Национальный психологический журнал №2(18)/2015, 108-114 УДК: 371.13, 159.923 Оригинальная статья
National Psychological Journal #2(18)/2015, 108-114 doi: 10.11621/npj.2015.0211 Original Article
Взаимосвязь профессионально-педагогической направленности и академической успеваемости будущих учителей
А.А. Бехоева Чеченский государственный университет, Грозный, Россия
Поступила 15 апреля 2015/ Принята к публикации: 7 мая 2015
The relationship between educational career orientation and academic achievement of future teachers at different stages of training
Asya A. Bekhoeva Chechen State University, Grozny, Russia
Received: 15 April, 2014 / Accepted for publication: May 7, 2015
"О статье описано эмпирическое исследование уровней и видов профессионально-педагогической направленности у студентов педагогических специальностей В с первого по пятый курсы обучения, а также взаимосвязи данных параметров с академической успеваемостью.
Анализируются основные походы к проблематике профессионально-педагогической направленности, сложившиеся в отечественной педагогике и психологии. Профессионально-педагогическая направленность подготовки будущего специалиста рассматривается как мера и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности и педагогического общения, нацеленных на освоение и создание педагогических технологий и раскрытие способностей личности.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились Чеченский государственный педагогический институт и Северо-Осетинский государственный педагогический институт. На основании результатов эмпирического исследования показано, что имеются существенные различия в уровне профессионально-педагогической направленности студентов - будущих учителей: наиболее низкие показатели свойственны студентам первого и второго курсов, а пик ее развития приходится на третий-четвертый курсы. Аналогичным образом меняются и показатели, характеризующие преобладающие виды профессионально-педагогической направленности: максимальная выраженность собственно педагогической направленности также свойственна студентам третьего-четвертого курсов, что позволяет охарактеризовать данный период как ключевой для становления данного профессионально значимого качества. Доказывается, что существует взаимосвязь уровня профессионально-педагогической направленности и академической успеваемости студентов - будущих учителей: высокий уровень профессиональной направленности коррелирует с высокими показателями успеваемости. Данная взаимосвязь характерна для студентов на всех этапах обучения, однако наиболее выражена на третьем-пятом курсах.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая направленность, академическая успеваемость, педагогическое образование, профессиональное образование.
¿тр he paper describes an empirical study of the levels and types of educational career orientation of students of teacher-training major from the first to the fifth year of T training, as well as the relationship of these parameters with academic performance.
The paper analyzes the main approaches to educational career orientation, prevailing in Russian teacher-training and psychology. Educational career training of future experts is regarded as a measure and a way of creative self-actualization in various types of educational activities and teacher-training dialogue aimed at developing and creating educational technology and disclosing individual faculties.
Experimental studies were the basis of Chechen State Pedagogical Institute and the North Ossetian State Pedagogical Institute. The results of empirical research show that there are significant differences in the level of Educational career orientation of students: the lowest levels are had by the students of first and second years, and the peak falls on the third or fourth year. Indicators characterizing the prevailing types of Educational career orientation are similar: maximum expression of their career orientation is also characterized by the students of the third and fourth years, which allows to characterize this period as the key one in developing significant professional qualities. It is proved that there is a correlation level of career orientation and the academic performance of students: the high level of career orientation correlates with high performance. This relationship is typical for students at all grade levels, but is most pronounced in the third and fifth years.
Keywords: educational career orientation, academic performance, teacher-training education, vocational education.
1 г 1 Г роблема формирования профессионально значимых качеств бу-^ ^ дущего учителя в ходе подготовки его к педагогической деятельности всегда была актуальна для отечественной психологии и педагогики, однако в последнее время ее значимость существенно возросла. Это определяется, с одной стороны, принятием профессионального стандарта педагога, который формулирует требования к содержанию и качеству деятельности учителя, а с другой - реализацией новых федеральных образовательных стандартов высшего образования, требующих переосмысления традиционно сложившихся моделей педагогического образования в ракурсе компетентностного подхода.
К числу характеристик, формирование которых в ходе профессиональной подготовки обуславливает успешность деятельности будущего педагога, относится профессиональная направленность личности. Проблема направленности личности является традиционной в исследованиях как зарубежных, так и отечественных ученых. В.А. Сластенин, обосновывая свою трактовку профессионально-педагогической направленности как важнейшего качества педагога, сопоставил ее с каркасом, вокруг которого компонуются основные свойства личности учителя-воспитателя.
По мнению отечественных психологов и педагогов (К.К. Платонова, А.Н. Леонтьева, Н.В. Кузьминой, Г.Г. Голубева и др.) направленность деятельности - это динамическая система активных избирательных отношений человека. Направленность личности понимается как совокупность мотивов и потребностей (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев), как личностная характеристика, проявляющаяся в склонностях (Б.М. Теплов), как интегративный конструкт, включающий склонности и идеалы, способности, мировоззрения и убеждения (К.К. Платонов).
Особое место в исследованиях направленности личности принадлежит проблематике профессионально-педагогической направленности. Н.В. Кузьмина определяет этот феномен как интерес и любовь к педагогической профессии, осознание трудностей этой работы, потребность в педагогической деятельности, стремление овладеть основами педагогического мастерства. А.К. Маркова описывает профессионально-педагогическую направленность как интегральную характеристику мотивации профессиональной деятельности, определяемой всеми побуждениями в мотивационной сфере.
В отечественной педагогике проблема формирования профессионально-педагогической направленности будущих педагогов рассматривалась в различных аспектах. Прежде всего, следует отметить ряд исследований, посвященных структуре и уровням профессионально-педагогической направленности (Л.М. Митина, Е.М. Никиреев, А.А. Реан, П.А. Шавир). Многие исследователи обращаются к проблемам формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей, выделяя психолого-педагогические условия и методы ее становления в вузе (О.В. Землянская, И.В. Ковкина). Так, Л.Ф. Нугуманова проанализировала потенциал контекстного обучения в формировании профессионально-педагогической направленности, Р.В. Карпенко охарактеризовал личност-но-развивающие ситуации как метод развития профессионально-педагогической направленности.
Подробно раскрыта российскими учеными специфика формирования профессионально-педагогической направленности у студентов различных специальностей. Так, ЮА. Шмакова в своем диссертационном исследовании проанализировала особенности профессионально-педагогической направленности у студентов хореографических
факультетов с учетом специфики их профессиональной подготовки. В.В. Караблин разработал и теоретически обосновал модель формирования профессионально-педагогической направленности студентов технического вуза. Е.А. Колесникова сфокусировалась на вопросах профессионально-педагогической направленности будущих учителей русского языка и литературы, а Е.А. Андреева рассмотрела специфику данного феномена у будущих учителей начальных классов.
Обобщая и систематизируя различные эмпирические и теоретические подходы к исследованию профессионально-педагогической направленности, представляется важным отразить некоторые ключевые положения, характеризующие сущность данного феномена:
- возникновение профессионально-педагогической направленности происходит по принципу отражения педагогической профессии в сознании человека;
- профессионально-педагогическая направленность является интегратив-ным свойством личности, возникающим на определенном возрастном периоде, проходя ряд этапов формирования в процессе жизнедеятельности человека;
- профессионально-педагогическая направленность не является обособленным свойством личности, а находится во взаимосвязи с другими свойствами, определяющими выбор профессии;
- профессионально-педагогическая направленность является звеном, связующим субъект с выбором вида деятельности, и влияет на его результаты. Вслед за ведущими отечественными
исследователями данной проблематики, отметим, что профессионально-педагогическая направленность проявляется в нескольких аспектах:
- в ряде профессионально-личностных характеристик;
- в учебной, научной и педагогической деятельности;
- в создании необходимых условий для свободного творческого проявления личности студента и преподавателя в целях, содержании, формах, методах и результатах совместной деятельности. Анализ отечественных исследований
позволяет утверждать, что профессионально-педагогическую направленность характеризуют следующие признаки:
Ася Абдулмуслимовна Бехоева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Чеченского государственного университета
E-mail: [email protected]
- тесная взаимосвязь с познавательной направленностью подготовки специалиста, образующая, таким образом, целостность, динамичность образовательного процесса;
- наличие условий для перевода студента из объекта в субъект профессиональной деятельности, для создания такой ситуации, при которой преподаватель видит в будущем специалисте заинтересованного участника педагогического процесса, направленного на овладение профессией;
- формирование психологической готовности преподавателей и студентов к осознанному самостоятельному овладению профессией.
Итак, профессионально-педагогическая направленность подготовки будущего специалиста как социально педагогическое явление рассматривается в качестве меры и способа творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности и педагогического общения, направленных на освоение и создание педагогических технологий и раскрытие способностей личности. При таком ее понимании создается основа для сочетания общей и профессиональной культуры личности будущего специалиста, что позволяет вписать данное понятие в категориальный ряд: профессиональная культура, педагогическая культура - как видовые понятия; культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности преподавателя - как родовые.
Таким образом, проблема формирования профессионально-педагогической направленности студентов -будущих учителей является разносторонне разработанной отечественной педагогикой и психологией. Однако в большинстве посвященных этому работ период обучения будущих учителей в вузе рассматривается вне учета специфики формирования данного феномена на различных этапах профессиональной подготовки. Вместе с тем, для решения практических задач анализа эффективности системы педагогического образования и проектирования форм и методов обучения будущих педагогов представляется важным раскрыть специфику профессионально-педагогической направленности студентов на различных курсах обучения.
Подобные исследования имеются в отечественной науке. Так, Т.М. Щеглова еще в 1984 году рассматривала динамику профессионально-педагогической направленности студентов, однако она изучала ее посредством анализа ведущих мотивов деятельности. Среди современных работ можно отметить диссертационное иссле-
дование Е.А. Андреевой, которая выделила специфику профессионально-педагогической направленности будущих учителей начальных классов на втором, третьем и четвертом курсах. Однако в целом наблюдается дефицит работ, несмотря на их высокую практическую востребованность. Кроме того, представляет интерес анализ взаимосвязи профессионально-педагоги-
ческой направленности и такого важного показателя, как академическая успеваемость студентов.
Анализ теоретических исследований и обоснование актуальности интересую-
щей нас проблемы позволил нам сформулировать цель эмпирического исследования: выявление и содержательное описание специфики профессионально-педагогической направленности у студентов - будущих педагогов, находящихся на различных этапах профес-
сиональной подготовки, и выявление взаимосвязи между уровнем ее развития и академической успеваемостью.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились Чеченский государственный педагогический институт и Северо-Осетинский государственный педагогический институт. В исследо-
вании принимали участие студенты с первого по пятый курс, обучающиеся по программе специалитета. В Севе-ро-Осетинском государственном педагогическом институте в исследовании принимали участие студенты психолого-педагогического факультета, в Чеченском государственном педагогическом институте - студенты факультетов пе-
дагогики и психологии, гуманитарного и факультета естествознания.
Общее количество студентов, принявших участие в исследовании, представлено в таблице 1.
Всего в исследовании приняло участие 400 человек, из них 70% девушек. Статистическая проверка обнаружила, что между двумя группами студентов не было значимых различий, поэтому в дальнейшем мы рассматриваем выборку как единую.
Профессионально-педагогическая направленность подготовки будущего специалиста как социально педагогическое явление рассматривается в качестве меры и способа творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности и педагогического общения, направленных на освоение и создание педагогических технологий и раскрытие способностей личности
Студенты 1 курса Студенты 2 курса Студенты 3 курса Студенты 4 курса Студенты 5 курса
Чеченский государственный педагогический институт 48 46 45 44 42
Северо-Осетинский государственный педагогический институт 34 36 32 36 37
Всего 82 82 77 80 79
Таблица 1. Общая характеристика выборки.
В большинстве работ период обучения будущих учителей в вузе рассматривается вне учета специфики формирования данного феномена на различных этапах профессиональной подготовки. Вместе с тем, для решения практических задач анализа эффективности системы педагогического образования и проектирования форм и методов обучения будущих педагогов представляется важным раскрыть специфику профессионально-педагогической направленности студентов на различных курсах обучения
При изучении профессионально-педагогической направленности нами использовались две методики.
Методика исследования профессионально-педагогической направленности Н.В. Кузьминой в модификации Е.М. Никиреева позволяет выделить виды
профессионально-педагогической направленности: ситуативную, на предмет и собственно педагогическую.
Для оценки уровня профессионально-педагогической направленности мы использовали тест-опросник Т.Д. Дубо-вицкой, так как он разработан именно для студентов, еще не включенных в постоянную профессиональную деятельность. В данной методике используются следующие показатели уровня профессионально-педагогической направленности: 0-4 балла - низкийуровень профессиональной направленности; 5-13 баллов - средний уровень профессиональной направленности; 14-18 - высокий уровень профессиональной направленности.
Для оценки академической успеваемости нами были проанализированы ведомости аттестации (результаты сдачи экзаменационной сессии первого и
второго семестров), результаты внутри-семестровой аттестации нами не учитывались. В качестве показателя успеваемости рассматривался также рейтинг студентов внутри группы.
Для уточнения данных о профессиональной мотивации нами использовались рефлексивное сочинение и аналитическое эссе. Студентам предлагалось выполнить работы на темы: «Что составляет профессионализм современного педагога», «Ребенок: личность и ученик», «Педагогическое творчество: что это такое?», «Настоящий учитель: какой он?».
Рассмотрим полученные нами данные. Результаты исследования вида профессионально-педагогической направленности представлены в таблице 2.
Итак, мы видим, что на первом и втором курсах доминирующей является ситуативная профессионально-педагоги-
ческая направленность (между данными первого и второго курса нет значимых различий). Переломным становится третий курс, на котором наблюдается резкое возрастание доли студентов с собственно педагогической направленностью. На четвертом курсе имеет место незначительное увеличение доли студентов с собственно педагогической направленностью и направленностью на предмет и, соответственно, уменьшение доли студентов с ситуативной направленностью. На пятом курсе значимо снижается доля студентов с собственно педагогической направленностью и увеличивается количество студентов с направленностью на предмет, тогда как доля студентов с ситуативной направленностью остается примерно той же.
Результаты исследования уровня профессионально-педагогической направленности представлены в таблице 3.
Интересной особенностью является проявление зависимости степени педагогической направленности от курса обучения. Анализ результатов исследования дал основание констатировать превалирование низкого уровня профессионально-педагогической направленности у студентов I и II курсов (мы также рассчитали средние значения данного показателя в учебных группах, они варьировались в пределах от 1,18 до 2,45 в зависимости от учебной группы). Пик проявления данного показателя приходится на Ш-ТС курсы. Следует от-
метить, что на пятом курсе вновь наблюдается некоторое снижение показателей профессионально-педагогической направленности.
Здесь наши результаты согласуются с данными Г.А. Томиловой, отмечавшей, что наиболее значимым этапом формирования профессионально-педагогической направленности является третий год обучения в вузе, и Е.А. Андреевой, полагающей, что именно третий и четвертый курсы являются сензитивными для развития профессионально-педагогической направленности студентов.
Мы полагаем, что подобный рост обусловлен преимущественно тем, что за время обучения в институте, в том числе и прохождения педагогической практики на различных курсах, у студентов формировался определенный социальный интеллект, связанный с произошедшей сменой социальной роли, появившимися жизненными и профессиональными планами, изменением уровня притязаний и стратегии дальнейшей жизни в целом. Немаловажную роль при этом играет и возрастание мотивации стать учителем (в то время, как мы наблюдали значительную разобщенность данного психологического феномена у студентов первого и второго курса). Как показывает анализ сочинений и эссе, уже на третьем курсе имеют педагогическую мотивацию около 36% студентов, причем, закономерным является тот факт, что 81% из них отлично и хорошо успевают по всем предметам. Этот факт, полученный в ходе нашего исследования, полностью согласуются с экспериментальными данными Б.Г. Рубина и Ю.С. Колесникова о том, что студенты, для которых характерно пассивное или негативное отношение к своей профессии и специальности, отличаются низкой академической успеваемостью.
Именно на третий-четвертый год обучения в вузе приходится освоение студентами основной части психолого-педагогических дисциплин, а также их подготовка к дальнейшему прохождению педагогической практики в школах. Роль педагогической практики в формировании профессионально-личностной направленности весьма велика: она предоставляет возможность научить студентов творческому применению в педагогической деятельности научно-теоретических знаний, закрепить
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
Ситуативная направленность 56% 51,2% 32,4% 22,5% 20,2%
Направленность на предмет 34% 31,7% 28,6% 35% 46,9%
Собственно педагогическая направленность 10% 17,1% 38,9% 42,5% 32,9%
Таблица 2. Вид профессионально-педагогической направленности студентов.
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
Низкий уровень 63,4% 60,9% 32,4% 25% 35,9%
Средний уровень 21,9% 25% 35,1% 35% 32,5%
Высокий уровень 14,7% 14,1% 32,5% 40% 31,6%
Таблица 3. Уровень профессионально-педагогической направленности у студентов.
практические навыки, полученные при изучении педагогики, психологии, частных методик и специальных дисциплин, способствует развитию у студентов -будущих учителей интереса к научно-исследовательской работе в области педагогической науки.
По завершении обработки и анализа первичных данных мы рассчитали корреляцию между уровнем профессионально-педагогической направленности и академической успеваемостью. Проведенные нами расчеты (посредством коэффициента корреляции Спирмена) выявили наличие значимых корреляций у студентов всех пяти курсов. Однако уровень значимости этих корреляций меняется: на первом и втором курсе он составляет 0,05, а на третьем, четвертом и пятом становится выше и составляет 0,01. Это дает нам основание утверждать, что уровень профессиональной направленности личности студентов -будущих педагогов связан с их академической успеваемостью: высокий уровень направленности коррелирует с более высокой академической успеваемостью, причем, данная взаимосвязь более выражена у студентов старших курсов. В частности, нами отмечено, что профессиональная направленность у студентов НП курсов, занимающихся на «хорошо» и «отлично», варьирует в пределах от 11 до 15, в то время как у студентов, проявляющих удовлетворительную успеваемость, показатель педагогической направленности не превышает 8.
Что же касается вида профессионально-педагогической направленности, то здесь нам не удалось выявить значимых взаимосвязей с академиче-
ской успеваемостью у студентов первого и второго курса. Мы полагаем, что это можно объяснить тем, что на этом этапе учебная мотивация еще частично имеет внешний характер и не связана с предполагаемой профессиональной деятельностью. Однако у студентов третьего, четвертого и пятого курсов существует взаимосвязь между академической успеваемостью и видом профессионально-педагогической направленности: студенты, имеющие собственно педагогическую направленность, имеют достоверно более высокий уровень академической успеваемости, нежели студенты, имеющие ситуативную направленность или направленность на предмет (уровень значимости 0,05).
Таким образом, полученные нами данные показывают следующее.
Во-первых, имеются существенные различия в уровне профессионально-педагогической направленности студентов - будущих учителей: наиболее низкие показатели свойственны студентам первого и второго курсов, а пик развития профессионально-педагогической направленности приходится на третий-четвертый курсы. Аналогичным образом изменяются и показатели, характеризующие преобладающие виды профессионально-педагогической направленности: максимальная выраженность собственно педагогической направленности также свойственна студентам тре-тьего-четвертого курсов, что позволяет охарактеризовать данный период как ключевой для становления данного профессионально значимого качества.
Во-вторых, существует взаимосвязь уровня профессионально-педагогиче-
ской направленности и академической успеваемости студентов - будущих учителей: высокий уровень профессиональной направленности коррелирует с высокими показателями успеваемости. Данная взаимосвязь характерна для студентов на всех этапах обучения, однако наиболее выражена на третьем-пятом курсах.
Также необходимо обратить внимание, что студенты пятого курса характеризуются некоторым снижением уровня профессионально-педагогической направленности. Этот феномен требует пристального изучения и, возможно, разработки особых стратегий и приемов сопровождения студентов на завершающем этапе их обучения в вузе.
Конечно, проведенное нами исследование не дает исчерпывающих ответов на вопросы формирования профессионально-педагогической направленности у студентов - будущих педагогов и ее связи с академической успеваемостью. Прежде всего, логика корреляционного исследования не позволяет дать однозначный ответ на вопрос о том, какой же из изученных феноменов является основополагающим, можно ли рассматривать профессионально-педагогическую направленность в качестве одной из детерминант академической успеваемости студентов или эта взаимосвязь обусловлена неким третьим фактором. Кроме того, представляется важным не просто выделить различия выраженности вида и уровня профессионально-педагогической направленности у студентов различных курсов, но и отследить динамику этих показателей у конкретных студентов на протяжении их обучения в вузе.
Литература:
Андреева Е.А. Особенности развития профессионально-педагогической направленности личности будущих учителей начальных классов на этапе учебно-профессиональной подготовки : дис. ... канд. псих. наук. - Москва, 2012.
Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 2. - С. 82-86.
Землянская О.В. Формирование профессионально-педагогической направленности в подготовке будущего учителя : на примере филологического факультета : дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2003.
Иванова Е.М. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональному становлению / Е.М. Иванова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2013. - № 1. - С. 152-159.
Караблин В.В. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов технического вуза : дис. ... канд. пед. наук. -Челябинск, 2008.
Карпенко Р.В. Формирование профессионально-педагогической направленности у будущего учителя средствами личностно-развивающих ситуаций : на примере дисциплин естественнонаучного цикла : дис. . канд. пед. наук. - Волгоград, 2006.
Клименко И.В. Мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность / И.В. Клименко // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 1(9). - С. 143-152.
Клобукова Л.П. Обучение языку специальности / Л.П. Клобукова. - Москва : МГУ 1987. — 76 с.
Ковкина И.В. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов в вузе : дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2007.
Колесникова Е.А. Формирование профессионально-педагогической направленности у будущих учителей русского языка и литературы : дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007.
Костакова И.В. Психологическая основа профессиональной самореализации личности / И.В. Костакова, С.С. Белоусова (Григорьева) // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 3(15). - С .84-89.
Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина. - Ленинград : Знание, 1985. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - Москва : Политиздат, 1977. - 304 с. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М, 1984. - 216 с. Михалевская Г.И. Общепедагогические умения педагога / Г.И. Михалевская. - Санкт-Петербург, 1998.
Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования : учеб. пособие / Е.М. Никиреев. - Москва : Изд-во Моск. психолого-социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2004. - 192 с.
Нугуманова Л.Ф. Формирование профессионально-педагогической направленности будущих учителей в контекстном обучении : дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2008.
Платонов К.К. Система психологии и теория отражения / К.К. Платонов. — Москва : Наука, 1982.
Сластенин В.А. Формирование личности учителя : сб. науч. тр. / В.А. Сластенин, Л.Г. Семушкина. - Москва, 1995.
Толочек В.А. Профессиональное становление субъектов педагогической деятельности: позитивные и негативные изменения / В.А. Толочек,
H.А. Тимашкова, В.Г. Денисова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 1. - С. 16-32.
То милова Г.А. Содержание и методика формирования профессионально-педагогической направленности студентов университета : дис. ... канд. психол. наук. - Ленингрд, 1975.
Шмакова Ю.А. Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов хореографических факультетов вузов культуры и искусств : дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2010.
Щеглова Т.М. Динамика профессионально-педагогической направленности студентов / Т.М. Щеглова // Вопросы психологии. - 1985. - 2. - С. 73-75.
References:
Andreeva, E.A. (2012) Osobennosti razvitiya professional'no-pedagogicheskoy napravlennosti lichnosti budushchikh uchiteley nachal'nykh klassov na etape uchebno-professional'noy podgotovki: dissertatsiyaand. psikhologicheskilh nauk [Features of students of teacher-training departments for elementary school: Ph.D. in Psychology] Moscow.
Dubovitskaya, T.D. (2004) Diagnostika urovnya professional'noy napravlennosti studentov [Diagnosing career orientation level in students]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2, 82-86.
Ivanova, E.M. (2013) Formirovanie psikhologicheskoy gotovnosti studentov-psikhologov k professional'nomu stanovleniyu [Psychological preparedness of psychology students for professional development]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University]. Series 14. Psychology. 1, 152-159. Karablin, V.V. (2008) Formirovanie professional'no-pedagogicheskoy napravlennosti studentov tehnicheskogo vuza: dissertatsiya kandidata pedagogicheskikh nauk [Developing career orientation in the future teacher of technical college students: Ph.D. in Education]. Chelyabinsk. Karpenko, R.V. (2006) Formirovanie professional'no-pedagogicheskoy napravlennosti u budushchego uchitelya sredstvami lichnostno-razvivajushhih situatsiy: na primere disciplin estestvennonauchnogo cikla: dissertatsiya kandidata pedagogicheskikh nauk [Developing career orientation in the future teacher using student-evolving situation: the case of natural-science disciplines cycle: Ph.D. in Education]. Volgograd.
Klimenko, I.V. (2013) Motivatsionno-tsennostnaya napravlennost' studentov na professional'nuyu deyatel'nost' [Motivational and value orientation of students in career development]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal [National psychological journal]. 1 (9), 143-152. Klobukova, L.P. (1987) Obuchenie yazyku spetsial'nosti [Teaching language for special purposes]. Moscow, MGU, 76.
Kovkina, I.V. (2007) Formirovanie professional'no-pedagogicheskoy napravlennosti studentov v vuze: dissertatsiya kandidata pedagogicheskikh nauk [Developing career orientation in high school students in: Ph.D. in Education]. Nizhny Novgorod.
Kolesnikova, E.A. (2007) Formirovanie professional'no-pedagogicheskoy napravlennosti u budushchikh uchiteley russkogo yazyka i literatury: dissertatsiya kandidata pedagogicheskikh nauk [Developing career orientation in the future teachers of the Russian language and literature: Ph.D. in Education]. Ekaterinburg.
Kostakova, I.V. (2014) Psikhologicheskaya osnova professional'noy samorealizatsii lichnosti [Psychological basis of carerr self-actualization]. Kostakova,
I.V., & Belousova (Grigorieva) S.S. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal [National psychological journal]. 3 (15), 84-89.
Kuzmina, N.V. (1985) Sposobnosti, odarennost', talant uchitelya [Abilities, gift, talent of teaching]. Leningrad, Znanie. Leontiev, A.N. (1977) Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activities. Consciousness. Person]. Moscow, Politizdat, 304 p.
Lomov, B.F. (1984) Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii [Methodological and theoretical issues of psychology]. Moscow, 216 p. Mikhalevskaya, G.I. (1998) Obshchepedagogicheskie umeniya pedagoga [General pedagogical skills of the teacher]. St. Petersburg. Nikireev, E.M. (2004) Napravlennost' lichnosti i metody ee issledovaniya: uchebnoe posobie [The focus of personality and methods of research, manual]. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo psikhologo-social'nogo instituta, Voronezh MODEK, 192.
Nugumanova, L.F. (2008) Formirovanie professional'no-pedagogicheskoy napravlennosti budushchikh uchiteley v kontekstnom obuchenii: dissertatsiya kandidata pedagogicheskikh nauk [Developing career orientation in the future teachers in contextual training: Ph.D. in Education]. Nizhny Novgorod. Platonov, K.K. (1982) Sistema psikhologii i teoriya otrazheniya [The system of psychology and theory of reflection]. Moscow, Nauka.
Shmakov, Yu.A. (2010) Formirovanie professional'no-pedagogicheskoy napravlennosti u studentov khoreograficheskikh fakul'tetov vuzov kul'tury i iskusstv: dissertatsiya kandidata pedagogicheskikh nauk [Developing educational career orientation in students choreographic faculties of universities of culture and arts: Ph.D. in Education]. - Moscow.
Shcheglova TM (1985) Dinamika professional'no-pedagogicheskoy napravlennosti studentov [Dynamics of educational career orientation of students]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology]. 2, 73-75.
Slastenin, V.A. (1995) Formirovanie lichnosti uchitelya [Formation of the teacher's personality]. Collected papers. Slastenin, V.A., & Semushkina, L.G. Moscow.
To lochek, V.A. (2014) Professional'noe stanovlenie sub'ektov pedagogicheskoy deyatel'nosti: pozitivnye i negativnye izmeneniya [Professional formation of subjects of pedagogical activity: the positive and negative changes]. Tolochek, V.A., Timashkova, N.A., & Denisov, V.G. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University]. Series 14. Psychology. 1, 16-32.
To milova, G.A. (1975) Soderzhanie i metodika formirovaniya professional'no-pedagogicheskoy napravlennosti studentov universiteta: dissertatsiya kandidata pedagogicheskikh nauk [The contents and methods of educational career orientation of university students: Ph.D. in Education]. Leningrd. Zemlyanskaya, O.V. (2003) Formirovanie professional'no-pedagogicheskoy napravlennosti v podgotovke budushchego uchitelya: na primere filologicheskogo fakul'teta: dissertatsiya kandidata pedagogicheskikh nauk [Developing career orientation of the future teacher at the Department of Philology: Ph.D. in Education]. Novokuznetsk.