Научная статья на тему 'Интеграция средств урочной и внеурочной деятельности сельских школьников'

Интеграция средств урочной и внеурочной деятельности сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1038
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВА / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / INTEGRATION / AN EDUCATIONAL ACTIVITY / AN OUT-OF-CLASS ACTIVITY / MEANS / RURAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна

В статье рассматриваются особенности, сущность, идеи, уровни, способы, а также комплексные формы интеграции средств урочной и внеурочной деятельности детей: занятия в разновозрастных группах, выполнение проектов, «ключевые» общешкольные дела, дни свободного выбора и творчества. Особое внимание уделяется подготовке и проведению проблемно-тематических дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Means of Rural School Students’ Class and Out-of-Class Activity

In the article features, essence, ideas, levels, ways, and also complex forms of integration of means of the children’s class and out-of-class activity are considered: lessons in uneven-age groups, projects realization, «key» all-school affairs, days of a free choice and creativity. The special attention is given to preparation and carrying out problem and thematic days.

Текст научной работы на тему «Интеграция средств урочной и внеурочной деятельности сельских школьников»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

УДК 37.013

Л. В. Байбородова

Интеграция средств урочной и внеурочной деятельности сельских школьников

В статье рассматриваются особенности, сущность, идеи, уровни, способы, а также комплексные формы интеграции средств урочной и внеурочной деятельности детей: занятия в разновозрастных группах, выполнение проектов, «ключевые» общешкольные дела, дни свободного выбора и творчества. Особое внимание уделяется подготовке и проведению проблемно-тематических дней.

Ключевые слова: интеграция, учебная деятельность, внеурочная деятельность, средства, сельская школа. L. V. Bayborodova

Integration of Means of Rural School Students' Class and Out-of-Class Activity

In the article features, essence, ideas, levels, ways, and also complex forms of integration of means of the children's class and out-of-class activity are considered: lessons in uneven-age groups, projects realization, «key» all-school affairs, days of a free choice and creativity. The special attention is given to preparation and carrying out problem and thematic days.

Key words: integration, an educational activity, an out-of-class activity, means, rural school.

В условиях сельской школы нет и не может быть четкого разграничения урочной и внеурочной деятельности детей. Здесь не допустимы за-организованность, монотонность, жесткая ре-жимность, которые будут угнетать и подавлять детей. Малочисленность школы позволяет подходить более гибко к построению урочной и внеурочной деятельности. Урок может логично переходить в воспитательные мероприятия и наоборот. Возможны большая гибкость и мобильность при организации педагогического процесса. В этой связи сельской школе особенно важно обеспечить идеи интеграции, что означает:

- взаимопроникновение педагогических средств, используемых в учебной и внеурочной деятельности;

- органичную связь содержания урочной и внеурочной деятельности, закрепление знаний, умений, навыков, полученных на уроках, во внеурочной работе;

- взаимосвязь общего и дополнительного образования;

- гибкий характер организации учебного процесса, включающий в себя формы и методы внеурочной деятельности детей, неформальные способы взаимодействия педагогов и учащихся;

© Байбородова Л. В., 2012

- введение новых интегративных курсов, предметов, создание творческих коллективов;

- объединение ряда педагогических средств урочной и внеурочной деятельности в особые воспитательные комплексы (разновозрастные и интегрированные занятия, занятия на природе, предприятиях, в культурных учреждениях и др.).

В условиях сельской школы имеются благо -приятные условия для развития интегративных связей. Именно интеграционные процессы помогают сегодня выживать, сохраняться и развиваться малочисленной школе, например, объединяя образовательные ресурсы учреждений села, школы и социума. Если педагоги ориентированы на ребенка, на учет и развитие его интересов и потребностей, стираются четкие грани между учебной и внеучебной деятельностью, многие формы работы интегрируют цели, задачи, содержание учебных дисциплин и внеучебной деятельности. Малочисленность коллектива школы и классов позволяет гибко выстраивать учебно-воспитательный процесс, мобильно корректировать режим деятельности школы и учебное расписание, быстрее реагировать на потребности каждого ребенка, заказ родителей, запросы педагогов, социальных партнеров.

Большие возможности для гибкого построения учебно-воспитательного процесса объясняются также глубокими, естественными и систематичными отношениями детей и педагогов, педагогов и родителей, взаимообусловленными связями школы и среды, их существенным влиянием друг на друга, включенностью учащихся в дела ближайших хозяйств. Сельские учителя в отличие от городских ведут несколько предметов, что позволяет им очень естественно интегрировать учебный материал без существенной перестройки учебного расписания.

Интеграцию в образовательном учреждении можно представить на внутреннем и внешнем уровне. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении, внешняя - взаимодействие учреждения с социумом, другими структурами.

Прежде всего, остановимся на внутришколь-ной интеграции, которая может быть рассмотрена как взаимосвязь и взаимодействие различных педагогических средств на нескольких уровнях:

- осуществление внутренних связей используемого средства, например, внутрипредметные связи;

- осуществление связей между педагогическими средствами, например, межпредметные связи;

- интегрирование одних средств в систему другого средства (интегрированный урок);

- интеграция средств, которая приводит к возникновению нового педагогического средства (обучение в разновозрастных группах, проблемно-тематический день и др.).

Различают также вертикальные и горизонтальные межпредметные связи. В сельской школе можно осуществлять одновременно интеграцию по горизонтали, то есть межпредметную, и по вертикали между классами.

Интеграция ведет к рождению новых педагогических средств и может осуществляться в следующих направлениях:

- расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам; повышение воспитательного потенциала учебного процесса, влияния учебной деятельности на нравственное и в целом социальное становление ребенка;

- усиление интеллектуального, познавательного характера внеурочной деятельности;

- использование комплекса педагогических средств, которые стирают грани между учебным процессом и внеурочной деятельностью детей, в относительно равной мере решают воспитатель-

ные и образовательные задачи, обеспечивают разностороннее развитие учащихся.

Высокий уровень интеграции урочной и внеурочной деятельности детей предполагает использование педагогических средств, которые не регламентируются классно-урочной системой, а представляют собой новое качественное образование; его сложно однозначно отнести к учебной или внеурочной деятельности, это комплексное педагогическое средство.

Представим наиболее распространенные ин-тегративные средства, которые в течение многих лет используются в сельских школах Ярославской области и подтверждают свою высокую воспитательную и образовательную эффективность.

Естественным и востребованным способом интеграции средств учебной и внеурочной деятельности детей являются занятия в разновозрастных группах (РВГ), когда организуется разновозрастное обучение, то есть совместная учебная деятельность детей. В этом случае успешно решаются не только образовательные задачи (прочность усвоения учебного материала, актуализация ранее изученного, опережающее обучение и др.), но и комплекс социальных и воспитательных задач, недоступных для традиционного урока, например:

- расширение и обогащение социального опыта взаимодействия детей, который весьма ограничен в условиях малочисленного классного и школьного коллективов;

- развитие коммуникативных умений и навыков;

- воспитание у старших детей чуткого, внимательного отношения к людям через заботу о младших;

- развитие ответственности, самостоятельности, организаторских способностей;

- развитие речи, умений излагать в доступной форме информацию для других;

- овладение способами совместной работы в группах и микрогруппах, развитие самоуправления и самоорганизации;

- защита и поддержка тех детей, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников;

- организация взаимообучения;

- воспитание у младших уважительного отношения к старшим и т. д. [1].

Проектная деятельность учащихся сегодня широко используется в образовании, она связана

с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания конкретного продукта, обладающего объективной и субъективной новизной; представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и реализуются ими в результате теоретической проработки новой информации.

Выполнение большинства учебных проектов предусматривает освоение детьми знаний по комплексу изучаемых дисциплин и выходит по содержанию и объему учебного материала, времени и способам его освоения за рамки учебной деятельности детей. Как правило, учебные проекты являются лично и (или) социально значимыми. В то же время любой социальный проект, выполняемый учащимися во внеурочное время, предусматривает опору на приобретенные знания по учебным дисциплинам, а также усвоение новой информации, ее переработку в процессе самостоятельного поиска. Следовательно, эта деятельность благоприятно влияет на повышение образованности детей, совершенствование их учебной деятельности. Так, например, в Велико-сельской школе Ярославской области, учащиеся, создавая и реализуя в течение полугодия общешкольный социальный проект «Возрождение великосельских традиций», выполняли ряд конкретных групповых проектов («Проба пера», «Самиздат», «Кукольный театр», «История и создание костюма», «Экскурсия по с. Великое» и др.) в процессе учебных занятий по ряду дисциплин, изучения элективных курсов и во внеурочное время, привлекая родителей и выпускников школы. При этом стимулировалось взаимодействие и совместный поиск учителей, классных руководителей, социальных партнеров.

Общешкольные «ключевые» дела. Это понятие введено В. А. Караковским, под руководством которого впервые такие дела стали проводиться в городской школе. В основе дела лежит яркая, привлекательная, значимая и в то же время понятная всем идея (тема), которая определяется и разрабатывается всеми членами коллектива. При планировании ключевого дела предусматривается, как провести данную идею через учебный процесс и внеурочную деятельность. Так, например, определяются специальные темы учебных занятий, учителя включают в содержание урока специальные вопросы, проблемы для обсуждения, учебные задачи и т. п.

В отличие от обычных школьных, ключевые дела предполагают участие в их подготовке и проведении всех классных коллективов и школьных объединений. Они рассматриваются как значительные «воспитательные дозы». В небольшой сельской школе такие дела могут проводиться ежемесячно, некоторые из них приобретают традиционный характер.

Ключевые дела представляют собой комплекс различных творческих дел, выполнение проектов. Покажем это на примере некоторых ключевых творческих дел:

- «Мне о России надо говорить»: «Легенды нашего края», Час общения «Деревня моя», краеведческое лото «Знаешь ли ты свой край», час общения «Мой край давным-давно», «Семейные альбомы на классный вернисаж»;

- «Фестиваль творчества»: «Фестивальная ромашка», «Фестивальный калейдоскоп», «Эстафета веселых экспромтов», «Фестивальная карусель», «Слет туристов», «Алло, мы ищем таланты», «Бабушкин сундук», вечер «Лире звучать».

Общешкольные ключевые дела предполагают формирование разновозрастных объединений для выполнения различных видов деятельности. Такие дела позволяют оптимально использовать кадровые и материальные ресурсы школы и социума для решения воспитательных, содержательных, организационных задач и представляют детям возможность выбирать виды и способы деятельности в соответствии со своими интересами.

День свободного выбора и творчества. Это

эффективное интегративное комплексное образовательное и диагностическое средство. В этот день у ребенка есть возможность сделать осознанный выбор, принять самостоятельное решение, чем ему заниматься, в каких видах деятельности участвовать. В такие Дни создаются разновозрастные группы с учетом познавательных интересов и желаний детей. День может включать:

1) уроки по выбору;

2) занятия по интересам;

3) час свободного общения школьников и педагогов;

4) коллективное творческое дело.

В такой день учащиеся имеют возможность выбирать, пробовать себя, проявить свои интересы и потребности. Они участвуют в нетрадиционных учебных занятиях, в совместной работе с учащимися других классов, когда сочетаются

учебные и досуговые формы организации деятельности детей.

Уроки по выбору и последующее выяснение причин прихода учащихся на данный урок позволяют изучить мотивацию учения и поведения детей, отношение к предметам и учителям.

Изучение и развитие направленности, мотивации и интересов школьников осуществляются при выборе внеурочных занятий. Целесообразно привлечение к проведению уроков по выбору, занятий по интересам студентов, местных и районных специалистов, родителей. Такие дни, как правило, разрабатываются педагогами и учащимися. Они делают школьную жизнь разнообразной, развивают их общение.

Другая форма интеграции средств учебной и внеучебной работы - организация в школе «Малой Академии наук», которая проводится с учетом желаний и интересов детей и предложений педагогов.

Цели организации «Малой Академии наук»:

- развитие познавательных интересов учащихся;

- углубление знаний учащихся по различным дисциплинам;

- формирование умений творчески подходить к ранее изученному материалу;

- формирование отношений сотрудничества между старшими и младшими, учителями и учениками.

Подготовительный этап проходит в форме группового обсуждения. Приглашаются все желающие принять участие в планировании работы. Учащиеся совместно с учителями распределяются по группам (во главе группы -учитель-консультант). Они обсуждают, какие проблемы рассмотреть на заседании Академии. Группы выдвигают свои предложения. Все идеи коллективно обсуждаются, после дискуссии определяют тему заседания Академии наук. Затем решают в группах:

- кого следует пригласить в качестве гостя (писателя, местного специалиста, музейных работников, библиотекаря, сотрудников планетария и др.), чтобы расширить свои знания по данной теме;

- какое познавательное дело целесообразно подготовить к данному дню (фольклорный праздник, игру «Что? Где? Когда?» и др.);

- как проанализировать, подвести итоги дня.

Для решения каждой проблемы создаются

разновозрастные группы учащихся. Педагоги устанавливают контакты с различными учрежде-

ниями культуры, уточняют темы, помогают в работе творческих групп, составляют расписание занятий на день работы Академии наук в школе.

Ярким, убедительным подтверждением внешней и внутренней интеграции являются проблемно-тематические дни, которые получили распространение в последние годы в ряде сельских школ Ярославской области. Планирование, подготовка, проведение, подведение итогов такого дня позволяют включить каждого ребенка в различные виды деятельности и обеспечить его занятость во внеурочное время творческой и продуктивной работой.

Главная цель проблемно-тематического дня -сформировать у детей целостный, системный взгляд на окружающий мир, помочь им осознать личностный смысл проживания в этом мире. Основной идеей такого дня является выявление жизненно важной для детей проблемы, решение которой предполагает интеграцию всех или большинства областей знаний, он обеспечивает формирование универсальных учебных действий и личностных качеств учащихся, объединяет в творческом поиске усилия педагогов, учащихся, родителей, а возможно и представителей социума. Организация проблемно-тематического дня предполагает целенаправленную подготовку в течение недели (возможно и дольше) целостного и яркого события с учетом актуальной проблемы, которая пронизывает учебный процесс, многие учебные занятия и осуществляется во внеурочное время.

Проблемно-тематический день - это яркое событие, позволяющее каждому ученику найти ответы на важные и значимые для него вопросы, при этом поиск ответов осуществляет сам ребенок под руководством педагогов, приобретая для этого необходимые знания из тех дисциплин, которые он изучает.

Проведение таких дней позволяет ребенку осознать следующее:

- взаимосвязь знаний, приобретаемых в школе, с проблемами, которые придется решать в жизни;

- взаимосвязь всех явлений окружающей жизни и взаимосвязь всех учебных предметов;

- необходимость приобретать знания, чтобы решать жизненные проблемы;

- любую жизненную проблему может и способен решать сам человек;

- личную ответственность за принятие решений;

- важность и полезность обучения в школе.

Проблемно-тематический день позволяет реализовать целостный, системный подход к организации образовательного процесса в сельской школе, в частности, в начальных классах:

- интегрировать усилия взрослых и детей для организации крупных воспитательных «доз», которые могут ярко завершать учебную неделю;

- на каждом этапе образовательного процесса определять для ребенка привлекательную перспективу, которая станет важным мотивом его учебной деятельности;

- целенаправленно организовывать внеурочную деятельность, органично соединив ее с учебным процессом, избавиться от случайности и стихийности в организации образовательного процесса;

- оптимально использовать финансовые и кадровые ресурсы.

Отличительные признаки проблемно-тематического дня:

- наличие актуальной проблемы, которая чаще всего представлена в виде вопроса, решение которого связано с поиском информации самими детьми в течение подготовки и проведения дня;

- общая проблема может разбиваться на под-вопросы, каждый из которых рассматривается детьми самостоятельно за отведенный промежуток времени (на занятии, экскурсии, встрече, дискуссии, после уроков, дома и т. п.);

- целостность дня, то есть подчиненность проблеме, его интегративный характер, когда явно отсутствуют разграничение учебных предметов, учебных занятий и воспитательных мероприятий, а каждый этап дня, каждое действие детей соответствуют поставленной проблеме;

- гибкость в организации дня, отсутствие жестких временных и организационных рамок; в этот день проводятся не занятия по расписанию, а встречи детей, педагогов, родителей, специалистов по обсуждению конкретных проблем, время и место проведения которых строго не ограничивается, а гибко регулируется в зависимости от объема обозначенных детьми вопросов;

- значительную часть дня составляют импровизация, творчество, обсуждения, практическая деятельность детей, проектная и исследовательская работа;

- в подготовке и проведении дня участвуют родители, местные специалисты и жители, учащиеся старших классов, выпускники, учащиеся из других школ.

Проблемно-тематический день - это результат совместного творчества и поиска взрослых и

детей в школе и дома, на уроке и во внеурочное время.

Назовем принципы организации проблемно-тематического дня.

1. Опора на личный опыт детей, что означает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выявление проблемы, которая связана с интересами и потребностями детей;

- доступность формулировки проблемы и возможность ее решения самими детьми при соответствующем педагогическом сопровождении;

- организацию целеполагания, обеспечивающего положительную мотивацию участия детей в деятельности;

- решение конкретных практических задач, показывающих личный вклад ребенка, значимость действий для его жизни, семьи, близких людей;

- организацию рефлексии с учетом обсуждаемых проблем.

2. Социально-практическая направленность деятельности детей, предполагающая:

- выявление проблем, связанных с жизнью села, его перспективами, интересами жителей;

- участие детей в обсуждении социально-значимых проблем;

- реальный вклад детей в изменение окружающей среды через решение практико-ориентированных задач, выполнение практических работ;

- взаимодействие с жителями села, специалистами различных производств;

- проведение экскурсий, исследовательской работы, «вхождение в реальную жизнь села».

3. Разнообразие и вариативность, направленные на создание эмоциональной атмосферы, развитие активности детей, что предусматривает:

- включение детей в различные виды и способы деятельности;

- использование игровых, соревновательных приемов;

- создание ситуаций выбора и принятия решений;

- предоставление каждому ребенку возможности высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу;

- разнообразие обстановки проведения занятий;

- разнообразие и сменяемость контактов детей, их ролевых позиций;

- оптимальное сочетание групповой и индивидуальной работы.

4. Комфортность и естественность образовательной среды, что означает:

- отсутствие давления, навязывания мнений со стороны взрослых;

- принятие каждого мнения, решения, одобрение полученного результата;

- добровольность участия ребенка в обсуждении проблемы и деятельности;

- создание атмосферы успеха и экспериментирования;

- поддержка, одобрение самостоятельности суждений, проявления инициативы;

- возможность выбирать и не соглашаться с мнением большинства, двигаться своим путем и темпом.

Как определяется тематика проблемно-тематических дней ? У такого дня должно быть яркое, привлекательное название, отражающее главную идею, значимую для детей и обозначающую их позицию. При определении тематики и содержания тематических дней учитывается следующее:

- воспитательные задачи школы, образовательная программа и план внеурочной деятельности детей;

- содержание учебного материала по различным дисциплинам и на разных ступенях обучения;

- интересы и потребности детей;

- актуальность проблем села, региона, страны;

- предложения родителей, проблемы, которые их волнуют;

- текущие проблемы и ситуации.

Взрослые и дети вместе осуществляют поиск

тем и проблем для обсуждения.

Возможны разные подходы к определению содержания таких дней.

1. Определяется тема, а затем проблемы, которые будут обсуждаться. Например, проблемы тематического дня «Я и вода» в Плещеевской основной школе Ярославской области были следующими:

- Какую воду мы пьем? (обсуждение сопровождалось исследованием состава воды из разных местных источников и разработкой рекомендаций по ее очистке и употреблению) - материал химии и биологии;

- Как защитить внутренние воды своего региона? (проводилась очная и заочная экспедиции по рекам и озерам, конкурсы, викторина, защита проектов) - география, ОБЖ;

- Сколько стоит вода? (учащиеся решали практические задачи по употреблению воды и определению способов ее экономии) - физика, биология, экономика;

- Как вести себя на воде? (обсуждались вопросы, с которыми могут столкнуться дети, находясь на реке, озере, разыгрывались ситуации, проводились конкурсы) - физкультура, ОБЖ, биология.

Завершался день творческой встречей с местными поэтами, художниками, интересными людьми поселка, на которой было представлено детское творчество (рисунки, стихи, сочинения по теме дня), создавались совместные экспромт-ные творения детей и взрослых.

В этом случае используется соответствующий учебный материал из разных дисциплин при рассмотрении конкретной проблемы.

2. Определяется проблема дня с учетом темы какого-либо предмета, а затем проводятся учебные занятия по всем остальным предметам, при этом на каждом занятии разбирается аспект этой проблемы. За основу планирования дня берутся темы по образовательным стандартам учебных дисциплин и наполняются содержанием с учетом проблемы. Например, проблема дня связана с темой курса «Окружающий мир» и посвящена животным: «Почему их называют нашими меньшими братьями?» Соответственно на русском языке отбираются связанные с этой проблемой тексты, на математике - задачи, чтении -рассказы и т. п. После уроков организуется трудовой десант, связанный с заботой о животных, или проектная деятельность по разработке живого уголка, проведению акций защиты животных.

3. Определяется тема и соответственно ей ряд практико-ориентированных проблем, которые полезны и интересны самим детям и их родителям, при этом учебный материал используется в интегрированном виде безотносительно к какой-либо теме образовательного стандарта по предмету. Примером является проблемно-тематический день «Один день из жизни семьи»:

- «Ремонт в доме».

- «Мой дом - моя крепость».

- «Самая нужная вещь в доме».

- «Выращивание культурных растений».

- «Герб моей семьи».

- «Читаем всей семьей».

Возможны и другие варианты определения содержания проблемно-тематического дня. Так, например, в одной из школ был проведен день «Крепка семья - крепка держава», в ходе которого на каждом учебном предмете рассматривалась конкретная проблема, связанная с этой темой.

В любом случае, в любом варианте содержание проблемно-тематического дня, как уже от-

мечалось, определяется в результате совместного планирования детей и взрослых.

Как часто проводятся проблемно-тематические дни?

Решение этого вопроса, прежде всего, зависит от опыта педагогов, их подготовленности, понимания сути проблемно-тематического дня. Некоторые педагоги планируют проведение таких дней один раз в месяц или четверть, объясняя это сложностью подготовки. На первый взгляд проведение подобных дней требует больших затрат усилий и времени педагогов. Такое ощущение возникает в том случае, если учитель все пытается сделать сам, и склонен к заранее заготовленному сценарию, разработанному детально, где дети выполняют его замыслы.

Если педагог работает в режиме развивающего обучения, способен к импровизации, привлечь к активной работе родителей, других специалистов, он не будет писать сценариев, а выступит в роли организатора и координатора деятельности взрослых и детей. В этом случае логично каждую неделю посвящать конкретной проблеме и завершать единым проблемно-тематическим днем. Такое построение образовательного процесса вполне соотносится с идеями образовательного стандарта второго поколения. Например, учителями начальных классов сельских школ разработана примерная тематика и структура таких дней. По каждому из направлений: «Я и мое село», «Я и моя семья» - определены более 30 тем-проблем, что позволяет педагогам совместно с родителями и детьми делать выбор общей темы или проблемы на весь год и конкретного дня [2, с. 226-281].

Регулярность проведения дней зависит также от возможностей детей и семей, сложности рассматриваемой проблемы.

Можно предложить следующую примерную структуру проблемно-тематического дня.

1. Открытие дня, включающее создание проблемной ситуации, средства, обеспечивающие мотивацию на проведение дня, знакомство с планом и правилами дня. Полезно пригласить специалиста, который даст важное задание, подвести итоги конкурсов, проведенных на этапе подготовки, представить результаты экскурсий, выполнение проектов, открыть выставки и пр.

2. Проведение занятий образовательного характера по решению конкретных проблем. Это, как правило, 2-4 занятия, содержание которых связано с содержанием учебных дисциплин и в то же время дополняет и расширяет его. Время

занятий не должно строго регламентироваться, оно определяется завершенностью решения поставленной задачи.

3. Проведение воспитательного мероприятия, содержание которого, как правило, определяется потребностями, интересами детей и родителей, и проходит в виде праздников, игр, конкурсов; выполнение или представление проектов, творческих работ. Это должно быть яркое, эмоциональное завершение основной части дня.

4. Проведение итоговой дискуссии, обсуждения по проблеме дня. Очень важно еще раз вернуться к главной проблеме дня и проверить, что в конечном итоге присвоено детьми, расставить главные акценты, определить жизненные ориентиры. С этой целью целесообразно провести дискуссию по острым, противоречивым проблемам, обсудить программу действий по решению проблем, выполнить яркое творческое задание (сочинить стихи, придумать девиз дня, изобразить, те-атрализировать и т. п.) с учетом интересов и потребностей детей, особенностей сельского социума. Возможно завершение дня экскурсией, встречей с интересным человеком, презентацией результатов исследований, решением практической задачи, обсуждением проблемных вопросов.

5. Подведение итогов, анализ дня. Рефлексия. В зависимости от ситуации данный этап может проводиться в тот же день, либо на следующий. Все зависит от содержания дня, его организации, настроения участников. Этот этап может быть посвящен награждению, высказыванию мнений и оценок о проведенной работе. Особое внимание уделяется каждому ребенку, его суждению о прожитом дне, себе, своих товарищах.

Рассматривая проблемно-тематический день как интегративное средство учебной и внеурочной деятельности детей, можно отметить следующее:

- в сельских, особенно малочисленных, школах проведение таких дней позволит педагогам объединиться и рационально распределить обязанности для организации внеурочной деятельности детей, поскольку при подушевом финансировании не достаточно средств на оплату специалистов и организаторов дополнительного образования детей;

- в процессе проведения проблемно-тематических дней педагоги обеспечивают участие ребенка в различных видах деятельности, используя для этого собственные ресурсы, возможности социума и ближайших школ;

- педагоги совместно с родителями и детьми могут оформлять карты (маршруты) занятости детей во внеурочное время.

Таким образом, проблемно-тематический день является не только эффективным средством интеграции, но и рациональным способом решения проблемы организации внеурочной деятельности детей в сельской школе, особенно малочисленной и удаленной от районных центров.

Школьная практика богата различными способами и средствами интеграции общего и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности, которые коллектив обоснованно выбирает. Использование интегративных средств способствует формированию у детей целостного представления об окружающем мире, обеспечению связи между теорией и практикой,

достижению гармонии в формировании личности школьника и построении образовательного процесса, совершенствованию профессионального мастерства учителей и классных руководителей, развитию сотрудничества всех участников педагогического процесса, взаимодействия сельской школы со своими социальными партнерами.

Библиографический список:

1. Байбородова, Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся [Текст] / Л. В. Байбородова. - Ярославль : Академия развития, 2007. - 336 с.

2. Байбородова, Л. В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников [Текст] : учебно-метод. пособ. / Л. В. Байбородова. - Ярославль : Департамент образования Ярославской области, 2011. -289 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.