актуальные проблемы
2019' 2
частного права. экологическое право
ОСОБЕННОСТИ УВОЛЬНЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СВЯЗИ С УТРАТОЙ ДОВЕРИЯ
AFFAIRS BODIES DUE TO LOSS OF CONFIDENCE FEATURES OF THE DISMISSAL OF EMPLOYEES OF INTERNAL
УДК 349.2
Е.А. НИКОЛАЕНКО, ELENA A. NIKOLAENKO,
кандидат юридических наук Candidate of Law
(Белгородский юридический институт (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry
МВД России имени И.Д. Путилина, of the Interior of Russia,
Россия, Белгород) Belgorod, Russia)
nikolaenko.oea@mail.ru
Аннотация: на сегодняшний день в Российской Федерации в рамках проводимой антикоррупционной политики законодатель определил в отношении сотрудников органов внутренних дел ряд обязанностей, ограничений и запретов, направленных на борьбу с коррупцией. В свою очередь, неисполнение обязанностей, ограничений и запретов, установленных федеральным законодательством, может привести к утрате доверия к субъектам и их последующему увольнению. В статье раскрываются основные положения, определяющие основания и порядок увольнения сотрудников органов внутренних дел в связи с утратой доверия, анализируются проблемные вопросы правового регулирования увольнения в связи с утратой доверия сотрудников органов внутренних дел, а также дается анализ действующего законодательства в связи с тем, что в настоящее время имеются сложные и противоречивые вопросы, связанные с деятельностью подразделений по работе с личным составом в процессе реализации специальных норм законов и трудового законодательства в области дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: увольнение, утрата доверия, сотрудник, конфликт интересов, личная заинтересованность, дисциплинарная ответственность.
Для цитирования: Николаенко Е.А. Особенности увольнения сотрудников органов внутренних дел в связи с утратой доверия // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2019. № 2. С. 25-29.
Abstract: to date, in the Russian Federation, within the framework of the anti-corruption policy pursued, the legislator has defined a number of obligations of restrictions and prohibitions aimed at combating corruption in relation to employees of internal affairs bodies. In turn, the failure to fulfill the duties, restrictions and prohibitions established by federal law may lead to a loss of confidence in the subjects and their subsequent dismissal. This article describes the main provisions defining the grounds and procedure for dismissal of employees of internal affairs bodies due to loss of confidence, analyzes problematic issues of legal regulation of dismissal due to loss of confidence of employees of internal affairs bodies, and also provides an analysis of current legislation due to the fact that present time in the practical activities of the personnel departments in the process of implementing the special norms of laws and labor legislation related to stsiplinarnoy responsibility of law enforcement officers are complex and controversial issues.
Keywords: dismissal, loss of trust, employee, conflict of interests, personal interest, disciplinary responsibility.
For citation: Nikolaenko E.A. Affairs bodies due to loss of confidence features of the dismissal of employees of internal// Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 2. P. 25-29.
Увольнение в связи с утратой доверия является относительно новым видом дисциплинарной ответственности, предусмотренной действующим законодательством за коррупционное правонарушение - неправомерное действие (бездействие), которое возникает из нарушений служебной дисциплины, совершенных из корыстных побуждений служащего. Ос-
нованием для дисциплинарной ответственности является коррупционный проступок, т.е. виновное противоправное нарушение сотрудником органов внутренних дел запретов, ограничений и требований, установленных законом, в целях предупреждения коррупции, последствием нарушения которых может, а в предусмотренных случаях должно быть наложено дисциплинарное
взыскание, такое как увольнение в связи с утратой доверия [7]. Следует сказать, что коррупционный проступок состоит в невыполнении или ненадлежащем выполнении рассматриваемыми категориями служащих своих служебных обязанностей вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгод, преимуществ. В связи с совершением дисциплинарных проступков возникает необходимость привлечения лица к дисциплинарной ответственности.
Нормативной основой антикоррупционного законодательства является Федеральный закон «О противодействии коррупции»1, который закрепил основные понятия, принципы, организационные основы противодействия коррупции, а также ряд ограничений, запретов и обязанностей, направленных на борьбу с коррупцией. Кроме того, указанный закон определил ряд противоправных деяний, придав им статус коррупционных, за совершение которых введена ответственность в виде увольнения в связи с утратой доверия.
Возможность увольнения в связи с утратой доверия обусловлена особым правовым статусом. Увольнение в связи с утратой доверия представляет собой взыскание за совершение коррупционного правонарушения, которое применяется по отношению к должностным лицам в установленном порядке и в соответствии с требованиями специальных норм законодательства.
Вместе с тем законодательно закрепленного понятия «утрата доверия» на сегодняшний день в нормативных правовых актах не существует. Федеральный закон «О противодействии коррупции», Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2, Федеральный закон «О государственной гражданской службе»3 раскрывают данное понятие через перечень конкретных условий и обстоятельств оценочного характера, а именно перечень коррупционных правонарушений, за совершение которых может последовать увольнение в связи с утратой доверия.
1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»; далее - Закон о службе.
3 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
(ред. от 28 декабря 2017 г.) // Собрание законодательства
Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.
Правовые основания для увольнения в связи с утратой доверия в отношении сотрудников органов внутренних дел содержатся в ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» и ст. 82.1 Закона о службе.
На сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции», п.п. 9, 13, 14 ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 14 Закона о службе, п.п. 12, 13, 14 ст. 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»4 и ст.ст. 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-розыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, определяются в каждом конкретном случае в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел [1].
Анализируя законодательство о службе в органах внутренних дел и о государственной гражданской службе, следует отметить, что коррупционные правонарушения условно следует дифференцировать на две группы:
1. Деяния, за совершение которых возможно применение всего перечня предусмотренных дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения со службы.
К числу таких деяний относятся:
- несоблюдение установленных для сотрудников органов внутренних дел5 ограничений и запретов;
- несоблюдение требований об урегулировании или о предотвращении конфликта интересов;
- неисполнение обязанностей, которые предусмотрены для сотрудников ОВД в целях противодействия коррупции.
Следует отметить, что сотрудник ОВД за совершение коррупционного проступка может быть уволен со службы в органах внутренних дел и не в связи с утратой доверия. Так, например, за несоблюдение установленных запретов и ограничений на сотрудника может быть наложено одно из взысканий в соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о службе, вплоть до увольнения со службы в органах внутренних дел.
2. Тяжкие деяния, которые предусматривают дисциплинарную ответственность исключительно
4 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».
5 Далее - ОВД.
в виде увольнения в связи с утратой доверия. К данным деяниям относятся проступки, предусмотренные ст. 82.1 Закона о службе.
Положения ст. 82.1 Закона о службе закрепляют исчерпывающий перечень деяний, за совершение которых сотрудник органов внутренних дел должен быть уволен в связи с утратой доверия, а именно:
1. Непринятие мер по урегулированию и (или) предотвращению конфликта интересов, стороной которого он является.
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, когда личная заинтересованность (косвенная или прямая) сотрудника может повлиять или влияет на объективное выполнение сотрудником своих служебных обязанностей, а также при которой может возникнуть или возникает противоречие между законными интересами общества, государства, граждан или организаций и личной заинтересованностью сотрудника, способное повлечь причинение вреда правам и законным интересам общества, государства, граждан или организаций.
Личную заинтересованность сотрудника ОВД следует рассматривать как возможность получения сотрудником при выполнении своих служебных обязанностей ценностей, имущества, доходов в виде денег, а также имущественных прав, услуг имущественного характера либо других выгод (преимуществ) для третьих лиц или для себя. Следует отметить, что особое значение для понимания ситуации личной заинтересованности имеет определение субъекта получения дохода, преимущества, выгоды. В данном случае следует обратить внимание на то, что среди лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции», к данной категории относятся лица, находящиеся с сотрудником в свойстве (дети, братья, сестры, родители, супруги, а также дети супругов и супруги детей) или близком родстве.
Личная заинтересованность сотрудника ОВД, безусловно, может с отрицательной стороны повлиять на выполнение сотрудником служебных обязанностей, а следовательно, порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.
В основу увольнения сотрудника по данному основанию ложится возможность возникновения конфликта интересов или непосредственно факт конфликта интересов - фактическая ситуация с возникновением у сотрудника ОВД личной заинтересованности; факт непринятия им действий по его недопущению или урегулированию.
Уведомительный характер носит процедура сообщения сотрудником органов внутренних дел о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая
приводит или может привести к конфликту интересов. В соответствии с приказом МВД России от 3 мая 2017 г. № 2586 при возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, сотрудники обязаны подать уведомление соответствующего образца, которое подлежит регистрации и рассмотрению.
2. Непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции», Указом Президента Российской Федерации «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»7 и приказом МВД России от 16 декабря 2016 г. № 8488 сотрудники органов внутренних дел, федеральные государственные гражданские
6 Приказ МВД России от 3 мая 2017 г. № 258 «Об утверждении Порядка уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7 Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 21. Ст. 2544.
8 Приказ МВД России от 16 декабря 2016 г. № 848 «О Перечне должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
служащие и работники в соответствии с Перечнем должностей, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ежегодно не позднее 30 апреля года, который следует за отчетным. Начиная с 1 января года, который следует за отчетным, гражданин может в любое время представить данные сведения. Действующим законодательством не предусматривается освобождение сотрудника органов внутренних дел, федерального государственного гражданского служащего, а также работника от исполнения обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Данная обязанность распространяется на указанную категорию лиц независимо от того, находится он при исполнении служебных обязанностей или пребывает в отпуске, в отпуске по уходу за ребенком и других отпусках, предусмотренных законодательством, в период временной нетрудоспособности и в других периодах.
Важным положением для увольнения по данному основанию является условие заведомости для лица, представляющего сведения о доходах, сроках их представления, необходимости представления полноты и достоверности указанных сведений и, соответственно, об ответственности за неисполнение таких действий.
3. Участие сотрудника ОВД на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, кроме случаев, определенных федеральным законом.
Увольнение сотрудника ОВД по данному основанию потребует наличия двух подтвержденных фактов, а именно: участия сотрудника ОВД в деятельности управления коммерческой организацией (как по доверенности, так при регистрации в качестве лица, наделенного соответствующими полномочиями) и получения сотрудником от участия материальной выгоды [3].
4. Осуществление сотрудником предпринимательской деятельности.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательской деятельностью считается деятельность, направленная на систематическое получение лицом прибыли, при этом лицо должно быть соответствующим образом зарегистрировано для ее осуществления.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» и п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской
Федерации» сотрудник органов внутренних дел не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. При этом данный запрет распространяет свое действие как на граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, так и лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, в силу прямого указания закона.
5. Вхождение сотрудника ОВД в состав органов управления, наблюдательных или попечительских советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации [5; 8].
6. Нарушение сотрудником ОВД, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных законодательством, запрета иметь и открывать счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, которые находятся за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Для обоснованного и законного расторжения контракта с сотрудником органов внутренних дел и его увольнения по перечисленным выше основаниям (5 и 6) достаточно наличия сведений о нарушении указанных положений.
Действующее законодательство также предусматривает и ответственность начальника (руководителя) в случаях, если ему стало известно о возникновении у подчиненного сотрудника органов внутренних дел (государственного гражданского служащего) какой-либо личной заинтересованности, которая может привести или приводит к конфликту интересов. В данном случае, если руководителем не были приняты меры по предотвращению и (или) урегулированию возможного конфликта интересов, он подлежит увольнению со службы в связи с утратой доверия.
Таким образом, следует сделать вывод, что под утратой доверия следует понимать отношения между представителем работодателя и работником (должностным лицом), возникающие вследствие совершения последним виновного действия (бездействия), которое порождает у представителя нанимателя обоснованные сомнения в честности, порядочности работника, а также вызывает сомнения в возможности объективно, беспристрастно и надлежащим образом выполнять должностные (служебные) обязанности.
актуальные проблемы
2019' 2
частного права. экологическое право
Литература
1. Вовк В.А. Антикоррупционные меры в законодательстве о полиции // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 1. С. 116-119.
2. Кесареева Т.П. Регламентация института утраты доверия в российском законодательстве о противодействии коррупции // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2018. № 2 (64). С. 90-95.
3. Боуш К.С. К вопросу о законодательных требованиях к процедуре увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации // Успехи современной науки. 2017. № 4. С. 101-104.
4. Батрова Т.А. Судебная практика по делам об увольнении в связи с грубым нарушением служебной дисциплины / Актуальные вопросы правового обеспечения деятельности правоохранительных органов: сборник материалов межведомственной научно-практической конференции, приуроченной к празднованию 70-летия со дня создания юридической службы системы МВД России / под общей редакцией H.H. Пилюгина. - Рязань, 2017. С. 26-32.
5. Комментарий к Трудовому кодексу с постатейным приложением материалов / под ред. С.П. Маврина, В.А. Сафронова. -3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2017. 1164 с.
6. Павлинов А.В. Институт «увольнения в связи с утратой доверия»: проблемы и перспективы законодательного закрепления и применения // Мониторинг правоприменения. 2015. № 1 (14). С. 16-18.
7. Николаев А.Г. Дозволения и запреты как регулятивные формы дисциплинарного принуждения // Государство и право: теория и практика. 2015. № 5 (125). С. 146-152.
8. Усеинов Э.Ш. Прекращение государственно-служебных отношений в органах полиции // Крымский академический вестник. 2017. № 1. С. 159-162.
9. Уткин В.А. Оптимизация противодействия коррупции в правоохранительной деятельности: монография. - Москва: Юрлитинформ, 2017. 163 с.
10. Афанасьев М.А., Павлов А.Ю., Голубева Т.Ю. Регулирование труда в системе МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 4. С. 132-142.
— References —
1. Vovk V.A. Antikorruptsionnye mery v zakonodatel'stve o politsii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 1. S. 116-119.
2. Kesareeva T.P. Reglamentatsiya instituta utraty doveriya v rossiiskom zakonodatel'stve o protivodeistvii korruptsii // Vestnik Akademii General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii. 2018. № 2 (64). S. 90-95.
3. Boush K.S. K voprosu o zakonodatel'nykh trebovaniyakh k protsedure uvol'neniya so sluzhby v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii // Uspekhi sovremennoi nauki. 2017. № 4. S. 101-104.
4. Batrova T.A. Sudebnaya praktika po delam ob uvol'nenii v svyazi s grubym narusheniem sluzhebnoi distsipliny / Aktual'nye voprosy pravovogo obespecheniya deyatel'nosti pravookhranitel'nykh organov: sbornik materialov mezhvedomstvennoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, priurochennoi k prazdnovaniyu 70-letiya so dnya sozdaniya yuridicheskoi sluzhby sistemy MVD Rossii / pod obshchei redaktsiei N.N. Pilyugina. - Ryazan', 2017. S. 26-32.
5. Kommentarii k Trudovomu kodeksu s postateinym prilozheniem materialov / pod red. S.P. Mavrina, V.A. Safronova. - 3-e izd., pererab. i dop. - Moskva: Prospekt, 2017. 1164 s.
6. PavlinovA.V. Institut «uvol'neniya v svyazi s utratoi doveriya»: problemy i perspektivy zakonodatel'nogo zakrepleniya i primeneniya // Monitoring pravoprimeneniya. 2015. № 1 (14). S. 16-18.
7. Nikolaev A.G. Dozvoleniya i zaprety kak regulyativnye formy distsiplinarnogo prinuzhdeniya // Gosudarstvo i pravo: teoriya i praktika. 2015. № 5 (125). S. 146-152.
8. Useinov E.Sh. Prekrashchenie gosudarstvenno-sluzhebnykh otnoshenii v organakh politsii // Krymskii akademicheskii vestnik. 2017. № 1. S. 159-162.
9. Utkin V.A. Optimizatsiya protivodeistviya korruptsii v pravookhranitel'noi deyatel'nosti: monografiya. - Moskva: Yurlitinform, 2017. 163 s.
10. Afanas'ev M.A., Pavlov A.Yu., Golubeva T.Yu. Regulirovanie truda v sisteme MVD Rossii // Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. 2016. № 4. S. 132-142.
(статья сдана в редакцию 24.04.2019)