ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (49), 2023
УДК 336.02
Конорев Александр Михайлович, доцент кафедры экономики, финансов и учета, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», кандидат экономических наук, доцент
e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ1
Аннотация: в статье рассмотрены особенности применения программно -целевого подхода в рамках осуществления государственного финансирования развития социальной сферы. Определены преимущества и недостатки программно-целевого подхода. Учитывая российскую специфику выявлены факторы, влияющие на механизм финансирования социальных инвестиций.
Ключевые слова: программно-целевой подход, социальная сфера, финансирование, государственные программы
Alexander Mikhailovich Konorev, associate Professor of the Department of Economics, Finance and Accounting, FSBEI HE «Kursk State University», candidate of economic sciences
e-mail: [email protected]
FEATURES OF APPLYING THE PROGRAM-TARGET APPROACH TO FINANCING THE SOCIAL SPHERE
1 Работа выполнена в рамках государственного задания FZRF-2023-0028 «Институциональная эволюция архитектуры финансовой модели развития социальной сферы в контексте ценностных ориентиров российской цивилизации в условиях геополитических вызовов и угроз»
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (49), 2023
Annotation: the article discusses the features of the application of a program-targeted approach within the framework of state funding for the development of the social sphere. The advantages and disadvantages of the program-target approach are determined. Taking into account Russian specifics, factors influencing the mechanism of financing social investments have been identified.
Key words: program-targeted approach, social sphere, financing, government programs
Работа выполнена в рамках государственного задания FZRF-2023-0028 «Институциональная эволюция архитектуры финансовой модели развития социальной сферы в контексте ценностных ориентиров российской цивилизации в условиях геополитических вызовов и угроз»
В настоящее время финансирование развития социальной сферы осуществляется на основе применения инструментов программно-целевого подхода. Программно-целевой подход - это методология, используемая при разработке и реализации государственных программ и проектов, являющиеся важным инструментом реализации социально-экономической политики государства. Концепция программно-целевого финансирования ориентирована на достижение утвержденных целей, базируется на планировании, организации и контроле всех этапов выполнения программы или проекта, с акцентом на достижение обозначенных заранее результатов.
Сущность программно-целевого подхода отражена в базовых принципах, которые включают целенаправленность, планирование, организацию и контроль [Лахтионова 2022].
Согласно принципу целенаправленности программа или проект должны иметь четко определенные и измеримые цели, которые определяют желаемый результат. Цеди должны быть конкретными, достижимыми, релевантными, измеримыми и времязатратными.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (49), 2023
В соответствии с принципом планирования программно-целевой подход включает разработку детального плана, который определяет шаги, ресурсы и сроки выполнения каждой части программы или проекта. Планирование помогает определить оптимальную последовательность действий и распределить ресурсы для достижения целей.
Принцип организации предполагает систематическую организацию всех ресурсов, включая людей, материалы и финансы, необходимых для выполнения программы или проекта. Организация включает назначение ответственных лиц, распределение задач, установление коммуникационных каналов и координацию усилий для достижения целей.
Контроль позволяет отслеживать прогресс выполнения программы или проекта, вносить корректировки в случае необходимости, обеспечивать обратную связь и эффективность достигнутых результатов.
Программно-целевой подход широко используется в управлении социальными проектами, разработке государственных стратегий, планировании финансовой деятельности. Применение программно-целевого подхода позволяет разработать методологию решения задач, с помощью которой возможно осуществление эффективного контроля и оценки результатов для достижения обозначенных целей [Хамурадов, Вачаева 2019: 219-220].
В настоящее время развитие социальной сферы происходит именно благодаря программно-целевому подходу по нескольким причинам. Во-первых, государственное финансирование является традиционной базой для финансового обеспечения развития социальной сферы. Во-вторых, инструментарий государственного финансирования весьма разнообразен. В-третьих, чем ниже окупаемость финансово-хозяйственной деятельности объектов социальной инфраструктуры, то тем выше уровень государственного финансирования. В-четвертых, разнообразие форм хозяйственной деятельности вызывает необходимость государственного финансирования.
Основная цель программно-целевого подхода при финансировании социальной сферы - обеспечение эффективности государственных проектов, а
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (49), 2023 также привлечение частного капитала в инвестиционную сферу на основе мультипликационного эффекта. Программно-целевой подход направлен на решение задачи улучшения качества жизни граждан и решения их проблем. Через определение конкретных целей и задач, программы, разработанные в рамках этого подхода, стремятся удовлетворять реальные потребности и ожидания людей.
Задачи программно-целевого подхода представлены на рисунке 1.
Задачи Определение приоритетов и целей развития социальной
программно- сферы
целевого
Достижение максимальной открытости финансирования социальных инвестиций
Поддержание эффективности разработки политики финансирования инвестиций в социальную сферу
Обеспечение использования системного подхода при финансировании социальной сферы
Поиск оптимальных эффективных источников финансирования социальной сферы
Контроль за финансированием социальных инвестиций
Рисунок 1 - Задачи программно-целевого подхода В этой связи программно-целевой подход обладает определенными преимуществами по отношению к другим подходам. Так, например, цели, зафиксированные в программе, являются реально-достижимыми. Денежные ресурсы сконцентрированы на приоритетных для общества направлениях. Достижение положительного эффекта в одной сфере мультипликационно влияет на результаты в другой [Попова 2023: 260].
Таким образом, применение программно-целевого подхода позволяет концентрировать ограниченные денежные ресурсы для достижения приоритетных целей развития социальной сферы.
Вместе с тем, необходимо выделить и недостатки присущие данному подходу. Один из основных недостатков программно-целевого подхода заключается в том, что он часто ориентирован на достижение количественных
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (49), 2023 показателей и целей в ущерб качеству и реальным потребностям граждан. В некоторых случаях, чтобы достичь запланированных показателей, могут быть приняты неэффективные или несбалансированные решения, которые не всегда соответствуют реальны проблемам и потребностям общества. Это может приводить к нежелательным последствиям и неэффективному использованию ресурсов.
Другим недостатком программно-целевого подхода является его недостаточная гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям. Поскольку такой подход преследует конкретные планы и цели, он может оказаться неэффективным в ситуациях, когда возникают неожиданные изменения или новые проблемы, требующие оперативного реагирования. Это может затруднить приспособление программы к новым условиям и форматирование ее в более гибкую и адаптивную структуру.
Кроме того, программно-целевой подход может создавать проблемы в сфере контроля и оценки эффективности программы. Измерение достижения целей и оценка результативности может быть сложным процессом, особенно когда цели сложны или многогранны. Это может снизить эффективность контроля и оценки, что затрудняет повышение эффективности и корректировку программы в процессе реализации [Юзвович 2022: 2985-3006].
В целом, несмотря на некоторые недостатки, программно-целевой подход остается важным инструментом реализации государственных программ. Государственные программы охватывают различные сферы жизни, направлены на улучшение качества жизни граждан, стимулируют развитие экономики и поддерживают конкурентоспособность страны. Государственные программы имеют целью обеспечить устойчивое развитие и устранить структурные проблемы в различных сферах жизни. Реализация программ включает в себя широкое вовлечение государственных органов, бизнес-сообщества, научного и образовательного секторов, гражданского общества и прочих заинтересованных сторон.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (49), 2023
В настоящее время в России реализуется 50 государственных программ, охватывая 8 ключевых направлений, и ряд национальных проектов, таких как «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Культура», «Экология», «Наука и университеты» и другие.
Государственные программы и национальные проекты подразумевают наличие согласованного пакета мер по достижению поставленных целей. Финансирование государственных программ осуществляется в основном за счет бюджетных средств на основании перечня приоритетных направлений, который формирует Правительство Российской Федерации. При этом экономико-правовые отношения в рамках социального финансирования регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации [Намитулина 2021: 368-372].
На результаты реализации государственных программ оказывают влияние разнообразные факторы. Учитывая российскую специфику, к ним можно отнести следующие:
- высокий уровень дифференциации российских регионов по уровню социально-экономического развития;
- недоверие граждан к организации системе финансирования социальных проектов;
- сложная демографическая проблема.
В этой связи, государственным органам необходимо активизировать работу по снижению различий в уровне социально-экономического развития регионов, способствовать к транспарентности реализации государственных программ, а также комплексно подойти к решению проблемы воспроизводства населения на основе развития всех объектов социальной сферы: здравоохранения, жилищного хозяйства, охраны окружающей среды, физической культуры и спорта и т.д.
Несомненно, в настоящее время программно-целевой подход является незаменимым инструментом финансирования развития социальной сферы и
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (49), 2023 положительно влияет на улучшение качества жизни. Однако в практическом аспекте его реализации существуют некоторые проблемы, которые, в первую очередь, связаны с недоработками в нормативно-правовой базе, что выражается в значительном временном лаге между началом финансирования и достижением целевых показателей, несовершенной системе финансового контроля и недостаточном финансировании.
При этом важно учитывать существующие недостатки и дополнительно стремиться к гибкости, адаптивности и более сбалансированному подходу к установлению и достижению целей развития социальной сферы.
Список источников:
1. Лахтионова А.Д. Программно-целевой подход в системе управления социально-экономическим развитием региона // Бизнес и общество. 2022. №3 (35). [Электронный ресурс] URL: http://busmes-society.ru/2022/num-3-35/57_lakhtionova. pdf.
2. Намитулина А.З. Особенности финансирования социальной сферы в современной России // Самоуправление. 2021. №1 (123). С. 368-372.
3. Попова Л.В., Артемов В.А., Конорев А.М., Щедрина И.Н. Формирование системы финансирования социальной сферы на региональном и муниципальном уровнях: концептуальные подходы и практические аспекты. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2023. 260 с.
4. Хамурадов М.А., Вачаева Ф.И. Роль программно-целевого подхода как инструмента повышения эффективности исполнения расходной части бюджетов бюджетной системы РФ // Финансовая экономика. 2019. №10. С. 219-220.
5. Юзвович Л.И., Львова М.И. Проблемы финансирования социально-ориентированных программ на уровне региона // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12. №11. С. 2985-3006.