УДК 342.9 © Е. Г. Чернова, 2010
Особенности привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности
Е. Г. Чернова *
Сотрудники органов внутренних дел несут специальную дисциплинарную ответственность, особенностью которой является применение норм не только специальных законов и ведомственных нормативных актов, но и трудового законодательства, обладающего высшей юридической силой. Данная особенность не всегда учитывается руководителями при решении вопросов о привлечении сотрудников к дисциплинарной ответственности.
Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, сотрудник, органы внутренних дел, дисциплинарное взыскание, проступок, служебная дисциплина.
Дисциплинарная ответственность — одна из важнейших правовых категорий и заслуженно занимает одно из центральных мест в общей теории права . Однако до настоящего времени ее признанная традиционность и вместе с тем неоднозначность продолжают оставаться причиной актуальности этой проблемы .
В сложившихся условиях глобализации, процессов построения в Российской Федерации правового государства дисциплинарная ответственность приобретает особую значимость, поскольку представляет собой важную меру защиты интересов личности, общества и государства
Дисциплинарная ответственность формулируется юристами с разных позиций Отдельные ученые рассматривают дисциплинарную ответственность как обязанность . В частности, А . В . Никифоров определяет дисциплинарную ответственность как возникающую из факта совершения дисциплинарного и иного правонарушения обязанность лица понести наказание, заключающееся в применении соответствующим должностным лицом в установленном порядке дисциплинарных взысканий, выражающих государственное осуждение противоправного, виновного поведения нарушителя служебной дисциплины 1 .
По мнению, Л . А . Сыроватской, дисциплинарная ответственность — это «обязанность работника ответить перед администрацией предприятия (учреждения) за совершенный дисциплинарный проступок и понести те меры воздействия, которые указаны в санкциях трудового права» 2 .
К . Н . Гусов и В . Н . Толкунова также считают, что «дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за вино-
вное, противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей» 3 .
Ряд авторов рассматривают понятие дисциплинарного взыскания, а не юридической ответственности или же определяют ее через дисциплинарное взыскание, акцентируя свое внимание на заключительной стадии — исполнении дисциплинарной ответственности 4 .
С . Е . Чаннов полагает, что дисциплинарная ответственность есть одно из средств укрепления служебной дисциплины Государственное принуждение, проявляющееся в форме дисциплинарных взысканий, направлено на охрану отношений, связанных с исполнением государственными служащими своих должностных обязанностей 5 .
Тесная связь дисциплины и дисциплинарной ответственности позволяет отнести служебную подчиненность к числу существенных признаков дисциплинарной ответственности . По этому признаку дисциплинарная ответственность отличается от других видов юридической ответственности и направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения 6 .
А В Никифоров также указывает на данную особенность дисциплинарной ответственности, отмечая, что к дисциплинарной ответственности виновные привлекаются теми должностными лицами и органами, от которых зависит назначение провинившихся на должность или которым нарушители дисциплины подчинены по службе 7.
С . Н . Братусь полагает, что дисциплинарная ответственность, будучи реализацией дисциплинарных санкций за нарушение участником трудового правоотношения своих трудовых обязанностей, — особый вид штрафной, карательной ответ-
В нашем журнале публикуется впервые .
*
ственности. Общепризнанно, что дисциплинарная ответственность работников — самостоятельный вид юридической ответственности, основание которой есть совершение дисциплинарного проступка, т. е . виновное нарушение трудовых обязанностей . Эта ответственность выражается в дисциплинарных взысканиях, предусмотренных трудовым законодательством 8 .
В. Ф. Ломакина, Н. Ю. Хаманева определяют дисциплинарную ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности, которая наступает в порядке подчиненности и выступает как важное средство обеспечения режима законности и дисциплины9 .
A. В. Дубровин пишет, что «дисциплинарная ответственность является одной из основных разновидностей штрафной юридической ответственности» 10 .
В отличие от других видов юридической ответственности, для дисциплинарной ответственности характерно, что она может самостоятельно применяться одной из сторон трудового договора — работодателем, но с соблюдением установленного Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ) порядка и только по основаниям, предусмотренным ТК РФ.
B. В. Веремеенко полагает, что дисциплинарная ответственность выступает как реакция на правонарушение в сфере трудовых отношений, проявляющаяся в применении санкций неблагоприятного характера к нарушителям установленного порядка
По его мнению, в трудовом законодательстве выделяются два вида дисциплинарной ответственности: общая и специальная .
Общая дисциплинарная ответственность установлена ТК РФ, к ней могут быть привлечены все лица, вступившие в соответствии с ТК РФ в трудовые отношения и получившие статус работников
Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей дисциплинарной ответственности:
1) кругом лиц, на которых она распространяется;
2) более широким понятием дисциплинарного проступка, противоправность которого предусмотрена специальными федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине;
3) специальными мерами дисциплинарного взыскания;
4) кругом должностных лиц и органов, наделенных дисциплинарной властью, и порядком применения дисциплинарных взысканий п.
Мнения авторов совпадают в вопросе, что сотрудники органов внутренних дел несут специальную дисциплинарную ответственность
Трудовые отношения характеризуются определенной спецификой, так как возникают непосредственно между работодателем и работником при выполнении последним своей трудовой функции Необходимым условием всякого совместного труда является дисциплина труда, которую обязаны соблюдать все лица, состоящие в трудовых отношениях.
В статье 189 ТК РФ дано определение дисциплины труда — это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с данным Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором
В статье 34 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 12 (далее — Положение), дано определение служебной дисциплины в органах внутренних дел — это соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий
Таким образом, понятие служебной дисциплины заключается, прежде всего, в точном, ответственном и качественном выполнении каждым сотрудником возложенных на него служебных обязанностей Один из методов ее укрепления — это принуждение, т. е. дисциплинарное воздействие .
Существенной особенностью прохождения службы в органах внутренних дел является то, что при привлечении сотрудников к дисциплинарной ответственности следует применять нормы не только Закона «О милиции» 13, Положения, ведомственных нормативных актов, но и трудового законодательства, поскольку ТК РФ имеет высшую юридическую силу по сравнению с указанными нормативными актами Данная особенность не всегда учитывается руководителями при решении вопросов о привлечении сотрудников к дисциплинарной ответственности
Поступая на службу в органы внутренних дел, сотрудник принимает Присягу, в которой клянется соблюдать Конституцию и законодательные акты Российской Федерации, охранять установленный Конституцией и законами Российской Федерации правовой порядок С ним заключается контракт, обязывающий соблюдать действующее законодательство, требования Присяги, Кодекса чести, уставов, приказов, распоряжений начальников
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации,
утвержденный Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 г № 1138 14 (далее — Кодекс) является профессиональнонравственным руководством, обращенным к сознанию и совести сотрудника Соблюдение принципов, норм и правил поведения, установленных Кодексом, — это нравственный долг каждого сотрудника органов внутренних дел независимо от занимаемой должности и специального звания
За нарушение профессионально-этических принципов и норм, установленных Кодексом, сотрудник несет моральную ответственность перед обществом, служебным коллективом и своей совестью
Наряду с моральной ответственностью сотрудник, допустивший нарушение профессиональноэтических принципов, норм и совершивший в связи с этим правонарушение или дисциплинарный проступок, несет дисциплинарную ответственность
В судебной практике при рассмотрении дел о правомерности привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности учитываются положения Кодекса и Присяги
Следовательно, сотрудник органов внутренних, занимаясь по долгу службы обеспечением правопорядка в служебное время, не должен и в свободное от службы время нарушать законодательство
По общему правилу, основанием применения дисциплинарной ответственности служит дисциплинарный проступок, под которым понимается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на сотрудника служебных (должностных, функциональных) обязанностей, несоблюдение требований законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов МВД России, приказов прямых начальников 15 .
Для привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности необходимо соблюдение ряда условий:
— действие (бездействие) сотрудника является противоправным, т е не соответствующим требованиям законодательства, противоречащим ему;
— действие сотрудника носит виновный характер, т е совершено умышленно или неосторожно;
— в результате его действий причинен ущерб имущественного и (или) организационного характера;
— ущерб представляет собой прямое следствие нарушения сотрудником служебных обязанностей, т. е . между проступком и ущербом должна быть причинно-следственная связь
В этом случае к сотруднику органов внутренних дел могут быть применены такие виды дисциплинарных взысканий, как: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, сниже-
ние в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение из органов внутренних дел . Указанный перечень дисциплинарных взысканий в отношении сотрудников органов внутренних дел является исчерпывающим и гораздо шире перечня, предусмотренного нормами ТК РФ
Порядок применения дисциплинарного взыскания к сотруднику органов внутренних дел закреплен в ст. 39 Положения, разделе 13 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038 16, и Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1140 17. Кроме того, необходимо руководствоваться требованиями ТК РФ
Этот порядок должен безусловно соблюдаться Нарушение хотя бы одного из его элементов влечет за собой отмену дисциплинарного взыскания, в том числе в судебном порядке
При нарушении служебной дисциплины подчиненным сотрудником начальник должен предупредить его о недопустимости таких действий, а при необходимости, в зависимости от тяжести совершенного проступка и степени виновности сотрудника в его совершении, провести служебную проверку
До применения дисциплинарного взыскания от сотрудника отбирается письменное объяснение . Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не предоставлено, в установленном порядке составляется соответствующий акт, который подписывается комиссией в составе не менее трех человек Недопустимо привлечение сотрудников к дисциплинарной ответственности за отказ дать объяснение либо за несвоевременное предоставление объяснений, поскольку предоставление письменных объяснений является правом, а не обязанностью сотрудника
Непредоставление объяснения не будет препятствием для применения дисциплинарного взыскания, но несоблюдение 2-дневного срока для предоставления объяснений считается нарушением порядка привлечения к дисциплинарной ответственности
Одним из важнейших условий законности наложения дисциплинарного взыскания выступает соблюдение установленных законом сроков
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения 10 суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об администра-
тивном правонарушении — не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни сотрудника, пребывания его в отпуске, командировке, а также рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения
При наложении дисциплинарного взыскания в течение 10 суток служебную проверку проводить не обязательно, при этом соблюдение процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности — получение объяснения, подтверждение факта совершения проступка, издание приказа — является обязательным
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — позднее 2 лет со дня его совершения В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Статья 39 Положения в части установления сроков для наложения дисциплинарного взыскания (один месяц для проведения служебной проверки и один месяц для издания приказа) противоречит ТК РФ, и следует руководствоваться разъяснением Пленума Верховного Суда от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» 18, устанавливающего, что месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка (п 34 названного Постановления) При этом днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по службе подчинен сотрудник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий .
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2, обязанность доказать наличие законного основания для привлечения к дисциплинарной ответственности и соблюдения установленного порядка наложения дисциплинарных взысканий возлагается на работодателя Следовательно, в материалах служебной проверки должны быть полно и объективно отражены: событие и виновность сотрудника, обстоятельства, подтверждающие причастность сотрудника к совершению дисциплинарного проступка, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность сотрудника и т д В результате служебной проверки должны быть устранены противоречия в доказательствах, каждый вывод заключения должен быть подтвержден соответствующими доказательствами В заключении по результатам служебной проверки обязательно указываются нормы действующих законов
и приказов, которые нарушил сотрудник, при этом к материалам служебной проверки должны быть приобщены сведения, подтверждающие факт ознакомления сотрудника с соответствующими нормативными актами Недопустимо утверждение заключения по материалам служебной проверки до получения объяснения от сотрудника, привлекаемого к ответственности
В случае привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей, обязательным является наличие у сотрудника надлежащим образом утвержденной должностной инструкции, с которой он должен быть ознакомлен под роспись
Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, вправе знать предмет проверки, давать письменные объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отвод в отношении сотрудника, проводящего служебную проверку, приносить жалобы на его действия и решения, знакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки в части, его касающейся, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну
Дисциплинарное взыскание, налагаемое на сотрудника, должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины Увольнение из органов внутренних дел является крайней мерой дисциплинарного взыскания При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и др
При привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе в состоянии алкогольного опьянения необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования — показаниями не менее двух свидетелей, в объяснениях которых должны содержаться критерии, при наличии которых имеются достаточные данные полагать, что сотрудник находится в состоянии опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, неопрятный вид, шаткая походка, неадекватное поведение, резкое изменение окраски кожных покровов лица). Получение каких-либо объяснений от сотрудника до его вытрезвления не допускается
Согласно п 42 Пленума Верховного Суда от 17 марта 2004 г. № 2, состояние алкогольного либо
наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые в случае обращения работника в суд должны быть соответственно оценены судом
За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание
Приказ о применении дисциплинарного взыскания объявляется сотруднику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания В указанный срок не включается время отсутствия сотрудника на работе В случае отказа работника подписать приказ составляется соответствующий акт
Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию Таким образом, при отсутствии иных дисциплинарных взысканий наложенное на сотрудника взыскание автоматически снимается по истечении года При этом издания специального приказа не требуется Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца
Дисциплинарное взыскание может быть снято досрочно в качестве меры поощрения (по инициативе руководства, просьбе самого сотрудника, ходатайству его непосредственного руководителя) Для снятия дисциплинарного взыскания, наложенного старшим начальником, непосредственный начальник возбуждает соответствующее ходатайство по инстанциям Для досрочного снятия дисциплинарного взыскания необходимо издание соответствующего приказа
Наложенное дисциплинарное взыскание может быть обжаловано сотрудником органов внутренних дел в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении в судебном порядке В случае подачи жалобы в суд либо вышестоящему в порядке подчиненности начальнику приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания не приостанавливается
В связи с принятием в конце 2008 г. на федеральном уровне в целях борьбы с коррупцией ряда антикоррупционных актов, в первую очередь, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» 19 (далее — Закон о противодействии коррупции) необходимо рассмотреть, в какой мере это отразилось на особенностях привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности
В связи с принятием Закона о противодействии коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ 20 были внесены изменения в Положение и Закон «О милиции»
В силу изменений, внесенных этим Законом, обязанности декларирования доходов, имущества и обязательств имущественного характера, установленные ст 8 Закона о противодействии коррупции, ст 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 21, распространены на лиц, проходящих правоохранительную и военную службу, т е сотрудников органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, прокурорских работников, судебных приставов, военнослужащих.
Согласно п . 2 ст. 19 Федерального закона от 25 декабря 2008 г № 280-ФЗ, сведения о доходах впервые должны быть поданы в I квартале 2010 г.22
Таким образом, законодателем установлен целый год на разработку всеобъемлющей системы подзаконных актов, регулирующих правовой институт представления сотрудниками органов внутренних дел сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи
К числу таких нормативных правовых актов относятся:
а) Перечень должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых на сотрудников возлагается обязанность представления сведений о доходах;
б) порядок представления сотрудниками органов внутренних дел указанных сведений;
в) порядок представления сведений о доходах средствам массовой информации для их опубликования;
г) порядок направления в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, запросов об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников органов внутренних дел и членов его семьи
Перечень должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден Приказом МВД России от 31 августа 2009 г. № 680 23.Иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок представления сотрудниками органов внутренних дел соответствующих сведений, в настоящее время не принято.
Меры ответственности, установленные Законом о противодействии коррупции, распространяются и на сотрудников органов внутренних дел
Непредставление сотрудником органов внутренних дел в соответствующий кадровый орган сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений служит основанием для отказа в назначении этого сотрудника на должность, включенную в Перечень, утвержденный Приказом МВД России от 31 августа 2009 г № 680
Невыполнение сотрудником органов внутренних дел обязанности по ежегодному представлению указанных сведений является правонарушением, влекущим освобождение сотрудника от занимаемой должности либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации
Предполагается, что здесь имеет место смешение двух различных правовых институтов: ограничений, связанных с замещением определенных должностей в органах внутренних дел и дисциплинарного проступка Поскольку меры дисциплинарного взыскания применяются за совершение дисциплинарного проступка, то обязательным элементом состава дисциплинарного проступка выступает вина нарушителя Однако в рассматриваемом случае непредставление указанных сведений может быть и невиновным Представляется, что в таком случае привлекать сотрудника к ответственности нельзя
Кроме того, возникает определенная коллизия, так как представитель нанимателя (работодателя) при привлечении сотрудника органов внутренних дел, не исполнившего рассматриваемую обязанность должным образом, оказывается в сложной ситуации: увольнением последнего или ограничением применения иных мер ответственности (например, объявить выговор)
По мнению С. Е . Чаннова, для преодоления вы-шеобозначенной коллизии следует внести изменения в Закон о противодействии коррупции и указать, что неисполнение обязанности предоставления сведений о доходах, имуществе или обязательствах имущественного характера является несоблюдением ограничений, связанных с государственной или муниципальной службой, и влечет увольнение с государственной и муниципальной службы 24 .
Статья 9 Закона о противодействии коррупции касается обязанности уведомлять о совершении коррупционных правонарушений и направлена на стимулирование общественной активности в данной
сфере Вместе с тем она устанавливает императивные, а не рекомендательные требования, предусматривая ответственность за их нарушение В таком виде она не соотносится с трудовым законодательством Кроме того, представляется, что ее реализация столкнется с массовой практикой освобождения от ответственности по основаниям «крайняя необходимость», «исполнение приказа» и т д Таким образом, статья является юридической фикцией 25 .
Нормами закона о противодействии коррупции предусмотрено, что при возникновении конфликта интересов или угрозы его возникновения у служащих возникает обязанность уведомить и своего непосредственного начальника, и представителя нанимателя. Целесообразность уведомления обоих выглядит достаточно неявной
Неисполнение вышеназванных обязанностей должно рассматриваться как дисциплинарный проступок, вследствие чего возможно привлечение к дисциплинарной ответственности. Однако при этом нужно помнить, что во всех подобных случаях необходимым условием является установление вины Применительно к обеим обязанностям это выглядит достаточно сложным в силу оценочного характера конфликта интересов и, соответственно, мер, которые могут быть предприняты в целях его недопущения 26 .
Подводя итог, можно отметить, что Закон о противодействии коррупции недостаточно проработан и содержит ряд противоречивых положений, которые вызовут трудности в его реализации, в том числе при решении вопроса о привлечении сотрудников к дисциплинарной ответственности
Трудовым кодексом отнесено принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений . Отсутствие федерального закона, дающего понятие дисциплинарного проступка, грубого, систематического нарушения служебной дисциплины отрицательно сказывается на качестве подготовки материалов служебных проверок, которые впоследствии становятся основанием привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности
В то же время предполагается, что принятие Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1140, регламентирующей проведение служебной проверки, основа-
ния для ее проведения, полномочия участников служебной проверки, позволит руководителям обеспечить законное и обоснованное привлечение сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности
1 Никифоров А. В. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел : автореф. дис____ канд.
юрид. наук. Омск, 1998. С. 9.
2 Сыроватская Л. А. Трудовое право : учебник . 2-е изд . , перераб . и доп . М . , 1998. С 232.
3 Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России : учебник 2-е изд , доп , испр М , 1997 С 315
4 См. , напр. : Ивахненко С. Н. Юридическая ответственность в современном российском праве: проблемы правопони-мания: дис канд. юрид . наук. Ставрополь, 2005. С 131-132 .
5 Чаннов С. Е. Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих // Трудовое право . 2006. № 6 . С . 62.
6 Колосков А. М. К вопросу о служебной подчиненности как признаке дисциплинарной ответственности государственных служащих // Рос . следователь . 2007. № 17. С. 34-36.
7 Никифоров А. В. Указ . соч . С. 32.
8 Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность . М. , 1976. С. 147.
9 Ломакина В. Ф., Хаманева Н. Ю. Юридическая ответственность государственных служащих: правовое регулирование дисциплинарной ответственности // Гос-во и право . 2008 № 9 С 15
10 Дубровин А. В. Дисциплинарная ответственность в трудовых отношениях как вид юридической ответственности // Трудовое право 2008 № 8 С 93
11 Веремеенко В. В. Все о дисциплинарной ответственности // Налоги (газета) . 2008. № 5 . С. 20 .
12 Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (в ред. от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1993 № 2, ст. 70 ; Рос. газета. 2002. 30 июля .
13 О милиции : закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (в ред. Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 272-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991 . № 16, ст. 503 ; Рос . газета . 2008. 26 дек.
14 Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1138 .
15 Пантелеева Л. В. Некоторые правовые аспекты дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел (на примере ГУВД по г Москве) // Вестник МВД России 2008 № 5 С 77-79
16 Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. № 1038 : зарегистриро-
вано в Минюсте России 10 апреля 2000 г № 290 (в ред приказов Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 ноября 2001 г. № 1010, от 8 апреля 2005 г. № 250, от 5 мая 2006 г. № 321, от 9 декабря 2008 г. № 1074, с изм ., внесенными решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2000 г. № ГКПИ 00-1195) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти . 2000. № 17.
17 Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1140 : зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2009 № 13293 // Там же 2009 № 14
18 О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 63) // Рос . газета 2004 8 апр ; 2006 31 дек
19 О противодействии коррупции : федеральный закон от 25 декабря 2008 г № 273-ФЗ // Там же 2008 30 дек
20 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» : федеральный закон от 25 декабря 2008 г № 280-ФЗ // Там же
21 О государственной гражданской службе Российской Федерации : федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Там же 2004 31 июля
22 Заболонкова О. Антикоррупционная мера: обязанность декларировать доходы // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. № 8 . С. 16 .
23 О Перечне должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей : приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 августа 2009 г № 680 : зарегистрировано в Минюсте России 27 октября 2009 г № 15114
24 Чаннов С. Е. Предоставление сведений о доходах государственных и муниципальных служащих и членов их семей как антикоррупционный механизм // Рос . юстиция . 2009. № 4 С 6
25 Стрельников К. А. Вопросы реализации Федерального закона «О противодействии коррупции» // Юридический мир 2009 № 3 С 24-26
26 Чаннов С. Е. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: новеллы антикоррупционного законодательства // Трудовое право 2009 № 4 С 70-71