УДК 371.12.011.3.051
МОТИВЫ И СКЛОННОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
MOTIVES AND INCLINATIONS IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL QUALITIES OF STUDENTS OF DIFFERENT DEPARTMENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Е. А. Андреева E. A. Andreeva
ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессионально-педагогической направленности личности студентов, обучающихся на разных факультетах. Представлены результаты исследований профессиональных склонностей и мотивов педагогической деятельности в структуре профессионально-педагогической направленности личности. Установлено, что в зависимости от сочетания профессиональных склонностей и ведущих мотивов педагогической деятельности выделяются различные типы профессионально-педагогической направленности личности.
Abstract. The article is devoted to the problem of formation of professional pedagogical qualities of students of different departments. The results of the research of professional motives and inclinations in the structure of professional pedagogical qualities are given. It is also found out, that depending on combinations of professional inclinations and leading motives, different tupes of professional pedagogical personality are distinguished.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая направленность личности, обучение, воспитание, склонность, мотивы.
Keywords: pedagogical personality, training, upbringing, inclination, motive.
Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность изучения проблемы профессионально-педагогической направленности личности современного учителя связана с тем, что модернизация современной системы образования, реализация на практике личностно ориентированной модели школы и гуманистических принципов, подчеркивающих необходимость обеспечения духовно-нравственного развития школьников, -все это в значительной степени зависит от педагога как личности. Изучением профессионально-педагогической направленности личности занимались А. Г. Асмолов, С. А. Асадуллина, Н. Ф. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. А. Менчинская, Е. М. Никиреев, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др. Исследователи сходятся во мнении, что проблема профессионально-педагогической направленности тесно связана с вопросами общей направленности личности, и рассматривают ее как вид направленности личности, проявляющийся в профессиональной деятельности
человека, содержание которой определяется исходя из требований, предъявляемых к профессионалу. По мнению Л. М. Митиной [8], педагогическая направленность личности является профессионально значимым качеством, обуславливающим его индивидуальное и типическое своеобразие. Иерархическая структура педагогической направленности учителя в качестве доминирующих включает гуманистические мотивы и состоит из направленности на ребенка, направленности на себя и направленности на предметную сторону. А. К. Маркова [7] считает, что педагогическая направленность включает в себя мотивацию к профессии учителя, главное в которой - действенная ориентация на развитие личности ученика. Причем развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащихся. Н. В. Кузьмина [4] под профессионально-педагогической направленностью личности понимает систему педагогических умений, склонность заниматься теми или иными видами педагогической деятельности. Е. М. Никиреев [9] считает центральным звеном направленности личности учителя иерархическую систему устойчиво доминирующих мотивов личности и выделяет три вида ее сформированности: собственно-педагогическую направленность, направленность на предмет и ситуативную направленность.
Однако анализ литературы показал, что современные педагоги ориентированы в первую очередь на предметную сторону своего труда, на передачу знаний, неправомерно завышая роль предметной направленности учителя [6], [8]. В результате этого у школьников в большей мере происходит развитие когнитивной сферы личности, а процесс воспитания нравственных, духовных качеств отходит на второй план. В обеспечении духовно-нравственного развития учеников педагог должен обладать определенными личностными качествами, которые будут способствовать воспитанию учащихся. В связи с этим актуальным является вопрос, связанный с выявлением компонентов профессионально-педагогической направленности личности учителя, влияющих на ориентацию учителя во время учебно-воспитательной деятельности преимущественно на обучение или на воспитание, несмотря на то, что это единый образовательный процесс.
Одними из важных компонентов, определяющих профессионально-педагогическую направленность личности, выступают мотивы педагогической деятельности и склонности личности. В работах таких исследователей, как Э. А. Голубева, Н. С. Лей-тес, Б. Ф. Ломов, А. Б. Орлов, Б. М. Теплов, подчеркивается, что склонность является одним из сложных образований направленности личности, под которым понимается внутренняя мотивированная предрасположенность к деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые цели, но и сам процесс деятельности. Склонности обуславливают направленность личности на определенную деятельность и в то же время являются психическими формами выражения этого свойства. Установлено, что склонности определяются стабильными типологическими особенностями свойств нервной системы, уровнем активности мозга и являются устойчивым вектором выбора вида деятельности [2]. Под мотивами в психологии понимаются внутренние факторы, побуждающие реальную деятельность. А. Н. Леонтьев [5] мотивами называл конечные цели деятельности, то есть результаты и предметы деятельности, имеющие независимое мотивационное значение. Таким образом, склонность личности к определенному виду деятельности проявляется в мотивах.
Мы предположили, что у студентов различных факультетов имеют место разные типы профессионально-педагогической направленности личности, связанные с предрасположенностью будущих учителей во время учебно-воспитательной деятельности либо к процессу обучения, либо к процессу воспитания. Мы считаем, что в основе формирования различных типов профессионально-педагогической направленности личности, связанных с ориентациями преимущественно на процесс воспитания или на процесс обучения, лежат различные профессиональные склонности. Данные склонности выражаются в мотивах педагогической деятельности.
Материал и методика исследований. В исследовании приняли участие 248 студентов 3-4 курсов ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», среди которых 114 студентов физико-математического факультета (ФМФ), обучающихся по специальности «Математика и информатика», 134 - пси-холого-педагогического факультета (ППФ), обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования». Для выявления профессиональных склонностей мы использовали «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), разработанный Е. А. Климовым [3]. Для изучения иерархии мотивов педагогической деятельности применялся тест на определение иерархической структуры мотивационной сферы учителя и ведущих мотиваций педагогической деятельности, предложенный Н. А. Аминовым, Н. А. Морозовой, А. Л. Смятских [1].
Результаты исследований и их обсуждение. Проведенный анализ результатов, полученных с помощью методики ДДО, показал, что у студентов разных педагогических специальностей доминируют склонности к различным видам профессий. Среди студентов, будущих учителей начальных классов, наибольшую группу по численности занимают студенты с доминирующими склонностями к профессиональному типу «человек - человек» (44,03 %). Тогда как среди студентов, будущих учителей математики и информатики, склонностями к профессии типа «человек - человек» обладают 19,3 % испытуемых. Разница между склонностями к данному типу профессий подтверждена статистически (1 = 6,9897, р<0,001). Следовательно, будущие учителя начальных классов в большей степени по сравнению с будущими учителями математики и информатики склонны к педагогической деятельности. Исходя из этого, данные студенты более предрасположены к общению и взаимодействию с другими людьми, ориентированы на ребенка как объект воспитания и обучения. Наименьшей по численности среди будущих учителей начальных классов является группа студентов с доминирующими склонностями к типу профессий «человек - техника» (1,49 %). Однако среди будущих учителей математики и информатики данный профессиональный тип является преобладающим. Склонности к этому типу выражены у 25,44 % испытуемых (1 = - 10,4122, р<0,001). Данный факт свидетельствует о том, что студенты, будущие учителя математики и информатики, более склонны к профессиям технического типа. В первую очередь им будет интересна выбранная область знаний, преподаваемый предмет, а ученик сам по себе, вероятно, не будет для них столь значим. Наименьшей по численности среди студентов, будущих учителей математики и информатики, является группа студентов с доминирующими склонностями к типу профессий «человек - природа» (0,88 %).
Как мы предполагали, среди будущих учителей математики и информатики и среди будущих учителей начальных классов выделилась группа студентов, у которых преобладающими являются одновременно два профессиональных типа, причем один из которых - «человек - человек». По численности данная группа достаточно невелика -8,77 % и 12,68 % соответственно. Возможно, эти студенты обладают склонностями и к педагогической деятельности, и к определенной области науки.
Далее мы провели анализ мотивов педагогической деятельности студентов в зависимости от преобладающих склонностей. Были выявлены как сходства, так и различия в доминирующих мотивах у студентов, обладающих разными склонностями. Установлено, что среди студентов ППФ, обладающих склонностями к типу «человек - человек», наивысшие ранги имеют такие мотивы педагогической деятельности, как мотивы альтруизма (16,85 %), покровительства (13,6 %) и понимания (11,75 %). Сочетание данных мотивов педагогической деятельности свидетельствует о желании будущих учителей не только наставлять, напутствовать, делать что-либо совместно с учениками, но и глубже познать мир ребенка, понять его особенности, интересы, потребности, заботиться, опекать, поддерживать учеников. Наличие данной совокупности мотивов в мотивационной структуре педагога свидетельствует об интересе к ребенку и определяет желание педагога в первую очередь быть воспитателем. У будущих учителей начальных классов, имеющих склонности к типам профессий «человек - знаковая система», «человек - техника», «человек - природа», «человек - художественный образ», наряду с мотивом альтруизма доминирует мотив в уважении (9,53 %), то есть для них актуальным становится не только любовь к детям, желание их опекать, помогать, но и желание найти самоуважение в профессиональном плане. Для студентов ППФ, обладающих склонностями к нескольким профессиональным типам, в том числе к типу «человек - человек», доминирующими мотивами педагогической деятельности оказались мотивы, связанные с потребностью в альтруизме (19,24 %), уважении (16,6 %) и аффилиации (9,52 %). Представление потребности в аффилиации в высоком ранге дает основание прогнозировать успешность работы будущего педагога на основании хорошего взаимопонимания с обучаемыми.
Студенты ФМФ, обладающие склонностями к профессиям типа «человек - человек», обладают схожей со студентами ППФ структурой доминирующих мотивов педагогической деятельности. Преобладающими в данной группе студентов оказались мотивы альтруизма, опеки и покровительства. Будущие учителя математики и информатики, обладающие склонностями к типам профессий «человек - знаковая система», «человек - техника», «человек - природа», «человек - художественный образ», имеют несколько иную структуру мотивации. На первом месте в этой группе отмечен мотив уважения (7,37 %), на втором - мотив достижения (5,92 %), на третьем месте - мотив, связанный с потребностью в признании (3,52 %). Это говорит о неумении будущих педагогов использовать в целях воспитания личный пример, об отсутствии желания общаться с детьми без необходимости. В основе этого, видимо, лежат представления данных студентов об идеальном учителе, в которых ведущее место отводится академическим и дидактическим способностям педагога. Умения учителя налаживать взаимоотношения с учениками, проникать в суть их проблем воспринимаются как второстепенные, в результате чего у студентов нет стремления их развивать и совершенствовать. Для студентов ФМФ, обладающих смешанными склонностями, характерными мотивами педагогической деятельности оказались мотивы, связанные с потребностью
в альтруизме (16,9 %), в уважении (10,9 %) и в аффилиации (7,1 %). Будущих учителей математики и информатики будет характеризовать, в первую очередь, любовь к детям, желание общаться с ними, заниматься совместно какой-либо деятельностью, оказывать им помощь. При этом важным остается желание добиться уважения как коллег, так и детей.
Для изучения своеобразия взаимосвязи мотивов педагогической деятельности и склонностей будущих учителей начальных классов и будущих учителей математики и информатики был проведен корреляционный анализ. Как у будущих учителей математики и информатики, так и у будущих учителей начальных классов была выявлена корреляционная взаимосвязь между склонностями к профессиям типа «человек - человек» и мотивами покровительства (г=0,3096, р<0,01), понимания (г=0,3012, р<0,01), альтруизма (г=0,2456, р<0,01). Кроме того, в группе студентов ППФ была установлена корреляционная взаимосвязь между профессиональными склонностями к типу профессий «человек - техника» и мотивом избегания неудач (г=0,3174, р<0,01). Однако у студентов ФМФ склонности к типу «человек - техника» взаимосвязаны с мотивом порядка (г=0,222, р<0,05). Вероятно, студенты ППФ, осознавая отсутствие склонностей к данной специальности, выбирали ее по каким-либо другим причинам (избежать службы в армии, так как больше никуда не поступили, и т. д.). Данным студентам не интересен ребенок, они не мотивированы заниматься педагогической деятельностью.
Корреляционная взаимосвязь в группе студентов ФМФ была обнаружена между профессиональными склонностями к типу «человек - знаковая система» и мотивами уважения (г=0,2504, р<0,01), порядка (г=0,1840, р<0,05). При этом было установлено, что чем ярче выражены у будущих учителей математики и информатики данные профессиональные склонности, тем реже в педагогической деятельности присутствовали мотивы альтруизма (г=-0,2549, р<0,01) и покровительства (г=-0,2742, р<0,01). Выявлено, что у студентов, будущих учителей математики и информатики, при доминировании профессиональных склонностей к типу профессий «человек - художественный образ» большое значение приобретают мотивы привлечения внимания (г=0,0295, р<0,05), быть опекаемым (г=0,1866, р<0,05), нарциссизма (г=0,2912, р<0,01), при одновременном уменьшении влияния мотива достижения (г=-0,2362, р<0,01). Следовательно, этим студентам мало интересна педагогическая деятельность. При реализации данных потребностей педагог занят главным образом самим собой, имеет плохой контакт с аудиторией.
Резюме. В основе формирования различных типов профессиональнопедагогической направленности личности, связанных с предрасположенностью будущих учителей во время учебно-воспитательной деятельности либо к процессу обучения, либо к процессу воспитания, лежат разные склонности и мотивы педагогической деятельности. Тот или иной тип профессионально-педагогической направленности личности будущих учителей имеет разный удельный вес на различных педагогических специальностях. Направленность личности будущего учителя во время учебновоспитательной деятельности преимущественно на процесс воспитания включает в себя наличие склонностей к профессиям типа «человек - человек» и мотивов, связанных с потребностями в альтруизме, покровительстве, понимании. Сочетание склонностей к профессиям типа «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ» и мотивов, не обладающих гуманистической
направленностью, определяют профессионально-педагогическую направленность личности будущего учителя преимущественно на процесс передачи знаний, обучение учеников. Смешанный тип профессионально-педагогической направленности личности студентов определяется наличием склонностей к профессиям разного типа, а также такими мотивами педагогической деятельности, как мотивы альтруизма, уважения и аф-филиации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аминов, Н. А. Психодиагностика педагогических способностей / Н. А. Аминов, Н. А. Морозова, А. Л. Смятских. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. - 34 с.
2. Голубева, Э. А. Способности и склонности : комплексные исследования / Э. А. Голубева. - М. : Педагогика, 1989. - 200 с.
3. Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. - М. : МГУ, 1995. - 224 с.
4. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - М. : Высшая школа, 1990. - 119 с.
5. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1999. - 486 с.
6. Маралов, В. Г. Основы самосознания и саморазвития / В. Г. Маралов. - М. : Академия, 2004. -
256 с.
7. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993. - 190 с.
8. Митина, Л. М. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л. М. Митина, Н. С. Ефимова. - М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2003. - 144 с.
9. Никиреев, Е. М. Направленность личности и методы ее исследования / Е. М. Никиреев. - М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2004. - 192 с.