УДК 378.016
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
PECULIARITIES OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ORIENTATION OF PERSONALITY OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS
Е. А. Андреева
Е. А. Andreeva
ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования педагогической направленности личности как главного компонента профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов. Представлены результаты исследования мотивов педагогической деятельности, уровня развития эмпатии, рассмотрены педагогические способности, определяющие представления студентов об идеальном учителе, и самооценка данных способностей.
Abstract. The article deals with the problem of professional-pedagogical orientation of the personality as the main factor of professional competence of future primary school teachers. The results of the research of the motives of teaching activities and of the level of empathy development are presented; teaching abilities, which condition students’ image of an ideal teacher, and self-evaluation of these abilities are considered.
Ключевые слова: педагогическая направленность личности, обучение, воспитание, учебновоспитательные мотивы, педагогические способности.
Keywords: professional-pedagogical orientation of personality, teaching, upbringing, training-educational motives, teaching abilities.
Актуальность исследуемой проблемы. Модернизация системы образования, принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов начального образования второго поколения определяют актуальность изучения педагогической направленности личности современного учителя младших классов, поскольку она является ядром его профессиональной компетенции, одним из главных признаков профессиональной пригодности человека к работе педагогом.
Исследования профессионально-педагогической направленности личности учителя ведутся по нескольким направлениям: определение ее сущности и структуры (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Е. М. Никиреев), анализ состояния и средств формирования педагогической направленности (Л. М. Ахмедзянова, А. Г. Губайдуллина), исследование путей формирования профессионально-педагогической направленности у студентов педагогического вуза (И. Н. Алешина, С. Х. Асадуллина, Е. А. Савина, А. П. Черных) и др. Несмотря на многообразие точек зрения, исследователи сходятся во мнении,
что профессионально-педагогическая направленность относится к профессионально важным качествам учителя и определяется как необходимое для учителя активное положительное отношение к педагогической деятельности, склонность заниматься ею [1], [2], [5]. Центральным компонентом педагогической направленности личности учителя является иерархическая система мотивов, причем в качестве доминирующих выступают гуманистические мотивы [4]. При этом весьма малочисленным остается количество работ об исследовании особенностей профессионально-педагогической направленности личности учителей начальных классов, тогда как современные исследования в области начального образования свидетельствуют о глубокой специфике деятельности учителя начальных классов. Анализ современных отечественных работ показал, что данная специфика заключается прежде всего в достижении учителем двоякой цели: с одной стороны - это совершенствование детского интеллекта, а с другой - развитие личности, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладывается нравственный фундамент личности, формируются моральные нормы поведения и взаимоотношений детей с опорой на чувства [1], [2], [5]. При этом указанные авторы подчеркивают, что на практике современные педагоги ориентированы в первую очередь на предметную сторону своего труда, на передачу знаний, неправомерно завышая роль предметной направленности учителя.
Материал и методика исследований. Мы предположили, что профессиональнопедагогическая направленность личности будущих учителей начальных классов имеет ряд особенностей, детерминированных следующими факторами: склонностью будущего педагога к определенному типу профессии, мотивами профессиональной деятельности, осознанием педагогических способностей. Они определяют преимущественную ориентированность педагога либо на процесс воспитания, либо на процесс обучения. Всего в исследовании приняли участие 266 студентов 3-4 курсов ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», среди которых 152 студента психолого-педагогического факультета (ППФ), обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования», и, для сравнения, 114 студентов физико-математического факультета (ФМФ), обучающихся по специальности «Математика и информатика». Мы использовали следующие методики: опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши в модификации Г. В. Резапкиной; анкету, выявляющую представления о педагогических способностях и их самооценку; тест на определение иерархической структуры мотивационной сферы учителя (Е. Ю. Артемьева, К. В. Вербова, Г. В. Парамей); методику «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна. Статистическая обработка данных проводилась с помощью вычисления коэффициента корреляции Пирсона (г), углового критерия Фишера (ф).
Результаты исследований и их обсуждение. Анализ выраженности профессиональных склонностей показал, что у студентов ППФ наиболее выражены склонности к работе с людьми (53,95 %). Будущие педагоги, обладающие указанными склонностями, характеризуются устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с детьми, потребностью в общении с ними, способностью мысленно ставить себя на место ученика, быстро понимать его намерения, помыслы, настроения. При этом для учителя с данными склонностями привлекательными оказываются не только достигаемые в деятельности цели, но и сам процесс взаимодействия и общения с детьми. Будущие учителя математики и информатики более склонны к исследовательской работе (ф=4,183, р<0,01) и к планово-
экономическим видам деятельности (ф=4,531, р<0,01). Наибольший интерес для них представляет научная деятельность, характерно желание понять определенное явление, стремление к расширению и углублению знаний по своему предмету, однако интерес к взаимодействию, общению с учениками является в данном случае второстепенным. Соответственно, в педагогической деятельности им в первую очередь будет интересна выбранная область знаний, преподаваемый предмет, возможности изучить самому и передать другим новое в изучаемом предмете.
Анализ представлений об образе идеального учителя показал, что студенты рассматриваемых нами специальностей выделяют в качестве необходимых для успешной работы педагога разные педагогические способности. Так, по мнению студентов ППФ, для учителя начальных классов необходимыми педагогическими способностями являются умения, содействующие установлению взаимодействия учителя и учащихся: способность чувствовать настроение учеников, понимать их проблемы и трудности, проявлять психологическую наблюдательность. Будущему учителю математики и информатики, по мнению студентов ФМФ, необходимо обладать способностями к соответствующей области наук, эрудицией, потребностью в постоянном расширении своих знаний, способностью четко выражать свои мысли. Результаты сравнительного анализа самооценки педагогических способностей студентов двух факультетов показали, что большая доля студентов ППФ полагает, что у них хорошо развиты перцептивные (ф=4,534, р<0,01), организаторские (ф=6,185, р<0,01), авторитарные (ф=5,699, р<0,01) и коммуникативные (ф=5,710, р<0,01) способности. Соответственно, будущие учителя начальных классов считают себя более способными к общению с детьми, полагают, что обладают психологической наблюдательностью.
Анализ мотивов учебно-воспитательной деятельности студентов разных факультетов показал, что профессионально-педагогическую направленность личности будущих учителей начальных классов определяют такие мотивы педагогической деятельности, как мотив альтруизма, покровительства и понимания. Сочетание данных мотивов педагогической деятельности свидетельствует о желании будущих учителей в первую очередь заботиться, опекать, поддерживать учеников, понимать их особенности, интересы, потребности, а также наставлять, напутствовать, делать что-либо совместно. Наличие данной совокупности мотивов свидетельствует о любви к детям и определяет желание педагога в первую очередь быть воспитателем. У будущих учителей математики и информатики преобладают мотивы, связанные с потребностями в достижении наилучшего результата, уважении самого себя, выражающиеся в стремлении педагога делать все как можно лучше, ориентироваться на высокие стандарты или образцы поведения. Интересным, на наш взгляд, представляется тот факт, что у будущих учителей начальных классов наблюдается положительная взаимосвязь между склонностями к работе с людьми и мотивами покровительства (г=0,312, р<0,01), понимания (г=0,282, р<0,01), альтруизма (г=0,258, р<0,01), а также власти (г=0,1845, р<0,01). Реализацию доминирования одновременно мотивов альтруизма и власти возможно обеспечить именно в педагогической деятельности. Небольшая удаленность в структуре иерархии данных мотивов друг от друга приводит к тому, что мотив власти выступает как потребность организовывать, направлять, контролировать, оценивать, а мотив альтруизма - привносить мягкость, корректность и профессиональный такт в перечисленные действия. В таком случае мотив власти, проявляющийся в педагогической деятельности,
всегда ориентирован на благо других. Отметим, что у будущих учителей математики и информатики прослеживается положительная взаимосвязь между склонностями к исследовательской работе и мотивом уважения (г=0,205, р<0,05), между склонностями к планово-экономическим видам деятельности и мотивом порядка (г=0,221, р<0,05), а также отрицательная корреляция с мотивом понимания (г=-0,197, р<0,05). Это свидетельствует о том, что у будущих учителей математики и информатики высокие показатели склонности к профессиям технического типа прямо связываются со стремлением к порядку, организованности, что может проявляться в таких качествах ее обладателя, как собранность, умение ценить время, целеустремленность. Вместе с тем возрастающие склонности к данному типу профессий снижают нацеленность педагога на ученика и стремление познать его внутреннее состояние.
Резюме. Полученные результаты раскрывают особенности профессиональнопедагогической направленности личности будущего учителя начальных классов. Обобщая наши данные, можно утверждать, что выявленные особенности определяются склонностью будущего учителя к взаимодействию с людьми, мотивами педагогической деятельности, связанными с потребностью в альтруизме, покровительстве, понимании; перцептивными способностями, оцениваемыми студентами как наиболее необходимые для эффективного выполнения педагогической деятельности. Эти особенности способствуют преимущественной ориентации педагога на процесс воспитания, благодаря чему осуществляется целостное развитие личности ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абзалова, Д. Г. Профессионально-нравственный компонент повышения квалификации учителей начальных классов / Д. Г. Абзалова // Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - № 2. - С. 86-90.
2. Власова, Е. В. Воспитание словом / Е. В. Власова // Начальная школа. - 2010. - № 1. - С. 36-40.
3. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993. - 192 с.
4. Никиреев, Е. М. Направленность личности и методы ее исследования / Е. М. Никиреев. - М. : Издательство МПСИ, 2004. - 192 с.
5. Резапкина, Г. В. Отбор в профильные классы / Г. В. Резапкина. - М. : Генезис, 2005. - 128 с.