организма.
Способность преодолевать длительные физические нагрузки в заданном темпе, задается программой подготовки, основанной на теории переноса [10, с. 80].
Физическая подготовка по теории переноса
Специальная подготовка включает в себя такие физические упражнения, которые близки по двигательному образу какой-либо конкретной профессии (табл. 1). Когда физические упражнения используются целенаправленно, то адаптация к конкретной трудовой деятельности ускоряется [12, с. 48]. Например, спортсмен ватерполист гораздо быстрее адаптируется к профессии водолаза, чем мастер по настольному теннису.
Таблица 1
Перенос сопряженных навыков и умений
Движения Спортивные виды Профессии
Ритмичная ходьба и жесты Бег, спортивная ходьба, лыжи Преподаватель, учитель
Движения под водой Плавание, прыжки в воду Водолаз
Вождение автомобиля Авто и мотоспорт Водитель
Сложно скоординированные движения на высоте Альпинизм, акробатика, гимнастика Монтажник высотник
Вращательные движения Прыжки на батуте, акробатика, гимнастика Летчик, космонавт
Чтение карт, схем Спортивное ориентирование Инженер, штурман
Владение оружием Спортивная стрельба, биатлон Военный, охранник, телохранитель
Единоборство Борьба, бокс Военный, полицейский
Профессионально-прикладная физическая подготовка оставляет широкий простор тренеру для выбора методов и средств спортивной нагрузки, для оптимизации тренировочного процесса. В этом случае правильно подобранные упражнения и нагрузки дадут такой эффект, который недостижим при обычной трудовой деятельности.
Что дает специальная подготовка по теории переноса:
а) тренировка важных для профессии физических кондиций;
б) выработка психологической устойчивости и морально-волевых качеств;
в) тренировка таких рабочих качеств, которые необходимы для будущей работы;
г) усиление приспособительных возможностей организма к негативным факторам внешней среды и условиям трудовой деятельности.
Считается целесообразным на учебных занятиях, согласно с теорией переноса, использовать приемы из гимнастики, то есть применить на гимнастических брусьях, на канате, гимнастической стенке, на бревне и набор тренировочных упражнений из легкой атлетики [11, с. 120]. Для развития координации движений используют спортивные игры, плавание, акробатику и т. д. Такие упражнения служат хорошей базой для укрепления мышц и связок путем выработки специальных навыков и умений. Каждая профессия требует своих, специфических упражнений, которым уделяется больше внимания в процессе общей тренировочной нагрузки [11, с. 66].
Для занятий по повышению адаптивных способностей студентов по дисциплине «Физическая культура и спорт» и разработанной по ней рабочей программе проводят такие занятия в соответствии с учебным планом:
1. Плановые учебные занятия по расписанию:
1.1. Объединительные:
а) применяются методы, предусмотренные планом ОФП;
б) специализированные занятия по разделам плана.
1.2. Специализированные учебные занятия.
На этих занятиях уделяется внимание усиленному развитию отдельных прикладных качеств, благодаря чему повышается эффективность их проявления. Специализированные занятия дают нагрузку на различные группы мышц.
2. Занятия, проводимые в период прохождения учебных практик.
3. Соревнования по прикладным видам спорта, где дают высокую нагрузку, с целью совершенствования полученных на тренировках динамических стереотипов, для последующей, успешной адаптации к трудовой деятельности [4, с. 70]. Создание трудных условий на соревнованиях позволяет отточить полученные и закрепить навыки и умения, приобретенные двигательные алгоритмы.
4. Тренировочные занятия по индивидуальному плану, который составляется преподавателем, исходя их возможностей и способностей студента.
Как дополнительные занятия применяются организованные туристические походы, с проведением прикладных соревнований, лыжные
походы, заплывы на дистанции в водоемах и т. п. [5, с. 40].
Планирование занятий в соответствии с теорией переноса физических параметров Подготовку, согласно теории переноса, планируют так, чтобы подготовить учащихся к началу их практики на производстве. Тогда, навыки и умения, приобретенные на занятиях по программе ППФП, позволят учащимся выдержать тот двигательный режим, который присущ работникам данной профессии по энергозатратам и психофизическим характеристикам. Если этого требования не соблюдать, то при прохождении производственной практики учащиеся испытывают значительное утомление и у них снижается работоспособность [10, с. 18]. Подготовленные же студенты легко перегрузки и быстро адаптируются к условиям труда. Педагогический контроль в профессионально-прикладной физической подготовке Для понимания успешности занятий, согласно теории переноса, необходима система контроля достигнутого уровня подготовленности учеников [14, с. 116]. Для этого необходимо вначале устанавливают исходный уровень развития профессиональных качеств у учащихся. Этот уровень проверяют несложными тестовыми заданиями по выполнению базовых упражнений с контролем времени. После этого составляется план работы с группой, которую делят на подгруппы и составляют индивидуальные планы занятий с теми, у кого низкие показатели. В течение семестра проводят оценку физической подготовленности учеников и фиксируют изменения в журнале [11, с. 34].
Для определения эффективности формирования двигательных трудовых навыков существуют нормативы времени, в которые учащиеся должны уложиться при проверках. Проверки проводят, давая задания и делая функциональные пробы [8, с. 220]. Цель таких проверок - это определение эффективности занятий согласно теории переноса в конкретных условиях.
Педагогический контроль необходим для работы педагогу-тренеру по ППФП, так как на его основании вносятся коррективы в индивидуальную и групповую подготовку, и обеспечивается должный уровень физической подготовки учащихся к своей работе по профессии.
Профессионально-прикладная физическая подготовка, согласно теории переноса, позволяет физически и психологически так подготовить будущего специалиста, что он с успехом выдержит
возросшие психологические и физические нагрузки в период адаптации к своей будущей профессии [11, с. 104].
Заключение
Как выяснилось, при проведении занятий у студентов по программам профессионально-прикладной физической подготовки удалось достичь показателей, которые соответствуют требованиям нормативов. Метод переноса, применяемый на занятиях, основан на законах физиологии, поэтому те навыки и умения, приобретенные на занятиях по физической культуре, достигнутые показатели физической выносливости позволяют с уверенностью сказать, что метод применим и эффективен. У профессионально-прикладной физической подготовки хорошие перспективы. Предварительные выводы можно сделать следующие:
1. Методы, основанные на теории переноса, доказали свою практическую применимость, что подтверждается тестовыми показателями.
2. Преимуществами метода переноса являются доступность и применимость предлагаемых упражнений при проведении общих занятий и тренировках по индивидуальным программам.
3. Из недостатков метода переноса следует отметить, что не все предлагаемые упражнения можно состыковать с профилями подготовки бакалавров и магистров.
_Ш_
1. Власов В. В. Оценка и укрепление индивидуального здоровья // Гигиена и санитария. 2004. № 2. С. 59-61.
2. Вопросы физического воспитания студентов. М.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. Вып. 29. 212 с.
3. Гришина Ю. И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь. М.: Феникс, 2014. 532 с.
4. Губа В. П., Морозов О. С., Парфененков В. В. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи. М.: Советский спорт, 2008. 208 с.
5. Губанищева А. А., Мастеров А. Г. Роль профессионально-прикладной физической подготовки в обучении менеджеров индустрии туризма // Сборник научных трудов SWorld. Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2013. Вып. 4. Т. 55. С. 36-40.
6. Дубровский В. И. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: Владос, 2003. 512 с.
7. Кабачков В. А., Полиевский С. А., Буров А. Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи. М.: Советский спорт, 2010. 296 с.
8. Коваль В. И., Родионова Т. А. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: Academia, 2013. 320 с.
9. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Педагогическая практика студентов с дополнительной подготовкой. Руководитель физического воспитания в дошкольном учреждении. М.: Владос, 2005. 216 с.
10. Кузнецов С. Подготовка будущих специалистов по физической культуре и спорту. М.: СПб. [и др.]: Питер, 2015. 164 с.
11. Полянский В. П. Теоретико-методические основы совершенствования прикладной физической культуры (ее содержания и форм) в современном обществе: дис. ... д-ра наук. М., 1999. 354 с.
12. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. М.: Либроком, 2013. 232 с.
13. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 22.11.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
Статья поступила в редакцию 17.10.2016 г.
Для цитирования: Кочетков И. И. Метод переноса в профессионально-прикладной физической подготовке студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 1 (25). С. 18-23.
Об авторе
Кочетков Иван Иванович, старший преподаватель, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, dolgachyov.sergej@yandex.ru
1.1. Kochetkov Mari State University, Yoshkar-Ola
TRANSFER METHOD IN PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF HIGH SCHOOL STUDENTS
General physical preparation is included in the list of State programs for higher education. The task of our research was to define the role of Bachelor and Master courses in the disciplines that form the psychological and physical sustainability in shaping the future of a professional. The transfer theory assumes that total fitness in one activity is transferred unchanged as overall fitness and another activity with further adaptation to the specifics. The level of achievement of certain physical indicators monitored via quizzes. Suite of tools for increasing the level of physical fitness is big enough, so you must choose those who can give the best effect, according to the transfer theory. This effectiveness and success of the psychological and physical fitness is determined by the extent to which this shift attitudes and psychophysical personality traits occur in the life of gainful employment. Professionally applied physical training grows out of general fitness, and is part of it, which is more perfect look. In order to understand the success of the training according to the transport theory, it should be a monitoring system of the achieved level of preparedness of students. To do this, you must first set the source level of competency development among students. This level is checked by simple test tasks for the implementation of basic exercises with time control. Professional and applied physical training leaves a wide expanse of the coach to choose methods and means of sport activity, with a view to optimizing the training process. In this case, the right choice of exercises give such an effect, which is not reachable during normal work activities. The skills acquired in the classroom under the transfer method in professional and applied physical training will enable students to withstand the driving mode, which is inherent in the employees of the profession on energy costs and psychophysical characteristics.
Keywords: general physical training, methodology, transfer theory, general fitness, adaptation, health, training, Bachelor, pedagogic supervision, physical fitness.
_m_
1. Vlasov V. V. Otsenka i ukreplenie individual'nogo zdorov'ya [Evaluation and strengthening of individual health], Gigiena i sani-tariya = Hygiene and sanitation. 2004, no. 2, p. 59-61.
2. Voprosy fizicheskogo vospitaniya studentov [Issues of physical education students. Issue 29], Moscow: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2005, vyp. 29, 212 p.
3. Grishina Yu. I. Obshchaya fizicheskaya podgotovka. Znat' i umet' [General physical preparation. Know and be able], Moscow: Feniks, 2014, 532 p.
4. Guba V P., Morozov O. S., Parfenenkov V V Nauchno-prak-ticheskie i metodicheskie osnovy fizicheskogo vospitaniya uchash-cheisya molodezhi [Scientific and methodical bases of physical education of students], Moscow: Sovetskii sport, 2008, 208 p.
5. Gubanishcheva A. A., Masterov A. G. Rol' professional'no-prikladnoi fizicheskoi podgotovki v obuchenii menedzherov indus-trii turizma [Role of professional and applied physical preparation in training managers of tourism industry], Sbornik nauchnykh trudov SWorld = Collection of scientific works SWorld, Odessa: KUPRIENKO SV, 2013, vyp. 4, t. 55, pp. 36-40.
6. Dubrovskii V. I. Gigiena fizicheskogo vospitaniya i sporta [Hygiene of physical education and sport], Moscow: Vlados, 2003, 512 p.
7. Kabachkov V. A., Polievskii S. A., Burov A. E. Profes-sional'naya fizicheskaya kul'tura v sisteme nepreryvnogo obra-zovaniya molodezhi [Physical culture in the system of continuous education of youth], Moscow: Sovetskii sport, 2010, 296 p.
8. Koval' V. I., Rodionova T. A. Gigiena fizicheskogo vospitaniya i sporta [Hygiene of physical education and sport], Moscow: Academia, 2013, 320 p.
9. Kozhukhova N. N., Ryzhkova L. A., Borisova M. M. Pedagogicheskaya praktika studentov s dopolnitel'noi podgotovkoi. Rukovoditel' fizicheskogo vospitaniya v doshkol'nom uchrezhdenii [Pedagogical practice of students with additional training. Head of physical education in preschool], Moscow: Vlados, 2005, 216 p.
10. Kuznetsov S. Podgotovka budushchikh spetsialistov po fizi-cheskoi kul'ture i sportu [Training of future specialists in physical culture and sports], Moscow: St. Petersburg [i dr.]: Piter, 2015, 164 p.
11. Polyanskii V. P. Teoretiko-metodicheskie osnovy sovershen-stvovaniya prikladnoi fizicheskoi kul'tury (ee soderzhaniya i form)
v sovremennom obshchestve [Theoretical and methodological bases of improvement applied physical culture (its content and forms) in modern society]: dis. ... d-ra nauk. Moscow, 1999, 354 p.
12. Spenser G. Vospitanie umstvennoe, nravstvennoe i fizi-cheskoe [Education of mental, moral and physical], Moscow: Librokom, 2013, 232 c.
13. Federal'nyi zakon ot 04.12.2007 № 329-FZ (red. ot 22.11.2016) «O fizicheskoi kul'ture i sporte v Rossiiskoi Feder-atsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2017), [Federal Law of 04.12.2007 number 329-FZ (ed. Of 11.22.2016) "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" (rev. and ext., joined in force since 01/01/2017)].
Submitted 17.10.2016.
Citation for an article: Kochetkov I. I. Transfer method in professional and applied PHYSICAL training of high school students. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 1 (25), pp. 18-23.
About the autor
Kochetkov Ivan I., senior lecturer, Mari State University, Ioshkar-Ola, dolgachyov.sergej@yandex.ru